Научная статья на тему 'Факторы конкурентоспособности промышленного предприятия'

Факторы конкурентоспособности промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1282
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хусаинов Нурали Жумабекович

В статье рассматриваются теоретические аспекты конкурентоспособности промышленного предприятия, изыскание критериев конкурентоспособности, ее источники и факторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы конкурентоспособности промышленного предприятия»

УДК 338

Н.Ж. Хусаинов

Северо-Казахстанский государственный университет имени Манаша Козыбаева, Казахстан

ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО

ПРЕДПРИЯТИЯ

В статье рассматриваются теоретические аспекты конкурентоспособности промышленного предприятия, изыскание критериев конкурентоспособности, ее источники и факторы. Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, предприятие.

В последнее время в Казахстане под нарастающим совокупным воздействием конкурентных факторов явно проявляется тенденция к обострению конкуренции между предприятиями. Тем не менее, в большинстве случаев не проводится целенаправленной работы по анализу конкурентов, не сформировались систематизированные представления о том, что является конкурентоспособностью предприятия, как ее создавать, поддерживать и как грамотно реализовывать.

Под конкуренцией понимается конфликт между хозяйствующими субъектами по поводу достижения пересекающихся целей. Конкуренция существует там, где несколько предприятий претендует на обладание одними и теми же ресурсами или использование одних и тех же рыночных возможностей. Конкурентоспособность предприятия в самом широком смысле можно определить как способность к достижению собственных целей в условиях противодействия конкурентов. Цели предприятия, как правило, имеют временную привязку, поэтому можно сказать, что конкурентоспособность предприятия определяется его способностью вести успешную (в отношении достижения поставленных целей) деятельность в условиях конкуренции в течение определенного времени.

С точки зрения В. Андрианова, «конкурентоспособность любого хозяйствующего субъекта складывается из целого ряда конкурентных преимуществ, которые выявляются путем сопоставления с предыдущими соответствующими показателями». К важнейшим же конкурентным преимуществам, по мнению автора, следует отнести показатели рентабельности производства, динамики инновационной деятельности, уровень производительности труда, эффективность стратегического планирования и управления фирмой, адаптивность и др. В таком определении, на наш взгляд, отражены свойства субъекта конкурентоспособности, но не объяснены причины возникновения этих свойств и приложения управленческих усилий, направленных на рост конкурентоспособности предприятия. Кроме того, бессмысленно сравнивать характеристики предприятий из разных институциональных секторов, или действующих на разных региональных рынках с ярко выраженной спецификой, или имеющих разную структуру собственности и т.д.

Необходимо обратиться к оценке конкурентоспособности предприятия, предложенной американским инвестиционным банком «Morgan Stainly». Согласно данному подходу одним из основных критериев при оценке конкурентоспособности выступает удельный вес товаров на мировом рынке определенного товара или услуги. Так, по данным проведенных исследований, из 238 крупнейших и конкурентоспособных на мировом рынке транснациональных компаний более половины (125) - американские фирмы. За ними со значительным отрывом следуют компании Великобритании (21), Японии (19), Германии (10). Ни одна казахстанская компания в указанный список не вошла. Мы считаем, что данное определение более корректно применять при оценке конкурентоспособности продукции, поскольку для предприятия как субъекта конкурентоспособности, безусловно, важно то, что сделано (в данном случае - какая доля рынка захвачена), но не менее важно то, как это сделано и насколько устойчиво сложившееся положение дел.

Другим определением конкурентоспособности предприятия оперирует О. Михайлов: «Предприятие мирового уровня становится гибкой системой экономической мобилизации ресурсов на лучшем обеспечении созидательных процессов ускоренного удовлетворения меняющихся потребностей». Хотя в содержательном плане такое определение четко задает вектор развития предприятия, увязывая его конкурентоспособность с динамикой основных бизнес-процессов, сложность состоит в том, что значительное количество неформализуемых параметров и неоднозначность определения препятствуют практическому применению данного показателя [1].

М. Портер определяет конкурентоспособность предприятия на основе производительности: «Национальные компании должны постоянно повышать производительность в существующих отраслях посредством повышения качества продукции, придания ей новых потребительских свойств, совершенствования технологии изготовления продукции или же повышения эффективности производства». Отметим, что производительность сама по себе, без связи с другими показателями производственно-хозяйственной деятельности, - малоинформативный показатель, недостаточно точно характеризующий конкурентоспособность предприятия в отрыве от главных целей его развития.

Интересна точка зрения Г.В. Куликова, который, ссылаясь на П. Кругмана, цитирует: «Для каждой компании есть предельная черта, ниже которой компания не может дальше проводить свою деятельность. Поэтому, говоря о снижении конкурентоспособности компании, мы подразумеваем, что ее позиции на рынке пошатнулись, и если компания не улучшит свою продуктивность и эффективность, она прекращает свое существование». Очевидно, под конкурентоспособностью и ее пределом автор подразумевает точку безубыточности и запас финансовой прочности, хотя и указывает на бессмысленность существования предприятия, не имеющего экономического эффекта в своей деятельности.

Европейский форум по проблемам информации определил, что конкурентоспособность - это реальная возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготавливать и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов. На практике иногда невозможно с высокой долей точности оценить потенциальную возможность предприятий по интенсификации конкурентного потенциала, равно как и сам конкурентный потенциал.

По результатам критического осмысления существующих научных воззрений на природу и сущность конкурентоспособности применительно к различным субъектам конкуренции, многолетнего практического поиска можно предложить несколько иной методологический подход к проблеме.

По нашему мнению, конкурентоспособность предприятия представляет собой его способность достигать основной цели (прибыли) при наличии множества субъектов-конкурентов, имеющих схожие цели и реализующих схожие бизнес-процессы для их достижения. Очевидно, что конкурентоспособность предприятия является интегральной характеристикой. В общем случае целесообразно выделить следующие составляющие: конкурентоспособность предложения на рынке, конкурентоспособность ресурсов предприятия, конкурентоспособность менеджмента, конкурентоспособность логистики, конкурентоспособность предпринимательской идеи (видения).

1. Связующим, базовым элементом указанных аспектов конкурентоспособности является конкурентоспособность предпринимательской идеи. Предпринимательская идея включает представления о продукте предприятия, о способе удовлетворения потребности клиентов, о способах поддержания и развития потенциала предприятия. Перечисленные составляющие являются уникальными для каждого предприятия, а их удачное сочетание определяет конкурентоспособность предпринимательской идеи. Вполне естественно, что на конкурентоспособность предпринимательской идеи существенным образом влияют личные характеристики собственника (собственников) бизнеса, например его настойчивость в достижении поставленной цели. Безусловно, наиболее важным критерием конкурентоспособности пред-

принимательской идеи является ее эффективность с точки зрения рыночных перспектив. Конкурентоспособность предпринимательской идеи определяет принципиальную возможность успешной деятельности предприятия с такими ресурсами, такими продуктами и таким управлением.

Успешная деятельность фирмы зависит от ее реакции на изменения внешней среды, причем для обеспечения оптимальной потенциальной прибыльности скорость и степень изменений коренного характера, которые фирма вносит в сменяющиеся поколения своей продукции, технологии, концепции маркетинга, логистики, должны соответствовать скорости и степени изменения окружающей среды [1].

Именно предпринимательское видение определяет миссию, а затем и стратегию деятельности предприятия. Успешность этого процесса напрямую связана с дальнейшей конкурентоспособностью предприятия.

2. Конкурентоспособность предложения на рынке определяет так называемую текущую конкурентоспособность предприятия. Для современных маркетинговых рынков свойственна конкуренция «не того, что произведено фирмами, а того, чем они дополнительно снабдили свою продукцию в виде упаковки, услуг, рекламы, консультаций для клиентов, финансирования и прочих ценимых людьми вещей». Понятие «предложение продукта» существенно расширяет рамки учитываемых при анализе конкурентоспособности факторов, определяющих окончательный выбор покупателя.

Предложение, таким образом, включает в себя продукт, цену и сопутствующие услуги, то есть то, что определяет полезность (выгодность) приобретения для клиента. Если предприятие имеет несколько предложений (дифференциация), то можно говорить об интегральной конкурентоспособности всего продуктового портфеля.

Предложение конкурентоспособно, если оно имеет на данном потребительском сегменте одну или более потребительских характеристик, лучших, чем у товаров-аналогов (данные характеристики признаются потребителями наиболее значимыми). Потребители заинтересованы не в абсолютно лучшем по всем характеристикам продукте, а в том, который удачно сочетает качества, наиболее востребованные на данном сегменте рынка, и часто готовы поступиться отдельными характеристиками продукта ради улучшения других.

Все большее значение приобретают условия авансирования при покупке, скидки к цене, условия платежа и поставки, срок гарантийных обязательств, развитость сервисных сетей, качество и стоимость послегарантийного обслуживания.

3. Долгосрочная конкурентоспособность предприятия определяется конкурентоспособностью располагаемых ресурсов (потенциала предприятия): финансовых, природных, материальных, технологических, производственных, кадровых и других. В частности, платежеспособный спрос также можно рассматривать как один из видов ресурсов, по поводу доступа к которому существует конкуренция. При этом если рассматривать общий совокупный спрос, то все предприятия, предлагающие товары или услуги на определенной территории, являются конкурентами. Наличие ресурсов позволяет предприятию длительное время обеспечивать (поддерживать) конкурентоспособность предложения. Отметим, что ресурсные преимущества предприятия перед конкурентами приобретают практическое значение только в случае их соответствия текущим рыночным условиям.

4. В условиях конкуренции необходимо поддерживать ресурсную базу в актуальном для условий рынка состоянии. Этот процесс, а также грамотное использование имеющихся ресурсов с точки зрения конкуренции, определяется конкурентоспособностью менеджмента предприятия. Способности менеджеров к принятию важнейших оперативных решений, генерации новых идей именно в том темпе, который требует рынок, и умение организовать их выполнение, готовность идти на разумный риск являются важнейшими факторами конкурентоспособности менеджмента.

5. Конкурентоспособность логистики. Дальнейшее развитие рыночных отношений показывает, что в условиях возрастающей нестабильности внешней среды невозможно гаран-

тировать конкурентоспособность предприятия без осуществления комплексного подхода к управлению хозяйственной деятельностью (совокупности производственной, сбытовой и закупочной составляющих), то есть без реализации концепции логистики. В условиях непрерывного роста потребностей физических и юридических лиц при наличии достаточно жесткой конкуренции предприятия столкнулись с необходимостью реализации одного из двух направлений развития:

а) удовлетворять потребности рынка самостоятельно, за счет создания так называемого натурального хозяйства;

б) передавать часть полномочий своим поставщикам (посредникам), специализирующимся на определенной номенклатуре продукции и услуг. [2]

Практика показала, что второе направление при интенсивном использовании неценовых методов конкуренции оказалось более перспективным, что в итоге предопределило разработку и внедрение мезоэкономической системы обеспечения предприятия ресурсами и реализации продукции и услуг, ключевым элементом которой являются потребители.

Таким образом, изменение методов конкуренции на международном и национальных рынках способствовало появлению концепции логистики и в то же время превратило логистику в один из важнейших факторов конкурентоспособности промышленного предприятия. Доллар, вложенный в развитие логистики, стал оказывать более сильное влияние на конкурентоспособность, чем доллар, вложенный в развитие качества выпускаемой продукции. В логистически организованных материалопроводящих цепях появилась возможность существенного снижения себестоимости товара, прошедшего через сферы производства и обращения в сферу конечного потребления. Возникающие конкурентные преимущества теперь зависят не столько от величины капитальных вложений, сколько от умения правильно организовать логистический процесс.

Библиографический список

1. Андрианов, В.С. Россия в мировой экономике: сравнительная конкурентоспособность / В.С. Андрианов // Международная жизнь. - 2000. - № 8-9. - С. 118-133.

2. Бобрышев, Д.К. Конкурентоспособность - стратегическая цель фирмы / Д.К. Бобрышев // Проблемы технологии, управления и экономики : В 2 ч. / под общ. ред. В.А. Панкова. - Ч. 1. - Н. Новгород, 2002. - С. 158160.

3. Пути повышения конкурентоспособности предприятий / Е. Вигдорчик [и др.] // Экономист. - 1998. -№ 11. - С. 69-71.

4. Горбашко, Е.А. Обеспечение конкурентоспособности промышленной продукции / Е.А. Горбашко. -СПБ. : СПБУЭиФ, 2004. - 178 с.

5. Захарченко, В.И. Оценка и анализ конкурентоспособности предприятий / В.И. Захарченко // Машиностроитель. - 2011. - № 11. - С. 13-17.

6. Макалов, Г.Ф. Система обеспечения конкурентоспособности предприятия / Г.Ф. Макалов. - Тольятти, 2010. - 54 с.

7. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фатхутдинов. -М. : ИНФРА-М, 2000. - 312 с.

© Хусаинов Н.Ж., 2011

Автор статьи - Нурали Жумабекович Хусаинов, магистрант, специалист департамента инвестиционных проектов и привлечения инвестиций АО «СПК «СолтYCтiк», Казахстан, e-mail: kh_nurali_zh@mail.ru. Рецензент - Е.И. Кендюх, кандидат экономических наук, доцент, Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.