УДК 330.342
метод эффективного управления и императивы к достижению стратегической цели развития региона
В. В. смИРНОВ,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры отраслевой экономики
E-mail: [email protected]
чувашский государственный университет
имени И. Н. Ульянова
В статье представлена принципиальная схема эффективного управления социально-экономическим развитием региона, отражена сущность и физика процесса эффективного управления, показана рациональная схема оценки эффективности социально-экономического развития региона,установлены императивы государственного регулирования экономики, определены этапы реализации стратегии развития региона и концептуальные положения стратегического управления.
Ключевые слова: оценка, потенциал, принцип, процесс, развитие, регион, риск, стратегия, схема, управление, эффективность.
В современных условиях потребность в формировании рационального метода обеспечения эффективного социально-экономического развития (ЭСЭР) региона обусловливается следующими положениями:
— во-первых, на данный момент существует множество функциональных методов обеспечения ЭСЭР региона, но все они не решают проблемы развития административно-территориального образования системно;
— во-вторых, в современных условиях существуют явные предпосылки к созданию механизма обеспечения ЭСЭР региона, основанного на необходимости выделить промышленный потенциал и социальную сферу в отдельные региональные подсистемы, а именно: донорную ^) и акцепторную (А) подсистемы, и, как следствие, донорно-акцепторную ^-А) связь между данными подсистемами.
Отразим типологический образ региональной системы структурно-функциональных взаимосвязей ЭСЭР в виде принципиальной схемы эффективного управления социально-экономическим развитием региона (рис. 1). В данном контексте следует отметить, что принципиальная схема эффективного управления социально-экономическим развитием региона является стилизованным и легко узнаваемым типологическим образом, упрощенным для визуального восприятия графическим изображением связей между элементами системы управления, отражающим конструктивную направленность региональных процессов.
«ВХОД» — здесь систематизируется структура показателей, определяющих ЭСЭР региона. В результате систематизации (группировки) определяются параметры D и А подсистем. Входные параметры формируются с учетом параметров элементов «ВНЕШНЯЯ СРЕДА», «УПРАВЛЕНИЕ» и «РЕГУЛЯТОРЫ».
«СОСТОЯНИЕ» — здесь отображается совокупность взаимосвязей элементов в многоуровневой системе обеспечения ЭСЭР региона на основе использования оптимального методического обеспечения и действующей на данный момент нормативной информации.
«ВЫХОД» — здесь осуществляется критериальная оценка эффективности управленческих решений для ЭСЭР региона и релевантность данных, поступающих из элементов «ВХОД» и «ВНЕШНЯЯ СРЕДА», а также обеспечивается представление полученных решений в информационно удобном виде.
- 17
«ВНЕШНЯЯ СРЕДА»
Внешняя среда прямого воздействия
1. Внешние взаимосвязи в сфере производства, потребления и сбережения.
2. Взаимодополняющие факторы с регионами-конкурентами (правовые и др.)
Внешняя среда косвенного воздействия
1. Общие факторы: экономические, политические, демографические и др.
2. Частные факторы: групповые интересы и события в других регионах (странах)
«ВЫХОД»
Эффективность социально-экономического развития региона
Структура показателей, определяющих эффективность социально-экономического
«СОСТОЯНИЕ»
Многоуровневая система обеспечения эффективного социально-экономического развития региона
* А 1. Действующая нормативная 2. Методическое
1. Параметры донорной подсистемы. 11 информация: обеспечение:
2. Параметры акцепторной 11 - внешняя; - расчетные зависимости;
подсистемы 11 11 - внутрисистемная - алгоритмы и методики
Графическое отражение инвестиционного потенциала региона.
2. Графическое отображение социально-экономического развития региона.
3. Поверхность эффективности развития
«РЕГУЛЯТОРЫ»
База федерального нормативно-правового регулирования вопросов регионального развития
1. Вопросы регионального развития отраженные в Конституции РФ.
2. Федеральные нормативно-правовые акты посвященные вопросам регионального развития.
3. Федеральные нормативно-правовые акты, в которых нашла отражение региональная тематика.
4. Региональная тематика бюджетно-налогового законодательства
База регионального нормативно-правового регулирования вопросов формирования административно-территориальных образований
1. Вопросы регионального развития, отраженные в Конституции субъекта РФ.
2. Региональные и муниципальные нормативно-правовые акты посвященные вопросам развития административно-территориальных образований.
3. Региональная и муниципальная тематика бюджетно-налогового законодательства субъекта РФ
*<8>
в g
1. Коррекция исходных условий.
2. Принятие управленческих решений.
3. Рекомендации для высших органов управления
«УПРАВЛЕНИЕ»
1. Анализ отклонений от нормативных условий и штатных ситуаций.
2. Определение оптимальных методов воздействия на отклонения.
3. Отбор рациональных и/или оптимальных вариантов воздействий
Рис. 1. Принципиальная схема эффективного управления социально-экономическим развитием региона
«ВНЕШНЯЯ СРЕДА» — здесь происходит охват совокупности факторов внешней среды прямого (внешние взаимосвязи и взаимодополнения) и косвенного (общие и частные) воздействия.
«УПРАВЛЕНИЕ» — этот элемент сфокусирован на выполнении следующих функций:
— анализ состояния системы и отклонений показателей ее функционирования от нормативных условий и штатных ситуаций, определение «пограничных состояний» (как система переходит во внештатное состояние);
— определение оптимальных методов воздействия на отклонения;
— отбор рациональных и/или оптимальных вариантов воздействий;
— коррекция исходных условий в целях увязки требований параметров «ВНЕШНЯЯ СРЕДА» и «СОСТОЯНИЕ»;
— принятие решений по выбору параметров элемента «РЕГУЛЯТОРЫ»;
— выработка рекомендаций для вышестоящих органов управления.
«РЕГУЛЯТОРЫ» — здесь осуществляется коррекция параметров элементов «ВХОД» и «СОСТОЯНИЕ», используя базу федерального нормативно-правового регулирования вопросов регионального развития и регионального
нормативно-правового регулирования вопросов формирования административно-территориальных образований. При небольших отклонениях показателей элемента «ВЫХОД» от требуемых значений элемент «РЕГУЛЯТОРЫ» осуществляет самостоятельное воздействие («малый» контур управления), а при больших отклонениях — элемент «РЕГУЛЯТОРЫ» осуществляет воздействие через элемент «УПРАВЛЕНИЕ», которое изменит параметры элемента «РЕГУЛЯТОРЫ» («большой» контур управления).
Сущность и физику процесса эффективного управления социально-экономическим развитием региона можно отразить принципом действия застежки (Clasp Locker (застежка-замочек), известной как Zipper [1] (рис. 2).
Рациональность и оптимальность процесса эффективного управления социально-экономическим развитием региона определяются способностью соответствующего механизма обеспечить качественное «сцепление» и «расцепление» элементов D и A подсистем. В зависимости от целеполагания и согласованности управленческих решений (воздействий) федеральных и региональных органов власти механизм эффективного управления развитием региона обеспечивает материализацию конструктивного или деструктивного процесса.
+ 4/ Процесс
Деструктивный Конструктивный
ективного управления развитием региона
Рис. 2. Отражение сущности процесса эффективного управления социально-экономическим развитием региона
Конструктивный процесс организует оптимальное «сцепление» элементов D и A подсистем, т. е. формируется D-A-связь и соответствующая форма и содержание социально-экономических отношений в регионе, а также в межрегиональном пространстве.
Деструктивный процесс направлен на «расцепление» существующей D-A-связи в целях определения нового варианта оптимально возможного «сцепления» элементов D и A подсистем в изменившихся внутри региона и межрегиональном пространстве условиях.
Процесс обеспечения ЭСЭР региона материализуется в рамках предложенной схемы эффективного управления социально-экономическим развитием региона (см. рис. 1), что позволяет ограничить возможность принятия антиномичных управленческих решений и воздействий на процесс хозяйственной деятельности в регионе. Принципиальная схема эффективного управления социально-экономическим развитием региона предполагает наличие адекватного методического инструментария, позволяющего количественно оценить ЭСЭР региона, с последующим отражением показателей в региональном бюджете и в официальной отчетности.
В целях эффективного управления социально-экономическим развитием региона существует необходимость формирования неизменного набора параметров и регулярной оценки на его основе интегральных показателей эффективности регионального хозяйства и его привлекательности для предпринимателей и инвесторов. При этом необходимо проводить мониторинг динамики экономических, социальных и иных региональных процессов на основании неизменного набора критериев.
Для качественной корректировки процедур управления и формирования набора оптимальных
управленческих решений (воздействий) необходимо придерживаться наиболее рациональной схемы оценки эффективности управления социально-экономическим развитием региона (рис. 3). Схема оценки эффективности управления социально-экономическим развитием региона вбирает в себя комплексную оценку потенциала региона и рисков. Оценка эффективности управления социально-экономическим развитием региона должна проводиться на основе экспертной оценки весов вклада агрегированных статистических показателей (детерминант).
Рассмотрим сущностные аспекты оценки потенциала региона.
Цель оценки ресурсно-сырьевого потенциала заключается в теоретическом обосновании доктрины устойчивого социально-эколого-экономического развития региона, изучении возможностей и специфики формирования регионального механизма рыночного природопользования, верификации расчетно-аналитического инструментария, призванного оптимизировать управление рекреационными процессами данного потенциала.
Оценка производственного потенциала региона необходима для выявления затрат производственных ресурсов, оптимизации отраслевых темпов и пропорций развития, определения направлений инвестиционной политики. Знание производственного потенциала предприятий региона позволит определить суммарный потенциал отрасли регионального хозяйства в целом, создаст основу для обеспечения функциональной сопряженности производств.
Потребительский потенциал региона можно оценить на основе анализа уровня доходов населения. Одним из препятствий в России для более эффективного вовлечения средств населения в инвестиционный процесс и усиления их роли в экономике является экономически необоснованный и социально неоправданный низкий уровень оплаты труда, тормозящий эффективное использование важнейшего внутреннего резерва экономического развития, какими должны быть денежные доходы населения страны [8, с. 264—265].
При анализе инфраструктурного потенциала региона оцениваются:
1) транспортная система — обеспечивает перемещение людей и грузов и является одной из важнейших областей общественного материального производства. В современную транспортную систе-
- 19
му входит транспорт общего пользования — железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, морской транспорт, речной транспорт, воздушный транспорт, трубопроводный транспорт и не общего пользования — промышленный транспорт;
2) коммуникационный комплекс — предприятия и организации, занимающиеся производством и продажей средств телекоммуникаций и связи, компьютерного оборудования, оказывающих информационные, телекоммуникационные и консалтинговые услуги;
3) рекреационная зона — специально выделяемая территория, предназначенная для организации мест отдыха населения и включающая в себя парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, иные объекты.
Основополагающим показателем цивилизованного общества во все времена был и продолжает оставаться уровень внимания, уделяемый развитию науки, культуры и техники. От того, насколько значителен интеллектуальный потенциал общества и уровень его культурного развития, зависит, в конечном счете, успех решения стоящих перед ним экономических проблем.
Одной из первых коммерческих организаций, которая на практике применила концепцию ин-
теллектуального капитала и предприняла попытку измерить отдельные его составляющие, стала шведская компания «Скандия». Начиная с 1996 г. в своем годовом отчете она представляет собственный интеллектуальный капитал, который, по ее интерпретации, состоит из человеческого, организационного и потребительского капитала [11].
Институциональный потенциал региона можно установить в результате анализа региональной автономии. В рамках данного подхода в оценке институционального потенциала выделяется роль административного и конституционного права, в совокупности определяющего основные формальные правила деятельности органов государственной власти и аппарата государственного управления. При этом особое внимание необходимо уделить анализу правомерности государственного вмешательства в экономику региона.
Цель оценки инновационного потенциала связана с определением возможности повышения эффективности развития региона, используя возможности D подсистемы. При этом системной предпосылкой стратегического управления регионами является инновационность как фактор, значительно улучшающий технические возможности выпуска новых товаров и услуг [8, с. 137].
Инновационный потенциал региона можно оценить как интегративный показатель технологических, экологических, экономических, социально-политических, военных и государственно-правовых инноваций.
Рассмотрим сущностные аспекты оценки рисков региона.
Экономический риск оценивается как вероятность снижения экономической эффективности развития региона в зависимости от принятого управленческого решения. В целях повышения точности и адекватности оценки экономических рисков необходимо применять два подхода:
1) метод количественной оценки экономического риска — дает возможность выбора управленческого решения из совокупности альтернативных вариантов;
2) метод качественного анализа риска — основан на субъективной оценке ожидаемых результатов деятельности и перспективах развития региона.
Политический риск следует рассматривать как возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли, являющихся следствием государственной политики. Оценить политический риск можно, используя количественные экспертные оценки, теоретической основой которых является распространенная в политологии теория «групп интересов» А. Бентли [10].
Оценка социального риска рассматривается как процесс, используемый для выявления степени риска установленной опасности для человека и/или окружающей его среды.
На территории РФ применяются следующие системы оценки социального риска [3]:
— система гигиенического регламентирования (система предельно допустимых концентраций (ПДК);
— метод оценки риска, разработанный Агентством по охране окружающей среды (АОС) США;
— методы оценки риска, основанные на отечественных принципах гигиенического регламентирования вредных факторов окружающей среды.
Экологические риски необходимо отнести к приоритетным вопросам развития региона, так как невозможно создать абсолютно безопасную технологию, любая производственная деятельность несет в себе скрытую экологическую угрозу.
Экологический риск следует рассматривать:
— как вероятность не благоприятных для экологической сферы последствий любых антропогенных изменений природных объектов и факторов;
— как вероятность деградации окружающей среды или перехода ее в неустойчивое состояние в
результате текущей или планируемой хозяйственной деятельности;
— как возможность потери контроля за экологическими событиями;
— как вероятность наступления гражданской ответственности за нанесение ущерба окружающей среде, а также жизни и здоровью третьих лиц.
Общий подход к управлению экологическим риском заключается:
1) в анализе производственной деятельности и выявлении возможных негативных отклонений при наступлении рискового события;
2) в разработке комплекса мероприятий, не допускающих, предотвращающих или минимизирующих потери от воздействия факторов экологического риска.
Криминальныйриск находится в прямой зависимости от объема преступной деятельности, которая отражается в статистических данных Росстата.
Преступную деятельность необходимо рассматривать как альтернативу предпринимательской деятельности. Люди решают стать преступниками по тем же соображениям, по каким другие становятся предпринимателями, а именно потому, что они ожидают, что «прибыль» от решения стать преступником превосходит «прибыль» от занятий предпринимательской деятельностью.
Таким образом, целесообразно рассматривать возможности материализации эффективного управления развитием региона в формате предложенной принципиальной схемы (см. рис. 1) и схемы оценки эффективности управления (см. рис. 3). При этом необходимо корректировать управленческие решения в соответствии с установленной стратегией эффективного управления развитием региона.
Социально-экономические преобразования, проводимые в России и направленные на становление и развитие рыночных отношений, вызывают необходимость пересмотра основополагающих принципов формирования и функционирования системы государственного регулирования экономики. Наблюдаемое в настоящее время положение экономики страны и отдельных регионов является в определенной степени следствием кризиса системы государственного управления, который привел к утрате экономикой таких динамических характеристик, как устойчивость и сбалансированность [5, с. 96].
Проблемы государственного регулирования территориального развития дополнительно осложняются наложением друг на друга нечетких норм конституционного, административного и
- 21
гражданского права, что вызывает необходимость разработки и принятия специального закона об основах государственного регулирования территориального развития как в РФ в целом, так и ее субъектов.
В 2000 г. в целях повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля Указом Президента РФ В. В. Путина на территории РФ было сформировано семь федеральных округов [3]. В 2010 г. Президент РФ Д. А. Медведев изменил систему федеральных округов, выделив из Южного федерального округа Северо-Кавказский федеральный округ [4].
Образование в России в 2000 г. федеральных округов в конечном счете имело целью совершенствование существующей системы территориального регулирования и повышение качества управления макрорегионами страны за счет координации деятельности и формирования общей экономической политики хозяйствующих субъектов различного уровня [2, с. 27]. За короткий срок с момента образования федеральные округа показали свою жизнеспособность, стали эффективным инструментом укрепления властной вертикали, углубления процессов интеграции [7, с. 55].
Следует отметить, что возможности для эффективного управления субъектами РФ определяются не только оптимальной их организацией в формате административно-территориальной единицы (федерального округа), но и структурными особенностями социально-экономического потенциала, формирующего общие условия для развития региона.
В общем представлении понятие «потенциал» раскрывает совокупность средств, ресурсов и возможностей для достижения определенной цели. При этом возможность достижения цели определяется:
— совокупностью возможностей установившего цель субъекта осуществлять управленческие воздействия;
— свойствами управляемого объекта и возможностью достижения им в результате управления состояния, наиболее близкого к поставленной цели.
В целом социально-экономический потенциал региона отражает совокупность стратегических возможностей региональной системы сохранять структурную упорядоченность и устойчивость подсистем, функциональную взаимообусловленность и кумулятивность ее элементов в процессе развития.
С точки зрения целевого аспекта стратегическое управление социально-экономическим развитием
22 -
региона — это деятельность по разработке и реализации миссии, важнейших целей и способов хозяйственного развития, роста уровня и качества жизни населения территориального образования путем прогрессивного изменения потенциала и структуры региона в соответствии с изменениями внешней среды [9, с. 72]. Стратегическая цель региона — это цель, задающая образ (или его часть) будущего состояния региона в окружающей (внешней) среде и, желательно, путь его достижения [9, с. 72—73].
Стратегическое управление регионом необходимо рассматривать как управленческую деятельность, направленную на достижение поставленных целей в условиях нестабильной конкурентной среды, содержащую взаимосвязанные этапы анализа состояния регионального хозяйства, планирования и реализации выбранной стратегии. Таким образом, стратегия есть обобщающая нормативная (прескриптивная) модель действий, необходимых для достижения поставленных целей управления в соответствии с выбранными критериями, отражающими эффективность использования ресурсов.
В процессе стратегического управления формируется долгосрочная ориентация на рациональное и эффективное развитие региона в целом и по отдельным направлениям, сферам, объектам, административным образованиям, определяется цель, устанавливаются задачи, осмысливается модальность развития регионального сообщества, определяются направления деятельности, и раскрывается предназначение каждого элемента системы управления. Цель разработки стратегии развития региона заключается в поиске источников для повышения уровня социально-экономического развития региона на основе роста материального и духовного благосостояния граждан.
Методологическая сущность стратегии развития региона призвана [6, с. 41]:
1) обеспечить региональное экономическое развитие и обновление;
2) повысить инвестиционный рейтинг региона;
3) повысить уровень занятости;
4) обеспечить развитие человеческого капитала в регионах.
Объектом стратегического управления является совокупность, как минимум, шести взаимосвязанных макроподсистем [8, с. 144—145]:
1) региональное хозяйство, включающее всю инфраструктуру, обеспечивающую жизнедеятельность региона;
2) производственная сфера, в которую входят все отрасли материального производства (кроме
агропромышленного комплекса), производящие валовой региональный продукт;
3) агропромышленный комплекс, включающий сельское и лесное хозяйство, территорию и природные ресурсы как источник регионального богатства;
4) социальная сфера, в состав которой входят все отрасли воспроизводства и духовного развития населения региона;
5) финансово-экономическая сфера, обеспечивающая макроэкономические пропорции, финансовые связи отраслей региона в виде бюджета региона;
6) управленческая сфера, включающая совокупность федеральных, региональных и муниципальных органов власти в регионе.
В состав каждой сферы входят 4—8 подсистем региона, выделенные по признаку отрасли народного хозяйства (промышленность, транспорт, торговля, образование, культура и т. п.) или предмету
управления (экономика, финансы, инвестиции, персонал, рыночные институты и т. д.).
Таким образом, цель концепции развития региона — это выбор и обоснование направленности регионального развития, укладывающейся в общую стратегию государственной региональной политики [5, с. 112], а именно эффективной долговременной государственной региональной политики, ориентированной на рост благосостояния, уровня и качества жизни населения страны. Это тем более важно, так как до настоящего времени отсутствует система обоснования развития регионов, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние как на возможности реализации заявленных федеральных целей, так и на качество регионального управления [2, с. 27].
В целом цивилизованное государственное регулирование экономики предполагает учет следующих положений (табл. 1) [5, с. 129—136].
Устойчивость экономики определяется способностью противостоять внешним и внутренним
Таблица 1
Императивы государственного регулирования экономики
Положение Задача, характеристика задачи
Основы рыночной экономики Обеспечить постоянное развитие свободной конкуренции и товарного производства, что является основой рыночной экономики
Базовый критерий оценки государственного вмешательства в экономику Обеспечить переориентацию степени вмешательства государства в экономику на рост эффективности этого вмешательства, прежде всего в рыночном, но вместе с тем и в социальном понимании
Собственность Обеспечить полную определенность в вопросах собственности, и, в первую очередь, в вопросе права на собственность, как важнейшего вопроса становления и развития многоукладной экономики
Целеполагание Успешная деятельность государства может быть достижима только при наличии комплексной системы программирования (краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного) различных аспектов функционирования экономики (формирование общенациональных, региональных и отраслевых программ развития, мобилизация ресурсов государства и негосударственных экономических субъектов для реализации общенациональных и региональных целей развития и др.) в рамках индикативного планирования
Законодательство Эффективность, предсказуемость, а также стабильность регулирования экономики, а вместе с тем и отношений бизнеса с властью должно обеспечивать законодательство. Государственной функцией чрезвычайной важности является создание посредством соответствующих нормативных актов понятных и логичных общих правил хозяйствования (единых норм поведения), в равной мере обязательных для предприятий всех без исключения форм собственности. Столь же значима антимонопольная политика, суть которой заключается в том, чтобы способствовать становлению рыночной экономики посредством недопущения ограничения или устранения конкуренции
Стабильность правил и ответственность Правила должны быть серьезно аргументированы, чтобы исключить их пересмотр на протяжении достаточно долгого времени. В противном случае становится весьма затруднительным даже текущее планирование (не говоря уже о стратегическом), а значит и сколько-нибудь успешное развитие организаций
Нейтральность госрегулирования По отношению к различным категориям налогоплательщиков, кредитополучателей, экспортеров и импортеров органы госрегулирования экономики обязаны быть нейтральны, иначе будет дискредитирована сама идея общих правил поведения
Административные барьеры Необходимо постоянно снижать административные барьеры, которые, как правило, сопряжены с зарегулированностью рынка. Необходимо соблюдение установленного, общего для всех хозяйствующих субъектов порядка
возмущениям, сохраняя равновесное или гомеос-татическое состояние, а также структуру, характер функционирования и траекторию движения в течение относительно продолжительного времени. Развитие экономики — процесс необратимой, целенаправленной и закономерной метаморфозы структуры экономической системы относительно исходного его содержания.
Следовательно, управление эффективным развитием экономики региона — это целенаправленное изменение состояния и структуры в целях достижения определенного уровня саморазвития и самоорганизации за счет повышения эффективности процесса и технологии управления.
Стратегическая цель устанавливает качественное состояние и количественные показатели системы «регион» на длительную перспективу, к достижению которых стремится региональное сообщество. Тактическая цель определяет состояние отдельных подсистем посредством измерения показателей в текущем периоде, как правило, до одного года. При этом критерием достижения цели является количественный и качественный показатель эффективности, определяющий меру и степень решения обозначенных проблем по сравнению с другими возможными вариантами.
Процесс классификации целей должен рассматриваться как сложная задача, поскольку она основана на перманентной последовательности измерений. При этом практическое значение имеет декомпозиция целей управления развитием региона по уровням и формам воздействия.
Исходными данными для определения уровня и формы воздействия могут быть: социально-экономическое положение региона; условия взаимосвязей системообразующих подсистем региона и их элементов; утилитарные параметры процесса управления; классификационные критерии эффективности развития региональных подсистем и т. д.
Основными задачами при реализации стратегии развития региона, как минимум, должны стать:
— формирование системы управления, способной реализовать стратегию;
— разработка регламентов управления развитием региона;
— создание рациональной инфраструктуры, содействующей процессу реализации стратегического плана;
— мониторинг процесса реализации стратегического плана.
В данном контексте следует выделить, что стратегия развития региона — это система концептуальных положений о наиболее эффективных
24 -
направлениях развития региональной экономики, формируемых в процессе решения существенных национальных проблем.
Стратегическое управление развитием региона необходимо рассматривать как процесс анализа проблем, формулирования цели и критериев управления, определения стратегических идей (образа) и выявления конкурентных преимуществ, выбора сценария и ключевых стратегий развития, прогнозирования и оценки вероятности материализации основных положений прогноза.
Процесс реализации стратегического плана целесообразно осуществлять в три этапа (табл. 2) [8, с. 174-175].
Следует отметить, что управление процессом реализации стратегии развития, как правило, осуществляется в рамках целевых комплексных программ, которые являются важнейшим инструментом реализации стратегического плана развития региона [8, с. 176] и служат не только вектором, определяющим ключевые параметры управления регионом, но и своеобразным критерием оценки качества управления.
Следовательно, можно предположить, что концептуальные положения стратегического управления развитием региона должны содержать следующие этапы (табл. 3).
В формате изложенных концептуальных положений по стратегическому управлению развитием региона можно оптимизировать процесс управления не только отдельными административно-территориальными образованиями, но и системно ориентированными комплексами, структурно и функционально выходящими далеко за пределы региона. Следовательно, можно повысить эффективность развития региона, расширяя спектр воздействий не только на межрегиональные взаимосвязи, но и межотраслевые взаимодополнения, не ограничивающиеся пределами локализованного административно-территориального образования, усиливая тем самым процесс управления.
Стратегическое управление развитием региона является сложной и многогранной задачей. При этом тактической задачей стратегического управления развитием региона является усиление взаимосвязей и расширение структурных взаимодополнений подсистем региона, а стратегической -повышение ЭСЭР региона в рамках национальной и мировой экономики.
Таким образом, была рассмотрена принципиальная схема эффективного управления социально-экономическим развитием региона и отражены императивы достижения стратегической цели в
Таблица 2
Этапы реализации стратегии развития региона
Этап Результат
Концентрация ресурсов в стратегически важных направлениях деятельности (макроподсистемы и отрасли экономики региона) Анализ бюджета и выделение ресурсов на реализацию стратегического плана. Выбор целевых комплексных программ и их финансирование в запланированном объеме. Регулирование отраслей экономики региона на основе рычагов, стимулов, заказов и налогов. Реализация конкурентных преимуществ региона на национальном уровне. Обеспечение стабильного экономического роста региона в рамках поставленных целей управления. Мотивация населения региона и трудовых ресурсов на достижение стратегических целей управления. Увязывание стимулирования и оплаты труда с достижением стратегических целей
Создание жизнеспособной системы управления на основе эффективного взаимодействия органов власти, персонала Формирование стратегического видения у высшего руководства на региональном, муниципальном и районном уровнях. Реализация новой гибкой структуры управления регионом на основе сочетания государственного регулирования и рыночного самоуправления. Реализация главных достоинств (сильных сторон и возможностей) на основе конкурентных преимуществ региона. Формирование четкой кадровой политики, отбор лидеров и формирование эффективной команды на ключевых направлениях реализации стратегии. Формирование корпоративной культуры управления на всех уровнях управления (высшем, среднем, низшем). Адаптация системы управления к изменениям внешней и внутренней среды региона
Достижение стратегических ориентиров региона на основе поставленных целей и критериев управления Постоянный рост объемов валового регионального продукта. Рост прибыли предприятий и организаций и снижение себестоимости продукции. Рост производительности труда (выработка на одного работника). Рост качества продукции (снижение процента брака и рекламаций). Обеспечение благоприятного инвестиционного климата в регионе. Обеспечение режима наибольшего благоприятствования для развития малого бизнеса. Рост качества жизни населения региона
Таблица 3
Концептуальные положения стратегического управления развитием региона
Этап Сущность
Цели и задачи Цель — обеспечение ЭСЭР региона. Задачи: — эффективное использование ресурсного потенциала региона; — законодательное обеспечение программы развития региона; — структурная перестройка производственной и социальной инфраструктуры региона; — оптимизация использования регионального и федерального бюджетов; — обеспечение экономической и экологической безопасности; — повышение уровня социальной защищенности населения и т. д.
Анализ внешней и внутренней среды Оценка: а) экономических компонент внешней среды: — величина ВНП, ВВП и ВРП; — темп инфляции; — уровень безработицы; — процентная ставка; — производительность труда; — нормы налогообложения и т.д.; б) социальных компонент: — отношение людей к качеству жизни и работы; — существующие в стране обычаи и верования; — разделяемые людьми ценности; — демографические структуры общества; — рост населения и уровень образования; — мобильность людей, готовность к переменам и т. д.; в) правового компонента (законов и других нормативных актов); г) политической компоненты (анализ целей органов государственной власти, ее стабильности, политической идеологии и т. д.)
Окончание табл. 3
Этап Сущность
Анализ сильных и слабых сторон Матрица SWOT. Матрица возможностей. Матрица угроз. Профиль среды
Анализ альтернатив и выбор стратегий Альтернативы: — ограниченный рост — установление целей от достигнутого уровня, скорректированных с учетом инфляции; — рост — значительное повышение уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года; — сокращение — уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом; — стратегия сочетания — объединение любых из трех стратегий: ограниченного роста, роста и сокращения. Цель выбора стратегической альтернативы — максимально повысить долгосрочную эффективность экономики региона
Управление реализацией стратегии Выработка корректной формулировки цели. Оценка реалистичности цели; Выявление зон потенциальных проблем и неожиданных последствий; Поиск эффективных путей достижения цели; Систематический контроль, измерение и оценка работы и результатов; Корректирующие меры для достижения намеченной цели; Выявление непредвиденных обстоятельств, которые следует учитывать в процессе достижения цели
Оценка стратегии Оценка стратегии проводиться путем сравнения результатов работы с намеченной целью. При этом процесс оценки используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии. Оценка стратегии должна осуществляться системно и перманентно
контексте использования доступного набора инструментов для ее материализации. При этом основной задачей стратегии эффективного управления развитием региона является выявление целесообразного множества региональных детерминант, обусловливающих снижение энтропии подсистем региона и обеспечение перманентного повышения ЭСЭР региона в контексте роста материального благосостояния и духовного развития населения.
Список литературы
1. Википедия — свободная энциклопедия. URL: http://ru. wikipedia. org.
2. Иванов Н. П. Методологические аспекты формирования системы инновационного развития региона // Экономические науки. 2005. № 4. С. 27-36.
3. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе: Указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849.
4. Президент России: официальный сайт. URL: http://www.kremlin.ru.
5. Приоритеты управления региональным развитием. М.: Изд-во Луч. 2001. 256 с.
6. Региональная политика России: адаптация к разнообразию: аналитический доклад. М.: Фонд ИНДЕМ. 2004. 190 с.
7. Ростанец В., Топилин А. Социальные структуры региональной интеграции // Экономист. 2006. № 2. С. 53-59.
8. Стратегическое управление: регион, город, предприятие. М.: Экономика. 2004. 603 с.
9. Шеховцева Л. С. Стратегическое целеполагание развития региона: концептуальные основы // Экономические науки. 2007. № 2. С. 71-74.
10. Bentley A. The Process of Government: A Study of Social Pressures / A. Bentley. Transaction Publishers. 1995. 534 p.
11. Understanding and Measuring Social Capital: A Multidisciplinary Tool for Practitioners. Wash. D. C. 2002.
ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:
www.dilib.ru