Научная статья на тему 'Особенности формирования региональных программ'

Особенности формирования региональных программ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
298
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧЕСКИЕ ПЛАНЫ / СЦЕНАРНЫЙ ПРОГНОЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондратьев Всеволод Валерьевич

В статье рассматривается региональная специфика разработки социально-экономических программ на основе сценарных условий прогноза. Описаны нормативно -правовые акты, декларирующие необходимость составления стратегических планов, применительно к Алтайскому краю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования региональных программ»

УДК 338.2

Всеволод Валерьевич Кондратьев

(кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, информационных технологий и бизнеса Алтайского института финансового управления, г. Барнаул)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, региональные программы, стратегические планы, сценарный прогноз.

На современном этапе социально-экономического развития России возрастающая роль отводится региональным прогнозным исследованиям, что объясняется сложным федеративным устройством Российского государства, состоящим их 83 территориально, политически и экономически обособленных субъектов, но при этом связанных целями общего развития. Экономические и социальные прогнозы, а также базирующиеся на них планы и программы в условиях России не могут считаться завершенными, если в них не проработан территориальный разрез, учитывающий целевую направленность и особенности развития регионов. Выработка компромиссных вариантов развития, отвечающих как общенациональным, так и региональным интересам, возможна и необходима в результате совместных усилий федерального центра и всех субъектов Федерации.

Наиболее трудоемкая и детальная часть работы по разработке региональных прогнозов должна выполняться самими субъектами Федерации, поскольку только в этом случае в них могут быть отражены интересы и возможности населения, проживающего на конкретных территориях. Региональное экономическое прогнозирование расширяет горизонты стратегического планирования, создает возможность своевременного реагирования органов государственного управления на изменения внешней и внутренней среды, определяет альтернативные варианты развития, а также проявляет спектр возможных способов достижения ожидаемых результатов.

Вопросы прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации регламентированы Федеральным законом от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ «О государствен-

ном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2009 г. №596 «О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации».

Согласно нормам федеральных законодательных актов прогнозы социально-экономического развития России и регионов разрабатываются ежегодно по поручениям Правительства РФ и в соответствии со схемой процедур разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, в которой определяются последовательность, основные этапы подготовки прогнозных документов и состав участников этой работы. Организация процесса формирования прогнозов на всех уровнях возложена на Министерство экономического развития Российской Федерации [1].

Минэкономразвития России разрабатывает и доводит до регионов методические рекомендации по разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Следуя рекомендациям Минэкономразвития России, региональные органы власти рассчитывают прогнозные показатели и определяют сценарные условия с учетом предварительных прогнозных индикаторов экономики страны.

В процедуре разработки прогнозов социально-экономического развития субъектов Федерации выделяется три основных этапа:

1. Подготовка сценариев социально-экономического развития субъекта Федерации региона на основе анализа региональной экономической ситуации за предыдущий период и оценки влияния внешних и внутренних факторов на развитие в прогнозируемом периоде.

2. Разработка предварительного варианта основных показателей прогноза социально-экономического развития субъекта Федерации с учетом сценарных условий функционирования российской экономики.

3. Формирование уточненных показателей прогноза социально-экономического развития субъекта Федерации (с учетом результатов рассмотрения в Правительстве РФ предварительного прогноза развития страны, оценки социально-экономической ситуации в текущем году, а также уточненных макроэкономических прогнозных оценок).

Важное значение для согласованного взаимодействия федеральных органов государственной власти с региональными в процессе формирования стратегии развития региона и ее реализации, в том числе создания условий для привлечения дополнительных ресурсов, необходимых для достижения стратегических целей, приобретают следующие документы стратегического планирования федерального уровня [2]:

- «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. №537;

- «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р;

- «Сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации и основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 г. и на период до 2015 г.», разработанные Минэкономразвития России.

При подготовке документов стратегического планирования субъекты Федерации также учитывают особенности социально-экономического развития муниципальных образований, которые, в свою очередь, опираясь на планово-прогнозные документы вышестоящего уровня, формируют собственную стратегию развития [3].

Прогнозы социально-экономического развития Алтайского края разрабатываются на основе комплексного анализа состояния и тенденций развития экономики и социальной сферы Алтайского края с учетом перспектив

социально-экономического развития муниципальных образований Алтайского края, а также организаций, действующих на территории Алтайского края.

В настоящее время на федеральном уровне отсутствуют нормативные правовые акты, определяющие общие требования к составу, содержанию и порядку подготовки документов стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований. Органы государственной власти субъектов Федерации разрабатывают нормативные документы, учитывающие региональные особенности, с целью формирования общих подходов при разработке прогнозов, программ и планов социально-экономического развития на территории регионов, обеспечения интеграции прогнозно-плановых документов муниципальных образований.

В Алтайском крае региональный закон от 9 февраля 2011 г. №19-ЗС «О стратегическом планировании социально-экономического развития Алтайского края» (далее - Закон №19-ЗС) устанавливает правовые и организационные основы стратегического планирования социально-экономического развития Алтайского края, определяет состав документов стратегического планирования, порядок осуществления процедуры разработки, рассмотрения, утверждения, контроля их реализации, а также полномочия участников процесса стратегического планирования.

В Законе №19-ЗС под прогнозированием социально-экономического развития региона понимается деятельность по разработке научно обоснованных представлений о направлениях и результатах социально-экономического развития Алтайского края и муниципальных образований, определению параметров социально-экономического развития региона, которые обеспечивают реализацию целей его развития.

Документы стратегического планирования муниципальных образований Алтайского края разрабатываются в соответствии с приоритетами региональной социально-экономической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды, определенными в документах стратегического планирования Алтайского края. Уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере планирования и

прогнозирования социально-экономического развития Алтайского края оказывает органам местного самоуправления методическое содействие в формировании планово-прогнозных документов муниципальных образований. Прогноз развития муниципальных образований Алтайского края является составной частью прогноза развития Алтайского края.

Прогнозирование социально-экономического развития Алтайского края является од-

ним из трех основных составных элементов системы стратегического планирования региона (см. рис.). Ответственность за разработку прогнозов социально-экономического развития Законом №19-ЗС закрепляется за органами исполнительной власти. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития Алтайского края утвержден Постановлением администрации Алтайского края от 19 апреля 2012 г. №201.

Стратегическое планирование социально-экономического развития Алтайского края

Алтайское краевое Законодательное Собрание:

1. Законодательное регулирование.

2. Утверждение стратегии на долгосрочный период и программы на среднесрочный период.

3. Контроль реализации стратегии и программы

Общественные, научные и иные организации

Органы местного самоуправления:

1. Участие в процессе разработки и реализации документов СП.

2. Разработка и утверждение документов СП

Прогнозирование

социально-экономического развития

Программно-

целевое планирование

Стратегический контроль

Администрация Алтайского края:

1. Реализация единой экономической политики.

2. Определение целей развития, приоритетов политики, способов достижения.

3. Определение порядка разработки и мониторинга документов СП.

4. Мониторинг и оценка реализации документов СП.

5. Подготовка документов СП: схем тер. планирования; отраслевых стратегий; долгосрочной целевой программы; краевых программ; ведомственных целевых программ

Исполнительные органы власти:

1. Разработка и реализация документов СП.

2. Мониторинг реализации документов СП.

3. Осуществление стратегического контроля

Схема системы стратегического планирования (СП) социально-экономического развития

Алтайского края

Важным элементом системы прогнозирования и планирования, призванным обеспечить ее эффективность, является стратегический контроль. Функцию контроля

выполняют исполнительные органы власти, участвующие в разработке документов стратегического планирования, в том числе прогнозных.

Деятельность региональной государственной власти при разработке прогнозов должна основываться на объективной оценке разнородных факторов, оказывающих влияние на социально-экономические процессы в регионе, что является результатом проводимых научных исследований. Выявление долгосрочных тенденций и определение влияния долговременных факторов на развитие экономики должны быть многовариантными. Также по нескольким сценариям должны просчитываться оптимистический и пессимистический варианты [4].

Согласно принятым нормативным документам прогнозы социально-экономического развития Алтайского края разрабатываются с целью определения намечаемых изменений в экономике края в перспективе. На основе прогнозных данных осуществлялся расчет индикаторов социально-экономического развития до 2015 г., 2017 г., 2025 г. при разработке планово-прогнозных документов долгосрочного и среднесрочного характера:

- Стратегия социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 г.;

- Программа социально-экономического развития Алтайского края на период до 2017 г.

Среднесрочные региональные прогнозы являются исходной базой для разработки проекта краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период. В соответствии со ст. 169 Бюджетного кодекса РФ и Положением о составлении проекта краевого бюджета и проекта территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края на очередной финансовый год и плановый период, утвержденным Постановлением администрации Алтайского края 1 марта 2008 г. №82, разрабатываются:

- сценарные условия функционирования экономики Алтайского края на очередной финансовый год и плановый период;

- основные параметры прогноза социально-экономического развития Алтайского края на очередной финансовый год и плановый период.

В соответствии с региональным законодательством прогноз социально-экономического развития Алтайского края - документ, включающий в себя систему научно обоснованных представлений об уровне, динамике и

пропорциях социально-экономического развития Алтайского края и характеризующий возможные тенденции и сценарии социально-экономического развития Алтайского края на определенный период [5].

Прогнозирование экономики Алтайского края осуществляется на долгосрочный и среднесрочный периоды. На долгосрочный период прогноз разрабатывается каждую пятилетку на десять и более лет, на среднесрочный период -на три года с ежегодной корректировкой.

Прогнозы социально-экономического развития Алтайского края основываются на прогнозах социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный и среднесрочный периоды, с учетом основных направлений российской бюджетной и налоговой политики. Разработка осуществляется в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических, социальных и других факторов на социально-экономическое развитие Алтайского края [6]. Прогнозы составляются по видам экономической деятельности в целом по Алтайскому краю, а также по его муниципальным образованиям. Отдельно выделяются прогнозы развития государственного и муниципального секторов экономики Алтайского края.

Прогноз социально-экономического развития Алтайского края на долгосрочный период включается в состав стратегии социально-экономического развития Алтайского края на долгосрочный период, используется при разработке отраслевых стратегий и долгосрочных целевых программ края. Прогноз на среднесрочный период является основой для разработки и корректировки целевых индикаторов программы социально-экономического развития Алтайского края, документов программно-целевого планирования, а также составления проекта краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Методика расчета прогноза социально-экономического развития региона изложена в «Методических рекомендациях к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации» (далее - «Методические рекомендации...»), разработанных Министерством экономики Российской Федерации.

«Методические рекомендации...» носят общий характер, едины для всех субъектов Федерации и не учитывают особенности развития регионов. В соответствии с «Методическими рекомендациями...» региональный прогноз разрабатывается по определенным показателям с учетом согласования сценарных условий развития российской экономики и экономики субъекта Федерации. При подготовке прогнозных материалов субъекты Федерации учитывают прогнозы развития муниципальных образований.

При разработке регионального прогноза обеспечивается сбалансированность прог-

Библиографический список

нозных показателей как в отраслевом, так и в территориальном разрезе. Ежегодно для разработки территориальных прогнозов муниципальные образования края обеспечиваются необходимыми материалами: сценарными условиями, основными параметрами прогноза развития края и индексами цен и тарифов, а также программным обеспечением и методическими рекомендациями. Показатели прогнозов муниципальных районов и городских округов согласовываются в Главном управлении экономики и инвестиций Алтайского края в установленном порядке.

1. Строителева, Т.Г. Инвестиционное обеспечение как основной фактор реализации социально-экономических программ в регионах России / Т.Г. Строителева // Вестник алтайской науки. - 2013.

- №2-2. - С. 177-179.

2. Строителева, Т.Г. Кадровая политика бизнес-структур как основа социально-экономического развития региона / Т.Г. Строителева // Современная экономика: проблемы и решения. - 2013. -№10 (46). - С. 68-75.

3. Зорина, Т.М. Особенности развития социально-экономических программ в регионе / Т.М. Зорина, Е.В. Строителева // Социально-экономическое развитие общества в координатах XXI в.: традиции и инновации : сборник статей / под ред. Т.Г. Строителевой. - Барнаул : Изд-во ААЭП, 2014. - С. 84-90.

4. Шваков, Е.Е. Диверсификация развития региональной экономики на основе использования ее социальной инфраструктуры / Е.Е. Шваков, Т.И. Дутова // Фундаментальные исследования. -2014. - №6-6. - С. 1273-1277.

5. Строителева, Е.В. Проблемы стратегического и программно-целевого планирования в регионах / Е.В. Строителева // Вестник Университета (Государственный университет управления).

- 2014. - №3. - С. 75-79.

6. Шваков, Е.Е. Особенности формирования и содержание инвестиционной политики в различных субъектах Российской Федерации / Е.Е. Шваков // Региональная экономика: теория и практика. - 2014. - №4. - С. 51-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.