К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ
Н.В. Абрамовских, Э.М. Новая
Аннотация. В статье рассматривается содержание понятия «социальная ответственность», выделяются структурные компоненты, функции, особенности формирования социальной ответственности у студентов в процессе профессионального образования.
Ключевые слова: ответственность, социальная ответственность, профессиональное образование.
Summary. The article deals with the concept of"social responsibility". It also identifies the structural components, functions and characteristics of formation of social responsibility among students in the process of professional education.
Keywords: responsibility, social responsibility, professional education.
Сегодня высшая школа России во многом ориентируется на «социальный заказ». От образовательных учреждений ждут качественно подготовленного профессионала, который будет конкурентоспособным, гибким, самостоятельным, социально ответственным, мобильным и компетентным. Особое значение современный рынок труда российского общества придает такому качеству будущего специалиста, как развитие социальной ответственности.
Понятия «ответственность» и «социальная ответственность» - явления многоаспектные и присутствуют в социальной жизни во всех сферах жизнедеятельности общества. В то же время в разных науках даются различные трактовки данных понятий, поэтому необходим их содержательный анализ с целью выявления их основных характеристик и определения эффективных путей формирования.
Так, согласно словарю современного русского языка, ответственность -
это «возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия» [1]. Отечественные психологи рассматривают ответственность с различных точек зрения. Например, А.Ф. Плахотный изучает ответственность личности как элемент сознания, К.А. Абульханова-Славская трактует ответственность как форму активности личности через присвоение ею внешней необходимости и осуществление внутренней необходимости. А.И. Крупнов, К. Муздыбаев, Н.И. Рейн-вальд, Н.А. Промашкова акцентируют внимание на ответственности как системном свойстве личности [2].
В философии ответственность отражает исторически выработанный характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом, выражает социальные и морально-правовые отношения личности к сообществу, которые ха-
37
2 / 2013
Преподаватель ^
38
растеризуются выполнением своего нравственного долга и правовых норм [1]. Еще древние философы рассматривали ответственность как понятие исходное, способствующее установлению порядка (Конфуций), связанное со свободой воли и свободой выбора, в том числе предполагающее ответственность за поступки, совершенные в силу незнания, когда невозможно предвидеть результаты своих действий (Аристотель).
В этике ответственность - это характеристика личности, к которой предъявляются нравственные требования, и степень участия личности в улучшении общественных отношений [там же].
Представители педагогической науки формированию ответственности у подрастающей личности уделяют особое внимание, считая ее одним из основных нравственных качеств личности. В частности А.Ф. Никитин рассматривает ответственность как успешное сознательное выполнение человеком социальных или нравственных норм. ГВ. Ковалева считает ответственность интегральным качеством личности, которое определяет поведение человека на основе осознания им зависимости деятельности от общепринятых целей и ценностей. С.Ф. Анисимов понимает ответственность как требования общества к своим членам, выражающие общественную необходимость в виде моральных принципов и норм [3, с. 56].
Таким образом, понятие ответственность является достаточно широким по своему содержанию и включает в себя социальную ответственность как одну из многих сторон явления ответственности личности. Обратимся к более подробному анализу данного понятия.
В работах Ч. Беккариа социальная ответственность рассматривается как юридическое явление, как личный сво-
бодный выбор в определении варианта поведения [3]. Р.К. Малинаускас понимает социальную ответственность как ответственность перед обществом, в котором установлены нормы и правила и выполнение данных правил. Она считает, что социальная ответственность определяет отношение человека к другим людям [4]. Большой вклад в разработку вопроса социальной ответственности личности внес Р. Селман, соотнося ее с понятием «социального интеллекта», который рассматривается как «инструмент» психики, обеспечивающий человеку ориентацию в социальной действительности [3].
В отечественной науке также представлен достаточно широкий спектр трактовок рассматриваемого понятия. Так, К. Муздыбаев понимает социальную ответственность как качество личности, способность придерживаться установленных правил и норм, готовность отдавать отчет за свои действия и проступки [5].
В изучении определения социальной ответственности М.Н. Губачев видит «проспективный» и «ретроспективный» аспекты. В проспективном аспекте социальная ответственность - внутренний регулятор поведения человека в осознании своего гражданского долга и следовании ему. В ретроспективном аспекте она представляется осознанием личности неблагоприятных последствий за отклоняющееся поведение от гражданского долга [6, с. 32].
В работе С.Н. Васильева социальная ответственность определяется как инте-гративное качество личности, выступающее критерием ее социальной зрелости и определяющее поведение человека на основе принятия им социальных норм, ценностей и самоограничения собственных действий в обществе, как
Преподаватель XX
ЕК
2 / 2013
добровольность выполнять дело и обеспечивать его удовлетворительное завершение [3, с. 56]. Близким к данному определению является трактовка социальной ответственности в работе И.А. Гладышевой, под которой понимается интегративное качество личности, выступающее показателем ее социальной зрелости и определяющее поведение на основе осознания социальных норм и ценностей, их принятия, а также способности оценивать последствия и результаты собственных действий [7].
Таким образом, в большинстве представленных определений социальная ответственность, с одной стороны, соотносится с целями, задачами, нормами, принятыми в конкретном обществе, представляющими ценностное содержание для ее наполнения. С другой стороны - это качество личности, позволяющее человеку войти в данное общество, проявляющееся в мотивации его поступков, ценностях, деятельности в целом.
Под социальной ответственностью мы будем понимать интегратив-ное качество личности, состоящее из когнитивного, мотивационного, волевого и деятельностного компонентов, выступающее показателем ее социальной зрелости, которое отражает ценностное отношение личности к обществу, другим людям и самому себе.
Социальная ответственность является сложным структурным образованием, поэтому необходимо более подробное описание ее компонентов. Опираясь на исследования ученых, можно выделить следующие компоненты социальной ответственности: когнитивный (система усвоенных личностью знаний о сущности прав и обязанностей, о нормах и правилах поведения человека в обществе); мотивационный (иерархия мотивов социально-ответст-
венного поведения); волевой (нравственные устремления в реализации ответственных поступков, побуждение сознательно регулировать деятельность); деятельностный (способность и готовность человека осуществлять осознанный выбор определенной линии поведения, принимать решения, оценивать их последствия; определять необходимые ограничения в поведении).
В исследовании ученых выделены функции социальной ответственности:
• ценностно-ориентирующая - ориентирует в нормах, ценностях, традициях, данного общества;
• нормативно-регулирующая - выражает нравственные отношения, комплекс моральных требований и способов регуляции поведения в данном сообществе;
• преобразующая - способствует преобразованию имеющихся знаний в убеждения, систему взглядов на мир вокруг себя, на себя и свое место в этом мире.
Успешное построение процесса развития социальной ответственности у студентов в вузе - это основа развития необходимых профессиональных качеств будущего специалиста. Именно личностные качества, социальные ценности, нравственное отношение к окружающим определяют эффективность решения поставленных профессиональных задач специалистом. И.А. Гладышева считает, что процесс формирования социальной ответственности строится на основе последовательности, продолжительности и повторяемости. В исследовании Е.Н. Бобковой воспитание социальной ответственности у старшеклассников проходит в процессе изучения специальных курсов и выполнения учебных заданий, упражнений и творческих работ, а также в процессе внеурочной
39
2 / 2013
Преподаватель XXI
ВЕК
40
деятельности, в ходе проведения общешкольных занятий, путем включения и участия в социальные проекты и акции.
Проведенный анализ научных работ по изучаемой проблеме, позволяет нам выделить наиболее перспективные пути формирования социальной ответственности, основными из которых являются:
• тщательно спланированная и организованная молодежная политика, которая будет направлена на активное участие молодежи во всех сферах жизни общества, духовное и социальное развитие молодежи;
• совершенствование и оптимизация учебно-воспитательного процесса, который будет построен на основе коммуникативного подхода, насыщения идеями гуманизма и аксиологическими смыслами;
• разработка и введение специальных курсов и программ, ориентированных на развитие социальной ответственность и формирование социально-значимых качеств будущих специалистов;
• вовлечение студентов в разработку и реализацию социальных проектов, проведение благотворительных акций, организация и проведение различных мероприятий социально-полезной направленности;
• формирование сообщества студентов и преподавателей для активного вовлечения их в социальную практику (проведение благотворительных акций, волонтерское движение) в различные формы внеаудиторной деятельности (социальная практика).
Таким образом, формирование социальной ответственности является сложным, многоуровневым процессом. Опираясь на опыт формирования социальной ответственности у молодых людей, мы можем выделить следующие условия: политические (реальное ак-
Преподаватель
ЕК
тивное участие студентов во всех сферах жизни общества, обеспечение их независимости и свободы, продуманная молодежная политика в воспитании у молодежи социально ответственного поведения); педагогические (совершенствование процесса обучения, введение специальных заданий и курсов по изучению социальной ответственности, организация и проведение различных мероприятий, создание проектов и акций). В целом, формирование социальной ответственности молодежи неразрывно связано с процессом социализации личности молодого человека.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьина Л.Е., Сапрыгина С.А. К вопросу о понятии ответственность в гуманитарных науках // Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. - М., 2011. - № 4.
2. Шушерина О.А. Ответственность - профессионально значимое качество будущего специалиста (педагогический аспект). - Красноярск: СибГТУ, 2002. - 186 с.
3. Васильев С.Н. Теоретические основы процесса формирования социальной ответственности у курсантов. - Кострома: Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2005. - № 10.
4. Малинаускас Р.К. Динамика социальной ответственности студентов педвузов // Социологические исследования. - 2003. -№ 7. - С. 135-138.
5. Муздыбаев К. Психология ответственности. - Л., 1983. - 293 с.
6. Пазина О.Е. Социальная ответственность в человеческом поведении // История. Философия. Культурология. Педагогика: Сб. трудов аспирантов и магистрантов / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. -Н. Новгород, 2005.
7. Гладышева И.А. Социальная ответственность личности: пути ее формирования: Специальный курс для студентов экономического факультета. - Н. Новгород: Изд. О.В.Гладкова, 2005. - 88 с. ■
-2 / 2013