Научная статья на тему 'Теоретические подходы к определению системы управления персоналом организации'

Теоретические подходы к определению системы управления персоналом организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3384
597
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ / СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ / ПОДСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Димитриева С.Д., Мерзлякова И.А.

В статье рассмотрены теоретические подходы к формированию системы управления персоналом, а также различия при использовании традиционных систем управления и современных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к определению системы управления персоналом организации»

По данным таблицы 2 можно заметить, что реализация нефтепродуктов в период с 2009 по 2014 год возросла на 15,3 млн.т. (около 31%, что выше ожиданий почти в 2 раза), также средний объем реализации нефтепродуктов через одну АЗС увеличилось на 11,4 т/сут. Это говорит о том, что ребрендинг АЗС ПАО «Газпром нефть» был проведен успешно и положительно повлиял на экономические показатели компании.

В результате нашего исследования, мы установили, что проведение ребрендинга - сложный и многоуровневый процесс, требующий тщательного изучения рынка и целевой аудитории. Изучая конкурентную среду, мы получаем информацию о преимуществах и недостатках брендов, которые действуют на рынке, а получая информацию о целевой аудитории, мы невольно определяем нишу, которую сможем занять сами. Однако при проведении ребрендинга многие компании не учитывают того, что бренд должен зайти на рынок с единственной уникальностью. Бренд не может быть рассчитан на противоположные целевые сегменты. В результате этого, компании, желающие охватить больший процент целевых групп терпят крах.

Список использованной литературы:

1. Бирюкова В.В. Маркетинг. Учебное пособие / Уфимский государственный нефтяной технический университет - Уфа, 2010.

2. Бирюкова В.В. Производительность хозяйственных систем и факторы ее роста// В сборнике: Актуальные вопросы экономики и управления российскими предприятиями Сборник научных трудов. Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ) - Омск, 2009. С. 14-19.

3. Бирюкова В.В Методы оценки эффективности работы организации // В сборнике: Экономика и управление предприятиями сборник научных трудов кафедры. Федеральное агентство по образованию Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ). Омск, 2008. С. 51-56.

4. Бирюкова В.В., Валеева Э.Н. Анализ подходов к оценке конкурентоспособности нефтяной компании на международном рынке // Электронный научный журнал Нефтегазовое дело. 2015. № 4. С. 538-548.

5. Официальный сайт «Мелсон группа компаний» [Электронный ресурс] -http://www.melston.ru/projects/gazpromneft-rebranding

6. http://www.rusnauka.com/23_ADEN_2015/Economics/6_198054.doc.htm

http://ir.gazpromneft.ru/fileadmin/user_upload/documents/shareholders_meetings/2015/gazprom_neft_ar_2014_rus .pdf

7. http: //accord-ra.ru/14 -naruzhnaya-reklama/68 -rekonstruktsiya-azs

© Дергунова А. В., Переседова Е. И., 2016

УДК 331.108.2

С.Д. Димитриева

к.э.н., доцент кафедры управления персоналом и экономики труда

Института экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»

И.А. Мерзлякова магистрант 2 года обучения кафедры управления персоналом и экономики труда Института экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

В статье рассмотрены теоретические подходы к формированию системы управления персоналом, а также различия при использовании традиционных систем управления и современных.

86

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

Ключевые слова

Система управления персоналом, механизм управления, традиционная система управления персоналом, современная система управления персоналом, подсистемы управления персоналом.

В настоящее время в условиях перехода к рыночной экономике многие руководители отечественных производственных организаций различных форм собственности недооценивают значение построения системы управления персоналом для эффективного управления и повышения производительности труда.

Система управления персоналом — это совокупность приемов, методов, технологий организации работы с персоналом. Любая система является совокупностью компонентов, которые можно рассматривать как самостоятельные системы с собственными целями и задачами.

При изучении сущности понятия «система управления персоналом» до сих пор не сформировалось единого мнения о понятии и компонентах, которые ее формируют. Обобщая теоретические исследования в сфере управления персоналом, можно выделить отличия при трактовке сущности системы управления персоналом (табл. 1).

Таблица 1

Различия в определении сущности системы управления персоналом

Автор Сущность понятия

Генкин Б.М., Балабанова Л.В., Сардак О.В. [1,с.22] Комплекс целей, задач и основных направлений деятельности, а также различных видов, методов и соответствующего механизма управления, направленных на повышение производительности труда и качества работы

Крушельницкая О.В., Мельничук Д.П. [6,с.51] Упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, которые отличаются функциональными целями, действуют автономно, но направлены на достижение общей цели

Дорофиенко В. В., Комар Ю. М., Токарева В. И. [4,с.96] Методы, процедуры, приемы влияния организации на своих сотрудников с целью максимального использования их потенциала для достижения целей организации

Крамаренко В. И. [5,с.75] Форма реализации взаимодействия и развития отношений управления, выраженных в законах и принципах менеджмента, а также в целях, функциях, структуре, методах и процессе управления.

Борисов А.Б. [2,с.24] Комплекс мероприятий по работе с персоналом, направленный на достижения цели предприятия за счет целенаправленной работы с работниками предприятия

Шапиро С. А., Шатаева О. В. [8,с.192] Совокупность процессов в рамках механизма управления персоналом

Герчиков В.И. [3,с. 103] Комплекс взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мероприятий, направленных на нормальное функционирование, развитие и эффективное использование кадрового потенциала работника.

Чтобы адаптироваться к условиям постоянно развивающегося рынка, необходимо осуществить переход от традиционного управления персоналом к концепции современного управления персоналом. Традиционные системы управления были ответом на стандартную технологию и постоянную внешнюю среду, в то время как новые системы управления персоналом - это реакция на быстрые изменения, на постоянное совершенствование технологий производства. Существуют различные аспекты управления персоналом (табл.2).

Таблица 2

Сравнение систем управления персоналом в организациях

Традиционная система управления персоналом Современная система управления персоналом

1. Ориентация на оперативные вопросы 1 .Ориентация на стратегию

2.Ориентация на стабильность 2.Ориентация на своевременную адаптацию системы управления персоналом к изменениям условий внешней среды

З.Ориентация на развитие организации 3. Ориентация на реализацию и развитие человеческого потенциала

5. Максимальное разделение труда, простые и узкие специальности 5. Оптимальная группировка работ, многоаспектные специальности

б.Внешний контроль (руководители, штат контролеров, формальные процедуры) б.Самоконтроль и самодисциплина

7. Пирамидальная и жесткая организационная структура, развитие вертикальных связей 7. Плоская и гибкая организационная структура, развитие горизонтальных связей, которые обеспечивают

эффективное взаимодействие подразделений и сотрудников

8.Автократический стиль руководства 8.Стиль руководства ориентирован на заинтересованности всех работников в успехе организации в целом

9. Развитие конкуренции 9. Сотрудничество

10. Низкая заинтересованность сотрудника в его успехе 10.Высокая заинтересованность сотрудника в общем результате

П.Деятельность только в интересах организации и ее подразделений 11. Ориентация на интересы общества

12. Низкая склонность в риску 12.Ориентация на инновации и связанная с этим склонность к риску

Рисунок 1 - Состав подсистем системы управления

Базовыми элементами механизма управления организацией являются система, процессы, управленческие решения и персонал, которые при взаимодействии обеспечивают реализацию поставленной цели и задач организации. Под системой управления понимаются структура, функции, ресурсы (все, которые обеспечивают деятельность организации), потоки информации, технологии управления. Функции управления реализуют процессы на основании принятых решений. Механизм реализует управленческие решения, исполняя функции организации через процессы управления в пределах системы управления благодаря персоналу. Графически систему управления персоналом представлено на рис.1.

Таким образом, система управления персонала формируется из взаимосвязанных элементов: подсистемы органов управления персоналом; функциональной и исполнительской подсистемы; подсистемы информационно-коммуникационного обеспечения.

Систему управления персоналом на предприятии невозможно отделить от системы управления предприятием в целом, поскольку она охватывает не только подразделения, которые занимаются непосредственной работой с персоналом, но и руководителей всех организационных уровней предприятия. То есть система управления персоналом является основным каркасом в системе управления организацией. Ей предшествует стратегия управления персоналом, которая непосредственно имеет дело с решениями, реализация которых приводит к существенному и длительному влиянию на занятость и развитие людей в организации.

Список использованной литературы:

1. Балабанова Л. В. Управление персоналом: [учебник] / Л. В. Балабанова, О. В. Сардак. - К.: Центр учебной литературы, 2011. - 468 с

2. Борисов А. Б. Большой экономический словарь [Текст] / А. Б. Борисов. - М.: Книжн. мир. - 2001. - 895 с.

3. Герчиков В. И. Управление персоналом: работник - самый эффективный ресурс компании: учеб. пособие / В.И. Герчиков. - М.: ИНФРА- М. - 2008. - 282 с.

4. Дороффенко В. В. Управлшня персоналом: Графическое моделирование: [уч.-метод.пособие] / В. В. Дороффенко, Ю. М. Комар, С. Ю. Комар, В. И. Токарева; под ред. С.Ф. Поважного. - Донецк: ДонДУУ. - 2008. - 266 с.

5. Крамаренко В. I. Управление персоналом фирмы: уч. пособие / В.И. Крамаренко. - К. : ПУЛ. - 2003. - 272 с.

6. Крушельницкая О. В. Управление персоналом: уч. пособие / О. В. Крушельницкая. - К.: Кондор. - 2003. - 296 с. 8. Шапиро С. А., Шатаева О. В. Основы управления персоналом в современных организациях [Экспресс-курс] / С. А. Шапиро, О. В. Шатаева. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. - 532 с.

© Димитриева С.Д., Мерзлякова И.А., 2016

УДК 331.108.2

С.Д. Димитриева

к.э.н., доцент кафедры управления персоналом и экономики труда

Института экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»

Н.С. Паламарчук магистрант 2 года обучения кафедры управления персоналом и экономики труда Института экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Аннотация

В статье рассмотрены ключевые аспекты управления персоналом: принципы, виды труда,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.