Научная статья на тему 'Выявление приоритетных факторов и направлений расходования средств населением при личном финансовом планировании'

Выявление приоритетных факторов и направлений расходования средств населением при личном финансовом планировании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
431
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ПРИОРИТЕТНОСТЬ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ / ДЕТЕРМИНАНТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ / ФИНАНСОВЫЕ РЕШЕНИЯ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ / PERSONAL FINANCIAL PLANNING / CONSUMER PREFERENCES / SPENDING PRIORITIES / THE DETERMINANTS OF CONSUMER BEHAVIOR / FINANCIAL DECISIONS OF HOUSEHOLDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Разумовская Е.А.

В настоящей работе рассматриваются теории и концепции, позволяющие выявить критерии мотивации домашних хозяйств при принятии финансовых решений и показать взаимосвязь индивидуальных экономических решений с приоритетностью расходования средств в рамках персонального финансового планирования. Автор предлагает аналогию Пирамиду приоритетности расходов, основанную на приоритетах удовлетворения потребностей А. Маслоу. Результатом рассмотрения принципов и уровней финансового планирования, стала функцию, позволяющая оценить степень влияния детерминант потребительского поведения на величину и направление расходования средств домохозяйствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF PRIORITY FACTORS AND DIRECTIONS USE OF FUNDS OF THE POPULATION AT PERSONAL FINANCIAL PLANNING

In this article presented the theory and concepts, allowing to identify the criteria for the motivation of households when making financial decisions and showing the relationship of individual economic decisions with the priority of spending as part of personal financial planning. The author offers an analogy the Pyramid of prioritizing spending, based on the priority meet the needs of Maslow. Consideration of the principles and levels of financial planning has allowed the author to present a function that allows estimating the degree of influence the determinants of consumer behavior on the magnitude and direction of spending by households.

Текст научной работы на тему «Выявление приоритетных факторов и направлений расходования средств населением при личном финансовом планировании»

Проблемы экономики и менеджмента

Список литературы:

1. Белов С. Энергетический PR: энергоэффективное преимущество / С. Белов // Журнал «Энергорынок». - 2012. - № 1 (96) - С. 10-13

2. Кащеев И. А. Имидж электроэнергетических предприятий как маркетинговый инструмент взаимодействия с внешней средой: Автореф. дис. канд. эконом. наук. Волгоград, 2009 - 24 с.

3. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2009. - 528 с.

4. Официальный сайт ОАО «Тюменьэнерго» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.te.ru/

List of references:

1. Belov S. Power PR: power effective advantage / Page Belov//Energorynok Magazine. - 2012. - No. 1 (96) - P. 10-13

2. Kascheyev I. A. Image of the electropower enterprises as the marketing instrument of interaction with environment: Avtoref. yew. edging. house-keeper. sciences. Volgograd, 2009 - 24 p.

3. Regulus V.G.Osnovy of public relations. - M: Refl-buk; Kiev: Vakler, 2009. - 528 p.

4. An official site of JSC Tyumenenergo - [electronic resource]. - Access mode: http://www.te.ru/

УДК 330.564.2

Е.А. Разумовская

канд. экон. наук, доцент, кафедра «Страхование», департамент Финансов, Высшая школа экономики и менеджмента, ФГАОУВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», доцент кафедры «Финансы и бухгалтерский учет», НОУ ВПО «Гуманитарный университет»

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ ФАКТОРОВ И НАПРАВЛЕНИЙ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ НАСЕЛЕНИЕМ ПРИ ЛИЧНОМ ФИНАНСОВОМ ПЛАНИРОВАНИИ

Аннотация. В настоящей работе рассматриваются теории и концепции, позволяющие выявить критерии мотивации домашних хозяйств при принятии финансовых решений и показать взаимосвязь индивидуальных экономических решений с приоритетностью расходования средств в рамках персонального финансового планирования. Автор предлагает аналогию - Пирамиду приоритетности расходов, основанную на приоритетах удовлетворения потребностей А. Маслоу. Результатом рассмотрения принципов и уровней финансового планирования, стала функцию, позволяющая оценить степень влияния детерминант потребительского поведения на величину и направление расходования средств домохозяйствами.

Ключевые слова: личное финансовое планирование, потребительские предпочтения, приоритетность расходования средств, детерминанты потребительского поведения, финансовые решения домашних хозяйств.

70

№ 7 (11) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

E.A. Rasumovskaya, Ural Federal University named after the first Russian President B. N. Yeltsin, Finance and Accounting of Liberal Art University

IDENTIFICATION OF PRIORITY FACTORS AND DIRECTIONS USE OF FUNDS OF THE POPULATION AT PERSONAL FINANCIAL PLANNING

Abstract. In this article presented the theory and concepts, allowing to identify the criteria for the motivation of households when making financial decisions and showing the relationship of individual economic decisions with the priority of spending as part of personal financial planning. The author offers an analogy - the Pyramid of prioritizing spending, based on the priority meet the needs of Maslow. Consideration of the principles and levels of financial planning has allowed the author to present a function that allows estimating the degree of influence the determinants of consumer behavior on the magnitude and direction of spending by households.

Keywords: personal financial planning, consumer preferences, spending priorities, the determinants of consumer behavior, financial decisions of households.

Многие люди желают быть финансово независимыми, не иметь долгов и при этом обеспечивать себе и своим близким достойный уровень жизни, не беспокоясь при этом о величине сбережений. За исключением действительно состоятельных и богатых, большинство людей не могут себе этого позволить. Для достижения желаемого стиля жизни - покупок престижных товаров и услуг, отдыха и прочих благ, они занимаются персональным финансовым планированием (personal financial planning). Личное финансовое планирование является процессом, посредством которого индивиды и семьи реализуют свои желания в достижении финансовых целей (financial targets) - таких, которые требуют денежных средств для воплощения [5, c. 3] и обеспечивают эффективное перераспределение получаемого дохода во времени.

Существует ряд подходов к исследованию критериальности, определяющей направления и объемы потребительских расходов населения, их рассредоточенность во времени, подверженность всплескам и падению потребительского оптимизма, и прочим аспектами.

Теория Д. Канеманом и А. Тверски, объясняет влияние ряда факторов, во многом - психологических, на принятие финансовых решений индивидами и раскрывает нерациональные мотивы, в соответствии с которыми, индивиды принимают решения, идущие в разрез с принципами ожидаемой полезности. Основой построения концепции Канемана - Тверски послужили исследования поведения экономических субъектов в условиях неопределённости в рамках поведенческой теории финансов (behavioral finance theory). В соответствии с поведенческой теорией финансов, неоптимальность потребительского поведения населения определяется в большей степени не величиной располагаемого дохода, а потребительскими демотиваторами, то есть психологическими факторами, которые снижают ожидаемую полезность потребления.

Заметный вклад в раскрытие принципов потребительского поведения внесли Р.А. Масгрейв и П.Б. Масгрейв. Мнение американских ученых состоит в том, что в процессе длительного взаимодействия и взаимной симпатии у людей формируются общие взгляды и вырабатываются стереотипы поведения, в том числе - в потребительской сфере. Общие интересы приводят к возникновению общих потребностей, поддер-

№ 7 (11) - 2012

71

Проблемы экономики и менеджмента

живать которые люди считают себя обязанными, как члены сообщества [1, с. 78]. Не все ситуации, включающие подобные предпочтения, имеют положительную результативность потребления, поскольку частный выбор может быть ограничен в ряде ситуаций, таких, как необходимость ухода за детьми или больными родственниками; выбор о приобретении товара под воздействием ложной рекламы; политико-социальные решения, принимаемые большинством населения, заключают в себе вмешательство в предпочтения меньшинства и прочих. В этих и других случаях общество может брать на себя корректировку последствий проявления индивидуальных предпочтений с целью повышения их эффективности. Чаще в подобных случаях государство выступает неким регулятором и корректирует потребительское поведение в отношении меритор-ных благ. Такой взгляд используется как в отношении общественных благ, так и частных. Аналогичный подход применим к «общественным бедам» или демериторным благам. Государственное регулирование при выявлении мериторных и демериторных благ, при всех его положительных эффектах, следует использовать с осторожностью, поскольку оно может привести к тоталитаризму [1, с. 79]. Однако общие ценности и взгляды действительно существуют в сплоченном обществе и их существование может устанавливать некоторые ограничения индивидуального выбора или может быть направлено на устранение последствий нецелесообразных экономических и финансовых решений людей.

В этой связи приобретают актуальность исследования механизмов мотивации финансовых решений домашних хозяйств, которые позволяющие выявить субъективные критерии, формирующие такие решения. Учитывая социально - психологические исследования и теории, определяющие направления расходования средств населением, прослеживается последовательность предпочтений потребительских расходов. Шкала удовлетворения потребностей А. Маслоу позволяет ранжировать приоритетность расходования средств и построить Пирамиду, основанную на выявленной приоритетности. Основным критерием такого ранжирования является величина и динамика дохода населения. Градация, в соответствии с которой первая, нижняя ступень Пирамиды отражает расходование средств на удовлетворение первоочередных потребностей, а пятая, самая высшая ступень показывает расходы на удовлетворение духовных потребностей личности, представлена на рисунке 1.

Ранжирование направлений расходования средств в зависимости от первоочередности финансовых целей может быть представлено следующим образом:

1. Обслуживающие расходы, среди которых продукты питания, входящие в состав потребительской корзины, минимальный набор одежды и обуви. Часто лица, имеющие такой уровень дохода, не имеют своего жилья, проживая с родителями или другими родственниками. Данная группа расходов направлена на удовлетворение первоочередных потребностей в пище и одежде.

2. Экзистенциальные расходы обеспечивают безопасность существования людей, их потребности в комфорте и постоянных условиях жизни. К ним относятся расхо-

72

№ 7 (11) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

ды, связанные с содержанием жилья, транспортные расходы. На этой ступени происходит рост расходов на питание и одежду, планирование будущих расходов, таких как содержание и образование детей.

3. Группа социальных расходов включает в себя затраты, связанные с содержанием семьи: забота о детях и родителях, супругах; представительские расходы личности, обеспечивающие желание выглядеть достойно на работе, в среде коллег, друзей; расходы на медицинское обслуживание, повышение уровня образования.

4. Расходы престижа могут состоять из затрат на отдых, развлечения; на статусное жилье и транспортные средства; добровольное медицинское страхование; значительную долю начинают занимать инвестиционные расходы, призванные обеспечить доход в будущем периоде как самим инвесторам, так и их наследникам; предметы роскоши. Спрос на товары роскоши увеличивается быстрее, чем возрастает доход и в меньшей степени определяется уровнем и динамикой цен на них, по сравнению с товарами первой необходимости. Темпы роста затрат на товары элитной группы опережают темпы роста доходов у категории состоятельных граждан. Одновременно, расходы на приобретение предметов роскоши могут рассматриваться как инвестиционные расходы или отложенное потребление, источником которых являются сбережения.

5. Группа расходов, связанных с удовлетворением духовных потребностей и самовыражением. По достижении уровня дохода, способного удовлетворить совокупность предыдущих потребностей, люди стремятся к самовыражению посредством приобретения предметов культуры и искусства, коллекционирования ценностей, спонсорства и меценатства, покровительства учреждениям, коллективам, публичным мероприятиям. Это наиболее высокий уровень потребностей, стремление удовлетворить который возникает у относительно узкого круга людей.

Рисунок 1 - Пирамида приоритетности расходов

Результаты исследований автора структуры потребительских затрат свидетельствуют о превалирующей доле обслуживающих расходов, размер которой варьируется

№ 7 (11) - 2012

73

Проблемы экономики и менеджмента

около 70% [2, с. 49]. Существенный размер текущих затрат определяет малую величину средств, направляемых на формирование человеческого капитала и приобретение инвестиционных товаров: расходов на медицину и образование; приобретение бытовой техники, автомобилей, отдых и развлечения. Такая структура распределения совокупного дохода в отечественной практике обусловлена относительно низким уровнем доходов значительного числа домашних хозяйств, негативными адаптивными ожиданиями относительно цен и их динамики, общим низким доверием к финансовой системе со стороны населения. В целом, потребительское поведение следует охарактеризовать, как неоптимальное [4, с. 232], поскольку оно подвержено влиянию индивидуальных предпочтений. Процесс принятия финансовых решений отражает опосредованный этап на пути достижения благосостояния общества, которое является суммарной величиной благосостояния отдельных домохозяйств.

Совокупность субъективных критериев, на которые ориентируются домашние хозяйства при принятии решений о направлениях расходования средств, определяет необходимость выработки механизмов оптимизации процессов личного финансового планирования.

Финансовое планирование домохозяйств отражает процессы принятия финансовых решений, направленных на достижение приемлемого уровня потребления в текущем периоде и формирования достаточного объема сбережений для отложенного потребления семьи. Денежные затраты, формирующиеся как совокупный денежный поток от имеющихся у индивидов источников доходов влияют на характер их финансовых решений. Величина совокупного располагаемого дохода может быть представлена функцией, определяемой экзогенными и эндогенными параметрами. Среди таких параметров наиболее значимыми являются:

1. Доход (Income) - денежные средства, которые домохозяйства распределяют на текущее потребление и направляют на сбережения в традиционном понимании: накопления для отложенного потребления или капитализируют, формируя дополнительный источник дохода.

2. Цены (Prices) и их динамика, поскольку на них ориентируются домохозяйства при планировании своих затрат.

3. Расходы государства в области трансфертов (TR) и государственных закупок (G). Использование этого показателя наиболее актуально в российских условиях, поскольку пенсии позволяют значительной части населения обеспечивать удовлетворение потребностей невысокого уровня.

4. Фискальная политика (Tax) государства, влияющая, как на решения домохозяйств, так и на инвестиционный климат в стране.

5. Денежно - кредитная политика, определяющая уровень процентных ставок (R(i)) в экономике, которая влияет на потребительскую активность населения.

6. Совокупность потребностей домохозяйств (Needs of households), как множество индивидуальных предпочтений.

74

№ 7 (11) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

7. Периоды потребления (Times of consumption), позволяющие ранжировать потребление в текущем и перспективном периоде.

Эти параметры определяют возможности расширения потребления и выявляют приоритетность в потреблении товаров и услуг. Таким образом, происходит формирование решений, как о рестрикции потребления в отношении наборов благ, так и об увеличении их доли в потребительской корзине домохозяйств.

Денежные затраты домашних хозяйств в данном контексте следует интерпретировать, как функцию от рассмотренных переменных:

Cfin = F(I, PP, Gv (TR,G), Tax, R(i), Time, Needs),

где I - уровень доходов домохозяйств;

PP - уровень цен;

Gv (TR, G) - государственные расходы (в т.ч. трансферты);

Tax - налоги;

R (i) - процентные ставки;

Needs - потребности домохозяйств;

Times - периоды потребления (текущий и перспективный).

Данная функция существует при допущениях, первым из которых является то, что она лишь косвенно учитывает влияние бизнеса на принятие финансовых решений индивидами посредством обеспечения определенного уровня доходов занятых в частном секторе экономики лиц. Это объясняется неоднозначным характером влияния данного критерия на финансовую мотивацию домохозяйств и недостаточным уровнем развития корпоративной ответственности российского бизнеса в отношении работников и общества в целом. Отечественные корпорации не рассматривают социальные инвестиции, как эффективные с экономической точки зрения финансовые вложения. В долгосрочном стратегическом планировании крупных компаний доминируют представления о благотворительном характере финансирования социальных задач общества. Эти задачи оцениваются бизнесом, как патерналистские, что приводит к деструктивным последствиям для экономики в целом - к нарушению сбалансированности функционирования компаний и к игнорированию комплексности развития общества. Крайней степенью проявления игнорирования бизнесом участия в развитии общества как целостной системы, является социальная обструкция.

Другое важное допущение функции позволяет учитывать два периода, которые принимаются во внимание домохозяйствами при принятии финансовых решений о структуре своих бюджетов. Первый период - это расходы текущего потребления. Денежный поток, финансирующий затраты этого периода определяется существующим уровнем дохода, цен и процентных ставок, а так же потребительскими предпочтениями. Второй период - это будущее, то есть отложенное потребление, величина которого в большей степени зависит от ожиданий в отношении динамики цен и величины перманентного дохода, а так же налоговой и государственной политики в социальной сфере, процентными ставками по кредитам и депозитам.

№ 7 (11) - 2012

75

Проблемы экономики и менеджмента

Определенное искажающее влияние на результаты исследования в рамках представленной функции привносят так же аспекты информационной асимметричности и факторы неопределённости, которые стимулируют людей искать пути минимизации издержек в виде стереотипов и общепринятых образцов поведения. Поведение окружающих лиц близкой социальной группы или информационный каскад вызывают имитационную реакцию, при которой реализуется ориентация на мнение окружающих, которому люди привыкли доверять и следуют ему.

Финансовое планирование следует рассматривать как процесс, посредством которого домашние хозяйства индивидуально мотивированы и реализуют свои желания в достижении ряда поставленных целей посредством управления потоками финансовых ресурсов, находящимися у них в распоряжении. Среди таких целей наиболее распространенными являются: обеспечение достаточного уровня текущего потребления, сбережение средств на обучение детей или на формирование пенсионных отчислений, покупка жилья и прочие. Личным финансовым планированием в разной степени занято большинство людей, поскольку оно включает в себя, в том числе, принятие решений о текущих покупках, совершаемых ежедневно. Личное финансовое планирование основано на соблюдении последовательности следующих действий:

1. Ранжирование финансовых целей по приоритетности и предпочтениям.

2. Принятие решения об источнике финансирования избранной цели. Такое решение может быть реализовано посредством формирования депозитных или страховых сбережений, либо кредитования.

3. Воплощение избранного плана и его корректировка при необходимости [5, с. 3].

Наиболее важным моментом построения первого этапа модели и выявления принципов личного финансового планирования является определение и постановка личных финансовых целей (personal financial targets). Индуктивный характер моделирования сопряжен с необходимостью проведения анализа каждого из этапов личного финансового планирования. Сложность реализации подобного исследования обусловлена многообразием индивидуальных предпочтений и объективными различиями между людьми. Кроме того, домохозяйства, принимая решение в одной области, не всегда адекватно оценивают его последствия для других, ранее принятых или планируемых в перспективе решений. Ещё одним существенным фактором, вносящим коррективы в процесс индивидуального финансового планирования являются аспекты внешней конъюнктуры. Совокупность экзогенных параметров, формирующих среду для финансового планирования семей, включает в себя налоговую политику государства, прогнозируемую и реальную инфляцию, существующий и ожидаемый уровень доходов, и другие факторы. Эти факторы напрямую и опосредованно регулируются государством, и основными направлениями их регулирования является достижение социальноэкономического равновесия в обществе при сохранении приемлемых темпов роста экономики.

76

№ 7 (11) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

Исследование направлений и процессов личного финансового планирования населения позволяет выявить факторы, персонализирующие индивидуальные финансовые цели и сформулировать задачи, определяющие приоритетность направлений будущих расходов домашних хозяйств. Выявление индивидуальных финансовых приоритетов позволит сделать более эффективной систему «народохозяйственного планирования» [3, с. 109] и обеспечивать условия достижения устойчивости финансовой системы государства и социально - экономического благополучия общества.

Список литературы:

1. Масгрейв Р.А., Масгрейв П.Б. Государственные финансы: теория и практика. Перевод с англ. М.: Бизнес Атлас, 2009.

2. Разумовская Е.А. Влияние факторов неопределенности на эффективность принятия финансовых решений домохозяйствами. Наука и экономика, № 4 (8), 2011. Иваново: Научная мысль, 2011.

3. Финансы: учебник под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. М.: Юрайт,

2012.

4. Финансы. Под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта и П. Ньюмена. Перевод с англ. под ред. академика РАН Р.М. Этнова. М.: Издательство ГУ ВШЭ, 2008.

5. Хамильтон К. Л. Личное финансовое планирование. М.: Инфра - М, 2010.

List of references:

1. Musgrave R.A., Musgrave P.B. Public finance: theory and practice. Translated from English. M: Business Atlas, 2009.

2. Rasumovskaya E. The influence of uncertainty on the effectiveness financial decision by households. Science and Economics № 4 (8), 2011. Ivanovo: Scientific Thought, 2011.

3. Finance: a textbook, ed. MV Romanovsky, O. Vrublevskaya. Moskow: Yurait, 2012.

4. Finance. Ed. J. Eatwell, M. Milgeyt and P. Newman. Translated from English, edited. R.M. Etnov. Moscow: Publisher HSE, 2008.

5. Hamilton K.L. Personal financial planning. Moscow: Infra - M, 2010.

№ 7 (11) - 2012

77

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.