Научная статья на тему 'Налоговое стимулирование инновационной деятельности: сравнительный анализ российского и зарубежного законодательства'

Налоговое стимулирование инновационной деятельности: сравнительный анализ российского и зарубежного законодательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3695
511
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / ИННОВАЦИИ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / TAXES / INNOVATION / TAX INCENTIVES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гринкевич Анастасия Михайловна

Стимулирование инновационной активности российского бизнеса требует дальнейшего совершенствования налоговых механизмов его реализации. В данной статье проведен сравнительный анализ российской и зарубежной практики предоставления инновационных налоговых льгот и преференций, предложены возможные направления реформирования инструментов налогового стимулирования инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tax incentives for innovation: a comparative analysis of Russian and foreign laws

Stimulation of innovation activity of Russian business requires further improvement of the tax arrangements for its implementation. In this article, a comparative analysis of Russian and international practices of providing innovative tax incentives and preferences is made, and possible directions of reforming of the tax instruments to stimulate innovation are suggested.

Текст научной работы на тему «Налоговое стимулирование инновационной деятельности: сравнительный анализ российского и зарубежного законодательства»

2012 Экономика №2(18)

УДК 336.22

А.М. Гринкевич

НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Стимулирование инновационной активности российского бизнеса требует дальнейшего совершенствования налоговых механизмов его реализации. В данной статье проведен сравнительный анализ российской и зарубежной практики предоставления инновационных налоговых льгот и преференций, предложены возможные направления реформирования инструментов налогового стимулирования инноваций.

Ключевые слова: налоги, инновации, налоговые льготы.

Инновационный бизнес во многих развитых зарубежных странах имеет налоговые льготы и преференции. Следует отметить, что состав налоговых инструментов, направленных на стимулирование инновационного бизнеса, является универсальным, однако механизм и условия их реализации различны. При предоставлении налоговых преференций учитываются размер компании (малая, средняя, крупная), сфера деятельности, «возраст» бизнес-единицы (наличие статуса молодой компании), объемы затрат, произведенных на научные исследования и разработки, характер деятельности, участие в проведении научных исследований и разработок университетов и научных центров и другие факторы.

Систематизация подходов к налоговому стимулированию инновационной деятельности за рубежом позволяет сделать следующие выводы. В качестве широко распространенных льгот для инновационных предприятий следует назвать:

- дополнительные налоговые скидки по налогу на прибыль (на основе объемных показателей применяются в Великобритании, Бельгии и Дании, на комбинированной основе - в Австралии, Австрии и Венгрии);

- налоговый исследовательский кредит (выделяют приростную форму налогового кредита, которая действует в США, Японии, Мексике и Южной Корее, полнообъемную - применяется в Италии, Канаде, Норвегии и смешанную - используется во Франции, Испании, Португалии);

- особые льготные условия списания основных средств (так, в Ирландии, Великобритании предусмотрена «свободная» амортизация, во Франции и Германии - и ускоренная);

- инвестиционный налоговый кредит, например, в США;

- пониженные ставки НДС по товарам инновационного назначения - используются в Германии, Великобритании, Швеции, Италии [1].

Как правило, инновационным предприятиям предоставляется право целиком списывать текущие расходы на исследования и разработки в том отчетном периоде, в котором они были произведены, при этом законодательством многих стран предусмотрена возможность переносить убытки на про-

шедший или будущие налоговые периоды. Этот механизм используется, например, во Франции и Германии.

Ставки налоговых скидок, налогового исследовательского кредита, механизм, положенный в основу их исчисления, нормы и сроки амортизации основных средств, ставки НДС по товарам инновационного назначения варьируются между странами.

В ряде стран (Голландия), стимулирование частной инновационной деятельности осуществляется с помощью налогового зарплатного исследовательского кредита, предполагающего уменьшение социальных взносов предпринимателей, и подоходного и социального налогов научных сотрудников. В США действуют специальные налоговые льготы по налогу на доходы от продажи ценных бумаг, стимулирующие долгосрочные инвестиции в высоко рискованные инновационные проекты.

Дополнительные льготы, как правило, предоставляются предприятиям, проводящим совместные исследования и разработки с университетами, и инновационному малому бизнесу. Например, при совместных исследованиях с университетами в Норвегии установлен вдвое больший потолок размера расходов компании на исследовательские расходы, по отношению к которым применяется налоговый кредит, в Великобритании компания может полностью вычитать из налогооблагаемой прибыли не только внутрифирменные расходы на исследовательские работы, но и суммы, равные их вкладу в совместные исследовательские работы или выплаченные университету или исследовательскому институту [2].

Рассмотрим далее особенности налогового стимулирования инновационной деятельности, установленные российским законодательством.

Все нормы, касающиеся налогообложения инновационной деятельности, регламентируются Налоговым кодексом РФ.

Глава 9 НК РФ [3] предусматривает специальные возможности для налоговых преференций в виде инвестиционного налогового кредита. Основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита является проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, техническое перевооружение собственного производства, внедрение проектов по защите окружающей среды от загрязнения промышленными отходами, повышение энергетической эффективности производства, осуществление внедренческой или инновационной деятельности и др.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от 1 года до 5 лет, организациям-резидентам зоны территориального развития - на срок до 10 лет.

Глава 25 НК РФ [3] содержит льготы по налогу на прибыль организаций. Среди льгот по налогу на прибыль организаций можно отметить:

1) «амортизационную премию» - возможность отнесения на расходы отчетного или налогового периода расходов на капитальные вложения в размере не более 30% (не более 10%) в зависимости от срока полезного использования основных средств, в том числе при достройке, дооборудовании, реконструкции, модернизации, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств (п. 9 ст. 258 НК РФ);

2) право организаций единовременно признавать некоторые виды расходов на НИОКР, в том числе и безрезультатные, в том периоде, в котором завершены такие исследования или разработки и сторонами подписан акт сдачи-приемки, и с применением повышающего коэффициента 1,5%. Такие расходы включаются в состав прочих расходов. Исключение составляют так называемые «другие расходы», предусмотренные подп. 4 п. 2 ст. 262.

Постановлением Правительства РФ № 988 [4] утвержден перечень научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы на проведение которых плательщики налога на прибыль организаций вправе включать в состав прочих расходов в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5. В утвержденный перечень, в частности, вошли НИОКР в области моделирования, диагностики и создания наноматериалов и нанотехнологий, в области информационно-телекоммуникационных систем, биоинженерии, мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, ракетостроения, силовой электротехники, атомной энергетики и проч.

При этом налогоплательщики, применяющие данный повышающий коэффициент, обязаны представить в налоговый орган по месту нахождения организации отчет о выполненных научных исследованиях или опытноконструкторских разработках.

При получении вследствие НИОКР исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности они признаются нематериальными активами и налогоплательщик вправе выбрать порядок списания расходов, осуществленных на такие НИОКР;

3) право применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не более 3, в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности;

4) право применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не более 2, в отношении собственных амортизируемых основных средств организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны;

5) право применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не более 2, в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность;

6) законами субъектов Российской Федерации для организаций - резидентов особой экономической зоны может предусматриваться пониженная налоговая ставка налога на прибыль. При этом размер указанной налоговой ставки не может быть выше 13,5%;

7) для организаций - резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0%;

8) право создавать резервы предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки;

9) доходы от продажи акций российских организаций, относящихся к высокотехнологичному (инновационному) сектору экономики, облагаются по ставке 0%.

По налогу на добавленную стоимость предусмотрено освобождение от налогообложения:

1) операций по реализации исключительных прав на изобретения: полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) и прав на использование результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;

2) выполнение организациями НИОКР за счет средств бюджетов, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития; выполнение организациями НИОКР, учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров; выполнение организациями НИОКР и технологических работ, относящихся к созданию новой продукции и технологии или к усовершенствованию производимой продукции и технологий;

3) ввоз технологического оборудования (в том числе комплектующих изделий и запасных частей к нему), аналоги которых не производятся в РФ, по перечню, утверждаемому Правительством РФ.

По налогу на имущество организаций предусмотрено освобождение от налогообложения объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность или высокий класс энергетической эффективности, в течение 3 лет со дня постановки на учет.

Помимо основных налогов предусмотрены специфические инвестиционные налоговые льготы по видам деятельности. Они включают следующие.

1. Льготирование резидентов особых экономических зон.

В отношении резидентов особых экономических зон предусмотрены:

- налоговые каникулы по земельному налогу;

- налоговые льготы по налогу на имущество организаций, учитываемое на балансе организации - резидента особой экономической зоны, используемое на территории особой экономической зоны в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества;

- пониженные ставки платежей во внебюджетные фонды;

- пониженные ставки по налогу на прибыль организаций (региональная составляющая) и нулевая по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет;

- возможность применения специального коэффициента (не выше 2) при расчете амортизационных отчислений;

- возможность без ограничений списывать убытки на будущий период и затраты на НИОКР;

- использование режима свободной таможенной зоны.

В отношении организаций, признаваемых управляющими компаниями ОЭЗ:

- налоговая льгота по налогу на имущество в отношении недвижимого имущества, учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств, в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества.

В отношении организаций, получивших статус участников проекта «Сколково»:

- налоговые каникулы по налогу на прибыль организаций в течение 10 лет со дня получения статуса участника проекта. При этом установлен потолок по выручке за налоговый период - один миллиард рублей;

- налоговые льготы по налогу на имущество организаций;

- пониженные ставки платежей во внебюджетные фонды в течение 10 лет со дня получения статуса участника проекта;

- налоговые каникулы по НДС в течение 10 лет со дня получения статуса участника проекта.

В отношении организаций, являющихся управляющими компаниями инновационного центра «Сколково»:

- налоговые льготы по налогу на имущество организаций;

- налоговые льготы по земельному налогу в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра «Сколково».

2. Льготы для экспортеров 1Т-услуг и так называемых «офшорных программистов» и компаний, работающих по заказам западных фирм:

- право не применять амортизацию в отношении электронно-вычислительной техники, а признавать в порядке, предусмотренном для материальных расходов;

- пониженные ставки платежей во внебюджетные фонды.

3. Льготирование научных и образовательных организаций:

- не облагается имущество государственных научных центров;

- не подлежат налогообложению НДС услуги в сфере образования по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ, а также дополнительных образовательных услуг; научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, выполняемые учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров;

- организации, осуществляющие образовательную деятельность, при соблюдении ряда условий, вправе применять налоговую ставку 0% по налогу на прибыль;

- установлены пониженные ставки платежей во внебюджетные фонды для хозяйственных обществ, созданных образовательными учреждениями высшего профессионального образования [3].

Таким образом, налоговое законодательство Российской Федерации содержит достаточное количество налоговых инструментов и механизмов, направленных на поддержку и стимулирование инновационной деятельности. Однако, учитывая практику использования налоговых льгот в России и зарубежный опыт стимулирования инноваций, можно предложить следующее:

1. Целесообразно ввести прямые льготы по налогу на прибыль организаций как наиболее эффективные в стимулировании инвестиционных и инновационных процессов в экономике. В том числе:

- предоставлять налоговые каникулы по налогу на прибыль инновационным предприятиям (частично эта мера реализована в особых экономических зонах промышленно-производственных и технико-внедренческих типов);

- уменьшать ставку по налогу на прибыль в зависимости от объемов НИОКР и инвестиций;

- изменить порядок отнесения затрат на НИОКР - учитывать их в том отчетном периоде, когда они реально произведены (как это уже сделано в особых экономических зонах);

- предоставлять субъектам Федерации реальные финансово-бюджетные возможности понижать ставку по налогу на прибыль, а также предоставлять аналогичную налоговую компетенцию муниципальным образованиям.

2. Изменить условия и порядок предоставления инновационного налогового кредита, в том числе: расширить сферу предоставления кредита, увеличить сроки предоставления инновационного налогового кредита, отменить пределы уменьшения текущих платежей, расширить толкование понятия «техническое перевооружение производства».

3. Ввести специальный повышающий коэффициент 1,25 к расходам на НИОКР для предприятий, увеличивающих объемы НИОКР по сравнению со средним за последние 3 года.

4. Разработать и внести в российское налоговое законодательство дополнительные нормы, стимулирующие вложение инвестиций в компании высокотехнологичного и инновационного сектора экономики:

- установить налоговую ставку в размере 0% по налогу на прибыль;

- НДФЛ на реинвестируемый капитал (дивиденды);

- освободить продажу акций от НДФЛ при владении ими свыше 5 лет.

5. Ввести режим свободной амортизации для малого инновационного бизнеса в части основных средств, используемых для НИОКР. Разработать критерии отнесения бизнеса к инновационному малому бизнесу.

6. Распространить льготу по платежам во внебюджетные фонды, предоставляемую IT-компаниям и резидентам технико-внедренческих и промышленно-производственных ОЭЗ, на весь высокотехнологичный инновационный сектор.

7. Уменьшить ставку по налогу на прибыль в 2 раза (1% - в ФБ, 9% - в РБ) для инновационного малого бизнеса в течение первых 5 лет деятельности.

8. Образовательным учреждениям, организациям, занимающимся научноисследовательской деятельностью, необходимо предоставить льготы по налогу на имущество организаций и земельному налогу. Сегодня эти затраты компенсируются бюджетным учреждениям из бюджета, и поэтому введение подобной льготы оправдано.

Предлагаемые корректировки российского налогового законодательства позволят создать реальные побудительные мотивы активизации различных форм инновационной научно-внедренческой и научно-производственной деятельности.

Литература

1. Шелюбская Н.В. Политика ЕС по стимулированию инновационной деятельности частного бизнеса // Наука. Инновации. Образование. 2010. № 9. С. 120-130.

2. Налоговое стимулирование инновационных процессов / Отв. ред. Н.И. Иванова. М.: ИМЭМО РАН, 2009. 160 с.

3. Налоговый кодекс РФ. URL: http://base.garant.ru/10900200/ (дата обращения: 15.03.2012).

4. Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 № 988 (ред. от 06.02.2012) «Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5». URL: http://www.consultant.ru/ online/base/ ?req=doc; base= LAW; n=126186 (дата обращения: 18.03.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.