Научная статья на тему 'HR-маркетинг как составляющая системы управления персоналом'

HR-маркетинг как составляющая системы управления персоналом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3177
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / СИСТЕМА УП / БЛОКИ / ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / HR-МАРКЕТИНГ / ПРИНЦИПЫ МАРКЕТИНГА ПЕРСОНАЛА / ИМИДЖ / "4Р" МАРКЕТИНГА-ПЕРСОНАЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Димитриева С. Д.

В статье рассмотрена система управления персонала, обозначены основные блоки: формирование, развитие, использование персонала. Выдвинуты основные требования к целостной системе управления (эффективность, гибкость, обновляемость). Дано определение HR-маркетинга, выделены его основные направления и принципы. Определена важность HR-маркетинга как элемента системы управления персоналом. Рассмотрены «4Р» маркетинга персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «HR-маркетинг как составляющая системы управления персоналом»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_

развития социальной сферы, существенно отстает от уровня экономического развития — 65-е место в сравнении с 43-м. Международные рейтинги, в которых сравниваются экономические и социальные показатели различных стран, свидетельствуют о большом отставании России (табл. 1).

Таблица 1

Место РФ среди 146 стран по уровню экономического развития и социальных показателей

Показатели Место РФ среди 146 стран мира

Уровень экономического развития (ВВП в расчете на душу населения) 43

Реальные расходы на душу населения 50

Индекс социального развития 65

Уровень образования 40

Обеспеченность комфортным жильем (оценка) 100

Средняя продолжительность жизни 105

Здоровье нации 127

Качество здравоохранения 130

Как видно из таблицы, только образование находится практически на уровне экономического развития. Решение видится в применении программно-целевого метода (метода целевых программ). Программно-целевой метод — это метод, который увязывает цели с ресурсами при помощи программ. Каждая программа - комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей и подцелей развития хозяйства, упорядоченных в виде "дерева целей". Оценка и выбор возможных вариантов программ производятся по разным критериям с помощью специальных приемов (напр., программных матриц).

© Джуманова Э.И., 2016

УДК 331.108.2

С.Д. Димитриева

к.э.н., доцент Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского г. Симферополь, Российская Федерация

ИЯ-МАРКЕТИНГ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Аннотация

В статье рассмотрена система управления персонала, обозначены основные блоки: формирование, развитие, использование персонала. Выдвинуты основные требования к целостной системе управления (эффективность, гибкость, обновляемость). Дано определение ИЯ-маркетинга, выделены его основные направления и принципы. Определена важность ИЯ-маркетинга как элемента системы управления персоналом. Рассмотрены «4Р» маркетинга персонала.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_

Ключевые слова

Управление персоналом, система УП, блоки, требования к системе, формирование, развитие, использование, HR-маркетинг, принципы маркетинга персонала, имидж, «4Р» маркетинга-персонала.

Введение. Современные условия ведения бизнеса требуют коренных изменений в сформировавшихся подходах управления. Социально-ориентированная рыночная экономика предполагает переориентацию взглядов от «человек для экономики» до «экономика для человека». Таким образом, основополагающим резервом для современных предприятий является как существующий персонал, так и потенциальные работники. Грамотный отбор и подбор сотрудников на должность является первоочередным элементом в построении эффективной системы управления, поскольку именно от степени квалификации, инициативности и прочих профессиональных и личностных качеств принятого работника будет зависеть достижение поставленных целей организации.

Цель статьи. Раскрыть ИЯ-маркетинг и его составляющие как один из основных элементов системы управления персоналом.

Основная часть. Управление современным предприятием требует высокого профессионализма управленческого персонала, который владеет необходимыми инструментами поиска, подбора, использования и развития сотрудников. Современному ИЯ-менеджеру необходимо учитывать специфику не только организации, но и условия развития социальной и экономической сферы в целом. Именно поэтому, значимость формирования целостной системы управления персоналом (рис. 1) является стратегической целью функционирования предприятия.

Система управления персоналом

Блоки управления

Требования

Формирование:

• мониторинг рынка труда;

• привлечение персонала;

• оценка персонала;

• и др.

Развитие:

• адаптация;

• обучение;

• планирование карьеры.

Использование:

• оплата труда;

• мотивация;

• создание условия труда.

Эффективность

Гибкость

Обновляемость

J к

HR-маркетинг

Рисунок 1 - Блоки системы управления персоналом.

Система управления персоналом состоит из трех основных блоков: формирование, развитие и использование персонала, где основными требованиями выступают эффективность, гибкость и обновляемость системы. В ходе руководства необходимы: организация, планирование кадров, осуществление маркетинговой ИЯ-политики, определение потенциала и степени его реализации у каждого сотрудника. Таким образом, ИЯ-маркетинг отвечает за один из блоков системы управления персоналом.

ИЯ-маркетинг - это концепция управления, в которой сотрудники рассматриваются в качестве внешних и внутренних клиентов фирмы, направленная на удовлетворение потребностей организации в

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_

персонале. Одной из составляющих маркетинга-персонала является поиск потенциальных сотрудников и оценка кандидатов на должность (путем мониторинга, привлечения и оценки персонала). С другой стороны, HR-маркетинг призван сформировать лояльность уже существующих работников.

Таким образом, в персонал-маркетинге выделяют два основных направления. Первое (пассивное), занимается выявлением и покрытием потребностей организации в человеческих (трудовых) ресурсах, и представляет собой одну из функций службы управления персоналом компании. Однако эта функция осуществляется несколько отдельно от других направлений работы с персоналом.

Второе (активное), занимается решением задач, относящиеся к стратегической кадровой политике фирмы. Персонал, как работающий, на фирме, так и потенциальные кандидаты на работу рассматриваются в качестве внешних и внутренних клиентов фирмы. Основная цель маркетинга персонала- оптимальное использование человеческих ресурсов, способствующих повышению производительности труда, развитие сотрудников, партисипативное управление, воспитание у них лояльного отношения к фирме. Такой принцип рассчитан на рыночное мышление сотрудников фирмы и сильно отличается от традиционных административных подходов к управлению персоналом. Однако для этого необходимо решать целый комплекс задач, связанный с разработкой целевой стратегии управления персоналом, кадровым планированием, деловой оценкой деятельности сотрудников, формированием трудовой мотивации, различными видами обучения, построением корпоративной культуры в организации [3, С. 9-10].

Таким образом, если обычный маркетинг призван формировать и продвигать бренды компании (товары или услуги), то HR-маркетинг отвечает за формирование положительного имиджа организации как рынке труда, так и внутри организации среди действующих сотрудников.

К основным принципам HR-маркетинга относятся [1]:

• постоянство - информация, которую получают сотрудники и потенциальные работники, должна быть стабильной;

• простота и доступность - главная мысль заключается в «трансляции» основной функции службы управления человеческими ресурсами - помощь в решении любых проблем;

• привлекательность - формирование положительного кадрового имиджа;

• сегментация «потребителей» - определение целевых групп, на которые ориентировано взаимодействие.

Маркетинг персонала является одним из основных элементов системы управления персоналом и определяет базовую основу для системы отбора персонала. К процессам HR-маркетинга относятся: создание вакансии, подбор персонала, заключение трудового договора, аттестационное собеседование, формирование положительного имиджа организации и лояльности среди своих сотрудников. Проводимые персонал-маркетинговые мероприятия влияют на дальнейшую эффективность всей системы управления персоналом.

Если в первом случае сотрудник «продает» себя, свои знания, опыт, идеи, то в другом «покупает» условия (доход, компенсационный пакет, социальные гарантии, условия для дальнейшей мотивации), предлагаемые ему компанией. Поэтому в маркетинге персонала сформировались свои 4 «Р»:

• продукт (Product) — сотрудник и (или) кандидат, имеющий качество (результат работы), которое требуется компании, торговую марку (имя, образование, опыт работы), свойства (компетенции, личностные и деловые характеристики); упаковка (имидж, внешний вид, умение презентовать себя, возраст);

• ценообразование (Pricing) — стоимость должности и (или) конкретного сотрудника (кандидата) на рынке труда;

• продвижение товара на рынок (Promotion) — PR персонала, выступление на конференциях, публикации, резюме, достигнутые результаты;

• место (Place) — востребованность данной должности на рынке труда и покупка (удержание) сотрудника (кандидата) компанией [2].

Развитие такой составляющей системы управления как HR-маркетинг позволит организации занять и закрепить лидирующие позиции на рынке.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_

Выводы. Система управления персоналом состоит из следующих блоков: формирование (маркетинг-персонала), использование и развитие. Сущность HR-маркетинга заключается в разработке процедур поиска и отбора потенциальных «клиентов» (будущих сотрудников организации), формировании положительного имиджа организации, как на внешнем рынке труда, так и для существующих работников.

Основными принципами маркетинга-персонала являются: постоянство, простота и доступность, привлекательность, сегментация. В «4Р» входят: продукт, ценообразование, продвижение и место. Результативность системы управления персоналом зависит от эффективного функционирования всех ее элементов, включая HR-маркетинг.

Список использованной литературы:

1. Джордж Кинтчер Основные принципы HR-Маркетинга // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.hr-j oumal .ru/articles/ov/ov_718.html

2. Папонова Н. Маркетинг в области управления персоналом // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dis.ru/library/589/25885.

3. Шапиро С. А. Инновационные подходы к процессу управления персоналом организации: Монография / С.А.Шапиро - М.: РХТУ им Д.И. Менделеева, 2011 - 152 с.

© Димитриева С.Д., 2016

УДК 311

Е.А. Долгих, к.э.н.

ИэФ, ГУУ Н.А. Гудошникова

г. Москва, Российская Федерация

АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ СТРАН БРИКС В РЕЙТИНГЕ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация

В статье рассмотрен рейтинг глобальной конкурентоспособности, рассчитываемый по методике Всемирного экономического форума. Дана характеристика стран БРИКС в соответствии с рейтингом.

Ключевые слова Рейтинг, конкурентоспособность, индекс

В 2015 Российская федерация стала председателем БРИКС. Долговременной целью стран-партнеров является развитие БРИКС до полноценного механизма текущего и стратегического взаимодействия по ключевым вопросам в различных сферах. Планируется расширение взаимодействия стран в области образования, науки, молодежной политике.

Наука, технологии и инновации занимают главенствующую позицию в развитии инклюзивной макроэкономической и социально политики. Синергетический эффект от двустороннего взаимодействия позволит обеспечить устойчивое развитие пяти стран-участниц. Основными механизмами сотрудничества являются: предоставление полной и достоверной информации о стратегиях в области науки, технологий и инноваций, взаимное использование программ, направленных на развитие инновационного сотрудничества.

В настоящее время БРИКС является важной составляющей внешней политики Российской Федерации. Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика оказывают все большее влияние на мировую политику и экономику и претендуют на позицию лидеров в будущем. Страны принимают активное участие в решении мировых проблем, а также борются за усиление влияния развивающихся стран на глобальные процессы экономики. Обладая большим экономическим потенциалом, страны-члены показали

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.