Научная статья на тему 'Механизм обеспечения эффективного социально-экономического развития региона'

Механизм обеспечения эффективного социально-экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3446
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Смирнов В.В.

Обеспечение эффективного социально-экономического развития регионов Российской Федерации в условиях нестабильной экономики имеет все более возрастающее значение в целях повышения качества жизни населения и формирования условий для развития хозяйствующих субъектов. Механизм обеспечения эффективного социально-экономического развития региона должен создать условия для обеспечения расширенного воспроизводства условий жизнедеятельности населения, оптимизации финансовых потоков, формированию условий развития экономической базы; обеспечить экологическую безопасность, реализацию структурной инвестиционной и инновационной политики, создание и развитие рыночной инфраструктуры…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм обеспечения эффективного социально-экономического развития региона»

Эффективность социгльНо-экоНомигеского ргуВития региона

МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

В.В. СМИРНОВ,

кандидат экономических наук, доцент Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова

В отечественной и зарубежной научной литературе существует множество типовых моделей и систем развития региона, рассматривающих в основном различие уровней социально-экономического развития административно-территориальных образований либо процесс обеспечения развития региона на примере конкретной отрасли, что не является достаточным для формирования научно обоснованной стратегии эффективного социально-экономического развития региона.

Механизм обеспечения эффективного социально-экономического развития региона должен быть сориентирован на процесс максимального удовлетворения общественных потребностей за счет достижения оптимальной пропорции распределения ограниченных ресурсов между отраслями и сферами экономики, соответствующей их объему и структуре общественных потребностей.

Механизм обеспечения эффективного социально-экономического развития региона схематично изображен на рис. 1 и функционально — на рис. 2.

В механизме обеспечения эффективного социально-экономического развития региона обозначено системное взаимодействие функциональных элементов, позволяющее модифицировать структурную взаимосвязь в зависимости от изменяющихся внешних и внутренних условий.

По нашему мнению, данный механизм должен быть простым, но в то же время отображать целевую направленность на эффективное социально-экономическое развитие региона.

Предложенная схема механизма обеспечения социально-экономического развития региона дает возможность описать совокупность связей, определяющих поведение системы и ее подсистем.

Схема обеспечения эффективного социально-экономического развития региона имеет следующую структуру (рис. 1). В центре расположены исследуемые характеристики региона, как правило, описывающие характерные, отличительные свойства административно-территориального образования.

Данные характеристики приведены в виде функциональной зависимости социально-экономических показателей эффективного социально-экономического развития региона P = F(X, Y, 7). Тем самым созданы объективные условия корректно связать процесс обеспечения эффективного социально-экономического развития региона с оценкой принимаемых решений.

В процессе оценки эффективности социально-экономического развития региона необходимо:

— выявить наиболее весомые факторы, влияющие на эффективность социально-экономического развития региона;

— выработать рекомендации на уровне региона (внутрирегиональные инструменты реализации региональной политики);

— сформировать предложения на федеральном уровне (инструменты реализации региональной политики на федеральном уровне — федеральная (государственная) региональная социально-экономическая политика).

ОРГАНИЗАЦИЯ

КОНТРОЛЬ

ОРГАНИЗАЦИЯ

Внутрирегиональные инструменты реализации региональной политики

1. Региональные фонды содействия реализации федеральных целевых программ.

2. Региональная система мониторинга.

3. Финансирование разработки государственной региональной политики и программ содействия ее проведению в регионе за счет средств регионального бюджета

Социально-экономическое пространство региона _(внутренняя среда)_

АНАЛИЗ

Рекомендации по формированию региональной политики

Методика оценки эффективности социально-экономического развития региона

Спектр предложений по федеральному управлению субъектами РФ

1) Формирование правовой среды инвестиционной деятельности.

2) Согласование экономической политики регионов, направленной на снижение региональных противоречий.

3) Организация эффективного использования финансовых, экономических и институциональных ресурсов региона

____

Предложения по федеральному управлению субъектами РФ

Спектр рекомендаций по формированию региональной политики

1) Возможность эффективного использования территориальных ресурсов и инфраструктуры.

2) Повышение конкурентоспособности высокотехнологичных отраслей.

3) Повышение экономического, социального, институционального, правового качества региональной экономической политики.

4) Развитие свойства самодостаточности региона

Р = Р (X ,7,2)

Социально-экономическое пространство страны _(внешняя среда)

Инструменты реализации региональной политики на федеральном уровне

1. Федеральная целевая программа регионального развития.

2. Государственный мониторинг социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

3. Финансирование разработки государственной региональной политики и программ содействия ее проведению в конкретных субъектах Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

4. Федеральные фонды регионального развития.

5. Финансовая помощь из федерального бюджета субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям

Рис. 1. Схема механизма обеспечения эффективного социально-экономического развития

Спектр рекомендаций по формированию региональной политики охватывает:

1) возможность эффективного использования территориальных ресурсов и инфраструктуры, отказ от политики ограничений;

2) повышение конкурентоспособности высокотехнологичных отраслей за счет регулирования мобильности производства и создания условий для инновационной активности;

3) повышение экономического, социального, институционального, правового качества региональной экономической политики;

4) развитие свойства самодостаточности региона за счет эффективного взаимодействия на региональных рынках, снижения административных барьеров и ограничений, формирование зон предпринимательства.

Спектр предложений по федеральному управлению субъектами РФ включает:

1) формирование правовой среды инвестиционной деятельности;

2) согласование экономической политики регионов, направленной на снижение региональных противоречий путем разработки:

— согласованного программного документа, формирующего основные цели, принципы и направления стратегического межрегионального со-

трудничества в социально-экономических сферах;

— современных методов решения задач регионального развития;

— стратегических проектов межрегионального сотрудничества;

— эффективного инструмента регионального маркетинга и метода его использования;

3) организация эффективного использования финансовых, экономических и институциональных ресурсов региона путем:

— согласования макро- и региональной политики;

— повышения однородности экономического пространства;

— повышения управляемости и устойчивости регионального развития.

Внутрирегиональные инструменты рассматриваются в контексте:

1. Региональных фондов содействия реализации федеральных целевых программ. Исполнительные органы власти субъектов РФ вправе учреждать региональные фонды содействия реализации федеральных целевых программ в целях повышения эффективности использования финансовой помощи из федерального бюджета.

2. Региональной системы мониторинга. Она представляет собой постоянно действующую

систему учета, сбора, анализа и обобщения информации, используемой для обоснования приоритетов, определения задач и выбора механизмов государственной региональной политики, а также для оценки результативности и эффективности деятельности государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований по реализации государственной региональной политики.

3. Финансирования разработки государственной региональной политики и программ содействия ее проведению в регионе за счет средств регионального бюджета. Исполнительные органы власти оставляют за собой право формировать независимые экспертные группы (исследовательские центры), способные реально оценить возможности региона.

Инструменты реализации региональной политики на федеральном уровне включают:

1. Федеральную целевую программу регионального развития. Это взаимоувязанный по содержанию, срокам выполнения, ресурсам и исполнителям комплекс мероприятий (работ) правового, организационного, экономического, финансового, социального характера, направленных на решение проблем развития инфраструктурного, социально-экономического, природно-ресурсного потенциалов региона и обеспеченный финансовыми и иными материальными средствами Российской Федерации.

2. Государственный мониторинг социально-экономического развития субъектов РФ, который осуществляет деятельность по учету, сбору, анализу и обобщению информации правового, экономического, социального (в том числе демографического и национального) и политического характера на уровне федеральных округов, экономических районов, субъектов РФ.

3. Финансирование разработки государственной региональной политики и программ содействия ее проведению в конкретных субъектах Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

4. Федеральные фонды регионального развития. В соответствии с Гражданским кодексом Правительство Российской Федерации создало федеральные фонды регионального развития — некоммерческие организации, предназначенные для проведения в жизнь федеральных целевых программ государственной региональной политики в субъектах Федерации.

5. Финансовую помощь из федерального бюджета субъектам РФ и муниципальным образованиям, которая осуществляется в разделах:

— выравнивающие трансферты;

— целевые трансферты из Фонда компенсаций;

— дотации и субвенции;

— субвенции;

— трансферты из ФФПР (Фонд федеральной поддержки регионов);

— субсидии и субвенции из Фонда компенсаций;

— средства Фонда софинансирования социальных расходов;

— средства Фонда регионального развития;

— государственная поддержка дорожного хозяйства;

— средства Фонда реформирования региональных финансов;

— средства, переданные по взаимным расчетам;

— ссуды за вычетом погашения другим уровням госуправления;

— прочие регулярные гранты;

— прочие виды финансовой помощи.

Функциональное описание механизма обеспечения эффективного социально-экономического развития региона связано с уяснением и формализацией целей функционирования системы, определением качества внутренних связей, а также связей с другими системами и с внешней средой (рис. 2).

Процедура обеспечения эффективного социально-экономического развития региона имеет замкнутый цикл и состоит из трех процессов (анализ, организация и контроль), разбитых на семь ступеней:

1-я ступень — анализ современных методов оценки и механизмов обеспечения эффективного социально-экономического развития региона с целью выявления основных негативных и положительных моментов.

2-я ступень — разработка методики оценки эффективности социально-экономического развития региона на основе системных принципов (основных принципов оценки) с учетом специфических условий административно-территориального образования.

3-я ступень — формирование механизма обеспечения эффективного социально-экономического развития региона на основе системных принципов (законов и постулатов системологии) с учетом специфических условий административно-территориального образования.

4-я ступень — использование многоуровневого подхода в процессе обеспечения социально-экономического развития региона и определение приоритетных направлений его развития. Развитие региона — это многоуровневый и многоаспектный процесс, который должен рассматриваться с точки зрения взаимодействия социальных и экономических подсистем.

Рис. 2. Процесс обеспечения эффективного социально-экономического развития региона

ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ

6-я

ступень

5-я

ступень

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формирование системы результирующих показателей

Принятие управленческих решений

4-я

ступень

Выработка практических рекомендаций и предложений по повышению эффективности социально-экономического развития региона

Специфические социально-

экономические условия _региона

3-я

ступень

Использование многоуровневого подхода в процессе обеспечения социально-экономического развития региона

1-я

ступень

2-я

ступень

Разработка методики оценки эффективности социально-экономического развития региона

Формирование механизма обеспечения социально-экономического развития региона_

Определение приоритетных направлений развития административно-территориального образования

Анализ современных методов оценки и механизмов обеспечения эффективного социально-экономического развития региона

Законы и постулаты системологии

Системные принципы

Основные принципы оценки

ПРОЦЕСС КОНТРОЛЯ

5-я ступень — выработка практических рекомендаций и предложений по повышению эффективности социально-экономического развития региона.

6-я ступень — принятие управленческих решений.

7-я ступень — формирование системы результирующих показателей.

Для определения приоритетных направлений развития региона, а также выработки практических рекомендаций и предложений по повышению эффективности социально-экономического развития региона необходимо использовать многоуровневый подход (4-я ступень), что позволит создать условия для организационного развития донорной и акцепторной подсистем.

В данном случае под организационным развитием мы понимаем достижение в процессе эволюции необходимого и достаточного потенциального уровня развития элементов донорной и акцепторной подсистем, способных своими свойствами создать условия для эффективного социально-экономического развития региона посредством расширения синерге-тических связей.

Организационное развитие подразумевает эволюционный синтез выполняемых функций подсистем с целью большей адаптивности их во

внешней среде, снижения издержек и убытков от действия внешних факторов и мобилизации потенциальных возможностей всех элементов донорной и акцепторной подсистем для повышения свойств, обеспечивающих эффективное социально-экономическое развитие региона в целом.

Процесс обеспечения эффективного социально-экономического развития региона представляет собой комплексный, взаимосвязанный механизм, который подчиняется законам и принципам систе-мологии [1, с. 86 - 88], [4, с. 43 - 55]:

1. Закон саморазвития: каждая система приобретает новые свойства своего функционирования за счет собственных ресурсов к адаптации в среде.

2. Закон трансформации: каждая система, находясь в отношениях и связях со средой, подвержена всепроникающему влиянию среды и оказывает всепроникающее влияние на объекты (системы) среды, вызывая изменение состояния себя самой и объектов среды.

3. Закон интеграции: все отношения в системе суммируются, образуя системное множество отношений, регулируемое из единого центра системы.

4. Закон относительности: свойства и отношения системы абсолютно соответствуют реальным лишь в определенный момент времени.

5. Закон приоритетов: в условиях недосягаемости истинности эмпирического знания объективным свойством отношений социально-экономической системы становится их приоритетность в процессах развития.

6. Закон гармонизации: каждая система под влиянием среды стремится к всестороннему, адекватному среде, сбалансированному саморазвитию в рациональных соотношениях своих сильных и слабых свойств.

7. Закон системности: отношения возможны при наличии системных связей объекта или их подобия.

8. Принцип иерархии — тип структурных отношений в сложных многоуровневых системах, характеризуемых упорядоченностью, организованностью взаимодействий между отдельными уровнями по вертикали. Необходимость иерархического построения сложных систем обусловлена тем, что управление в них связано с переработкой и использованием больших массивов информации, причем на нижележащих уровнях используется более детальная и конкретная информация, охватывающая лишь отдельные аспекты функционирования системы, а на более высокие уровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия функционирования всей системы, и принимаются решения относительно системы в целом.

9. Принцип интеграции, направленный на изучение интегративных свойств и закономерностей.

10. Принцип технологичности всех явлений и процессов в природе и обществе, заключающийся в признании того, что все явления и процессы распределены во времени, имеют определенную последовательность своего развития, а следовательно, им присуще свойство технологичности.

11. Принцип открытости всех систем, подвергающихся системологии (теории), т. е. наличия возможности внесения в них каких-либо изменений, выполнения сравнительного анализа процессов трансформации, ситуаций, явлений.

12. Принцип самодостаточности в системе менеджмента, означающий наличие в ней механизма воспроизводства знаний об управлении в адаптированном к условиям современности виде.

13. Принцип соответствия функциональных пространств права, информации, управления, экономики.

14. Принцип назначения, заключающийся в инициативном волевом присвоении какого-либо признака выделяемому субъектом элементу (среды) для включения его в состав системы.

15. Принцип обусловленности, заключающийся в выборе условий для выделенных из среды единиц функционального пространства в соответствии с выбранными (назначенными) для них признаками.

16. Принцип иерархичности — введение в систему признака иерархий.

17. Принцип различия понятий — четкое (по возможности) отделение содержания одного понятия от другого, выделение так называемых терминологических формул.

18. Принцип целенаправленности, определяющий наличие цели (целевой установки) в процессе осуществления системологического анализа, некоего прообраза конструкции системы, которую необходимо выстроить.

19. Принцип аналитичности, заключающийся в ориентации на выявление и анализ содержания системных свойств объекта управления, возможностей их использования в реальной практике, способов совместного проявления свойств в самоорганизующейся системе.

20. Принцип ресурсного самообеспечения системы, предполагающий определение состава и поиска источников возникновения ресурсов, необходимых для обеспечения ее жизнедеятельности, в том числе и самоуправления.

Таким образом, процесс функционального взаимодействия донорной и акцепторной подсистем региона представляет собой комплексный, взаимосвязанный механизм, имеющий сложную систему горизонтально-вертикальных связей. С позиций системного подхода данный механизм можно представить стратифицированной концептуальной моделью в виде четырех взаимопроникающих уровней эффективного социально-экономического развития региона. Критериями дифференциации эффективности развития региона по уровням выступают степень взаимосвязи элементов донорной и акцепторной подсистем каждого уровня.

Определяющим условием при выборе показателей донорной и акцепторной подсистем является их специфическая способность на каждом уровне удовлетворять потребности населения региона.

По нашему мнению, необходимо и достаточно иерархически структурировать (стратифицировать) четыре уровня обеспечения эффективного социально-экономического развития региона (рис. 3). На рисунке отображена виртуальная 3D-модель социально-экономического развития (деградации) региона, которая определяет два основных направления относительно точки бифуркации:

г

к-

квадрант

Филотехногенетическая | спираль '

Рис. 3. Виртуальная 3D-модель социально-экономического развития (деградации) региона

во-первых, развитие (I и IV квадрант) — необратимое, направленное, закономерное изменение социально-экономической системы региона, вызванное количественным ростом экономики и качественным улучшением ее структуры, социальным прогрессом, а также увеличением сложности самой системы;

во-вторых, деградация (II и III квадрант) — процесс ухудшения характеристик (параметров) социально-экономической системы региона с течением времени, инициированный постепенным снижением качества жизни населения региона, разрушением промышленности и ее инфраструктуры.

Процесс развития (деградации) социально-экономической системы региона подчиняется закону филотехногенетической спирали [5].

Особо следует выделить место государства в предложенной виртуальной 3D-модели социально-экономического развития (деградации) региона. Государство является каркасом, несущей конструкцией, в рамках которой формируются соответствующие подсистемы (донорные и акцепторные) и условия для их эффективного развития (деградации).

В. Макаров и Г. Клейнер утверждали: «Государство является своего рода несущей конструкцией в жизни страны. Не связывая себя в принципе ни с какой конкретной группой физических лиц, оно отвечает за преемственность и непрерывность развития страны во времени и в пространстве» [2, с. 15], «неотъемлемая обязанность, миссия и

«доминирующая компетенция» государства — обеспечение неограниченного продолжающегося функционирования общества и экономики на данной территории» [2, с. 16].

Следовательно, государство — особая организация (каркас) территориального сообщества, объединенного общими социально-экономическими интересами, имеющая устойчивую систему управления, способную обеспечить внутренний и внешний суверенитет.

Рассмотрим многоуровневую систему обеспечения эффективного социально-экономического развития региона.

1-й уровень состоит из независимо структурированных предприятий (доноров) и социальной сферы (акцепторов) как базовых элементов многоуровневой системы. На этом уровне формируется локальный процесс обеспечения эффективного социально-экономического развития региона за счет оптимизации системных взаимосвязей донора — производителя продукции с учетом базовых параметров группировки: по географическому сегменту рынка; изделию, с учетом вида производственной структуры и специфики структуризации (технологической, предметной (продуктовой), а также ресурсной, территориальной, сетевой [3, с. 95]); по процессу [3, с. 97], и акцептора — социальной сферы как подсистемы, обеспечивающей базовые условия для жизнедеятельности населения.

2-й уровень обеспечения эффективного социально-экономического развития региона формируется из структурированных по отраслевому признаку предприятий с учетом развивающегося регионального рынка сырья и трудовых ресурсов (доноров), качественно нового уровня социальной сферы, а также нарастающей потребности в формировании инвестиционной привлекательности (среды, климата и т. д.) региона (акцепторной подсистемы). В отличие от 1-го уровня системообразующие предприятия структурируются с учетом максимального использования региональных природных и трудовых ресурсов, тем самым способствуя их развитию и минимизации внешних заимствований. Следовательно, процесс социально-экономического развития региона на данном уровне реализуется через системную структуризацию предприятий по отраслевому признаку с учетом развивающегося регионального рынка сырья и трудовых ресурсов и качественно нового уровня социальной сферы, а также стратегии формирования инвестиционной привлекательности региона, способной обеспечить привлечение внешних заимствований.

3-й уровень обеспечения эффективного социально-экономического развития региона обусловливается интегрированием целей и задач группы ведущих отраслей региона, объединяемых на партнерских отношениях для достижения взаи-моудовлетворяющих результатов на региональном уровне, с учетом развивающегося регионального рынка сырья, трудовых ресурсов и рыночной инфраструктуры. Спектр акцепторной подсистемы расширяется и включает в себя социальную сферу 3-го уровня (как синтез 1-го и 2-го), а также инвестиционный и инновационный потенциал.

3-й уровень обеспечения эффективного социально-экономического развития региона является синергетически связанным с 1-м и 2-м, вбирая их в себя и органично соединяя (системная интеграция), согласно закономерностям стратификации социально-экономических систем.

4-й уровень обеспечения эффективного социально-экономического развития региона необходимо рассматривать в статусе региональной конфедерации.

В данном случае регион рассматривается как качественно (структурно и функционально) новая социально-экономическая форма, способная не только к саморазвитию, но и формированию полностью независимых административно-территориальных образований — конфедераций. При этом в их рамках формируются объединенные органы

управления для координации действий в определенных целях (военных, антитеррористических, внешнеполитических и т. п.).

По нашему мнению, региональную конфедерацию необходимо рассматривать как возможность образования на территории федеративного государства регионов, полностью сохраняющих свою независимость, имеющих собственные органы государственной власти и управления, а специально объединенные органы создаются только для координации действий в определенных целях, т. е. регионы полностью сохраняют свой государственный суверенитет.

Необходимо отметить, что существуют все предпосылки для образования региональных конфедераций, и потребность в их образовании определяется неспособностью федеральных органов власти к проведению эффективной региональной политики.

Очевидно, падающая эффективность госрегулирования территориального развития (результаты все менее соответствуют возрастающему объему затрачиваемых бюджетных средств) резко актуализирует проблему пересмотра сложившегося соотношения централизации и децентрализации в государственной региональной политике. Как представляется, страна оказалась в ситуации, когда на фоне продолжающихся энергичных усилий федеральных властей по централизации этой политики все более определенно заявляет о себе потребность в ее глубокой (по отношению к нынешнему уровню) децентрализации [6, с. 15].

Потребность в формировании 4-го уровня обеспечения эффективного социально-экономического развития региона в статусе региональной конфедерации обусловлена неспособностью федеративного государства обеспечить выполнение минимальных своих функций в рамках государственной региональной политики.

Четырехуровневая система формируется как объединение всех элементов процесса обеспечения эффективного социально-экономического развития региона в единую систему посредством прямых и обратных связей: снизу вверх — вложение локальных процессов в более сложные процессы верхних уровней и сверху вниз — создание верхними уровнями условий и предпосылок для нормального протекания процесса на более низких, локальных уровнях.

Для качественного обеспечения эффективного социально-экономического развития региона необходимо учитывать цикличность социально-экономических систем как отражение закона сис-

темного времени, определяющего масштабность «собственного» времени соответствующих систем. С целью повышения эффективности социально-экономического развития региона данная цикличность должна быть максимально устойчивой.

Так как устойчивость — это интегральное свойство сложных систем, она может быть разной по своей сущности. Мы выделим потребность Российской Федерации к структурной и функциональной устойчивости.

Структурную устойчивость можно рассматривать как системную взаимообусловленность структурных отношений, формы общей объективации, основанной на физической и конструктивной идее системы.

Функциональная устойчивость — способность системы сохранять и/или восстанавливать функциональные взаимосвязи при осуществлении деструктивных воздействий на ее элементы.

Анализ методики оценки многоуровневой системы, схемы механизма и процесса обеспечения эффективного социально-экономического развития региона позволил сформировать алгоритм оценки и обеспечения эффективного социально-экономического развития региона (рис. 4). Он состоит из двух функционально зависимых и взаимоопределяющих частей (одиннадцать этапов). I часть — оценка эффективности развития региона, II часть — обеспечение эффективного развития региона.

Рассмотрим все этапы по мере наступления события.

I часть состоит из шести этапов.

1-й этап — анализ системных ограничений при выборе подхода в оценке экономики региона. На этом этапе определяется целесообразность применения методов оценки, формируются требования к начальным условиям: время (день, месяц, год), место (геополитическое положение) с учетом стратегии развития региона.

2-й этап — анализ элементов подсистем, обеспечивающих развитие региона, с учетом уровня достаточности (показатели, не достигшие данного уровня, как правило, не оказывают существенного влияния на качество оценки). На данном этапе осуществляется ранжирование показателей по степени влияния на эффективность социально-экономического развития региона.

3-й этап — выбор системообразующих показателей и параметров. Формируется трехмерная плоскость достаточных показателей.

4-й этап — выполняется процесс расчета показателей на основе предложенной методики оценки эффективности социально-экономического развития региона с учетом возможной оптимизации вычислений.

5-й этап — определяются эффективность развития региона и циклическая систематизация показателей в целях их функционального ранжирования.

6-й этап — с использованием расчетно-ана-литического метода проводится анализ динамики эффективности развития региона для выявления

Оценка эффективности развития региона I

Обеспечение эффективного

развития региона ц

Определение начальных условий и стратегии развития региона

Анализ системных ограничений

при выборе подхода в оценке _экономики региона_у

Ранжирование показателей и определение уровня достаточности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Трехмерная плоскость достаточных показателей

Оптимизация расчета с учетом допущений

Циклическая систематизация показателей \ эффективности

Выбор системообразующих показателей и параметров

Расчетно-аналитический метод

Расчет показателей

Ж

Анализ динамики эффективности развития _региона_

- ВРП и темпы его роста;

- уровень доходов населения и степень их дифференциации;

- качество жизни и т.д.

Анализ элементов подсистем, обеспечивающих развитие _региона_21 \

Определение эффективности

развития региона 51 ; 1

Принятие управленческих I _решений_ю|

Выработка практических рекомендаций, предложений, формирование федеральных и региональных инструментов _воздействия_9

Определение механизма

развития региона „ Г

А -'

Систематизация наиболее существенных показателей по степени влияния на экономику региона 7

Разработка бюджета региона, законов, регламентирующих

административно-хозяйственную деятельность

Анализ правовых, экономических, социальных методов воздействия на развитие региона

Реализация многоуровневого подхода

Принципы системного подхода к сложным и большим системам

Рис. 4. Алгоритм оценки и обеспечения эффективного социально-экономического развития региона

6

наиболее существенной взаимосвязи элементов донорной и акцепторной подсистем.

II часть состоит из пяти этапов.

7-й этап — проводится систематизация наиболее существенных показателей по степени влияния на экономику региона с учетом принципов системного подхода к сложным и большим системам.

8-й этап — определяются механизм и функциональные уровни (многоуровневый подход) развития региона.

9-й этап — осуществляется анализ возможности правового, экономического, социального методов влияния на развитие региона в целях выработки практических рекомендаций, предложений, формирование федеральных и региональных инструментов воздействия для повышения эффективности социально-экономического развития региона.

10-й этап — принимаются управленческие решения по повышению эффективности социально-экономического развития региона путем разработки параметров бюджета субъекта РФ, законов, регламентирующих административно-хозяйственную деятельность.

11-й этап — формируется система результирующих показателей эффективности социально-экономического развития региона. Перечень показателей, как правило, определен сущностью региональных процессов и включает в себя ВРП и темпы роста показателя, уровень доходов населения и степень их дифференциации, качество жизни (ее продолжительность, уровень физиологического и психического здоровья людей и т. д.), качество образования, уровень потребления материальных благ и услуг, качество здравоохранения, состояние окружающей среды. По нашему мнению, на данном этапе необходимо уделить особое внимание принятию управленческого решения — выбору руководителем в рамках его должностных полномочий альтернативы, направленной на достижение эффективного социально-экономического развития региона.

Управленческие решения должны отвечать определенным требованиям. Главные среди них — это обоснованность, четкость формулировок, реальная осуществимость, своевременность, экономичность, определяемая по размерам затрат, эффективность как степень достижения поставленных целей в сопоставлении с затратами ресурсов.

Важным условием положительного воздействия управленческого решения на эффективность социально-экономического развития региона

является его согласованность с ранее принятыми решениями как по вертикали, так и по горизонтали управления.

Процесс принятия решения можно структурно разбить на четыре фазы:

1-я фаза — выявление и описание проблемы и проблемной ситуации;

2-я фаза — поиск возможных вариантов решений;

3-я фаза — оценка альтернатив и выбор окончательного решения;

4-я фаза — организация, контроль и оценка результатов выполнения принятого решения.

По нашему мнению, алгоритм оценки и обеспечения эффективного социально-экономического развития региона позволяет:

во-первых, систематически проводить анализ факторов, обеспечивающих эффективное социально-экономическое развитие региона;

во-вторых, определить причины снижения или повышения уровня эффективности социально-экономического развития административно-территориального образования;

в-третьих, отследить действенность выработки практических рекомендаций и принятия управленческих решений по повышению уровня эффективности социально-экономического развития административно-территориального образования.

Инновационность алгоритма определяется его способностью связать процесс оценки и обеспечения эффективного социально-экономического развития региона.

Используя разработанный алгоритм оценки и обеспечения эффективного социально-экономического развития региона, можно систематически проводить региональный мониторинг социально-экономических процессов. При этом региональный мониторинг выступает как специфический инструмент в механизме административно-территориального управления, обеспечивающий возможность устойчивого развития региона и управления в критических ситуациях и являющийся основой для выявления причин отклонений от нормального хода событий.

Следовательно, в структуре мониторинга должны быть выделены два основных направления: систематическое отслеживание текущих процессов в экономической, социальной и общественно-политической подсистеме общества, а также отслеживание развития критических ситуаций, которые могут привести к обвальному изменению обстановки.

В результате проводимого мониторинга создаются условия для реализации эффективной пространственной стратегии и региональной политики.

По нашему мнению, предложенный механизм позволит обеспечить эффективное социально-эко-

Список литературы

номическое развитие административно-территориальных образований и национальной экономики в целом посредством влияния на донорно-акцептор-ную связь в системе «регион».

1. Кадышев Е. Н. Повышение конкурентоспособности региона в условиях трансформирующейся экономики / Е. Н. Кадышев, В. В. Смирнов, под ред. акад. Л. П. Куракова. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2004. 184 с.

2. Макаров В. Экономическое развитие России и проблемы микроэкономики знаний / В. Макаров, Г. Клейнер // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 2. С. 8 — 22.

3. Модульная программа для менеджеров: в 17 модулях. Модуль 15: Управление производством и операциями / Минаев Э. С., Агеева Н. Г., Аббата Дага А.; Гос. ун-т упр., Нац. фонд подгот. кадров. М.: Инфра-М, 2000. 240 с.

4. Пудич В. Проблема системности менеджмента в России / В. Пудич // Менеджмент сегодня. 2003. № 2 (14). С. 43 — 55.

5. Субетто А. И. Социогенетика: системогенетика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие / А. И. Субетто. М. : Исслед. центр, 1994. 168 с.

6. Швецов А. Соотношение централизации и децентрализации в государственной региональной политике: о сложившейся ситуации, необходимости и путях ее изменения / А. Швецов // Российский экономический журнал, 2006. № 5 — 6. С.14 — 35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.