Научная статья на тему 'Теоретические аспекты формирования социальной ответственности у студентов университета'

Теоретические аспекты формирования социальной ответственности у студентов университета Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
220
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Крылов Леонид Витальевич

В статье анализируется понятие «социатъная ответственность», рассматриваются особенности ее проявления у студенческой молодежи, пути и средства формирования в учебной и во внеаудиторной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты формирования социальной ответственности у студентов университета»

Л.В. Крылов ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

В статье анализируется понятие «социапная ответственность», рассматриваются особенности ее проявления у студенческой молодежи, пути и средства формирования в учебной и во внеаудиторной деятельности.

Существенные изменения в жизни российского общества потребовали иного качества подготовки квалифицированных специалистов, поставили перед необходимостью смещения акцентов в воспитании выпускника высшей школы на развитие мобильности, компетентности, конкурентоспособности и ответственности.

Анализ исследований по истории философии, социологии, этике, педагогике, психологии, юриспруденции свидетельствуют о том, что проблеме воспитания ответственной личности в них уделяет много внимания. Однако каждая из этих наук рассматривает данный феномен со своих позиций, исходя из специфики своей науки, что ведет к многосторонним трактовкам и требует междисциплинарного анализа. Очевидные трудности в ее разработке проистекают вследствие того, что изучаемый феномен имеет исключительно сложную структуру, обусловленную не только различиями видов субъектно-объектных отношений, но и демографическими, экономическими, психологическими, политическими и иными факторами.

Ответственность, как философское понятие, отражает объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения социального осуществления предъявляемых к ним взаимных требований [7]. Это позволяет В.П. Туга-ринову констатировать, что ответственность есть следствие способности человека предвидеть последствие своих поступков, а личность является ответе гвенной за их результат, если научится анализировать их возможные последствия [6].

Понятие «социальная ответственность» начинает широко использоваться в социологической науке как ожидание по отношению к действиям отдельных лиц, групп, общественных объединений и осознанием ими своего долга. При этом ответственность рассматривается на основе со-

циальных норм и реализуется через формы социального контроля, через понимание своей общественной роли ответственными субъектами [4, с. 32]. В силу этого, в социологии под структурой такой ответственности понимается взаимосвязь осознания личностью своего места в системе общественных отношений, необходимости признавать и соблюдать установленные обществом нормы, оценки своих поступков с точки зрения последствий для себя и окружающих, готовность принятия санкций в случае допущенных нарушений.

Как отмечает в своем исследовании М.Н. Гу-бачев, с социально-философской точки зрения социальная ответственность имеет сложную структуру, которая включает:

1. Конкретного носителя, субъекта. В его роли могут выступать как отдельная личность, так и различные социальные группы, коллективы, народы, государства и, наконец, человечество в целом как совокупный субъект деятельности и ответственности. Следовательно, с одной стороны, она приложима к деятельности отдельных человеческих индивидов, определяет сферу индивидуальной ответственности, с другой, характеризует совокупную, коллективную деятельности людей, проявляется в форме коллективной, солидарной ответственности.

2 Конкретного объекта ответственности, то есть того, за что именно субъект деятельности несет ответственность, что возложена на него или принята им самим для исполнения.

3. Инстанцию ответственности, которая выполняет функцию оценки, контроля, регуляции деятельности субъекта и налагает санкции в форме похвалы или порицания, одобрения или осуждения. Кроме того, инстанция ответственности осуществляет также стимулирующую, регулирующую, организующую, регламентирующую

11Ь

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

© Л.В. Крылов, 2008

функции. В ее роли могут выступать: сам субъект ответственности (ответственность перед самим собой), отдельные личности (наиример, должностное лицо), различные социальные группы, коллективы, этнические общности, государственные, партийные, хозяйственные, культурные, общественные и другие организации, классы, народа, государство, общество, все человечество в целом [4, с. 27-28].

Все структурные компоненты ответственности находятся между собой в сложной противоречивой связи, то есть не только субъект, но и инстанция в определенной мере ответственна перед ним. Главный социальный смысл ответственное ги, подчеркивает автор, и мы будем разделять его мнение, состоит в том, чтобы побудить человека к общественно полезной деятельности, к максимальной самоотдаче сил.

В педагогике «ответственность» понимается как нравственное, моральное качество личности и категория этики, отражающая способность человека отвечать за свои поступки, возможность для общества подвергать эти действия моральной оценке, а «социальная ответственность» трактуется как приобретенное личностью качество, способность анализировать осуществленные собственные и чужие поступки и действия при помощи психолого-педагогического инструментария [3, с. 46].

Отечественные и зарубежные исследователи демонстрируют большой диапазон понимания данного феномена. Его определяет как: показатель социальной зрелости личности и ее интегральную характеристику, определяющую поведение человека на основе осознания зависимости деятельности от общественных целей и ценностей (А.Ф. Плахотный); интегральную характеристику поведения человека, основанную на осознании зависимости своей деятельности от общепринятых целей и ценностей (Г.В. Ковалева); процесс управления персоналом (Р. Дж. Спейди); результат морального суждения (Л. Кольберг); проявление дисциплины (С.И. Гессен, А. Фромм); один из экзистенциалов человеческого существования (В.Франкл); самодеятельность (С. Смайле); составляющую социального интеллекта (Р. Сель-ман) и социальной компетентности (Р. Мертон), как интегративное качество личности, выступающее показателем ее социальной зрелости и определяющее ее поведение на основе осознания социальных норм и ценностей, последствий и

результатов собственных действий (Е.Н. Бобкова, С.Н. Васильев, И.А. Гладышева).

Исходя из последнего понимания социальной ответственности, анализируя ее структуру, можно выделить ряд компонентов, диктующих определенное содержание по ее формированию у студентов: когнитивный, который предполагает наличие определенного объема необходимых знаний, развитость социального интеллекта; эмоционально-волевой, который ориентирует на развитие соответствующих сфер личности; деятельностный, который позволяет реализовать накопленный опыт в жизнедеятельности человека, помогает расширять его представления о допустимых принципах поведения и рамках принятия решений.

Воспитание социальной ответственности молодого человека приходит, по мнению Е.Н. Бобковой, в учебной деятельности в процессе изучения специальных курсов и при выполнении учебных заданий, упражнений и творческих работ по учебным предметам, во внеурочной деятельности, при участии в организации и проведении общешкольных мероприятий; в ходе работы в микрорайоне, путем включения в социалыю-зна-чимую деятельность, в социальные проекты и акции [1, с. 13].

Воспитание ответственности у студентов в учебно-воспитательном процессе в исследовании Е.Ю. Богатской предусматривает два направления: совершенствование форм учебно-воспитательного процесса путем моделирования учебных ситуаций для проявления отоветственнсти, совершенствования форм контроля, производственного потенцирования; ориентацию на самореализацию личности и использование фундаментальных знаний для активизации духовных интенций студентов и развития внутренней ответственности [3, с. 20-21].

Успешному формированию социальной ответственности у курсантов в исследовании С.Н. -Васильева способствуют: проблемные методы обучения, развитие межсубъектного доверия на основе способности к эмпатии в ходе реализации специальных программ; совершенствование форм организации учебно-воспитательной работы, увеличение доли форм, ориентированных на диалог, сотрудничество и самореализацию; моделирование учебных и производственных ситуаций, связанных с необходимостью свободного выбора способа действий, форм контроля, обо-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 2, 2008

117

снования предпочтений, оценкой принимаемого решения [2, с. 16].

В опыте И.А. Гладышевой эффективность воспитания социальной ответственности у студентов негосударственного вуза связывается с построением процесса обучения и воспитания на основе коммуникативно-деятельностного подхода; обеспечением интеграции учебной и внеаудиторной деятельности при использовании диалога как ведущей технологии воспитания; созданием поля социальной ответственности через включение студентов в проектирование и реализацию социальных программ, формирование сообщества преподавателей и студентов, направленного на организацию внутренней жизнедеятельности вуза [3, с. 11].

Таким образом, отметим, что социальная ответственность достаточно размытое понятие, которое трудно поддается анализу, может быть рассмотрено на различных уровнях, с внешней и внутренней стороны, с различных методологических позиций. Однако в любом случае ее формирование связано со свободой выбора личностью путей и средств его реализации.

Библиографический список

1. Бобкова Е. Н. Педагогические условия воспитания социальной ответственности у старших школьников: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. -Кострома, 2004.

2. Васильев С.Н. Формирование социальной ответственности у курсантов военного вуза: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Кострома, 2006.

3. Гладышева И.А. Педагогические условия воспитания социальной ответственности у студентов негосударс твенного вуза: Дис.... канд. пед. наук. - Кострома, 2006.

4. Губачев М. Н. Социальная ответственность в системе ценностных ориент аций современного общества: Дис. ... канд. филос. наук. - Уфа, 2004.

5. Плахотный А.Ф. Проблема социальной ответственности. - Харьков, 1981.

6. Тугаринов В.П. Личность и общество. -М., 1965.

7. Философский энциклопедический словарь. -М., 2001.

Ю.А. Поларшинов СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

В условиях модернизации военного образования особую значимость приобретает проблема повышения качества не только профессиональной подготовки, но и социального воспитания курсантов. Уже в процессе образования в военном вузе необходимо формировать у курсантов ценности служения Отечеству и прививать им идею высокой социальной значимости их профессии, требуя от них проявления высокого уровня ответственности, активности, инициативности. При этом необходимо создавать благоприятные условия для самореатзации и проявления социапьной активности в жизнедеятельности военного вуза.

Происходящие в стране общественно-экономические, социальные и военно-политические изменения привели к тому, что сложившаяся система подготовки специалистов в военных вузах все в меньшей степени удовлетворяет современным требованиям. Неуклонно падает уровень социальной и профессиональной компетентности офицеров, более 40% выпускников испытывают серьезные затруднения в освоении не только

своих служебных обязанностей, но и в установлении отношений с коллегами и подчиненными. При этом причины неудач они склонны приписывать обстоятельствам, а не собственной пассивности. Около 30% молодых офицеров не удовлетворены службой в ВС РФ, более 20% готовы уволиться при первой возможности. При этом ВС РФ остро ощущают нехватку младших офицеров в войсках и на флоте.

118

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том И

© Ю.А. Поларшинов, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.