Научная статья на тему 'Теоретические аспекты комплексных взаимоотношений региональных систем'

Теоретические аспекты комплексных взаимоотношений региональных систем Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
100
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Смирнов В. В.

Для Российской Федерации с ее огромной территорией, разнообразием природных и социально-экономических условий, многонациональным населением, уникальной по своей сложности территориальной организацией государства обеспечение эффективного социально-экономического развития является необходимым условием преодоления социального, экономического, институционального и политического кризиса, сохранения территориальной целостности страны. Для этого, в свою очередь, необходим поиск системных инструментов, позволяющих с максимальным эффектом и минимальными затратами воздействовать на региональные процессы. При анализе систем региональных процессов должен учитываться весь комплекс взаимоотношений внутри и между региональными системами, все существующие взаимосвязи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты комплексных взаимоотношений региональных систем»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ

в.в. СМИРНОВ,

кандидат экономических наук, доцент Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова

Для Российской Федерации с ее огромной территорией, разнообразием природных условий, многонациональным населением, уникальной по своей сложности территориальной организацией государства обеспечение эффективного социально-экономического развития является необходимым условием укрепления могущества, сохранения территориальной целостности страны.

В современных условиях методологический подход к обеспечению процесса организационной трансформации экономики Российской Федерации от административно-командной модели к рыночной требует теоретического переосмысления концепции функционирования региональных социально-экономических систем, прежде всего с точки зрения их эффективного развития. Для этого необходима функциональная структуризация экономики регионов страны.

Следует отметить, что начало экономической реформы послужило усилению дифференциации в социально-экономическом положении регионов, что привело к обострению социальных противоречий между богатыми и бедными регионами, стало причиной для дальнейшего развития процессов сегментации рыночного пространства и автарки-зации развития отдельных регионов.

Существующие различия в экономических, социальных, политических, природно-климатических и экологических условиях регионов определяют необходимость поиска оптимальных путей решения данных проблем путем повышения эффективности хозяйственной деятельности в каждом субъекте Российской Федерации.

Формирование стратегических подходов повышения эффективности развития регионов с целью недопущения существенной межрегиональной асимметрии по уровню социально-экономического развития и поддержания территориальных пропорций в

экономике Российской Федерации — основная задача в современных условиях.

Рыночные требования к повышению эффективности всех сфер хозяйственной деятельности порождают необходимость глубокой проработки теоретических и методологических аспектов согласования административно-территориального развития хозяйствующих субъектов, методов и путей повышения эффективности социально-экономического развития регионов.

Для формирования корректного подхода к решению вышеизложенных проблем необходимо рассматривать эффективное социально-экономическое развитие региона как процесс целостного, эмерджентного взаимодействия социально-экономических подсистем региона, свойства которых проявляются в виде множества синергетических связей, в совокупности создающих системный эффект, который позволяет эффективно использовать ограниченные ресурсы для собственного развития. При этом каждая подсистема может полностью реализовать свой потенциал, не оказывая существенного отрицательного воздействия на смежные взаимосвязанные подсистемы региона.

Концепция эффективного социально-экономического развития региона. Процесс формирования эффективного социально-экономического развития региона следует начинать с анализа целей. Отказ от ясного определения целей допускает возможность внесения существенных ошибок в представление об адекватном функционировании региона как системы.

В данном контексте мы представляем региональную систему в виде многоуровневой конструкции из взаимодействующих элементов, объединенных в подсистемы нескольких уровней для достижения единой цели — повышения эффективности социально-экономического развития региона. При

этом социально-экономическую систему региона следует рассматривать, как функциональную и в то же время развивающуюся систему совокупности глубоко интегрированных экономических и социальных подсистем. При определенных условиях подсистема может рассматриваться как система, а исследуемая система — как элемент более сложной организации.

Эффективность необходимо рассматривать как показатель, отражающий способ достижения цели. Не сам результат, а вариант правильного, точного направления к нему. При этом эффективность социально-экономического развития региона необходимо определять как векторное поле, обозначающее направление развития субъекта Российской Федерации в каждой точке относительно системообразующих факторов.

Показателем эффективности социально-экономического развития региона является плоскость как отражение векторного поля, которая позволяет количественно отобразить функциональное развитие подсистем региона, а также их взаимодействие.

Предлагаемый подход к рассмотрению эффективности социально-экономического развития региона позволит более точно оценить социальные и экономические процессы, протекающие в экономике региона.

В целом предложенная концепция определяет критерий выбора метода оценки и механизма обеспечения эффективного социально-экономического развития региона.

Методика оценки эффективности социально-экономического развития региона. При анализе эффективности социально-экономического развития региона необходимо выделить две взаимосвязанные и взаимодополняющие подсистемы — донорную и акцепторную.

Донорная подсистема формирует инфраструктуру для эффективного использования ограниченных ресурсов и производства регионального совокупного общественного продукта. В данном случае региональный совокупный общественный продукт следует рассматривать как синергетическую сумму, учитывающую взаимовлияние всех материальных результатов хозяйственной деятельности отраслей материального производства в регионе: промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и т. д.

Акцепторная подсистема (сфера нематериального производства) формирует условия для развития инфраструктуры, обеспечивающей качество жизни человеческого общества, а также условия

для развития донорной подсистемы. При этом необходимо учитывать системный принцип двух взаимосвязанных и взаимодополняющих подсистем, при котором невозможно (и не имеет смысла) определить наиболее значимую подсистему.

В этом взаимодействии двух подсистем, среди которых синергетические связи имеют решающее значение, происходит качественная трансформация территориального образования в новую форму рыночного субъекта. При этом возникает необходимость системной оценки эффективности взаимодействия двух подсистем.

Акцепторную подсистему необходимо рассматривать в качестве зависимой, так как здесь формируется взаимосвязь с определенным вектором развития социально-экономической системы.

В научной литературе рассматриваются, как правило, регионы-доноры и реципиенты. Реципиент, как правило, заимствует ресурсы у донора без существенного последующего влияния на его развитие, то есть налицо односторонняя связь.

По нашему мнению, донорно-акцепторная связь подсистем региона представляет собой функциональную взаимосвязь в целостной системе. В то же время в современной научной литературе отсутствует понятие донорно-акцепторной связи применительно к региону.

Мы предлагаем следующее определение: «Донорно-акцепторная связь подсистем региона — вид социально-экономической связи, обусловленной передачей воспроизводимых ресурсов от донорной к акцепторной подсистеме с образованием новой структурной формы региона, способной к дальнейшему социально-экономическомуразвитию и в принципе возможностью образования нескольких обособленных субъектов».

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что при оценке эффективности социально-экономического развития региона надо рассматривать «донорно-акцепторную» связь подсистем региона. При этом результат оценки эффективности социально-экономического развития можно представить в виде плоскости P=F (X, Y, ^ в трехмерной системе координат, имеющих один масштаб, где ось X— показатель функционального развития донорной подсистемы региона, ось Y— показатель функционального развития акцепторной подсистемы региона, ось Z — показатель функционального взаимодействия донорной и акцепторной подсистем региона.

В данном случае необходимо отметить, что при оценке эффективности социально-экономи-

ческого развития региона ряд показателей может переходить в категорию параметров, существенно не влияя на качество оценки.

Методика оценки эффективности развития региона основана на анализе функциональных зависимостей наиболее значимых и в то же время достаточных показателей по эмпирической формуле:

P = F(X,Y,Z) =

f(x,z)

f(y, z)

f(x,z) + f(y,z)

f(x,z) + f(y,z) где X — показатель функционального развития донорной подсистемы региона. Данный показатель, с учетом принципов функционирования систем, можно рассматривать как рентабельность донорной подсистемы; Y — показатель функционального развития акцепторной подсистемы региона; Z — показатель функционального взаимодействия донорной и акцепторной подсистем региона;

f(x, z) — функциональная зависимость наиболее значимого показателя донорной подсистемы от показателя функционального взаимодействия донорной и акцепторной подсистем региона; f (У, z) — функциональная зависимость наиболее значимого показателя акцепторной подсистемы от показателя функционального взаимодействия донорной и акцепторной подсистем региона; f(x,z)

-— эффективность социально-

f(x,z) + f(y,z)

экономического развития донорной подсистемы;

f( z)

-'- — эффективность социаль-

f(x,z) + f(y,z)

но-экономического развития акцепторной подсистемы.

Выбор показателей можно осуществить по данной методике самим исследователем в зависимости от целеполагания исследования (определение эффективности социально-экономического развития региона как системы с большим потенциалом эмер-джентности и продуцирования синергетических связей) и его индивидуальных возможностей (получение статистической информации по направлению анализа; использование высокоскоростных систем обработки информации и т. д.).

Используя данную методику, можно определить наиболее оптимальные показатели эффективности функционального развития подсистем путем трансформации в целевую функцию P=F (X, Y, Z) ^max.

Предложенная методика обладает системной направленностью, позволяет с достаточной точностью и минимальными затратами оценить эффективность социально-экономического развития региона.

Механизм обеспечения эффективного социально-экономического развития региона. Механизм обеспечения эффективного социально-экономического развития региона имеет следующую структуру (рис. 1, 2). В центре расположены исследуемые характеристики региона, приведенные в виде функциональной зависимости социально-экономических показателей Р=И(X, Y, которые используются в методике оценки эффективности социально-экономического развития региона.

По нашему мнению, в процессе оценки эффективности социально-экономического развития региона можно:

• выявить наиболее весомые факторы, влияющие на эффективность социально-экономического развития региона;

• выработать рекомендации на уровне региона (внутрирегиональные инструменты реализации региональной политики);

• сформировать предложения на федеральном уровне (инструменты реализации региональной политики на федеральном уровне — Федеральная (государственная) региональная социально-экономическая политика). Определение наиболее весомых факторов,

влияющих на эффективность социально-экономического развития региона, также проводится с использованием предложенной методики оценки.

Далее, после оценки влияния факторов, вырабатываются рекомендации по формированию региональной политики и предложения по федеральному управлению. Основная задача рекомендаций и предложений заключается в оптимизации способов применения инструментов реализации региональной политики на федеральном и региональном уровнях с учетом наиболее весомых факторов с целью повышения эффективности социально-экономического развития региона.

Спектр рекомендаций по формированию региональной политики:

1) возможность эффективного использования территориальных ресурсов и инфраструктуры, отказ от политики ограничений;

2) повышение конкурентоспособности высокотехнологичных отраслей за счет регулирования мобильности производства и создания условий для инновационной активности;

3) повышение экономического, социального, институционального, правового качества региональной экономической политики;

4) развитие свойства самодостаточности региона за счет:

• эффективного взаимодействия на региональных рынках;

• снижения административных барьеров и ограничений;

• формирование зон предпринимательства и т. п.

Предложения по федеральному управлению субъектами Российской Федерации должны включать в себя методы:

1) формирования правовой среды инвестиционной деятельности;

2) согласования экономической политики регионов, направленной на снижение региональных противоречий путем разработки:

• согласованного программного документа, формирующего основные цели, принципы и направления стратегического межрегионального сотрудничества в социально-экономических сферах;

• современных методов решения задач регионального развития;

• продвижения и реализации стратегических проектов межрегионального сотрудничества;

• эффективного инструмента маркетинга региона и метода его использования и т. п.

3) организации эффективного использования финансовых, экономических и институциональных ресурсов региона путем:

• согласования макро- и региональной политики;

• повышения однородности экономического пространства;

• повышения управляемости и устойчивости регионального развития и т. п. Внутрирегиональные инструменты рассматриваются в контексте:

1. Региональных фондов содействия реализации федеральных целевых программ. Исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации вправе учреждать региональные фонды содействия реализации федеральных целевых программ с целью повышения эффективности использования финансовой помощи из федерального бюджета.

Методика оценки эффективности социально-экономического развития региона

т

Рекомендации по формированию региональной политики

й

Внутрирегиональные инструменты реализации региональной политики:

1. Региональные фонды содействия реализации федеральных целевых программ.

2. Региональная система мониторинга.

3. Финансирование разработки государственной региональной политики и программ содействия ее проведения в регионе за счет средств регионального бюджета.

Социально-экономическое пространство региона (внутренняя среда)

Рис. 1. Схема механизма обеспечения эффективного социально-экономического развития региона

Предложения по федеральному управлению субъектами РФ

О

Инструменты реализации региональной политики на федеральном уровне:

1. Федеральная целевая программа регионального развития.

2. Государственный мониторинг социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

3. Финансирование разработки государственной региональной политики и программ содействия ее проведения в конкретных субъектах Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

4. Федеральные фонды регионального развития.

5. Финансовая помощь из федерального бюджета субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям.

Социально-экономическое пространство страны (внешняя среда)

2. Региональной системы мониторинга. Региональный мониторинг представляет собой постоянно действующую систему учета, сбора, анализа и обобщения информации, используемой для обоснования приоритетов, определения задач и выбора механизмов государственной региональной политики, а также для оценки результативности и эффективности деятельности государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по реализации государственной региональной политики.

3. Финансирования разработки государственной региональной политики и программ содействия ее проведению в регионе за счет средств регионального бюджета. Исполнительные органы власти оставляют за собой право формировать независимые экспертные группы (исследовательские центры), способные реально оценить возможности региона.

Инструменты реализации региональной политики на федеральном уровне включают в себя:

1. Федеральную целевую программу регионального развития. Федеральная целевая про-

Системные принципы формирования показателей эффективности социально-экономического развития региона

грамма регионального развития — взаимоувязанный по содержанию, срокам выполнения, ресурсам и исполнителям комплекс мероприятий (работ) правового, организационного, экономического, финансового, социального характера, направленных на решение проблем развития инфраструктурного, социально-экономического, природно-ресурсного потенциалов региона, и обеспеченный финансовыми и иными материальными средствами Российской Федерации.

2. Государственный мониторинг социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Государственный мониторинг включает деятельность по учету, сбору, анализу и обобщению информации правового, экономического, социального (в том числе демографического и этно-национального) и политического характера на уровне федеральных округов, экономических районов, субъектов Российской Федерации.

3. Финансирование разработки государственной региональной политики и программ содействия ее проведению в конкретных субъектах Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Федеральные фонды регионального развития. В соответствии с Гражданским кодексом Правительство Российской Федерации образует федеральные фонды регионального развития — некоммерческие организации, предназначенные для проведения в жизнь федеральных целевых программ государственной региональной политики в соответствующих регионах Российской Федерации.

5. Финансовая помощь из федерального бюджета субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям осуществляется в разделах: выравнивающие трансферты; целевые трансферты из Фонда компенсации; дотации и субвенции; субвенции; трансферты из ФФПР; субсидии и субвенции из Фонда компенсаций; средства Фонда софинансирования социальных расходов; средства Фонда регионального развития; государственная поддержка дорожного хозяйства; средства Фонда реформирования региональных финансов; средства, переданные по взаимным расчетам; ссуды за вычетом погашения другим уровням госуправления; прочие регулярные гранты; прочие виды финансовой помощи.

I этап

Анализ современных методов оценки и механизмов обеспечения эффективного социально-экономического развития региона

Разработка методики оценки эффективности социально-экономического развития региона

-1—1- Специфические социально-экономические

III этап

Формирование механизма обеспечения социально-экономического развития региона условия региона

IV этап

Использование многоуровневого подхода в процессе обеспечения социально-экономического развития региона

Определение приоритетных направле-1

ний социально-экономического раз-1 вития территориального образования

Выработка практических рекомендаций и предложений по повышению эффективности социально-экономического развития региона

Рис. 2. Процесс обеспечения эффективного социально-экономического

развития региона

Предложенный процесс обеспечения эффективного социально-экономического развития региона (рис. 2) имеет замкнутый цикл и состоит из пяти этапов (рис. 2).

По нашему мнению, предложенный механизм позволит обеспечить эффективное социально-экономического развитие административно-территориальных образований посредством влияния на донорно-акцепторную связь в системе «регион».

В современных условиях в мировой экономике происходят качественные изменения, связанные с глобализацией, неравномерностью развития, обострением конкурентной борьбы между странами и регионами. В условиях, когда рынок получает признание в качестве общецивилизационной ценности, сила и мощь любого государства в большей степени определяются эффективностью социально-экономического развития регионов, составляющих данное государство. Именно эффективное социально-экономическое развитие является системополагающей концепцией при разработке стратегии развития страны и региона.

Создание условий для эффективного социально-экономического развития региона является сложной задачей, которая должна решаться с использованием системного подхода. При этом в процессе применения системного подхода в обеспечении эффективного социально-экономического развития региона территориальное образование должно рассматриваться как единое целое (система).

Существует объективная потребность в фор-

мировании концепции эффективного социально-экономического развития региона, сущность которой — снизить негативные последствия от некомпетентных решений федеральных и региональных органов власти.

Обеспечение социально-экономического развития территориальных образований Российской Федерации является результатом комплекса социально-экономических мероприятий по оценке и обеспечению эффективного социально-экономического развития региональных систем.

Стратегия обеспечения эффективного развития национальной экономики в наибольшей степени зависит от механизма реализации существующего многообразия способов повышения эффективности социально-экономического развития региона. При этом существенный акцент ставится на выявление методов рационального использования ресурсов, обеспечение наиболее эффективного экономического развития, совершенствование интеграционных и инвестиционных экономических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.