2012 Экономика №2(18)
УДК 336.22
А.М. Гринкевич
НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Стимулирование инновационной активности российского бизнеса требует дальнейшего совершенствования налоговых механизмов его реализации. В данной статье проведен сравнительный анализ российской и зарубежной практики предоставления инновационных налоговых льгот и преференций, предложены возможные направления реформирования инструментов налогового стимулирования инноваций.
Ключевые слова: налоги, инновации, налоговые льготы.
Инновационный бизнес во многих развитых зарубежных странах имеет налоговые льготы и преференции. Следует отметить, что состав налоговых инструментов, направленных на стимулирование инновационного бизнеса, является универсальным, однако механизм и условия их реализации различны. При предоставлении налоговых преференций учитываются размер компании (малая, средняя, крупная), сфера деятельности, «возраст» бизнес-единицы (наличие статуса молодой компании), объемы затрат, произведенных на научные исследования и разработки, характер деятельности, участие в проведении научных исследований и разработок университетов и научных центров и другие факторы.
Систематизация подходов к налоговому стимулированию инновационной деятельности за рубежом позволяет сделать следующие выводы. В качестве широко распространенных льгот для инновационных предприятий следует назвать:
- дополнительные налоговые скидки по налогу на прибыль (на основе объемных показателей применяются в Великобритании, Бельгии и Дании, на комбинированной основе - в Австралии, Австрии и Венгрии);
- налоговый исследовательский кредит (выделяют приростную форму налогового кредита, которая действует в США, Японии, Мексике и Южной Корее, полнообъемную - применяется в Италии, Канаде, Норвегии и смешанную - используется во Франции, Испании, Португалии);
- особые льготные условия списания основных средств (так, в Ирландии, Великобритании предусмотрена «свободная» амортизация, во Франции и Германии - и ускоренная);
- инвестиционный налоговый кредит, например, в США;
- пониженные ставки НДС по товарам инновационного назначения - используются в Германии, Великобритании, Швеции, Италии [1].
Как правило, инновационным предприятиям предоставляется право целиком списывать текущие расходы на исследования и разработки в том отчетном периоде, в котором они были произведены, при этом законодательством многих стран предусмотрена возможность переносить убытки на про-
шедший или будущие налоговые периоды. Этот механизм используется, например, во Франции и Германии.
Ставки налоговых скидок, налогового исследовательского кредита, механизм, положенный в основу их исчисления, нормы и сроки амортизации основных средств, ставки НДС по товарам инновационного назначения варьируются между странами.
В ряде стран (Голландия), стимулирование частной инновационной деятельности осуществляется с помощью налогового зарплатного исследовательского кредита, предполагающего уменьшение социальных взносов предпринимателей, и подоходного и социального налогов научных сотрудников. В США действуют специальные налоговые льготы по налогу на доходы от продажи ценных бумаг, стимулирующие долгосрочные инвестиции в высоко рискованные инновационные проекты.
Дополнительные льготы, как правило, предоставляются предприятиям, проводящим совместные исследования и разработки с университетами, и инновационному малому бизнесу. Например, при совместных исследованиях с университетами в Норвегии установлен вдвое больший потолок размера расходов компании на исследовательские расходы, по отношению к которым применяется налоговый кредит, в Великобритании компания может полностью вычитать из налогооблагаемой прибыли не только внутрифирменные расходы на исследовательские работы, но и суммы, равные их вкладу в совместные исследовательские работы или выплаченные университету или исследовательскому институту [2].
Рассмотрим далее особенности налогового стимулирования инновационной деятельности, установленные российским законодательством.
Все нормы, касающиеся налогообложения инновационной деятельности, регламентируются Налоговым кодексом РФ.
Глава 9 НК РФ [3] предусматривает специальные возможности для налоговых преференций в виде инвестиционного налогового кредита. Основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита является проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, техническое перевооружение собственного производства, внедрение проектов по защите окружающей среды от загрязнения промышленными отходами, повышение энергетической эффективности производства, осуществление внедренческой или инновационной деятельности и др.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от 1 года до 5 лет, организациям-резидентам зоны территориального развития - на срок до 10 лет.
Глава 25 НК РФ [3] содержит льготы по налогу на прибыль организаций. Среди льгот по налогу на прибыль организаций можно отметить:
1) «амортизационную премию» - возможность отнесения на расходы отчетного или налогового периода расходов на капитальные вложения в размере не более 30% (не более 10%) в зависимости от срока полезного использования основных средств, в том числе при достройке, дооборудовании, реконструкции, модернизации, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств (п. 9 ст. 258 НК РФ);
2) право организаций единовременно признавать некоторые виды расходов на НИОКР, в том числе и безрезультатные, в том периоде, в котором завершены такие исследования или разработки и сторонами подписан акт сдачи-приемки, и с применением повышающего коэффициента 1,5%. Такие расходы включаются в состав прочих расходов. Исключение составляют так называемые «другие расходы», предусмотренные подп. 4 п. 2 ст. 262.
Постановлением Правительства РФ № 988 [4] утвержден перечень научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы на проведение которых плательщики налога на прибыль организаций вправе включать в состав прочих расходов в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5. В утвержденный перечень, в частности, вошли НИОКР в области моделирования, диагностики и создания наноматериалов и нанотехнологий, в области информационно-телекоммуникационных систем, биоинженерии, мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, ракетостроения, силовой электротехники, атомной энергетики и проч.
При этом налогоплательщики, применяющие данный повышающий коэффициент, обязаны представить в налоговый орган по месту нахождения организации отчет о выполненных научных исследованиях или опытноконструкторских разработках.
При получении вследствие НИОКР исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности они признаются нематериальными активами и налогоплательщик вправе выбрать порядок списания расходов, осуществленных на такие НИОКР;
3) право применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не более 3, в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности;
4) право применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не более 2, в отношении собственных амортизируемых основных средств организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны;
5) право применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не более 2, в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность;
6) законами субъектов Российской Федерации для организаций - резидентов особой экономической зоны может предусматриваться пониженная налоговая ставка налога на прибыль. При этом размер указанной налоговой ставки не может быть выше 13,5%;
7) для организаций - резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0%;
8) право создавать резервы предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки;
9) доходы от продажи акций российских организаций, относящихся к высокотехнологичному (инновационному) сектору экономики, облагаются по ставке 0%.
По налогу на добавленную стоимость предусмотрено освобождение от налогообложения:
1) операций по реализации исключительных прав на изобретения: полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) и прав на использование результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;
2) выполнение организациями НИОКР за счет средств бюджетов, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития; выполнение организациями НИОКР, учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров; выполнение организациями НИОКР и технологических работ, относящихся к созданию новой продукции и технологии или к усовершенствованию производимой продукции и технологий;
3) ввоз технологического оборудования (в том числе комплектующих изделий и запасных частей к нему), аналоги которых не производятся в РФ, по перечню, утверждаемому Правительством РФ.
По налогу на имущество организаций предусмотрено освобождение от налогообложения объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность или высокий класс энергетической эффективности, в течение 3 лет со дня постановки на учет.
Помимо основных налогов предусмотрены специфические инвестиционные налоговые льготы по видам деятельности. Они включают следующие.
1. Льготирование резидентов особых экономических зон.
В отношении резидентов особых экономических зон предусмотрены:
- налоговые каникулы по земельному налогу;
- налоговые льготы по налогу на имущество организаций, учитываемое на балансе организации - резидента особой экономической зоны, используемое на территории особой экономической зоны в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества;
- пониженные ставки платежей во внебюджетные фонды;
- пониженные ставки по налогу на прибыль организаций (региональная составляющая) и нулевая по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет;
- возможность применения специального коэффициента (не выше 2) при расчете амортизационных отчислений;
- возможность без ограничений списывать убытки на будущий период и затраты на НИОКР;
- использование режима свободной таможенной зоны.
В отношении организаций, признаваемых управляющими компаниями ОЭЗ:
- налоговая льгота по налогу на имущество в отношении недвижимого имущества, учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств, в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества.
В отношении организаций, получивших статус участников проекта «Сколково»:
- налоговые каникулы по налогу на прибыль организаций в течение 10 лет со дня получения статуса участника проекта. При этом установлен потолок по выручке за налоговый период - один миллиард рублей;
- налоговые льготы по налогу на имущество организаций;
- пониженные ставки платежей во внебюджетные фонды в течение 10 лет со дня получения статуса участника проекта;
- налоговые каникулы по НДС в течение 10 лет со дня получения статуса участника проекта.
В отношении организаций, являющихся управляющими компаниями инновационного центра «Сколково»:
- налоговые льготы по налогу на имущество организаций;
- налоговые льготы по земельному налогу в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра «Сколково».
2. Льготы для экспортеров 1Т-услуг и так называемых «офшорных программистов» и компаний, работающих по заказам западных фирм:
- право не применять амортизацию в отношении электронно-вычислительной техники, а признавать в порядке, предусмотренном для материальных расходов;
- пониженные ставки платежей во внебюджетные фонды.
3. Льготирование научных и образовательных организаций:
- не облагается имущество государственных научных центров;
- не подлежат налогообложению НДС услуги в сфере образования по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ, а также дополнительных образовательных услуг; научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, выполняемые учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров;
- организации, осуществляющие образовательную деятельность, при соблюдении ряда условий, вправе применять налоговую ставку 0% по налогу на прибыль;
- установлены пониженные ставки платежей во внебюджетные фонды для хозяйственных обществ, созданных образовательными учреждениями высшего профессионального образования [3].
Таким образом, налоговое законодательство Российской Федерации содержит достаточное количество налоговых инструментов и механизмов, направленных на поддержку и стимулирование инновационной деятельности. Однако, учитывая практику использования налоговых льгот в России и зарубежный опыт стимулирования инноваций, можно предложить следующее:
1. Целесообразно ввести прямые льготы по налогу на прибыль организаций как наиболее эффективные в стимулировании инвестиционных и инновационных процессов в экономике. В том числе:
- предоставлять налоговые каникулы по налогу на прибыль инновационным предприятиям (частично эта мера реализована в особых экономических зонах промышленно-производственных и технико-внедренческих типов);
- уменьшать ставку по налогу на прибыль в зависимости от объемов НИОКР и инвестиций;
- изменить порядок отнесения затрат на НИОКР - учитывать их в том отчетном периоде, когда они реально произведены (как это уже сделано в особых экономических зонах);
- предоставлять субъектам Федерации реальные финансово-бюджетные возможности понижать ставку по налогу на прибыль, а также предоставлять аналогичную налоговую компетенцию муниципальным образованиям.
2. Изменить условия и порядок предоставления инновационного налогового кредита, в том числе: расширить сферу предоставления кредита, увеличить сроки предоставления инновационного налогового кредита, отменить пределы уменьшения текущих платежей, расширить толкование понятия «техническое перевооружение производства».
3. Ввести специальный повышающий коэффициент 1,25 к расходам на НИОКР для предприятий, увеличивающих объемы НИОКР по сравнению со средним за последние 3 года.
4. Разработать и внести в российское налоговое законодательство дополнительные нормы, стимулирующие вложение инвестиций в компании высокотехнологичного и инновационного сектора экономики:
- установить налоговую ставку в размере 0% по налогу на прибыль;
- НДФЛ на реинвестируемый капитал (дивиденды);
- освободить продажу акций от НДФЛ при владении ими свыше 5 лет.
5. Ввести режим свободной амортизации для малого инновационного бизнеса в части основных средств, используемых для НИОКР. Разработать критерии отнесения бизнеса к инновационному малому бизнесу.
6. Распространить льготу по платежам во внебюджетные фонды, предоставляемую IT-компаниям и резидентам технико-внедренческих и промышленно-производственных ОЭЗ, на весь высокотехнологичный инновационный сектор.
7. Уменьшить ставку по налогу на прибыль в 2 раза (1% - в ФБ, 9% - в РБ) для инновационного малого бизнеса в течение первых 5 лет деятельности.
8. Образовательным учреждениям, организациям, занимающимся научноисследовательской деятельностью, необходимо предоставить льготы по налогу на имущество организаций и земельному налогу. Сегодня эти затраты компенсируются бюджетным учреждениям из бюджета, и поэтому введение подобной льготы оправдано.
Предлагаемые корректировки российского налогового законодательства позволят создать реальные побудительные мотивы активизации различных форм инновационной научно-внедренческой и научно-производственной деятельности.
Литература
1. Шелюбская Н.В. Политика ЕС по стимулированию инновационной деятельности частного бизнеса // Наука. Инновации. Образование. 2010. № 9. С. 120-130.
2. Налоговое стимулирование инновационных процессов / Отв. ред. Н.И. Иванова. М.: ИМЭМО РАН, 2009. 160 с.
3. Налоговый кодекс РФ. URL: http://base.garant.ru/10900200/ (дата обращения: 15.03.2012).
4. Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 № 988 (ред. от 06.02.2012) «Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5». URL: http://www.consultant.ru/ online/base/ ?req=doc; base= LAW; n=126186 (дата обращения: 18.03.2012).