Научная статья на тему 'Теоретические аспекты и стратификационные принципы распределения располагаемого дохода населения в процессе персонального финансового планирования'

Теоретические аспекты и стратификационные принципы распределения располагаемого дохода населения в процессе персонального финансового планирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
270
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛЬНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВЫЕ РЕШЕНИЯ ДОМОХОЗЯЙСТВ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / РАСПОЛАГАЕМЫЙ ДОХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Разумовская Е.А.

Статья раскрывает результаты стратификационного исследования, проведенного в целях определения принципов распределения доходов домашних хозяйств. По итогам исследования выявлена зависимость направлений распределения располагаемого дохода от ряда критериев. Отмечена полемичность эффективности политики невмешательства и государственного регулирования экономики. Представлена функция, позволяющая оценить влияние детерминант поведения потребителей на величину и направление расходов домашних хозяйств. Показаны признаки неоптимального потребительского поведения населения в условиях асимметричности информации, искажающего влияния элементов подражания, стереотипов и имитационных проявлений. Представленные результаты соответствуют теориям в области государственных и персональных финансов и позволяют делать выводы о неоднозначности критериев мотивации домохозяйств при принятии персональных финансовых решений. Раскрыто влияние психологических факторов на процесс персонального финансового планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты и стратификационные принципы распределения располагаемого дохода населения в процессе персонального финансового планирования»

Личные финансы

Удк 330.564.2

теоретические аспекты и стратификационные принципы распределения располагаемого дохода населения в процессе персонального финансового планирования

е. а. разумовская,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и бухгалтерского учета E-mail: rasumovskaya.pochta@gmail.com Гуманитарный университет, г. Екатеринбург

Статья раскрывает результаты стратификационного исследования, проведенного в целях определения принципов распределения доходов домашних хозяйств. По итогам исследования выявлена зависимость направлений распределения располагаемого дохода от ряда критериев. Отмечена полемичность эффективности политики невмешательства и государственного регулирования экономики. Представлена функция, позволяющая оценить влияние детерминант поведения потребителей на величину и направление расходов домашних хозяйств. Показаны признаки неоптимального потребительского поведения населения в условиях асимметричности информации, искажающего влияния элементов подражания, стереотипов и имитационных проявлений. Представленные результаты соответствуют теориям в области государственных и персональных финансов и позволяют делать выводы о неоднозначности критериев мотивации домохозяйств при принятии персональных финансовых решений. Раскрыто влияние психологических факторов на процесс персонального финансового планирования.

Ключевые слова: персональное финансовое планирование, финансовые решения домохозяйств, потребительское поведение, располагаемый доход.

Процесс персонального финансового планирования (direction of personal financial planning) во многом определяется рыночными условиями. При

этом существует широкий спектр взглядов и позиций по вопросам формирования оптимального механизма регулирования структуры расходов домашних хозяйств, которые базируются на значительных объемах информации и расширяют инструментарий планирования и управления финансами на всех уровнях. Финансовая теория, как особая область экономической науки, отличается от других наук предметом и методологией исследования1. Ее спецификой является направленность на изучение процессов в нестатической экономике, т. е. процессов, в которых значительную роль играет фактор времени.

В современных условиях возрастает необходимость формирования политики, которая позволила бы выработать инструментарий в сфере управления корпоративными и персональными финансами. Целесообразность такой политики является обоснованной, поскольку государственное вмешательство в регулирование экономики направлено на контроль за рынком и на стимулирование конкуренции, а также на преодоление экстернальных эффектов, вызванных асимметричностью информации и других случаев несостоятельности рынка. Мировой опыт свидетельствует, что позиция невмешательства государства в

1 Итуэлл Дж., Милгейт М., Ньюмен П. Финансы / пер. с англ. / научн. ред. Р. М. Этнов. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2008. С. 221 - 232.

58

финансы и кредит

экономику приводит к недопустимой степени социального неравенства в обществе, кризисам перепроизводства и к снижению эффективности экономики.

Политико-социальные аспекты, затрагивающие проблемы государственных и персональных финансов, изучаются в рамках экономики благосостояния (economy ofwelfare). Этот раздел науки основан на трех основных концепциях, первая из которых позволяет ответить на вопрос: будет ли достижение социально-экономического благосостояния в обществе результатом функционирования экономики с конкурирующими производителями и потребителями? Вторая концепция имеет отношение к проблеме распределительной справедливости и отвечает на вопрос: может ли общее благо в экономике, где решения о распределении принимаются централизованно - государством, достигаться с помощью модифицированного рыночного механизма2 или же рынок должен быть упразднен? Третья концепция решает общую задачу возможностей достижения общественного благосостояния, независимо от того, обеспечивается ли оно через рынок или через централизованные политико-экономические механизмы3. В рамках последней концепции установление социальной справедливости в обществе позиционируется как первостепенная и более значимая цель, нежели механизмы ее достижения.

Современные специалисты проявляют все больший интерес к экономике благосостояния, который обусловлен возможностью расширения спектра решений проблемы существования способа трансформации интересов индивидов в интересы общества без ущерба для эффективности развития экономики.

Попытка выявления признаков субъективной критериальности, присущей домохозяйствам и отдельным людям в процессе персонального финансового планирования (personal financial planning), легла в основу стратификационного исследования принципов использования располагаемого дохода населением. Исследование проведено на основании анализа данных 1 456 респондентов4, а также в ходе опроса, который позволил выявить критерии мотивации принятия и реализации финансовых решений домашними хозяйствами в процессе персонального финансового планирования их бюджетов. Отбор лиц

2 Примером может служить экономико-политическая система КНР.

3 Саймон Г. A. Рациональность как процесс и продукт мышления. Т. 1. Вып. 3-й. М.: THESIS, 1993. С. 16 - 38.

4 Исследование проводилось автором в г. Екатеринбурге и

Свердловской области в мае-июне 2012 г.

в выборку в целях обеспечения ее репрезентативности был осуществлен как на основе данных, сообщаемых людьми добровольно при личном анкетировании, так и на основании обработанной информации коммерческих банков, страховых компаний5 и официальных данных Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Свердловской области. В выборку были включены категории лиц, отобранные по ряду критериев, среди которых: уровень дохода, возраст, семейное положение, наличие и количество детей, образование и обеспеченность жильем. В дальнейшем респонденты были ранжированы по примерно равночисленным группам с тем, чтобы характеристики выборки соответствовали характеристикам генеральной совокупности в целом. Такой подход, по мнению автора, обеспечивает достаточную достоверность полученных результатов и возможность экстраполяции выводов.

Обобщенные результаты, полученные в ходе исследования, иллюстрируют структурное распределение совокупного располагаемого дохода населения на потребление и сбережение. Зависимость объемов потребительских расходов и сбережений от величины достатка семьи представлена в табл. 1.

Уместным будет выявление соответствия полученных результатов с теорией недопотребления Гобсона, Фостера и Кэтчингса, в соответствии с которой больший уровень сбережений имеют лица с наиболее высоким доходом, и наоборот, домохозяйства, располагающие меньшим доходом, большую его часть направляют на текущее потребление. Исследование подтверждает эту теорию: почти 1/3 лиц и домохозяйств с доходом от 16 до 25 тыс. руб. в месяц потребляют 94 % своего дохода, тогда как респонденты с доходом свыше 33 тыс. руб. в месяц сберегают более 1/5 части своего дохода.

Данные о распределении доходов граждан, сгруппированных по возрастному принципу, представлены в табл. 2.

Полученные данные опроса свидетельствует о значительно большей доле сбережений у лиц возрастной группы от 51 до 60 лет. Очевидно, такая тенденция объясняется тем, что люди рассматриваемого возрастного интервала имеют состоявшихся взрослых детей, живущих, как правило, отдельно и способных обеспечивать себя самостоятельно, и потому не требуют затрат со стороны родителей. При

5 Речь не идет о сведениях, составляющих коммерческую тайну. Данные об использовании дохода гражданами получены с их согласия и носят субъективный характер.

Таблица 1

Распределение располагаемого дохода домашних хозяйств

Доход, руб. в год Доля населения, % опрошенных Потребление, % Сбережения, %

200 000 - 300 00 29 94 6

300 000 - 400 00 44 82 18

Свыше 400 000 27 78 22

Таблица 3

Распределение располагаемого дохода респондентов с разным уровнем образования

Образова- Располагаемый потребле- Сбереже-

ние доход, руб. в год ние, °% ния, °%

Общее 214 000 - 232 000 98 2

Среднее спе- 240 000 - 360 000 89 11

циальное

Высшее 240 000 - 540 000 77 23

Источник: авторская разработка на основании данных проведенного исследования.

Таблица 2

распределение располагаемого дохода у групп лиц разного возраста

Возраст, лет Располагаемый доход, руб. в год Потребление, °% Сбережения, °%

18 - 26 236 400 100 0

27 - 35 304 800 91 9

36 - 50 444 000 83 17

51 - 60 366 000 74 26

Источник: авторская разработка на основании данных проведенного исследования.

этом люди старшего возраста склонны к умеренности в текущем потреблении. Однако лица возрастной группы от 18 до 26 лет не формируют сбережений вовсе, поскольку имеют сравнительно меньший уровень дохода, но при этом они подвержены влиянию стереотипов в рамках имитации поведения (herd behavior), что увеличивает их потребительские расходы до 100 % от получаемого дохода.

Составной частью опроса было исследование зависимости формирования долей потребления и сбережений у лиц, имеющих разный уровень образования, результаты которого отражены в табл. 3. Подход к критерию образования имеет свою специфику, требующую разъяснения, особенно в части «общее образование». В данную группу автором отобраны респонденты, не получившие специального образования, таким образом, это лица, не имеющие определенной профессии.

Результаты опроса выявили, что значительное число лиц, имеющих высшее образование, располагают большим доходом и, соответственно, они распределяют его таким образом, что сбережения превышают 20 % получаемых средств своего бюджета. Наличие такой корреляции может свидетельствовать о наличии финансовой грамотности и использовании элементов финансового планирования в семьях, где уровень образования хотя бы одного из членов позволяет строить перспективные планы по приобретению товаров длительного пользования, по

Источник: авторская разработка на основании данных проведенного исследования.

улучшению условий жизни, по формированию резервов для обучения детей, по обеспечению дохода при достижении преклонного возраста и проч.

Кроме того, исследование включало различия респондентов по таким критериям, как наличие и количество детей, собственного жилья и семейное положение. Избранные детерминанты призваны обосновать выделение приведенных страт (как наиболее значимых по мнению автора) для сферы исследования, охватывающего совокупность респондентов, обладающих как существенными социально-экономическими, так и персональными характеристиками.

Обобщая результаты представленного исследования, следует отметить, что средний уровень потребления находится на уровне 87,5 % при 12,5 % сбережений среди всех категорий респондентов соответственно. Такая структура распределения дохода в процессе персонального финансового планирования свидетельствует о незначительной величине аккумулируемых населением средств. Имеет значение структура персональных потребительских расходов домохозяйств, которая выявляет превалирующую долю обслуживающих расходов6, размер которой составляет около 70 % в общем объеме затрат7. Существенный размер текущих затрат свидетельствует о малой величине средств, направляемых на покупку инвестиционных товаров и на формирование человеческого капитала (расходы на медицину и образование, на страхование, на покупку автомобилей, на отдых и развлечения). Такая структура расходов в отечественной практике обусловлена относительно низким уровнем доходов, негативными адаптивными ожиданиями относительно цен и их динамики, общим низким доверием к финансовой системе

6 Автор предлагает понимать под обслуживающими расходами затраты на питание, оплату жилья, транспортные и иные расходы.

7 Разумовская Е. А. Влияние факторов неопределенности на эффективность принятия финансовых решений домохозяйства-

ми // Наука и экономика. 2011. № 4 (8). С. 49 - 56.

со стороны населения. В целом потребительское поведение домохозяйств можно охарактеризовать как неоптимальное (определяемое величиной располагаемого дохода и подверженное влиянию экстер-нальных эффектов и индивидуальных предпочтений в рамках ранжированных групп).

Характер исследования не позволяет делать вывод об однозначности и об отсутствии волатильности8 полученных результатов, тем не менее выявленные субъективные критерии, присущие домашним хозяйствам и отдельным лицам в процессе распределения располагаемого дохода, подтверждают необходимость выработки механизмов оптимизации процессов персонального финансового планирования. Финансовая наука выделяет несколько уровней финансового планирования (financial planning) как механизма аккумулирования и перераспределения средств:

1) государственный;

2) корпоративный;

3) индивидуальный (уровень домашних хозяйств).

Совокупность процессов принятия финансовых решений на индивидуальном уровне направлена на достижение достаточной величины потребления в текущем периоде и на формирование приемлемого объема сбережений для отложенного потребления семьи. Суммарная величина денежных затрат до-мохозяйств, формирующаяся как денежный поток от имеющихся у них источников доходов, влияет на характер их финансовых решений. Величина совокупного располагаемого дохода может быть представлена функцией, определяемой экзогенными и эндогенными параметрами. Среди таких параметров наиболее значимыми, по мнению автора, являются:

1) уровень дохода Income. В данном случае речь идет о величине располагаемого дохода, который домохозяйства распределяют на текущее потребление и направляют на сбережения в традиционном понимании - как накопления или отложенное потребление и/или инвестируют в доступные финансовые инструменты, формируя дополнительный источник дохода;

2) уровень цен Prices и их волатильность, на которые ориентируются домохозяйства при планировании своих расходов;

8 Автор имеет в виду возможность изменения структуры распределения дохода на потребление и сбережение во времени (в зависимости от частных и личных мотивов) вследствие причин массового характера (стихийные бедствия, проявление кризисных явлений в экономике и проч.) в связи с динамикой доходов или техническими нововведениями.

3) государственная политика Gv в области трансфертов TR и государственных закупок G. Этот показатель весьма актуален в российских условиях, поскольку пенсии, стипендии и ряд социальных пособий позволяют значительной части населения обеспечивать удовлетворение потребностей невысокого уровня;

4) налоговая политика государства Tax, влияющая как на финансовые решения домохозяйств, так и на инвестиционный климат и инвестиционную активность экономических агентов;

5) уровень процентных ставок в экономике Rates (i), который определяет привлекательность депозитных сбережений для формирования сбережений и возможностей кредитования, в целом влияющий на потребительский оптимизм населения;

6) потребности домохозяйств Needs как совокупность индивидуальных предпочтений и реализованных решений о приобретении товаров и услуг9.

Перечисленные параметры определяют возможности расширения трактовки мотивации потребления10 и выявляют приоритетность между текущим и отложенным потреблением. Таким образом, может быть реализован комплексный механизм в области решений как о рестрикции потребления в отношении наборов благ, так и об увеличении их доли в потребительской корзине домохозяйств.

С учетом изложенного величину денежных затрат домохозяйств в данном контексте следует интерпретировать как функцию от рассмотренных переменных11:

Cfin = F (I, PP, Gv (TR, G), Tax, R (i),

Time, Needs,...), (1)

где I - уровень доходов домохозяйств;

PP - уровень цен;

Gv (TR, G) - государственные расходы (в том

числе трансферты);

Tax - налоги;

R (i) - процентные ставки;

9 Разумовская Е. А. Экспресс-имитационная модель оценки значимости государственного регулирования процесса персонального финансового планирования // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 14 (317). С. 31 - 42.

10 Под мотивацией потребления предлагается понимать совокупность побуждающих причин к принятию людьми персональных финансовых решений в области распределения располагаемого дохода.

11 Выделение в качестве наиболее значимых факторов, опреде-

ляющих величину совокупного располагаемого дохода в функцию,

определено автором на основании экспресс-имитационного моделирования (результаты моделирования опубликованы в частности в научно-практическом и аналитическом журнале «Экономический анализ: теория и практика». 2013. № 14 (317).

Time - периоды потребления (текущий и перспективный);

Needs - потребности домохозяйств. Допущением, при котором может существовать данная функция, является возможность лишь косвенного учета влияния бизнеса на принятие финансовых решений людьми посредством обеспечения определенного уровня доходов домохозяйств, участники которых заняты в частном секторе экономики. Это объясняется неоднозначным характером влияния данного критерия на финансовую мотивацию домохозяйств и недостаточным уровнем развития корпоративной ответственности российского бизнеса в отношении работников и общества в целом.

Еще одной конструктивной особенностью представленной функции является дискретность временных интервалов, т. е. включение двух периодов, которые учитываются домохозяйствами при принятии финансовых решений о структуре своих бюджетов. Первый период - это расходы на текущее потребление. Денежный поток, финансирующий затраты этого периода, определяется существующим уровнем дохода, цен и процентных ставок, а также потребительскими предпочтениями. Второй период - это будущее или отложенное потребление, величина которого в большей степени зависит от ожиданий в отношении динамики цен и величины перманентного дохода, налоговой политики и государственной политики в социальной сфере, процентных ставок по кредитам и депозитам. Временной разрыв определяет неодинаковые подходы людей к планированию своих расходов исходя из различий в доходах в разные периоды их жизни.

Заметное искажающее влияние на результаты исследования в рамках предлагаемой функции привносят аспекты информационной асимметричности и факторы неопределенности, которые стимулируют людей искать способы минимизации издержек, прибегая к использованию стереотипов и общепринятых образцов поведения. Имитирование поведения лиц близкой социальной группы реализуется при ориентации на мнение окружающих, которому люди привыкли доверять12. Кроме того, люди ориентируются на информационные каскады13, которые, по их мнению,

12 Разумовская Е. А. Влияние факторов неопределенности на персональные финансовые решения // Наука в центральной России. 2012. № 2. С. 151 - 154.

13 К информационным каскадам можно отнести рекламу в СМИ, рекламные кампании в торговых центрах, информацию, получаемую от знакомых о качестве товаров и услуг, в которых конкретное лицо объективно не нуждается.

позволяют экономить средства при покупках. Стоит отметить при этом, что принимаемые финансовые решения могут носит иррациональный характер14.

Следует признать, что люди мотивированы в принятии финансовых решений не только внешними факторами (PP Gv (TR, G), Tax, R (i), Time), но и уникальными, которые персонализируют финансовые цели. Спектр уникальных факторов может определяться следующими персональными особенностями людей: гендерный признак; возраст; образование; привычки и вкусы; уровень перманентного дохода; перспективы карьеры и роста дохода; наличие наследуемого имущества в настоящий момент времени или в перспективе; семейный статус; наличие детей; наличие собственного жилья; обязанность содержать иждивенцев; наличие сбережений; структура дохода; состояние здоровья и др. Все перечисленные факторы прямо и косвенно формируют включенный в функцию параметр потребности, обозначенный Needs. Совокупность факторов функции формирует условия для персонального финансового планирования, определяя специфику персональных финансовых целей и выработку набора инструментов для их достижения15.

Представленное исследование позволяет рассматривать финансовое планирование как процесс, посредством которого отдельные лица и семьи индивидуально мотивированы и реализуют свои желания в достижении ряда поставленных целей. Персональным финансовым планированием (personal financial planning) в разной степени занято большинство людей, поскольку оно включает в себя в том числе принятие решений о текущих покупках, совершаемых ежедневно. Персональное финансовое планирование построено на реализации последовательности следующих действий:

- ранжирование финансовых целей;

- принятие решения о поиске источников средств для финансирования реализации выбранных целей (таким решением может быть формирование депозитных или страховых сбережений, кредитование);

14 Примером иррациональных решений может служить массовое участие в финансовых пирамидах.

15 Оценка значимости психологических факторов для процесса персонального финансового планирования реали-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зована в рамках интегрированной мультифакторной модели, построения когнитивной векторной сетки и несимметричных

матриц смежности, см. Разумовская Е. А. Государственное регулирование персонального финансового планирования. Екатеринбург, 2013. 278 с.

- следование избранному плану и его корректировка при необходимости16.

Индуктивный характер исследования обусловливает необходимость проведения анализа структурных частей и этапов финансового планирования. Сложность реализации подобного анализа определяется многообразием индивидуальных предпочтений и объективными различиями между людьми. Кроме того, домохозяйства, принимая финансовые решения в одном направлении, не всегда адекватно оценивают их последствия для других, ранее принятых или планируемых в перспективе решений.

Еще одним немаловажным фактором, вносящим коррективы в индивидуальное финансовое планирование, является внешняя конъюнктура. Совокупность экзогенных факторов, формирующих среду для финансового планирования семей, включает в себя налоговую политику, прогнозируемую инфляцию, существующий и ожидаемый уровень доходов и другие факторы. Эти факторы напрямую и опосредованно регулируются государством, основным направлением их регулирования является достижение социально-экономического равновесия в обществе при сохранении приемлемых темпов роста экономики.

Стремление людей к планированию своих расходов определяется желанием быть финансово независимыми, не иметь долгов и при этом обеспечивать себе и своим близким достойный уровень жизни. Однако за исключением действительно состоятельных и богатых большинство граждан не может себе этого позволить. Механизмом, обеспечивающим достижение желаемого стиля жизни (покупка престижных товаров и услуг, отдых и прочие блага), является персональное финансовое планирование. Оно выступает как процесс, посредством которого индивиды и семьи реализуют свои желания в достижении финансовых целей (financial targets), таких, которые требуют денежных средств для их воплощения17 и обеспечивают эффективное перераспределение получаемого дохода во времени.

Следует отметить, что кроме рассмотренных стратификационных принципов существует ряд других подходов к исследованию критериальности, которая определяет направления и объемы потребительских расходов населения, их рассредоточен-

16 Хамильтон К. Л. Личное финансовое планирование / пер. с англ. / под ред. В. Х. Эченикэ, Е. В. Эченикэ. М.: ИНФРА-М, 2010. С. 3.

17 Там же. С. 3.

ность во времени, подверженность всплескам и падению потребительского оптимизма и проч.

В частности, теория Д. Канемана и А. Тверски объясняет влияние ряда факторов, которые во многом являются психологическими, на принятие финансовых решений людьми и раскрывает нерациональные мотивы, в соответствии с которыми граждане принимают решения, идущие вразрез с принципами ожидаемой полезности. Основой построения концепции Канемана-Тверски послужили исследования поведения экономических субъектов в условиях неопределенности в рамках поведенческой теории финансов (behavioral finance theory). В соответствии с поведенческой теорией финансов неоптимальность потребительского поведения населения определяется в большей степени не величиной располагаемого дохода, а потребительскими демотиваторами18, т. е. психологическими факторами, которые снижают ожидаемую полезность потребления.

Заметный вклад в раскрытие принципов потребительского поведения внесли Р. А. Масгрейв и П. Б. Масгрейв. Мнение американских ученых состоит в том, что в процессе длительного взаимодействия и взаимной симпатии у людей формируются общие взгляды и вырабатываются стереотипы поведения, в том числе в потребительской сфере. Общие интересы приводят к возникновению общих потребностей, поддерживать которые люди считают себя обязанными как члены сообщества19. Однако не все ситуации, включающие подобные предпочтения, имеют положительную результативность потребления, поскольку частный выбор может быть ограничен в ряде ситуаций, когда необходим уход за детьми или больными родственниками, когда выбор о приобретении товара формируется под воздействием ложной рекламы, когда политико-социальные решения, принимаемые большинством населения, заключают в себе вмешательство в предпочтения меньшинства и пр. В этих и ряде других случаев общество может брать на себя корректировку последствий проявления индивидуальных предпочтений в целях повышения их эффективности. Однако чаще государство выступает неким регулятором и корректирует потребительское поведение в отношении мериторных благ. Такой взгляд используется как в

18 Под таким ненаучным термином автор предлагает понимать совокупное влияние факторов, делающих решение о приобретении товара (услуги) нерациональным. Демотивирующее действие ряда факторов может также приводить к отказу от покупки действительно нужного товара (услуги).

19 Масгрейв Р., Масгрейв П. Государственные финансы: теория и практика / пер. с англ. М.: Бизнес Атлас, 2009. С. 78.

отношении общественных благ, так и частных. Аналогичный подход применим к «общественным бедам» или демериторным благам. Государственное регулирование при выявлении мериторных и демериторных благ, при всех его положительных эффектах, следует использовать с осторожностью, поскольку оно может привести к тоталитаризму20. Однако общие ценности и взгляды действительно существуют в сплоченном обществе и их существование может устанавливать некоторые ограничения индивидуального выбора или может быть направлено на устранение последствий нецелесообразных экономических и финансовых решений людей.

В этой связи приобретают актуальность исследования механизмов мотивации финансовых решений домашних хозяйств, которые позволяют выявить субъективные критерии, формирующие такие решения.

Представление персонального финансового планирования как комплексного процесса позволяет представить характеристику его релевантных черт, которые заключаются:

1) в самостоятельности и инициативности принятия финансовых решений;

2) в суверенном характере персонального финансового планирования;

3) персонализации финансовых решений, что определяется индивидуальными потребительскими предпочтениями;

4) в уникальном характере принятия финансовых решений, что происходит от индивидуальности финансовых целей отдельных людей;

5) в волатильности потребительских предпочтений;

6) в целевом характере расходования располагаемого дохода;

7) в наличии элементов планирования при формировании и использовании дохода;

8) в интенциальности персонального финансового планирования на этапе постановки персональных финансовых целей;

9) в бифуркационности процесса персонального финансового планирования, что сопряжено с изменчивостью потребительских предпочтений.

Учитывая социально-психологические исследования и теории, а также результаты стратификационного исследования, существенно влияющие на направления расходования средств населением,

20 Масгрейв Р., Масгрейв П. Государственные финансы: теория и практика / пер. с англ. М.: Бизнес Атлас, 2009. С. 79.

следует отметить определенную последовательность предпочтений потребительских расходов. Шкала удовлетворения потребностей А. Маслоу позволяет ранжировать приоритетность расходования средств и построить пирамиду, основанную на выявленной приоритетности. Градация, в соответствии с которой первая, нижняя ступень пирамиды отражает расходование средств на удовлетворение первоочередных потребностей, а пятая, самая высшая ступень, показывает расходы на удовлетворение духовных потребностей личности, представлена на рисунке.

Принятие в качестве основного критерия предложенного ранжирования величины и динамики дохода дает основания для ранжирования направлений расходования средств населением в зависимости от первоочередности финансовых целей:

1) обслуживающие расходы, среди которых продукты питания, входящие в состав потребительской корзины, минимальный набор одежды и обуви. Часто лица, имеющие такой уровень дохода, не имеют своего жилья, проживая с родителями (детьми) или другими родственниками. Данная группа расходов направлена на удовлетворение первоочередных потребностей в пище и одежде;

2) экзистенциальные расходы - обеспечивают безопасность существования людей, их потребности в комфорте и постоянных условиях жизни. К ним относятся расходы, связанные с содержанием жилья, транспортные расходы. На этой ступени происходит рост затрат на питание и одежду, планирование будущих направлений и объемов расходов, таких как содержание и образование детей;

3) группа социальных расходов - включает в себя затраты, связанные с содержанием семьи: забо-

Расходы на духовные /\ потребности

/ Расходы \ престижа

Социальные расходы

Экзистенциальны е расходы

Обслуживающие расходы

Пирамида приоритетности расходов Примечание: авторская разработка.

та о детях и родителях, супругах; представительские расходы личности, обеспечивающие желание выглядеть достойно на работе, в среде коллег, друзей; расходы на медицинское обслуживание, повышение уровня образования;

4) расходы престижа - эти расходы могут состоять из затрат: на отдых и развлечения; на статусное жилье и транспортные средства; на добровольное медицинское страхование; на предметы роскоши (значительную долю начинают занимать инвестиционные расходы, призванные обеспечить доход в будущем периоде как самим инвесторам, так и их наследникам). Спрос на товары роскоши увеличивается быстрее, чем возрастает доход, и в меньшей степени определяется уровнем и динамикой цен на них (по сравнению с товарами первой необходимости). Темпы роста затрат на товары элитной группы опережают темпы роста доходов у категории состоятельных граждан. Одновременно расходы на приобретение предметов роскоши могут рассматриваться как инвестиционные расходы или отложенное потребление, источником которых являются сбережения;

5) группа расходов, связанных с удовлетворением духовных потребностей и самовыражением. По достижении уровня дохода, способного удовлетворить совокупность предыдущих потребностей, люди стремятся к самовыражению посредством приобретения предметов культуры и искусства, коллекционирования ценностей, спонсорства и меценатства, покровительства учреждениям, коллективам, публичным мероприятиям. Это наиболее высокий уровень потребностей, стремление удовлетворить который возникает у относительно узкого круга людей.

Рассмотренная приоритетность расходов, обусловленная приоритетностью потребностей, может служить основой формирования агрегатов потребностей2. Однако не следует категорично и прямолинейно трактовать наполнение пирамиды удовлетворения потребностей А. Маслоу. Необходимо принимать во внимание разбалансированность структуры ценностей в современном обществе22. Так, для разных социальных слоев приоритетность расходования средств может существенно различаться: состоятельные люди не всегда являются духовно развитыми

21 Автор предлагает понимать под этим термином сгруппированные направления расходования средств домашних и индивидуальных хозяйств в соответствии с реализованными ими персональными финансовыми решениями в результате персонального финансового планирования.

22 Это касается как России, так и всего мира.

и в этой связи их потребительское поведение может не быть ориентировано на удовлетворение духовных потребностей и самосовершенствование. При этом несостоятельные граждане - научные работники, преподаватели, деятели культуры и искусства - могут принимать финансовые решения, ограничивающие величину потребления, сокращая, таким образом, обсуживающие расходы в пользу сбережения средств для удовлетворения духовных потребностей.

Значимым выводом проведенного исследования принципов распределения располагаемого дохода населением является выявление уникального характера персонального финансового планирования. Эти принципы обусловлены объективными (чаще внешними) и субъективными (главным образом, индивидуальными) факторами.

Персональное финансовое планирование определяется совокупностью условий, персонализирующих финансовые цели, и приоритетностью направлений расходования средств домашними хозяйствами. В значительной степени эти условия включают величину и динамику располагаемого дохода. Однако заметное влияние на персональное финансовое планирование оказывают психологические факторы.

Раскрытие принципов персонального финансового планирования может создать предпосылки для выработки механизмов регулирования направлений и объемов распределения совокупного дохода в обществе. Выявление индивидуальных финансовых приоритетов расходования средств населением определяет возможность формирования более эффективной системы социальных инвестиций23 и способно обеспечить условия для достижения устойчивости финансовой системы государства и социально-экономического благополучия общества.

список литературы

1. Итуэлл Дж., Милгейт М., Ньюмен П. Финансы / пер. с англ. / научн. ред. Р. М. Этнов. М.: Изд-во ГУ ВШЭ,

2008. 450 с.

2. Масгрейв Р., Масгрейв П. Государственные финансы: теория и практика / пер. с англ. М.: Бизнес Атлас,

2009. 716 с.

3. Разумовская Е. А. Принципы персонального планирования в рамках экономики благосостояния: материалы Международной научно-практической конференции «Инновации в современной экономике: проблемы и перспективы» / МГУЭСИ. М., 2012. С. 67 - 68.

23 Полищук Л. И. Корпоративная социальная ответственность или государственное регулирование: анализ институционального выбора // Вопросы экономики. 2009. № 10. С. 4 - 22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.