Научная статья на тему 'Раскрытие методологических аспектов повышения эффективности социально-экономического развития региона'

Раскрытие методологических аспектов повышения эффективности социально-экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
244
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКЦЕПТОР / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВЗАИМОДОПОЛНЕНИЕ / ДЕГРАДАЦИЯ / ДОНОР / МЕТОДОЛОГИЯ / МЕХАНИЗМ / ПРОЦЕДУРА / ПРОЦЕСС / РАЗВИТИЕ / СТРУКТУРА / ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Смирнов В.В.

Обозначена потребность при анализе эффективности социально-экономического развития региона в выделении донорной и акцепторной подсистем. Отражена логико-структурная взаимосвязь элементов механизма обеспечения эффективного социально-экономического развития региона. Процесс эффективного социально-экономического развития и деградации региона представлен в формате многоуровневой системы (таксономии). Предложен алгоритм оценки и обеспечения эффективного социально-экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Раскрытие методологических аспектов повышения эффективности социально-экономического развития региона»

УДК 330.342

раскрытие методологических аспектов повышения эффективности социально-экономического развития региона

В. В. смирнов,

кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевой экономики E-mail: walera712006@mail. ru Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова

Обозначена потребность при анализе эффективности социально-экономического развития региона в выделении донорной и акцепторной подсистем. Отражена логико-структурная взаимосвязь элементов механизма обеспечения эффективного социально-экономического развития региона. Процесс эффективного социально-экономического развития и деградации региона представлен в формате многоуровневой системы (таксономии). Предложен алгоритм оценки и обеспечения эффективного социально-экономического развития региона.

Ключевые слова: акцептор, взаимодействие, взаимодополнение, деградация, донор, методология, механизм, процедура, процесс, развитие, структура, функциональность, эффективность.

В условиях неустойчивой экономики трансформирующаяся система РФ испытывает потребность в формировании разумной методологии эффективного социально-экономического развития (далее — ЭСЭР) региона. Не следует ограничиваться рамками общепринятой формы экономической системы, расширив процесс познания ЭСЭР региона, используя образ взаимодополняемого симбиоза социальной и экономической сфер функционирования страны, региона.

Социально-экономическая система — симбиоз сложных вероятностных динамических подсистем, охватывающих процессы производства, обмена, распределения, потребления материальных и духовных благ.

В процессе анализа ЭСЭР региона необходимо условно выделить две взаимосвязанные и взаимодополняющие подсистемы — донорную и акцепторную.

Донорная подсистема формирует среду для эффективного использования ограниченных ресурсов и производства (воспроизводства) регионального совокупного общественного прод —укта, используя основные факторы производства. В данном случае региональный совокупный общественный продукт рассматривается как синергетическая сумма, учитывающая взаимовлияние и взаимодополнение всех вещественных результатов хозяйственной деятельности отраслей материального производства в регионе: промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и т. д.

Акцепторная подсистема создает условия для развития инфраструктуры, обеспечивающей качество жизни социального сообщества, стимулирует деятельность в инновационно-инвестиционной и социальной сферах.

Структурируя донорную и акцепторную подсистемы, следует учесть системный принцип взаимосвязанных и взаимодополняющих подсистем, при котором невозможно определить наиболее значимую подсистему, т. е. для подсистем структурно-функциональных отношений приоритетность объективно несостоятельна. В этом взаимодействии подсистем, среди которых структурно-фун-

кциональные связи имеют решающее значение, происходит качественная адаптация административно-территориального образования к новым условиям функционирования и развития.

Донорно-акцепторная связь подсистем региона — вид социально-экономической связи, обусловленной передачей воспроизводимых ресурсов от донорной к акцепторной подсистеме с образованием новой структурной формы региона, способной к дальнейшему социально-экономическому развитию, и возможностью образования нескольких обособленных субъектов.

Основной задачей тематического исследования является формирование механизма обеспечения ЭСЭР региона посредством анализа донорно-ак-цепторных связей в системе «регион», используя наиболее весомые факторы (детерминанты), сгруппированные с учетом системных принципов. Для обоснования выбора рационального и оптимального метода решения проблемы обеспечения роста ВРП в условиях неустойчивой экономики логико-структурную взаимосвязь элементов механизма обеспечения ЭСЭР региона следует отразить схематично и функционально.

В механизме обеспечения ЭСЭР региона указаны целесообразные направления системно ориентированного взаимодействия функционирующих подсистем, позволяющие гармонично модифицировать структурную взаимосвязь в зависимости от изменяющихся внешних и внутренних

условий. Схема механизма обеспечения ЭСЭР региона структурно представлена на рис. 1.

В центре расположены исследуемые характеристики региона, отражающие отличительные признаки и свойства административно-территориального образования. Тем самым созданы объективные условия для разумного и гармоничного объединения процесса обеспечения ЭСЭР региона с оценкой принимаемых управленческих решений.

В процессе оценки ЭСЭР региона следует:

• выявить наиболее весомые факторы, влияющие на ЭСЭР региона;

• выработать рекомендации на уровне региона (внутрирегиональные инструменты реализации региональной политики);

• сформировать предложения на федеральном уровне (инструменты реализации региональной политики на федеральном уровне — федеральная (государственная) региональная социально-экономическая политика). После оценки степени влияния факторов на

ЭСЭР региона вырабатываются рациональные рекомендации по формированию региональной политики и предложения по федеральному управлению. Основная задача рекомендаций и предложений заключается в оптимальной агрегации методов и инструментов, реализующих основные положения региональной политики на федеральном и региональном уровнях с учетом наиболее

Рис. 1. Схема механизма обеспечения ЭСЭР региона

весомых факторов, с целью максимального повышения ЭСЭР региона.

Спектр рекомендаций по формированию региональной политики охватывает:

1) возможность эффективного использования территориальных ресурсов и инфраструктуры, отказ от политики ограничений;

2) повышение конкурентоспособности высокотехнологичных отраслей за счет регулирования мобильности производства и создания условий для инновационной активности;

3) повышение экономического, социального, институционального, правового качества региональной экономической политики;

4) развитие факторов самодостаточности региона за счет эффективного взаимодействия на региональных рынках, снижения административных барьеров и ограничений, формирование зон предпринимательства.

Спектр предложений по федеральному управлению субъектами РФ включает:

1) формирование правовой среды инвестиционной деятельности;

2) согласование экономической политики регионов, направленной на снижение региональных противоречий путем разработки:

• согласованного программного документа, формирующего основные цели, принципы и направления стратегического межрегионального сотрудничества в социально-экономических сферах;

• современных методов решения задач регионального развития;

• стратегических проектов межрегионального сотрудничества;

• эффективного инструмента регионального маркетинга и метода его использования;

3) организацию эффективного использования финансовых, экономических и институциональных ресурсов региона путем:

• согласования макро- и региональной политики;

• повышения однородности экономического пространства;

• повышения управляемости и устойчивости регионального развития. Внутрирегиональные инструменты рассматриваются в контексте:

1) региональных фондов содействия реализации федеральных целевых программ. Исполнительные органы власти субъектов РФ вправе учреждать региональные фонды содействия реализации федеральных целевых программ в целях повыше-

ния эффективности использования финансовой помощи из федерального бюджета;

2) региональной системы мониторинга. Региональный мониторинг представляет собой постоянно действующую систему учета, сбора, анализа и обобщения информации, используемой для обоснования приоритетов, определения задач и выбора механизмов государственной региональной политики, а также для оценки рациональности и эффективности деятельности государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований по реализации государственной региональной политики;

3) финансирования разработки государственной региональной политики и программ содействия ее проведению в регионе за счет средств регионального бюджета. Исполнительные органы власти оставляют за собой право формировать независимые экспертные группы (центры), способные реально оценить возможности региона.

Инструменты реализации региональной политики на федеральном уровне включают в себя:

1) федеральную целевую программу регионального развития. Федеральная целевая программа регионального развития — взаимоувязанный по содержанию, срокам выполнения, ресурсам и исполнителям комплекс мероприятий (работ) правового, организационного, экономического, финансового, социального характера, направленных на решение проблем развития инфраструктурного, социально-экономического, ресурсно-сырьевого потенциалов региона и обеспеченный финансовыми и иными материальными средствами;

2) государственный мониторинг социально-экономического развития субъектов РФ. Государственный мониторинг включает деятельность по учету, сбору, анализу и обобщению информации правового, экономического, социального и политического характера на уровне федеральных округов, экономических районов, субъектов РФ;

3) финансирование разработки государственной региональной политики и программ содействия ее проведения в конкретных субъектах РФ за счет средств федерального бюджета;

4) федеральные фонды регионального развития. В соответствии с Гражданским кодексом РФ Правительство РФ создало федеральные фонды регионального развития — некоммерческие организации, предназначенные для проведения в жизнь федеральных целевых программ государственной региональной политики в субъектах РФ;

5) финансовую помощь из федерального бюджета субъектам РФ и муниципальным образованиям, осуществляемую в разделах: выравнивающие

трансферты; целевые трансферты из Фонда компенсации; дотации и субвенции; субвенции; трансферты из ФФПР (Фонд федеральной поддержки регионов); субсидии и субвенции из Фонда компенсаций; средства Фонда софи-нансирования социальных расходов; средства Фонда регионального развития; государственная поддержка дорожного хозяйства; средства Фонда реформирования региональных финансов; средства, переданные по взаимным расчетам; ссуды за вычетом погашения другим уровням госуправления; прочие регулярные гранты; прочие виды финансовой помощи.

Процедура обеспечения ЭСЭР региона связана с уяснением и формализацией целей функционирования системы, определением качества внутренних связей, а также связей с другими системами и с внешней средой (рис. 2).

Процедура обеспечения ЭСЭР региона имеет замкнутый цикл и состоит из трех процессов (анализ, организация и контроль), разбитых на семь ступеней:

1-я ступень — анализ современных методов оценки и механизмов обеспечения ЭСЭР региона в целях определения границ инвариантности типологического образа разрабатываемого методического инструментария;

2-я ступень — разработка методики оценки ЭСЭР региона на основе системных принципов (холистический подход), устанавливающих направленность региональных процессов и учитывающих специфические условия локализации административно-территориального образования;

7-я ступень

Формирование системы результирующих показателей

Принятие управленческих решений

Выработка практических рекомендаций и предложений по повышению ЭСЭР региона

Специфические

социально-экономические условия региона

2-я ^ступень

Использование многоуровневой сегментации в процессе обеспечения

Формирование механизма обеспечения ЭСЭР региона

Разработка методики оценки ЭСЭР региона

1-я ступень

Анализ современных методов оценки и механизмов обеспечения ЭСЭР региона

Рис. 2. Процедура обеспечения ЭСЭР региона

3-я ступень — формирование механизма обеспечения ЭСЭР региона на основе законов и постулатов системологии, с учетом особенности процесса диффузии структурных взаимодополнений и функциональных взаимосвязей региональных подсистем;

4-я ступень — применение многоуровневой сегментации в процессе обеспечения ЭСЭР региона и определение приоритетных направлений его развития на каждом уровне. При этом сущность развития региона отражается в многоуровневом и многоаспектном процессе, материализуемом в формате взаимной и кумулятивной обусловленности его подсистем;

5-я ступень — выработка практических рекомендаций и предложений по повышению ЭСЭР региона. Определение гармоничной формы управляющих воздействий, обеспечивающих устойчивый тренд роста и эффективное развитие региона;

6-я ступень — принятие управленческих решений. Осуществляется процесс целенаправленного воздействия на детерминанты региональных подсистем в целях достижения желаемого результата;

7-я ступень — формирование системы результирующих показателей. Систематизация результатов реализации управленческих решений в формате целесообразности дальнейшего повышения ЭСЭР региона. В процессе материализации данной операции устанавливается возможность фокусирования на ранее разработанных практических рекомендациях и предложениях (5-я ступень), а также формах управленческих решений (6-я ступень). Отсутствие данной возможности определяет необходимость

повторного цикла.

Для установления приоритетных направлений развития региона, а также выработки адекватных практических рекомендаций и предложений по повышению ЭСЭР региона следует использовать многоуровневую сегментацию (4-я ступень, см. рис. 2), что позволит определить рациональность иерархической структуризации региональных процессов в контексте организационно-целевого развития системы «регион».

Под организационно-целевым развитием системы «регион» понимается достижение в процессе эволюции необходимого и достаточного потенциального уровня взаимной и кумулятивной обусловленности элементов донорной и акцептор- 31

1 Приоритетные | направления развития I региона

Законы и постулаты системологии

IV квадрант

Рис. 3. Виртуальная 3D модель ЭСЭР и ЭСЭД региона: a — профиль; б — вид сверху

ной подсистем, способных своими свойствами создать условия для повышения ЭСЭР региона посредством расширения спектра синергетических связей.

Таким образом, процесс функционального взаимодействия донорной и акцепторной подсистем региона представляет собой комплексный, взаимосвязанный механизм, имеющий сложную систему горизонтально-вертикальных связей.

С позиций системного подхода данный механизм можно представить структурно-функциональной концептуальной моделью в виде взаимопроникающих уровней ЭСЭР региона. Критериями дифференциации ЭСЭР региона по уровням выступают степень взаимосвязи и взаимодополнения элементов донорной и акцепторной подсистем каждого уровня, способность донорно-акцепторной

4

Уровень эффективно сти

Социально-экономическое | развитие региона |

Ь "

Магистраль 3-го уровня

\ элементов донорной и \ акцепторной подсистем

Рис. 4. Многоуровневая система (таксономия) обеспечения ЭСЭР региона

32 -

связи формировать самодостаточную региональную социально-экономическую архитектуру.

Определяющим условием при выборе показателей донорной и акцепторной подсистем является их специфическая способность на каждом уровне удовлетворять потребности населения региона, рационально используя весь спектр ограниченных ресурсов.

Можно предположить, что в формате системного подхода необходимо и достаточно иерархически структурировать четыре уровня обеспечения развития (деградации) региона (рис. 3—5), что позволит отобразить ориентацию на восприятие целостности региональных процессов и не ограничиваться анализом лишь элементной базы региона.

Виртуальная 3Б модель ЭСЭР и эффективной социально-экономической деградации (далее — ЭСЭД) региона определяет два основных направления относительно точки бифуркации (рис. 3):

во-первых, (I и IV квадрант) развитие (ЭСЭР) (более подробно на рис. 4) — необратимое, направленное, закономерное изменение социально-экономической системы региона, вызванное количественным ростом экономики и качественным улучшением ее структуры,

1,1Уквадрант

Период, Т

\ период, T

СОТ - стационарная оптимальная траектория

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

социальным прогрессом, а также увеличением сложности самой системы;

во-вторых, (II и III квадрант) деградация (ЭСЭД) (более подробно на рис. 5) — процесс ухудшения характеристик социально-экономической системы региона с течением времени, инициированный постепенным снижением качества жизни населения региона, и ш квадрант разрушением промышленности и

ее инфраструктуры. Рис. 5. Многоуровневая система (таксономия) ЭСЭД региона

Процесс развития (деградации) социально-экономической системы региона подчиняется закону филотехно-генетической спирали [3].

В отображенной 3D модели социально-экономического развития (деградации) региона государство является тем самым «каркасом», несущей конструкцией, в рамках которой формируются соответствующие подсистемы и условия для их эффективного развития (деградации). Следовательно, государство — особая организация (каркас) территориального сообщества, объединенного общими социально-экономическими интересами, имеющая устойчивую систему управления, способную обеспечить внутреннюю согласованность процессов и внешний суверенитет.

Процесс ЭСЭР региона в формате многоуровневой системы (таксономии) представлен на рис. 4.

Процесс метастазирования ЭСЭД региона в формате многоуровневой системы (таксономии) представлен на рис. 5.

В связи с тем, что целью тематического исследования является раскрытие методологических аспектов повышения ЭСЭР региона, следует рассмотреть многоуровневую систему (таксономию) обеспечения ЭСЭР региона, охватывающую широкий спектр экономических направлений.

1-й уровень (микроэкономика — «предложение и спрос») состоит из независимо структурированных предприятий (донорная подсистема) и социальной сферы (акцепторная подсистема) как базовых элементов многоуровневой системы. При этом, в соответствии с концепцией «совокупной причинной обусловленности», предприятия будут стремиться в наиболее концентрированное экономическое пространство, устанавливая тем самым границы развития социальной сферы.

Задачами 1-го уровня являются: • обеспечение оптимального функционирова-

эффективности

ния и развития предприятии региона за счет

эффективной системы управления и применения результативного набора управленческих воздействий;

• определение рациональных границ организаций региона и выделение индивидуального спектра экзогенных и эндогенных факторов;

• повышение эффективности управления затратами в социальной сфере и создание условий для развития инфраструктуры региона;

• разделение управленческих функций на внешние и внутренние, исключая дублирование и ориентируясь на их оптимизацию в контексте гармоничного функционирования и развития донорной и акцепторной подсистем региона. На 1 -м уровне формируется локальный процесс

обеспечения ЭСЭР региона за счет оптимизации системных взаимосвязей донорной подсистемы — производителя продукции — товара, с учетом базовых параметров группировки: по географическому сегменту рынка; изделию, с учетом вида производственной структуры и специфики структуризации; процессу и акцепторной — социальной сферы как подсистемы, обеспечивающей базовые условия для жизнедеятельности населения.

Основными элементами процесса обеспечения функционирования и развития организации на 1 -м уровне в соответствии с жизненным циклом продукции по ISO 9004 (аналог — отечественный государственный стандарт ГОСТ Р ИСО 9004-2001) являются: качество изделия, потребность, на которую сориентирован товар, стоимость его производства и предполагаемая цена потребления, составляющая базу полезного эффекта (ценность для потребителя), т. е. создание потребительной стоимости — полезности, блага, способности продукта или услуги удовлетворять общественные потребности.

Эффективное управление затратами в социальной сфере на 1-м уровне обусловлено проблемой

- 33

выбора оптимальной формы организации и метода управления. При этом необходимо учитывать, что социальная сфера является целевой, а ее функционирование и развитие осуществляются посредством воздействия как донорной подсистемы, так и утилитарными ориентациями самой акцепторной подсистемы, а это осложняет процесс эффективного управления затратами в социальной сфере. Поэтому в социальной сфере необходимо обеспечить свободу развития утилитарных ориентаций акцепторной подсистемы, не подчиняя их цели донорной подсистемы, при этом учитывая изменения синергии системы в целом. При ослаблении системного эффекта утилитарные ориентации социальной сферы должны быть пересмотрены, дабы не нарушить целостного развития региона. Такой подход может способствовать материализации оптимального управления затратами в социальной сфере на первом уровне и повышению эффективности ее функционирования и развития.

2-й уровень (микроэкономика — «отраслевое равновесие») — формируются комплексы из структурированных по отраслевому признаку предприятий, с учетом развивающегося регионального рынка сырья и трудовых ресурсов, а также качественно нового уровня функционирования социальной сферы и нарастающей потребности в формировании инвестиционной привлекательности региона. В отличие от 1-го уровня системообразующие предприятия структурируются с учетом оптимального использования региональных природных и трудовых ресурсов, тем самым способствуя эффективному освоению ресурсного потенциала сферой материального производства.

Формирование структуры донорной подсистемы 2-го уровня рассматривается как результат интеграции целей и задач организаций, объединенных по отраслевому признаку. При группировке организаций определяется критерий, относительно которого можно установить способность к интеграции отдельной организации в группу с отраслевой спецификой целеполагания. Для рационального развития донорной подсистемы необходимо выполнение условия соответствия целеполаганию отдельной организации и ведущей отрасли. Данное соответствие можно обеспечить путем корректировки возможности использования развивающегося регионального рынка природных и трудовых ресурсов.

Следовательно, агрегированная цель донорной подсистемы 2-го уровня определяется политикой ведущей отрасли региона. При этом следует учитывать, что целевые ориентиры ведущей отрасли

34 -

региона в условиях трансформирующейся экономики РФ периодически изменяются в зависимости от степени воздействия внутренних и внешних факторов [2].

При согласовании целеполагания отдельной организации и ведущей отрасли проявляется потребность в инвестициях. Нарастающая потребность в формировании инвестиционной привлекательности региона на 2-м уровне требует разработки стратегии будущих заимствований в контексте ускорения темпов развития отдельного предприятия и отрасли в целом.

Следует отметить, что инвестирование в значительной степени определяет экономический рост региона и составляет существенный элемент базы, на котором основывается экономическое развитие общества. Инвестиционная деятельность в современных условиях тесно связана с умением, с одной стороны, разработать эффективный инвестиционный план или проект, а затем обеспечить определенные им ограничения по ресурсам и реализовать заданный уровень качества продукции проекта, а с другой — повысить инвестиционную привлекательность объектов инвестирования [4, с. 4]

Таким образом, процесс социально-экономического развития региона на 2-м уровне реализуется через системную структуризацию предприятий по отраслевому признаку, с учетом развивающегося регионального рынка сырья и трудовых ресурсов, качественно нового уровня функционирования социальной сферы, а также стратегии формирования инвестиционной привлекательности региона, способной обеспечить привлечение внешних заимствований.

3-й уровень (мезоэкономика) обусловливается интегрированием целей и задач группы пропуль-сивных отраслей («полюса роста»), объединяемых на партнерских отношениях для достижения взаи-моудовлетворяющих результатов на региональном уровне, с учетом развивающегося регионального рынка сырья, трудовых ресурсов и рыночной инфраструктуры. Агрегированный спектр элементов акцепторной подсистемы расширяется и вбирает в себя социальную сферу 3-го уровня (как синтез 1-го и 2-го уровней), а также инвестиционный и инновационный потенциалы.

В данных условиях для придания региональным процессам целевой ориентации на рациональное и эффективное развитие региона необходимо выделить приоритетные направления и определить государственные рычаги стимулирования. Такого рода государственное регулирование определяет специфику 3-го уровня региональной многоуров-

невой системы обеспечения социально-экономического развития региона в целях гибкого управления процессами организационного развития донорно-акцепторных связей для формирования качественно новых возможностей структурно-функционального взаимодействия.

Иллюстрацией донорной подсистемы 3-го уровня служат различные виды отраслевых комплексов, холдингов и финансово-промышленных групп, а также государственные меры по стимулированию роста отдельных отраслей. При этом необходимо учитывать нарастающий потенциал использования региональных сырьевых и трудовых ресурсов, позволяющий развиться в полной мере рыночной инфраструктуре. Акцепторная подсистема активнее вбирает в себя элементы социальной сферы, расширяет спектр освоения инвестиционного и инновационного потенциала, обеспечивая в достаточной мере ЭСЭР региона на 3-м уровне.

Ключевым критерием 3-го уровня ЭСЭР региона является устойчивое инновационное развитие. При этом под устойчивым инновационным региональным развитием необходимо понимать целенаправленное изменение состояния административно-территориального образования, при котором высокое качество жизни обеспечивается на основе производства знаний без увеличения объема потребляемых природных ресурсов. Инновационный подход к обеспечению ЭСЭР региона создает условия для перехода общества и ее формации на новый уровень развития, позволяющий не только качественно развиваться, но и конкурировать за право обладания всеми доступными и потенциальными видами мировых ресурсов [1, с. 134—135].

В целом 3-й уровень затрагивает как региональные, так и федеральные организационно-правовые и политико-правовые условия морфогенеза донорной и акцепторной подсистем региона, тем самым обеспечивая его системное развитие. Процесс развития 3-го уровня может быть описан в соответствии с жизненным циклом организации и отражен в формате организационной деятельности субъектов хозяйствования, раскрывающий возможности оптимизации информационных и материальных потоков региональной системы.

Данный процесс можно назвать глобальным интеграционным циклом, включающим в себя подсистемы 1-го и 2-го уровней. В соответствии с законами и принципами системологии можно аподиктически выделить два направления обеспечения ЭСЭР региона:

1) оптимизация организационного поведения ведущих отраслей региона на 3-м уровне с учетом

мер по стимулированию внутренней конкуренции и развивающегося рынка сырьевых и трудовых ресурсов, рыночной инфраструктуры, социальной сферы, инвестиционного и инновационного потенциала, а также синергетического эффекта изложенных условий;

2) стимулирование интеграционных процессов многоуровневой системы в целях минимизации затрат на адаптацию к изменяющимся внутренним и внешним условиям на уровне предприятия, региона, ассоциации регионов, федерального округа, РФ (как концептуальной макросистеме).

На основе изложенного можно сделать вывод, что 3-й уровень обеспечения ЭСЭР региона является синергетически связанным с 1-м и 2-м уровнями, вбирая их в себя и органично соединяя (системная интеграция) согласно закономерностям структурно-функционального развития социально-экономических систем.

4-й уровень (макроэкономика) необходимо рассматривать в статусе региональной конфедерации. В данном случае регион рассматривается в виде качественно (структурно и функционально) новой социально-экономической формы, способной не только к саморазвитию, но и к формированию полностью независимых и самодостаточных административно-территориальных образований — конфедераций.

Региональную конфедерацию необходимо рассматривать как возможность образования на территории Федерации регионов полностью сохраняющих свою независимость, имеющих собственные органы государственной власти и управления. При этом в формате конфедерации специально объединенные органы управления создаются только для координации действий в определенных целях, а регионы полностью сохраняют свой государственный суверенитет.

Очевидно, что падающая эффективность государственного регулирования территориального развития (результаты все менее соответствуют возрастающему объему затрачиваемых бюджетных средств) резко актуализирует проблему пересмотра сложившегося соотношения централизации и децентрализации в государственной региональной политике. Как представляется, страна оказалась в ситуации, когда на фоне продолжающихся энергичных усилий федеральных властей по централизации этой политики все более определенно заявляет о себе потребность в ее глубокой (по отношению к нынешнему уровню) децентрализации [5, с. 15].

В современных условиях учет региональных интересов в деятельности органов управления разных уровней, укрепление самостоятельности

- 35

регионов являются базовыми принципами построения рациональной и эффективной системы государственного управления. Неграмотное использование данных принципов в деятельности органов управления разных уровней может привести к развитию региональной автаркизации и регионального монополизма, имеющих опасные последствия для государства в целом.

Потребность в формировании 4-го уровня обеспечения ЭСЭР региона в статусе региональной конфедерации обусловливается кардинальной неспособностью Федерации обеспечить выполнение минимальных своих функций, отраженных в рамках согласованной с субъектами РФ государственной региональной политики.

Многоуровневая (четырехуровневая) система (таксономия) обеспечения ЭСЭР региона образована путем объединения всех элементов процесса в систему посредством прямых и обратных связей: снизу вверх — вложение локальных процессов в более сложные процессы верхних уровней и сверху вниз — создание верхними уровнями условий и предпосылок для нормального протекания процесса на более низких, локальных уровнях. При этом для качественного обеспечения ЭСЭР региона необходимо учитывать цикличность социально-экономических систем как отражение закона системного времени, определяющего масштабность «собственного» времени соответствующих систем. В целях повышения ЭСЭР региона данная цикличность должна быть максимально устойчивой.

Так как устойчивость — это интегральное свойство сложных систем, которая может быть разной по своей сущности, следует выделить потребность РФ к структурной и функциональной устойчивости.

Оценка эффективности развития региона

Обеспечение эффективного развития региона II

Определение начальных условий и стратегии развития региона

Анализ системных ограничений при выборе подхода к оценке экономики регисна 1

Ранжирование показателей и определение уровня достаточности

Трёхмерная плоскость достаточных показатедай

Оптимизация расчета с учетом допущений

Циклическая систематизация показателей эффективности

Анализ элементов подсистем, обеспечивающих развитие

решена 2

Влбор системообразующих показателей ипараметров

Расчет показателей

Определение эффективности развития региона 5

Расчетно-аналитический метод

Анализ динамики эффективности развития _региона_6

Формирование системы результирукщих показателей

Принятие управленческих решений 1

рекомендации, предложении, формирование федеральных и региональных инструментов _воздействия_9

Определение механизма развития региона 8

Систематизация наиболее существенных показателей по степени влияния на экономику региона 7

Рис. 6. Алгоритм оценки и обеспечения ЭСЭР региона

36 -

Структурную устойчивость можно рассматривать как системную взаимообусловленность структурных отношений, формы общей объективации, основанной на физической и конструктивной идее системы.

Функциональная устойчивость — способность системы сохранять и/или восстанавливать функциональные взаимосвязи при осуществлении деструктивных воздействий на ее элементы.

Осмысленный анализ многоуровневой системы (таксономии), схемы механизма и процесса обеспечения ЭСЭР региона позволил заключить их логическую взаимосвязь в форму алгоритма оценки и обеспечения ЭСЭР региона (рис. 6).

Алгоритм оценки и обеспечения ЭСЭР региона состоит из двух функционально зависимых и взаимоопределяющих частей (одиннадцать этапов).

I часть (шесть этапов) — оценка эффективности развития региона:

1-й этап — анализ системных ограничений при выборе подхода к оценке экономики региона. Определяется возможность и целесообразность применения выбранного метода оценки. Формируются требования к начальным условиям: время (день, месяц, год), место (геополитическое положение) с учетом стратегии развития региона;

2-й этап — анализ элементов подсистем, обеспечивающих развитие региона с учетом уровня «достаточности» (показатели, не достигшие данного уровня, как правило, не оказывают существенного влияния на качество оценки). На данном этапе осуществляется ранжирование показателей по степени влияния на ЭСЭР региона;

3-й этап — выбор системообразующих показателей и параметров. Формируется трехмерная плоскость достаточных показателей;

4-й этап — на основе предложенной методики оценки ЭСЭР региона, с учетом возможной оптимизации процедур вычислений, выполняется процесс расчета показателей;

5-й этап — определение эффективности развития региона и циклическая систематизация показателей с целью их функционального ранжирования;

6-й этап — используя расчетно-аналитический

- ВЕП и темпы его роста;

- уровень доходов населения и степень их ди^^еренниации;

- качество жизни ит.д._

Разработка бюджета региона, законов, регламентирующих

административно-хозяйственную деятельность

экономических, социальных методов воздействия на развитие региона

4

Реализация многоуровневого подхода

Принципы системного подхода к сложным и большим системам

4

метод, проводится анализ динамики эффективности развития региона с целью выявления наиболее существенной взаимосвязи элементов донорной и акцепторной подсистем.

II часть (пять этапов) — обеспечение эффективного развития региона:

7-й этап — с учетом принципов системного подхода к сложным и большим системам проводится систематизация наиболее существенных показателей по степени влияния на экономику региона;

8-й этап — определение механизма и функциональных уровней (многоуровневая сегментация) развития региона;

9-й этап — осуществляется анализ возможности правового, экономического, социального методов воздействия на развитие региона с целью выработки практических рекомендаций, предложений, формирования оптимальных федеральных и региональных инструментов воздействия на факторы, повышающие эффективность социально-экономического развития региона;

10-й этап — принятие управленческих решений по повышению эффективности социально-экономического развития региона путем разработки параметров бюджета субъекта РФ, законов, регламентирующих административно-хозяйственную деятельность;

11-й этап — формируется система результирующих показателей ЭСЭР региона. Перечень показателей, как правило, определен сущностью региональных процессов и включает в себя: ВРП и темпы роста показателя; уровень доходов населения и степень их дифференциации; качество жизни

(продолжительность жизни, уровень физиологического и психического здоровья людей и т. д.); качество образования; уровень потребления материальных благ и услуг; качество здравоохранения; состояние окружающей среды, а также спектр факторов, определенный спецификой экономики региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом результатом тематического исследования методологических аспектов повышения ЭСЭР региона является нормативный механизм, ориентированный на оптимальное взаимодополнение структурных составляющих донорной и акцепторной подсистем в формате целевой ориентации функциональных взаимосвязей.

Список литературы

1. О концепции инновационного развития Чувашской Республики: постановление Кабинета министров ЧР от 21.02.2005 № 39 // Собрание законодательства Чувашской Республики. 2005. № 2. Ст. 90. С. 134—181.

2. Портер М. Э. Конкуренция. М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.

3. Субетто А. И. Социогенетика: системогене-тика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие. М.: Исследовательский центр, 1994.

4. Чуб Б. А, Бандурин А В. Система инвестиционных взаимоотношений в регионе на примере Республики Татарстан. М. : «ТДДС Столица-8», 1999.

5. Швецов А. Соотношение централизации и децентрализации в государственной региональной политике: о сложившейся ситуации, необходимости и путях ее изменения // Российский экономический журнал. 2006. № 5-6. С. 14-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.