Научная статья на тему 'Теоретические аспекты исследования точек роста региональной экономики'

Теоретические аспекты исследования точек роста региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
502
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / КОРПОРАТИВНЫЕ БИЗНЕС-СТРУКТУРЫ / REGIONAL ECONOMY / REGIONAL POLICY / CORPORATE BUSINESS STRUCTURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климова Ольга Сергеевна, Гусев Валерий Валериевич, Кротова Марина Александровна

В качестве теоретического подхода к рассмотрению вопросов регионального развития применяется институциональный подход, состоящий в оценке влияния определенных институтов общества на повышение конкурентоспособности в регионе. Формальные институты, в числе которых конституция, система права, законы, наряду с неформальными институтами (традиции, ценности, обычаи) воздействуют на региональное развитие и организуются властными структурами. Большое количество разногласий вызывает специфичность институционального устройства в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Климова Ольга Сергеевна, Гусев Валерий Валериевич, Кротова Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE RESEARCH CONCERNED WITH GROWTH AREAS OF THE REGIONAL ECONOMY

As a theoretical approach to the issues of regional development the authors apply an institutional approach evaluating the influence of certain social institutions on competitiveness improvement in the region. Formal institutions, including the constitution, legal system, laws, along with informal institutions (traditions, values, customs) impact on the regional development, and are organized by the power structures. A large number of disagreements cause the specificity of institutional structure in Russia.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты исследования точек роста региональной экономики»

УДК 332.1 Климова Ольга Сергеевна

преподаватель кафедры прикладной экономики

и управления персоналом

Кубанского государственного университета

Гусев Валерий Валериевич

соискатель кафедры экономической теории, экономики и управления Института экономики, права и гуманитарных специальностей

Кротова Марина Александровна

соискатель кафедры экономической теории, экономики и управления Института экономики, права и гуманитарных специальностей

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТОЧЕК РОСТА

РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Klimova Olga Sergeevna

Lecturer of the Applied Economics and HR Management Department, Kuban State University

Gusev Valeriy Valerievich

PhD Applicant of the Economic Theory, Economics and Management Department, Institute of Economics, Law and the Humanities

Krotova Marina Aleksandrovna

PhD Applicant of the Economic Theory, Economics and Management Department, Institute of Economics, Law and the Humanities

THEORETICAL ASPECTS OF THE RESEARCH CONCERNED WITH GROWTH AREAS OF THE REGIONAL ECONOMY

Аннотация:

В качестве теоретического подхода к рассмотрению вопросов регионального развития применяется институциональный подход, состоящий в оценке влияния определенных институтов общества на повышение конкурентоспособности в регионе. Формальные институты, в числе которых конституция, система права, законы, наряду с неформальными институтами (традиции, ценности, обычаи) воздействуют на региональное развитие и организуются властными структурами. Большое количество разногласий вызывает специфичность институционального устройства в России.

Ключевые слова:

региональная экономика, региональная политика, корпоративные бизнес-структуры.

Summary:

As a theoretical approach to the issues of regional development the authors apply an institutional approach evaluating the influence of certain social institutions on competitiveness improvement in the region. Formal institutions, including the constitution, legal system, laws, along with informal institutions (traditions, values, customs) impact on the regional development, and are organized by the power structures. A large number of disagreements cause the specificity of institutional structure in Russia.

Keywords:

regional economy, regional policy, corporate business structures.

В современных посткризисных условиях функционирования российской экономики необходимым становится формирование определенных условий для совершенствования экономических систем различных регионов страны. Данная ситуация формирует предпосылки для перехода на модернизационный и инновационный сценарии развития, которые создадут необходимую площадку для роста региональных экономик. Основной проблемой, стоящей перед властями при создании современной региональной политики инноваций и модернизации, расширения производств становится удовлетворение потребностей в высококвалифицированных кадрах, которая объективно возникает при формировании новых рабочих мест.

Современные условия развития российских регионов создают основу для развития в качестве приоритета теоретико-методической платформы в целях обоснования управленческих решений в области повышения ресурсной обеспеченности региональных экономик для эффек-тивизации их развития. Понятийный аппарат управления экономическими ресурсами регионов, которые находятся в положении, когда необходим постоянный рост конкурентоспособности, не в полной мере подходит под новые типы их экономического развития.

Суть процесса управления региональным развитием заключается в постоянном объективном воздействии органов управления на многообразие социально-экономических явлений и процессов, которые протекают в регионе. В данном случае приоритетной задачей местных властей становится повышение качества жизни населения, которое, в частности, достигается за счет решения самых актуальных для региона вопросов в области экономики и социальной сфе-

ры. Чтобы выявить эти проблемы, необходимо создание отлаженной системы мониторинга социально-экономического развития региона. Во время социально-экономических трансформаций в регионе, в течение которых взаимосвязи рыночных субъектов хозяйствования усложняются, усиление информационных потоков формирует необходимость в адаптации системы мониторинга региона к нынешним условиям развития.

Сложность в создании эффективной социально-экономической политики, реализуемой местными органами власти, во многом определяются отсутствием необходимого массива информации, которая должна давать пространственное представление о течении социальноэкономических процессов. Наличие подобных различий по степени социально-экономического развития, которые проявляются в постоянных разрывах в условиях и итогах социальноэкономического развития региона, определяет возникновение противоречий в области вопросов территориального развития и приводит к снижению эффективности регионального управления. Мониторинг на региональном уровне должен по максимуму удовлетворять потребности органов местного управления в информации о протекании процессов, происходящих в рамках социально-экономических систем различных регионов.

Вместе с тем, следует отметить, что пространственный компонент развития российской экономики имеет своей целью распространение позитивных тенденций модернизации от центра к периферии, которая отвечает индивидуализацией систем регионального управления. Увеличение влияния глобальной конкуренции выступает предпосылкой к модернизации тактических и стратегических мер региональной политики, а также ведет к внедрению инновационных инструментов политики региона, которая определяет увеличение значимости мониторинга уровней социально-экономического развития в регионах.

Применяемые методики диагностики социально-экономических трансформаций в регионе не в полной мере отвечают данному требованию, так как обычно не содержат способов трактовки получаемых результатов исследования. Отсутствие полноценной теоретической проработанности и становление высокой значимости проблемы мониторинга социально-экономического развития региона определяют важность и современность проведения анализа в области рационализации.

На наш взгляд, регион в широком понимании необходимо трактовать как определенную территорию, которая характеризуется единством, взаимозависимостью ее составляющих и спецификой частных признаков. Исходя из перспектив регионального развития, определенная территория должна изучаться в единстве трех своих проявлений: регион как рынок, регион как социум, регион как система иерархичных связей.

По нашему мнению, исследования социально-экономических процессов, которые происходят в различных регионах, с учетом специфичных характеристик развития каждого из них, дают возможность упрочить позитивные тенденции экономического развития страны в целом. Стимулируя каждый регион в отдельности, федеральные органы власти формируют предпосылки к достижению равновесия социально-экономического развития страны. Показатели оценки социально-экономического развития региона должны быть сформированы в общую систему, отвечающую следующим характеристикам:

- составляющие должны быть определены так, чтобы показатели отображали содержание, цель и задачи того или иного аспекта социально-экономического развития; при этом они должны быть единообразными и простыми;

- использовать показатели, с помощью которых определяются объективные параметры развития региона;

- по характеристике показателей отвечать располагаемой информационной базе данных на региональном уровне;

- применять методики организации показателей в целях достижения единообразия влияния отличающихся единиц их измерения на итоги оценки;

- в своих компонентах визуализировать состояние и модификации основных сфер функционирования населения региона;

- быть несложной для понимания и трактовки итогов оценки;

- соответствовать критерию экономичности.

Теории регионального развития дают возможность оценить развитие различных регионов, определить важные положения региональной политики и в последующем определить перспективы регионального развития [1].

В качестве теоретического подхода к рассмотрению вопросов регионального развития применяется институциональный подход, состоящий в оценке влияния определенных институтов общества на повышение конкурентоспособности в регионе. Формальные институты, в числе которых конституция, система права, законы, наряду с неформальными институтами (традиции, ценности, обычаи) воздействуют на региональное развитие, и организуются властными структурами.

Большое количество разногласий вызывают специфичность институционального устройства в России. Ресурсный компонент региона является основой его устойчивого развития [2]. По нашему мнению, теоретические подходы, основанные на выделении ресурсного компонента как превалирующего фактора в развитии региона, как нельзя ярче отвечают современным моделям развития регионов. Каждая территория формирует региональную политику исходя из определенного вида ресурсообеспеченности, который и влияет на эффективность развития той или иной территории.

Региональное развитие требует сбалансированной устойчивости экономики, которую необходимо определять как особый статус региона, в соответствии с которым применение массива экономических, социальных и экологических факторов происходит в соответствии с критериями ресурсной обеспеченности, стабильности социальной сферы, новых веяний экономического роста и достижения экономической и экологической безопасности.

Эффективизация региональной экономической политики и инструментов ее реализации позволяет корпоративным структурам региона производить масштабные реинвестиции и увеличивать конкурентные преимущества. Совершенствование методических подходов к оценке существования корпоративных структур в общем и эффективизация сбалансированной системы показателей региональных предприятий, в частности, имеет своей целью оценку качества финансов, кадров и бизнес-процессов. Внедрение такой методики оценки в функционирование корпоративных структур региона осложнено из-за негармоничности региональной производственной инфраструктуры. Тем не менее, для оценки эффективности курсов развития экономики различных регионов, как структурных компонентов национальной экономики, требуется разработка системы показателей существования корпоративных структур, отвечающих региональной специфике.

Также, региональный компонент экономического развития России означает распространение позитивных результатов прошлой модернизации от центра к периферии и связанную с ней индивидуализацию методов оценки существования корпоративных структур отдельных регионов страны. Усиление роли глобальной конкуренции как основа для трансформации тактических и стратегических мер управления региональными экономическими системами имеет своей целью применение новых инновационных методов оценки эффективности их деятельности, что усиливает значимость рационализации уравновешенной системы показателей функционирования региональных корпоративных структур.

Современные методы обеспечения гармоничного экономического развития регионов России в условиях кризиса все в большей степени переходят в плоскость теоретико-методического определения организационных схем и моделей формирования эффективных социально-экономических процессов на основании территориального и проблемно-ориентированного подходов.

В качестве минусов применяемых моделей региональной экономической политики следует выделить отсутствие в академической литературе подробных алгоритмов и процедур соединения региональных структур, бизнес-сообщества и граждан в целях повышения эффективности управления устойчивым региональным развитием. Различия в области регионального хозяйствования содействует созданию диспропорций в региональном развитии, что определяет снижение темпов внедрения инноваций в российскую экономику в целом. Совершенствование схем регионального хозяйствования в части улучшения диагностики и прогнозирования может быть осуществлено на основе совершенствования методолого-методической базы постоянного развития регионов. Изучение региональных аспектов данной теории позволит увеличить эффективность региональных программ, направленных на рациональное применение материальных и нематериальных активов различных краев и областей. Например, Краснодарский край является репрезентативным объектом управления, а положительные результаты функционирования его как рекреационного и олимпийского региона становится дополнительным мотивом для изучения теоретико-методической платформы, которая имеет своей целью обеспечение сбалансированности экономики региона.

Моделирование и выбор схем устойчивого развития региона, на наш взгляд, основывается на методических положениях, представленных на рисунке 1.

Для осуществления реализации тенденций устойчивого социально-экономического развития российских регионов требуется активизация процессов внедрения бизнес-структур как основных стабилизаторов региональной экономики. Данный фактор регионального развития в силу глобализационных процессов и вступления России в ВТО как нельзя лучше стимулирует инновационное развитие как бизнес-структур, так и в целом российских регионов.

Также, нерациональность интеграционных связей внутри самих региональных бизнес-структур является причиной невысоких темпов обновления российской экономики. Основные тенденции инновационного этапа развития российских регионов повышают значимость бизнес-структур как векторов перехода отечественных регионов в направлении устойчивого и равновесного развития.

Рисунок 1 - Механизм реализации схемы устойчивого развития региона

В настоящих условиях актуально применение принципиально новых стратегических курсов развития бизнес-структур в российских регионах на базе активизации некоторых форм взаимодействия бизнес-сообщества, федеральной, территориальной, местной властью и различными гражданскими структурами, в том числе создания эффективных организационных сценариев и инструментов управления экономикой российских регионов [3].

Интеграционный фактор территориального хозяйствования стимулирует создание положительного инвестиционного климата, сосредоточению ресурсного потенциала, в связи с этим главным направлением региональной экономической политики становится научное определение теоретико-методологической платформы гармоничного развития российских регионов в общем и сегмента крупных корпораций как его основы, в частности. На наш взгляд, развитие корпоративного бизнеса становится предпосылкой к обеспечению устойчивого постоянного эффективного регионального хозяйствования. Современные сценарии развития региональной экономики, которые отражают предпочтения научного общества, бизнес- и территориальных структур, основывается на хозяйственных реформах, направленных на оставление и преумножение кооперационных связей в интеграционном сегменте региона на основе баланса экономических интересов всей массы рыночных субъектов [4].

Территориальные корпоративные структур обладают высокой значимостью в структуре экономики региона и обязаны планировать свои действия, не входя в дисбаланс с региональной экономикой. Гармонизация функционирования региональных корпораций увеличивает экономическую независимость регионов, закрепляет их самостоятельность. Региональные корпорации, играя роль высокоинтегрированных структур, создают основу для перехода на более высокий уровень эффективности, сбалансированности, инновационности и менеджмента.

Современная экономика отличается аккумулированием процессов разделения труда, производства и капитала, приобретающих формы экономической интеграции. На наш взгляд, именно корпоративные структуры становятся локомотивами развития экономики регионов. Следует говорить об активизации территориально-экономической интеграции основных корпоративных структур как вектора развития социально-экономического пространства региона. Сравнительный анализ современных условий социально-экономического развития российских регионов и их наиболее крупных корпораций подтверждает тезис о различии экономических интересов, целей и направлений развития бизнес- и властных структур в российских регионах [5].

На наш взгляд, направлением оптимизации экономического сотрудничества бизнес- и территориальных структур является разработка форм и механизмов их воздействия на интеграционные бизнес-процессы для формирования позитивных региональных эффектов, ключевым из которых является многоуровневая конкурентоспособность региона.

По нашему мнению, интеграционный процесс необходимо понимать как:

- способ объединения технологических процессов в рамках производства;

- совершенствование производственных взаимосвязей и экономических отношений;

- организационный инструмент для единения бизнес-структур в один производственнохозяйственный комплекс.

Данные процессы региональных корпоративных структур обеспечивают:

- расширение экономического регионального пространства в целом и корпораций, в частности;

- благоприятные условий для наиболее рационального месторасположения производительных сил региона;

- усиление регионального разделения труда;

- создание различных возможностей для производственной, научной, информационной и технологической взаимосвязи.

Совершенствование интеграционного процесса региональных корпоративных структур производится с помощью инвестиционных проектов. Но неправомерно применять лишь индикаторы оценки эффективности инвестиционного процесса в целях анализа интеграционного регионального пространства [6].

Авторы выделяют следующие ключевые тенденции эффективизации интеграционных процессов корпоративных региональных структур:

- аккумуляция традиционной иерархии и инструментов менеджмента, основывающихся на функциональном управлении материальными и нематериальными активами;

- рациональное применение ресурсного потенциала корпорации, которое осуществляется наряду с аккумуляцией традиционных моделей менеджмента во вновь создаваемых структурах.

Тем не менее, реализация перечисленных тенденций не обеспечивает:

- диверсификацию и усиление конкурентных преимуществ корпораций;

- различность сценариев реакции корпорации на внешнюю среду;

- аккумуляцию технологического единства при изготовлении продукции;

- гармонизацию взаимоотношений между структурами корпорации и руководством;

- корпоративную ответственность за нерациональное использование закрепленных ресурсов.

В современных экономических условиях сохраняются невысокие темпы интеграционных процессов региональных российских корпоративных структур в связи со следующими условиями:

- бизнес-структура как основа потенциальной корпорации негармонично функционирует в непростых финансовых обстоятельствах, так как не располагает средствами для модернизации и обновления производства;

- нерациональной трудовой ментальности руководства бизнес-структур;

- неправильного применения зарубежных моделей управления в труде, производстве и менеджменте;

- образованию институциональных ловушек (неоднозначное нормативно-правовое поле, обострение бюрократических тенденций, нерациональность и неопределенность налоговой политики и другое).

Относительно влияния базовых эффектов воздействия интеграционных процессов региональных бизнес-структур на результативность управления региональной экономикой следует отметить, что развитие региональных корпоративных структур, определяющее усиление их контрольной функции относительно рынков ресурсов и товарных рынков, поощряет бизнес к интеграции, приобретающей формы монополистических или олигополистических образований на рамках определенной территории. Такая интеграция определена особенностями самого рыночного взаимодействия и не требует дополнительного стимулирования. На наш взгляд, необходима активизация контроля такой интеграции, который должен проводиться региональными властями, потому что ее итогами выступают: уменьшение конкуренции на региональном рынке, увеличение монополизации рынков, понижение качества товаров и услуг ключевых корпораций региона, потеря конкурентных преимуществ региональным бизнес-сообществом. Необходимо отметить, что главной линией эффективного управления региональной экономикой является поиск форм и способов интеграции федеральной, региональной и местной власти и бизнес-структур (таблица 1).

В связи с тем, что организация совместной деятельности корпоративных региональных структур региона требует серьезной корректировки, поэтому сложно в полной мере определить связанные с интеграцией потенциальные возможности региональных материальных и нематериальных активов.

Уместно в данном контексте вспомнить о «синдроме региональной экономики с высоким удельным весом корпоративного сектора», который возник на базе модели робастных планов Г. Тагучи, определяющей потери регионального хозяйства, в основе которых лежит функциональная гибкость и отрицательные внешние эффекты как препятствия высокой конкурентоспособности региональных корпораций [7]. Изучение функций управления бизнес-структур с высокой степенью интеграции на базе методов математического моделирования сделал возможным выявить проблемные зоны в интеграционном поле корпоративных региональных бизнес-структур, среди которых: определение и гармонизация корпоративных стратегий; формирование и рационализация плановых решений на уровне конкретных структурных подразделений и в целом корпорации; создание механизмов поощрения руководства корпоративных структур; формирование имитационных моделей принятия совместных решений с применением экспертных методов; рационализация организационно-экономического инструментов управления бизнес-процессами.

Таблица 1 - Формы взаимодействия бизнес-структур в рамках образования региональных эффектов___________

Индикаторы интеграции Формы интеграции

Повышение степени монополизации Производственнофинансовое объединение Инфраструктурное взаимодействие

Классификация интеграции Вертикальный, горизонтальный Вертикальный, горизонтальный, диагональный, комбинированный Комбинированный, внешний, диагональный

Проявление эффектов региональных бизнес-структур Увеличение контроля рынков ресурсов, товаров и услуг Обширные инвестиционные возможности Рационализация коммуникационного пространства: логистика, ресурсообес-печение и другое

Краткосрочные эффекты региональной экономики Повышение социальной ответственности корпоративных структур, рост налоговых отчислений, обеспечение реализации спортивных, культурных, образовательных, молодежных программ в рамках региона Увеличение количества инновационноинвестиционных региональных программ, усиление влияния реализации экологических проектов Снижение уровня безработицы, уменьшение социальной напряженности, рост удельного веса наукоемких и высо котехн ологич-ных производств

Долгосрочные эффекты региональной экономики с минимальным административным контролем Структурный дисбаланс региональной экономики, потеря регионом статуса конкурентноспособной территории

Долгосрочные эффекты региональной экономики с усиленным административным контролем Инновационный сценарий развития региона, образование многоуровневой конкурентоспособности региона, повышение бюджетных отчислений, приобретение регионом позиции социально-благоприятной территории

Моделирование бизнес-процессов открывает возможности для формализации эффектов функционирования внутри высокоинтегрированных корпоративных структур, раскрывая закономерности организации иерархических систем, включающиеся в эконометрические модели принятия решений как формы совершенствования оптимизации или системного консенсуса.

Основой анализа таких компромиссов является двухуровневая математическая модель, где цель региональных властей в роли участника высшего руководства формализована следующим образом:

F (х0, x) ^ max,

Хо ,х

Х0 е Xо,

х е X. , (1)

Ключевая задача региональной корпоративной структуры формализована в следующем

виде:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

F (х0, х) ^ max,

х

х е Х. (2)

x„

X

В приведенных формулах 0 - это выбор региональной структуры власти. Основа выбора х 0 означает иерархичность между местными органами власти^ корпорациями; х - это выбор, контролируемый представителями всех ступеней в модели; °’ - совокупность выборов

переменных х°’х (рисунок 2).

Анализ влияния интеграционных процессов региональных корпоративных структур

^ Интегральные индикаторы і...........................

г;

Индикативные

ряды

I- Критериальные _к Объяснение и

г ряды ”|г ряде в Ґ

Социально-экономические

показатели

Обобщенные итоги существования корпораций! в регионе

Экономическое развитие региона и бизнес-срукгур

.Демографическая

конъюнктура

БРП надушу населения и его изменения; выручка, прибыль, налоги бизнес-структур региона и их динамика

__________________________У

Половозрастная характеристика ] населения, мифационные потоки и мобильность граждан

Обстановке в обществе

1 Ґ

Уровень безработицы, пенсии, і1 стипендии, ЫРОТ и прожиточный минимум в регионе

V_______________________________J

г

Инвестиционная

привлекательность

к;

Доля сектора п ромышлен ности Е регионе

Кредитоспособность

региона

Инвестиционный

климат

Доля инвестиции в БРП. инвестиции на душу населення.

доля модернизированной продукции в ВРП и его новизна

Уровень эк.развития и диверсификация производства

У

1

Баланс бюджета

Доля продукции промышленных корпораций в БРП

Баланс доходов и расходов бюджета региона

_Ц Институциональные индикаторы

Корреляция формальных и неформальных институтов Доля «теневых» предприятий в регионе

Прозрачность нормативноправовой зоны =5 Социальная ответственность и партнерство

Ь1

Экономическое образование населения

Правильность контроля руководства процесса интеграции бизнес-структур региона

V.

Рисунок 2 - Механизм анализа влияния интеграционных процессов региональных корпоративных структур

Моделирование перечисленных процессов делает возможным формализацию эффектов интеграции внутри высокоразвитых бизнес-структур, раскрывая закономерности организации иерархических систем, включенных в математическую модель принятия решений в качестве модели корректирующей эффективизации или системного консенсуса [8].

Изучение моделей системного компромисса означает две степени централизации систем: стабильная и нестабильная (либеральная) централизация. После передачи полномочий и построения коммуникационного пространства региональных властей и корпоративными структурами допустим поиск эффективных решений взаимодействия, что отнюдь не означает переход к новым правилам коммуникаций местного центра и корпораций, однако, на этапе их моделирования выполняются дополнительные функции интеграции, увеличивающие гармоничность управления экономикой региона.

Перечисленные процедуры и информационные процессы этапа действия алгоритма, а также специфика информационных процессов в фазе сбора информации для реализации це-

лей региональной власти как основы, доказывает возникновение сложностей поиска решения задачи при подсчитывании линейной комбинации основных планов бизнес-структур региона.

Управление российской региональной экономикой является сложным и противоречивым процессом, в высокой степени зависящее от активизации процессов интеграции региональных корпоративных структур. Это обстоятельство проявляется сильнее в регионах с высокой долей корпоративного сектора в экономике [9]. Тем не менее, процессы интеграции региональных корпораций в качестве динамических систем, обладая неоднозначным характером, оказывают содействие как росту региональной многоуровневой конкурентоспособности (учитывая фактор правомерного административного контроля над коммуникациями между крупными корпорациями), так и увеличению социальной напряженности, которая возникает в связи с монополизацией и характерным для нее повышением цен, ухудшением качества производимой продукции, и, как следствие, потерей бизнесом социальной ответственности.

Ключевыми компонентами сбалансированной системы показателей деятельности региональных корпоративных структур можно назвать финансовый сектор, рынок, бизнес-процессы, кадры и экстерналии (рисунок 3).

Рисунок 3 - Алгоритм функционирования сбалансированной системы показателей

корпоративных структур региона

Решение вышеизложенных проблем в настоящее время лежит в поле региональной политики содействия социальной ответственности бизнеса, целью которой сегодня должно быть формирование комплексных условий для содействия развития социальной ответственности бизнеса на уровне региона, стимулирующих формирование социальной ответственности на площади всего региона без привязки к предпосылкам и направлениям развития социальной ответственности бизнеса.

На наш взгляд, на региональном уровне целью поддержки социальной деятельности бизнес-структур выступает:

- создание правовых условий для организации предпринимательской деятельности в области социальной ответственности;

- формирование института поддержки социальной деятельности бизнес-структур и их проектов по этой теме;

- создание системы финансовых и правовых гарантий в области бизнеса, обеспечивающего социальные гарантии;

- консультативная и другая поддержка социальной инициативы бизнес-структур;

- согласованность социальных программ бизнеса, помощь за счет предоставления материальных и денежных ресурсов для рациональной реализации социальных программ бизнес-структур (помощь в финансировании и материально-техническое сопровождение);

- public relations - образование и развитие благоприятного имиджа компаний, являющихся социальными инвесторами;

- формирование диверсифицированных предпосылок для внедрения максимально широкого числа предпринимателей в рамки социально ответственной деятельности.

Существующие на сегодняшний момент на уровне региона методы поддержки и стимулирования социальной деятельности корпоративных структур носят официальный, административный характер и не отражают всех возможностей внедрения корпоративных структур в социально-экономическое развитие регионов.

Исходя из характера существующих взаимоотношений между региональной властью и бизнесом авторы статьи называют четыре формы взаимодействия: ресурс властной деятельности, соглашения власти с бизнес-структурами, замена бизнес-структурами деятельности органов власти, социальное партнерство. Базой первых трех является разноплановый характер коммуникаций, складывающихся между бизнес-структурами и органами государственного управления и принимающие в основном форму преобладания одного субъекта над другим. Четвертая форма базируется на сотрудничестве, который основан на признании субъектами друг друга как равноценных партнеров, отношения децентрализации в распределении обязательств и ресурсов для эффективного социально-экономического развития, принципы рациональной экономии, тактики и стратегии, приоритета интересов региональной политики, взаимозависимости и взаимодействия.

Оценка влияния социально ответственной деятельности сектора предпринимательства в гармоничное региональное социально-экономическое развитие необходимо осуществлять на основании методов комплексной оценки социальной деятельности региональных бизнес-структур, и формирования интегрального индикатора - вклада предпринимательского сектора (далее - ВПС) в совершенствовании региональной экономики. Базой формирования показателя ВПС лежит оценка затрат компаний на благотворительность, уровень их включенности в программы развития региона, формируемые рабочие места в регионе, влияние экологии, которое компании оказывают на экологическое пространство, которое может быть охарактеризовано с помощью комплекса частных и интегральных показателей.

Таким образом, актуализация интеграционных процессов корпораций в качестве точек роста экономики региона требует комплексного теоретико-методологического исследования проблемных зон и механизмов их разрешения, что совершенствует направления развития региональной экономики как наукоемкой области, соответствующего практическим потребностям посткризисной регенерации регионов России. Методическое осмысление вопросов обеспечения устойчивости и стабильности экономики различных территорий раскрывает перспективы для увеличения количества прикладных исследований, отражающих практические потребности настоящего этапа развития российских регионов.

Ссылки:

1. Bogoviz A.V., Vukovich G.G., Stroiteleva T.G. Developing a Systemic Labor Motivation in Enterprises // World applied sciences journal. 2013.

2. Bogoviz A.V., Vukovich G.G., Stroiteleva T.G. Study of Regional Labor Market Based on Factor Analysis // World applied sciences journal. 2013.

3. Вукович Г.Г., Бухтаяров А.А. Особенности социально-трудовых отношений в России // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 1. С. 106.

4. Bogoviz A.V., Vukovich G.G., Stroiteleva T.G. Modeling the Labor Process One of the Tasks of Strengthening of Positive Trends in the Economic Growth of the Industrial Enterprises of the Region // World applied sciences journal. 2013.

5. Вукович Г.Г. Повышение конкурентоспособности предприятия как результат эффективизации его кадровой политики // Вестник Ростовского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2009. № 9. С. 105.

6. Bogoviz A.V., Vukovich G.G., Stroiteleva T.G. Motivation of Staff in the Corporate Sector Industry // World applied sciences journal. 2013.

7. Bogoviz A.V., Vukovich G.G., Stroiteleva T.G. Operation and Development of the Regional Labour Market // World applied sciences journal. 2013.

8. Ibid.

9. Ibid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.