УДК 334.012.04
1)01: 10.21209/2227-9245-2017-23-11-85-91
РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ
ЭКОНОМИКИ
THE ROLE OF SMALL BUSINESS IN THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT
OF THE NATIONAL ECONOMY
Д. А. Беляев, 3 a on йкальскч it государственный университет, г. Чита WarrioRbel@maiI, гн
I), lielyaev, Transbaikal State University, Chita
11 рнведено определение сектора предпринимательства как стратегической сферы интересов государства, являющейся основным источником финансирования бюджета разного уровня и экономического развития. Отмечено, что предпринимательство к России имеет достаточный потенциал рос-га, являясь гибкой сферой экономического государственного устройства, И способно оперативно реапцювать на изменение pi,точной конъюнктуры, как на внутреннем, так н на международном рынках. Показано, что для построения эффективного механизма регулирования государственной системы и области частной собственности необходимо социально ответственное предпринимательство, кото|Х>е также способствует общему развитию демократических и рыночных принципов. Результаты проведенного исследования показали необходимость развития сектора малого предпринимательства. Установлено, что его самостоятельное развитие, без государственного участия, в условиях недобросовестной конкуренции, высокой концентрации административных барьеров, ограниченного доступа к различным ресурсам в виде кредитов, государственной поддержки, как показывает проведенное исследование, не имеет никакой перспективы. I [оказано, что эффективное государственное регулирование малого предпринимательства посредством необходимого перераспределения полномочий между уровнями власти, через совершенствование механизмов налогового, финансового, административного управления способно создать устойчивый сектор национальной экономики с высокой степенью отдачи. Отмечено, что к процессе развития сектора малого предпринимательства воздействию подвергается окружающая экономическая и социальная среда, а именно: совершенствуется экономическое законодательство, формируется гражданское общество. Сформулирован вывод, что представители малого предпринимательства осознают свою социальную ответственность перед обществом, поэтому институты государственного регулирования не только играют важную роль в создании эффективного сектора малого предпринимательства, но и способствуют развитию культуры предпринимательства, присущей цивилизо-ванному обществу
Ключевые слона: малое а среднее предпринимательство: факторы развития малого и среднего предпринимательства; законодательное регулирование малого и среднего бизнеса; гражданское общество; административные барьеры: социальная ответственность; демократические и рыночные принципы; внешние и внутренние факторы; инновационный проект; налоговая система
The definition оГ ihe business sector as a strategic sphere оГ state interests, which is the main source of financing budgets of different levels and economic development, is given. It is noted that entrepreneurship in Russia lias sufficient growth potential, being a flexible sphere of economic state structure, and is able to react quickly to changing market conditions, both on the domestic and international markets. It is shown that in order to build an effective mechanism for regulating the state system in the field of private property, socially responsible entrepreneurship is necessary, which also contributes to the overall development of democratic and market principles. The results of the research showed the need for the development of the small business sector. It i.s established that its independent development, without state participation, in conditions of unfair сот|>еШон, high concentration of
85
©Д. А. Беляев, E. А, Малышев, 2017
administrative barriers, limited access to various resources in the form of loans, slate support, as the study shows, has no prospects. It is shown that effective slate regulation of small business through the necessary redistribution of powers between levels of power, through the improvement of mechanisms of tux, financial, administrative management can create a stable sector of the national economy with a high degree of return. 11 is noted that in I he process of development of the small business sector, the surrounding economic and social environment is exposed, namely: economic legislation is being improved, civil society is being formed. The conclusion is drawn that the representatives of small entrepreneurs!]ip realize their social responsibility to the society; therefore the institutions of state regulation not only play an important role in creating an effective small business sector, but also contribute to the development of an entrepreneurial culture inherent in a civilized society
Key words: small and medium-sized business ;factors of development of small and medium business; legislative regulation of small and medium business; civil society; administrative barriers: social responsibility; democratic and market principles: external and interna! factors; innovative project; lax system
Мировое научное сообщество в течение продолжительного периода времени формировало теорию экономического раз-вития и поиска места предпринимательства ii экономическом национальном устройстве. Согласно И. Л. Шумпетеру, предпринимательство как сектор экономики предполагает отказ от привычного миропорядка п требует творческого подхода, в результа-те чего неординарные качества личности предпринимателя приобретают определяющую роль. Профессор Гарвардской школы бизнеса Г. Стивенсон определял предпринимательство как поиски возможностей за пределами контролируемых на данный момент ресурсов. И процессе становления предпринимательства особый вклад »несла австрийская школа, яркими представителями которой являются К. Менгер, О. Бём-Баверк, Ф. Визе]), JT. Мизес, Ф. Xaii-ек. 11. Друкер говорил о необходимости предпринимательского общества, в котором предпринимательство и инновации будут иметь устойчивый характер. В свою очередь, предпринимательство он определял как «просто работу».
По мнению И. А. Шумпетера, предприниматель — это хозяйствующий субъект, функцией которого является не-посредственное осуществление новых комбинаций элементов данного процесса. Предположительно в 1800 г. Ж. Б. Сэй ввел термин «enterreneur» (предприниматель), дав следующее определение: предприниматель перераспределяет ресурсы из сектора малой продуктивности и больший н пожинает плоды. Ж. Ii. Сэй определял
деятельность предпринимателя как фактор производства, наряду с землей, капиталом и трудом, говоря о зависимости размера прибыли от эффективности деятельности 11 редпри и и м ателя.
Важность существования предпринимательства как эффективного двигателя экономического н общественного развития выделял Л. Маршал, говоря, что если у человека присутствует навык управления предприятием, он обязательно придет к тому, чтобы использовать его для достижения выгоды для человечества.
Предпринимательство на всем протяжении существования определяет проблемные области, препятствующие своему развитию. Одну из таких проблемных сфер, а именно область человеческого капитала предпринимателей, описывает Т. У. Шульц.
Кроме положительного влияния предпринимательства на национальную экономику и общество, по мнению И. Кирцвера, деятельность предпринимателя направлена на разрушение баланса рыночного состояния, т. к. именно и условиях рыночной дестабилизации предприниматель имеет возможность получить максимальную прибыль.
Современное предпринимательство п экономически развитых странах основывается на создании и развитии инновационной модели. Российская модель предпринимательства ищет свою нишу. 11аучпо-исследовательская база в России содержит множество публикаций на тему развития предпринимательства, однако
результаты исследований сводятся к самостоятельному развитию данного сектора, С минимальным вмешательством государства. Следовательно, особое внимание необходимо уделить государственному регулированию, механизмам и инструментам государственного управления. Государство, обладая всеми необходимыми инструментами, способно создать благоприятные аффективные условия для предпринимательства. М. Алле утверждает, что государство, реформируя институциональные рамки, способно создать необходимые условия для
Внутренние факлоры
Квалификация
персонала
Физический и моральный иэиос основных фон; [О l>
сектора предпринимательства, где представители данной сферы смогут достичь наивысшей эффективности.
Малое предпринимательство является неотъемлемой частью национального экономического развития страны. Субъекты малого предпринимательства находятся под влиянием как внутренних, так и внешних факторов, определяющих развитие данной бизнес-категории национальной экономической системы. Данные факторы представлены на рисунке.
Внешние факторы
Недобросовестная конкуренция
Несовершенство налоговой системы
г-1 Малое |предприним аггел ьство
Нкзкоекачество управления
Ограниченный доступ к финансовым ресурсам
Факторы, влияющие на развитие малого предпринимательства в Российской Федерации / Factors affecting the development of small business in the Russian Federation
Совокупность эффективного, сбалансированного управления данными факторами как внутри предприятия, так и во внешней среде, обеспечивает качественное развитие малого предпринимательства. Р> свою очередь, внутренние факторы находятся в прямой или косвенной зависимости от внешних, регулируемых государством.
К основным внутренним факторам и проблемам следует отнести:
I) квалификацию персонала. В силу отсутствия финансовых, имиджевых возможности привлечения специалистов высокого уровня, малые предприятия испытывают дефицит в высококлассных профессионалах в области финансов, юриспруденции, менеджмента, 11едостаточиое количество специалистов сказывается на стратегическом развитии малого предприятия, где горизонт планирования редко превышает один год. В настоящее время на малых предприятиях отсутствует система
регулярного менеджмента, когда организации находятся в непрерывном управлении со стороны топ-менеджмента. Кроме того, отсутствие системы повышения профессиональной квалификации для сотрудников и собственников бизнеса оказывает сдерживающее воздействие и ставит под угрозу благоприятное развитие предприятий малых форм:
2) физический и моральный износ основных фондов. Сектор малого предпринимательства, являясь наиболее уязвимым местом национальной экономики, испытывает определенные трудности самостоятельном получении кредитных ресурсов. Данная ситуация сказывается на возможности представителей малого предпринимательства регулярно обновлять свои основные средства с целью совершенствования технологического процесса, снижения себестоимости продукции, максимального удовлетворения потребителя и, как
следствие, — максимизации прибыли. В результате данной проблемы сектор малого предпринимательства не имеет возможности конкурировать с представителями среднего н крупного предпринимательства во всех сферах экономики;
3) низкое качество управления. Для реализации бизнес-проекта необходимо не только наличие финансирования, квалифицированного штата, производственных мощностей, но и креативного собственника бизнес-идеи, который способен не только придумать инновационный проект, но и коммерциализировать его, разработать дальнейшее развитие предприятия, обеспечить каналами сбыта готовой продукции. Грамотное, качественное управление предприятием зависит от топ-состава малого предприятия. Дальнейшее положение малого предприятия на рынке зависит от того, насколько руководство компании способно эффективно регулировать хозяйственно-экономическую деятельность организации.
Кроме внутренних факторов, оказывающих непосредственное влияние па развитие малого предпринимательства, существуют внешние, которые не зависят от представителей малого предпринимательства:
1) несовершенная конкуренция. Сектор малого предпринимательства в силу обьективных причин, таких как: недостаток оборотных средств, труднодоступность финансовых, кредитных, страховых ресурсов, ограниченность производственных, торговых, арендных мощностей, монополия, сложность доступа к государственному заказу, не может составить серьезную конкуренцию предприятиям среднего и крупного бизнеса. Поэтому отсутствие возможности добросовестно конкурировать ставит сектор малого предпринимательства в рамки самовыживания, что противоречит экономической природе предпринимательства как такового;
2) несовершенство налоговой системы. Малое предпринимательство (далее — М11) является важной и неотделимой составляющей налоговой системы любой страны, по-
этому развитость налоговой системы, определяя состояние национальной экономики в целом, определяет и состояние малого предпринимательства. 1 Галоговая система страны по своей сути является сферой взаимодействия государства и субъекта налогообложения к налоговом поле, при которой государство устанавливает понятные правила взаимодействия налогоплательщика и контролирующих органов. Налог является взносом, гарантирующим справедливое взаимовыгодное сотрудничество государства и субъектов налогообложения. Однако отсутствие налоговых мер стимулирования малого предпринимательства в виде освобождения от уплаты ряда налогов на период создания, дифференцированной шкалы налогообложения не только внутри сектора малого предпринимательства, но и внутри национальной экономической системы ставит малые предприятия на один уровень с представителями среднего и крупного предпринимательства, что, в свою очередь, является несправедливым в силу неодинаковых возможностей;
3) ограниченный доступ к финансовым ресурсам. Малое предпринимательство является самым рисковым направлением среди других секторов предпринимательства. В данных условиях, когда появляется необходимость привлечения кредитных ресурсов, возникает проблема способности малого предприятия отвечать всем необходимым требованиям со стороны кредитных учреждений. Сюда же можно отнести труднодоступность получения государственных гарантий под кредитование н стоимость кредитных ресурсов, процентная ставка по которым находится на высоком уровне, при котором возникают дополнительные риски по привлечению финансирования и его эффективности. Отсутствие возможности пользоваться доступными инструментами кредитования порождает определенные барьеры развития не только для сектора малого предпринимательства, но и экономики государства в целом.
Международный опыт показывает значимость сектора малого предпринимательства пе только на государственном, но п па
региональном п муниципальном уровнях. Малые предприятия непосредственно участвуют в социально-экономической жизни как муниципального образования, так и региона. Муниципальное социально-экономическое устройство не может эффективно существовать без сектора малого предпринимательства. 15 результате посредством малых предприятий органы местного самоуправления решают следующие задачи:
1) производство товаров, работ и услуг как для внутреннего рынка, так и для муниципального заказа;
2) финансирование муниципальных социально-экономических программ развития региона, в т. ч. сектора малогопредпри-нимательства;
3) инвестирование, (»инвестирование муниципальных бизнес проектов;
4) реализация благотворительных муниципальных программ. Создание новых рабочих мест, способствующее формированию слоя экономически активного населения и, таким образом, стабилизации политического н социального состояния страны;
5) социальная поддержка, реализуемая через выплаты заработной платы, различных пособий;
и) потребление ресурсов различного назначения;
7) формирование доходной части му-ниципального бюджета;
8) создание благоприятного предпринимательского климата, способствующего экономическому развитию.
Рассмотрим зарубежный опыт развития предпринимательства.
Специалисты в области развития малого предпринимательства всего мира отмечают изменение мировой рыночной экономики, где сектор малого предпринимательства отличается быстрым ростом, повышается его значимость н национальной экономике. Специализация малых предприятий приобретает узконаправленный характер, нацеленный на определенные секторы экономики и субъекты среднего и крупного предпринимательства.
Ввиду сложившихся новых экономических условий, где основная став1са делается
па развитие малого предпринимательства, необходимо уделить особое внимание качеству регулирования предпринимательства на местном уровне. Малое предпринимательство способно эффективно развивать муниципальную и региональную экономику. Именно на местном уровне сектор малого предпринимательства способен:
- создавать оптимальную дифференцированную структуру муниципальной экономики благодаря эластичности и способности быстро и эффективно реагировать на любые изменения в национальной экономике;
- мобильно ориентировать профессиональное направление сферы деятельности;
увеличивать количество субъектов малого предпринимательства при повышенном спросе и сократить при падающем;
- развивать инновационные предприятия, поскольку именно в секторе малого предпринимательства находится наибольшее количество субъектов инноваций;
- противостоять монополизации крупного предпринимательства через систему консолидации сектора малого предприни-мательства, тем самым повышая уровень конкуренции на муниципальном уровне.
11ациопальная экономика цикличиа и своем развитии и подвержена мировым экономическим колебаниям па финансовых, сырьевых рынках. Однако именно субьекты малого предпринимательства способны сглаживать экономические кризисы благодаря своей гибкости, стабилизировать произ- водегво, обеспечивая рабочими ме сгами муниципальную экономику. Сектор малого предпринимательства способен создать широкий слой мелких собственников предприятий, которые, в свою очередь, образуют твердый средний класс государства.
Проведя комплексный анализ, можно сделать вывод, что развитие региона невозможно осуществить бол учета социально* региональных и профессионально-ориентированных особенностей. Органы местного самоуправления, определяя профессиональные ориентиры региона, закладывают структуру муниципальной экономики, тем самым формируя дивер-
сифицированный сектор малого предпринимательства. Органы местного самоуправления. осуществляющие разработку и реализацию программ всестороннего развития малого предпринимательства, способны формировать социально ответственный сектор малого предпринимательства, кроме того, прививать культуру ведения бизнеса. Малые предприятия имеют возможность оказывать значительное влияние на качество развития муниципальной экономики, что, в свою очередь, повышает социальное положение населения.
Сектор малого предпринимательства именно на местном уровне имеет макси-
Список литературы_
мальную возможность достичь наивысшего развития в силу оперативного, взаимовыгодного сотрудничества с представителями органов местного самоуправления I! области муниципалыю-чаетпого партнерства, предоставления государственных гарантий, формирования инфраструктуры поддержки, юридической защиты и др.
Кроме того, именно сектор малого предпринимательства способен обеспечить экономическую безопасность муниципальных образований и устранить зависимость местных бюджетов от дотаций н другой финансовой помощи бюджетов высших уровнен.
1. Александрия К). 11. Инновационная модель развития малого предпринимательства // Проблемы современной экономики. 2010, .№ 2 (34), С. 195—199.
2. Балабанов IÍ. С., Ермакова Е. Е, Развитие инфраструктуры предпринимательства в России // Ученые записки Российской академии предпринимательства: роль и место цивилизованного предпринимателliorna н экономике России / под общ. ред. П. С. Балабанова. VI.: Российская академия предпринимательства, 2014. Вып. 30.
3. Балашова Е. Л. Проблемы п перспективы развития малого бизнеса в России // Сибирский торгово-экономический журнал. 2013. № 8. С. 3—5.
4. Барсукова С. 10. Теневые правила взаимоотношений политиков и предпринимателей // Журнал институциональных исследований. 201 I. Т. 3. № 3. С. 40—56.
5. Бокарева В. Б. Малый бизнес п мегаполисе: принципы социального управления // Управление мегаполисом. 2011, № 2. С. 32—37.
0. Бурон В. К)., Малышев Е. Д., Хултен П.. Баррон Г), Возможности использования опыта Швеции по поддержке малого и среднего бизнеса // Вести, Забайкал. гос. ун-та. 2016. Т. 22. .№ 12. 142 с.
7. Гусов А.З. Социальная ответственность предпринимательства и социальная политика государства / /11редприн1шательство и государство: сб. науч. тр. М.: Российская Академия предпринимательства, 2005. 215с.
8. /Кук А. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса п условиях кризиса // Мировое и национальное хозяйство. 2009. № 10— 11.
9. Малышев Е. А., Кашурников Л. II. Использование механизма государственно-частного партнерства для развития стратегии региона // Стратегическое управление ресурсами в регионах: материалы Меж дунар. науч. практ. конф. ( 14—17 сентября 2014 г.). 5Ьан-Удэ, 2014. Т. 1. С. S)7— 100.
10. Малышев Е. Л.. Бартош Л. А. Проблемы и перспективы социально-экономического развития Забайкальского края // Социально-экономическое развитие регионов: проблемы, перспективы: материалы Междунар, науч.-практ. конф. (9—11 сентября 2016 г.). Улан-Удэ, 2016. Т. 1. С. 107— 110,
References_
1. Alexandrin Yu. N. Problemy sovremennoy ekonomiki (Problems of modem economy), 2010, no. 2 (34), pp. 195-199.
2. Balabanov V, S,, Ermakova E, Ii. Uchenye zapiski Rossiyskoy nkademii predpiinimaielstva: ml i mesto tsivilizovannogo predprinimatektva v ekonomike Rossii (Scientific notes of Russian Academy of Entrepreneur-ship: role and place of civilized entrepreneurship in the Russian economy / under the total ed. V. S. Balabanova). Moscow: Russian Academy of Entrepreneurship, 2014, issue 30.
3. Balashova E. A. Sibirskiy torgovo-ekonomicheskiy zhurnal (Siberian Trade and Economic Journal), 2013, no. 8, pp. 3—5.
4. Barsukova S. Yu. Zhumal institutsionalnyh issledovaniy {Journal of Institutional Researches), 20] 1, vol. 3, no. 3, pp. 40—56.
5. Bokareva V. Ii. Upravlenie megapolisom (Management of a megacity), 2011, no. 2. pp. 32—37.
(!. Burov V. Yu., Ylalyshcv E. A., Hullen P., Barron E. Vestri, Zabaykal. gos. un-ta (Transbaikal State University Journal), Chita: ZabGU, 2016, vol. 22, no. 12, 142 p.
7. Cusov A. 'A. Predprinimatelstvo i gosudarstvo: sb, nauch, Ir. (Entrepreneurship and state: collection of scientific works). Moscow: Russian Academy of Entrepreneurship, 2005. 215]).
8. Zhuk A. Mirovoe i natsionalnoe hozyaystvo (World and national economy), 2009, no. 10— 1 1.
9. Malyshev E. A.. Kushurnikov A. N. Strategicheskoe upravlenie resursami v regionah: materialy Mezh-dtinar. nauch. prakt. konf. (14—17sentyabrya 2014 g.) (Strategic management of resources in the regions: materials of (he International, seien, pract. conf. {September 14-17, 2014)). Ulan-Ude, 2014, vol. I, pp. 97—100.
10. Malyshev E, A., Bartosh A. A. Sotsialno-ekonomicheskoe razvitie regionov: pmbleniy. perspektivy: materialy Mezhdunar. nauch. -prakt. konf. (0— 11 sentyabrya 201 ft g.) (Socio-economic development of regions: problems, perspectives: materials of Intern, scientific-practical conf. (September 9-11, 2016)), Ulan-Ude, 2010, vol. 1, pp. 107.
Коротко об авторах,__
Ьелиеи Дмитрий Александрович, аспирант, кафедра экономики управления и бухгалтерского учета. Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: малое предпринимательство, региональная
ЭКОНОМ И KU
WarrioRbcl @inai I. ru
Малышев Khiciiiiü Анатольевич, д-р экон. паук, профессор, Забайкальский государственный университет, г. Чита, России. Область научных интересов: региональная экономика, новая экономическая география, экономический рост, территориальное размещение производства, мировая экономика, эффективность экономических систем eamatyshev@mail.ru
Briefly about the authors__
Dmitry Belyae% postgraduate, Department of Economics of Management and Accounting, Transbaikal State University, Chita, Russia. ¡Sphere of scientific interests: small business, regional economy
Evgeniy Malyshev; doctor of economical sciences, professor, Transbaikal State University, Chita, Russia, Sphere of scientific interests: regional economy, new economic geography, economic growth, territorial distribution of production, world economy, efficiency of economic systems
Образец цитирования _
Беляев Д. А., Малышев Н. /1. Роль .палого предпринимательст ва в социально-экономическом развитии национальной экономики // Нести. Забайкал. гос. ун-та. 2017. Т. 23. № II. С. 85—01. 1)01: 10.2 ¡200/2227-0240-2017-23-11-85-91.
Belyaev I)., Malyshev Ii. The role of small business in the socio-economic development of the national economy // Transbaikal State University Journal, 2017, vol. 23, no. 11, pp. 85-91. 1)01: 10.21200/2227-0245-2017-23-11-85-01.
Дата поступления статьи: 22.1 1.2017 г. Дата опубликования статьи: 30.1 1. 201 7 г.