УДК 331.1
Бондалетова Н.Ф.
кандидат экономических наук, доцент кафедры бизнес-технологий и управления, МИРЭА - Российский технологический университет (РТУ
МИРЭА). N.F. Bondaletova,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of
Business Technologies and Management, MIREA - Russian University of
Technology (RTUMIREA) Email: djeki1@rambler.ru
Низамова Э.Ш.
студент первого курса магистратуры, кафедры бизнес- технологий и управления, МИРЭА - Российский технологический университет (РТУ
МИРЭА). E.Sh. Nizamov,
first year master student, Department of Business Technologies and Management, MIREA - Russian University of Technology (RTU MIREA). Email:
elya.nizamova@list. ru
ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ПЕРСОНАЛ ОРГАНИЗАЦИИ КАК НА ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
Evolution of views on personnel of the organization as on the object of
management
Аннотация: Данная статья посвящена актуальнейшим вопросам управления персоналом в условиях современной экономики. В статье подробно изучается многоаспектность понятия «персонал организации», подчеркивается сложность и неоднородность структуры персонала. Проводится анализ взглядов на персонал предприятия и управления им в различных исторических школах менеджмента; рассматривается современная концепция управления, а именно взгляд на персонал как главный капитал организации. Основной вывод заключается в том, что управление персоналом подразумевает под собой взаимодействие двух автономных и равноправных субъектов.
Ключевые слова: персонал организации; концепция управления персоналом; научные школы управления; человеческий капитал
Annotation: This article is devoted to the most pressing issues of personnel management in a modern economy. The article examines in detail the multidimensional concepts of "personnel organizations", emphasizes the complexity and heterogeneity of the personnel structure. To conduct analysis in various historical management schools; This is a modern management concept.
The main conclusion is that personnel management implies the interaction of two autonomous and equal subjects.
Keywords: organization staff; personnel management concept; scientific management schools; human capital
В современных условиях развития экономической системы и повышения конкурентоспособности важнейшее место отводится персоналу организации как объекту управления. От квалифицированности и профессионализма персонала, его деловых характеристик зависит дальнейшее устойчивое развитие любой организации и общества в целом. Для эффективного ведения бизнеса должны использоваться инновационные концепции и технологии управления персонала, которые основаны на новейших подходах экономической науки и мирового опыта.
Персонал можно рассмотреть как носителя культуры и знаний организации, как группу личностей, связанную определенными отношениями. Наиболее важным является понимание персонала как одного из ключевых ресурсов, поскольку успех предприятия напрямую зависит от его сотрудников. Совершенствование персонала способствует решению целого ряда проблем, связанных с ростом производительности труда, сокращением текучести кадров, а также их адаптации к быстро меняющимся условиям работы. Таким образом, вопросы подбора персонала и методов его управления действительно становятся актуальными не только для административно-управленческого аппарата, но и для производственного персонала.
Трактовка понятия «персонал организации» была сформирована под активным воздействием общественного развития, а также благодаря тесной взаимосвязи множества научных дисциплин (управление персоналом, социология, психология, экономика труда и т.д.). «Персонал организации» в научно-практическом понимании — это совокупность физических лиц, состоящих с организацией как юридическим лицом в отношениях, регулируемых трудовым договором. В наиболее общем виде понятие «персонал» охватывает всю совокупность наемных работников данной организации, выполняющих совершенно определенные задачи1.
Персонал организации может рассматриваться с различных сторон, что способствует наиболее полной характеристике с точки зрения его многомерности. Неоднозначность данного понятия заключается в сложности человека как органического и психологического феномена. Применение различных методологий воздействия обусловлено многоаспектностью, ситуативностью и относительностью основополагающих качеств персонала в целом и конкретной личности в частности.
В теоретико-методологических исследованиях существуют различные подходы к пониманию сущности персонала. Рассмотрим их в таблице 1.
1 Плотницкая М.Р. Понятие «персонал» в контексте управления человеческими ресурсами. Вестник Краунц, серия «Гуманитарные науки». № 1 (21) 2013. С. 56 - 62.
Таблица 1. Понятие «персонал» с точки зрения различных авторов
Автор Терминологическое содержание понятия
Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л 2 Персонал - это личный состав учреждения, предприятия, фирмы или часть этого состава, выделенная по признаку характера выполняемой работы, например управленческий персонал.
Бочкарева И. А., Бобылев А.Ю. Персонал - это наиболее важный ресурс, имеющийся в непосредственном распоряжении руководителей предприятий.
Веснин В.Р.4 Персонал - это личный состав наемных работников организации (за исключением руководства), выполняющих различные производственно-хозяйственные функции.
Кибанов А.Я.5 Персонал - это личный состав организаций, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев.
Тебекин А.В.6 Персоналом в первую очередь считается личный состав учреждения, предприятия или его часть, представляющая собой группу, отобранную по профессиональным или иным признакам.
Тощенко Ж.Т.7 Персонал фирмы - это совокупность физических лиц, выполняющих разнообразные функции в процессе производства материальных благ, оказания услуг, удовлетворения потребностей интеллектуального, культурного и другого характера.
2 Управление персоналом: учебник для вузов. / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити, 2014. - 554 с.
3 Бочкарева И.А., Бобылев А.Ю. Проблемы управления персоналом на российских предприятиях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. №4 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/04/2123 (дата обращения: 22.01.2019).
4 Веснин В.Р. Менеджмент: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2015. - 616 с.
5 Кибанов А.Я, Управление персоналом организации: Учебник / Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Ивановская Л.В.; Под ред. Кибанов А.Я., - 4-е изд., доп. и перераб. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 695 с
6 Тебекин А.В. Управление персоналом: учебное пособие для СПО / А. В. Тебекин. — М.: Издательство Юрайт, 2016 — 182 с. — Серия: Профессиональное образование.
7 Тощенко Ж.Т. Социология труда: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Социология" и "Экономика труда" / Тощенко Ж.Т. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 423 с.
Травин В.В.
Основными характеристиками персонала являются: наличие трудовых отношений с работодателем; обладание определенными качественными характеристиками (профессией, специальностью, квалификацией, компетентностью; целевая направленность деятельности._
Таким образом, в общем понимании, персонал - это все сотрудники, которые числятся в организации, принимают непосредственное участие в деятельности и достижении ее целей.
Согласно рисунку 1, к признакам персонала можно отнести следующее:
Рисунок 1. Основные признаки персонала организации
Представленная трактовка называется базисной в современной российской теории управления персоналом, но при этом является статичной и выражает исключительно внешние признаки категории «персонал».
На практике существует традиционное деление персонала в зависимости от участия в управлении предприятием и характеристик труда на: рабочих (производственный персонал) и служащих (управленческий персонал). Производственный персонал занимается физическим трудом и непосредственно воздействует на предметы труда при создании материальных и культурных ценностей. Управленческий персонал и служащие - это сотрудники, которые занимаются умственным и управленческим трудом, а также его обеспечением. Это трудовая деятельность связана с получением и обработкой информации, а также с
8 Травин, В. В. Менеджмент персонала предприятия / В.В. Травин, В. А. Дятлов. Дело, 2015.-272 с.
М.: 45
принятием различных управленческих решений и контролем над их исполнением9.
Неотъемлемой частью любого коллектива является структура персонала, которая представляет собой совокупность отдельных групп работников, объединенных по какому-либо признаку. Достижение оптимальной структуры персонала возможно при соответствии численности сотрудников различных должностных групп объемам работ, которые необходимы для выполнения каждой группой, выраженным затратами времени10. Структура персонала делится на статистическую и аналитическую. Рассмотрим каждую подробнее.
• статистическая структура - это группировка персонала в соответствии с видами деятельности, выполняемыми функциями и категориями должностей. Выделяют персонал основных (лица, работающие в основных и вспомогательных подразделениях, аппарате управления, занятие созданием продукции, услуг) и неосновных (работники ремонтного, жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы) видов деятельности.
• аналитическая структура - подразделяется на общую (персонал рассматривается по профессии, квалификации, образованию, полу, возрасту, стажу работы) и частную (соотношение отдельных групп работников: занятые тяжелым трудом, занятые на обрабатывающих центрах и т.д.).
Помимо вышесказанного, персонал является одним из наиболее сложных объектов управления в организации, т.к. он обладает возможностью принимать решения и критически оценивать предъявляемые к ним требования. Персонал имеет субъективные интересы и чрезвычайно чувствителен к управленческим воздействиям, реакция на которые не определена11. Таким образом, управление персоналом организации - это целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом12.
Управление персоналом является частью общей системы управления организацией. Организация же представляет собой целостный комплекс, который предполагает удовлетворение потребностей индивида во внешней и
9 Хуснутдинова А.Ф. Персонал организации: понятие, структура, трудовой потенциал, методы управления и мотивации. Сборник «Современные кадровые технологии в управлении предприятиями и территориями». Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 219 - 226.
10Карасёв М.А. Персонал организации: понятие, структура и методы управления // Интернет-журнал «Науковедение» Том 7, №5 (2015). [Электронный ресурс]. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/57EVN515.pdf (дата обращения: 22.01.2019).
11 Травин, В. В. Менеджмент персонала предприятия / В.В. Травин, В. А. Дятлов. - М.:
Дело, 2015. - 272 с.
12
Жариков В.Д., Кирсанова Д.А. Формирование системы управления персоналом на промышленном предприятии. Актуальные вопросы экономики и управления. Т.11, № 5, 2016. С. 5 - 10.
внутренней среде, где основным источником выступает труд. Удовлетворение потребностей в процессе трудовой деятельности позволяет управлять поведением конкретного работника, при этом превращая его труд в важнейший фактор производства, а также способствует укреплению успеха организации на рынке товаров и услуг.
Следовательно, управление персоналом является ведущим аспектом менеджмента, обеспечивающим доверие между работником и работодателем с помощью социального партнерства и социальной политики организации. В условиях современной экономики невозможно стабильное функционирование предприятий без эффективной системы управления персоналом.
Детально определяя сущность понятия «управление персоналом» необходимо обратить внимание на следующие стороны вопроса:
• совокупность экономических, организационных и социально-психологических методов, обеспечивающих конкурентоспособность предприятия, а также эффективность деятельности его персонала;
• мотивацию персонала исходя из существующих перед организацией конкретных задач;
• обеспечение конкретным количеством персонала, необходимым для реализации производственных функций;
• степень и сроки реализации задач, поставленных руководством организации;
• управленческая деятельность, которая заключается в определении потребности в персонале, его привлечении и развитии; высвобождении работников; системе мотивации; контроллинг персонала;
• систематическое воздействие на процессы совершенствования рабочей силы с помощью конкретных мероприятий, направленных на создание условий для эффективного использования трудового потенциала персонала и всестороннего его развития.
Исследование процесса управления привело к распространению системных методов анализа. Данный подход предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов (персонал, структура, задачи, технология, ресурсы). Для более полного понимания процесса управления персоналом, необходимо рассмотреть основные исторические школы управления, представленные в таблице 2.
Таблица 2. Временные рамки научных школ менеджмента
Наименование школы Временной период (годы)
885 920 930 940 950 960 Нас тоящее время
Школа научного управления (менеджмента) И И
Административная ШШ ШШ |||||
Школа научного управления исходила из предположения, что оптимальная организация производства может быть создана на основе точных знаний о том, как действует персонал. При помощи логики, наблюдений, расчетов и анализа предоставляется возможным организовать производство так, что оно будет максимально эффективным.
Основоположником школы научного управления стал американский инженер, предприниматель Фредерик Тейлор (1856—1915), который выдвинул первую целостную концепцию управления («тейлоризм») 13 . Ученый разработал систему организации и нормирования труда рабочих, которая заключалась в разделении высококвалифицированного труда на небольшие операции, не требующих специальных навыков. Благодаря совмещению простых операций возникала возможность для неквалифицированных работников создавать более сложную продукцию. Наращивание интенсивности и производительности труда происходило при помощи подробного исследования трудовых процессов, четкой регламентации их выполнения, а также путем установления строгих режимов работы машин и оборудования.
Тейлор считал действительно важным наличие сознательного отношения персонала к нововведениям, стимулирования инициативы, а также объяснения им основных целей организации. Неоднократно Тейлора упрекали в обезличивании работников14. Согласно исследованиям, Тейлор считал рабочих иррациональными личностями, которые способны целенаправленно действовать лишь на основе элементарных стимулов (денег). По его мнению, главная причина невысокой производительности труда заключалась в несовершенстве системы оплаты и поощрения.
Развитие административной (классической) школы управления происходило с 1920 года XX века. Выдающимся представителем административного подхода является Анри Файоль (1841—1925). Он рассматривал организацию как единую систему и впоследствии выделил шесть главных функций управления: производственную, коммерческую,
13 Веснин В.Р. Менеджмент: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2015. - 616 с.
14 Темнова И.О. История формирования основных научных подходов к развитию персонала в организации. Актуальные вопросы управления. Вестник университета № 1, 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-formirovaniya-osnovnyh-nauchnyh-podhodov-k-razvitiyu-personala-v-organizatsii (дата обращения: 22.01.2019).
финансовую, защитную, бухгалтерскую и административную. Благодаря данным функциям ему удалось выявить качества личности, которые необходимы управленцам: единство командования, подчинение частных интересов общим, разделение труда, постоянство состава персонала и др. По мнению классической школы организация должна быть жестко централизованной, персонал может проявлять инициативу, но при этом важно не противоречить целям руководства. Также Анри Файоль выделил 14 принципов управления и показал, что административная функция реализуется на всех уровнях организации.
Возникновение школы психологии и человеческих отношений непосредственно связано с именами Мэри Фоллетт (1868 - 1933) и Элтона Мейо (1880 - 1949). Основой для развития данной школы послужили «Хотторнские эксперименты», проводимые на предприятиях фирмы Western Electric. Анализ данного эксперимента поспособствовал осознанию необходимости применения в сфере производства психологии и социологии. Было доказано, что персонал в процессе работы создает структурированные сообщества, которые определяют характер их поведения и результативность трудовой деятельности. Человеческий фактор признали наиболее эффективным ресурсом производства.
Важно отметить, что основоположники неоклассической школы управления выдвигали мнение о том, что основная мотивация работника к труду заключается не в денежном вознаграждении, а в желании быть признанным, полезным и нужным для организации. Персоналу разрешали выдвигать свои предложения по улучшению деятельности фирмы, которые возможно реализовать на практике. Результатом данных мероприятий являлось поднятие командного духа персонала.
В рамках школы поведенческих наук (Р. Лайкерт, Д. Макгрегор, Ф. Герцберг) использовались представления бихевиоризма: психологического направления, рассматривавшего поведение человека как реакцию на стимулы внешнего мира. Сторонники школы поведенческих наук полагали, что обязательным условием эффективности труда работника является осознание им своих собственных возможностей. Выдвигаемая концепция основывалась на побуждении людей к максимальной вовлеченности в процесс труда и управления, преобразование работы в объект самовыражения персонала. Труд для людей доставляет удовлетворение, а персонал самостоятельно желает внести свой вклад в общее дело организации.
Школа науки управления (количественных методов) начала формирование с 1950 года XX века и продолжает совершенствоваться в настоящее время. Данная школа привела к углублению понимания сложных управленческих проблем, с помощью разработки и применения моделей15. Наиболее известными представителями являются Р. Акофф, С. Бир, А. Гольдбергер и др. Использование математических методов и моделей
15 Балашов А.П. Основы теории управления: Учеб. пособие. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2015. - 280 с.
поспособствовало повышению глубины познания, а также происходили качественные изменения в сфере управления персоналом. Руководители начали уделять больше внимания персональным особенностям персонала, их профессиональному уровню. Размеры вознаграждений каждого человека начали рассчитывать путем конечных результатов его труда и в зависимости эффективности деятельности организации в целом.
Существующий в настоящее время подход к управлению персоналом можно назвать комбинированным, поскольку он генерирует основные положительные черты от всех научных школ управления. Активно используются количественные показатели, научный подход, а также учет интересов каждого работника в организации. Перечисленные факты отлично сочетаются с соблюдением единого корпоративного духа предприятия.
Современный взгляд на концепцию управления персоналом организации заключается в том, что персонал является главным субъектом предприятия и особым объектом управления. С помощью мотивации и профессиональных способностей сотрудников должна формироваться стратегия и структура организации. Постоянный технический прогресс, тенденции к глобализации и информатизации заставляют беспрерывно совершенствоваться, т.к. в данных условиях происходит быстрое устаревание навыков и умений работников16.
Также особенно важно искать новейшие инновационные пути развития для эффективного управления персоналом организации. Данные пути заключаются в совершенствовании системы мотивации; наличии сильного инициативного руководителя; формировании четкой организационной культуры организации в целом, а также в рамках отдельного работника.
Исходя из современных тенденций, для повышения эффективности персонала необходимо уделять внимание следующим аспектам:
• формирование условий для наращивания инициативы сотрудников;
• наличие положительной рабочей обстановки в трудовом коллективе;
• учитывание персональных особенностей и профессиональных знаний (навыков) каждого сотрудника в организации;
• современное оснащение рабочих мест персонала.
Основным конкурентным преимуществом современных организаций являются сотрудники, имеющие уникальные профессиональные качества, навыки и идеи. Руководители предприятий стараются наиболее полно раскрыть потенциал каждого человека и применить его для эффективного устойчивого развития организации. Активно вознаграждается участие персонала в самоорганизации производства.
16 Бондалетова Н.Ф. Методы развития персонала. Материалы Ивановских чтений. 2017. № 4-2 (17). С. 111-116. [Электронный ресурс]. URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_30723471_81406686.pdf (дата обращения: 22.01.2019).
В настоящее время продолжают использоваться основные идеи школы поведенческих наук и человеческих отношений, активно действует концепция развития человеческих ресурсов. Данная концепция заключается в формировании конкретных условий труда для персонала, благодаря которому люди будут работать более интенсивно и раскрывать свой потенциал. Для этого предлагается множество программ развития, повышения профессионального уровня и переподготовки кадров.
Подводя итоги данного исследования, было выявлено, что развитие персонала в организации в разные временные периоды проходило неоднозначно. Человеческий капитал стал неотъемлемой частью успешной современной организации относительно недавно. Профессиональные навыки работников позволяют предприятиям совершенствоваться, поэтому в настоящее время руководители стали больше обращать внимание на развитие и переподготовку своего персонала.
Список литературы:
1. Балашов А.П. Основы теории управления: Учеб. пособие. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2015. - 280 с.
2. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. -Москва: Проспект, 2015. - 616 с.
3. Жариков В. Д., Кирсанова Д. А. Формирование системы управления персоналом на промышленном предприятии. Актуальные вопросы экономики и управления. Т.11, № 5, 2016. С. 5 - 10.
4. Кибанов А.Я, Управление персоналом организации: Учебник / Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Ивановская Л.В.; Под ред. Кибанов А.Я., - 4-е изд., доп. и перераб. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 695 с.
5. Плотницкая М.Р. Понятие «персонал» в контексте управления человеческими ресурсами. Вестник Краунц, серия «Гуманитарные науки». № 1 (21) 2013. С. 56 - 62.
6. Тебекин А.В. Управление персоналом: учебное пособие для СПО / А. В. Тебекин. — М.: Издательство Юрайт, 2016 — 182 с. — Серия: Профессиональное образование.
7. Тощенко Ж.Т. Социология труда: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Социология" и "Экономика труда" / Тощенко Ж.Т. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 423 с.
8. Травин, В. В. Менеджмент персонала предприятия / В.В. Травин, В .А. Дятлов. - М.: Дело, 2015. - 272 с.
9. Хуснутдинова А.Ф. Персонал организации: понятие, структура, трудовой потенциал, методы управления и мотивации. Сборник «Современные кадровые технологии в управлении предприятиями и территориями». Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 219 - 226.
10. Управление персоналом: учебник для вузов. / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити, 2014. - 554 с.
11. Бондалетова Н.Ф. Методы развития персонала. Материалы Ивановских чтений. 2017. № 4-2 (17). С. 111-116. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_30723471_81406686.pdf (дата обращения: 22.01.2019).
12. Бочкарева И. А., Бобылев А.Ю. Проблемы управления персоналом на российских предприятиях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. №4 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/04/2123 (дата обращения: 22.01.2019).
13. Карасёв М.А. Персонал организации: понятие, структура и методы управления // Интернет-журнал «Науковедение» Том 7, №5 (2015). [Электронный ресурс]. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/57EVN515.pdf (дата обращения: 22.01.2019).
14. Темнова И.О. История формирования основных научных подходов к развитию персонала в организации. Актуальные вопросы управления. Вестник университета № 1, 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-formirovaniya-osnovnyh-nauchnyh-podhodov-k-razvitiyu-personala-v-organizatsii (дата обращения: 22.01.2019).
Reference:
1. Balashov A.P. Osnovy teorii upravlenija: Ucheb. posobie. - M.: Vuzovskij uchebnik, INFRA-M, 2015. - 280 s.
2. Vesnin V.R. Menedzhment: uchebnik. - 4-e izd., pererab. i dop. -Moskva: Prospekt, 2015. - 616 s.
3. Zharikov V.D., Kirsanova D.A. Formirovanie sistemy upravlenija personalom na promyshlennom predprijatii. Aktual'nye voprosy jekonomiki i upravlenija. T.11, № 5, 2016. S. 5 - 10.
4. Kibanov A.Ja, Upravlenie personalom organizacii: Uchebnik / Kibanov A.Ja., Batkaeva I.A., Ivanovskaja L.V.; Pod red. Kibanov A.Ja., - 4-e izd., dop. i pererab. - M.:NIC INFRA-M, 2016. - 695 s.
5. Plotnickaja M.R. Ponjatie «personal» v kontekste upravlenija chelovecheskimi resursami. Vestnik Kraunc, serija «Gumanitarnye nauki». № 1 (21) 2013. S. 56 - 62.
6. Tebekin A. V. Upravlenie personalom: uchebnoe posobie dlja SPO / A. V. Tebekin. — M.: Izdatel'stvo Jurajt, 2016 — 182 s. — Serija: Professional'noe obrazovanie.
7. Toshhenko Zh.T. Sociologija truda: Uchebnik dlja studentov vuzov, obuchajushhihsja po special'nostjam "Sociologija" i "Jekonomika truda" / Toshhenko Zh.T. -M.:JuNITI-DANA, 2015. - 423 s.
8. Travin, V. V. Menedzhment personala predprijatija / V.V. Travin, V.A. Djatlov. - M.: Delo, 2015. - 272 c.
9. Husnutdinova A.F. Personal organizacii: ponjatie, struktura, trudovoj potencial, metody upravlenija i motivacii. Sbornik «Sovremennye kadrovye tehnologii v upravlenii predprijatijami i territorijami». Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017. S. 219 - 226.
10. Upravlenie personalom: uchebnik dlja vuzov. /Pod red. T. Ju. Bazarova, B.L. Eremina. — 2-e izd., pererab. i dop. — M.: Juniti, 2014. - 554 s.
11. Bondaletova N.F. Metody razvitija personala. Materialy Ivanovskih chtenij. 2017. № 4-2 (17). S. 111-116. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://elibrary. ru/download/elibrary_30723471_81406686.pdf (data obrashhenija: 22.01.2019).
12. Bochkareva I.A., Bobylev A.Ju. Problemy upravlenija personalom na rossijskih predprijatijah // Jekonomika i menedzhment innovacionnyh tehnologij. 2013. №4 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/04/2123 (data obrashhenija: 22.01.2019).
13. Karasjov M.A. Personal organizacii: ponjatie, struktura i metody upravlenija // Internet-zhurnal «Naukovedenie» Tom 7, №5 (2015). [Jelektronnyj resurs]. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/57EVN515.pdf (data obrashhenija: 22.01.2019).
14. Temnova I.O. Istorija formirovanija osnovnyh nauchnyh podhodov k razvitiju personala v organizacii. Aktual'nye voprosy upravlenija. Vestnik universiteta № 1, 2017. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-formirovaniya-osnovnyh-nauchnyh-podhodov-k-razvitiyu-personala-v-organizatsii (data obrashhenija: 22.01.2019).