МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070
Базовыми элементами механизма управления организацией являются система, процессы, управленческие решения и персонал, которые при взаимодействии обеспечивают реализацию поставленной цели и задач организации. Под системой управления понимаются структура, функции, ресурсы (все, которые обеспечивают деятельность организации), потоки информации, технологии управления. Функции управления реализуют процессы на основании принятых решений. Механизм реализует управленческие решения, исполняя функции организации через процессы управления в пределах системы управления благодаря персоналу. Графически систему управления персоналом представлено на рис.1.
Таким образом, система управления персонала формируется из взаимосвязанных элементов: подсистемы органов управления персоналом; функциональной и исполнительской подсистемы; подсистемы информационно-коммуникационного обеспечения.
Систему управления персоналом на предприятии невозможно отделить от системы управления предприятием в целом, поскольку она охватывает не только подразделения, которые занимаются непосредственной работой с персоналом, но и руководителей всех организационных уровней предприятия. То есть система управления персоналом является основным каркасом в системе управления организацией. Ей предшествует стратегия управления персоналом, которая непосредственно имеет дело с решениями, реализация которых приводит к существенному и длительному влиянию на занятость и развитие людей в организации.
Список использованной литературы:
1. Балабанова Л. В. Управление персоналом: [учебник] / Л. В. Балабанова, О. В. Сардак. - К.: Центр учебной литературы, 2011. - 468 с
2. Борисов А. Б. Большой экономический словарь [Текст] / А. Б. Борисов. - М.: Книжн. мир. - 2001. - 895 с.
3. Герчиков В. И. Управление персоналом: работник - самый эффективный ресурс компании: учеб. пособие / В.И. Герчиков. - М.: ИНФРА- М. - 2008. - 282 с.
4. Дороффенко В. В. Управлшня персоналом: Графическое моделирование: [уч.-метод.пособие] / В. В. Дороффенко, Ю. М. Комар, С. Ю. Комар, В. И. Токарева; под ред. С.Ф. Поважного. - Донецк: ДонДУУ. - 2008. - 266 с.
5. Крамаренко В. I. Управление персоналом фирмы: уч. пособие / В.И. Крамаренко. - К. : ПУЛ. - 2003. - 272 с.
6. Крушельницкая О. В. Управление персоналом: уч. пособие / О. В. Крушельницкая. - К.: Кондор. - 2003. - 296 с. 8. Шапиро С. А., Шатаева О. В. Основы управления персоналом в современных организациях [Экспресс-курс] / С. А. Шапиро, О. В. Шатаева. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. - 532 с.
© Димитриева С.Д., Мерзлякова И.А., 2016
УДК 331.108.2
С.Д. Димитриева
к.э.н., доцент кафедры управления персоналом и экономики труда
Института экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»
Н.С. Паламарчук магистрант 2 года обучения кафедры управления персоналом и экономики труда Института экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Аннотация
В статье рассмотрены ключевые аспекты управления персоналом: принципы, виды труда,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
компетентность сотрудника. Определены основные ошибки, допускаемые руководителями при руководстве организациями в современных условиях.
Ключевые слова
Труд, управление персоналом, принципы управления персоналом, проблемы управления персоналом, компетентность, руководитель.
В современном мире управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни организации, способной многократно повысить ее эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического [3, С.5].
Компетентность сотрудников управленческого труда с каждым годом повышается на основе современных знаний в области управления организацией и персоналом. На выбор организационно-правовой формы управления оказывает влияние степень самостоятельности и ответственности, это повышает требования к решению сложных задач, выполнению многофункциональных обязанностей. В связи с трансформацией экономики, развитием рынка труда в современных условиях хозяйствования необходима разработка новых принципов управления персоналом, которые направлены на полное использование способностей работника, его профессиональных знаний и мотивов к труду с целью повышения прибыли и конкурентоспособности.
Труд в организации является экономической категорией. В результате разделения должностных обязанностей и уровня специализаций выделяют следующие виды труда:
- творческий
- управленческий
- организаторский
- исполнительский [4, с.3].
При выборе принципа управления стоит обратить внимание на задачи управления персоналом, которые перед собой ставит организация. Чаще всего такой задачей является изучение закономерностей и факторов поведения персонала, а также их использование для достижения стратегических целей организации с учетом интересов работников (табл.1).
Таблица 1
Современные принципы управления персоналом
№ п/п Принцип Краткая характеристика
1 Законность Признание верховенства закона в работе по управлению персонала
2 Реалистичность Объективная, взвешенная и всесторонняя оценка ситуации, складывающейся вокруг предприятия
3 Эффективность Работа по управлению персоналом целиком направлена на достижение наивысшей экономической эффективности
4 Последовательность Планомерное выполнение предусмотренных мероприятий
5 Гибкость Своевременное реагирования руководства на изменения во внутренних и внешних условиях функционирования организации
6 Открытость Восприимчивость организации к передовым технологиям
7 Прогрессивности Соответствие системы управления персоналом передовым аналогам
8 Мотивация Мотивация персонала к труду путем поощрений сотрудников
9 РАЕ1 по Адизесу Р - Producing results - удовлетворение потребностей клиентов. А - Administering - систематизация деятельности для совершения нужных действий в нужное время в нужной последовательности с заданной интенсивностью, а также минимизация рисков. Е - Entrepreneuring - умение находить новые перспективные решения, которые помогут удовлетворить будущие потребности будущих клиентов. I- Integrating - построение устойчивых взаимосвязей внутри команды для объединение интересов и возможностей всех ее членов.
10 Сapi Наличие полномочий - то, без чего нельзя принять окончательное решение: сказать «да» или «нет»; власти - это возможность вознаграждать людей своим сотрудничеством или наказывать их; влияния - это способность (но не право) убедить другого человека сделать нечто без использования полномочий или власти
* Составлено авторами на основе [4, 6]
Создание организации, работающей на принципах сотрудничества, в которой вся деятельность
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
направлена на реализацию общеорганизационных и личных целей - это тот уровень управленческого труда, к которому необходимо постоянно стремиться.
Относительно российских организаций руководители в процессе управления персоналом допускают ряд ошибок (табл.2).
Таблица 2
Проблемы руководства в процессе управления персоналом
№ п/п Проблема Трактовка
1 Отличник Назначение руководителем лучшего сотрудника, который узко-компетентен в своей сфере, но может допускать ошибки при выполнении разноплановых задач
2 «Свой парень» Переход грани неформальных отношений руководителя и сотрудников
3 Проблема «образа и подобия» Предписание сотрудникам качеств, которыми обладает руководитель
4 Синдром старшего Руководитель соблюдает и подчеркивает дистанцию между собой и подчиненными.
5 «Ожидание героя» Сотрудник сам догадывается, какую работу ему нужно сделать и когда ее сдать
6 Большая разница в заработной плате Оплата заработной платы в России зависит от занимаемой должности, для руководителей она в разы больше чем для подчиненных
7 Я - руководитель Заблуждение руководителя о том, что процесс управления осуществляется сам по себе, в тот момент когда он просто находится на работе
8 Мелофон Непонимание сотрудником сути задания и путей его выполнения, в то время как руководитель не дает никаких объяснений так как считает, что работник справится сам
9 Невозможность определения мотивов персонала Некомпетентность руководства в определении движущих сил работников
10 Звезды цирка Руководитель выплачивает сотруднику заработную плату и полагает, что он должен работать на износ
* Составлено авторами на основе [1,2,5]
Решением проблем управленческого труда необходимо заниматься как и руководящим звеньям так и государству. Применяя меры стимулирующего и образовательного характера, руководство ускорит формирование у населения новой социальной позиции. Вложения в человеческие ресурсы и кадровую деятельность рассматривается как долгосрочный фактор конкурентоспособности организации. Список использованной литературы:
1. Актуальные проблемы управления персоналом [Электронный ресурс] // URL: http: //www.innoros.ru/innovaciivkadrah/aktualnye -problemy-upravleniya-personalom.
2. Бочкарева И.А. Проблемы управления персоналом на российских предприятиях / И.А. Бочкарева, А.Ю. Бобылев [Электронный ресурс] // URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/04/2123.
3. Незоренко Т.К. Управление персоналом: учеб. / Т.К. Незоренко. - М.: Лаборатория Книги, 2010. - 92 с.
4. Плеханов А.Г. Управление персоналом: учебное пособие / А.Г. Плеханов, В.А. Плеханов. - Самара: СГАСУ, 2011 - 184с.
5. Рогожин М.Ю. Управление персоналом: практ. пособие / М.Ю. Рогожин. - М.- Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 309с.
6. Современные принципы управления персоналом, бьющие точно в цель [Электронный ресурс] // URL: http://www.gd.ru/articles/3673-sovremennye-printsipy-upravleniya-personalom
© Димитриева С.Д., Паламарчук Н.С., 2016
УДК 338.2
Е. С. Дымченко К.э.н., доцент Е. Е. Моисеева СибГТУ, г. Красноярск, Российская Федерация
ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ БАГЕТНОЙ МАСТЕРСКОЙ
Аннотация
В рыночной экономике стратегия развития играет значительную роль, особенно в современных
91