A.A. КАПЛУН
РОЛЬ ФИНАНСОВ ДОМАШНИХ хозяйств В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ СТРАНЫ И РАЗВИТИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ
В современных экономических условиях домашние хозяйства обладают не только высоким уровнем самостоятельности в принятии финансовых решений, но и достаточным объемом финансовых ресурсов, которые практически не задействованы в развитии инвестиционного потенциала страны.
В связи с этим необходима выработка направлений государственной политики стимулирования сберегательного поведения домашних хозяйств и последующей трансформации сбережений в инвестиции.
Домашнее хозяйство, финансы домашних хозяйств, финансовая система, сбережения, инвестиции.
Постановка задачи исследования. В последние двадцать лет условия жизнедеятельности домашних хозяйств в нашей стране претерпели коренные изменения, связанные с переходом к рыночной экономике и с мировой экономической интеграцией, благодаря которым домохозяйства могут теперь самостоятельно определять параметры своего экономического поведения и несут полную ответственность за принятые ими экономические решения. Можно говорить о том, что домохозяйства в настоящий момент являются как поставщиками экономических ресурсов, так и основными потребительскими единицами. В связи с ростом самостоятельности домашних хозяйств возникает необходимость более детального изучения их экономической деятельности и выявления роли финансовых ресурсов домохозяштв в развитии экономического потенциала страны.
Определение места и функций финансов домашних хозяйств в рамках финансовой системы страны. В современной экономической литературе принято выделять три типа субъектов финансовых отношений: государство, предприятие и домашние хозяйства. Как следствие, финансовая система, представляющая собой форму организации финансовых отношений, состоит из трех крупных взаимосвязанных подсистем: публичных (централизованных) финансов, включающих государственные и муниципальные финансы; финансов хозяйствующих субъек-тов (предприятий), подразделяющихся на финансы коммерческих и некоммерческих организаций, а также финансы финансовых посредников, и финансов домашних хозяйств.
В то же время не существует единой точки зрения о возможности идентификации финансов домохо-зяйств в качестве самостоятельного звена финансовой системы. Можно указать на следующие причины, не позволяющие отнести финансы домашних хозяйств к числу самостоятельных объектов изучения экономических наук:
1) отсутствие единой «управляющей части». «В семейных бюджетах столько управляющих структур, сколько семей, т.е. о системе говорить не приходится»;
2) доходы домашних хозяйств образуются не как следствие специальных отношений, а как результат участия людей в воспроизводственном процессе;
3) наука не может выработать ни специальных законов, ни систем управления процессом образова-
ния доходов семьи, размером дохода и тем более рекомендаций по управлению и структуре расходов, поскольку эти процессы в каждой семье сообразуются с множеством индивидуальных особенностей [1].
Тем не менее многие экономисты не согласны с этой точкой зрения и считают необходимым включение финансов домохозяйств в число звеньев финансовой системы, поскольку:
- «члены домашних хозяйств участвуют в вое -производственном процессе, в частности, продавая предприятиям рабочую силу и получая за это доход в форме зарплаты. Но и государственные предприятия получают свои доходы, участвуя в воспроизводственном процессе, в частности, организуя процесс производства материальных благ и услуг, а не в результате «специальных отношений». А ведь против участия государственных предприятий в финансовых отношениях не возражает никто» [2];
- современные финансовые системы уже не ограничиваются отношениями по поводу формирования и использования централизованных фондов финансовых ресурсов, а включают также и децентрализованные : фонды предприятий и домашних хозяйств; домохозяйства, как и другие звенья финансовой системы, участвуют в процессе формирования и использования денежных фондов, причем не только собственных, но и финансовых ресурсов государства (посредством налогов и пр. обязательных платежей), предприятий (путем продажи собственных ресурсов), а также банковской системы (через кредиты и депозиты). Таким образом, домашнее хозяйство является важным субъектом экономической деятельности, особым типом хозяйства, оказывающим серьезное влияние на все экономические отношения в стране. Финансы домашних хозяйств в рамках данной работы выделяются как самостоятельное звено финансовой системы и представляют собой систему формирования иис -пользования денежных доходов групп лиц, проживающих в одном помещении и ведущих общее хозяйство в целях совместного потребления и накопления [3].
Рассмотрим модель взаимодействия субъектов финансовых отношений, которая представлена на рш. 1.
Основные факторы взаимодействия: (1) ресурсы, (2) расходы, (3) налоги и прочие обязательные платежи, (4) трансферты, (5) %-е доходы, (6) размещение активов, (7) субсидии, (8) налоги и прочие обязательные платежи, (9) расходы, (10) государственные закупки товаров, работ, услуг, (11) затраты, издержки, (12)
ресурсы, (13) денежный доход, (14) трудовые ресурсы, человеческий капитал, предпринимательские способности, (15) потребительские расходы, (16) продукты, товары, работы, услуги, (17) труд и капитал, выручка, (18) продукты, товары, работы, услуги, (19) сбережения, инвестиции, (20) доходы от инвестиций, (21) доходы от инвестиций, кредиты, (22) покупка финансовых активов, % по кредитам Рис. 1. Модель взаимодействия субъектов рыночных отношений
Взаимодействие субъектов финансовых отношений между собой происходит напрямую, а также посредством рынка ресурсов и рынка товаров и услуг [4]. На рынке ресурсов предприятия и государство предъявляют спрос на труд, человеческий капитал и предпринимательские способности, а домашние хозяйства, в свою очередь, формируют предложение этих ресурсов. Фирмы, приобретая необходимые виды ресурсов, несут издержки производства (или расходы), в то же время работодатели (предприятия и государство) создают потоки заработной платы (денежных доходов) домохозяйствам в ответ на пос -тавку ими определенных ресурсов. В процессе расходования имеющихся денежных средств домашние хозяйства создают спрос на рынке товаров и услуг, а предприятия, в свою очередь, формируют предложение и реализуют произведенную продукцию, получая выручку. Также фирмы могут покупать у домашних хозяйств прочие ресурсы: материалы, необходимые для обеспечения деятельности, или недвижимость (приобретение на праве собственности или аренда). Кроме того, предприятия могут предоставлять своим работникам кредиты, что также обеспечивает поток денежных средств от предприятия к домашнему хозяйству, вследствие которого возникает обратный денежный поток - при погашении работником кредита и процентов по нему.
Денежные средства домохозяйств и предприятий не полностью расходуются на приобретение ресурсов, товаров, работ и услуг, определенная их часть направляется для уплаты налогов государству и формирование сбережений и инвестиций (на финансовом рынке). Государство частично пополняет свои финансовые ресурсы за счет домашних хозяйств,
взимая налоги с физических лиц на доходы и иму-щество, получая плату за предоставляемые населению платные государственные услуги, а также проценты за предоставленный государственный кредит. Денежный поток от домашних хозяйств к государству формируется и за счет различных платежей, сборов, проведения лотерей, продажи государственных ценных бумаг физическим лицам. Интенсивный поток денежных средств от государства к населению включает государственные трансферты, идущие на выплату пособий, пенсий, стипендий разным категориям населения. Государство может также предоставлять кредиты населению, должно выплачивать проценты по государственным ценным бумагам, выигрыши по лотереям, выкупать ценные бумаги с истекшим сроком обращения, а также выплачивать заработную плату государственным служащим. Таким образом, домашние хозяйства поставляют государству свои ресурсы (преимущественно трудовые), а государство, в свою очередь, обеспечивает необходимые условия для жизнедеятельности населения [5]. Необходимо отметить, что соотношение налогов и трансфертов в различных домашних хозяйствах отличается : может соблюдаться баланс, т.е. приблизительное равенство уплачиваемых налогов и получаемых трансфертов; может преобладать или совершенно отсутствовать одно из направлений платежей.
В рамках представленной модели под блоком «финансовый рынок» предполагается совокупность финансовых корпораций (банков, страховых, инвес-тиционных, микрофинансовых организаций) и рынка финансовых ресурсов. На данном рынке домашние хозяйства получают два спектра возможностей: привлечение дополнительных денежных средств путем
кредитования и приобретение финансовых активов с целью сбережения и инвестирования средств.
Необходимо отметить, что в нашей стране наиболее развито первое направление взаимодействий домохозяйств с финансовым рынком - посредством кредитования, в то время как второе направление практически не используется, но вто же время имеет высокий потенциал развития, который может позволить домашним хозяйствам, в частности, и государству в целом выйти на более высокий уровень экономического развития.
Согласно представленной модели, к числу входящих потоков домохозяйств относятся поток продуктов, товаров, работ и услуг; заработная плата; трансферты; кредиты и инвестиционные доходы. В число исходящих потоков входят расходы на потребление; использование человеческого капитала; налоговые и прочие обязательные платежи; плата за кредит и расходы на приобретение финансовых активов.
Предлагаемая модель является обобщенной и демонстрирует лишь основные принципы взаимодействия субъектов финансовых отношений, в ней не отражаются детали, относящиеся к конкретным домашним хозяйствам и взаимодействию с другими домохозяйствами. Внутри домашнего хозяйства могут осуществляться любые виды деятельности, в результате которых создаются и используются финансовые ресурсы. Особенностью взаимодействий членов домашнего хозяйства является то, что многие услуги оказываются на безвозмездной основе (воспитание детей, уборка, приготовление пищи, ремонт и т.д.). Таким образом, внутри домохозяйства происходят процессы производства продукции и оказания услуг, воспроизводства трудовых ресурсов, создается добавленная стоимость, которая не учитывается официальной статистикой. Размер этой добавленной стоимости обратно пропорционален развитию сферы соответствующих услуг, в ущерб другим своим функциям семья становится микропредприятием, выполняя работы по самообслуживанию, объем которых выражается в затратах времени на ведение домашнего хозяйства. Необходимо отметить, что объемы таких работ возрастают в периоды экономичес-ких кризисов, низкого экономического роста, характеризующиеся сокращением доходов населения.
Основной финансовой целью домашнего хозяйства является поддержание привычного жизненного уровня на определенной границе, установленной индивидуально, с учетом предпочтений, семейных и национальных традиций и стереотипов [6].
Кроме того, в модели, в представленной на рис. 1, не рассматривается теневая экономика, общая доля которой в РФ составляет порядка 43% от ВВП и не имеет тенденции к уменьшению (по данным Всемирного банка), в то время как в Китае ее доля с ос -тавляет 13% от ВВП, в Швейцарии - 8%, в Израиле -6,6%. В РФ только в секторе неформальной экономики, по данным Росстата, было занято в 2013 г. 14,1 млн человек, или 19,7% от общего числа занятых в экономике. К ноябрю 2014-го число занятых в неформальном секторе РФ выросло на миллион - до 15,2 млн человек [7]. Можно говорить о том, что параллельно с официальной экономикой существует
ее зеркальное отражение, демонстрирующее теневую экономику.
Итак, модель взаимодействия субъектов финансовых отношений, представленная на рис. 1, демонстрирует их тесную взаимосвязь. Благополучие одного участника отношений зависит от благополучия других. Данная модель демонстрирует еще один аргумент в пользу включения финансов домашних хозяйств в финансовую систему страны, поскольку домашние хозяйства участвуют в экономической деятельности не меньше, чем предприятия и государство и обеспечивают их необходимыми ресурсами. Исключение данного элемента из схемы может повлечь за собой потерю важной составляющей экономической деятельности государства в целом.
Исходя из модели взаимодействия субъектов рыночных отношений, можно выделить функции, выполняемые финансами домашних хозяйств, именно через них проявляется социально-экономическая сущность данного элемента. Экономисты предлагают различные классификации, в каждой из которых отражаются следующие функции:
1) ресурсообразующая - заключается в формировании фондов денежных средств и их резервов для обеспечения жизнедеятельности домохозяйства, текущих и будущих расходов и обязательств;
2) распределительная - является важнейшей функцией домашнего хозяйства как субъекта финансовой системы. Ее суть заключается в том, что часть национального дохода, пришедшаяся на долю домохозяйства в порядке первичного и вторичного распределения ВВП, в той или иной пропорции распределяется, во-первых, между его участниками, а во-вторых, направляется на инвестиции [8];
3) воспроизводственная - неразрывно связана с рас -пределительной и направлена на обеспечение непрерывности процесса воспроизводства рабочей силы, благодаря наделению каждого человека определенным объемом ресурсов, необходимых ему для нормального существования. В рамках данной функции создаются условия для существования всех членов домохозяйства;
4) регулирующая - поддерживает сбалансированное развитие домохозяйства как экономической единицы. В рамках данной функции проявляется специфика домашних хозяйств, экономика которых основывается на сложном комплексе взаимоотношений его участников. Домохозяйство состоит из членов, каждый из которых характеризуется полом, возрастом, характером, интересами, профес -сиональной предрасположенностью, уровнем доходов и потребностей и т.д. Такая сложная совокупность характеристик требует согласования экономических интересов ее членов и, возможно, изменения части располагаемого дохода, приходящегося на каждого из участников;
5) инвестиционная - заключается в том, что домашние хозяйства являются поставщиками финансовых ресурсов в экономику страны через предприятия и банковскую систему. Кроме того, данная функция проявляется в увеличении потребления домашних хозяйств, посредством которого стимулируется и развитие производства. До-
машние хозяйства в Российской Федерации практически не выполняют данную функцию и не способствуют развитию экономики нашей страны. Такая ситуация связана с различными факторами, такими как недостаток свободных финансовых ресурсов, низкий уровень финансовой грамотности и прочие;
6) консолидирующая - финансы домохозяйств являют-сясвязующим звеном финансовой системы [3];
7) контрольная - домашнее хозяйство является одним из элементов финансовой системы, соответственно, уровень его благосостояния полностью зависит от его доходов и потребления. Таким образом, чтобы поддерживать необходимый уровень благосостояния, домашнее хозяйство должно контролировать объемы доходов и расходов с целью рационального распределения имеющихся финансовых ресурсов, в том числе путем создания специальных фондов денежных средств. Представленные функции демонстрируют первостепенную роль домашних хозяйств в экономике государства. Их роль многогранна, поскольку проявляется в различных сферах: экономической, финансовой, социальной (рис. 2).
Роль, выполняемая домашним хозяйством в экономике и обществе, зависит не только от внутренних целей и задач самого хозяйства, но и от стимулирования активного конструктивного поведения со стороны государства посредством социальной политики в области здравоохранения, образования, налоговой политики, социального страхования, пенсионного обеспечения и т.д.
С целью регулирования поведения и финансового положения домохозяйства целесообразно разделить на следующие группы:
1) домохозяйства без потенциала самодостаточности (по возрасту, состоянию здоровья, доходам, способности к самообслуживанию и т.д.) могут рас -считывать на государственную поддержку: социальные пособия, компенсационные выплаты, социальные услуги;
2) домохозяйства со средним потенциалом самодос-таточности нужно побудить к самостоятельным усилиям по преодолению бедности: развивать и поддерживать предпринимательскую инициативу, стимулируя налоговыми льготами;
3) домохозяйства с вьеоким потенциалом самодостаточности должны быть обеспечены такими условиями, при которых сбережения и накопления инвестировались бы в экономику Российской Федерации: развитие рынка ценных бумаг, банковской сферы и промышленного производства [9]. Использование такой группировки домохозяйств позволяет наиболее рационально использовать конкретные меры социально-экономической политики по отношению к каждой из предетавленных групп и достигать необходимого эффекта в улучшении уровня жизни, финансового положения и стимулирования активной конструктивной роли домашних хозяйств в экономике и обществе. Такое стимулирование необходимо для развития инвестиционного потенциала России, основой которого должны стать организованные сбережения населения страны.
Исследование роли и потенциала использования финансов домашних хозяйств в развитии инвестиционного потенциала страны. Одной из проблем развития российской экономики является недостаток финансовых ресурсов, который существенно отражается на состоянии реального сектора экономики. Восполнение этого недостатка требует привлечения инвестиционных ресурсов, которые подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним инвестициям относятся ресурсы государства, корпораций и домашних хозяйств, а к внешним -иностранные капиталы. В рамках данной статьи рассмотрим роль финансов домашних хозяйств в инвестиционном процессе.
В развитых странах сбережения физических лиц являются одним из основных источников формирования долгосрочных инвестиций. Их доля обеспечивает около 30% всех капиталовложений, уступая по объемам финансовым ресурсам корпораций, доля которых составляет порядка 60%. Финансовые накопления домашних хозяйств играли большую роль в инвестиционном процессе в послевоенном мире, в борьбе с экономическими кризисами. Опыт ряда стран показывает, что существует вполне четкая зависимость ме^ду долей сбережений в располагаемом доходе домохозяйств и темпами роста экономики. Наиболее существенных темпов роста в 1960-1980 гг. достигли страны с самой высокой долей сбережений в личных доходах: Япония -до 20%, ФРГ, Франция, Италия - 11-12% [10].
Рис. 2. Роль домашних хозяйств в обществе
Возможность использования сбережений домохо-зяйств в качестве инвестиционных ресурсов в России доказывается ростом показателей доходов населения. Рост номинальной и реальной зарплаты, развитие потребительского кредитования привели к росту потребления домохозяйств. Рост потребительских расходов за 2007 г. (год, предшествовавший активной фазе финансового кризиса) составил 13,1%. Реальная заработная плата увеличилась на 16,2%, что обеспечило значительное повышение реальных доходов населения и снижение уровня бедности. Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума сократилась на 2 млн человек (до 19,5 млн), это одно из положительных следствий наблюдавшегося экономического роста и проводимой активной социальной политики [7].
Размеры сбережений, которые находятся в рас -поряжении домохозяйств, соизмеримы с государственными и корпоративными инвестициями в реальный сектор, а по некоторым оценкам - ис объемами валового внутреннего продукта [6]. Например, в Японии накопления населения составляют примерно 245% ВВП, в США - 300%, во Франции - 135% [11]. Сбережения населения России по своим объёмам сопоставимы со средствами юридических лиц и представляют значимый источник финансовых ресурсов в стране. Так, размер сбережений населения в 20072013 гг. составлял от 3,8 до 17 трлн руб. [12]. Можно сделать вывод, что приоритетом государственной политики в РФ в области частных финансов должно стать стимулирование трансформации денежных доходов населения в организованные сбережения.
Финансы домашних хозяйств являются основой современной финансовой системы, поскольку определяют емкость внутреннего рынка, объем ресурсов бюджетной системы, динамику инвестиционного процесса, уровень и качество жизни населения. Отсюда следует, что особой актуальностью обладает процесс привлечения и трансформации денежных сбережений населения в инвестиционные ресурсы, который происходит на основе двух главных механизмов: через реализацию потребительского спроса домохозяйств на рынке товаров и услуг и через размещение средств населения на финансовом рынке. Рациональное регулирование и управление сбережениями позволит существенно увеличить объемы инвестиционных ресурсов и снизить зависимость от иностранных капиталов [10].
Рассмотрим, каким образом распределяются накопления домохозяйств во вклады и ценные бумаги, покупку валюты и прирост денежных средств на руках у населения [13].
По данным, преде тавленным на рис. 3, можно сделать вывод, что с 2008 по 2013 г. от 7,9% (минимум) до 13,5% (максимум) от общего объема денежных средств населения направлялось на накопление в виде вкладов и инвестиций в ценные бумаги, покупку валюты и прирост остатков наличности. В 2008 г. накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах практически отсутствовало, что обусловлено негативным воздействием мирового финансового кризиса, в то же время основным направлением сбережений была покупка валюты (7,9% из 8,2%), а на руках у домохозяйств оставалось лишь 0,3% общих денежных доходов.
В 2009 г. в связи с некоторым улучшением финансовой ситуации увеличилась доля накоплений во вкладах и ценных бумагах - 4,4% и практически сравнялась с долей приобретенной валюты - 5,4%, в то время как доля денежных средств на руках у населения осталась практически на том же уровне - 0,4%. Наибольшая доля сбережений в общем объеме денежных доходов населения отмечена в 2010 г., что свидетельствует о стабилизации экономической ситуации в стране и мире. Доля сбережений во вкладах и ценных бумагах составила 7,6%, вложения в покупку валюты - 3,6%, а на руках у населения осталось 2,3%.
В последующие годы (2011-2013) доля денежных средств, направляемых в указанные виды сбережений, снизилась примерно до 11%. Наибольшую долю сбережений составляли накопления во вкладах и ценных бумагах (от 5,3% до 6,3%), на втором месте - покупка валюты (от 4,2% до 4,8%), наименьшая доля пришлась на прирост денег на рукаху населения, которыйв 2011 г. составлял 1,6%, в 2012 г. практически отсутствовал, а в 2013 г. составил 0,7%.
Таким образом, наиболее стабильным видом вложений на протяжении рассматриваемого периода является покупка валюты, ее процент в общем объеме денежных доходов варьируется в районе 4%. Размещение денежных средств во вкладах и ценных бумагах существенно подвержено влиянию общей экономической ситуации, это основной тип вложений, который наиболее ярко отражает реакцию населения на происходящие в экономике явления.
10,0 8,0 6,0 4,0 2,0 0,0
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
I Накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах
Покупка валюты
Прирост денег на руках у населения
Рис. 3. Использование денежных доходов населения на накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах, покупку валюты и прирост денег на руках у населения (в процентах от общего объема денежных доходов)
Кроме распределения денежных доходов населения Российской Федерации в целом, рассмотрим соответствующие показатели по Ростовской области (рис. 4). Переходя к анализу региональных показателей, необходимо отметить, что одной из проблем исследования финансов домашних хозяйств как страны, так и региона, является недостаточное количество, а также несопоставимость статистических данных. Касательно информации, необходимой для данного исследования, отсутствуют подробные данные о накоплении сбережений во вкладах и ценных бумагах, а также о покупке валюты населением регионов: они обозначены обобщенным показателем - прирост финансовых активов.
По данным, преде тавленным на рис. 4, можно сделать вывод, что с 2008 по 2013 г. от 1,8% (минимум) до 11,7% (максимум) денежных доходов населения Ростовской области направлялось на прирост финансовых активов. Пик данного показателя отмечен в 2009 г., затем наблюдалось постепенное снижение, которое завершилось в 2012 г. показателем 1,8%.
Низкий показатель прироста финансовых активов в 2008 г. - 2,9% связан с негативным влиянием мирового финансового кризиса на все сферы экономики страны. Несмотря на это, в 2009 г. данный показатель стремительно вырос и составил 11,7%. Причиной такого рывка была стабилизация экономической ситуации и рост возможности прогнозирования финансовой ситуации в общем и курсов валют в частности, что позволило населению с меньшими опасениями производить вложения денежных средств в финансовые активы.
С 2010 по 2012 г. отмечено снижение показателя прироста финансовых активов на 9%: с 10,8% в 2010 г. до 1,8% (минимальное значение в рассматриваемом периоде) в 2012 г. и некоторое увеличение -до 5,2% в 2013 г. Снижение рассматриваемого показателя связано с ухудшением экономической ситуа-
ции в регионе и приближением новой волны финансового кризиса в 2014 г.
В связи с отсутствием данных о конкретных видах финансовых активов, используемых населением, невозможно определить, какой из них был менее устойчивым к негативным экономическим явлениям, а какой - более. Тем не менее, проведя аналогию с данными, представленными на рис. 3, можно предположить, что наиболее стабильным видом финансовых активов, используемых в рассматриваемом периоде, была покупка валюты. Соответственно, колебания прироста финансовых активов связаны в первую очередь с колебаниями накоплений сбережений во вкладах и ценных бумагах.
Второй рассматриваемый показатель - прирост денег на руках у населения - является отрицательным на протяжении всего рассматриваемого периода. Это связано в первую очередь с довольно низким уровнем сбережений домохозяштв Ростовской области по сравнению с другими регионами и в среднем по России, что продемонстрировано в таблице. Кроме того, это связано с колебаниями общей экономической ситуации: аналогично с предыдущим показателем, максимумы его снижения (-6,8% в 2008 г., -8,3% в 2012 г.) отмечены в периоды с наиболее сложной экономической и финансовой ситуацией в стране и мире.
По данным, представленным в таблице, можно сделать вывод о том, что среднедушевые сбережения населения Ростовской области ниже среднедушевых сбережений населения России примерно в 2 раза на протяжении рассматриваемого периода. Тем не менее необходимо отметить, что рассматриваемые показатели как по Ростовской области, так и в целом по России имеют достаточный объем и тенденцию к росту, что позволяет говорить о необходимости ис -пользования сбережений домашних хозяйств в развитии инвестиционного потенциала региона.
15,0 10,0 5,0 0,0 -5,0 -10,0
2,9
2008 г.
11,7
-6,8
2009 г.
10,8
-5,5
-3,9
201
г.
201
г.
-7,3
5,2
I
2013 г.
¡Прирост финансовых активов
Прирост (уменьшение) денег на руках у населения
-4,7
Среднедушевые сбережения населения 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
- России, руб. 3844,00 5100,00 5766,00 5516,00 5989,00 6853,00
- Ростовской области, руб. 1778,00 2790,00 2962,00 2407,00 2488,00 3652,00
1
Рис. 4. Использование денежных доходов населения Ростовской области на накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах, покупку валюты и прирост денег на руках у населения (в процентах от общего
объема денежных доходов)
Среднедушевые сбережения населения России и Ростовской области, руб./мес.
Очевидно, что в настоящее время финансовые ресурсы населения в качестве инвестиций практически не задействованы, сбережения домохозяйств направ-ляются преимущественно в финансовый сектор, что обусловлено невысоким уровнем риска и высокой скоростью оборота капиталов по сравнению с инвес-тициями в реальный сектор экономики.
Можно констатировать, что одним из путей обес-печения стабильности инвестиционного процесса в настоящее время является использование внутреннего потенциала сбережений населения. Разрыв между объемами сбережений и капиталовложений свидетельствует о том, что имеющиеся ресурсы не используются сегодня в качестве инвестиций в связи с неразвитостью механизма капитализации сбережений. Последовательная трансформация сбережений домохозяйств в инвестиционные ресурсы является надежным фактором стабилизации и укрепления народного хозяйства и экономики в целом. На формирование и инвестирование фондов накопления населения воздействует ряд факторов (рис. 5) [14].
Данные факторы можно подразделить на две группы:
- факторы микроуровня - влияние самого домохозяйства, а также коммерческих и некоммерческих организаций;
- факторы макроуровня - влияние государства: прямое - через социальные и страховые выплаты, прямое налогообложение, установление минимальных социальных стандартов; косвенное - через косвенное налогообложение, обязательное страхование банковских вкладов и т.д.; влияние финансового рынка; влияние общей экономичес-кой ситуации.
Наибольшее влияние на сберегательное поведение домашних хозяйств оказывают факторы микроуровня. Это связано с тем, что данная сфера финансовых отношений наименее регламентирована государством, а также отсутствуют инструменты прямого влияния на процесс распределения располагаемого дохода домашних хозяйств. Кроме того, большое значение имеет человеческий фактор, поскольку именно члены домохозяйств принимают те или иные финансовые решения, связанные с формами получения доходов и на-
правлениями их использования. Роль коммерческих организаций (в первую очередь в качестве работодателей) в формировании бюджета домохозяйств и направлений его расходования связана с системой оплаты труда и мотивацией персонала, а также с установлением розничных цен на предлагаемые ими товары и услуги, выпуском акций и облигаций, формами участия в уставном капитале предприятий.
Влияние финансового рынка связано с возможностью получения доходов от инвестирования, но его роль в России пока что незначительна. Роль общей экономической ситуации связана с состоянием экономики в определенный момент времени, в зависимости от него населением принимаются решения об использовании тех или иных форм сбережений и инвестирования. Необходимо отметить, что данный фактор в нашей стране имеет большее значение при ухудшении экономической ситуации, нежели при улучшении. В состоянии кризиса домашние хозяйства сокращают свое потребление и переводят сбережения в наличность, в то время как при улучшении экономической обстановки реагируют на изменение ситуации очень медленно.
Исходя из выявленных условий и проблем транс -формации доходов населения в организованные сбережения, можно выделить основные направления государственной политики стимулирования сберегательного поведения домашних хозяйств [15]: сокращение бедности; увеличение доходов населения, сглаживание неравенства индивидуальных доходов граждан; повышение доверия к финансовой системе государства и защита экономических интересов сберегателей, предоставление гарантий сохранности сбережений; защита пенсионных сбережений; расширение и совершенствование деятельности финансовых и сберегательных институтов на рынке сбережений; эффективный контроль за их деятельностью; недопущение сберегательных кризисов и поддержание стабильности сберегательной системы в целом; оптимизация сберегательно-инвестиционного климата в стране с учетом требований общегосударственной социально-экономической, финансовой и денежно-кредитной политики.
Рис. 5. Факторы, стимулирующие инвестиции сбережений населения
Выводы. Специфика финансов домашних хозяйств определена тем, что эта сфера финансовых отношений в наименьшей степени регламентирована государством. Домашнее хозяйство самостоятельно принимает решения о необходимости и способе формирования денежных фондов, их величине и целевом назначении, о времени их использования. Другими словами, в условиях рыночной экономики государство не имеет инструментов прямого влияния на процесс распределения располагаемого дохода домашних хозяйств. Особенностью финансов домашних хозяйств является и высокое влияние психологических факторов на принятие решений и, соответственно, экономическое поведение домашнего хозяйства. Еще одной особенностью финансов домо-хозяйств является производство продукции и оказание услуг внутри домохозяйства для обеспечения жизнедеятельности его членов. Причем эти процессы могут носить как платный, так и бесплатный характер.
Роль финансов домашних хозяйств заключается в том, что они обеспечивают непрерывностъ воспроизводства рабочей силы, являются источником инвес-тиционных ресурсов, чем создают одну из основ для развития национальных экономических систем. Необходимо отметить, что роль домашних хозяйств как источника инвестиционных ресурсов не получила необходимого внимания в экономических исследованиях, в связи с чем инвестиционный потенциал финансов домохозяйств России остается нераскрытым.
В последние годы финансы домашних хозяйств стали одним из самых уязвимых звеньев финансовой системы. Экономическая неопределенность и низкая прогнозируемоетъ течения финансового кризиса не позволили домашним хозяйствам, находящимся в условиях информационной асимметрии, принимать обоснованные инвестиционные решения, вследствие чего формируется мотивация к перетоку сбережений из организованных, инвестиционных форм в неорганизованные.
В связи с этим возникает необходимость совершенствования методов и инструментов политики доходов, сбережений населения, позволяющих создать эффективный механизм трансформации возросшего сберегательного потенциала домашних хозяйств в инвестиционные ресурсы. Государственное регулирование в этой области должно быть направлено на активизацию деятельности домашних хозяйств, создание условий снижения рисков индивидуальных инвестиций, проведение разумной политики инвестирования денежных средств на цели инновационного развития российской экономики.
Таким образом, назрела необходимость в модернизации финансовой системы России, которая должна опираться на собственные внутренние источники рефинансирования. В мировой практике таковыми являются финансы домохозяйств. Постоянное и осмыс-ленное участие населения в инвестиционно-сберегательном процессе является одним из признаков не только повышения уровня жизни в стране, но и показателем определеннойзрелости финансового рынка.
Реализация на практике указанных выше направ -лений необходима для экономики РФ, поскольку уве-
личение сбережений в странах, не имеющих эффективных механизмов по их привлечению и использованию в экономике, является не благом, способствующим экономическому росту, а одним из основных факторов, ведущих к возникновению негативных структурных деформаций народного хозяйства и к экономическому спаду.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сабанти Б.М. О финансах домашних хозяйств: сб. науч. тр. Вып. 2 / под ред. Б.М. Сабанти. СПб.: СПбГУЭФ, 2002. С. 176-186.
2. Белозеров С.А. Финансы домашних хозяйств как элемент финансовой системы [Электронный ресурс ]. URL: http://www.roman.by/r-94482.html (дата обращения: 29.12.2014).
3. Бабкина Е.В. Персональные финансы как основ -ное звено финансовой системы [Электронный ресурс ]. URL: http://www.uecs.ru/logistika/item/1417-2012-06-21-05-41-50 (дата обращения: 03.01.2015).
4. ЗемцоеА.А., ОсипоеаТ.Ю. Значение, структура и соотношение персональных и семейных финансов в финансовой системе // Вестник Томского государственного университета. 2010. №331. С. 135141.
5. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. М.: ИНФРА-М, 2010. 384 с.
6. Мосесян М.А. Трансформация сберегательного поведения населения в условиях финансового кризиса // Веста. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3: Экон. Экол. 2010. №2 (17). С. 102-107.
7. Корчагин Ю. Теневая экономика России растет [Электронный ресурс]. URL: http://4pera.ru/news/ analytic s/tenevaya_ekonomika_v_rossii_rastet/ (дата обращения: 20.04.2015).
8. Кириллова Л.Н., Ворохобова O.A. Роль финансов домохозяйств в России // Экономический журнал. 2010. №19. С. 147-155.
9. Карпенко ЮА. Развитие финансового потенциала домохозяйств в Российской Федерации // Бизнес в законе. 2013. №1. С. 189-191.
10. Понявкин С.М. Национальный инвестиционный потенциал сбережений населения // Российское предпринимательство. 2008. № 9. Вып. 2 (119). С 47-51.
11. Глухое В.В. Сбережения и инвестиции домашних хозяйств // Финансы и кредит. 2008. №19. С. 59-63.
12. Куракулова Н.В. Сбережения населения России как источник банковских ресурсов [Электронный ресурс]. URL:http://w eb.snauka.ru/issues/2014/10/40007 (дата обращения: 05.04.2015).
13. Социальное положение и уровень жизни населения России - 2014 г. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://gks.ru (дата обращения: 02.02.2015).
14.Мельникова Е.И. Сбережения населения как ис-точник финансирования процессов реструктуризации отечественной экономики // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2012. №44 (303). С. 76-78.
15. Иванова НА. Характер сберегательного поведения домохозяйств в трансформационной экономике // Вестник ОГУ. 2007. №77. С. 141-145.