Научная статья на тему 'Теоретические аспекты конкурентоспособности'

Теоретические аспекты конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
782
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мадиярова Э.С.

Статья посвящена сравнительному анализу позиций и подходов различных исследователей к проблеме конкурентоспособности, ее сущности, показателям и принципам. Раскрыто содержание понятия «конкурентоспособность» как экономической категории, на основе чего предложено собственное понимание конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты конкурентоспособности»

- повышение уровня технического развития промышленного предприятия;

- проведение работ по модернизации действующих производственных мощностей;

- рост качества производимой промышленной продукции и ее конкурентоспособности на рынке;

- оптимизация структуры управления предприятия производственной сферы;

- усиление трудовой мотивации сотрудников;

- совершенствование управления на основе внедрения современных информационных технологий и систем.

Таким образом, управление предприятием предполагает необходимость осуществления непрерывного анализа фактического направления развития, упреждая отклонения от целевой траектории.

Список литературы:

1. Гурова Е.А. Разработка инновационной стратегии развития организации сетевого типа / Е.А. Гурова, И.П. Кузьменко, В.И. Трысячный // Вестник СевКавГТИ. - Ставрополь: СевКавГТИ. - 2013. - № 4. - С. 12-15.

2. Кузьменко В.В. Внутрифирменный источник финансирования инвестиций / В.В. Кузьменко, И.П. Кузьменко // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2012. - № 25. - С. 50-57.

3. Трысячный В.И. Современные проблемы управления производственной деятельностью промышленного предприятия / В.И. Трысячный, В.В. Ру-денко // Terra Economicus (Пространство экономики»). - Ростов н/Д: ЮФУ 2012. - Т. 10, № 3 (Ч. 3). - С. 90-92.

4. Кузьменко В.В. Концептуальное обоснование развития предприятий химического комплекса региона / В.И. Трысячный, В.В. Кузьменко // Terra Economicus (Пространство экономики»). - Ростов н/Д: ЮФУ 2013. - Т. 11, № 1 (Ч. 3). - С. 112-116.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

© Мадиярова Э.С.*

Восточно-Казахстанский государственный технический университет

им. Д. Серикбаева, Республика Казахстан, г. Усть-Каменогорск

Статья посвящена сравнительному анализу позиций и подходов различных исследователей к проблеме конкурентоспособности, ее сущно-

* Заместитель заведующего кафедрой «Финансы, учет и налогообложение», кандидат экономических наук.

сти, показателям и принципам. Раскрыто содержание понятия «конкурентоспособность» как экономической категории, на основе чего предложено собственное понимание конкурентоспособности.

Ключевые слова конкуренция, конкурентоспособность, экономика.

Конкурентоспособность является одной из важнейших характеристик, позволяющих оценивать уровень развития конкретной экономики и имеющей особое значение для перспектив страны, которые отражаются в социально-экономическом развитии. Неслучайно в своих выступлениях Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев подчеркивает о необходимости вхождения республики в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран [1]. В этом отношении, очевидно, что конкурентоспособность экономики выходит на первый план в целях дальнейшего развития республики и позволяет посредством этой новой задачи последовательно достигать заявленные цели Казахстана в его главной стратегии, выработанной в долговременной программе развития «Казахстан - 2050» [2].

Понятие конкурентоспособности становится основополагающей основой дальнейшего развития экономики республики, тем более что ее предыдущие результаты и достижения в целом признаются мировым сообществом, т.е. на уровне макроэкономики как достаточно очевидные. Отсюда также следует, что конкурентоспособность, является одним из важных и определяющих признаков уровня рыночного развития, а потому ее необходимо считать и наиболее важным оценочным показателем уровня не только развитости, но и перспектив самой экономики.

Анализ различных источников показал, что понятие конкурентоспособности оценивается исходя из различных потребностей. Например, в современном словаре иностранных слов понятие конкурентоспособность как таковое отсутствует, однако присутствует понятие конкуренции, к которой идет привязывание всех производных [3, с. 390]. Это свидетельствует о том, что конкурентоспособность связана с конкуренцией между субъектами рынка и потому обладает признаками, характерными для такой конкуренции.

По словарю С. Ожегова конкурентоспособность - это «способность выдержать конкуренцию, противостоять конкурентам» [4, с. 291], т.е. понятие также связывается с конкуренцией и имеет те же признаки, что и совокупность конкурирующих субъектов между собой.

В толковом терминологическом словаре-справочнике понятие конкурентоспособности выделяется в виде «способности продукции соответствовать сложившимся требованиям данного рынка на рассматриваемый период» [5, с. 58]. Это означает, что конкурентоспособность обладает временной характеристикой, а также соответствующими признаками в зависимости от конкретной рыночной потребности.

В фундаментальном труде группы экономистов Т. Коупленда, Т. Колле-ра и Дж. Муррина «Стоимость компаний: оценка и управление» рассматри-

вается возможность функционирования бизнес-системы субъекта именно с точки зрения развития конкуренции с последовательной детализацией отдельных составляющих его деятельности [6, с. 226]. Это позволяет констатировать, что конкурентоспособность также обладает и характеристиками деятельности субъекта рынка в виде конкретных его показателей.

В наиболее известном словаре банковских и финансово-экономических терминов под редакцией Н. Мамырова рассматривается понятие конкуренции, которое основано на «состязательности на рынке» [7, с. 289]. Исходя из этого понимания автором выделяется значительное множество видов конкуренции, таких как «конкуренция в открытую, конкуренция неценовая, конкуренция свободная, конкуренция совершенная, конкуренция чистая, конкуренция ценовая» [7, с. 289-290], которые фактически позволяют различать типы и виды не только самой конкуренции, но и соответственно производной такого важного фактора как конкуренция - собственно конкурентоспособности. Именно из представленных видов конкуренций, на наш взгляд, возможно проведение различия конкурентоспособности также по соответствующим видам, что является существенным моментом.

В другом экономическом словаре М. Абишева также рассматривается понятие конкуренции, которое является «борьбой производителей товара за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции, стремление получить наивысшую прибыль; выступает как механизм регулирования общественного производства» [8, с. 32]. Здесь казахстанский автор отталкивается от понятия «общественного производства» К.Маркса и других толкований, сужающих экономическую суть рыночной конкуренции. Однако при этом им все же отдельно выделяется понятие конкурентоспособности товара, которое признается «свойством товара по своим потребительским параметрам превосходить аналогичные товары конкурирующих производителей и удовлетворять платежеспособный спрос на потребительском рынке» [8, с. 32]. Данное определение основано на привязке к товарному свойству, что уже свойственно рыночному пониманию сути. Абишев М. рассматривает конкурентоспособность как с позиции централизованной, так и рыночной экономики. Конкурентоспособность, прежде всего, является экономически рыночной категорией, которая в целом базируется на конкурентном достижении ставящихся целей. При этом усиление конкурентоспособности позволяет не только выживать субъектам рынка, но и развиваться в перспективном с позиции фактора времени направлении. Последнее имеет исключительно важное значение, поскольку наличие перспектив означает и конкретные перспективы в развитии экономики в целом на макро-, территориальном, а также микроуровне. Отсюда наблюдаемое свойство, связанное с перспективой, по нашему мнению, является важной отличительной особенностью конкурентоспособности, что необходимо признать важным и для дальнейшего развития экономики Казахстана.

Необходимо отметить, что среди казахстанских экономистов наблюдается все более четкое понимание того, что понятие конкурентоспособности является основой для национальной стратегии развития страны. В этом отношении, например, по мнению Л. Музапаровой развитие Казахстана следует увязывать с резервами повышения конкурентоспособности страны, что можно признать важным направлением экономики. Таким образом, казахстанским экономистом подтверждается и наше понимание развития самого понятия конкурентоспособности, которая по ее мнению «приобрела новое измерение» [9].

Необходимо отметить, что теоретическое понимание конкуренции наиболее глубоко разработано в таком разделе экономической науки как маркетинг, который рассматривает конкуренцию с точки зрения необходимости учета данного фактора при развитии субъекта рынка. В этом отношении также следует обозначить такой важный момент, что конкурентоспособность рассматривается, как правило, с позиций конкуренции. Поэтому, с нашей точки зрения, конкуренция также может рассматриваться в разрезе решения так называемой проблемы «законов конкурентной борьбы», которая выделяется российским экономистом В. Кругловым и на этой основе предлагается конкретный методологический подход и соответствующая схема для ее разрешения [10, с. 6].

При этом российским исследователем выделяются два составных компонента методологии: проблемосодержащая и проблеморазрешающая системы. Они в авторской схеме являются ключевыми, на основе чего осуществляется понимание всего процесса авторского подхода. Этот момент представляется, на наш взгляд, также важным по той причине, что в проблемо-содержащую систему включаются три составные части - объективная система конкурентной борьбы, теоретическая проблема по учету законов конкурентной борьбы и практическая проблема для достижения результата в конкурентной борьбе. В проблеморазрешающую систему автором включены системная модель конкурентной борьбы, концептуальная система ее законов и система принципов ведения конкурентной борьбы [10, с. 6], что позволяет говорить об макрооценке конкурентоспособности. В целом такое понимание фактически предполагает системность в конкурентной борьбе следует считать достоинством понимания конкуренции исследователем, что дополняется анализом различных форм взаимодействия субъектов [10, с. 8].

Последнее, на наш взгляд, является наиболее важным фактором увязывания реального применения понятия конкуренции применительно к практической экономике. Исходя из этого, становится понятным, что конкуренция может увязываться с понятием эффективности деятельности конкретной экономики, например, страны на макроуровне или субъекта - на микроуровне. При этом, исходя из того, что конкурентоспособность может быть признана производным понятием конкуренции, следует, что в данном случае эффектив-

ность может выступать, таким образом, также и в качестве оценочного параметра понятия конкретной практической конкурентоспособности.

Другой российский экономист И. Чепурной также подчеркивает, что понятие конкурентоспособности не имеет единого понимания, что осложняет трудности в оценке конкурентоспособности [11, с. 3].

Единства понимания в оценке конкурентоспособности не существует и среди западных исследователей. Например, Т. Коуплендом четко показано, что конкурентоспособность необходимо увязывать не только с точки зрения роста рыночной цены, по крайней мере, в условиях экономики США, но и с учетом таких важных показателей как ВВП на душу населения и производительностью труда [6, с. 43].

Таким образом, в данном исследовании показывается, что для оценки конкуренции экономики страны необходим не столько расчет традиционной отдачи от вложенных средств, сколько сочетанием макропоказателей экономики в целом. Отсюда следует, что конкурентоспособность необходимо рассматривать с точки зрения многоуровневости экономики, т.е. с позиции макроразвития и макроконкурентоспособности, а также с позиции отдельного субъекта, входящего в данную экономику, т.е. на уровне территории и микроэкономики. Здесь необходимо отметить, что в развитой экономике рынка в настоящее время этот момент с нашей точки зрения, по крайней мере, для отдельных субъектов, становится достаточно затруднительным хотя бы по такой причине, как наличие филиалов субъекта в других экономиках, что не позволяет достаточно объективно оценивать результаты деятельности целостной организации, как выходящей за пределы экономики страны.

Поэтому наше понимание конкурентоспособности связывается не столько с тем, что необходимо сформировать его четкое понятие в условиях конкретной экономики, сколько с потребностью дальнейшего ее увязывания с условиями соперничества и конкуренции в рамках существующей интеграции, сложившегося сотрудничества и кооперации. Исходя из этого, на наш взгляд, становится понятным, что конкурентоспособность следует рассматривать с точки зрения комплексности, что позволяет осуществить и ее объективную экономическую оценку. С нашей точки зрения, поэтому видно, что понятие конкурентоспособности является агрегированным и более широким понятием, чем представляется с первого взгляда.

Необходимо отметить, что, поскольку конкурентоспособность является широким понятием, характеризующим уровень развития экономики, ее способность к дальнейшему росту, то по этой причине требуется и соответствующая количественная и качественная оценка этого экономического явления.

В этом отношении важными понятиями оперирует российский экономист И. Чепурной, который в своей работе, посвященной проблеме конкурентоспособности, достаточно четко объясняет многие моменты. Им выделяются следующие основные виды конкурентоспособности:

- конкурентоспособность национальной промышленности или всей экономики;

- конкурентоспособность товаропроизводителей;

- конкурентоспособность конкретных видов произведенной продукции;

- конкурентоспособность сырья и сырьевых источников [11, с. 7].

Приведенный перечень, по нашему мнению, свидетельствует о том, что

конкурентоспособность необходимо, прежде всего, рассматривать с различных уровней экономики. При этом, как видно, экономика территории в классификации российского исследователя фактически не выделяется, а потому может приравниваться к любому уровню, что в принципе в региональном развитии, по нашему мнению, все же должно находить свое отражение. В этом отношении важно то, что сам автор четко говорит о том, что «мы видим в литературе взаимоисключающие, противоречивые понятия, иногда путаницу» [11, с. 6]. Этот вывод мы считаем очень важным, поскольку даже в нашем предположении, что существует территориальный уровень экономики, понятие ее конкурентоспособности становится необходимостью, что особенно важно для определения ее перспектив.

Для территориальной экономики, на наш взгляд, важно и то, что необходимо более четко определять ее перспективы в развитии, которые могут выделяться из огромного множества путей решения. Именно, исходя из наличия множества решений и становится возможным определение наиболее выгодного пути развития. Следует отметить, что, по нашему мнению, «наиболее выгодный путь» может и не быть оптимальным. Например, по своим финансовым вложениям в него, с точки зрения максимизации развития в экономике территории как можно большего присутствия видов предпринимательской деятельности, длительности самого процесса вложения, а также его отдачи и т.д.

Исходя из этого перечисления, видно, что понятие конкурентоспособности по отношению к конкретной территориальной экономике может обладать и соответствующей характеристикой, соответствующими показателями, которые могут для выбранного развития и быть количественными и качественными оценками. Это означает, что в зависимости от выбранного пути достижения конкурентоспособности экономики территории возможна и соответствующая оценочная ее характеристика, которая может принимать специфические формы в процессе ее достижения, но в обязательной мере в его конце внешняя среда должна будет оценить конечные результаты. Иными словами, множество путей в рыночной экономике способствуют использованию отдельными экономиками своих особенностей для достижения конечной цели - повышения конкурентоспособности.

В этом отношении следует, на наш взгляд, проанализировать экономический смысл принципов термина «конкурентоспособность», который в достаточной степени разработан в работе И. Чепурного, который выделяет следующие основополагающие принципы термина:

- необходимость наличия свободного рынка для проявления конкурентоспособности;

- необходимость понимания того, что конкурентоспособность распространяется как на объект рыночных отношений (конкретный товар, услуги), так и на конкретный субъект;

- присутствие оценки конкурентоспособности товара или услуги, как со стороны предложения, так и со стороны фактора спроса;

- на конкурентоспособность оказывает влияние уровень денежных доходов потребителя;

- конкурентоспособность определяется экономическими, технологическими и другими параметрами, а также долей рынка;

- конкурентоспособность обладает характеристиками присущими динамическим процессам, а потому не является постоянной величиной;

- непосредственное воздействие на состояние и уровень конкурентоспособности оказывает складывающаяся ситуация среди конкурентов [11, с. 10].

Таким образом, по мнению данного автора, следует, что конкурентоспособность является «плавающей» категорией, она не стабильна, поскольку зависит от рыночного уровня имеющейся в экономике конкуренции. Этот момент, на наш взгляд, является очень важным, поскольку позволяет понять, что конкурентоспособность не застывшая экономическая категория, а, наоборот, она постоянно изменяется, заставляя изменять условия ее развития, основным принципом которых является свободный конкурентный рынок. По этой причине поэтому становится понятным, почему понятие конкурентоспособности не является застывшим, а понимается различными представителями ученых-экономистов по-разному и отсюда вытекает важный момент. Именно свободный конкурентный рынок позволяет обеспечивать условия для постоянного роста конкурентоспособности, что в свою очередь, обеспечивает и постоянную потребность в развитии экономики в целом, изменяя понимание отдельных экономических категорий, к которой относится и конкурентоспособность.

Следует также выделить исследование казахстанского экономиста С. Арыстанбаевой, которая в своей работе глубоко отражает понимание конкурентоспособности, рассматривая систему ее обеспечения, рассматривает как макро-, так и микроуровни, показывая степень важности их учета [12, с. 34]. Однако такая детализация как организация системного саморазвития в экономике республики с позиции постоянного повышения конкурентоспособности территориальной экономики раскрыта в недостаточной степени, в направлении ее экспортоориентирования, что, на наш взгляд, означает потребность в более значительных ресурсах и усилиях, в то время как процесс заинтересованности всех субъектов экономики страны включает более значительный потенциал, чем простое регулирование и

управление. Это означает, что экономические процессы должны строиться таким образом, чтобы каждый элемент экономики страны имел перспективу для своего развития и от него самого в большей степени зависел конечный результат, а не от действий со стороны макроэкономического воздействия. Такое понимание позволяет отметить, что именно такой подход означает и более высокий уровень развития конкурентоспособности субъектов и уровней экономики, а потому становится понятной причина, по какой центр тяжести экономических изменений (реформ) переносится на территориальный уровень. В свою очередь это означает, что необходимо выдерживание определенных условий для достижения такого состояния в экономике.

Следует отметить, что тот же И. Чепурной свое понимание конкурентоспособности увязывает со свободной конкуренцией на рынке, что, по нашему мнению, является наиболее объективной связью, поскольку посредством конкурентного рынка становится возможным и наиболее объективная оценка товаров и услуг, которые отражают уровень конкурентоспособности в целом.

Таким образом, обобщая сказанное можно отметить, что конкурентоспособность является экономической категорией, которая изменяется во времени. При этом она не является застывшей формой, что предопределяет оценочные характеристики, которые также могут изменяться. Такая способность к изменению, на наш взгляд, означает и возможность измерения конкурентоспособности с позиции ее наибольшей адекватности реальной ситуации на рынке, что, в свою очередь, предполагает и возможность использования для этой цели в определенные моменты времени и наиболее подходящие оценочные показатели, реально отражающие экономические процессы с точки зрения перспективы. Отсюда понятно, что конкурентоспособность следует измерять для того, чтобы развивать экономические перспективы страны, ее отдельные территории, которые в силу своих особенностей и специфики могут обладать соответственно и специфическими перспективами, в целом дополняя друг друга и тем самым, позволяя развиваться перспективам и экономики Казахстана.

Список литературы:

1. Назарбаев Н.А. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии. Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.akorda.kz/ru.

2. Назарбаев Н.А. Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее: Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации народу Казахстана [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.akorda.kz/ru/.

3. Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология / Л.М. Баш, А.В. Боброва и др. - изд. 3-е, доп. - М.: Цитадель-трейд, 2002. - 960 с.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. - 22-е изд. - М.: Рус. яз., 2000. - 921 с.

5. Маркетинг: Толковый терминологический словарь-справочник. - М.: Инфоконт, Медсервис Интернешнл, 2001. - 224 с.

6. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление / Пер. с англ. - М.: Олимп-Бизнес, 2010. - 576 с.

7. Словарь банковских и финансово-экономических терминов / Под ред. д.э.н., проф. Н.К. Мамырова. - Алматы: Экономика, 2009. - 712 с.

8. Абишев М.Н. Капитал. Бизнес. Рынок. Толковый словарь терминов и понятий. - Алматы: Дэуiр, 2002. - 86 с.

9. Музапарова Л. До цели - шесть ступеней // АиФ Казахстан. - 2006. -№ 47.

10. Круглов В.В. Конкуренция. - М.: ТК Велби, 2004. - 80 с.

11. Чепурной И.П. Конкурентоспособность продовольственных товаров: учеб. пособие. - М.: Маркетинг, 2002. - 120 с.

12. Арыстанбаева С.С. Финансовое обеспечение конкурентоспособности экономики Казахстана: автореф. дисс. ... д.э.н. - Алматы: КазЭУ им. Т. Рыскулова, 2006. - 40 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГАРМОНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ТЕРРИТОРИИ

© Трысячный В.И.*, Руденко В.В.*

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

В статье рассмотрены и дополнены базовые определения, а также разработаны принципиальные методические положения анализа понятий «гармонизация», «промышленная политика», детализированы основные недостатки и достоинства последней.

Ключевые слова промышленная политика, гармонизация, категория, регион, недостатки, достоинства.

Актуальность разработки территориальной промышленной политики определяется следующими обстоятельствами. В обстановке неустойчивого экономического роста последняя используется как инструмент, определяющий перспективное развитие региона. При несогласованности российской промышленной политики формирование взвешенной и ясной ее региональной составляющей способствует снижению рисков политики федерального

* Профессор кафедры Управления проектами и инновациями, доктор экономических наук, доцент.

* Аспирант кафедры Управления проектами и инновациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.