Научная статья на тему 'Противоречия налогового стимулирования инновационной деятельности в России'

Противоречия налогового стимулирования инновационной деятельности в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / МЕХАНИЗМ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куропятник Сергей Викторович

В статье рассматриваются механизмы формирования экономических стимулов, налоговых инструментов, способствующих ускоренному переходу экономики на инновационный путь развития. Проведен анализ современной российской модели налогового стимулирования инновационной деятельности, обозначены направления совершенствования методов налогового стимулирования в разрезе полноты обеспечения их соответствия всей совокупности факторов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Куропятник Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX CONTRADICTIONS OF INNOVATION IN RUSSIA

In the article discusses the mechanisms of formation of economic incentives, tax instruments contributing to accelerated-tion economy transition to innovative development. The author analyzes the modern Russian tax incentive model of innovation, improvement of methods for the directions of tax incentives in the context of the completeness ensure their compliance with all factors that ensure the development of innovation.

Текст научной работы на тему «Противоречия налогового стимулирования инновационной деятельности в России»

УДК 336.2

св. Куропятник ПРОТИВОРЕЧИЯ НАЛОГОВОГО

СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Аннотация. В статье рассматриваются механизмы формирования экономических стимулов, налоговые инструментов, способствующих ускоренному переходу экономики на инновационным путь развития. Проведен анализ современной российской модели налогового стимулирования инновационной деятельности, обозначены: направления совершенствования методов налогового стимулирования в разрезе полноты обеспечения их соответствия всей совокупности факторов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновации, инвестиции, механизм, налоговое стимулирование, экономика.

Sergey Kuropyataik TAX CONTRADICTIONS OF INNOVATION IN RUSSIA

Annotation. In the article discusses the mechanisms of formation of economic incentives, tax instruments contributing to accelerated-tion economy transition to innovative development. The author analyzes the modern Russian tax incentive model of innovation, improvement of methods for the directions of tax incentives in the context of the completeness ensure their compliance with all factors that ensure the development of innovation. Keywords: innovations, investments, mechanism, tax incentives, economy.

В современных условиях все большее число стран встает на путь активизации функции налоговой системы в сфере стимулирования инновационной экономики. Для оценки эффективности налогового стимулирования специалисты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) предлагают сопоставлять текущие потери национальных государственных бюджетов из-за предоставления налоговых льгот с текущими приращениями налоговых поступлений от промышленных предприятий, предполагая, что доходы предприятий выросли за счет инновационной деятельности.

Создание льготных налоговых условий привлечения инвестиций в исследование, разработку и производство новых видов товаров и услуг, усиление налогового стимулирования развития инновационной сферы, идет одновременно с сокращением прямого государственного финансирования. Целью государственной налоговой политики инновационно ориентированных экономик является создание благоприятных экономических условий для осуществления налогоплательщиками инновационной и инвестиционной деятельности. Основными видами налогового стимулирования инновационной экономики является снижение общего налогового бремени в наукоемких отраслях, создание специальных налоговых режимов на территории особых экономических зон, пониженные ставки основных налогов, целевое освобождение доходов от реализации в системе научных исследований и разработок, освобождение от уплаты налогов при инвестировании в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, высокие технологии и высокотехнологичное оборудование.

Используемые в мире многообразные формы, методы и способы налогообложения делают налоговое стимулирование одним из наиболее гибких способов привлечения дополнительных ресурсов для активизации инновационной деятельности. В основе определения приоритетов эффективного налогового стимулирования инновационной экономики лежат проблемы оценки результативности налоговых льгот, преференций. Применение того или иного налогового инструмента определяется совокупностью наднациональных и национальных факторов. В то же время имеющийся опыт

© Куропятник С.В., 2014

Раздел II. Экономика: проблемы и перспективы

налогового стимулирования показывает, что благие пожелания зачастую приводят к негативным эффектам. Вместо планируемых положительных результатов в ряде случаев возникает противоположный отрицательный эффект, необоснованное использование налоговых льгот, нежелательные финансовые потери государства.

В зарубежных странах налоговое стимулирование экономики связано с созданием новых высокотехнологичных производств, переходом к современным формам рационального и эффективного хозяйствования, освоением современных технологических уровней, развитием мышления, соответствующего требованиям времени. Основной целью налогового стимулирования является развитие экономики на систематически обновляющейся технологической базе, освоение прорывных технологий новой волны технологической революции.

Российский экономист В.Н. Твердохлебов доказывал, что приоритетной задачей налогообложения является развитие производительных сил, итальянский экономист Ф. Нитти призывал использовать косвенные налоги для создания новых отраслей, академик И. Л. Янжул обосновал объективные границы налогового бремени.

Широкое распространение в экономически развитых странах получили две формы налогового кредита: смешанная форма применяется во Франции, Испании, Португалии, полнообъемная - в Италии, Канаде, Норвегии. В США используется приростной вариант налогового исследовательского кредита с пониженной ставкой в размере 20 % от базовой ставки налога. Общее стимулирующее воздействие в США и странах ЕС достигнуто за счет существенного снижения максимальных ставок налога на прибыль корпораций, уменьшения прогрессивности двух прямых налогов - подоходного (налога на личный доход) и налога на прибыль компаний. За рубежом действует механизм налогового стимулирования модернизации экономики, поощряющий сотрудничество частного бизнеса с университетами и другими научно-исследовательскими центрами. Если компания оплачивает таким организациям фундаментальные исследования, ей предоставляется налоговая льгота в размере 20 %. Большинство стран устанавливают лимиты использования налоговых льгот путем фиксации максимально допустимого размера помощи предприятиям (во Франции, Нидерландах, Норвегии) или максимального процента от обязательств по налогу на прибыль. Законодательством многих стран для компаний, проводящих научные исследования и модернизацию производства, предусматривается возможность переноса права использования «недоиспользованных» налоговых льгот на прошлые либо (чаще всего) будущие периоды [1]. Наибольший срок возможного переноса таких льгот в США -15 лет, Канаде, Мексике и Испании - 10 лет.

Во Франции использование налоговых мер рассматривается как ключевой механизм стимулирования национальных предприятий в области модернизации производства. В стране достигнута высокая эффективность налогового исследовательского кредита. По экспертным оценкам, в 2010 г. 1 евро, полученный с помощью этого механизма, генерировал дополнительные расходы предприятия на исследования и разработки от 2,5 до 4,0 евро. В большинстве стран ОЭСР данный показатель составляет 1 к 1. Однако при всей действенности данной льготы, она недостаточна для стимулирования предпринимателей к финансированию затрат на научно-исследовательскую деятельность, поскольку они окупаются лишь в долгосрочной перспективе.

В основу налогового стимулирования модернизации экономики Китая положена идея перехода от догоняющей модели инновационного развития к лидерству по широкому спектру направлений. Налоговые льготы в КНР затрагивают высокотехнологичные компании и продукты, расходы на исследования и разработки, импорт высокотехнологичного оборудования для реализации инвестиционных проектов, переоборудование производства, технологический трансфер, высокотехнологичные услуги, расходы на зарплату научно-технического персонала и многое другое.

В качестве стимулирующей меры в ряде зарубежных стран применяется два варианта специ-

альных режимов амортизации основных фондов, связанных с исследованиями и разработками [2]. Одномоментная амортизация дает возможность полного (100 %) списания всех инновационных расходов уже в первый год, ускоренная позволяет списывать относительно большие суммы в первые годы службы.

Современная российская модель налогового стимулирования инновационной деятельности характеризуется высокой централизацией, чрезмерным преобладанием фискальных функций, недостаточностью учета различия в уровнях и масштабах социально-экономического развития территорий. Финансовая необеспеченность большинства регионов не позволяет субъектам Российской Федерации активно участвовать в процессах налогового стимулирования инновационной деятельности. В настоящее время в стране направленность методов и инструментов налогового стимулирования инновационной деятельности нацелена на учет факторов капиталоемкости, наукоемкости, интеллектуальной емкости. Очевиден недоучет влияния прочих факторов, с которыми связано совершенствование методов налогового стимулирования, обеспечивающих развитие инновационной деятельности.

Уровень налоговых льгот в России ниже уровня в зарубежных странах как по количественным, так и по качественным показателям. Большинство льгот в Российской Федерации предоставляется организациям, только если они являются резидентами особых экономических зон и IT-парков, т.е. практически эти льготы носят, локальный характер. В целях стимулирования взаимодействия инновационных структур друг с другом целесообразно ввести льготы, поощряющие эффективное использование в научно-технических комплексах принципа «консолидированного налогоплательщика», когда инновационные затраты и связанные с нововведениями убытки одних участников могут покрываться за счет доходов других системообразующих организаций [3]. При этом льготы должны быть согласованы между собой таким образом, чтобы обеспечить системное развитие научно-технического комплекса.

В России необходима комплексная программа, ориентированная на создание благоприятных налоговых условий для инвестиционной и инновационной деятельности. Для принятия обоснованных решений по введению налоговых льгот целесообразно принятие единой методики оценки их эффективности, учитывая наработанный опыт в субъектах Российской Федерации, и утверждение ее на федеральном уровне.

Библиографический список

1. Басова А.Н. Стимулирование инновационной деятельности компаний с использованием различных инструментов налогового планирования // Управление экономическими системами. - 2013. - № 2.

2. Basu S., Fernald John G., Kimball Miles S. Are Technology Improvements Contractionary? American Economic Review, American Economic Association, 2006. Vol. 96 (06).

3. Налоговое стимулирование инновационных процессов / Отв. ред. Н.И. Иванова. - М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.