Научная статья на тему 'Мировой опыт налогового стимулирования инвестиций в развитие высокотехнологичных видов экономической деятельности'

Мировой опыт налогового стимулирования инвестиций в развитие высокотехнологичных видов экономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
835
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронина Л.А., Иосифов В.В., Дира Д.В., Нестеренко Е.А.

В статье проанализированы особенности стимулирования инвестиций в научно-исследовательскую и инновационную деятельность, применяемые в технологически развитых странах. Изучены формы налогового стимулирования, отсутствующие в российской практике либо отличающиеся от нее по алгоритму применения. Особое внимание уделено анализу эффективности мер налогового стимулирования инвестиций в развитие альтернативной энергетики как вида экономической деятельности, являющейся базисом для формирования нового технологического уклада в мировой экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воронина Л.А., Иосифов В.В., Дира Д.В., Нестеренко Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировой опыт налогового стимулирования инвестиций в развитие высокотехнологичных видов экономической деятельности»

Зарубежный опыт

УДК 336.225.66

МИРОВОЙ опыт НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л. А. ВОРОНИНА, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и мировой экономики E-mail: lab@vectorplus. ru Кубанский государственный университет, Краснодар

В. В. ИОСИФОВ, кандидат технических наук, заведующий кафедрой машиностроения и автомобилестроения E-mail: iosofov_v@mail. ru Кубанский государственный технологический университет, Краснодар

Д. В. ДИРА,

аспирант кафедры мировой экономики E-mail: dd8008@mail ru Кубанский государственный университет, Краснодар

Е. А. НЕСТЕРЕНКО, старший преподаватель кафедры финансов и кредита

E-mail: melpomena@mail. ru Краснодарский филиал Российского государственного торгово-экономического университета

В статье проанализированы особенности стимулирования инвестиций в научно-исследовательскую и инновационную деятельность, применяемые в технологически развитых странах. Изучены формы налогового стимулирования, отсутствующие в российской практике либо отличающиеся от нее по алгоритму применения. Особое внимание уделено анализу эффективности мер налогового стимулирования инвестиций в развитие альтернативной

энергетики как вида экономической деятельности, являющейся базисом для формирования нового технологического уклада в мировой экономике.

Ключевые слова: налоговая система, налоговое стимулирование, инновации, инвестиции, высокотехнологичные виды экономической деятельности.

В последние десятилетия XX в. большинство технологически развитых государств мира все более

активно стали использовать различные механизмы налогового стимулирования научно-исследовательской и инновационной деятельности частных экономических агентов [2, 6-9]. Данная практика оказалась более эффективным способом поддержки развития науки и инноваций, нежели прямые субсидии государственного сектора науки, и обеспечила значительный приток частных инвестиций в сферу исследований и разработок (ИиР). Механизмы налогового стимулирования инноваций, применяемые в различных странах, довольно сильно различаются по объектам и способам воздействия на инновационные процессы, однако в сущности сводятся к предоставлению экономическим агентам, осуществляющим научно-исследовательскую и инновационную деятельность, ряда налоговых льгот.

Налоговые законодательства практически всех развитых стран разрешают компаниям целиком списывать текущие расходы на ИиР в год, когда эти расходы производились. При этом в некоторых странах (например, Франция и Германия) предусмотрено, что возникшие в связи с этим убытки могут быть отнесены на будущий/прошедший учетный период или вообще распределены на неопределенный конкретно по продолжительности период. Очевидно, что для компаний, реализующих высокорисковые инновационные проекты, возможность компенсировать свои убытки за счет прошлой или будущей прибыли является существенной поддержкой. Дополнительная налоговая скидка, применяемая например в Австрии, Австралии, Бельгии, Великобритании, Венгрии и Дании, позволяет фирмам снижать налогооблагаемую базу в большем размере, чем их расходы на ИиР. Право на эту льготу может определяться либо наличием расходов на ИиР (объемный показатель), либо их приростом (показатель изменения). Так, в Великобритании до 2000 г. действовала льгота по освобождению прибыли на 100 % расходов на ИиР от уплаты налогов, а начиная с 2000 г. крупный бизнес получил возможность освобождать от уплаты налогов часть своей прибыли в размере 130 %, а малый бизнес -в размере 175 % от объема своих расходов на ИиР. В Австралии дополнительные налоговые скидки в виде вычета из налогоблагаемой базы были введены еще в 1985 г. и составляли до 1997 г. 150 % от суммы расходов на ИиР. В настоящее время в данной стране используется более сложная система вычетов, состоящая из базовой и дополнительной скидок [6].

Другим популярным механизмом налогового стимулирования ИиР является налоговый иссле-

довательский кредит (НИК), который преследует своей целью повышение общего объема расходов на ИиР, а также изменение их структуры за счет финансирования долгосрочных высокорисковых проектов. В отличие от некоторых форм налоговых кредитов, существующих в России и ряде других стран, которые являются формой изменения срока исполнения налогового обязательства с последующей уплатой суммы кредита и процентов, данная мера налогового стимулирования инвестиций в ИиР позволяет вычитать из суммы налога на прибыль часть затрат на инновационную деятельность, определяемую процентной ставкой налогового кредита. Вариации в способах применения данного вычета в разных странах заключаются в двух составляющих: процентной ставке налогового кредита и базовом размере расходов фирмы на ИиР, который считается равным либо полному объему расходов в базовом году (полнообъемный налоговый научно-исследовательский кредит), либо как прирост расходов на ИиР по отношению к базовому уровню расходов за период, который соответствует двум-трем или пяти годам (приростной налоговый научно-исследовательский кредит). Так, например, в США используется приростной вариант НИК со ставкой налога в размере 20 % от базового размера, вычисление которого производится по нескольким основным параметрам: отношение расходов на ИиР к валовому доходу компании; тип компании; базовый период. В 1996 г. в целях увеличения охвата фирм был также введен альтернативный упрощенный вариант приростного налогового кредита с 12 %-ной ставкой и измененными правилами вычисления базового размера расходов на ИиР, на который смогли претендовать компании, работающие по оборонным кредитам, компании, у которых темпы роста продаж были выше, чем темпы расходов на ИиР, и компании с большим приростом производительности в научно-исследовательской деятельности за счет инноваций. Кроме того, важной особенностью американского налогового законодательства является возможность использования НИК для поощрения сотрудничества частного бизнеса и организаций научно-исследовательского сектора. Если компания финансирует фундаментальные исследования, проводимые университетом или исследовательским центром, то НИК составляет 20 % от суммы финансирования [6].

Правительство Франции несколько раз экспериментировало с различными формами НИК. Впервые его приростной вариант был введен в 1983 г. со

ставкой 40 % при приросте расходов на ИиР выше средних ежегодных расходов в предыдущие 2 года. Одновременно действовал и полнообъемный вариант научно-исследовательского налогового кредита со ставкой 10 % от суммы расходов на ИиР в текущем году. В 2009 г. был осуществлен переход на полнообъемный вариант налога по дифференцированной ставке в зависимости от размера ежегодных расходов на ИиР (30 % на первые 100 млн евро и 5 % на сумму сверх 100 млн евро). Исключение составляют компании, впервые использующие НИК (для них ставка налогового кредита составляет 50 % от расходов на ИиР в первый год их осуществления) [7].

В Норвегии введение НИК произошло достаточно поздно по сравнению с другими еропейскими странами после тщательного изучения накопленного опыта стимулирования ИиР с помощью налоговых льгот и получения свидетельств об их социально-экономической эффективности. В 2002 г. был введен полнообъемный вариант НИК для малого и среднего бизнеса, в 2003 г. его действие распространилось на все компании, однако ставка для крупного бизнеса составила 18 %, а для малого и среднего - 20 %. Верхний предел расходов на ИиР, по которым можно воспользоваться НИК, составляет 500 тыс. евро, однако в случае проведения совместных исследований с университетами и исследовательскими центрами (из утвержденного правительством списка) величина данного предела в 2 раза больше - 1 млн евро. Это позволяет государству стимулировать инвестиции в исследования по приоритетным направлениям науки и техники, внешние эффекты от развития которых превышают внутренние эффекты, получаемые частными агентами. Особенность норвежского налогового законодательства состоит в том, что НИК действует в отношении только тех научно-исследовательских проектов, которые рассмотрены и одобрены Научным советом Норвегии до того, как компания подаст заявку на получение НИК, что снижает вероятность возникновения споров между государством и компаниями, часто случающихся в других странах, в которых также действует данная мера налогового стимулирования. Кроме того, особое поощрение для малого и среднего бизнеса заключается в том, что в случае убытков или незначительной прибыли фирме может быть выплачен налоговый кредит в форме прямой субсидии от государства [2].

Особенностью использования НИК в Канаде является дифференциация ставки налога в зависи-

мости от формы собственности. Для компаний под канадским контролем налоговая ставка составляет 35 %, тогда как для иностранных компаний она составляет 20 %. Сверх федерального налогового исследовательского кредита многие провинции также добавляют региональный налоговый кредит со ставками 10-20 %. При вычислении налога к расходам на ИиР относят как текущие исследовательские расходы, так и расходы на оборудование, и вычитают из общей суммы прямые государственные субсидии на ИиР [9].

Активное использование ускоренной амортизации в целях обновления основных фондов и финансирования расширенного воспроизводства является одной из форм косвенного субсидирования развития экономики из бюджета государства и применяется во многих странах. При этом приращение инвестиций обычно многократно превышает объем субсидий, выделяемых для этого. Специальные режимы амортизации основных фондов, связанных с ИиР, направлены на стимулирование приобретения капитальных активов, необходимых для проведения ИиР. В странах ЕС и в США применяется два варианта специальных режимов амортизации основных фондов, связанных с проведением ИиР, - свободная и ускоренная амортизация. Свободная амортизация означает отсутствие какого-либо определенного регламента списания и предлагает возможность одномоментного полного списания всех капитальных расходов, связанных с проведением ИиР уже в первый год или в любой другой период. Данный метод используется в Великобритании, Ирландии, Испании. Ускоренная амортизация позволяет компании списывать значительные суммы в первые годы службы оборудования и сокращает сроки его списания по сравнению со сроком фактического использования. Данный метод применяется в Австрии, Бельгии, Дании, Италии, Португалии, США, Швеции, Финляндии. В отличие от свободной амортизации этот метод обладает меньшей гибкостью. Оба данных метода позволяют получить отсрочку налоговых платежей и являются действенными мерами налогового стимулирования [7].

Льготы и условия их применения значительно различаются по странам. Так, в Великобритании разрешено списывать сразу все капитальные расходы, связанные с проведением ИиР, включая машинное оборудование, агрегаты, нежилые строения. При этом компания может вычитать из налогооблагаемой прибыли не только внутренние расходы

на ИиР, но и суммы, равные вкладу в совместные ИиР или выплаченные университету/исследовательскому центру. В Швейцарии компании разрешено вычитать из налогооблагаемой прибыли до 10 % от стоимости ИиР, выполненных по контракту третьей стороной [7]. Согласно американскому налоговому законодательству к расходам, на которые могут быть распространены налоговые льготы (кроме внутрифирменных расходов на собственные исследования

Испания

Мексика

Португалия

Чехия

Франция

Норвегия

Корея

Канада

Новая Зеландия Венгрия

2007 г.

2008 г.

-0,1

0

0,1

0,2

0,3

0,4

Налоговые субсидии на 1 долл. затрат на ИиР

Источник: URL: http://www. oecd. org.

Рис. 1. Лидеры налогового стимулирования частных затрат на ИиР для больших компаний по странам ОЭСР по данным за 2009 г.

Испаш-я

Мексика

Франция Канада

Португалии

Чекия

Голландия

Норвегия

Великобритания

Новая Зеландия

-0,1

о

0,1

0,2

0,3

Налоговые субсидии на 1 долл. затрат на ИиР

Источник: URL: http://www. oecd. org.

Рис. 2. Лидеры налогового стимулирования частных затрат на ИиР для малых компаний по странам ОЭСР по данным за 2009 г.

данного налогоплательщика), может быть отнесено 65 % от суммы, выплаченной за ИиР третьим лицом, не являющимся работником данного налогоплательщика. Если это третье лицо является консорциумом, то 75 % суммы, выплаченной налогоплательщиком, зачитываются в его расходы на ИиР и попадают под налоговое стимулирование [8]. Если же компания сотрудничает с университетом или исследовательским центром, то схема вычисления НИК еще более простая, что является хорошим стимулом для развития взаимоотношений между исследовательским сектором и частным бизнесом.

Еще одним распространенным инструментом налогового стимулирования инновационной деятельности является инвестиционный налоговый кредит, который по своей сути аналогичен ускоренной амортизации. Данный инструмент позволяет списывать основную часть стоимости оборудования в первые годы его эксплуатации. Таким образом, снижается стоимость инвестиций в новое оборудование и повышаются стимулы к технической и технологической модернизации производства.

Сочетание различных мер налогового стимулирования во многих странах дает существенный эффект экономии при инвестировании в ИиР и служит хорошим стимулом для развития инновационной деятельности. Показатели суммарного налогового стимулирования ИиР в странах - лидерах по использованию данного метода государственной поддержки науки и инноваций представлены на рис. 1, 2.

Если сопоставить показатели налогового стимулирования ИиР в странах - членах ОЭСР с аналогичными показателями стран с быстроразви-вающейся экономикой, то лидером по налоговому субсидированию затрат

□ 2007 г.

□ 2008 г.

0,4

на НИОКР будет Китай, за ним следуют Индия, Бразилия, Сингапур и Южная Африка, а лишь затем страны - члены ОЭСР.

Важным налоговым стимулом для интернационализации инновационного процесса и развития международного сотрудничества являются льготы в налогообложении прибыли в связи с иностранными источниками дохода компании. Если компания (транснациональная компания) открывает свое подразделение в другой стране, то, как правило, это подразделение использует технологии и патенты, права на которые принадлежат головной компании, которой и перечисляется роялти. В таких случаях можно избежать двойного налогообложения за счет двухсторонних соглашений между соответствующими странами об урегулировании налогообложения. От возможностей и результатов такого урегулирования зависит объем проводимых фирмой ИиР, которые способствуют повышению ее доходов за рубежом и последующей их материализации в виде роялти [3]. Как правило, такие доходы легко облагаются налогом у самого источника дохода. Отсутствие двусторонних соглашений и, как следствие, увеличение налогового бремени негативным образом сказывается на трансфере технологий между странами. Поэтому для свободной диффузии инноваций чрезвычайно важно установить соглашения, позволяющие компаниям избежать двойного налогообложения. В пределах ОЭСР такие соглашения установлены практически между всеми странами - членами организации [2].

Другим инструментом стимулирования диффузии инноваций также являются налоговые льготы на

прибыль от продажи акций, связанных с технологическими активами. Чтобы привлечь инвесторов в высокорисковые инновационные проекты, во многих налоговых законодательствах различных стран предусмотрены специальные налоговые льготы по налогу на доходы от продажи ценных бумаг, бывших в собственности более 1 года. Данная мера снижает спекулятивную мотивацию инвесторов и стимулирует их вкладывать средства в более долгосрочные проекты. Так, например, в США еще в 1986 г. была введена налоговая льгота на доходы от продажи акций, принадлежавших владельцу более 1 года (28 % вместо обычных 39,6 %). В 1997-1998 гг. эта мера была признана действенной и подверглась дальнейшей корректировке. Ставка налога на доход от продажи акций, принадлежавших владельцу более 5 лет, снизилась до 20 %, а с 2000 г. она составляет всего 18 % [2]. Как результат применения данной меры налогового стимулирования можно отметить значительный объем инвестиций в ИиР многих транснациональных корпораций (рис. 3).

Стимулирование инновационной деятельности в частном секторе также осуществляется через уменьшение издержек предпринимателя на заработную плату сотрудников, частью которых являются обязательные страховые взносы, а также через уменьшение подоходного и социального налогов научных сотрудников. Данная мера налогового стимулирования получила название налогового зарплатного исследовательского кредита (НЗИК). В некоторых странах, например в Голландии, НЗИК является главным инструментом налогового стимулирования инновационной деятельности. Он компенсирует

Продажи, млрд евро

Расходы на ИиР, млрд евро (% от объема продаж)

87,3

72,8

63,2 I

43,5

68,8

46,3

129,2

30,4 24,7 26,2 26,3

19,1

13,21 16,4 12,9 ■

Siemens IBM

Matsushita

Bosch

Hitach

Toshiba

GE

Philips

Honeywell

Johnson

Mitsubishi EL

ABB

Alstom

Emerson

Schneider

5,7 (6,5)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4,9 (6,7)

4,0(6,3)

™ 3,1(7,4) Ш 2,8 (4,1) ■ 2,6 (5,6) 2,4(3,6) 2,3 (7,6)

1,0(3,9)

0,8(3,1) 0,8(3,2) 0,6 (2,9) 0,4 (3,1)

■ 0,3 (1,7)

■ 0,3 (2,3)

Рис. 3. Расходы на ИиР крупных компаний за 2007 г.

издержки предпринимателя на высококвалифицированный и высокооплачиваемый труд и является мерой двойного стимулирования, так как выгоден как предпринимателю, так и научному сотруднику [2].

Таким образом, наиболее распространенные общие механизмы налогового стимулирования инвестиций в развитие инновационной деятельности можно классифицировать по объекту стимулирования (см. таблицу).

Несмотря на более высокую эффективность налоговых механизмов стимулирования инновационной деятельности по сравнению с мерами прямой государственной поддержки, следует отметить, что в результате их введения налоговое законодательство во многих развитых странах мира чрезвычайно усложнилось в силу появления различных механизмов расчета налоговых баз, дифференцированных ставок, налоговых льгот, налоговых вычетов и кредитов. Встраивание механизмов налоговых льгот в существующие налоговые законодательства привело к усложнению налоговых систем и утрате ими прозрачности - основного фактора эффективности. Также не всегда удается избежать противоречий между различными налоговыми стимулами. Кроме того, в силу недостаточной проработанности нормативно-правовой базы в сфере инновационной деятельности (например, в России) поддержка инноваций вообще, а не в каких-то конкретных видах экономической деятельности, может приводить к такой ситуации, что равными льготами пользуются как высокотехнологичные компании, разрабатывающие

передовые технологии (требующие значительных инвестиций в исследовательское оборудование), так и компании, выпускающие продукцию, инно-вационность которой заключается лишь в упаковке и дизайне. Поэтому, по мнению авторов, для стран с недостаточно устоявшейся нормативно-правовой базой более эффективными являются налоговые льготы по видам экономической деятельности, доступные для высокотехнологичных компаний из наиболее инновационно-восприимчивых секторов экономики, таких как машиностроение, химическая и фармацевтическая промышленность, электроника, информационные технологии и другие.

Такой опыт также имеется в технологически развитых странах и может быть использован при разработке механизмов налогового стимулирования инновационной деятельности в России. Например, в Великобритании введен особый налоговый инвестиционный кредит для компаний, занимающихся разработкой вакцин от смертельных заболеваний (СПИД, туберкулез, малярия) в размере 50 % от сумм, направляемых на ИиР. Значительный интерес представляет также распределение налогового кредита по видам экономической деятельности в США. Фактически предприятия только пяти видов экономической деятельности привлекли в 2001-2005 гг. около 80 % всего налогового кредита, выделенного правительством США для развития ИиР. В тот же период на эти пять наукоемких видов экономической деятельности пришлось 2/3 вложений частных инвестиций в научные исследования [6].

Механизмы налогового стимулирования инвестиций в исследовательскую и инновационную деятельность

Механизм налогового стимулирования Объект стимулирования Страны, использующие данную меру налогового стимулирования

Списание раходов на ИиР Объем инвестиций в ИиР, темпы роста инвестиций в ИиР Австрия, Австралия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания и др.

Налоговый исследовательский кредит Объем инвестиций в ИиР, сотрудничество между частным бизнесом и исследовательской средой США, Франция, Норвегия, Великобритания, Канада

Специальные режимы амортизации основных фондов Инвестиции в дорогостоящее исследовательское оборудование Австрия, Бельгия, Дания, Италия, Испания, Ирландия, Португалия, США, Швеция

Инвестиционный налоговый кредит Инвестиции в технологическую модернизацию компаний США

Налоговые льготы на доход из иностранного источника Трансфер технологий Страны - члены ОЭСР

Налоговые льготы на прибыль от продажи акций Инвестиции в высокорисковые долгосрочные проекты, диффузия инноваций США

Налоговый зарплатный кредит Объем инвестиций, инвестиции в человеческий капитал Голландия

Помимо мер прямого налогового стимулирования инвестиций в ИиР, в ряде технологически развитых стран применяются косвенные налоги, с помощью которых государство мотивирует развитие инновационной деятельности в определенных видах экономической деятельности или по определенным технологическим направлениям, таким как альтернативная энергетика, машиностроение, здравоохранение и т. д. Например, система дифференцированных ставок в косвенных налогах на автомобили и автомобильное топливо в зависимости от объемов выброса в окружающую среду углеродосодержащих газов, экологические налоги, налоговые льготы на покупку и инсталляцию оборудования, позволяющего использовать энергию из возобновляемых источников энергии и др., стимулируют приток инвестиций в ИиР по соответствующим направлениям. Важно отметить, что все налоговые льготы в данной сфере направлены не просто на поддержку спроса, но (в большей степени) и на стимулирование создания принципиально новых производственных систем, что влечет увеличение спроса на высокотехнологичное оборудование и услуги с высокой наукоемкой составляющей.

Так, потенциал роста мирового рынка энергоэффективных машиностроительных технологий оценивается примерно в 8,5 % ежегодно в период до 2020 г. и составит к концу 2020 г. около 120 млрд евро [1]. Немецкая инженерная федерация провела моделирование развития машиностроения в период с 2010 по 2020 г. по трем наиболее важным показателям развития: барьеры входа в рынок, жизненный цикл продукции и отдача от инвестиций в зависимости от уровня энергоэффективности. Исследования показали, что энгергоэффективность оказывает значительное влияние на все указанные факторы. Машиностроение, обладающее широким диапазоном компетенций по замене традиционных компонент и технологий на энергоэффективные, играет центральную роль в трансформации всего технологического сектора к более экологически чистому производству. Поэтому меры налогового и неналогового стимулирования энергоэффективности положительным образом сказываются на активизации инновационной деятельности в сфере создания передовых технологий не только в энергетике, но и в машиностроении, строительстве, электронике, коммуникационных технологиях и др.

В России до середины 2005 г. практически единственная льгота для инвестиций в ИиР в виде освобожения от уплаты НДС практически нивели-

ровалась завышенными сроками списания затрат на них (до 3-х лет) и отсутствием возможности учитывать в полном объеме расходы на ИиР, не давших положительного результата [5]. Исключение составляли резиденты особых экономических зон, для которых такие расходы учитываются в том отчетном периоде, в котором они были произведены (ст. 262 НК РФ в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N° 117-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»). Кроме того, данная льгота действовала только для ИиР, выполняемых за счет средств федерального бюджета или учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров, что слабо стимулировало приток инвестиций частных агентов, не имеющих возможности оперативно воздействовать на ход исследовательского процесса. С середины 2008 г. расходы на ИиР, входящие в перечень приоритетных направлений развития науки и технологий, определяемый правительством РФ, стали полностью включаться в состав расходов с коэффициентом 1,5 в отчетном периоде, в котором они были осуществлены. Для других видов ИиР, не вошедших в перечень Правительства РФ, пока данные затраты включаются в состав прочих расходов равномерно в течение 1 года после завершения ИиР (или отдельных этапов работ).

В 2010 г. система льгот для ИиР пополнилась преференциями (на срок до 10 лет) (ст. 145.1 НК РФ, введенная Федеральным законом от 28.09.2010 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково») для организаций, получивших статус участника проекта по осуществлению ИиР (в целях коммерциализации результатов их деятельности в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре Сколково»), в виде:

- освобождения от уплаты налога на прибыль;

- освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС;

- освобождения от уплаты налога на имущество;

- применения пониженных ставок страховых взносов в ПФР РФ (14 %), ФСС РФ (0 %), ФФОМС (0 %) и ТФОМС (0 %).

В 2011 г. Государственной Думой РФ был принят Федеральный закон от 07.06.2011 № 132-ФЗ «О

внесении изменений в ст. 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и ст. 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержащий поправки к НК РФ, касающиеся расходов на ИиР. Его положительными моментами являются: определение перечня затрат на ИиР, возможность формирования резервов на их проведение и переформулировка действующего п. 4 ст. 262 НК РФ, который не позволял стимулировать вложения промышленных предприятий в собственный научный потенциал. В предыдущей редакции п. 4 ст. 262 НК РФ льготы не предоставлялись организациям, выполняющим ИиР в качестве исполнителя (подрядчика, субподрядчика).

В настоящий момент организация для получения льгот должна осуществлять ИиР по договору в качестве исполнителя, резерв для реализации каждой утвержденной программы может создаваться на срок не более двух лет, размер создаваемого резерва не может превышать планируемых расходов (сметы) на реализацию утвержденной налогоплательщиком программы проведения НИОКР, существует формула расчета предельного размера отчислений в резерв, осуществляемые расходы списываются за счет созданного резерва (если сумма созданного резерва оказалась меньше суммы фактических расходов, то разница дополнительно учитывается как расход), сумма резерва, не полностью использованная налогоплательщиком в течение двух лет с момента включения в резерв, подлежит включению в состав нереализационных доходов налогоплательщика текущего отчетного (налогового) периода (при этом доход увеличивается на сумму процентов, исчисленных за период создания резерва, исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей на дату создания резерва).

По мнению авторов, поправки должны оказать существенное положительное влияние на активизацию инновационной деятельности частных агентов. Однако для осуществления технологического прорыва в приоритетных видах экономической деятельности меры налогового стимулирования должны поддерживаться и гармонично сочетаться с другими видами государственного стимулирования развития высокотехнологичных видов экономической де-

ятельности: введением более жестких стандартов энергоэффективности, стимулированием спроса на инновационную продукцию, установлением специальных тарифов для продукции, произведенной с использованием новейших технологий и т. д. [4]. Такие меры хотя и имеют более длительный временной лаг между введением и достижением эффекта, вовлекают в инновационный процесс гораздо более широкие слои экономических агентов и запускают механизмы диффузии инноваций, позволяя новым технологиям стать востребованными не для «точечного», а для массового потребления, и сформировать контуры нового технологического уклада в национальной экономике.

Список литературы

1. Иосифов В. В., Ратнер С. В. Проблемы и перспективы развития машиностроения России в посткризисный период. Краснодар: Изд. Дом «Юг». 2011. 150 с.

2. Налоговое стимулирование инновационных процессов / отв. ред. Н. И. Иванова. М.: ИМЭМО РАН. 2009. 160 с.

3. Ратнер С. В. Влияние мощности потока инновационного знания на эффективность функционирования научно-инновационной сети // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 2 (167). С. 69-73.

4. Ратнер С. В. Возможности адаптации опыта Германии по созданию рамочных условий для промышленного использования инновационных технологий в области энергетики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 43. С.71-78.

5. Самоволева С. А. Налоговая политика как фактор развития национальной инновационной системы: материалы Международной научно-практической конференции «Управление инновациями-2011». М.: ЛЕНАНД. 2011. С. 101-104.

6. Atkinson R. D. Expanding R&D Tax Credit to Drive Innovation, Competitiveness and Prosperity. The Information Technology and Innovation Foundation. April, 2007.

7. Tax Incentives for Research&Development Trends and Issues OECD. Paris, 2003.

8. USA Innovation Tax Incentives. B. H. Hall, 2001.

9. Warda J. Measuring the Value of R&D Tax Treatment in OECD Countries // OECD STI Review. 2001. № 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.