Научная статья на тему 'Разработка промышленной политики в системе обеспечения экономической безопасности'

Разработка промышленной политики в системе обеспечения экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
424
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЛИТИКА / CONCEPT / INDUSTRY / SAFETY / POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьменко В. В., Трысячный В. И., Руденко В. В.

Современные интеграционные процессы обусловливают непрерывные изменения в российской экономике. В этих условиях актуализируются функции государственного управления в части формирования эффективной промышленной политики для обеспечения безопасности страны. Перспективным направлением разрешения возникающих в этой связи задач выступает гармонизация составляющих государственной индустриальной политики. Для обоснования важности разработки данного направления отметим, что в настоящее время отсутствуют общепринятые теоретико-методические подходы, раскрывающие содержание этой категории в аспекте безопасного функционирования промышленного комплекса, а передовой зарубежный опыт не всегда возможно применить в российских условиях. Сохранение сложившихся тенденций отрицательно сказывается на конкурентоспособности национального хозяйственного комплекса. В этой связи действенным способом выхода из сложившегося положения выступает совершенствование промышленной политики как составляющей механизма обеспечения экономической безопасности страны, который способен устранить угрозы в развитии рассматриваемой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of industrial policy in the system of economic security

Modern integration processes transform the Russian economy. In these conditions functions of public administration regarding formation of effective industrial policy for safety of the country are amplifies. As the perspective direction of permission of the specified problem harmonization of the state industrial policy acts. For justification of importance of development of this direction we will note that now there are no the standard theoretical approaches opening the content of this category in aspect of safe functioning of an industrial complex, and it isn't always possible to apply the best foreign practices in the Russian conditions. Preservation of the available tendencies negatively affects competitiveness of a national economic complex. In this regard as an effective way of an exit from the developed situation improvement of industrial policy as the economic security of the industry making the mechanism of providing which will eliminate threats in development of the considered economic system acts.

Текст научной работы на тему «Разработка промышленной политики в системе обеспечения экономической безопасности»

РАЗРАБОТКА ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ Б СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

КУЗЬМЕНКО В.В.,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Налоги и налогообложение»,

Северо-Кавказский федеральный университет, e-mail: nalogi@ncstu.ru;

ТРЫСЯЧНЫЙ В.И.,

доктор экономических наук, профессор кафедры «Государственное и муниципальное управление»,

Северо-Кавказский федеральный университет, e-mail: kavkazvi@gmail.com;

РУДЕНКО В.В., ^

аспирант кафедры «Государственное и муниципальное управление», q Северо-Кавказский федеральный университет, e-mail: v89283500000@gmail.com

Современные интеграционные процессы обусловливают непрерывные изменения £

в российской экономике. В этих условиях актуализируются функции государственного управления в части формирования эффективной промышленной политики для обеспе- "Ф"

чения безопасности страны. Перспективным направлением разрешения возникающих в этой связи задач выступает гармонизация составляющих государственной индустриаль- ?

ной политики. Для обоснования важности разработки данного направления отметим, 041

что в настоящее время отсутствуют общепринятые теоретико-методические подходы, раскрывающие содержание этой категории в аспекте безопасного функционирования промышленного комплекса, а передовой зарубежный опыт не всегда возможно применить в российских условиях. Сохранение сложившихся тенденций отрицательно сказывается у

на конкурентоспособности национального хозяйственного комплекса. В этой связи действенным способом выхода из сложившегося положения выступает совершенствование О промышленной политики как составляющей механизма обеспечения экономической без- О опасности страны, который способен устранить угрозы в развитии рассматриваемой ш

системы. <;

с^ а

ш

Ключевые слова: концепция; промышленность; безопасность; политика. >—

DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL POLICY IN THE SYSTEM OF ECONOMIC SECURITY

KUZMENKO V.V.,

The Head of Chair «Taxes and taxation», Doctor of Sciences, Professor,

North Caucasian Federal University, e-mail: nalogi@ncstu.ru;

TRYSYACHNY V.I.,

Professor of Chair of «Public and municipal administration», Doctor of Sciences,

North Caucasian Federal University, e-mail: kavkazvi@gmail.com;

© Кузьменко В.В., Трысячный В.И., Руденко В.В., 2014

RUDENKO V.V.,

Graduate student of Chair of «Public and municipal administration»,

North Caucasian Federal University, e-mail: v89283500000@gmail.com

то

TO >

m

О O z O

Modern integration processes transform the Russian economy. In these conditions functions of public administration regarding formation of effective industrial policy for safety of the country are amplifies. As the perspective direction of permission of the specified problem harmonization of the state industrial policy acts. For justification of importance of development of this direction we will note that now there are no the standard theoretical approaches opening the content of this category in aspect of safe functioning of an industrial complex, and it isn't always possible to apply the best foreign practices in the Russian conditions. Preservation of the available tendencies negatively affects competitiveness of a national economic complex. In this regard as an effective way of an exit from the developed situation improvement of industrial policy as the economic security of the industry making the mechanism of providing which will eliminate threats in development of the considered economic system acts.

Keywords: concept; industry; safety; policy.

JEL classification: F52, L52.

0 с

°° Промышленность является ведущей отраслью национального хозяйственного комплекса России, которая во

многом детерминирует его развитие. В этой связи первостепенную важность представляет разработка системы мер прямого и косвенного воздействия на функционирование указанной сферы посредством модернизации стратегических приоритетов реализации промышленной политики. Данное обстоятельство определяет актуальность совершенствования соответствующей концепции.

В процессе моделирования механизма государственного регулирования на базе реализации стратегии экономического роста целесообразно учесть следующее: протекающие процессы мировой глобализации; территориальную детерминированность осуществления базовых функций управления; существующее разнообразие мот дульных технологий согласования функционирования (Алиев, 2000). В качестве центрального звена механизма М обеспечения скоординированности действий при осуществлении концепции выступает учет отраслевых и терри-

1 ториальных особенностей для достижения микроэкономической безопасности. Немаловажно также соблюдение государственных и частных интересов с целью объединения совокупного экономического потенциала последних

2 в процессе разрешения концептуальных проблем, возникающих в ходе достижения установленных целей обеспе-2 чения экономической безопасности в сфере промышленной политики.

Для проведения оценки качества реализуемой концепции применяются модели поливариантного прогнози-О рования, учитывающие трансформацию целевых факторов отраслевого роста и уточнения направлений, размеров Ь и силы управленческих действий, способствующих достижению целевых значений критериальных показателей ю экономической безопасности промышленного комплекса. Либерализация российского рынка в ситуации, когда отечественные производители не могли производить конкурентоспособное оборудование, а также ориентация структурообразующих отраслей промышленности на обеспечение существующих потребностей привели к росту импорта высокотехнологичного оборудования при резком одновременном снижении закупок отечественной техники (Валова, 2004).

Актуальность разработки концепции развития промышленного комплекса и обеспечения экономической безопасности обусловлена: недостаточной эффективностью проводимой в РФ промышленной политики; негативными трансформациями внешнеэкономических условий, в которых действует отечественная промышленность; неудовлетворительными значениями показателей обеспечения экономической безопасности отраслевых комплексов, определяемой низкой долей приобретаемого оборудования российских производителей; реальной угрозой потери существенной доли рабочих мест в обрабатывающих отраслях промышленности.

Целью разрабатываемой нами концепции выступает формирование комплекса мероприятий обеспечения устойчивого развития промышленности Российской Федерации, которые направлены на повышение уровня конкурентоспособности предприятий отрасли и укрепление макро- и мезоэкономической безопасности последних, а также всего рассматриваемого комплекса (Кузьменко, Трысячный, 2013).

В соответствии с поставленной целью, задачами предлагаемой концепции развития промышленности и обеспечения экономической безопасности являются: формирование благоприятных условий для создания высокотехнологичных отраслей, производящих конкурентоспособную продукцию; содействие занятости в промышленном

секторе экономики; развитие информационного обеспечения проводимой промышленной политики; стабильное поступление налогов и прочих платежей в бюджеты всех уровней; поддержка предприятий-производителей в расширении рынков сбыта товаров; создание механизма скоординированного взаимодействия организаций промышленной сферы и органов государственной власти.

К числу принципов формирования промышленной политики в рамках концепции следует отнести: вариативность, системность, комплексность, устойчивость к дестабилизирующим факторам внешней среды, использование экономических методов в механизме промышленной политики, патернализм, ранжирование объектов реализации промышленной политики, опережающее регулирование.

За правовую основу концепции взяты «Гражданский кодекс Российской Федерации», Федеральный закон «О промышленном развитии Российской Федерации до 2020 года» от 19 марта 2009 г.; Федеральный закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1 (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 № 116-ФЗ; Распоряжение Правительства РФ «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 8 декабря 2011 г. ,№ 2227-р и ряд других.

По нашему мнению, имеющаяся нормативно-правовая база не способна в полной мере поддерживать российские предприятия-производители инновационного оборудования, что способствует повышению зависимости хозяйствующих субъектов промышленности от поставок импортных аналогов, задерживает развитие отечественной инновационной сферы и, как результат, приводит к снижению уровня экономической безопасности о национального промышленного комплекса (Гурова, Кузьменко, Петриевский, 2012).

Разрешение обозначенных проблем будет напрямую содействовать ускорению темпов роста промышленного см производства; совершенствованию научно-технического и инновационного потенциала наукоемких отраслей; ^ увеличению числа рабочих мест при последовательной модернизации последних до уровня, соответствующего стандартам международных требований; повышению налоговых выплат в федеральную и территориальную бюджетную систему; организации новых производств в высокотехнологичных отраслях промышленности. о

Реализация предлагаемой концепции включает три этапа. Каждый из них имеет свои цели, задачи и технологии развития промышленного производства в Ставропольском крае и Российской Федерации. ^

Первый этап (2015 г.) предусматривает обеспечение более высокой конкурентоспособности отечественных промышленных товаров, пользующихся устойчивым спросом, а также увеличение объемов производства посред- ^г ством активной разработки и внедрения инновационной продукции.

Решение поставленной цели первого этапа предполагает выполнение следующих взаимосвязанных задач: формирование условий для создания высокотехнологичных отраслей, производящих конкурентоспособную про- -<> дукцию; совершенствование производственных цепочек и внедрение ряда прогрессивных технологий на предприятиях промышленной сферы территории; развитие информационного обеспечения проводимой торгово- ^ промышленной политики; повышение загрузки действующего оборудования; улучшение качества технико- У технологической базы; разработку эффективных систем менеджмента качества предприятий-производителей ре- у гиона; развитие организационно-экономических инструментов в системе государственной научно-технической ^ политики. О

Второй этап (2016 г.) включает: укрепление инновационного потенциала национального промышленного комплекса, производящего конкурентоспособные товары; содействие занятости в промышленном секторе экономики; создание и внедрение перспективных технологий в рамках «Стратегии инновационного развития Россий- ш ской Федерации на период до 2020 года» и укрепление конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов в ключевых наукоемких секторах отрасли; поддержка предприятий-производителей территории в расширении рынков сбыта товаров; формирование новых сегментов на рынке промышленной продукции региона и России; создание совместных предприятий с транснациональными корпорациями по производству базовых видов оборудования с перспективой длительного сотрудничества в научно-технической области и завершение реструктуризации промышленного комплекса, отвечающей критериям функционирования и управления в условиях мирового разделения труда и вступления РФ в ВТО; поэтапное внедрение перспективных инструментов современного менеджмента.

На третьем этапе (2017 г.) предполагается: стабильное поступление налогов и прочих платежей в бюджеты всех уровней; формирование научно-производственных кластеров для удовлетворения потребностей базовых промышленных отраслей с учетом российской специфики - социально-экономической, географической, климатической; упрочение устойчивых рыночных позиций в системе глобального разделения труда; содействие созданию совместных организаций-производителей промышленных товаров и лицензионных производств для обеспечения полного производственного цикла в рамках российских региональных кластеров; рост объемов экспорта продукции отечественной промышленности в государства ближнего зарубежья; создание механизма скоординированного взаимодействия организаций промышленной сферы и органов государственной власти территории.

Предложенная этапность предполагает параллельно-последовательную реализацию отдельных элементов. Это требует наличия качественных и адекватных мероприятий по стимулированию технико-технологической модернизации посредством принятия эффективных инфраструктурных и технологических управленческих решений. К числу основных можно отнести: устранение проблем стандартизации и сертификации перспективных промышленных производств; создание современной ресурсной базы; разработку систем автоматизированного управления; оптимизацию научно-кадровой политики.

Для оценки эффективности реализации разработанной концепции можно воспользоваться созданной авторами моделью отбора целевых индикаторов. Количественное обоснование предложенных характеристик принято на основе прогноза на среднесрочный период с применением метода экстраполяции по модели временного ряда (табл. 1). Показатель уровня налоговой нагрузки в 2017 г. характеризуется безопасными значениями. Однако коррективы, вносимые в налоговое законодательство в сторону его ужесточения, формируют условия для сдерживания роста в отраслях промышленности.

Таблица 1

то

то >

т

О

о

0

1 о

с

со

>

м о

Прогнозируемые значения индикативных характеристик экономической безопасности промышленного комплекса, % (Кузьменко, Трысячный, 2013)

Индикатор Пороговое значение, % Годы

2012 2015 2016 2017

факт О* Р** О Р О Р

Уровень налоговой нагрузки < 42 34,6 32,1 33,2 31,9 32,8 29,3 32,5

Темпы роста тарифов естественных монополий < 10 107,0 102,3 114,6 100,7 113,1 96,7 111,9

Темпы роста инвестиций > 15 106,6 99,8 93,7 98,9 92,5 97,8 87,8

Темпы обновления основных производственных фондов > 15 113,1 113,4 113,0 113,5 112,9 113,6 112,7

Доля импорта машин и оборудования > 10 57,9 56,2 58,1 57,7 59,3 61,5 62,5

Удельный вес работников старше 50 лет > 10 31,4 30,4 34,1 30,1 33,8 27,9 33,6

'оптимистичный сценарий "реалистичный сценарий

л О о —1 сг

2

Предполагается, что к 2017 г. снизятся до пороговых критические значения 2012 г. по росту тарифов естественных монополий. Высокая импортозависимость отечественной машиностроительной отрасли к 2017 г. будет отмечена уровнем более 60 % при его пороговом - не более 30%. Современные темпы роста инвестиций будут снижаться до критических значений. Такая отрицательная тенденция приведет к тому, что замедлятся темпы обновления основных фондов. Это обусловит снижение основных финансовых показателей деятельности хозяйствующих субъектов промышленной сферы, что отразится на уровне зарплат в ряде отраслей. В связи с этим показатель удельного веса работников старше 50 лет к 2017 г. вырастет до 33,6%, что также угрожает безопасному функционированию отрасли.

Следует отметить, что совершенствование промышленной политики в направлении обеспечения экономической безопасности приоритетных отраслей национального воспроизводственного комплекса, согласно мероприятиям предложенной концепции, способно частично устранить возникающие угрозы устойчивому функционированию организаций-производителей в условиях рыночной неопределенности и риска. Поэтапное внедрение концептуальных предложений будет способствовать расширению и развитию конкурентоспособного производства в России. Основной задачей государственной промышленной политики станет создание экономических условий, при которых производство современной инновационной промышленной продукции и оборудования начнет шире осуществляться отечественными компаниями на территории РФ.

ЛИТЕРАТУРА

АлиевБ.Х. (2000). Промышленная политика и экономика. Научное издание. М.: Экономика.

ВаловаЕ.В. (2004). Промышленная политика на региональном уровне: цели, задачи и направления развития // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Экономика и финансы, с. 27-31.

Гурова Е.А., Кузьменко И.П., Петриевский И.В. (2012). Информационная составляющая современных методов управления устойчивым развитием предприятия // Вестник Адыгейского государственного университета, № 2 (100), с. 236-243.

Кузъменко В.В., Трысячный В.И. (2013). Концептуальное обоснование развития предприятий химического комплекса региона // TERRA ECONOMICUS (Пространство экономики), т. 11, № 1, ч. 3, с. 114-117.

REFERENCES

AliyevB. (2000). Industrial policy and economy: Scientific edition. Moscow. Economy. (In Russian.)

Gurova E., Kuzmenko I., Petriyevsky I. (2012). Information component of modern methods of control over a sustainable development of the enterprise. Journal of the Adygei State University, no. 2 (100), pp. 236-243. (In Russian.)

Kuzmenko V., Trysyachny V. (2013). Conceptual justification of development of the enterprises of a chemical complex of the region. TERRA ECONOMICUS (Economy space), т. 11, no. 1, p. 3, pp. 114-117. (In Russian.)

Valova E. (2004). Industrial policy at regional level: purposes, tasks and development directions. The Journal of the Nizhny Novgorod university of N.I. Lobachevsky. Economy series and finance, pp. 27-31. (In Russian.)

см .a

I—

О Ö ZT

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CM

со 3

о о

О О

<

а а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.