УДК 334.012.64
DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-4-108-118
НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
TAX REGULATION OF SMALL BUSINESS AT THE MUNICIPAL LEVEL
E. А. Малышев,
Забайкальский государственный университет, Чита eamalyshev@mail.ru
E. Malyshev,
Transbaikal State University, Chita
Д. А. Беляев,
Забайкальский государственный университет, Чита eamalyshev@mail.ru
D. Belyaev,
Transbaikal State University, Chita
Т. И. Кашурникова,
Забайкальский государственный университет, Чита tikashurnikova@mail.ru
T. Kashurnikova,
Transbaikal State University, Chita
Дан обзор значения налогового регулирования, представлены способы государственного формирования бюджета за счет налогов от разных видов деятельности. Рассмотрено состояние малого бизнеса в России. Показано, что государственная поддержка малого предпринимательства создает правовые и организационные условия для роста деловой активности малых предприятий. Отмечено, что в государстве для эффективности налогового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства необходимо использовать смешанную политику налогообложения. Предложен механизм налогового регулирования малого предпринимательства, показана необходимость предоставлять субъектам малого предпринимательства налоговые льготы, что также доказывает необходимость введения специальных налоговых режимов. Определена роль налогового стимулирования сферы малого и среднего бизнеса в системе мер государственной поддержки предпринимательства в России. Рассмотрены проблемы развития малого предпринимательства на местном уровне и риски существующей системы налогового регулирования. Отмечено, что основной задачей, стоящей перед налоговыми органами России, является увеличение адаптивности к разным категориям налогоплательщиков, даны рекомендации по совершенствованию государственного механизма управления налоговым сектором. Обоснована необходимость создания муниципальных межведомственных центров профессиональной помощи субъектам малого предпринимательства с целью защиты законных интересов представителей данного сектора. Показана объективная необходимость внесения изменений в систему налогообложения. Для развития малого предпринимательства необходима соответствующая законодательная база, разумные налоговые и экономические льготы, прямая поддержка государства по подготовке кадров, создание условий для прямых инвестиций. Сделан вывод об использовании системного подхода реформирования и поддержке малого предпринимательства на местном уровне
Ключевые слова: государственная поддержка малого предпринимательства; налоговое регулирование; малое предпринимательство; механизм налогового регулирования малого предпринимательства; налоговая политика государства; режимов налогообложения; проблемы развития малого предпринимательства; муниципальная политика налогообложения; политика налогового стимулирования; политика максимальных налоговых изъятий
© Е. А. Малышев, Д. А. Беляев, Т. И. Кашурникова, 2018
The review of value of tax regulation, ways of the state formation of the budget at the expense of taxes from different types of activity is provided in article. The condition of small business in Russia is considered. It is shown that the state support of small business creates legal and organizational conditions for growth of business activity of small enterprises. It is noted that in the state for efficiency of tax regulation of small business entities activity, it is necessary to use the mixed policy of the taxation. The mechanism of small business tax regulation and need to provide to small business entities tax benefits, that also proves need of introduction of the special tax modes, is offered. The role of tax incentives of the sphere of small and medium business in the system of measures of the state support of business in Russia is shown. Problems of development of small business at the local level and risks of the existing system of tax regulation are considered; it is proved that the main objective facing tax authorities of Russia is an increase in adaptability to different categories of taxpayers. Recommendations about improvement of state mechanism of management of the tax sector are stated. Need of creation of the municipal interdepartmental centers of the professional help to small business entities for the purpose of protection of legitimate interests of representatives of this sector is considered. Objective need of the taxation system modification is shown. It is noted that the relevant legislative base, reasonable tax and economic benefits, direct support of the state on training, and creation of conditions for direct investments is necessary for development of small business. The conclusion is drawn on the use of system approach of reforming and support of small business at the local level
Key words: state support of small business; tax regulation; small business; mechanism of tax regulation of small business; tax policy of the state; modes of taxation; problem of small business development; municipal policy of taxation; politics of tax incentives; politics of maximum tax withdrawals
ведение. В системе предпринимательства малый бизнес является динамичным элементом преобразования современной рыночной экономики, определяющим ее гибкость и адаптивность. От умелого сочетания малого, среднего и крупного бизнеса зависят как эффективность функционирования экономической системы, так и экономический рост, структура и качество ВВП. Малый бизнес может активно участвовать в разрешении целого комплекса экономических и социальных проблем, активизируя структурную перестройку экономики, насыщая рынок товарами и услугами, формируя конкурентную среду, содействуя развитию регионов, рыночной инфраструктуры, решению проблем занятости, выравниванию условий и повышению уровня жизни населения, формированию новых субъектов собственности и становлению среднего класса общества [7; 12].
Динамика развития малого и среднего предпринимательства в последние годы является положительной. Малые и средние предприятия (МСП) и ИП в РФ на начало 2018 г. — это 6,04 млн хозяйствующих субъектов, рабочие места для 16 млн граждан (22 % от общего числа занятых). Для сравнения отметим, что в 2016 г. количество субъектов МСП составляло 5,84 млн, которые обеспечивали рабочие места для
18 млн граждан (25 % от общего числа занятых). В Российской Федерации только 4,7 % граждан трудоспособного возраста являются начинающими предпринимателями [3; 8].
Результаты исследования. Государственная поддержка малого предпринимательства создает правовые и организационные условия для роста деловой активности малых предприятий; реализует научно-техническую, инновационную, инвестиционную, ценовую политику; налоговую и кредитно-финансовую политику для обеспечения эффективного развития малого бизнеса; оказывает содействие во внешнеэкономической деятельности; упрощает порядок регистрации и форм отчетности [1].
Согласно реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [5], предполагается не только поддержание стабильных темпов экономического роста, но и увеличение с 15 до 60 % доли экономически активного населения, занятого в секторе малого и среднего предпринимательства (МСП).
Первоочередной задачей совершенствования поддержки малого бизнеса является снижение налоговой нагрузки. Причём эта поддержка должна распространяться как на существующие малые предприятия,
так и на открывающиеся. По официальной статистике Росстата, «...одним из основных факторов, ограничивающих деловую активность организаций, является высокий уровень налогов» [10. С. 132]. Выделение финансовой поддержки в регионах в виде грантов, субсидий, кредитов нецелесообразно в силу того, что организации, воспользовавшись такой поддержкой, не развиваются из-за высоких налоговых ставок и отсутствия гибкой налоговой системы для начинающих предприятий. В то же время потенциальные субъекты малого бизнеса могли бы развиваться и платить налоги в местный бюджет. «Основными преимуществами неофициального статуса такие предприниматели считают отсутствие налогового бремени» [6].
Налоговое регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства основано на общих принципах налоговой системы Российской Федерации, установленных в Налоговом кодексе РФ. Налоговое законодательство России, с одной стороны, характеризуется обширным нормативным материалом, а с другой — частым внесением всевозможных изменений и дополнений, т. е. нестабильностью [11]. Нестабильность налогового законодательства стала острой проблемой для субъектов малого предпринимательства. Частая смена правил налогообложения и процедур взимания налогов приводит к нарушению принципа стабильности налоговой системы.
В научной литературе налоговая политика государства делится на три типа: фискальную, регулирующую и стимулирующую. Фискальная политика государства направлена на максимальное пополнение бюджета за счет налогов и сборов. В отношении субъектов малого предпринимательства фискальная политика проводится редко, так как высокая налоговая нагрузка негативно влияет на развитие субъектов малого предпринимательства. При реализации регулирующей политики государство стремится достичь баланса интересов между различными группами в обществе, т. е. происходит перераспределение налогового бремени между субъектами экономики. С
помощью регулирующей политики государство оказывает поддержку субъектам малого предпринимательства. Стимулирующая политика предполагает ослабление налогового бремени для субъектов экономики. Но при выборе проведения налоговой политики в отношении субъектов малого бизнеса нужно помнить, что на малый бизнес влияют факторы, ограничивающие его деятельность. Таким образом, в государстве для эффективности налогового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства необходимо использовать смешанную политику налогообложения, так как каждый тип политики выполняет значимые функции.
Налоговое регулирование малого предпринимательства направлено на обеспечение обоснованного изъятия средств в бюджетную систему при одновременном предоставлении преимуществ отдельным категориям хозяйствующих субъектов с целью снижения их налоговой нагрузки и при повышении заинтересованности в дальнейшей деятельности (рис. 1).
Государство, разрабатывая порядок налогообложения малого и среднего предпринимательства, ставит разные задачи. В число приоритетных задач налогового регулирования малого предпринимательства в России следует отнести вывод из «тени» субъектов малого предпринимательства, стимулирование предпринимательской активности, привлечение капитала в экономику [14].
Для выравнивания условий деятельности крупных, средних и малых предприятий необходимо предоставлять субъектам малого предпринимательства налоговые льготы, что также доказывает необходимость введения специальных налоговых режимов. Использование общего налогового режима в отношении малого предпринимательства способствует скрытию доходов или уходу данного сектора в «тень». Зарубежная практика показывает, что при использовании льготных режимов налогообложения в отношении субъектов МСП в большинстве стран удается вывести из «тени» большую часть малых и средних предприятий.
НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
I
Государство
Бюджет
П ерер ¿определение и финансирование
Предо ставлени е субсидий и дотаций на развитие
5
о.
Меры го характера
Система налогов и сборов, режимы
ния
Меры ct:-!:-:;.1"::-'.^;.'^^ -го характера
Налоговые льготы, пониженные налоговые
ставки, отсрочки, рассрочки уплаты налогов
Хозяйствующий субъект
Меры фискального характера
Штрафные санкиии, пени, доначисление налогов
Выбор налогового режима, использование налоговых льгот и других преференций
Рис. 1. Механизм налогового регулирования малого предпринимательства [2] / Fig. 1. Mechanism of tax regulation of small business [2]
В связи с этим для субъектов малых предприятий России действуют два вида режимов налогообложения:
1) общий, установленный для всех налоговых субъектов, в том числе для субъектов МСП;
2) специальные режимы, введенные для субъектов малого предпринимательства
[4].
Под общим режимом налогообложения понимают совокупность налогов и сборов, установленных НК РФ и иными федеральными законами и подлежащих уплате организациями всех форм собственности и физическими лицами.
Специальные налоговые режимы рассматриваются как особый способ налогообложения малого бизнеса, который заключается в особом порядке исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода. Специальный налоговый
режим создается в рамках специальной, не обязательно льготной системы налогообложения для ограниченных категорий налогоплательщиков и видов деятельности, обязательно включает единый налог (как центральное звено) и сопутствующее ему ограниченное количество других налогов и сборов, заменить которые единым налогом нецелесообразно или невозможно.
Налоговое регулирование в виде применения специального налогового режима может проявляться в двух формах: 1) в виде упрощения системы налогообложения, учета, отчетности; 2) в виде снижения налогового бремени по сравнению с общеустановленным режимом налогообложения [13].
Таким образом, специальные налоговые режимы являются необходимой мерой, направлены на поддержку малого предпринимательства и фактически на облегчение налогового администрирования.
Регулирование налоговых отношений осуществляется на следующих уровнях налоговой системы — федеральном, региональном и местном. На федеральном уровне разрабатываются и принимаются основные направления налоговой политики страны, федеральные законы, регламентирующие налогообложение, постановления Правительства РФ и указы Президента РФ. Главным регулирующим воздействием обладает Налоговый кодекс РФ, в который довольно часто вносятся либо изменения, либо дополнения, существенно корректирующие условия налогообложения хозяйствующих субъектов, в том числе функционирующих в сфере малого и среднего предпринимательства [9. С. 130]. На региональном и местном уровнях особое внимание уделяется эффективному управлению финансовой системой поддержки малого бизнеса. Именно развитие системы финансирования на уровне региона помогает малому предпринимательству сформировать необходимый уровень конкурентоспособности товаров и услуг.
В результате деятельности государственных и муниципальных институтов власти при эффективно выстроенной системе использования сбалансированного механизма распределения прав и обязанностей в трехуровневой системе управления возникает эффективный регулятор распределения доходов государства между бюджетами разного уровня. Данные преобразования в структуре государственного регулирования способствуют созданию многоуровневого механизма управления на всех уровнях власти с высокой степенью эффективности. Создавая систему развития малого предпринимательства, органы государственной власти преследуют единственную цель, а именно: пополнение бюджета для исполнения своих обязательств. В свою очередь, наибольшую выгоду от деятельности сектора малого предпринимательства получает федеральный бюджет, по статистике наибольший вклад также вносят органы федерального центра. Таким образом, возникает ситуация, при которой органы местного самоуправления, не имея
практически никакой отдачи, не в состоянии качественно регулировать развитие сектора малого предпринимательства. Это означает, что управление сектором малого предпринимательства в Российской Федерации происходит в ручном режиме, что крайне неэффективно. В результате возникают проблемы развития малого предпринимательства на местном уровне по следующим причинам:
- отсутствие реальных административных ресурсов влияния на процесс развития малого предпринимательства;
- высокая степень дефицитности местных и региональных бюджетов;
- отсутствие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на местном уровне;
- низкая степень профессионализма органов муниципальной власти. Данный механизм государственного регулирования необходимо реформировать с целью выработки системы автоматического регулирования, не прибегая к ресурсам федерального центра.
При выработке национальной политики развития сектора малого предпринимательства следует учитывать:
- географическое нахождение муниципального образования;
- зависимость местного бюджета от межбюджетных трансфертов;
- структуру формирования местного бюджета;
- профессиональную направленность региона и муниципального образования;
- квалификацию органов власти и кадрового потенциала региона;
- наличие ресурсов со стороны органов власти для создания малого предпринимательства.
Основываясь на данных критериях, формирование национальной политики развития сектора малого предпринимательства необходимо проводить во взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами.
В результате реализации процесса реформирования бюджетного и налогового законодательства органы местного само-
управления приобретают эффективный инструмент налогового регулирования сектора малого предпринимательства. Кроме того, бюджет местного значения напрямую становится зависимым от качества местного управления, так как основным источником пополнения местного бюджета являются налоговые доходы от деятельности субъектов малого предпринимательства. В сложившихся условиях заинтересованность в эффективном развитии малого предпринимательства появляется не только у органов федеральной и региональной власти, в результате чего сокращается число дефицитных бюджетов, но и у органов местного самоуправления, которые приобретают гарантированный источник финансирования местного бюджета. В случае реформирования законодательной нормативно-правовой базы органы местного самоуправления имеют возможность самостоятельно разрабатывать механизм регулирования, интегрированный в общую национальную систему управления развитием малого предпринимательства, используя меры налогового стимулирования в виде создания дифференцированной системы налогообложения данного сектора в пределах, не превышающих федеральные нормы. Создание муниципальной политики налогообложения сектора малого предпринимательства может быть использовано как эффективный инструмент муниципального регулирования, целью которого является не только финансирование местного бюджета, но и создание благоприятных условий для данного сектора. Разрабатывая эффективную налоговую политику на уровне муниципального образования, органы местного самоуправления получают качественный инструмент управления сектором малого предпринимательства. В условиях налогового регулирования на местном уровне налоговая политика может быть двух видов:
1) политика налогового стимулирования. Она реализуется в государстве, где социально-экономическая ситуация стабильно улучшается, бюджет находится в состоянии равновесия. При выборе политики налогового стимулирования органы госу-
дарственной и муниципальной власти разрабатывают такую систему, при которой бюджет получает необходимые финансовые ресурсы, при этом налогоплательщики не испытывают дополнительного обременительного эффекта. В этих условиях устанавливается дифференцированная шкала налогообложения по отраслям, хозяйствующим субъектам разного масштаба (крупное, среднее, малое предпринимательство), разрабатывается система налогового льготирования или полного освобождения от уплаты некоторых налогов на какой-то период и при определенных обстоятельствах. При данном виде налоговой политики государство поощряет индивидуальное участие в экономической жизни страны;
2) политика максимальные налоговых изъятий. Этот вид налоговой политики реализуется в странах с нестабильной экономической ситуацией, в стране, где бюджет является дефицитным, доходы бюджета не в состоянии покрыть необходимый минимум расходной части бюджета разного уровня. Органы государственной и муниципальной власти для увеличения доходов национального бюджета повышают уровень налоговых ставок, что приводит к увеличению налогового бремени на предпринимательство. В результате происходит ускорение инфляции, уход бизнеса в сектор теневой экономики, банкротство хозяйствующих субъектов, налоговое бремя для которых стало непосильным. Данный вид налоговой политики вводит страну в экономический хаос, выйти из которого непросто.
В результате реформирования бюджетного и налогового законодательства с целью смещения акцента в области распределения полномочий развития малого предпринимательства в сторону местного самоуправления органы власти на местах приобретают возможность эффективно управлять качеством экономической структуры муниципальной экономики. Профессиональная направленность экономики как России в целом, так и муниципального образования, в частности, имеет специализацию торговли и торговых отношений. Благодаря налоговому регулированию
местными органами власти, структура сектора малого предпринимательства приобретает вид, свойственный данному региону. При разработке дифференцированной шкалы налогообложения в сфере малого предпринимательства в зависимости от масштаба предприятия следует учитывать долгосрочные планы развития данного сектора с целью реформирования специализации малых предприятий.
Реализуя стимулирующую политику налогообложения сектора малого предпринимательства, органы местного самоуправления располагают эффективным инструментом развития наукоемкого, инновационного сегмента указанного сектора муниципальной экономики. В результате налогового влияния на субъекты малого предпринимательства органы местной власти, в зависимости от качества проводимой политики, осуществляют управление данным сектором, структурой муниципальной экономики, благосостоянием населения и общим социально-экономическим развитием.
Кроме реализации эффективной, дифференцированной, стимулирующей политики налогообложения сектора малого предпринимательства, в результате перераспределения полномочий органам местного самоуправления следует разрабатывать систему устранения административных барьеров как на этапе создания предприятий, так и на этапе благополучного развития. Для реализации данного положения органам местного самоуправления необходимо:
- создавать муниципальные межведомственные центры профессиональной помощи субъектам малого предпринимательства с целью защиты законных интересов представителей данного сектора;
- создавать межведомственные комиссии с целью выявления и пресечения бюрократических проявлений, препятствующих эффективному развитию сектора малого предпринимательства на местном уровне;
- совместно с органами региональной и федеральной власти разрабатывать упрощенные формы налоговой отчетности;
- совместно с органами федеральной и региональной власти разрабатывать механизм проведения проверок, нацеленный на сокращение внеплановых проверок;
- совместно с представителями всех уровней власти совершенствовать судебный механизм рассмотрения дел хозяйствующих субъектов путем отмены территориальной принадлежности участников судебного процесса.
Наличие преград административного характера оказывает отрицательное воздействие на развитие предпринимательства. В ходе устранения административных барьеров органы местного самоуправления имеют возможность ознакомиться с реальной картиной состояния как бюрократического аппарата, так и положения субъектов малого предпринимательства.
Проводя эффективную политику борьбы с бюрократией, влиянием различных субъектов с административным ресурсом на предпринимательские структуры, органам местного самоуправления следует качественно реализовывать муниципаль-но-частное партнерство (МЧП) (рис. 2).
Данное партнерство заключается в поиске взаимовыгодных условий существования бизнеса и власти, при которых субъекты малого предпринимательства будут чувствовать себя защищенными, обременяться минимальным налогом, ощущать благоприятное воздействие органов местного самоуправления.
В свою очередь, местный уровень власти располагает гарантированным достаточным для выполнения своих обязательств источником финансирования.
Механизм муниципально-частного партнерства содержит:
1) специализированные центры помощи субъектам малого предпринимательства в области налогообложения. Задачей данных центров является содействие в актуальном, не противоречащем законодательству формировании налогового учета на предприятии во избежание различных налоговых и административных правонарушений. Кроме того, данные центры могли бы оказывать необходимую помощь в обла-
сти налогового консультирования, законной оптимизации налогового бремени, что в условиях низкой квалификации кадров является качественной формой помощи;
2) механизм создания совместных предприятий в проблемных отраслях муниципальной экономики с целью реформирования структуры сектора малого предпринимательства, получения дополнительного
источника финансирования местного бюджета. По итогам формирования успешного предприятия сектора малого предпринимательства после выхода на самоокупаемый уровень в целях совершенствования рыночной экономики на местном уровне необходимо реализовывать данные предприятия путем торгов.
Рис. 2. Механизм реализации муниципально-частного партнерства / Fig. 2. Mechanism of municipal and private partnership realization
В результате реализации муниципаль-но-частного партнерства сектор малого предпринимательства приобретает эффективный регулятор в лице местной власти, который способствует созданию благоприятных условий для развития данного сектора. С другой стороны, органы местного самоуправления имеют возможность непосредственно влиять на структуру малого предпринимательства, создавая конкурентоспособные предприятия.
Кроме создания эффективной системы налогового регулирования сектора малого предпринимательства на местном уровне
необходимо разработать систему оценки работы органов местного самоуправления в области развития малого предпринимательства. Система оценки качества работы местного самоуправления включает следующее:
- рост/сокращение субъектов малого предпринимательства;
- годовой оборот сектора малого предпринимательства и динамику его движения относительно предыдущих периодов;
- численность занятых на малых предприятиях;
- среднюю заработную плату по категориям работающего персонала;
- налоговые отчисления субъектов малого предпринимательства;
- долю субъектов малого предпринимательства, осуществляющего внешнеэкономическую деятельность;
- количество налоговых и административных правонарушений.
В ходе обобщения результатов оценки деятельности местного самоуправления в области развития малого предпринимательства формируются качественные характеристики состояния данного сектора на исследуемой территории. В результате консолидации названных показателей на всей территории России федеральная власть имеет возможность реагировать на развитие малого предпринимательства в масштабах страны.
Выводы. Таким образом, можно констатировать, что для государства увеличение налоговых поступлений в бюджет за счет субъектов малого и среднего предпринимательства не является главной целью. Основная цель государственной политики в области налогообложения малого бизнеса — поддержка данных субъектов путем предоставления налоговых льгот. Специальные налоговые режимы значительно снижают налоговую нагрузку с субъектов малого предпринимательства, тем самым
Список литературы_
предоставляя им возможность развиваться, что оказывает положительное влияние на экономику страны в целом. Чтобы малое предпринимательство активно развивалось, необходима соответствующая законодательная база, разумные налоговые и экономические льготы, прямая поддержка государства по подготовке кадров, создание условий для прямых инвестиций, действия международных организаций, формирование механизма венчурного капитала.
Создавая эффективную политику налогового регулирования сектора малого предпринимательства на местном уровне, государство в лице органов федеральной, региональной и муниципальной власти приобретает качественный, работоспособный, многоуровневый механизм управления данным сектором. При использовании системного подхода реформирования и поддержки малого предпринимательства на местном уровне возникает взаимовыгодный формат взаимодействия бизнеса и органов власти. Органы местного самоуправления, используя преимущества оперативности информационного обмена между субъектами малого предпринимательства и властью, способны более эффективно и оперативно влиять на качество процесса регулирования сектора малого предпринимательства.
1. Дзагоева М. Р., Тускаева М. Р. Проблемы реализации программ по поддержке малого бизнеса в муниципальных образованиях // Молодежь и наука: актуальные вопросы социально-экономического развития региона. Владикавказ, 2012. С. 176—180.
2. Долгих И. Н. Налоговое регулирование малого бизнеса [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lib.tpu.rU/fuIltext/c/2012/C23/V1/023.pdf (дата обращения: 13.01.2018).
3. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ofd.naIog.ru (дата обращения: 22.03.2018).
4. Иризепова М. Ш. Региональные особенности систем налогообложения малого и среднего бизнеса / / Налоги и налогообложение. 2015. № 2. С. 134—145.
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс ]. Режим доступа: http://www.consultant.ru>document/cons_doc_LAW_82134 (дата обращения: 17.01.2018).
6. Лымарь Е. Н. Эффективность государственной поддержки малого и среднего бизнеса как участников рынков с монополистической конкуренцией [Электронный ресурс] // Вестник ЧелГУ. 2012. № 10. Режим доступа: https://www.cyberIeninka.rU/articIe/n/effektivnost-gosudarstvennoy-podderzhki (дата обращения: 12.03.2018).
7. Малышев Е. А., Беляев Д. А. Роль малого предпринимательства в социально-экономическом развитии национальной экономики // Вестник Забайкал. гос. ун-та. 2017. № 11. С. 85—91.
8. О состоянии делового климата в России в 2016 году: доклад [Электронный ресурс]. Режим доступа: https//:www.media.rspp.ru (дата обращения: 12.02.2018).
9. Перекрестова Л. В., Иризепова М. Ш. Налоговое регулирование развития предпринимательства / / Вестник Волгоград. гос. ун-та. 2014. № 4. С. 125—134.
10. Сулакшин С. С. Государственная экономическая политика и экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике. М.: Научный эксперт, 2008. Т. 2. 840 с.
11. Терентьева М. В., Сафронова Т. С. Совершенствование налогообложения на предприятиях малого бизнеса // Современное развитие малого бизнеса: материалы II Всерос. конф. с междунар. участием. Челябинск, 2014. С. 184-188.
12. Тетерин В. Н. Малый бизнес — материальная основа самоуправления [Электронный ресурс] // Проблемы местного самоуправления. 2008. № 5. Режим доступа: http://www.samoupravlenie.ru/29-a.php (дата обращения: 02.02.2018).
13. Тускаева М. Р., Кудаева А. М. Сравнительный анализ налоговой нагрузки на экономику в Российской Федерации и в зарубежных странах // Социально-экономическое развитие региона в условиях модернизации: материалы Всерос. межвуз. науч.-практ. конф. преподавателей и студентов. Владикавказ, 2015. С. 453—461.
14. Яновский В. В. Туннельный эффект для барьеров инновационной экономики / / Управленческое консультирование. 2008. № 4. С. 84—94.
References_
1. Dzagoeva M. R., Tuskaeva M. R. Molodezh i nauka: aktualnye voprosy sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regiona (Youth and science: topical issues of socio-economic development of the region). Vladikavkaz, 2012. P.176-180.
2. Dolgikh I. N. Nalogovoe regulirovanie malogo biznesa (Tax regulation of small business). Available at: http://www.lib.tpu.ru/fulltext/c/2012/C23/V1 /023.pdf (Date of access: 13.01.2018).
3. Ediny reestr subektov malogo i srednego predprinimatelstva (Unified register of subjects of small and medium business). Available at: https://www.ofd.nalog.ru (Date of access: 22.03.2018).
4. Irizepova M. Sh. Nalogi i nalogooblozhenie (Taxes and taxation), 2015, no. 2, pp. 134-145.
5. Kontsepciya dolgosrochnogo sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda: utv. rasporyazheniem Pravitelstva RF ot 17 noyab. 2008 g. № 1662-r (The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020: ratified. Stated by the order of the Government of the Russian Federation dated by November 17 2008 № 1662-p). Available at: http://www. consultant.ru> document / cons_doc_LAW_82134 (Date of access: 17.01.2018).
6. Lymar E.N. Vestnik ChelGU (Bulletin of the ChelSU). 2012. № 10. Available at: https://www. cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-gosudarstvennoy-podderzhki (Date of access: 12.03.2018).
7. Malyshev EA, Belyaev D. A. Vestnik Zabaykal. gos. un-ta (Transbaikal State University Journal), 2017, no. 11, pp. 85-91.
8. O sostoyanii delovogo klimata v Rossii v 2016 godu: doklad (On the state of the business climate in Russia in 2016: report). Available at: https//: www.media.rspp.ru (Date of access: 22.02.2018).
9. Perekrestova L. V., Irizepova M. Sh. Vestnik Volgograd (Bulletin of the Volgograd State Un-ty), 2014, no. 4, pp. 125-134.
10. Sulakshin S. S. Gosudarstvennaya ekonomicheskaya politika i ekonomicheskaya doktrina Rossii. K umnoy i nravstvennoy ekonomike (State economic policy and economic doctrine of Russia. To a smart and moral economy). Moscow: Scientific expert, 2008. Vol. 2. 840 p.
11. Terentyeva M. V., Safronova T. S. Sovremennoe razvitie malogo biznesa: materialy II Vseros. konf. s mezhdunar. uchastiem (Modern development of small business: materials II All-Russia. conf. from international participation). Chelyabinsk, 2014. pp. 184-188.
12. Teterin V. N. Problemy mestnogo samoupravleniya (Problems of local self-government), 2008, no. 5. Available at: http://www.samoupravlenie.ru/29-a.php (Date of access: 02.02.2018).
13. Tuskayeva M. R., Kudaeva A. M. Sotsialno-ekonomicheskoe razvitie regiona v usloviyah modernizatsii: materialy Vseros. mezhvuz. nauch.-prakt. konf. prepodavateley i studentov (Socio-economic development of the region in the conditions of modernization: materials of the all russian inter-university scientific practice. conf. teachers and students). Vladikavkaz, 2015. P. 453-461.
14. Yanovsky V. V. Upravlencheskoe konsultirovanie (Management Consulting), 2008, no. 4, pp. 84-94.
Коротко об авторах_
Малышев Евгений Анатольевич, д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры экономики и бухгалтерского учета, Забайкальский государственный университет, Чита, Россия. Область научных интересов: экономика энергетики, региональная экономика, бизнес-планирование, менеджмент, маркетинг, энергетика eamalyshev@mail.ru
Беляев Дмитрий Александрович, аспирант, Забайкальский государственный университет, Чита, Россия. Область научных интересов: экономика и управление предприятием, исследование в области экономических процессов, малое предпринимательство, региональная экономика, инвестиции eamalyshev@mail.ru
Кашурникова Тина Иннокентьевна, ст. преподаватель кафедры экономики и бухгалтерского учета, Забайкальский государственный университет, Чита, Россия. Область научных интересов: экономика энергетики, региональная экономика, бизнес-планирование, менеджмент, маркетинг tikashurnikova@mail.ru
Briefly about the authors_
Evgeny Malyshev, doctor of economic sciences, professor, professor, Economy and Accounting department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: power economy, regional economy, business planning, management, marketing, power
Dmitry Belyaev, postgraduate, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: economy and business management, research in the field of economic processes, small business, regional economy, investments
Tina Kashurnikova, senior teacher, Economy and Accounting department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: power economy, regional economy, business planning, management, marketing
Образец цитирования _
Малышев E. А., Беляев Д. А., Кашурникова Т. И. Налоговое регулирование малого предпринимательства на муниципальном уровне // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2018. Т. 24. № 4. С. 108—118. DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-4-108-118
Malyshev E., Belyaev D., Kashurnikova T. Tax regulation of small business at the municipal level // Transbaikal State University Journal, 2018, vol. 24, no. 4, pp. 08-118. DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-4-108-118.
Статья поступила в редакцию: 06.04.2018 г. Статья принята к публикации: 18.04.2018 г.