УДК 331.24.54
Дмитрий Викторович Батейкин
(кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Алтайского института финансового управления, г. Барнаул)
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Ключевые слова: анализ системы прогнозирования, социально-экономическое развитие, развитие кластеров, использование потенциала.
Создание и развитие базовых видов экономической деятельности в регионах России - это одно из условий повышения конкурентоспособности и обеспечения устойчивости отечественной промышленности и интенсификации механизмов частно-государственного партнерства. В этой связи 26 декабря 2008 г. Министерством экономического развития РФ были утверждены «Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации».
Использование кластерного подхода заняло одно из ключевых мест в концепциях и стратегиях социально-экономического развития большинства субъектов Российской Федерации и крупных муниципальных образований, ряд проектов развития территориальных кластеров уже реализуется в инициативном порядке. На федеральном уровне сформирован целый ряд механизмов, позволяющий обеспечить гибкое финансирование мероприятий по развитию кластеров.
Дополнительные возможности для развития кластерных проектов открываются с использованием потенциала особых экономических зон технико-внедренческого, про-мышленно-производственного, туристско-рек-реационного и портового типов. Очень важные инструменты для финансирования проектов развития кластеров были сформированы в результате создания и деятельности ряда институтов развития, которые включают в себя Инвестиционный фонд Российской Федерации, государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Российская венчурная компания», Фонды содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере. В то
же время, несмотря на различия уровня кластеризации в регионах, анализ развития кластеров в регионах России позволил выделить следующие проблемы [1]:
- во многих регионах России еще нет механизмов для методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки развития региональных кластеров;
- не отлажено взаимодействие и нет необходимой координации деятельности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, инвесторами и институтами по реализации кластерной политики;
- очень ограничен набор инструментов финансовой поддержки кластерных проектов из бюджетных источников.
Целесообразно провести повышение эффективности использования потенциала развития кластеров как одного из приоритетных направлений повышения конкурентоспособности и диверсификации экономики. Для данного повышения уровня кластеризации региона нужно обеспечить высокие темпы экономического роста и диверсификации экономики [2].
Это возможно достичь за счет повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций и иных институтов, образующих территориальные кластеры.
Повышение уровня кластеризации экономики способствует росту конкурентоспособности бизнеса. Это происходит за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера, которое связано
с их географически близким расположением и включает расширение доступа к инновациям, технологиям, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, в том числе и снижение транзакционных издержек, обеспечивающее формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных проектов и продуктивной конкуренции.
В соответствии с Концепцией реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации, которая разработана Министерством экономического развития РФ, основными направлениями содействия повышению уровня кластеризации экономики, реализуемыми органами государственной региональной власти, являются:
1) содействие институциональному развитию кластеров, которое предполагает, прежде всего, и поддержку создания специализированной организации развития кластера, а также деятельности по стратегическому планирова-
Основными направлениями повышения уровня и эффективности кластеризации региональной экономики являются:
- разработка четких критериев, используемых для прогнозирования, планирования, мониторинга и оценки эффективности и результативности кластерных проектов, мероприятий и кластерной политики в целом;
- использование проектного подхода и ориентация на результат при предоставлении финансирования;
- использование конкурсных механизмов для поддержки кластерных проектов;
- использование механизмов частно-государственного партнерства в качестве необхо-
нию его развития, установлению эффективного информационного взаимодействия между участниками кластера и стимулированию укрепления сотрудничества между ними;
2) развитие механизмов поддержки проектов, которые направлены на повышение конкурентоспособности предприятий и содействие эффективности их взаимодействия. Предполагается, что предоставление поддержки соответствующим проектам должно оказываться вне зависимости от принадлежности участвующих в их реализации предприятий к тому или иному кластеру.
Из-за того что существует много проблем и угроз в реализации кластерной политики (см. табл.), происходит замедление темпов роста региональной экономики. Практика показывает, что часто органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления выступают в качестве инициаторов формирования региональных кластеров.
димого условия финансирования кластерных проектов;
- создание специальных образовательных программ, проводимых для сотрудников государственных организаций по вопросам кластерной политики;
- использование лучшего опыта;
- повышение гибкости механизмов, используемых для поддержки кластерных проектов.
По мнению многих ученых, таких как В. Глушков, Р. Каплан, Д. Мако, Дж. Сынки, С. Сольской, И. Тахакара и других, в настоящее время все более широкое признание получает точка зрения о том, что регионы с высоким
Основные угрозы реализации кластерной политики
Основные угрозы Последствия
Угроза выбора ошибочных приоритетов финансирования мероприятий кластерной политики из бюджетных источников Неэффективные затраты финансовых средств
Угроза недостаточной координации деятельности при реализации кластерных проектов на федеральном, региональном и местном уровнях Замедление темпов развития региона
Низкий уровень участия частных инвесторов в реализации инфраструктурных кластерных проектов Замедление темпов развития региона
Угроза неэффективности мониторинга и прогнозирования развития кластеров вследствие отсутствия четкой системы показателей оценки их эффективности Снижение эффективности управления, непоследовательное развитие региона
уровнем кластеризации экономики становятся лидерами экономического развития и поэтому требуют специальных инструментов для прогнозирования и планирования.
Анализ структуры экономического образования региона позволяет на первом этапе определиться с вектором стратегического развития в рамках долгосрочных прогнозов, а целью функционирования региональной экономики является обеспечение высокого уровня и качества жизни населения соответствующего региона [3].
Региональная экономика как хозяйственная система базируется на трех основных принципах: во-первых, тщательного учета, анализа, оценки и планирования потребностей населения региона, состояния и динамики формируемых рынков, интересов государства и отдельных предприятий; во-вторых, создания условий для максимально эффективной адаптации структуры экономики региона к внутренним и внешним факторам; в-третьих, активной реализации региональных интересов [4].
Все регионы классифицируются по определенным критериям: уровню и темпам экономического развития, типу территориальной структуры, коэффициенту плотности населения, темпам прироста населения, характеру и коэффициенту производственной специализации и др.
Изучение теоретических положений региональной экономики, имеющей высокий уровень кластеризации, позволило сделать вывод о том, что эффективность региональных социально-экономических процессов во многом в данных регионах зависит от уровня и степени кластеризации экономики. Наиболее распространена следующая шкала кластеризации региональной экономики:
- регионы с высоким уровнем кластеризации экономики (доля ВРП, производимого в кластерных структурах, более 50%);
- регионы со средним уровнем кластеризации (доля ВРП, производимого в кластерных структурах, 20-50%);
- регионы с низким уровнем кластеризации экономики (доля ВРП, производимого в кластерных структурах, менее 20%).
Согласно рекомендациям методических указаний Министерства экономического развития Российской Федерации «Сценарные
условия долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года», региональным властям необходимо учитывать специфику, особенности структуры, уровень централизации и характер взаимосвязей между субъектами экономики при составлении долгосрочных программ и прогнозов развития.
Большинство сибирских регионов имеет кластерную структуру экономики. Связано это с исторически сложившейся системой освоения Сибири. Сочетание наличия богатых природных ресурсов с низкой плотностью населения и малочисленностью населенных пунктов в значительной степени определили и продолжают определять облик и формы развития экономики. В основном экономика сибирских регионов представляет собой кластерные образования различной степени локализации [5].
Кластеры являются «точками роста» экономики регионов, поэтому возникает необходимость рассматривать региональные системы с высоким уровнем кластеризации экономики как специфический объект планирования и прогнозирования.
Особенность таких регионов заключается в том, что возникают взаимосвязи и взаимодействия субъектов экономики, как внутри региональных кластеров, так и с другими субъектами региональной экономики, не входящими в региональные кластеры, которые не учитываются при традиционных подходах к прогнозированию. Вместе с тем эти особенности влияют на эффективность распределения региональных ресурсов между кластерами и определяют динамику их развития [6].
Специфика кластерного планирования и прогнозирования заключается в том, что между субъектами хозяйствования кластеров устанавливаются связи и отношения, ослабляющие степень конкуренции между ними. При этом очень усиливается конкурентная борьба между самими кластерами, независимо от того, являются ли они только внутрирегиональными.
Кроме того, возникают связи между региональными кластерами и субъектами экономики региона. Многие закономерности кластерного развития региональной экономики являются мало исследованными: неясно, например, как осуществлять пропорциональное распределение региональных ресурсов между функционирую-
щими и вновь создающимися кластерами. На этой почве уже возникают противоречия и борьба за сферы влияния.
В этой связи очень важно иметь научно проработанный объективный, основанный на учете интересов всех представителей регионального сообщества инструментарий анализа и прогнозирования региональных кластеров, учитывающий параметры наиболее эффективного распределения региональных ресурсов. При этом следует отметить, что под ресурсами понимается весь комплекс материальных, финансовых, природно-сырьевых и трудовых ресурсов.
Вследствие огромных природно-географи-ческих, экономических и других региональных различий уровень кластеризации регионов России на сегодняшнем этапе развития очень разный, а эффективность региональных воспроизводственных процессов во многом зависит именно от уровня кластеризации экономики,
поскольку успешное функционирование региональной экономики связано в первую очередь с возможностями и умениями быстрой координации региональных систем [7]. Таким образом, уровень развития регионов обусловливается не формами собственности и даже не уровнем обеспеченности ресурсами, а способами управления экономикой, социально-экономическими отношениями, рациональным использованием региональных преимуществ, поиском методов сочетания федеральных и региональных социально-экономических интересов, определяющими разумную и действенную региональную экономическую политику, основанную на эффективной структуре региональной экономики. Безусловно, кластеризация экономики является важнейшим инструментом повышения эффективности развития региональной экономики, а кластеризация региональной экономики имеет прямые и косвенные мультипликативные эффекты (см. рис.).
Эффекты кластеризации региональной экономики
V V
Прямой эффект Мультипликативный эффект
1 ' V 1 > 1 г
Снижение себестоимости Создание рабочих мест Развитие Рост налоговых производств поступлений
> < _____________1_____________ Увеличение доходов '113111. Увеличение потребления .............*............. >
Прирост валового регионального продукта
Эффекты кластеризации региональной экономики
К прямым эффектам относится снижение себестоимости, приводящее к росту прибыли, мультипликативный эффект обусловлен развитием производств на территории региона вне кластера. Все это означает, что объемы инвестиций в формируемый кластер обеспечивают приращение потребления и доходов не только в данном кластере, но также и в других секторах экономики региона.
Таким образом, региональная структура экономической системы формируется как система территориального размещения производства товаров и услуг, на которые потребители предъявляют спрос. Именно это позволяет кластерам использовать рыночные механизмы балансирования спроса и предложения, а также учитывать местную специфику и интересы экономических субъектов.
Библиографический список
1. Межов, С.И. Инвестиции: бизнес-планирование, управление проектами : учебник / С.И. Межов, И.С. Межов. - Новосибирск : [Б. и.], 2011.
2. Строителева, Е.В. Особенности развития социально-экономических программ в регионах России / Е.В. Строителева // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2013. - Вып. 2 (29).
- С. 47-49.
3. Зорина, Т.М. Особенности развития социально-экономических программ в регионе / Т.М. Зорина, Е.В. Строителева // Социально-экономическое развитие общества в координатах XXI в.: традиции и инновации / под ред. Т.Г. Строителевой. - Барнаул : Изд-во ААЭП, 2014. - С. 84-90.
4. Строителева, Т.Г. Ключевые проблемы экономической интеграции в бизнес-структурах региона / Т.Г. Строителева // Социально-экономическое развитие общества в координатах XXI в.: традиции и инновации / под ред. Т.Г. Строителевой. - Барнаул : Изд-во ААЭП, 2014. - С. 79-84.
5. Троцковский, А.Я. Программно-целевые методы в практике регионального управления Алтайского края / А.Я. Троцковский, Л.П. Третьякова // Известия Алтайского государственного университета.
- 2015. - №2 (86). - Т. 1. - С. 188-193.
6. Bogoviz, A.V. Developing A Systemic Labor Motivation In Enterprises / A.V. Bogoviz, G.G. Vukovich, T.G. Stroiteleva // World Applied Sciences Journal. - 2013. - №10. - Vol. 25. - Р. 1429-1431.
7. Строителева, Т.Г. Методические подходы к оценке эффективности социально-экономических программ регионов России / Т.Г. Строителева, Л.В. Ятченко // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2013. - Вып 2 (29). - С. 43-46.