Научная статья на тему 'Особенности формирования модели социально-экономического развития региона'

Особенности формирования модели социально-экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
136
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Смирнов В. В.

В современных условиях актуальной проблемой является поиск адекватных моделей позволяющих в полной мере отразить различные варианты социально-экономического развития региона. На данный момент существует множество функциональных моделей, но все они не в полной мере отражают проблему социально-экономического развития региона. Предложенная математическая и виртуальная модель эффективного социально-экономического развития региона обладает системной направленностью, позволяет в полной мере отразить возможные изменения в развитии территориального образования…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования модели социально-экономического развития региона»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ЭФФЕКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

В.В. СМИРНОВ,

кандидат экономических наук, доцент Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова

В условиях трансформирующейся социально-экономической системы Российской Федерации явно обозначилась необходимость формирования адекватной модели эффективного социально-экономического развития региона.

При выборе модели необходимо учитывать, что регион представляет собой большую систему, характеризующуюся многообразием составляющих ее элементов, которые можно объединить в соответствующие подсистемы — экономическую (производственно-технологическую) и социальную. Необходимо отметить, что границы между этими подсистемами несколько размыты. В различных социально-экономических системах могут быть серьезные отличия по форме их взаимоотношений, мотиваций, потребностей и целей, оценочной меры выделенных приоритетов и степени важности [8].

По нашему мнению, при формировании модели эффективного социально-экономического развития региона необходимо выделить две взаимосвязанные и взаимодополняющие подсистемы — донорную и акцепторную. Донорная подсистема формирует инфраструктуру для эффективного использования ограниченных ресурсов и производства регионального совокупного общественного продукта. Акцепторная подсистема (сфера нематериального производства) формирует условия для развития инфраструктуры обеспечивающей качество жизни человеческого общества, а также обеспечивает условия для развития донорной подсистемы.

Математическую модель эффективного социально-экономического развития региона можно представить в виде:

P = F (X ,Y, Z) =

f (x, Z)

f (x, z)+f (y, z)

f ( y, z )

f (x, z) + f (y, z)

где Х — показатель функционального развития донорной подсистемы региона. Данный показатель,

с учетом принципов функционирования систем, можно рассматривать как рентабельность донор-ной подсистемы;

Y — показатель функционального развития акцепторной подсистемы региона;

Z — показатель функционального взаимодействия донорной и акцепторной подсистем региона;

f (х, z) — функциональная зависимость наиболее значимого показателя донорной подсистемы от показателя функционального взаимодействия донорной и акцепторной подсистем региона;

f (У, z) — функциональная зависимость наиболее значимого показателя акцепторной подсистемы от показателя функционального взаимодействия донорной и акцепторной подсистем региона;

f (х, ^

f (x, z ) + f (y, z)

— эффективность социально-

экономического развития донорной подсистемы;

f (у, z)

f (x, z ) + f (y, z)

— эффективность социально-

экономического развития акцепторной подсистемы.

Используя данную модель можно определить наиболее оптимальные показатели эффективности функционального развития подсистем, путем трансформации в целевую функцию P = F(X, Y, Z) ^ max. В нашем случае P = F(X,Y, Z) ^ 1.

Поиск решения P = F(X, Y, Z) ^ max можно проводить (в среде Mathcad 2001i Professional, Mathcad 12 и т. д.), исследуя таблицу данных для построения плоскости эффективности социально-экономического развития региона (табл. 1).

По нашему мнению, предложенная математическая модель обладает системной направленностью, позволяет с достаточной точностью и минимальными затратами оценить эффективность социально-экономического развития исследуемого региона.

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

19

Таблица 1

Данные для построения плоскости эффективности социально-экономического развития региона

92 93 94 95 96 97 98 99 100

90 0.018 0.018 0.018 0.018 0.018 0.018 0.018 0.018 0.018

91 0.018 0.018 0.018 0.018 0.018 0.018 0.018 0.018 0.018

92 0.019 0.019 0.019 0.019 0.019 0.019 0.019 0.019 0.019

93 0.019 0.019 0.019 0.019 0.019 0.019 0.019 0.019 0.019

94 0.019 0.019 0.019 0.019 0.019 0.019 0.019 0.019 0.019

95 0.02 0.02 0.02 0.02 0.02 0.02 0.02 0.02 0.02

96 0.02 0.02 0.02 0.02 0.02 0.02 0.02 0.02 0.02

97 0.02 0.02 0.02 0.02 0.02 0.02 0.02 0.02 0.02

98 0.021 0.021 0.021 0.021 0.021 0.021 0.021 0.021 0.021

99 0.021 0.021 0.021 0.021 0.021 0.021 0.021 0.021 0.021

100 0.021 0.021 0.021 0.021 0.021 0.021 0.021 0.021 0.021

Виртуальная модель. По нашему мнению, для определения приоритетных направлений развития региона, а также выработки практических рекомендаций и предложений по повышению эффективности социально-экономического развития региона необходимо использовать многоуровневый подход. Данный подход позволит создать условия для организационного развития донорной и акцепторной подсистем. Необходимо иерархически структурировать (стратифицировать) четыре уровня обеспечения эффективного социально-экономического развития региона (рис. 1).

Переход от п-го уровня к п + 1 уровню, а также от п + 1 к п-ому вплоть до нуля (п — номер уровня) в многоуровневой системе обеспечения эффективного социально-экономического развития региона осуществляется по следующим стадиям:

I стадия — f (хп, ) > f (Уп, ) - рост эффективности развития п-го уровня;

II стадия — f (хп, ) = f (уп, ) — стабилизация показателей эффективности развития п-го уровня, являющаяся следствием достижения Дтахп — максимального показателя функционального взаимодействия донорной и акцепторной подсистем региона на п-ом уровне;

III стадия характеризуется двумя возможными вариантами:

1) f (хп, ) < f (уп, ) — спад эффективности развития п-го уровня;

2) f (Хп+1, Zn+l) > f (Уп+1, Zn+l) — переход на п + 1 уровень обеспечения эффективного социально-экономического развития региона. При этом последующие этапы эффективного социально-

экономического развития региона будут характеризоваться приростом эффективности функционального взаимодействия донорной и акцепторной подсистем региона AZ.

1-й уровень обеспечения эффективного социально-экономического развития региона состоит из независимо-структурированных предприятий (доноров) и социальной сферы (акцепторов) как базовых элементов многоуровневой системы.

Здесь формируется локальный процесс обеспечения эффективного социально-экономического развития региона за счет оптимизации системных взаимосвязей донора — производителя продукции — товара, с учетом базовых параметров группировки: по географическому сегменту рынка; изделию, с учетом вида производственной структуры и специфики структуризации (технологической, предметной (продуктовой), ресурсной, территориальной, сетевой [6, с. 95]); процессу [6, с. 97] и акцептору — социальной сфере как подсистеме, обеспечивающей базовые условия для жизнедеятельности населения.

Для донорной подсистемы данный процесс определяется жизненным циклом продукции по ISO 9004 (аналог — отечественный государственный стандарт ГОСТ Р ИСО 9004 [2, с. 3 - 4]) - последовательно сменяющие друг друга во времени этапы, через которые проходит продукция, начиная от изучения потребности (экономическая категория, стимулирующая развитие материальных условий жизни общества, воспроизводство которых необходимо для его жизнедеятельности [4, с. 27]) в продукции и кончая ее утилизацией или переработкой в конце полезного срока службы [3, с. 70].

I

Уровень эффективности

/(х, < /(у, 21)

/(х2, г2) > I(у2, г2) Г(х2, г2) = Г(у2, г2)

Рис. 1. Четырехуровневая система обеспечения эффективного социально-экономического развития региона: п — максимальный показатель функционального взаимодействия донорной и акцепторной подсистем региона на п-ом уровне;

ДZ— прирост эффективности функционального взаимодействия донорной и акцепторной подсистем региона; / (хп, 2п), / (уп, гп) — функциональная зависимость наиболее значимого показателя донорной и акцепторной подсистем соответственно от показателя функционального взаимодействия донорной и акцепторной подсистем региона.

Процесс обеспечения эффективного развития донорной подсистемы рассматривается как целевая ориентация на внутреннюю организацию предприятий и эффективное рыночное поведение, на основе моделей организационной эффективности — целевой модели Перроу (1961 г.) [13], системно-ресурсной модели Юхтмана [15] и Сишора [14] (1967 г.) и противоречивой модели Холла [11, с. 399 - 401].

Эффективное управление затратами в социальной сфере должно достигаться путем согласования целей и действий донорной подсистемы региона. Проблема согласования должна быть отнесена к управленческой проблеме локального уровня и, как правило, имеет важное значение в условиях развития регионального рынка.

Следует отметить, что эффективное управление затратами в социальной сфере обусловлено проблемами оптимальной организации и управления. При этом необходимо учитывать, что социальная сфера является целевой, и ее функционирование и развитие осуществляются посредством воздействия как донорной подсистемы, так и ценностными ориентациями самой акцепторной подсистемы, а это осложняет процесс эффектив-

ного управления затратами в социальной сфере. Поэтому в социальной сфере необходимо прежде всего обеспечить свободу развития ценностных ориентаций акцепторной подсистемы, не подчиняя их цели донорной подсистемы, при этом учитывая изменения синергии системы в целом, т. е. при ослаблении системного эффекта цели и ценностные ориентации социальной сферы должны быть пересмотрены, дабы не нарушить целостного развития региона. Такой подход может позволить осуществить оптимальное управление затратами в социальной сфере и способствовать повышению эффективности ее функционирования и развития. Функциональное развитие предприятий и процесс управления затратами в социальной сфере взаимосвязаны и взаимообусловлены, в этом состоит диалектика взаимодействия донорной и акцепторной подсистем.

2-й уровень обеспечения эффективного социально-экономического развития региона формируется из структурированных по отраслевому признаку предприятий с учетом развивающегося регионального рынка сырья и трудовых ресурсов (доноров) и качественно нового уровня социальной сферы, а также нарастающей потребности в формировании

инвестиционной привлекательности (среды, климата и т. д.) региона (акцепторной подсистемы). В отличие от 1-го уровня системообразующие предприятия структурируются с учетом максимального использования региональных природных и трудовых ресурсов, тем самым способствуя их развитию и минимизации внешних заимствований.

Для успешного развития донорной подсистемы необходимо выполнение условия соответствия целеполаганию отдельной организации и ведущей отрасли. Данное соответствие можно обеспечить путем корректировки возможности использования развивающегося регионального рынка природных и трудовых ресурсов. Таким образом, цель донор-ной подсистемы определяется политикой ведущей отрасли региона.

Необходимо отметить, что при согласовании целеполагания отдельной организации и ведущей отрасли существует необходимость в дополнительных инвестициях. Как правило, нарастающая потребность в формировании инвестиционной привлекательности (среды, климата и т. д.) требует формирования стратегии будущих заимствований, для ускорения темпов развития предприятий региона. Процесс инвестирования играет важную роль в экономике любого региона России особенно в условиях постоянного недофинансирования со стороны федерального центра. Инвестирование в значительной степени определяет экономический рост региона, занятость населения и составляет существенный элемент базы, на которой основывается экономическое развитие общества [12, с. 4].

Цель инвестиционной политики — создание условий для эффективных вложений в экономику региона. Под эффективными вложениями обычно понимаются такие инвестиционные вложения, которые помимо платы за риск инвестиций позволяют получить приемлемую для инвестора и для региона, принимающего инвестиции, экономическую выгоду в виде, например, прибыли от инвестиций. В этой связи основным критерием для инвестора будет являться ожидаемая доходность на вложенный капитал в сопоставлении со степенью риска, а для региона — повышение бюджетной эффективности экономики региона.

Таким образом, процесс социально-экономического развития региона на 2-ом уровне реализуется через системную структуризацию предприятий по отраслевому признаку с учетом развивающегося регионального рынка сырья и трудовых ресурсов и качественно нового уровня социальной сферы, а также стратегии формирования инвестиционной

привлекательности региона способной обеспечить привлечение внешних заимствований.

3-й уровень обеспечения эффективного социально-экономического развития региона обусловливается интегрированием целей и задач группы ведущих отраслей региона, объединяемых на партнерских отношениях для достижения взаи-моудовлетворяющих результатов на региональном уровне, с учетом развивающегося регионального рынка сырья, трудовых ресурсов и рыночной инфраструктуры.

Спектр акцепторной подсистемы расширяется и включает в себя социальную сферу 3-го уровня (как синтез 1-го и 2-го уровней), инвестиционный и инновационный потенциал. Для придания процессу ориентации организационного развития всей донорно-акцепторной системы региона необходимо выделить приоритетные направления и определить государственные рычаги стимулирования данного процесса. Такого рода государственное регулирование определяет специфику региональной многоуровневой системы обеспечения социально-экономического развития региона в целях гибкого управления процессами организационного развития донорно-акцепторных связей, для формирования качественно новых возможностей синергетического взаимодействия.

Иллюстрацией подсистемы доноров служат различные виды отраслевых комплексов, холдингов и финансово-промышленных групп, а также государственные меры по стимулированию роста отдельных отраслей. Как отмечал Майкл Портер, «конкурентоспособность в определенной отрасли является результатом слияния практики управления и моделей организации, наиболее предпочтительных для данной страны, и источников конкурентных преимуществ для данной отрасли» [7, с. 188].

В то же время необходимо учитывать нарастающий потенциал региональных сырьевых и трудовых ресурсов, позволяющий развиться в полной мере рыночной инфраструктуре.

Акцепторная подсистема включает в себя социальную сферу, инвестиционный и инновационный потенциал, обеспечивающий в достаточной мере эффективное социально-экономическое развитие региона. Ключевым критерием является устойчивое инновационное развитие региона. При этом устойчивое инновационное региональное развитие необходимо рассматривать как направляемое изменение состояния территории (государства, региона и т. д.), при котором высокое качество жизни

обеспечивается на основе производства знаний без увеличения объемов потребляемых природных ресурсов [1, с. 134 — 135].

Повышение потребности общества в иннова-цияхм формирует развитие творческой деятельности социального общества, повышая его образованность и культуру. При этом степень потребности общества в творческой деятельности обусловливается потребностью в творческой культуре, которая в свою очередь определяется способностями к творческому и критическому мышлению субъектов данного общества.

Инновационный подход к обеспечению эффективного социально-экономического развития региона обеспечивает переход общества и ее формации на новый уровень развития, позволяющий не только качественно развиваться, но и конкурировать за право обладания всеми видами мировых ресурсов.

По нашему мнению, в рамках региональной инновационной политики необходимо разработать комплекс мер по стимулированию инновационной деятельности и увязать это с другими направлениями государственной политики. Помимо этого, особое внимание следует уделять комплексному развитию отраслей производства, сохраняя их целостность. Таким образом, 3-й уровень затрагивает как региональные, так и федеральные организационно-правовые и политико-правовые условия развития донорной и акцепторной подсистем региона, тем самым обеспечивая их системное развитие.

4-й уровень обеспечения эффективного социально-экономического развития региона необходимо рассматривать в статусе региональной конфедерации. В данном случае регион рассматривается как новая социально-экономическая форма, способная не только к саморазвитию, но и к формированию полностью независимых территориальных образований — конфедераций.

Очевидно, региональную конфедерацию необходимо рассматривать как возможность образования на территории федеративного государства регионов, полностью сохраняющих свою независимость, имеющих собственные органы государственной власти и управления, а специально объединенные органы создаются только для координации действий в определенных целях, т. е. регионы полностью сохраняют свой государственный суверенитет.

В современных условиях учет региональных интересов в деятельности органов управления разных уровней, укрепление самостоятельности

регионов являются базовыми принципами построения системы государственного управления в целом. Между тем необоснованное увлечение использованием этих принципов в реальной деятельности органов управления разных уровней может привести к развитию симптомов таких явлений, как региональная автаркизация и региональный монополизм [5, с. 303 — 304].

Как правило, потребность в формировании 4-го уровня обеспечения эффективного социально-экономического развития региона в статусе региональной конфедерации обусловлена неспособностью федеративного государства обеспечить выполнение минимальных своих функций в рамках государственной региональной политики.

Четырехуровневая система формируется как объединение всех элементов процесса обеспечения эффективного социально-экономического развития региона в единую систему посредством прямых и обратных связей: снизу вверх—вложение локальных процессов в более сложные процессы верхних уровней, и сверху вниз—создание верхними уровнями условий и предпосылок для нормального протекания процесса на более низких, локальных уровнях.

Для качественного обеспечения эффективного социально-экономического развития региона необходимо учитывать цикличность социально-экономических систем как отражение закона системного времени [10], определяющего масштабность «собственного» времени соответствующих систем [9]. Данная цикличность должна быть максимально устойчивой с целью повышения качества обеспечения эффективного социально-экономического развития региона.

Следует отметить, что многоуровневая система обеспечения эффективного социально-экономического развития региона подчиняется законам и постулатам системологии, обладает всеми необходимыми признаками, присущими социально-экономическим системам: цикличностью, саморазвитием, трансформацией, интеграцией, гармонизацией, иерархичностью, технологичностью, открытостью, самодостаточностью, а также обладает достаточной цикличной устойчивостью.

В условиях трансформирующейся экономики при формировании адекватной модели эффективного социально-экономического развития региона необходимо рассматривать территориальное образование как сложную вероятностную динамическую систему. При моделировании систем региональных процессов должен учитываться весь комплекс взаимоотношений внутри и между

региональными системами, все существующие взаимосвязи. Предложенная математическая и виртуальная модель эффективного социально-экономического развития региона основана на принципах системного анализа и математического программирования, обладает системной направленностью, позволяет в полной мере отразить возможные изменения в развитии территориального образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция инновационного развития Чувашской Республики // Собрание законодательства Чувашской Республики. 2005. № 2.

2. Горленко О. А., Мирошников В. В. Создание систем менеджмента качества в организации: Монография. — М.: Машиностроение 1. 2002.

— 126 с.: ил.

3. Инновации и управление: Словарь-справочник / Авт.-сост. Л. П. Кураков, И. П. Данилов.

— М.: Вуз и школа, 2002. — 384 с.

4. Капырин В. В., Корнеев Г. Д. Системы управления качеством. — М.: Европейский центр по качеству. 2002. — 324 с.

5. Козбаненко В. А. Государственное управление: основы теории и организации / В 2-х т. Учебник. — М.: «Статус». 2002. — 478 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Минаев Э. С., Агеева Н. Г., Аббата Дага А. Управление производством и операциями: 17-модульная программа для менеджеров «Уп-

равление развитием организации». Модуль 15.

— М.: ИНФРА-М. 2000. - 256 с.

7. Портер Майкл Э. Конкуренция: Пер. с англ.

— М.: Издательский дом «Вильямс». 2002. — 496 с.: ил.

8. Постом Т., Стюарт Й. Теория катастроф и ее приложения. — М.: Мир, 1980.

9. Спицнадель В. Н. Основы системного анализа: Учеб. пособие. — СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2000 г. — 326 с.

10. Субетто А. И. Методология и типология управления качеством объектов, создаваемых человеком. Л., 1978; Деп. Во ВНИИИС Госстроя СССР. Рег. № 1304. М. 1979.

11. Холл Р. X. Организации: структуры, процессы, результаты. — СПб: Питер, 2001. — 512 с: ил.

12. Чуб Б. А., Бандурин А. В. Система инвестиционных взаимоотношений в регионе на примере Республики Татарстан. Издание второе исправленное и дополненное. — М.: «ТДДС

— Столица-8». 1999. — 272 с.

13. Perrow Charles. The Analysis of Goals in Complex Organizations. American Sociological Review, 26,688-99. 1961.

14. Seashore Stanley E. andEphraim Yuchtman. Factorial Analysis of Organizational Performance. Administrative Science Quarterly. 12.377 — 95. 1967.

15. Yuchtman Ephraim, and Stanley Seashore. A System Resource Approach to Organizational Effectiveness. American Sociological Review, 32.891 — 903. 1967.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.