Научная статья на тему 'Европейский опыт налогового стимулирования малого и среднего предпринимательства'

Европейский опыт налогового стимулирования малого и среднего предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2352
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / SMALL BUSINESS / SMALL AND MEDIUM BUSINESSES / ECONOMIC DEVELOPMENT / TAX REGULATION / TAX STIMULATION / TAX RELIEF

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ордынская Марина Евгеньевна, Силина Татьяна Александровна, Карпенко Светлана Викторовна, Дивина Лала Эльдаровна

В большинстве стран мира малому и среднему предпринимательству (МСП) во всех сферах хозяйствования принадлежит значительное место в общей сумме валового национального продукта, производстве товаров и оказании услуг, но самое главное МСП позволяет обеспечить занятость населения, а также устойчивое развитие страны в целом. В связи с этим представляются актуальными вопросы организации оптимальной системы налогообложения субъектов МСП с целью содействия их развитию и согласования интересов государства, общества в целом и предпринимателей. В статье обобщен мировой опыт налогового регулирования развития МСП, установлены особенности их налогообложения, ориентированного на долгосрочные цели экономического развития. В результате проведенного исследования определена макроэкономическая сущность влияния налогообложения на развитие и функционирование МСП. Проанализированы современные мировые тенденции использования механизмов налогообложения в системе налогового регулирования МСП; определены и обобщены приоритетные направления использования механизмов налогообложения МСП с учетом особенностей экономик европейских стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ордынская Марина Евгеньевна, Силина Татьяна Александровна, Карпенко Светлана Викторовна, Дивина Лала Эльдаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

European experience of small and medium enterprises tax stimulation

In most countries of the world, small and medium enterprises (SMEs) in all spheres of economy have a significant place in the total amount of the gross national product, production of goods and services. SMEs allow employment of the population, as well as sustainable development of the country as a whole. In this regard, it seems relevant to organize the optimal system of taxation of SMEs to promote their development and harmonize the interests of the state, society as a whole and entrepreneurs. The paper considers the world experience of tax regulation of SME development, specifies the features of their taxation, oriented to long-term goals of economic development. As a result of the study, the macroeconomic nature of the impact of taxation on the development and functioning of SMEs has been determined. The authors analyze the modern world tendencies of the use of taxation mechanisms in the system of tax regulation of SMEs. They identify and summarize the priority areas of the use of SME taxation mechanisms, taking into account the characteristics of the economies of European countries.

Текст научной работы на тему «Европейский опыт налогового стимулирования малого и среднего предпринимательства»

УДК 339.9:336.01.5 ББК 65.298 Е 24

М.Е. Ордынская

Кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры учета и финансирования Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел. (918)483-31-38, e-mail: [email protected]. Т. А. Силина

Кандидат экономических наук, доцент кафедры учета и финансирования Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел. (928)261-74-58, e-mail: [email protected]. C.B. Карпенко

Кандидат экономических наук, доцент кафедры учета и финансирования Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел. (918)438-87-83, e-mail: [email protected]. Л.Э. Дивина

Кандидат экономических наук, доцент кафедры учета и финансирования Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел. (918)422-11-03, e-mail: [email protected].

ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

( Рецензирована )

Аннотация. В большинстве стран мира малому и среднему предпринимательству (МСП) во всех сферах хозяйствования принадлежит значительное место в общей сумме валового национального продукта, производстве товаров и оказании услуг, но самое главное — МСП позволяет обеспечить занятость населения, а также устойчивое развитие страны в целом. В связи с этим представляются актуальными вопросы организации оптимальной системы налогообложения субъектов МСП с целью содействия их развитию и согласования интересов государства, общества в целом и предпринимателей. В статье обобщен мировой опыт налогового регулирования развития МСП, установлены особенности их налогообложения, ориентированного на долгосрочные цели экономического развития. В результате проведенного исследования определена макроэкономическая сущность влияния налогообложения на развитие и функционирование МСП. Проанализированы современные мировые тенденции использования механизмов налогообложения в системе налогового регулирования МСП; определены и обобщены приоритетные направления использования механизмов налогообложения МСП с учетом особенностей экономик европейских стран.

Ключевые слова: малый бизнес, малое и среднее предпринимательство, экономическое развитие, налоговое регулирование, налоговое стимулирование, налоговые льготы.

М.Е. Ordynskaya

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,Associate Professor ofAccounting and Finance Department, Adyghe State University, Maikop. Tel. (918) 483-31-38, e-mail: [email protected]. T.A. Silina

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Accounting and Finance Department, Adyghe State University, Maikop. Tel. (928) 261-74-58, e-mail: agu_ [email protected].

S.V. Karpenko

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Accounting and Finance Department, Adyghe State University, Maikop. Tel. (918) 438-87-83, e-mail: [email protected]. L.E. Divina

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Accounting and FinanceDepartment, Adyghe State University, Maikop. Tel. (918) 422-11-03, e-mail: [email protected].

EUROPEAN EXPERIENCE OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES TAX STIMULATION

Abstract. In most countries of the world, small and medium enterprises (SMEs) in all spheres of economy have a significant place in the total amount of the gross national product, production of goods and services. SMEs allow employment of the population, as well as sustainable development of the country as a whole. In this regard, it seems relevant to organize the optimal system of taxation of SMEs to promote their development and harmonize the inter ests of the state, society as a whole and entrepreneurs. The paper considers the world experience of tax regulation of SME development, specifies the features of their taxation, oriented to long-term goals of economic development. As a result of the study, the macroeconomic nature of the impact of taxation on the development and functioning of SMEs has been determined. The authors analyze the modern world tendencies of the use of taxation mechanisms in the system of tax regulation of SMEs. They identify and summarize the priority areas of the use of SME taxation mechanisms, taking into account the characteristics of the economies of European countries.

Keywords: small business, small and medium businesses, economic development, tax regulation, tax stimulation, tax relief.

В рыночной экономике малое и среднее предпринимательство (МСП) является сектором, который определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во всех развитых странах доля МСП составляет около 60—70% ВВП. В России на малый и средний бизнес приходится около четверти от общего объема оборота продукции и услуг, производимых предприятиями по стране. Вместе с тем уровень обеспеченности малых и средних предприятий основными средствами остается низким. Малые и средние компании владеют только 5—6% от общего объема основных средств и формируют около 6% от общего объема инвестиций в основной капитал [1].

МСП является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой макроэкономической хозяйственной системы, без которой экономика и общество в целом не могут нормально функционировать, а тем более — развиваться.

Развитие предпринимательства возможно лишь в условиях обеспечения здоровой конкуренции, создания благоприятного климата и рациональной поддержки со стороны государства, эффек-

тивного действия рыночных механизмов. Особенностью функционирования субъектов предпринимательства является необходимость формирования благоприятной специфической среды для их успешного развития.

Как показывает мировой опыт, одной из наиболее важных и устойчивых особенностей современной политики в области предпринимательства является ее базирование на практике целенаправленной государственной поддержки, особенно малых форм хозяйствования. Степень и масштабы такой поддержки существенно отличаются в разных странах и во многом зависят от специфических моделей национального рыночного хозяйства.

В зарубежных странах накоплен большой опыт государственной поддержки субъектов МСП, причем не только на общенациональном, но и на региональном уровне. Основные направления государственной поддержки МСП практически во всех странах содержат в себе законодательную, финансовую, консультационную, информационную, образовательную поддержку предпринимателей, а также государственное прямое или косвенное

(например, через крупные предприятия) размещение заказов на продукцию (работы, услуги) малых предприятий.

Среди инструментов государственного регулирования экономических процессов, в том числе и в развитии МСП, важную роль приобретают налоговые методы и рычаги, к которым, в частности, относится налоговое стимулирование. Поддержка и стимулирование развития МСП является приоритетом налоговой политики большинства развитых стран, а также развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Развитие современного отечественного МСП свидетельствует о недостаточности использования таких рычагов и вызывает необходимость их совершенствования [2].

В связи с развитием МСП необходимо рассмотреть перспективы использования действенного инструментария налогового регулирования развития малого бизнеса с учетом опыта зарубежных стран, в особенности стран ЕС.

Европейский опыт налогового стимулирования развития МСП свидетельствует о широком использовании разнообразных средств его налоговой поддержки. В большинстве развитых стран налоговое стимулирование развития субъектов МСП обеспечивается путем применения комплекса налоговых льгот.

К ним в частности относятся: налоговые каникулы, уменьшение налоговой ставки, специальный порядок начисления налоговой амортизации, использование более приемлемого для плательщиков метода налогового учета, увеличение продолжительности налогового периода, специальные налоговые скидки и налоговый кредит, упрощенный порядок администрирования, учета и отчетности. Для стран с транзитивной экономикой более характерным в настоящее время является применение специальных налоговых режимов, которые получили название альтернативных (упрощенных) систем налогообложения.

Попробуем разобраться в особенностях применения перечисленных средств налоговой политики и специфике их действия.

— Налоговые каникулы были одним из популярных инструментов налогового стимулирования МСП в 80—90 гг. прошлого века. Эта льгота обычно вводилась

для малых предприятий с момента их регистрации. Однако впоследствии практика показала ее неэффективность. Дело в том, что при таком варианте предоставления льготы и при относительно недорогой и несложной системе регистрации существует риск использования налоговых каникул как средства ухода от налогов. Период функционирования некоторых малых предприятий странным образом совпадал с продолжительностью налоговых каникул, а после этого теми же учредителями регистрировалось новое малое предприятие. Поэтому сейчас для этих целей в Европе налоговые каникулы практически не применяются (единственное исключение — Франция, где они разрешены, но не для тех предприятий, которые создаются, а для тех, которые уже достаточно долго работают на рынке малых инновационных предприятий [3]). Этот опыт следует учесть при формировании налоговой политики в России.

— Снижение ставок налога на прибыль получило наибольшее распространение в государствах, не применяющих альтернативные (упрощенные) системы налогообложения. Ограничением для этой льготы, как правило, является установленный законодательством предельный размер налоговой базы по этому налогу, превышение которого автоматически увеличивает налоговую ставку или для всей налогооблагаемой прибыли, или для той ее части, которая превышает предельный уровень.

В большинстве развитых стран мира ставки налога на прибыль к середине 1990-х гг. достигли своего максимума, что на фоне экономического спада и одновременно обострения налоговой конкуренции между государствами повлекло, начиная с 1997—1998 гг., постепенное уменьшение ставок налога на прибыль. Эти процессы были наиболее выраженными в странах Европейского Союза, что было обусловлено прогрессирующей глобализацией и ев-роинтеграционными процессами.

Так, в Испании малые предприятия платят налог на прибыль по ставке 30% (при базовой 35%), во Франции — 19% (33,33%). В некоторых государствах (Великобритания, США) снижение ставки специально для малых предприятий не установлено, но ее заменяет общая прогрес-

сивно-регрессивная шкала [4]. В Бельгии в конце 2002 г. правительство реализовало реформу системы корпоративного налога. Снижение общей ставки осуществлялось в два этапа: первый — с 39% до 33%, второй этап — до 30%. Для малых и средних предприятий ставка налога была понижена с 28,84% до 24,25% [б].

Единственный рецепт рационального уровня снижения налоговой ставки для субъектов малого бизнеса отсутствует, однако считается, что в данном случае наиболее целесообразно устанавливать ставку налога на уровне индивидуального подоходного налога для доходов от предпринимательской деятельности. Основным аргументом при этом является обеспечение равного подхода к малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям .

— Специальный порядок начисления налоговой амортизации. Данная льгота имеет комплексный характер, поскольку малые предприятия, как правило, не имеют достаточных инвестиционных ресурсов, поэтому вполне понятно использование для их поддержки льгот инвестиционной и инновационной направленности. Сразу же следует отметить, что этот инструмент налогового регулирования не имеет массового применения в мировой практике налогообложения, однако его использование заслуживает самого пристального внимания. Дело в том, что амортизационные отчисления — наиболее дешевый и, соответственно, наиболее привлекательный источник финансирования инвестиций, поскольку доходы, переведенные в них, не облагаются налогами и не требуют затрат на мобилизацию (не нужно платить проценты за использование средств). Кроме того, реинвестирование амортизационных отчислений обеспечивает их рост в последующих периодах, автоматически стимулирует предприятия к их целевому использованию — воспроизведению капитала. Дополнительный, но весомый аргумент в пользу использования ускоренной амортизации — это возможность частичной нейтрализации инфляции через обесценивание амортизационных отчислений.

В Финляндии специальный порядок начисления амортизации предусматривает применение повышающего коэффици-

ента 1,5 к общим нормам ее начисления для квалифицированных инвестиций в уставные фонды малых и средних предприятий. Право на дополнительное увеличение общих норм амортизации основных фондов имеют субъекты МСП в Германии. Ускоренная амортизация применяется малыми предприятиями также в Великобритании [6].

— Льготы, связанные с методом налогового учета, используются в некоторых странах, налогообложение прибыли которых базируется на применении «метода первого события» или метода начислений. Для обеспечения налоговой поддержки малых предприятий им разрешено использовать кассовый метод, позволяющий предотвратить отвлечение собственных средств предприятий в случае поставки товаров с последующей оплатой. Такой порядок применяется в Швеции.

— Увеличенная продолжительность налоговых периодов также является одним из методов налогового стимулирования малого бизнеса. Примером такой льготы является установление годового налогового периода по НДС для субъектов малого бизнеса (Швеция), который может быть применен по решению плательщика вместо месячного налогового периода.

— Налоговые скидки и налоговый кредит являются традиционными средствами стимулирования инвестиций и инноваций, но по отношению к малому бизнесу они имеют определенную специфику в зависимости от страны, которая их применяет [7].

Так, для субъектов малого и среднего бизнеса в Бельгии предусмотрена базовая налоговая скидка в размере 3% от общего объема инвестиций (кроме инвестиций в патенты, исследования и разработку новой технологии экологической направленности и инвестиций в энергосберегающие технологии, по которым установлен размер базовой скидки 13,5% для любых предприятий). Дополнительно к базовой скидке малые предприятия (численность работников на начало года составляет менее 20 чел.) имеют право использовать специальную скидку в размере 10,5% от суммы амортизации, которая начисляется на активы, в которые вложены любые инвестиции на сумму 37 500 евро, но не более 50% прибыли до налогообложения.

В Великобритании малые предприятия имеют право на применение налоговой скидки в размере 15,0% от затрат на исследования и разработки (при минимальной сумме инвестиций 10 тыс.ф.ст.).

Малые предприятия Испании, наряду со стандартными вариантами налогового кредита (которые используются любыми плательщиками), имеют право на применение специального 10% налогового кредита от суммы расходов, направленных на развитие электронной коммерции, интернет-технологий, создание компьютерной техники и программного обеспечения. Кроме того, льгота в виде налогового кредита установлена для любых предприятий, инвестирующих средства в нефинансовые малые и средние предприятия, осуществляющие деятельность в сфере технологических инноваций. Размер такого налогового кредита составляет 99% от сумм инвестиций в размер венчурного капитала (доход от продажи акций и других корпоративных прав).

В Норвегии для малых и средних предприятий предусмотрен налоговый кредит в сумме 18—20% от объема затрат на исследования и разработки при условии, что объем соответствующих расходов не превышает 4 млн норвежских крон (для университетов и других исследовательских организаций — не более 8 млн). Конкретный размер льготы зависит от оборота компании, валюты баланса и количества наемных работников.

Малые и средние предприятия Мальты имеют право на уменьшение суммы налога, подлежащего уплате, на 65% годового объема инвестиций, независимо от их направленности и без каких-либо дополнительных условий.

В условиях нарастающего экономического кризиса заслуживает внимания опыт Венгрии, где малые и средние предприятия, наряду со 100% налоговым кредитом от суммы инвестиций, имеют право на дополнительное уменьшение суммы налога на 40% суммы процентов по задолженности перед финансовыми организациями по кредитам на производство материальных активов. При этом действует ограничение максимальной суммы специального налогового кредита. Подобный специальный налоговый кредит для малых предприятий

предусмотрен и законодательством Нидерландов [8].

— Упрощение порядка администрирования и отчетности. Данная льгота имеет особое значение для снижения административных расходов малого бизнеса, а потому используется большинством стран.

Так, упрощенные формы налоговой отчетности субъектов малого предпринимательства применяются в Великобритании, Швеции, Франции и многих других странах. Причем сфера их применения ограничена предельным годовым оборотом предприятия, а в некоторых случаях — численностью наемных работников.

Упрощенный порядок администрирования в первую очередь касается проблемы обязательности регистрации субъектов малого бизнеса в качестве плательщиков НДС как налога, наиболее трудоемкого и сложного с точки зрения ведения налогового учета. Общим правилом практически для всех государств, которые используют НДС, является установление порога обязательной регистрации. Вместе с тем, фактическая величина налогооблагаемого дохода, превышение которой является основанием для регистрации плательщиком НДС, не унифицирована и устанавливается каждым государством самостоятельно. В результате порог регистрации, например, в Великобритании в 30 раз превышает аналогичный показатель, установленный в Дании.

Альтернативой проанализированному подходу к налоговой поддержке малого бизнеса в рамках общей системы налогообложения является применение упрощенных систем (специальных режимов) налогообложения субъектов малого бизнеса. Именно таким путем пошли все страны бывшего СССР. Четыре системы, основанные на применении единых налогов, применяются в России. Упрощенные системы и специальные режимы налогообложения малого бизнеса в настоящее время используются, в частности, такими государствами, как Беларусь, Литва и Казахстан [9]. Анализ параметров альтернативного налогообложения в этих странах свидетельствует о существенных различиях в условиях применения. Кроме того, принципиальное значение имеет и то, что объект налогообложения разный: в Литве —

валовой доход; в Республике Беларусь — валовая выручка; в Украине — выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг); в Республике Казахстан — доход за квартал, в России — доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

Для всех проанализированных альтернативных систем (кроме Казахстана) сумма единого налога не связана с конечным финансовым результатом деятельности субъекта малого предпринимательства. Такая конструкция налога позволяет стимулировать рациональное использование ресурсов, поскольку плательщик не заинтересован увеличивать расходы в целях снижение налога. Но в целом следует признать, что упрощенные системы так же, как и налоговые льготы, которые применяются в общей системе налогообложения, имеют значительные различия практически по всем своим основным элементам.

Таким образом, очевидно, что стимулирование малого бизнеса в мировой практике базируется на применении и сочетании различных инструментов налогового регулирования, выбор которых осуществляется исходя из специфических условий деятельности и приоритетов экономической политики соответствующих стран.

Отдельно, по нашему мнению, следует проанализировать меры и результаты налогового стимулирования, предпринятые странами ЕС для преодоления последствий мирового финансового кризиса в 2008—2013 гг. Необходимость преодоления последствий мирового финансового кризиса и возобновления экономического роста вынудила правительства большинства стран, наряду с мерами денежно-кредитной политики, активно использовать инструменты налогового регулирования. В указанный период все без исключения страны ЕС пересмотрели свои позиции по отказу от льготного налогообложения. Это нашло отражение не только в дальнейшем снижении уровня налогообложения прибыли предприятий, но и во внедрении обновленных инструментов налогового стимулирования деловой активности субъектов хозяйствования. В частности, средняя ставка СИТ в странах ЕС-15 уменьшилась с 38,2% в 1996 г. до 28,7% в 2007 г. и продолжила уменьшаться до 27,1% в2010г.

Рассмотрим основные мероприятия, проведенные в этих странах в сфере налогообложения прибыли предприятий [10].

В Австрии с целью преодоления последствий мирового финансового кризиса был введен в действие закон о реформировании налоговой системы ^еиегге^гт-gesetz 2009), главной целью которого было уменьшение налоговой нагрузки. Одним из мероприятий этого закона было увеличение с 2010 г. налоговых скидок для предприятий с 10% до 13%. Также была введена ускоренная амортизация в размере 30% в год, что позволило этой стране получить инвестиции за 2009—2010 гг. на сумму 700 млн евро.

В Великобритании, начиная с 2009 г., снижена ставка налога на прибыль с 30% до 28% и было отложено до апреля 2011 г. запланированное на 2009 г. увеличение ставки корпоративного налога для малых предприятий. Следующее уменьшение ставки налога на прибыль до 27% произошло в апреле 2011 г. В дальнейшем было запланировано ежегодное уменьшение ставки налога на прибыль с шагом в 1% ежегодно до 24% в апреле 2014 г. В то же время в апреле 2012 г. была уменьшена норма амортизационных отчислений с 20% до 18%.

В Нидерландах в 2007 г. в связи с мировым финансовым кризисом была снижена общая ставка налога на прибыль с 29,6% до 25,5% на период 2009—2010 гг. Были упрощены правила начисления амортизации и требования по компенсации понесенных предприятиями расходов. Также были уменьшены налоги для малых и средних предприятий и одновременно увеличены размеры льгот при налогообложении прибыли с 10,5% в 2009 г. до 12% в 2010 г. Увеличено пособие для вновь созданных предприятий («81аг1егвайгек»). С целью стимулирования инвестиционной деятельности в 2010 г. увеличен налоговый кредит для мелких инвестиций и упрощены правила для получения льгот индивидуальным предпринимателям («ге^81апс^епа:Н;гек»). Для инновационных предприятий ставка налога в части налогообложения доходов, полученных в сфере НИОКР, была уменьшена с 10% до 5%, при этом верхние ограничения по размеру налогооблагаемой прибыли были отменены.

В Греции в 2007 г. на период с 2010 г. по 2014 г. была снижена ставка налога на прибыль с 29% до 25%, а также предусмотрено постепенное ее уменьшение ежегодно на один процентный пункт. В то же время для крупных прибыльных корпораций на 2009—2013 гг. была введена повышенная ставка налога на прибыль в 35% (за базу взята прибыль 2008 г.).

В Ирландии в 2009 г. произошло последовательное увеличение налога на прирост капитала сначала с 20% до 22%, а с 8 апреля того же года до 25%. Кроме того, были перенесены сроки уплаты налога на прибыль и налога на прирост капитала для корпораций.

Испанское правительство в течение 2007—2008 гг. снизило ставку налога на прибыль с 35% до 32,5% и до 30% соответственно. На период 2009—2011 гг. произошло временное уменьшение на 5% ставки налога на прибыль для малых предприятий, которые поддерживают численность наемных работников постоянной или увеличивают ее. Для вышеуказанных плательщиков на период 2009—2012 гг. также предусматривалась возможность выбора метода начисления амортизации.

В Италии с июля 2009 г. по июнь 2010 г. был введен 50% налоговый кредит для инвестиций в машины и оборудование для малых предприятий, получающих доход от коммерческой деятельности.

В Люксембурге в 2009 г. произошло снижение базовой ставки налога на прибыль с 22% до 21%, а в 2010 г. введена самооценка системы корпоративного налогообложения.

Германия для субъектов малого и среднего бизнеса увеличила норму амортизационных отчислений для транспортных средств в составе основных фондов, расширила сферу применения специального порядка начисления налоговой амортизации и ввела 20% списание стоимости имущества в первый год его эксплуатации, что позволило в течение первого года списать до 45% стоимости основных фондов. Страна предоставила возможность применения любой компанией при амортизации движимого имущества использовать метод уменьшаемого остатка (норма амортизации — 25%). Вышеуказанные нормы распространялись на основные фонды, приобретенные или произведен-

ные в период после 1 января 2009 г. и до 31 декабря 2010 г.

С целью поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в условиях посткризисной экономики Португалия в 2009 г. ввела новую ставку корпоративного налога в размере 12,5% для налогооблагаемой прибыли, не превышающей 12 500 евро, и уменьшила количество авансовых платежей по данному налогу. Кроме того, были введены налоговые льготы для инвестиций — вычет из налогооблагаемой прибыли и освобождение от уплаты коммунального налога на недвижимость, налога с продаж и гербового сбора. В 2010 г. произошло расширение льгот для плательщиков налога на прибыль. Специальные суммы предоплаты по этому налогу сократились с 1 250 евро до 1 000 евро, что соответствует 1% от оборота компании. В то же время был сокращен предельный размер льгот по налогу на прибыль, то есть сумма уплаченного налога не могла быть ниже 75% (ранее 60%) от налога на прибыль, определенного в условиях, при которых льготы не учитываются.

Во Франции с целью поддержки финансового состояния МСП была введена отсрочка налоговой задолженности для любых предприятий (сроком на три года) и предоставлена четырехмесячная отсрочка уплаты налога на прибыль. МСП получили право на уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на сумму убытков иностранных филиалов.

Швеция уменьшила ставку налога на прибыль, начиная с 2009 г., с 28% до 26,3%.

Похожие изменения в механизме налогообложения прибыли предприятий происходили и в странах — новых членах ЕС в течение рассматриваемого периода. Средняя ставка налога на прибыль в этих странах уменьшилась до 19,4% в 2007 г. и продолжила уменьшаться до 18,3% в 2010 г. В Болгарии с началом мирового финансового кризиса ставка налога на прибыль была снижена с 15% до 10%, а в 2010 г. был повышен ее размер в части налогообложения доходов, полученных в сфере игорного бизнеса до 15%. Такие меры привели к увеличению доли налога на прибыль в ВВП на 0,07%.

В Чехии в 2009 г. были временно отменены предыдущие условия налогооб-

ложения малого бизнеса (с количеством работников до 5 человек) и уменьшена номинальная ставка налога на прибыль до 20%, а в 2010 г. — до 19%.

Правительство Кипра в 2009 г. ввело для МСП ставку налога на прибыль на уровне 10% (предварительно ставка налога составляла 25%), в то же время период 2010—2011 гг. характеризуется увеличением так называемой «солидарной платы» на 1%, то есть ставка налога на прибыль увеличилась до 11%.

В Литве специально для малых предприятий на период 2009—2010 гг. ставка налога на прибыль была снижена с 13% до 5%. Более благоприятный режим налогообложения доходов сельскохозяйственных предприятий в 2010 г. был заменен на специальную 10% пониженную ставку налога на прибыль, по которой происходит налогообложение доходов, полученных от сельскохозяйственной деятельности. С 2011 г. эта ставка была увеличена до 15%.

В 2009 г. Польша увеличила инвестиционные стимулы: например, ввела немедленное списание средств благодаря применению ускоренной амортизации для малых и вновь созданных предприятий, зарегистрированных плательщиками корпоративного подоходного налога.

В Румынии с января по июнь 2010 г. применялись отсрочки налоговых обязательств по налогу на прибыль.

В 2010 г. Словения увеличила налоговые льготы для инвестиций в сфере НИ-ОКР с нынешних 20% до 40% от суммы, вложенной в НИОКР, и постепенно уменьшила ставку налога на прибыль с 22% до 21% в 2009 г. и далее до 20% в 2010 г. На период 2009—2010 гг. были приняты меры по стимулированию инвестиций. В 2010 г. были введены новые налоговые льготы для трудоустройства (например, трудоустройство граждан в возрасте до 26 или старше 55 лет, которые были зарегистрированы не менее шести месяцев как безработные).

Словакия в 2009—2010 гг. ввела государственные субсидии и льготы по налогу на прибыль в сфере НИОКР, которые использовались предпринимательским сектором.

Таким образом, каждая страна ЕС выработала комплекс мер для преодоления последствий влияния мирового финансо-

вого кризиса [11], что нашло отражение в механизме налога на прибыль юридических лиц (таблица 1).

В результате проведенного исследования использования инструментов налогового регулирования нами было установлено следующее:

— во время финансового кризиса и в посткризисный период все страны ЕС предпочитали реализацию регулирующей функции налога на прибыль;

— разнообразие и масштабность использования инструментов налогового регулирования, целесообразность одновременного их применения в отдельных странах обусловлена различным уровнем социально-экономического развития,типом выбранной модели макроэкономического развития и уровнем влияния последствий мирового финансового кризиса;

— наиболее распространенными мерами налогового регулирования в части взимания налога на прибыль среди рассматриваемых стран являются:

1) уменьшение ставки налога (20 стран из 28). Другие 8 стран оставили ставку налога на прибыль без изменений, исключение составляют лишь Литва и Кипр. Непоследовательной была налоговая политика Литвы: уменьшив ставку этого налога в 2008 г. с 18% до 15%, в 2009 г. она преждевременно увеличила ее до 20%, что и обусловило необходимость уменьшения ставки до 15% в 2010 г. Ставка налога на прибыль на Кипре была уменьшена до 10% еще в 2005 г., на период 2010—2011 гг. ставка данного налога была увеличена до 11%. Эта мера, по нашему мнению, с точки зрения фискальной эффективности, является приемлемой, поскольку не приводит к увеличению расходов на администрирование налога на прибыль;

2) на втором месте по распространенности применения является стимулирование инвестиций и инноваций (16 стран из 28). Такая мера реализуется преимущественно с помощью инвестиционных налоговых кредитов и скидок;

3) на третьем месте — поддержка финансового состояния предприятий и стимулирование производства, а также поддержка малого и среднего бизнеса. Указанные меры используются в 12 странах из 28;

Таблица 1

Инструменты налогового регулирования, предусмотренные при налогообложении прибыли юридических лиц

Ставка налога на прибыль Ускоренная амортизация Поддержка финансового состояния предприятий и стимулирования производства Стимулирование занятости Стимулирование инвестиций и инноваций

уменьшена увеличена

Австрия + +

Бельгия + + +

Болгария +

Великобритания + +

Венгрия + +

Германия + + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Греция +

Дания + + +

Испания + + + + +

Италия + + +

Ирландия +

Кипр +

Латвия +

Литва +

Люксембург + +

Мальта + +

Нидерланды + + + +

Португалия + +

Польша + +

Румыния +

Словакия + +

Словения + + +

Финляндия + + + + +

Франция + +

Хорватия + + +

Чехия +

Швеция + +

Эстония +

4) на четвертом месте по распространенности применения находится использование в налоговом учете ускоренной амортизации (7 стран из 28);

5) относительно редко используется механизм налогообложения прибыли предприятий с целью стимулирования эффективной занятости населения (5 стран

из 28). Это мероприятие реализуется посредством уменьшения базы налогообложения на сумму затрат на обучение и профессиональную подготовку или путем применения более низкой ставки налога на прибыль при условии поддержания количества работников предприятия.

Как показывает исторический опыт, система налогообложения является основным рычагом воздействия государства на деятельность экономических субъектов и регулирования социально-экономических процессов. Правительства большинства стран целенаправленно используют инструменты налогового регулирования как в условиях спада, так и в случае перегрева экономики.

В практике налогообложения развитых стран, стимулирующих деловую и, в первую очередь, инвестиционную активность предприятий, налоговые рычаги заложены преимущественно в механизм налогообложения прибыли и реализуются с помощью различных льгот, в частности, из-за политики ставки этого налога.

Отсутствие одинакового подхода к стимулированию малого бизнеса посредством применения упрощенных систем обусловливается спецификой задач, решаемых каждой страной в рамках таких систем. Общей же особенностью альтернативных систем налогообложения является то, что предусмотренный ими единый налог заменяет собой часть налогов, уплачиваемых при общей (обычной) системе налогообложения, при этом существенно снижая налоговую и административную нагрузки на малый бизнес.

В отличие от отечественной практики, механизм налогообложения прибыли

юридических лиц в мировой практике активно используется для регулирования социально-экономических процессов. Совершенствование налогообложения МСП в постсоветских странах, в т.ч. в России должно учитывать европейский опыт преодоления мирового финансового кризиса.

В связи с этим целесообразным, на наш взгляд, для стран постсоветского пространства, в особенности для России в ситуации продолжительного системного кризиса экономики, является осуществление следующих действий:

— уменьшать уровень налогообложения прибыли предприятий реального сектора экономики до уровня этого налога в странах-новых членах ЕС (в среднем до 18,3%);

— предусмотреть стимулирующие рычаги налогообложения прибыли для предприятий малого и среднего бизнеса (стимулирование инвестиций и инноваций, поддержка финансового состояния предприятий и стимулирование производства, использование в налоговом учете ускоренной амортизации);

— осуществлять налоговое стимулирование инновационно-инвестиционных процессов с помощью инвестиционных налоговых кредитов и скидок;

— предусмотреть стимулы по уплате налога на прибыль путем уменьшения ставки налога на прибыль на 5% для малых предприятий, которые поддерживают или увеличивают количество наемных работников, при условии обеспечения уровня начисленной заработной платы работникам не ниже средней по отраслям.

Примечания:

1. О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: доклад Министерства экономического развития Российской Федерации к заседанию Государственного совета Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru/minec/ activity/sections/smallBusiness/201601128507.

2. Грицунова С.В., Лотарева K.M. Развитие малого предпринимательства в России// Мир науки. 2015. Вып. 2. URL: http://mir-nauki.com/PDF/07KMN215.pdf.

3. European Tax Handbook / ed. by L.L. Juhani Kesti. Amsterdam: International Bureau of Fiscal Documentation, 2014. 754 p.

5. Taxation trends in the European Union — Data for the EU Member States and Norway // European Commission. 2014. 384 p.

6. Tax Law Design and Drafting. Vol. 1, Chapter 12. Presumptive Taxation / ed. by V. Thu-ronyi. Washington: International Monetary Fund, 1996.

7. Ahmad E., Stern N. The Theory and Practice of Tax Reform in Developing Countries. Cambridge, 1991.

8. Designing a Tax System for Micro and Small Businesses: Guide for Practitioners. The World Bank Group. 2007.

9. Мильчакова H. Налоговые механизмы стимулирвоания инноваций. Международный опыт. URL: http://files.marchmont.ru/presentations/26/milchakova_natalya_- _nalogovyie_ mehanizmyistimulirovaniyainnovatzij ._mej dunarodnyijopyit. pdf.

10. Paying Taxes 2012. The Global Picture. The International Bank for Reconstruction and Development. The World Bank. Washington, 2012. URL: http://www.doingbusiness.org.

11. Tax responses to the global economic crisis. URL: http://www.deloitte.com/ view/ru_ RU/ru/7562/7841/index. Htm.

References:

1. On measures to promote small and medium-sized business in the Russian Federation: Report of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation to the meeting of the State Council of the Russian Federation. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/ sec-tions/smallBusiness/201601128507.

2. Gritsunova S.V., Lotareva K.M. The development of small business in Russia //World of Science 2015. Issue 2. URL: http://mir-nauki.com/PDF/07KMN215.pdf.

3. European Tax Handbook / ed. by L.L. Juhani Kesti. Amsterdam: International Bureau of Fiscal Documentation, 2014. 754 p.

5. Taxation trends in the European Union — Data for the EU Member States and Norway // European Commission. 2014. 384 p.

6. Tax Law Design and Drafting. Vol. 1, Chapter 12. Presumptive Taxation / ed. by V. Thu-ronyi. Washington: International Monetary Fund, 1996.

7. Ahmad E., Stern N. The Theory and Practice of Tax Reform in Developing Countries. Cambridge, 1991.

8. Designing a Tax System for Micro and Small Businesses: Guide for Practitioners. The World Bank Group. 2007.

9. Milchakova N. Tax incentive mechanisms for innovation. International experience. URL: http://files.marchmont.ru/presentations/26/milchakova_natalya_-_nalogovyie_ meha-nizmyi_stimulirovaniya_innovatzij._mejdunarodnyij_opyit.pdf.

10. Paying Taxes 2012. The Global Picture. The International Bank for Reconstruction and Development. The World Bank. Washington, 2012. URL: http://www.doingbusiness.org.

11. Tax responses to the global economic crisis. URL: http://www.deloitte.com /view/ru_ RU/ru/7562/7841/index. Htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.