Научная статья на тему 'Исследование конкурентоспособности предприятия и продукции'

Исследование конкурентоспособности предприятия и продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2080
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / УРОВНИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / LEVELS OF COMPETITIVENESS / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ / COMPETITIVENESS OF PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курач А.Е.

В статье рассмотрены представленные в литературных источниках подходы к выделению уровней конкурентоспособности, а также определению их связи. На основании этого представлен авторский подход к разграничению таких понятий, как «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность продукции».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS STUDY OF ENERPRIZES AND PRODUCTS

The article considers approaches to the allocation of levels of competitiveness presented in the literature, as well as the definition of their relationship. Based on that author presents own approach to the delineation of such concepts as «competitiveness of an enterprise» and «competitiveness of products».

Текст научной работы на тему «Исследование конкурентоспособности предприятия и продукции»

УДК 339.137.2

А.Е. Курач

канд. экон. наук, доцент, кафедра менеджмента организации и управления инновациями, ФГБОУ ВПО «Псковский государственный

университет»

ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

И ПРОДУКЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрены представленные в литературных источниках подходы к выделению уровней конкурентоспособности, а также определению их связи. На основании этого представлен авторский подход к разграничению таких понятий, как «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность продукции».

Ключевые слова: конкурентоспособность, уровни конкурентоспособности, конкурентоспособность предприятия, конкурентоспособность продукции.

A.E. Kurach, Pskov State University

COMPETITIVENESS STUDY OF ENERPRIZES AND PRODUCTS

Abstract. The article considers approaches to the allocation of levels of competitiveness presented in the literature, as well as the definition of their relationship. Based on that author presents own approach to the delineation of such concepts as «competitiveness of an enterprise» and «competitiveness of products».

Keywords: competitiveness, levels of competitiveness, competitiveness of the enterprise, competitiveness of

products.

Термин «конкурентоспособность» достаточно часто фигурирует в научной и учебной литературе, посвященной тематике управления бизнесом и, на первый взгляд, может казаться в достаточной степени изученным. Однако нам представляется необходимым сделать ряд уточнений в отношении его содержания, в том числе и в зависимости от выбранного объекта исследования, или уровня осуществления управленческой деятельности. Для решения данной задачи рассмотрим некоторые подходы к определению исследуемого понятия (табл. 1).

Анализ приведенных выше формулировок позволяет сделать нам ряд обобщений относительно характеристик конкурентоспособности как рыночного явления.

- Конкурентоспособность является относительным понятием в силу того, что она может быть оценена только в сравнении с конкурентами или же аналогичными товарами или услугами. Как следствие, конкурентоспособность ограничивается требованием релевантности рынка или его отдельного сегмента.

- Конкурентоспособность должна обеспечиваться востребованностью (с целью привлечения потенциальных потребителей, завоевания доли рынка, занятия определенной конкурентной позиции) и устойчивостью (то есть возможностью сохранения завоеванного положения на рынке) создаваемых конкурентных преимуществ.

- Конкурентоспособность является потенциальной характеристикой субъекта рынка, так как она не означает успех на рынке, а лишь констатирует возможность успешно участвовать в конкуренции.

В рассмотренных определениях, в частности, отмечается, что конкурентоспособность -это и характеристика товара или услуги, и предприятия, и субъекта рыночных отношений, и некоего объекта. Именно поэтому представляется важным осуществить структуризацию понятия конкурентоспособность по уровням управления. В литературных источниках представлены следующие подходы к решению данной проблемы.

Профессор А.А. Чурсин в своей монографии «Управление конкурентоспособностью организации» выделяет следующие уровни конкурентоспособности: глобальной экономики, производственного потенциала государства, конкурентоспособности организаций [7]. И.М. Лифиц в

своей работе [5] пишет о конкурентоспособности продукции, организации, отрасли и страны.

Таблица 1 - Некоторые подходы к определению понятия «конкурентоспособность»

Автор подхода Определение

М. Портер Конкурентоспособность - «это свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений» [1].

М. Мескон, А. Альберт, Ф. Хедоури «Конкурентоспособность - это то, что позволяет фирме привлекать и сохранять потребителей» [2].

Р.А. Фатхутдинов «Конкурентоспособность - свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке» [3].

Е.А. Горбашко «Конкурентоспособность предприятия представляет собой потенциальную возможность эффективной деятельности предприятия на рынке для достижения его конкурентных преимуществ» [4].

И.М. Лифиц «Конкурентоспособность - это способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период по сравнению с аналогами-конкурентами» [5].

С.Г. Светуньков «Конкурентоспособность - это свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего релевантного рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов» [6].

Более глубокую проработку вопроса структуризации конкурентоспособности можно увидеть в работе А.С. Головачева. Он выделяет следующие уровни: национальной экономики, региональный, отраслевой, организационный, продукции [8]. При этом ученый предлагает рассматривать конкурентоспособность организации как интегральный показатель, суммирующий частные показатели конкурентоспособности продукции.

Схожих точек зрения придерживаются такие ученые, как О.В. Михайлов, В.А. Черкасов, а также авторский коллектив Т.Г. Философовой и В.А. Быкова. При этом последние особо подчеркивают, что конкурентоспособность более высокого уровня иерархии определяется как механическая сумма конкурентоспособности нижестоящих элементов. Однако в дальнейшем в трудах этих ученых представленные уровни, в особенности конкурентоспособность продукции и отдельной фирмы, рассматриваются в отрыве друг от друга. Иными словами, декларируется, что связь между ними присутствует, однако каково их соотношение и вклад одного в другое - не иллюстрируется.

Данные понятия, безусловно, связаны между собой. Однако соотносятся они неоднозначно. В частности, некоторые ученые не видят принципиальной разницы между ними, считая, что конкурентоспособность предприятия можно оценивать, анализируя конкурентоспособность его продукции. При этом зачастую происходит невидимая «подмена» одного понятия другим.

Объясняется такая точка зрения следующим: невозможно представить конкурентоспособное предприятие без какого-либо конкурентоспособного товара, представленного на рынке. Справедлива и обратная ситуация, когда речь идет об успешном, конкурентоспособном предприятии, производящем не пользующуюся спросом у потребителей продукцию. Однако такой

подход, подразумевающий под конкурентоспособностью организации исключительно ее способность производить и реализовывать более привлекательную по сравнению с конкурентами продукцию, автору представляется не в полной мере соответствующим действительности. Отождествлять данные понятия или подменять одно другим нельзя по следующим причинам.

- Как правило, предприятие занимается производством и сбытом нескольких видов продукции. В силу этого оценка его конкурентоспособности по конкретному виду продукции не является корректной. Вместе с тем, следует отметить принципиальную важность фактора ассортимента, обусловленную тем, что нередко оптимальный ассортимент (не с точки зрения индивидуальной конкурентоспособности продуктов, а с точки зрения их сочетания или взаимного дополнения) способен обеспечить высокую конкурентоспособность предприятия. Нерациональный же ассортимент способен привести к негативным последствиям, таким, например, как конкуренция между производимыми фирмой товарами.

- Жизненный цикл предприятия и производимой им продукции не совпадают. В большинстве случаев за время существования предприятия происходит смена нескольких поколений продукции.

- Деятельность любого предприятия связана не только с разработкой и производством продукции, но и с другими видами деятельности (маркетинг, логистика, управление), которые в своей совокупности формируют цепочку создания стоимости. Очевидно, что каждое из звеньев этой цепочки также вносит вклад в общую конкурентоспособность организации.

Обобщив сказанное выше, следует отметить, что связь между двумя рассматриваемыми уровнями иерархии конкурентоспособности, безусловно, существует. Однако рассматривать конкурентоспособность предприятия и его продукции следует как целое и часть. При этом конкурентоспособность организации не представляет собой простую механическую сумму показателей конкурентоспособности отдельных видов ее продукции.

Деятельность любого предприятия, как правило, базируется не на каком-либо одном функциональном направлении или виде деятельности. С точки зрения системного подхода для обеспечения конкурентоспособности предприятия важен каждый из них - как в отдельности, так и в их сочетании. Такое сочетание должно обеспечиваться «настройкой» их взаимодействия при помощи управленческих воздействий.

Список литературы:

1. Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран / М. Портер. - М.: Международные отношения, 1993. - 896 с.

2. Мескон М. Основы менеджмента: пер. с англ. / Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. -М.: Дело, 2004. - 719 с.

3. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление: учеб. пособие / Р.А. Фатхутдинов. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 311 с.

4. Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности: учеб. пособие. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. - 207 с.

5. Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг. - М.: Юрайт, 2013. - 437 с.

6. Светуньков С.Г. Конкуренция и предпринимательские решения / С.Г. Светуньков, А.А. Литвинов. - Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2000. - 253 с.

7. Чурсин А.А. Управление конкурентоспособностью организации / А.А. Чурсин. - М.: Информтехника: Ред. журн. «Оборонная техника», 2006. - 365 с.

8. Головачев А.С. Конкурентоспособность организации: учеб. пособие / А.С. Головачев. - Минск: Вышэйшая школа, 2012. - 319 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.