Научная статья на тему 'Содержание социально-педагогического обеспечения самореализации курсантов в военном вузе'

Содержание социально-педагогического обеспечения самореализации курсантов в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
532
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Поларшинов Юрий Алексеевич

В условиях модернизации военного образования особую значимость приобретает проблема повышения качества не только профессиональной подготовки, но и социального воспитания курсантов. Уже в процессе образования в военном вузе необходимо формировать у курсантов ценности служения Отечеству и прививать им идею высокой социальной значимости их профессии, требуя от них проявления высокого уровня ответственности, активности, инициативности. При этом необходимо создавать благоприятные условия для самореачизации и проявления социальной активности в жизнедеятельности военного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Поларшинов Юрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание социально-педагогического обеспечения самореализации курсантов в военном вузе»

снования предпочтений, оценкой принимаемого решения [2, с. 16].

В опыте И.А. Гладышевой эффективность воспитания социальной ответственности у студентов негосударственного вуза связывается с построением процесса обучения и воспитания на основе коммуникативно-деятельностного подхода; обеспечением интеграции учебной и внеаудиторной деятельности при использовании диалога как ведущей технологии воспитания; созданием поля социальной ответственности через включение студентов в проектирование и реализацию социальных программ, формирование сообщества преподавателей и студентов, направленного на организацию внутренней жизнедеятельности вуза [3, с. 11].

Таким образом, отметим, что социальная ответственность достаточно размытое понятие, которое трудно поддается анализу, может быть рассмотрено на различных уровнях, с внешней и внутренней стороны, с различных методологических позиций. Однако в любом случае ее формирование связано со свободой выбора личностью путей и средств его реализации.

Библиографический список

1. Бобкова Е. Н. Педагогические условия воспитания социальной ответственности у старших школьников: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. -Кострома, 2004.

2. Васильев С.Н. Формирование социальной ответственности у курсантов военного вуза: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Кострома, 2006.

3. Гладышева И.А. Педагогические условия воспитания социальной ответственности у студентов негосударс твенного вуза: Дис.... канд. пед. наук. - Кострома, 2006.

4. Губачев М. Н. Социальная ответственность в системе ценностных ориент аций современного общества: Дис. ... канд. филос. наук. - Уфа, 2004.

5. Плахотный А.Ф. Проблема социальной ответственности. - Харьков, 1981.

6. Тугаринов В.П. Личность и общество. -М., 1965.

7. Философский энциклопедический словарь. -М., 2001.

Ю.А. Поларшинов

СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

В условиях модернизации военного образования особую значимость приобретает проблема повышения качества не только профессиональной подготовки, но и социального воспитания курсантов. Уже в процессе образования в военном вузе необходимо формировать у курсантов ценности служения Отечеству и прививать им идею высокой социальной значимости их профессии, требуя от них проявления высокого уровня ответственности, активности, инициативности. При этом необходимо создавать благоприятные условия для самореатзации и проявления социапьной активности в жизнедеятельности военного вуза.

Происходящие в стране общественно-экономические, социальные и военно-политические изменения привели к тому, что сложившаяся система подготовки специалистов в военных вузах все в меньшей степени удовлетворяет современным требованиям. Неуклонно падает уровень социальной и профессиональной компетентности офицеров, более 40% выпускников испытывают серьезные затруднения в освоении не только

своих служебных обязанностей, но и в установлении отношений с коллегами и подчиненными. При этом причины неудач они склонны приписывать обстоятельствам, а не собственной пассивности. Около 30% молодых офицеров не удовлетворены службой в ВС РФ, более 20% готовы уволиться при первой возможности. При этом ВС РФ остро ощущают нехватку младших офицеров в войсках и на флоте.

118

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том И

© Ю.А. Поларшинов, 2008

Несмотря на значительный интерес науки к проблеме самореализации и формирования в ходе нее социальной активности личности, некоторые аспекты остаются не достаточно разработанными. К ним, в частности, можно отнести проблему выявления особенностей самореализации и развитие социальной активности у офицеров ВС РФ. С одной стороны, они как специалисты, выполняющие функцию организации национальной безопасности, должны быть социально активны, но, с другой стороны, высокий уровень социальной активности, названный Р.С. Немовым - сверхнормативной активностью, в некоторых случаях может быть помехой для выполнения прямых обязанностей офицера. Поэтому требуется разработка теоретических и методических подходов к созданию таких педагогических условий для самореализации, в которых формирование социальной активности курсантов в период их обучения в военном вузе будет наиболее эффективным.

Возраст курсантов (18-25 лет) самый плодотворный для развития социальной активности, так как он характеризуется стремлением к самопознанию, актуализацией процессов личностного и профессионального самоопределения на основе качественных изменений в информационнооперационной, эмоционально-волевой и мотивационно-ценностной сферах личности (С .Д. Поляков); потребностью в самореализации в социально значимой деятельности. Но специфика военного учебного заведения создает определенные сложности, которые связаны: с напряженностью военно-учебного процесса, обусловленной совмещением обучения с исполнением воинских обязанностей, что влечет ограничение свободного времени у курсантов; ведущей ролью официальных служебных отношений, регламентируемых Уставом Вооруженных Сил России; относительной узостью социальной сферы, в которой курсанты могут себя реализовать, проявить (из-за относительной закрытости военного образовательного учреждения ограничиваются социальные ситуации развития, в которых формируются структурные элементы социальной активности). Однако командиры подразделений, преподаватели, педагоги-наставники при соответствующей подготовке могли бы способствовать самореализации и развитию в ходе нее социальной активности курсантов в различных сферах жизнедеятельности военного вуза.

Под самореализацией курсанта военного вуза мы будем понимать осознанный и субъективно значимый процесс раскрытия личностью своих способностей и возможностей в деятельности и отношениях. Самореализация курсанта предполагает: позитивный социально ориентированный взгляд субъекта на себя и других; идентификацию себя с другими; открытость опыту и его принятию; социально ориентированный характер активности субъекта. Выражением самореализации курсанта, на наш взгляд, выступает процесс развития его социальной активности в деятельности и отношения, возникающих в воспитательном пространстве военного вуза.

Процесс самореализации курсантов в военном вузе представляет собой разворачивающийся во времени относигельно педагогически управляемое движение, в которой происходит постепенное, целенаправленное развитие социальной активности курсантов. Логика этого процесса соответствует механизмам саморазвития личности (С.Д. Поляков): самопознание-самоопреде-ление-реализация себя в различных видах деятельности - личностная саморегуляция. Первый этап - включение курсанта в социально значимую деятельность; второй - обретение личностных смыслов в социально ориентированной деятельности в военном вузе; третий — развертывание самореализации курсанта в жизнедеятельности военного вуза, включающий две фазы: деятельностную и самооценочную.

Рассмотрение социально-педагогического обеспечения как специфической управленческой деятельности требует определения его содержания. Содержание социально-педагогического обеспечения процесса самореализации курсантов в военном вузе разворачивается на двух уровнях: внутреннем- актуализация и развитие личностных ресурсов курсантов (их социальной активности и ответственности) и внешнем- создании педагогических условий, актуализирующих и развивающих институциональные, средовые и субкультурные ресурсы военного вуза представляющие собой: обеспечение осознанности и самостоятельности позиционного самоопределения и ролевого участия курсанта в социально ориентированной деятельности в воспитательном пространстве военного вуза; педагогическое стимулирование рефлексии курсантов по поводу гармонизации проявлений в поведении признаков социальной инициативы и социальной ответ-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 2, 2008

119

ственности; научно-методическая подготовленность педагогов-наставников к управлению процессом самореализации курсантов в военном вузе.

Обеспечение осознанности и самостоятельности позиционного самоопределения и ролевого участия курсанта в социально ориентированной деятельности в воспитательном пространстве военного вуза было направлено на накопление курсантом опыта социального взаимодействия посредством проживания различных ролей, позиционного самоопределения в ситуациях, связанных с успехом/ неудачей в учебной, спортивной, трудовой, социальной, творческой, экологической деятельности и сопутствующем ей общении. Кроме традиционных для курсантов видов деятельности экспериментальной группе была предложена серия мероприятий, прямо ориентированных на их творческую самореализацию через механизмы подражания, игры, самостоятельной творческой деятельности. В течение года курсанты организовывали первоначально в взводах, затем в рамках роты, курса и в финале - для всей Академии мероприятий различной направленности (вечера вопросов и ответов, встречи с интересным человеком, вечер песни и танца, соревнования по футболу, акцию помощи ветеранам, вахту памяти и другие). Это позволило каждому из курсантов самореализоваться в значимых для него ситуациях.

Педагогическое стимулирование рефлексии курсантов по поводу гармонизации проявлений в поведении признаков социальной инициативы и социальной ответственности заключалось в регулярной организации командирами подразделений групповых и педагогами-наставниками индивидуальных встреч с курсантами, посвященных анализу их достижений и неудач в реализации себя в различных видах деятельности, их продвижению в развитии инициативности и ответственности за свои действия и поступки. В рамках этих бесед командиры и педагоги использовали различные формы анализа и рефлексии: беседы, сочинения-рассуждения, анализ поступка, дискуссия, диспут, биографический рассказ, анализ видеосюжета и другие. Реализация данного направления на практике вызывала на первых этапах опытно-экспериментальной работы значительные затруднения, связанные с жесткой размежеванностью в воспитательном пространстве военного вуза формальной и неформальной системы взаимо-

отношений и взаимодействия. Курсанты сознательно отказывались обсуждать с преподавателями и командирами свои личностные затруднения, так как видели в них «старших по званию». Эта тенденция продемонстрировала необходимость сочетания групповых и индивидуальных форм анализа и рефлексии. Педагоги-наставники проводили текущую диагностику (методами включенного наблюдения и экспертного оценивания) и выявляли курсантов с высоким уровнем дисгармонии социальной инициативности и социальной ответственности и, учитывая индивидуальные особенности курсантов, организовывали дополнительные встречи с ними.

Важное место в содержании социально-педагогического обеспечения самореализации курсантов в военном вузе занимает научно-методическая подготовка педагогов-наставников, которая предполагает: на когнитивном уровне формирование представлений педагогов-наставников о сущности, возрастных, индивидуальных особенностях и характерных чертах процессов самопознания, самоопределения и самореализации курсантов, способах ее проявления и развития в рамках воспитательного пространства военного вуза; способностях курсантов к самостоятельной стихийной и целенаправленной самореализации в социально значимой деятельности, критериях определения необходимости педагогической помощи в ходе этого процесса; о сущности, содержании, формах и методах педагогического обеспечения самореализации курсантов в процессе их жизнедеятельности в военном вузе. На операциональном уровне — формирование совокупности умений и навыков организации совместной социально ориентированной деятельности, коллективной творческой деятельности, овладение технологией социального проектирования, инновационными педагогическими технологиями, ориентированными на развитие социальной инициативы и ответственности у воспитанников. Данное условие реализовывалось в рамках разработанной нами программы обучающего семинара для педагогов-наставников.

Данные направления деятельности тесно взаимосвязаны в рамках социально-педагогического обеспечения изучаемого процесса. Они взаимно дополняют и обуславливают друг друга, поэтому они создавались нами в совокупности и обеспечивали исследуемый процесс на всем его протяжении.

120

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том |4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.