Налоговые кредиты в системе стимулирования инновационной активности
^ Ермакова Елена Алексеевна
Доктор экономических наук, профессор кафедры финансов
Саратовский социально-экономический институт рЭУ им. Г.в. Плеханова 410003, рФ, г. Саратов, ул. радищева, 89 Тел.: (8452) 21-17-37 E-mail: [email protected]
Q dk
^ Ларионов никита Александрович
Аспирант кафедры финансов
Саратовский социально-экономический институт рЭУ им. Г.в. Плеханова 410003, рФ, г. Саратов, ул. радищева, 89 Тел.: (8452) 21-17-37 E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье исследуются особенности налогового стимулирования инновационной деятельности с помощью налоговых кредитов. Выделены пять форм налогового кредита, используемых в налоговых системах различных стран. Определены особенности практики влияния налоговых кредитов на инновационную деятельность с выделением базовых положений по каждой форме в отдельных странах. Систематизированы главные специфические черты каждой из обозначенных форм. Проанализирован российский опыт и особенности использования инвестиционного налогового кредита. Предлагаются пути реформирования кредитного механизма налогового стимулирования инновационной активности в России. В частности, предложено внедрить в российскую практику налоговый инновационный кредит на основе приростной модели. В целях повышения действенности инвестиционного налогового кредита в России в форме отсрочки налогового платежа дан ряд рекомендаций.
Ключевые слова
НАЛОГИ
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ ИННОВАЦИИ
НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг. определили в качестве базовой цели налоговой политики поддержку предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающей налоговую конкурентоспособность страны на мировой арене1.
Согласно отчетности ФНС России, с 2010 по 2012 г. сумма налоговых расходов увеличилась в 1,5 раза - с 1192 млрд до 1815 млрд р. Наиболее крупными налоговыми расходами2 бюджета в 2012 г., на которые приходится около 55% налоговых расходов, и составляющими 1,62% ВВП, являлись в том числе льготы, связанные с инвестиционной деятельностью:
• 0,34% ВВП (209,5 млрд р.) - «амортизационная премия» и повышенные коэффициенты амортизации по налогу на прибыль организаций;
• 0,10% (63,1 млрд р.) - пониженные ставки по налогу на прибыль организаций, установленные законами субъектов Российской Федерации.
Несмотря на улучшение позиции России в рейтинге Doing Business в том числе за счет улучшения инвестиционного климата, доля инвестиций в основной
JEL classification
Е6, Н23, Н30
1 Основные направления налоговой политики на 2015 г. и плановый период 2016 и 2017 гг. (одобрены 1 июля 2014 г. Правительством Российской Федерации). http://www.minfin.ru/ru/tax_relations/ роПсу/Ыех.рЬ|р.
2 Налоговыми расходами являются выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы РФ, обусловленные применением налоговых льгот и иных инструментов (преференций), установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
капитал в ВВП России составляет 20,6%, в то время как для реализации задач по модернизации экономики ее необходимо увеличить до 25%, а в дальнейшем до 30% [4. С. 364].
Налоговые стимулы являются существенными элементами инновационной политики по стимулированию затрат на научные исследования в частном секторе. В последние годы в большинстве развитых стран мира наблюдается тенденция усиления налогового стимулирования инновационной сферы с одновременным сокращением прямого государственного финансирования, что отражено авторами в своих исследованиях [5]. Как заметила М.А. Троянская, «вмешательство государства в этот процесс необходимо только для того, чтобы переломить негативные тенденции, инвестиционную непривлекательность регионов и отраслей, пассивность субъектов хозяйствования в области инвестиций» [15. С. 368].
Профессор Е.С. Вылкова справедливо отмечает, что «осознанное глубокое изучение зарубежного опыта налогового стимулирования инноваций позволит поднять на качественно более высокий уровень комплексное решение проблем создания благоприятных условий налогообложения для компаний, осуществляющих инновационную деятельность» [2. С. 12].
По мнению Н.Н. Тюпаковой, «налоговый механизм инвестиционной деятельности призван обеспечивать равновесие между фискальной и регулирующей функциями налогов», проявляясь в том числе в форме налогового кредита [16. С. 52].
В качестве инструмента налогового стимулирования инноваций активно применяются налоговые кредиты (tax credits). В мировой финансовой системе фактически применяются четыре вида налогового кредита:
1) сокращение налоговой базы (дополнительная налоговая скидка);
2) сокращение суммы налога или уменьшение суммы сформированного
Tax Credits in the System of Innovative Activity Stimulation
■o
я
налогового обязательства - налоговый исследовательский кредит;
3) инвестиционный налоговый кредит как ускоренная амортизация;
4) зачет ранее уплаченного налога -одна из широко применяемых в международной практике форм устранения двойного налогообложения, именуемая «иностранный налоговый кредит» (foreign tax credit).
Отсрочка или рассрочка уплаты налога представляет собой изменение срока уплаты налога с единовременным или поэтапным «погашением» налогоплательщиком суммы отсроченных (рассроченных) платежей и уплатой процентов на договорной основе - применяется в России.
Первые четыре вида налогового кредита основаны на прямом, бессрочном и безвозвратном уменьшении налоговых платежей на определенную часть (или полную сумму) произведенных расходов.
Дополнительная налоговая скидка используется с целью снижения налоговой нагрузки по видам бизнеса, связанным с НИОКР (R&D, ИР). Такая льгота позволяет организациям снижать налогооблагаемую базу в большем размере, чем их расходы на исследования и разработки (ИР). Как правило, в налоговых системах установлены лимиты на максимальную сумму расходов на ИР или размера ежегодного вычета. Данный налоговый инструмент используется в Великобритании (R&D Tax allowance), Бельгии и Дании - на основе показателя объема расходов на ИР; Австралии (R&D Tax Concession), Австрии и Венгрии - на комбинированной основе (с учетом объемных показателей и приростных (изменение расходов на ИР по сравнению с предыдущим периодом)). Дополнительные скидки колеблются в размерах от 125% от объема расходов на ИР в Австралии или 130% в Великобритании, до 175% в виде дополнительной премиальной ставки на прирост расходов по ИР в Австралии или для малого бизнеса в Великобритании.
Наиболее распространенной формой государственного стимулирования
инновационнои активности с помощью налогового кредита является сокращение суммы налога или уменьшение суммы сформированного налогового обязательства. Широкое применение такая льгота получила в США (на федеральном и штатном уровнях). Предусмотрено множество различных видов налоговых кредитов, предоставляемых физическим и юридическим лицам:
• налоговый кредит на заработанный доход (Earned Income Tax Credit);
• инвестиционный налоговый кредит для «бизнес-ангелов» (Angel Fund Investment Credit);
• налоговый кредит на создание рабочих мест (Work Opportunity Tax Credit);
• налоговый кредит на инвестиции в возобновляемую энергию (Renewable Energy Investment Tax Credit).
Для стимулирования инновационной деятельности в налоговых системах многих стран распространен налоговый исследовательский кредит (НИК) на инвестиции в НИОКР в различных формах:
• налоговый кредит на научные исследования и эксперименты (Scientific Research & Experimental Development tax credit) в Канаде;
• налоговый кредит на инновационные НИОКР (Innovation/Research and Experimentation tax credit) в США и т.д.
Согласно мировой практике и аналитике налоговый исследовательский кредит (НИК, R&D Tax Incremental Credit) является основным целенаправленным налоговым инструментом стимулирования инновационной активности, который позволяет вычитать из суммы налога на прибыль часть расходов на инновационную деятельность, определяемую процентной ставкой налогового кредита. Данный налоговый инструмент позволяет снизить затраты бизнеса на 6,4-7,3%.
В разных странах действует свой специфичный механизм функционирования налогового инновационного кредита. При этом присутствует главная объединяющая черта - возможность уменьшения суммы налога на прибыль (корпоративного налога) на определен-
^ Yelena A. YERMAKovA
Dr. Sc. (Econ.), Prof. of Finance Dept.
Saratov Socio-Economic Institute (Affiliated Branch of Plekhanov russian University of Economics) 410003, RF, Saratov, radischeva St., 89 Phone: (8452) 21-17-37 E-mail: [email protected]
^ Nikita A. LARIonov
Postgraduate of Finance Dept.
Saratov Socio-Economic Institute (Affiliated Branch of Plekhanov russian University of Economics) 410003, RF, Saratov, radischeva St., 89 Phone: (8452) 21-17-37 E-mail: [email protected]
Keywords
TAXES TAX POLICY TAX CREDIT
INVESTMENT TAX CREDIT
INNOVATIONS
TAX INCENTIVES
Abstract
The article explores the nature of tax credit for innovation activities. The five different forms of tax credit used in the tax systems of various countries are distinguished. Unique features of the influence of fiscal practices on innovation activities in particular countries are stated. Specific characteristics of each stated form are explored and classified. Russian experience and the specifics of tax credit for innovation activities are analyzed. The article suggests the ways for reforming credit mechanism of tax incentives for innovation activities in Russia. In particular, the authors propose to put marginal tax credit into the Russian practice. With a view to improve the efficiency of investment tax credit in Russia in the form of deferred tax payment, recommendations are given.
JEL classification
Е6, Н23, Н30
1
6 Тема номера
Источники
1. Вылкова Е.С. Корпоративное налогообложение в Канаде: монография. СПб.: Северо-Западный институт повышения квалификации ФНС России, 2014.
2. Вылкова Е.С. Красавин В.И. Проблемные вопросы формирования налоговых льгот для инновационной деятельности // Известия Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2001. № 2.
3. Гордеева О.В. Инструменты налогового регулирования инновационной деятельности // Налоги (газета). 2009. № 48.
4. Ермакова Е.А. Стимулирование инновационно-инвестиционных процессов в России льготами по налогу на прибыль // Налоговые льготы. Теория и практика применения: монография / под ред. И.А. Май-бурова, Ю.Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
5. Ермакова Е.А., Троянская М.А. Мониторинг мирового опыта налогового регулирования // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 3. С. 49-55.
6. Истомина Н.А. Бюджет субъекта Федерации как инструмент регулирования развития экономики региона // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 40.
7. Истомина Н.А. Бюджетная обеспеченность как интегральный критерий межбюджетных отношений в регионе (опыт Свердловской области) // Финансы и кредит. 2009. № 13.
8. Истомина Н.А. Налоговое регулирование финансовой базы местных бюджетов как элемент межбюджетных отношений и бюджетного планирования в регионе // Финансы и кредит. 2011. № 44.
9. Истомина Н.А. Региональные методики планирования налоговых доходов бюджетов в системе регионального бюджетного планирования // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2010. № 13.
10. Кирова Е.А. Налоги и налогообложение. Палитра современных проблем: монография / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
11. Масленников Н.А. Страна налоговых скидок: особенности финансового стимулирования инновационной деятельности японских компаний // Независимая газета. 2010. 24 марта. 11В1_: http://www.ng.ru/ паика/2010-03-24/11_|арап.1^т1.
12. Налоговое стимулирование инновационных процессов / под ред. Н.И. Ивановой. М.: ИМЭМО РАН, 2009.
13. Погорлецкий А.И. Международное налогообложение: учебник. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006.
14. Троянская М.А. Оценка форм налогового стимулирования инновационной деятельности в регионах Приволжского федерального округа // Экономика и управление. 2013. № 5(115). С. 80-84.
ную часть затрат (определяется процентной ставкой налогового кредита) на инновационную деятельность (R&D, НИОКР). Основное различие в механизмах действия налогового исследовательского кредита состоит в методиках определения размера принимаемых к вычету расходов на НИОКР, в зависимости от чего существует несколько типов налогового кредита:
1) полнообъемный (R&D Volume-based Tax Credit), при котором расходы на НИОКР принимаются к вычету в полном объеме. Например, при налоговом кредите со ставкой 50% компания уменьшит общую сумму налога на прибыль на 50 единиц из 100, потраченных на осуществление НИОКР. Применяется в Италии, Канаде, Норвегии, Франции;
2) приростный (R&D Tax Incremental Credit), при котором расходы на НИОКР принимаются к вычету в сумме прироста таких расходов по отношению к базовому уровню (как правило, средняя сумма за определенный период). Например, налоговый кредит при ставке 50% позволит снизить сумму налоговых платежей компании на 50 единиц, при условии что прирост затрат компании на НИОКР в данном году относительно базового составил 100 единиц. Из 25 стран, где применяется налоговый исследовательский кредит, только 4 страны применяют эту форму - США, Япония, Мексика, Южная Корея;
3) смешанный, при котором к полнообъемному кредиту добавляется приростной налоговый кредит (Франция (до 2009 г.), Испания, Португалия).
Важно заметить, что приростный налоговый кредит наиболее эффективен для государства, так как его механизм направлен на интенсивное стимулирование роста инновационных разработок бизнеса. Полнообъемный налоговый кредит создает более выгодные для бизнеса условия, так как фактически субсидирует все расходы на НИОКР, независимо от их динамики. С целью минимизации данного недостатка может применяться смешанный механизм использования налогового кредита.
В США налоговый исследовательский кредит был впервые введен в 1981 г. на пятилетний период и в дальнейшем неоднократно продлевался вплоть до настоящего времени. В США используется приростной вариант налогового кредита со ставкой налога в размере 20% от базового размера, вычисление которого производится по алгоритму с несколькими условиями: отношение расходов
на R&D к валовому доходу компании, тип компании, базовый период и т.д. В 1996 г. в целях увеличения охвата фирм был также введен альтернативный упрощенный вариант приростного налогового кредита с 12%-ной ставкой и измененными правилами вычисления базового размера расходов на R&D, на который смогли претендовать компании, работающие по оборонным кредитам, компании, у которых темпы роста продаж были выше, чем темпы расходов на R&D, и компании с большим приростом производительности в научно-исследовательской деятельности за счет инноваций. Кроме того, американское налоговое законодательство также предусматривает использование кредита для поощрения сотрудничества частного бизнеса и организаций научно-исследовательского сектора. Если компания осуществляет платежи университету или исследовательскому центру на выполнение фундаментальных исследований, то НИК составляет 20% от суммы платежа [17]. Данные американских исследований свидетельствуют о том, что один доллар налоговых льгот дает один доллар дополнительных расходов на НИОКР.
Во Франции с 1983 г. действовал налоговый кредит в приростном варианте со ставкой 40% при приросте расходов на R&D выше средних ежегодных расходов в предыдущие 2 года. Одновременно действовал и полнообъемный вариант научно-исследовательского налогового кредита со ставкой 10% от суммы расходов на R&D. Использование смешанного варианта закончилось в 2009 г., и был осуществлен переход на полнообъемный вариант по дифференцированной ставке в зависимости от размера ежегодных расходов на R&D (30% на первые 100 млн евро и 5% на сумму сверх 100 млн евро). Исключение делалось для компаний, впервые использующих кредит, - для них ставка налогового кредита устанавливалась в размере 50% от расходов на ИР в первый год осуществления ИР [18]. В 2000 г. право воспользоваться этой льготой получили около 3200 предприятий (свыше 1/2 - малые и средние фирмы) из около 7000 претендентов на сумму 426,8 млн евро.
В Великобритании налоговые кредиты на ИР являются важной составляющей комплекса мер по выполнению обязательства правительства по росту исследований и разработок (ИР) в стране наряду с иными формами поддержки бизнеса. Налоговые скидки на ИР для малого и среднего бизнеса (МСБ) были введены
в 2000 г., а в 2002 г. эта схема распространилась и на крупные компании. К 2005 г. было передано уже свыше 17000 заявлений на получение налоговых кредитов и свыше 1,3 млрд ф. ст. запрошено по данной схеме. В настоящее время применяется три типа налоговых скидок на ИР: с 2007 г. вычет из налогооблагаемой базы расходов на ИР составлял для МСБ
- 175%, для крупных компаний - 130% (ранее для МСБ - 150%, для крупного бизнеса - 125%); для малых компаний, не имеющих прибыли, использовалось прямое возмещение затрат на ИР, а также налоговые скидки на ИР для компаний, разрабатывающих вакцины против инфекционных болезней [12. С. 58]. По оценкам экспертов, налоговые скидки позволяют снизить расходы на ИР для МСБ максимум на 15,75, а для крупных компаний - на 8,4%, компании без прибыли могут получить 24,50 ф. ст. на каждые 100 ф. ст., затраченных на ИР.
В Норвегии введение НИК произошло сравнительно поздно, после тщательного изучения накопленного опыта стимулирования ИР с помощью налоговых льгот. В 2002 г. был введен полнообъемный вариант НИК для малого и среднего бизнеса, в 2003 г. его действие распространилось на все компании, однако ставка для крупного бизнеса составила 18%, а для малого и среднего
- 20%. Также установлен потолок расходов на ИР, по которым можно воспользоваться НИК - 4 млн норвежских крон, что в пересчете на евро составляет 500 тыс. При проведении совместных исследований с университетами и исследовательскими центрами из утвержденного правительством списка потолок составляет 8 млн крон. Особенность норвежского налогового законодательства состоит в том, что НИК действует в отношении только тех научно-исследовательских проектов, которые рассмотрены и одобрены Научным советом Норвегии до того, как компания подаст заявку на получение НИК, что снижает вероятность возникновения споров между государством и компаниями, часто случающихся в других странах, где действует данная мера налогового стимулирования. Кроме того, особое поощрение для малого и среднего бизнеса заключается в том, что в случае убытков или незначительной прибыли фирме может быть выплачен налоговый кредит в форме гранта (прямой субсидии от государства) [12. С. 78].
В Канаде НИК является частью системы инвестиционных налоговых кредитов, как определенный процент инвести-
ционных расходов с годовым лимитом на списание. 20% (15% начиная с 2014 г.) НИК относится к расходам научных исследований [1. С. 71-74]. Особенностью использования НИК в Канаде является дифференциация ставки налога в зависимости от формы собственности. Сверх федерального налогового исследовательского кредита, многие провинции также добавляют региональный налоговый кредит со ставками 4,5-37,5%. При вычислении налога к расходам на ИР относят как текущие исследовательские расходы, так и расходы на оборудование и вычитают из общей суммы прямые государственные субсидии на ИР [19].
Япония является пионером в вопросах разработки и широкого использования налоговых скидок как инструмента воздействия на науку в частном секторе. В качестве пилотного проекта по стимулированию промышленных инвестиций в науку на период 2000-2006 гг. был принят налоговый кредит в размере 10-12% на весь объем затрат конкретной фирмы в науку. При этом на суммарный объем кредита наложены ограничения в объеме 20% корпоративного налога в текущем году [11]. Было решено, что по завершении проекта в случае подтверждения эффективности этой льготы ее оставляют, но на уровне 8-10% - в зависимости от соотношения суммарных ассигнований фирмы в сферу ИР и объема ее продаж. На малые и средние фирмы (с капиталом менее 100 млн иен) распространялась ставка налогового кредита в размере 12% от общей суммы вложений в науку. Кроме того, из налогооблагаемой базы этих фирм стали вычитать 12% от их ассигнований в сферу ИР при исчислении местных налогов. В качестве дополнительного стимула, способствующего развитию науки в сфере бизнеса, на период 2006-2008 гг. любой компании был предложен 5%-ный налоговый кредит, начисляемый при расширении ею своих исследовательских подразделений. В соответствии с данным положением, при увеличении в отчетном году ассигнований на исследования и эксперименты конкретной фирмой свыше аналогичного показателя за два предшествующих года и в случае превышения по уровню затрат среднего значения за три финансовых года, в течение которых фиксировались наивысшие ассигнования в рамках последнего пятилетнего периода, корпоративный налог может быть сокращен на сумму, эквивалентную 5% достигнутого превышения (в 2003-2005 гг. ставка данного налого-
References
1. Vylkova Ye.S. Korporativnoe nalogo-oblozhenie v Kanade [Corporate taxation in Canada]. St.-Petersburg, Northwest Institute for Advanced Studies of FTS of Russia, 2014.
2. Vylkova Ye.S. Krasavin V.I. Problemnye voprosy formirovaniya nalogovykh I'got dlya innovatsionnoy deyatelnosti [Difficult issues of formation of tax incentives for innovation]. Izvestiya Rossiyskogo ekonomicheskogo univer-siteta im. G.V. Plekhanova - Bulletin of Plekh-anovRussian Economic University, 2001, no. 2.
3. Gordeeva O.V. Instrumenty nalogovogo regulirovaniya innovatsionnoy deyatelnosti [The tools of tax regulation of innovative activity]. Nalogi - The Taxes Newspaper, 2009, no. 48.
4. Yermakova Ye.A. Stimulirovanie inno-vatsionno-investitsionnykh protsessov v Rossii l'gotami po nalogu na pribyl' [Stimulating innovation and investment processes in Russia through benefits for income tax]. Nalogovye l'goty. Teoriya i praktika primeneniya: mono-grafiya [Tax credit. Theory and practice of implementation. Monograph]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2014.
5. Yermakova Ye.A., Troyanskaya M.A. Monitoring mirovogo opyta nalogovogo reguli-rovaniya [Monitoring of international experience of tax regulation]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomichesko-go universiteta - Journal of Saratov Socioeconomic University, 2014, no. 3, pp. 49-55.
6. Istomina N.A. Byudzhet subekta Feder-atsii kak instrument regulirovaniya razvitiya ekonomiki regiona [The budget of subject of Federation as a tool to regulate the development of regional economy]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika - Regional Economics: Theory and Practice, 2012, no. 40.
7. Istomina N.A. Byudzhetnaya obespech-ennost' kak integral'nyy kriteriy mezhbyudz-hetnykh otnosheniy v regione (opyt Sverd-lovskoy oblasti) [Fiscal capacity as an integral criterion of intergovernmental relations in the region (the experience of the Sverdlovsk region)]. Finansy i kredit - Finance and Credit, 2009, no. 13.
8. Istomina N.A. Nalogovoe regulirovanie finansovoy bazy mestnykh byudzhetov kak element mezhbyudzhetnykh otnosheniy i by-udzhetnogo planirovaniya v regione [Tax regulation of the financial base of local budgets as part of intergovernmental fiscal relations and budget planning in the region]. Finansy i kredit - Finance and Credit, 2011, no. 44.
9. Istomina N.A. Regional'nye metodiki planirovaniya nalogovykh dokhodov byudzhetov v sisteme regional'nogo byudzhetnogo planirovaniya [Regional planning methodology of tax revenues in the regional budget planning]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya - Financial Analytics: Science and Experience, 2010, no. 13.
10. Kirova Ye.A. Nalogi i nalogooblozhenie. Palitra sovremennykh problem [Taxes and taxation. The palette of contemporary issues]. Mayburov I.A., Ivanov Yu.B. (eds.). Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2014.
■o я
15. Троянская М.А. Усиление стимулирующей функции налогообложения прибыли хозяйствующих субъектов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 13(149).
16. Тюпакова Н.Н., Нечаев В.И., Хату-ов Д.Х. Налоговое стимулирование инноваций в сельхозпроизводстве // Экономика сельского хозяйства России. 2009. № 9.
17. Atkinson R.D. Expanding R&D Tax Credit to Drive Innovation, Competitiveness and Prosperity // The Information Technology and Innovation Foundation. April, 2007.
18. Tax Incentives for Research & Development: Trends and Issues / OECD. P., 2003.
19. Warda J. Measuring the Value of R&D Tax Treatment in OECD Countries // OECD STI Review. 2001.
вого кредита была равна 15%, но при этом он был единственным и не мог быть дополнительным) [12. С. 81]. В 2008 г. для поддержания экономического роста за счет стимулирования инновационной активности в стране были введены дополнительные налоговые скидки в виде налогового кредита, размер которого исчисляется как превышение затрат на науку сверх 10% от средних продаж. Эти скидки суммируются с ранее введенными, размер которых определяется из общего объема прироста затрат на ИР (в 2008 г. - 5% от превышения затрат на ИР сверх среднегодовых затрат за последние три года). Пороговым значением для нового налогового кредита является 10% годовых налоговых обязательств на доход корпорации.
Налоговые кредиты могут быть возмещаемыми («refundable») и невозмещаемыми («nonrefundable»). В случае если сумма возмещаемого налогового кредита превысит сумму налогового обязательства налогоплательщика, разница может быть перенесена на следующий налоговый период или напрямую возвращена налогоплательщику в виде денежных средств. При использовании невозмещаемого налогового кредита сумма налогового обязательства налогоплательщика может быть снижена до нуля, при этом перенос или возврат остатка налогового кредита невозможен.
В развитие кредитной формы налогового стимулирования инноваций в России предлагаем внедрить в российскую практику налоговый инновационный кредит. Учитывая большую эффективность для государства приростной модели налогового кредита считаем целесообразным использовать именно подобный вариант. Получателями налогового инновационного кредита могут быть организации малого и среднего бизнеса, занимающиеся инновационными разработками, отнесенные к таковым российским законодательством. Ставку налогового кредита предлагается на первом этапе (5 лет) установить на уровне 15% с возможным последующим увеличением по итогам анализа практики функционирования. Расчетной базой налогового кредита является сумма превышения расходов на инновации текущего года над базовой суммой расходов, которая представляет собой среднюю сумма расходов на инновации в течение 2 лет. Также предлагается использовать возмещаемую модель налогового кредита, т.е. в случае превышения суммы налогового обязательства налогоплательщика
разница может быть перенесена на следующий налоговый период в течение 15 лет.
Особой разновидностью налогового исследовательского кредита является налоговый зарплатный исследовательский кредит (НЗИК). Стимулирование инновационной деятельности в частном секторе также осуществляется через уменьшение издержек предпринимателя на заработную плату сотрудников, частью которых являются обязательные страховые взносы, а также через уменьшение подоходного и социального налогов научных сотрудников. Например, в Голландии с 1994 г. НЗИК является главным инструментом налогового стимулирования инновационной деятельности. Он компенсирует издержки предпринимателя на высококвалифицированный и высокооплачиваемый труд и является мерой двойного стимулирования, так как выгоден как предпринимателю, так и научному сотруднику [12. С. 89]. Ставка налогового кредита может варьировать в зависимости от размера фирмы (крупная или малая), от уровня расходов на ИР и от того, начинает фирма заниматься ИР или проводит исследовательские работы постоянно (так стимулируются фирмы-новички, которые ранее не проводили исследований).
Также налоговым инструментом стимулирования инвестиций в мировой практике является инвестиционный налоговый кредит (ИНК). Механизм такой льготы по сути схож с ускоренной амортизацией, поскольку позволяет организациям списывать значительную стоимость оборудования в первые годы эксплуатации. Данная мера активно используется в целях стимулирования инноваций, поскольку эффективно снижает стоимость финансирования нового оборудования. Данный налоговый инструмент различается в разных странах как по размерам предоставления, так и по видам организаций и типам инвестиций [13. С. 243]:
• Япония - 5,3% для электронной техники и оборудования;
• Великобритания - 50% для первого года эксплуатации новой техники, технологии, материалов и т.п.;
• Канада - 10-15% в зависимости от освоенности территории месторасположения компании;
• Ирландия - 100%.
В России подобный механизм действует в отношении налога на прибыль организаций в случае, когда расходы НИ-ОКР по перечню, установленному Прави-
тельством РФ (свыше 120 видов), можно включать в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором они завершены, в размере фактических затрат с применением повышающего коэффициента 1,5. Такая мера позволяет учесть в расходах в 1,5 раза больше затрат на НИОКР, чем фактически было осуществлено. Данный налоговый инструмент был внедрен в российское налоговое законодательство в середине 2011 г. и, по мнению ученых, является стимулом к проведению наиболее важных, перспективных и высокорисковых исследований [10. С. 101].
Еще одной формой налогового кредита выступает отсрочка или рассрочка уплаты налога - представляет собой изменение срока уплаты налога с единовременным или поэтапным «погашением» налогоплательщиком суммы отсроченных (рассроченных) платежей и уплатой процентов на договорной основе. Именно такая форма использована в российской налоговой системе и именуется инвестиционным налоговым кредитом (его нельзя сравнивать с кредитом с аналогичным названием в других странах).
В России инвестиционный налоговый кредит - это денежные средства, оставляемые у организации в связи с предоставлением ей отсрочки платежа по налогу при условии, что средства в размере «отсроченного» налога направляются на проведение НИОКР, техническое перевооружение производства, внедренческую и инновационную деятельность или на социально-экономическое развитие субъекта РФ и предоставление особо важных услуг населению. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от 1 года до 5 лет, организациям-резидентам зоны территориального развития - на срок до 10 лет.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным налогам (налогу на имущество организаций и транспортному налогу) и местному налогу (земельному налогу) при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
• проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
• осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том чис-
ле создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
• выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.
В то же время уменьшение платежей возможно не более чем на 50% от размера налога, определенного по общим правилам, без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите в каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите). Таким образом, накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превысит этот лимит, то разница переносится на следующий отчетный период.
Инвестиционный налоговый кредит является возмездным, за пользование кредитом устанавливается плата в виде начисляемых процентов. Согласно п. 6 ст. 67 НК РФ не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке менее 1/2 и превышающей 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ. К примеру, если ставка рефинансирования составляет 13%, то процентная ставка, устанавливаемая уполномоченным органом, не может составлять менее 6,5% и быть больше 9,75%.
Инвестиционный налоговый кредит должен был стать эффективным инструментом налогового стимулирования инновационной деятельности в России. Вместе с тем данный инструмент фактически не работает: за последние 10 лет по линии федеральных налогов не выдано ни одного инвестиционного налогового кредита. Некоторые суммы кредита были выданы в 1994-1997 гг., и по состоянию на 1 января 2007 г. всего лишь 5 организаций получили инвестиционный налоговый кредит на сумму 219,5 млн р., из которых более 97% были предоставлены за счет региональных и местных средств [3]. Во многом это связано с наличием проблемных вопросов в предоставлении инвестиционного налогового кредита:
• распространяется только на налог на прибыль, а также региональные и местные налоги, значение которых для плательщика минимально;
• необходимо согласование с налоговым органом и региональным финансовым органом (для регионального финансового органа такие согласования
11. Maslennikov N.A. Strana nalogovykh skidok: osobennosti finansovogo stimu-lirovaniya innovatsionnoy deyatel'nosti yaponskikh kompaniy [Country of tax credits: features of financial incentives for innovation in Japanese companies]. Nezavisimaya gazeta - The Independent Newspaper, 2010, March 24. Available at: www.ng.ru/nau-ka/2010-03-24/11_japan.html.
12. Ivanova N.I. (ed.). Nalogovoe stimuli-rovanie innovatsionnykh protsessov [Tax incentives for innovation processes]. Moscow, IM-EMO RAN Publ., 2009.
13. Pogorletskiy A.I. Mezhdunarodnoe nalogooblozhenie [International taxation]. St.-Petersburg, Mikhaylova V.A. Publishing House, 2006.
14. Troyanskaya M.A. Otsenka form nal-ogovogo stimulirovaniya innovatsionnoy deyatel'nosti v regionakh Privolzhskogo federal'nogo okruga [Evaluation forms of tax incentives for innovation in the regions of the Volga Federal District]. Ekonomika i up-ravlenie - Economics and Management, 2013, no. 5(115), pp. 80-84.
15. Troyanskaya M.A. Usilenie stimuliruy-ushchey funktsii nalogooblozheniya pribyli khozyaystvuyushchikh subektov [Strengthening the incentive function of profit taxation of business entities]. Vestnik Orenburgskogo go-sudarstvennogo universiteta - Journal of Orenburg State University, 2012, no. 13(149).
16. Tyupakova N.N., Nechaev V.I., Khat-uov D.Kh. Nalogovoe stimulirovanie innovat-siy v sel'khozproizvodstvo [Tax incentives for innovation in agricultural production]. Ekono-mika sel'skogo khozyaystva Rossii - Economics of Agriculture of Russia, 2009, no. 9.
17. Atkinson R.D. Expanding R&D Tax Credit to Drive Innovation, Competitiveness and Prosperity. The Information Technology and Innovation Foundation, April, 2007.
18. Tax Incentives for Research & Development: Trends and Issues. OECD. Paris, 2003.
19. Warda J. Measuring the Value of R&D Tax Treatment in OECD Countries. OECD STI Review, 2001.
■o я
¡5 требуются в связи с вероятными изме-8 нениями плановых налоговых доходов ю бюджета субъекта РФ, которые формиру-^ ются на основе «региональных методик и планирования налоговых доходов бюд-ш жетов») [9. С. 47];
< • регионы не заинтересованы в предоставлении и временном выпадении бюджетных доходов; это, в частности, связано с тем, что в нашей стране не разработана и не применяется на постоянной основе «система мероприятий по компенсации региональным и местным бюджетам потерь, возникающих в связи с изменениями налогового законодательства РФ» [8. С. 66]; кроме того, предоставление инвестиционного кредита, фактически снижая доходы регионального и местных бюджетов, не уменьшает величину индекса налогового потенциала территории (который учитывается при расчете бюджетной обеспеченности [7. С. 47-48]) и не увеличивает объем дотаций из вышестоящего бюджета;
• отбор получателей отличается непрозрачностью;
• разрешительная процедура получения провоцирует риски коррупции.
Налогоплательщиков, в частности, не устраивают сроки и условия его предоставления, а также пределы уменьшения текущих платежей по соответствующим налогам. Особенно серьезным препятствием видится 5-летний предельный срок предоставления кредита, поскольку этот срок слишком мал для проведе-
ния технического перевооружения собственного производства и за этот период капитальные затраты подобного характера, как правило, не окупаются. Поэтому считаем необходимым ввести прямую зависимость срока инвестиционного налогового кредита от окупаемости соответствующего инвестиционного проекта.
Кроме того, данным инструментом не могут воспользоваться индивидуальные предприниматели, в то время как научная и (или) научно-техническая деятельность может осуществляться не только организациями, но и физическими лицами1. Также в НК РФ ничего не говорится об ответственности налогоплательщиков за нецелевое использование средств, высвобождаемых в связи с получением инвестиционного налогового кредита.
В целях повышения действенности инвестиционного налогового кредита в России в форме отсрочки налогового платежа считаем необходимым:
1) расширить категорию получателей инвестиционного налогового кредита включением индивидуальных предпринимателей;
2) увеличить срок их предоставления до 5-7 лет;
3) ограничить максимальную ставку процентов, начисляемых на сумму кредита, в 1/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ;
1 О науке и государственной научно-технической политике: федер. закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ, ст. 3.
4) при разработке проекта регионального бюджета планировать суммы предоставляемых кредитов, достаточные для стимулирования инвестиционной активности;
5) усилить целевую направленность. Для этого предусмотреть обязанность предоставлять в налоговый орган и уполномоченный орган государственной власти отчетность об использовании средств на инвестиционные цели. В случае использования средств не по целевому назначению ввести штрафную санкцию в виде восстановления налогов на всю сумму предоставленного налогового кредита и начисления штрафа в размере не менее 20%.
В заключение отметим важность использования налоговых кредитов в различных формах для стимулирования инноваций как на уровне страны в целом, так и на региональном уровне: для «диверсификации экономического потенциала регионов ... создания сбалансированной структуры региональной экономики . создания, сохранения и развития видов экономической деятельности, которые отражают уникальные особенности региона . обеспечения устойчивой работы экономических субъектов в регионе» [6. С. 55].
Предложенные варианты использования налоговых кредитов в российской налоговой и инновационной политике направлены прежде всего на вывод страны на инновационный путь развития.