Научная статья на тему 'Формирование налоговой политики в сфере малого предпринимательства'

Формирование налоговой политики в сфере малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
406
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / TAX POLICY / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL BUSINESS / СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ / SPECIAL TAX REGIMES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заббарова Ольга Алексеевна

Актуальность и цели. Налоговая политика является составной частью социально-экономической политики государства. Мероприятия в рамках данной политики ориентированы на формирование такой налоговой системы, при которой будет происходить стимулирование накоплений и эффективное использование национального богатства страны, способствующие стабилизации экономики и сбалансированному развитию всех секторов народного хозяйства. Цель данного исследования изучение влияния изменений налоговой политики на экономическую активность субъектов малого бизнеса в период кризиса и посткризисных явлений в экономике для разработки предложений по ее корректировке. Материалы и методы. Реализация задач была достигнута с помощью методики горизонтального анализа, экспертного оценивания и обзора изменений налогового законодательства. Результаты. В результате проведенного анализа изменений в налоговом законодательстве, изучения мнений специалистов и представителей органов государственной власти и профессионального сообщества определены основные направления совершенствования системы налогообложения субъектов малого бизнеса. Выводы. Необходимы дальнейшие корректировки налоговой политики в сфере налогообложения субъектов малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE TAX POLICY IN THE SPHERE OF SMALL BUSINESS

Background. Fiscal policy is an integral part of social and economic policy. The activities of this policy focused on the formation of such a tax system in which incentives will be savings and efficient use of the national wealth of the country, contributing to stabilization of the economy balanced development of all sectors of the economy. Materials and methods. Realization of tasks was attained by means of methodology of horizontal analysis, expert evaluation and review ofchanges of tax law. Results. The goal of this study the study of the impact of tax policy changes on the economic activity of small businesses in crisis and post-crisis developments in the economy to develop proposals for its adjustment. The analysis of changes in the tax laws, the study of opinions of experts and representatives of public authorities and the professional community of the main directions of improving the system of taxation of small businesses. Conclusions. Further adjustments of tax politics are needed in the field of taxation of subjects of small business.

Текст научной работы на тему «Формирование налоговой политики в сфере малого предпринимательства»

УДК 336.226.212.12

ФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

О. А. Заббарова

FORMATION OF THE TAX POLICY IN THE SPHERE OF SMALL BUSINESS

O. A. Zabbarova

Аннотация. Актуальность и цели. Налоговая политика является составной частью социально-экономической политики государства. Мероприятия в рамках данной политики ориентированы на формирование такой налоговой системы, при которой будет происходить стимулирование накоплений и эффективное использование национального богатства страны, способствующие стабилизации экономики и сбалансированному развитию всех секторов народного хозяйства. Цель данного исследования - изучение влияния изменений налоговой политики на экономическую активность субъектов малого бизнеса в период кризиса и посткризисных явлений в экономике для разработки предложений по ее корректировке. Материалы и методы. Реализация задач была достигнута с помощью методики горизонтального анализа, экспертного оценивания и обзора изменений налогового законодательства. Результаты. В результате проведенного анализа изменений в налоговом законодательстве, изучения мнений специалистов и представителей органов государственной власти и профессионального сообщества определены основные направления совершенствования системы налогообложения субъектов малого бизнеса. Выводы. Необходимы дальнейшие корректировки налоговой политики в сфере налогообложения субъектов малого бизнеса.

Ключевые слова: налоговая политика, малое предпринимательство, специальные налоговые режимы.

Abstract. Background. Fiscal policy is an integral part of social and economic policy. The activities of this policy focused on the formation of such a tax system in which incentives will be savings and efficient use of the national wealth of the country, contributing to stabilization of the economy balanced development of all sectors of the economy. Materials and methods. Realization of tasks was attained by means of methodology of horizontal analysis, expert evaluation and review ofchanges of tax law. Results. The goal of this study -the study of the impact of tax policy changes on the economic activity of small businesses in crisis and post-crisis developments in the economy to develop proposals for its adjustment. The analysis of changes in the tax laws, the study of opinions of experts and representatives of public authorities and the professional community of the main directions of improving the system of taxation of small businesses. Conclusions. Further adjustments of tax politics are needed in the field of taxation of subjects of small business.

Key words: tax policy, small business, special tax regimes.

Введение

Налоговая политика государства определяет цели и степень государственного регулирования экономики и ее отдельных секторов.

Налоговая политика реализуется посредством комплекса правовых действий органов власти и управления, определяющего целенаправленное изменение или корректировку налогового законодательства.

Для оценки эффективности налоговой политики применяют такие критерии, как эффективность, справедливость, затратность налоговой системы.

Государство при формировании налоговой политики стремится поддерживать и развивать малое предпринимательство, где традиционно формирует наиболее благоприятную налоговую нагрузку. В условиях кризисного и посткризисного развития экономики налоги должны максимально реализовать стимулирующую функцию, особенно для малых форм предпринимательской деятельности.

1. Роль малого предпринимательства в России, формирование его налогового потенциала

С началом экономических реформ в России на малое предпринимательство возлагалось решение серьезных экономических и социальных задач. Однако развитие малого бизнеса было сопряжено со сложностями, которые можно объяснить как объективными, так и субъективными причинами.

Малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики в настоящее время находится на стадии роста и качественных преобразований, но его потенциал используется далеко не полностью. «Сегодня удельный вес малого и среднего бизнеса в экономике страны не слишком велик, если его сопоставлять с развитыми странами, хотя этот сектор все равно растет», -сказал глава Правительства Д. А. Медведев [1].

По данным Росстата, основанным на выборочном наблюдении за сектором малого и среднего предпринимательства, в Российской Федерации на 01.01.2013 г. зарегистрировано 6 млн субъектов малого и среднего предпринимательства. На малый и средний бизнес приходится около 20 % от общего объема оборота продукции и услуг, производимых предприятиями по стране. Доля малого и среднего бизнеса ВВП в России составляет около 20 %. Аналогичный показатель в странах ЕЭС составляет 50-60 %. По данным Госкомстата, средняя численность занятых на малых предприятиях работников по состоянию на 01.01.2013 г. составляла 11683,9 тыс. человек. Таким образом, в сфере малого предпринимательства легально занято около 12 млн человек, или 24 % от общей численности занятого населения в стране.

Около 62,8 % от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства являются индивидуальными предпринимателями. Они составляют на 01.01.2013 г. 3511,7 тыс. чел.

Постепенно повышается роль налогового потенциала малого бизнеса при формировании доходов региональных и местных бюджетов. Например, в консолидированный бюджет Ульяновской области за 2013 г. поступило:

- по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, 1 118 466 тыс. руб., что составляет 103,4 % от плана на январь-декабрь 2013 г.;

- по единому налогу на вмененный доход 582 443,4 тыс. руб., что составляет 118,9 % от плана на январь-декабрь 2013 г. (табл. 1).

Таблица 1

Ежегодная динамика налоговых поступлений в областной бюджет Ульяновской области

Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

УСН, млн руб. 518,1 616,4 813,0 1085, 6 1118,4

ЕНВД, млн руб. 442,4 496,2 561,0 631, 5 582,4

Всего 960,5 1112,6 1374,0 1717,1 1700,9

По прогнозу общественной профессиональной организации «Опора России» к 2020 г. в России в малом бизнесе должно сосредоточиться не менее 50 % трудоспособного населения России.

Несмотря на государственную поддержку в рамках целевых государственных программ, предприниматели ежедневно сталкиваются с множеством проблем, решение которых позволит ускорить темпы развития малого предпринимательства.

2. Влияние налоговой нагрузки на развитие малого и среднего предпринимательства в России

Значимым фактором, ограничивающим деятельность малого и среднего предпринимательства, является существующий уровень налогообложения.

Основная проблема налогообложения малого предпринимательства связана с несовершенством действующего налогового законодательства. В основных направлениях налоговой политики РФ на 2013 г. и плановый период 2014-2015 гг. было отмечено, что в качестве одной из стимулирующих мер является совершенствование специальных налоговых режимов для малого предпринимательства [2].

Реальное воплощение изменений налогового законодательства в сфере малого бизнеса создает определенные проблемы и не всегда носит позитивный характер.

За рассматриваемый период был введен новый специальный налоговый режим - патентная система налогообложения. Он начал действовать с 1 января 2013 г. Патент распространяется на 47 видов деятельности. Субъект Российской Федерации самостоятельно устанавливает для каждого вида деятельности размер потенциально возможного дохода, являющегося налоговой базой, в пределах минимального (100 тыс. руб.) и максимального их размеров (1 млн руб.) с последующей ежегодной индексацией.

При этом по некоторым видам деятельности субъекты Российской Федерации могут увеличивать максимальный размер потенциального дохода:

- во всех субъектах Российской Федерации - не более чем в 3 раза;

- в городах с населением более 1 млн человек - не более чем в 5 раз;

- по отдельным видам деятельности - до 10 раз.

Если до 2015 г. стоимость патента варьировалась в основном от 6 тыс. до 60 тыс. руб. в год, то с введением в действие закона № 244-ФЗ от 21.07.14 г. «О внесении изменений в ст. 346.43 и 346.45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» цена патента становится дифференцированной для регионов и видов предпринимательской деятельности.

Как и раньше, законодатель не установил вычет из стоимости патента на сумму взносов в социальные внебюджетные фонды как за самого предпринимателя, так и за наемных работников.

Данные по налоговым поступлениям от применения патентной налоговой системы демонстрируют их значительный рост в 2013 г. по сравнению с 2012 г. Так, объем налоговых поступлений от применения патентной налоговой системы за 2013 г. составил 1,94 млрд руб., что в 5 раз выше по сравнению с поступлениями налога, уплачиваемого в 2012 г. в виде стоимости патента как подвида упрощенной системы налогообложения [1].

При этом общее количество выданных патентов на 1 января 2014 г. составило 88 688 единиц. Остается надеяться на разумную налоговую политику в отношении самозанятых граждан на региональном уровне.

В 2014 г. был принят Федеральный закон № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данным законом были внесены изменения в п. 2 ст. 346.11 и п. 4 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым для организаций, перешедших на применение упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, предусмотрена обязанность по уплате налога на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

Новые объекты налогообложения введены с 2014 г. путем внесения поправок в гл. 30 ч. 2 НКРФ «Налог на имущество организаций», в частности ст. 378-2 НКРФ «Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества». В результате объектом налогообложения по налогу на имущество административно-деловых центров и торговых центров, объектов общественного питания и бытового обслуживания становится кадастровая стоимость этих объектов. Кадастровая стоимость максимально приближена к рыночной стоимости коммерческой недвижимости. В результате суммы налога на имущество существенно возрастут. Малые предприятия, преобладают в сфере торговли и общественного питания и, как правило, являются арендаторами в таких помещениях. Подобное повышение налога, несомненно, повысит арендную плату, что в свою очередь приведет к перекладыванию данных издержек на потребителей. При этом следует отметить, что в сферу регулирования указанного закона попадает около 90 % от числа микропредприятий в Российской Федерации (основные плательщики УСН и ЕНВД).

В этой связи предлагается совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы применения УСН и ЕНВД, по следующим направлениям:

- установление минимального значения общей площади объектов недвижимого имущества, указанных в ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, при превышении которого налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость таких объектов;

- освобождение организаций, воспользовавшихся правом преимущественного выкупа помещений, от обязанности по уплате налога на имущество в случае, если выкупленный объект недвижимого имущества относится к

числу объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

Положительно можно оценить Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 477-ФЗ [4] «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающий возможность предоставления налоговых каникул для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, перешедших на УСН или патентную систему налогообложения, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах. Право устанавливать такую меру предоставлено субъектам РФ.

Указанные меры поддержки предпринимателей рассчитаны на период с 1 января 2015 г. по 1 января 2021 г.

Остановимся на основных недостатках существующей системы налогообложения субъектов малого бизнеса в России.

1. Система налогообложения сложна и запутанна. Фактически не соблюдается принцип определенности налогообложения, предусматривающий формулировку актов законодательства о налогах и сборах таким образом, чтобы «каждый точно знал, какие налоги и сборы и в каком порядке он должен платить». В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговых систем. В нашей же стране система налогов имеет ряд недостатков, в том числе множественность налогов и высокий удельный вес косвенных налогов на потребление. Кроме того, Налоговый кодекс, определяющий основные элементы налогообложения, в ряде случаев трактует их неоднозначно. Поэтому возникает необходимость в разъяснениях Министерства финансов по вопросам налогообложения, которые доводятся до налогоплательщиков лишь по истечении определенного периода времени. Это наносит ущерб налоговому планированию на предприятиях и повышает затраты на управление бизнесом.

2. В России инструменты налогового регулирования применяются в ряде случаев без достаточного анализа их воздействия на отдельные направления экономики, в том числе на организации малого бизнеса. Между тем при корректировке элементов налогообложения следует учитывать экономические последствия для развития и поддержания экономической активности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.

3. Для того чтобы сохранить основополагающие стимулы для самозанятости населения, следует снижать общий уровень налоговой нагрузки в секторе малого предпринимательства.

4. Определенной проблемой является формирование и представление налоговой отчетности в налоговые органы. При общей системе налогообложения ведение бухгалтерского и налогового учета и составление налоговых деклараций сложны и затратны для субъектов малого бизнеса, особенно для начинающих предпринимателей. Отсутствие знаний, а также регулярные корректировки налогового законодательства создают начинающему предпринимателю реальные проблемы, грозящие большими штрафными санкциями. Также в настоящее время некоторые формы отчетности должны сдаваться в налоговую инспекцию только в электронном виде, например налоговая декларация по НДС. Сложившаяся ситуация увеличивает расходы предпринимателя на ведение учета и составление и представление бухгалтерской и налоговой отчетности, так как стоимость подобных услуг растет.

5. Негативную роль играют недостаточное информационное обеспечение и низкая финансовая грамотность предпринимателей. В большинстве случаев предприниматели находятся в зависимом положении от монополии налоговых инспекций на информацию, особенно на подзаконные акты, внутренние инструкции и разъяснительные документы, которые практически недоступны налогоплательщикам. В ситуации, когда вопросы налогообложения регулируются несколькими сотнями правовых актов и инструктивных документов, работники налоговых органов могут толковать все неясности и двусмысленности положений закона в пользу бюджета.

Учитывая, что в большинстве малых предприятий руководитель выполняет функции и бухгалтера, и финансового менеджера, в обязанности которого входит и налоговое планирование, и оптимизация налоговых платежей в бюджет, то сфера его профессиональной ответственности велика. Даже при ограниченном объеме хозяйственной деятельности с крайне незначительными оборотами за отчетный период предприятие привлекает специалиста, профессионально подготовленного в области бухгалтерского учета и налогообложения.

Выводы

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в настоящее время важнейшей задачей государства является создание эффективной системы налогообложения субъектов малого бизнеса, адекватной российским условиям и создающей стимулы для развития малого предпринимательства. Совершенствование налогообложения субъектов малого предпринимательства должно быть основано на оптимальном сочетании интересов государства и малого бизнеса. Поэтому необходим переход от гипертрофированной реализации фискальной функции налогообложения к активно стимулирующей. Данные условия будут способствовать развитию малого предпринимательства, усиливать его социальную значимость и стимулировать инвестиционную активность.

Для того, чтобы налоговое бремя было посильным для малых предприятий, чтобы количество их росло и они стремились вести свой бизнес в легальной, а не теневой экономике, наряду со стабильностью системы налогообложения и справедливой налоговой нагрузкой необходимо ужесточить контроль за движением наличных денег.

В соответствии с этим основными направлениями совершенствования системы налогообложения субъектов малого бизнеса являются следующие:

- совершенствование налогового законодательства в части специальных налоговых режимов с целью его упрощения, придания налоговым законам большей прозрачности, расширения базы налогообложения, снижения налоговых ставок, обеспечения нейтральности налогов;

- пересмотр налоговых льгот;

- консолидация налогов, имеющих одинаковую налоговую базу;

- совершенствование норм и кодификация правил, регламентирующих деятельность налоговой администрации и налогоплательщиков, устранение противоречий налогового и гражданского законодательства;

- установление жесткого оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, пресечение «теневых» экономических операций, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от налогов;

- четкое распределение налоговых доходов по различным уровням бюджетной системы, прежде всего региональных и местных налогов.

Таким образом, совершенно очевидно то, что без дальнейших корректировок налоговой политики в сфере налогообложения субъектов малого бизнеса не обойтись, так как налоговое регулирование является ключевым моментом в повышении мотивации развития малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, без которого невозможно повышение конкурентоспособности страны в целом.

Список литературы

1. Вымирающий малый бизнес поддержат новым агентством. - URL: http://bishelp.ru/business/finansy/vymirayushchiy-malyy-biznes-podderzhat-novym-agentstvom-kreditnyh-garantiy (дата обращения: 14.03.2014).

2. Основные направления налоговой политики РФ на 2013 плановый период 2014 и 2015 годов. - URL: http://base.consultant.ru

3. Заседание Комитета ТПП России по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса. - URL: http ://www.forsmi.ru

4. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // Гарант.ру. - URL: http://www.garant.ru/news/592368

Заббарова Ольга Алексеевна кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой финансов и кредита,

Ульяновский государственный университет

E-mail: olgazabbarova@rambler.ru

Zabbarova Ol'ga Alekseevna candidate of economic sciences, associate professor, head of sub-department of finances and credit,

Ulyanovsk State University

УДК 336.226.212.12 Заббарова, О. А.

Формирование налоговой политики в сфере малого предпринимательства /

О. А. Заббарова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. -2015. - № 3 (15). - С. 39-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.