Научная статья на тему 'Педагогическое обеспечение социального становления курсантов: сущность, содержание, методика'

Педагогическое обеспечение социального становления курсантов: сущность, содержание, методика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНОВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болтыков Олег Вадимович

В статье рассматриваются теоретические и методические аспекты педагогического обеспечения процесса социального становления курсантов военного вуза, анализируются разные точки зрения, подходы, обосновывается позиция автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болтыков Олег Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое обеспечение социального становления курсантов: сущность, содержание, методика»

УДК 378

О.В. Болтыков

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ КУРСАНТОВ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДИКА

В статье рассматриваются теоретические и методические аспекты педагогического обеспечения процесса социального становления курсантов военного вуза, анализируются разные точки зрения, подходы, обосновывается позиция автора.

Ключевые слова: становление, профессиональное и социальное становление, обеспечение, педагогическое обеспечение, методика педагогического обеспечения.

Категория «становление» изучается различными гуманитарными науками, . исследуется на междисциплинарном

уровне.

В философии становление - это переход от одной определенности бытия к другой. Поэтому становление характеризуется исходя из представления о том, что «все существующее является становящимся, а его бытие есть становление» [11].

Отношение бытия к становлению, по мнению философов, представляет собой старую проблему, которая по своему решалась у Парменида, Гераклита, в неотомизме. В современной науке становление трактуется как неразрывное развитие, выступающее в качестве связующего звена между прошлым, настоящим и будущим, как совокупность социокультурных динамических циклов.

В социологии становление рассматривается как процесс и результат социализации, протекающий под влиянием внешних и внутренних факторов.

В психологии различные стороны этой проблемы представлены в работах К.А. Абульхановой-Слав-ской, К.А. Борисова, А.П. Деркача, С.И. Змеева, Н.В. Кузьминой, И.Б. Понамарева, И.П. Раченко, А.Р. Ратинова, А.М. Столяренко, А.В. Филлипова, Ю.В. Чуфаровского, В.Д. Шадрикова и других.

Социально-психологические аспекты становления личности в различное время рассматривались Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, И.С. Коном, А.Н. Леонтьевым, А.В. Муцриком, А.В. Петровским и другими.

В педагогике вопросы становления личности в последние годы изучаются довольно интенсивно. Правда, как показывает осуществленный нами анализ литературы, преимущественно рассматриваются различные стороны профессионального становления будущего специалиста.

Становление в современных работах рассматривается в двух контекстах - личностном и профессиональном. Личностное становление трак-

туется, как непрерывный целенаправленный процесс прогрессивного изменения личности (Э.Ф. Зеер); формирование основных отношений с миром и обществом (Д.Н. Завалишина). Профессиональное становление - это становление субъекта труда (Б.Г. Ананьев); процесс поэтапного разрешения комплекса противоречий между социально-профессиональными требованиями, предъявляемыми к индивиду, и его желаниями и возможностями (Ю.П. Поваренков); формирование профессиональной мотивации, компетентности, профессионально важных качеств (С.Б. Серякова).

В исследованиях зарубежных авторов сложился ряд теорий профессионального становления: дифференциально-диагностическая (Г. Боген, Ф. Парсонс), психоаналитическая (Е. Бордин, У Мозер, Е. Роу), теория решений (Г. Рис, Д. Ти-дерман, Х. Томэ), типологическая (Д. Холланд), теория развития (Ш. Бюлер, Э. Гинцберг, Д. Сью-пер, Э. Шпрагер). Профессиональное становление рассматривается всеми как развернутый во времени процесс овладения профессией, как деятельность, совокупность способов и средств, где следование их друг за другом имеет не временную, а целевую детерминацию.

В отечественных источниках под профессиональным становлением чаще всего понимается формирование профессиональной компетентности как процесса овладения средствами и моделями решения профессиональных задач (А.И. Мищенко, Н.В. Чекалева).

Выполненный нами анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что основные концептуальные подходы к исследованию профессионального становления личности изменялись в зависимости от особенностей того или иного научного направления, требований временного периода, концепции профессионального образования.

Социальное становление в научных публикациях рассматривается и как процесс и как результат. В первом случае это явление характеризуется как динамика социального развития человека, определяющая его формирование как зрелой личности в ходе воспитания, образования и самовоспитания. Во втором случае подразумевается достигнутый уровень социальной зрелости человека на определенном отрезке жизненного пути, который свидетельствует о его способности осознавать себя в обществе, понимать занимаемое в нем положение, самостоятельно определять для себя цели, выстраивать маршруты для их достижения; как наличие комплекса социально значимых качеств личности в соответствии с возрастом, стремление к максимально возможному самосовершенствованию.

В психолого-педагогической литературе (М.А. Галагузова, И.С. Кон, Е.Н. Лекомцева, А.В. Мудрик, М.И. Рожков и др.) сущность социального становления человека нередко раскрывается через его соотнесение с процессом социализации. В этом контексте социальное становление считается качественным показателем развития личности в процессе ее социализации, результат ее очередного этапа и фундамент для последующих позитивных изменений, благодаря которым расширяется, усложняется индивидуальный социальный опыт каждого человека.

Т.И. Зубкова считает, что социальное становление - результат накопления человеком социального опыта под влиянием случайных факторов (социализации), психофизиологического развития и специально созданной искусственной системы его передачи (социального воспитания) [2].

Т. А. Василькова [1] раскрывает смысл социального становления личности через противопоставление формированию, которая она понимает как пассивный процесс, объект воздействия, исключающий субъектное участие человека. В этой связи становление характеризуется как активное освоение подрастающим поколением социального опыта.

Социальное становление, в контексте социального развития - это достижение индивидом такого уровня социального развития, при котором он в состоянии автономно функционировать в системе вертикальных и горизонтальных связей между организмом и средой, в рамках различных сообществ; это самоутверждение и самореализация в социальной среде, нахождения в ней соб-

ственной ниши, освоенность социально обусловленного опыта, достаточного для овладения материальной, социальной и духовной действительностью [4].

Таким образом, социальное становление личности носит непрерывный, но неравномерный характер. Непрерывность его заключается в постоянной потребности социального изменения, сохранения, утраты социального опыта как естественного социального роста человека. Неравномерность заключается в том, что оно не носит линейного и постоянного характера, зависит от многих факторов: возраста, темперамента, состояния человека и окружающей его среды.

Социальное становление на каждом возрастном этапе, как подчеркивает А.В. Мудрик, обеспечивается решением определенного круга естественно-культурных, социально-культурных и социально-педагогических задач. Для ранней юности характерно расширение рамок личной свободы и автономности, способность прогнозировать свою деятельность, строить жизненные планы, вырабатывать свой имидж и осознавать возможные перспективы для саморазвития [6].

Из этого он делает вывод о том, что, социальное становление касается всех сущностных сфер личности (потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой, познавательной, морально-нравственной, действенно-практической, меж-личностно-социальной), характеризуется обретением человеком свойств самостоятельности, независимости, самодостаточности, способностью принимать ответственные решения, реализовы-вать их на практике.

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова обеспечить трактуется, во-первых, как снабдить чем-нибудь в нужном количестве; во-вторых, предоставить достаточные материальные средства к жизни; в-третьих, сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым; в-четвертых, оградить, охранить от чего-либо [7]. Следовательно, обеспечение предполагает вооружение кого-либо средствами, ресурсами, создание условий для достижения намеченных целей.

Обеспечение в юриспруденции чаще всего рассматривается в контексте создания условий. В частности, когда речь идет об обеспечении прав личности в системе воспитания, то оно понимается в контексте реализации социальных возможностей окружающей среды, потенциалов образовательного процесса, ориентации педагогичес-

кого коллектива на уважение личности воспитанника, применение психолого-педагогических технологий направленных на повышение уровня самооценки личности, формирование терпимости к другим, сопереживание, сочувствие, развитие позитивного мышления [3].

Как подчеркивает в своем исследовании А.И. Тимонин [10], на основе целенаправленного изучения широкого круга источников и литературы по вопросам кадрового, информационного, технического, социального и других видов обеспечения, возможно понимание этого термина как процесса осуществления чего-либо через создание комплекса специальных мер, средств и способов, помогающих в реализации реальных возможностей социальной системы и нацеленных на ее регулирование, функционирование и дальнейшее развитие. В качестве таких возможностей социальной системы выступают, по мнению автора, потенциалы, как совокупность латентных возможностей для осуществления какой-либо деятельности, отражающей наличие у нее каких-либо реальных возможностей (способностей), связанных с сохранением (адаптацией, воспроизводством), функционированием и/или развитием (саморазвитием) данной системы [10].

Проведенный нами анализ позволяет констатировать ряд моментов: прежде всего тот факт, что педагогическое обеспечение рассматривается с разных позиций и характеризуется с опорой на различные концептуальные подходы, среди которых наиболее детально раскрыт ресурсный. Мы будем педагогическое обеспечение определять с позиции гуманистического подхода, как содействие осуществляемой деятельности, способствование более эффективной реализации поставленных целей через рациональное использование педагогических средств, организацию помощи и поддержки участников изучаемого процесса.

Если исходить из ресурсного подхода, и здесь мы согласны с точкой зрения А.И. Тимонина, М.И. Шакуровой, что его суть в педагогически продуманном использовании личностного потенциала обучающегося, личностного и профессионального потенциалов специалистов (в нашем случае командного и профессорско-преподавательского составов военного вуза), потенциалов среды, социальных институтов общества, то под методикой педагогического обеспечения процесса социального становления курсантов мы будем понимать совокупность способов действий

и средств их реализации, направленную на создание условий для увеличения степени самостоятельности и ответственности личности, ее способности более эффективно решать возникающие проблемы, адаптации к социально-профессиональной деятельности, самоопределении в основных сферах жизнедеятельности.

Методика педагогического обеспечения базируется на принципах, под которыми понимаются «...регуляторы, которые задают «русло» протекания процесса, определяют характер поведения педагога, стратегию его деятельности, способ реагирования на ситуацию, уровень собственной активности» [9]:

- личностной ориентированности, подразумевающий учет при отборе методов, форм, содержания обеспечения возрастных, индивидуальных особенностей личности, уровня ее социального развития, характера предыдущего воспитательного опыта;

- концептуальности, предполагающий, что все содержание такого обеспечения и пути его реализации опираются на комплекс взглядов об изучаемом явлении, определяющий стратегию действий при осуществлении программ и проектов;

- системности, предусматривающий взаимосвязанность частей обеспечения, их подчиненность целям, строгую последовательность действий, сочетающих изменения по вертикали (иерархичность) и по горизонтали (интеграцию);

- гуманизма, ориентирующий на понимание самоценности, индивидуальной неповторимости каждого человека, удовлетворение потребности личности в развитии, безопасности, защищенности, уважении, проживание ситуации успеха;

- активности, определяющий использование такой совокупности методов и форм, которые стимулируют проявление мобильности личности, разнообразие связей и действий, установки на осмысление опыта других субъектов взаимодействия, их творческого потенциала, самопроявления;

- целенаправленности, свидетельствующий о педагогической направленности социально-педагогической деятельности и ее обеспечения, последовательности, естественной взаимосвязи, упорядоченности воспитательных влияний на личность курсанта.

Предлагаемая методика педагогического обеспечения включает ряд этапов, на каждом из которых решаются определенные задачи: диагности-

ческий, прогностический, процедурно-организационный, реализационный, коррекционный, эк-спертно-оценочный.

Первый - диагностический - этап. Диагностика (от греч. diagnostikos - способный, распознавать) - получение заключения о состоянии изучаемого процесса на основании специального исследования [4].

В нашей опытно-экспериментальной работе диагностика осуществлялась как самим экспериментатором, так и привлекались к ней командиры подразделений, офицеры-наставники, специалисты службы психологического отбора. Результаты диагностической деятельности оформлялись в карту-характеристику личности курсанта.

В качестве диагностических методик были отобраны: «Тест Кэттела» (16 PF-опросник), «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Рисуночный тест», «Деловые ситуации», «Тесты на оценку нереализованных интеллектуального, нравственного, социального потенциалов», «Методика диагностика склонности к отклоняющемуся поведению», «Опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей» (Ч.Д. Спилберг) и другие.

Полученный фактический материал, извлеченная из него информация, выявляющая индивидуальность объекта и окружающей его среды, дают возможность перейти к следующему этапу - прогнозированию.

Прогноз (от греч. pro - наперед + gnosis - познание) - всякое конкретное предсказание, суждение о состоянии какого-либо явления в будущем.

Прогноз в образовании - мысленное конструирование будущего состояния образовательной практики на основе предвидения характера и темпов содержательного и технологического развития педагогического явления [8].

В соответствии с этим прогнозирование - это предвидение, опережающее отражение в процессе мышления ожидаемого будущего на основе наиболее вероятной динамики поведения человека, социальной группы в той или иной педагогической или жизненной ситуации.

Третий этап - процедурно-организационный, на котором, во-первых, в контексте слова «процедура», как официальный порядок действия, «организация», как планомерное, продуманное устройство, налаженная деятельность [7], определяется, как оптимальный вариант выбора и реализации конкретной технологии для достижения педагогической цели, во-вторых, как программа ее реализации.

При выборе технологии учитываются такие положения: индивидуальные особенности объекта (пол, возраст, характер деятельности, отклонения и возможности); условия (военное образовательное учреждение), возможности по времени (пять лет обучения), материально-техническое и методическое обеспечение (необходимое для качественного проведения занятий и воспитательных мероприятий), подготовленность педагогических кадров к претворению программы и технологии в практику образовательной деятельности.

В этой связи на данном этапе продумывают-ся способы включения курсантов в реализацию программы, адаптацию технологии, подготовки педагогов в рамках методических сборов и специальных дополнительных групповых занятий.

За основу нами были взяты технологии коллективной деятельности, контекстного обучения, развития инициативности, которые использовались как на занятиях, так и в свободное время.

Использование разработанного педагогического обеспечения - реализация плана в соответствии с выбранной логикой и отобранным содержанием, в ходе которой происходит конкретизация действий, осуществляется сведение сложных задач к простым, снижается неопределенность, порождающая риск не достижения поставленной цели.

Педагогический анализ ситуации использования педагогического обеспечения исследуемого явления предполагает мысленное расчленение объекта на элементы, позволяющие выявить частные и общие результаты, их соответствие поставленным целям. Он может осуществляться в следующей логике: цель - задачи - потребность (в чем-либо) - предлагаемый набор средств - целесообразность их использования - достаточность содержания для удовлетворения потребностей участников процесса.

Завершающий этап - экспертно-оценочный. На нем определяется педагогическая целесообразность разработанного обеспечения.

Эффективность любой деятельности, и социально-педагогической в том числе, в значительной степени зависит от адекватной оценки ее результатов, как итоговых, так и текущих, промежуточных.

Проблема оценки эффективности любой деятельности, а тем более социально-педагогической, является одной из сложнейших как в теоретическом, так и в практическом плане. Применительно к деятельности органов воспитательной работы она осложняется еще и тем, что в науке

Клубные объединения студентов как фактор самореализации будущего специалиста..,

нет пока общепринятого понимания критериев оценки результатов воспитательной работы.

Таким образом, на последнем этапе в контексте оценки эффективности воспитательной работы в соответствии с Концепцией воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, процесса социального становления курсантов, результативность его обеспечения определяется через анализ оптимальности информации, заключенной в нем; достаточности предлагаемого методического инструментария, его соответствия цели, задачам, возрасту, жизненному опыту курсантов, социокультурной ситуации; доступности для реализации педагогами с разным уровнем методической и психолого-педагогической подготовленности.

Такого рода анализ, обобщение и оценку осуществляют все без исключения субъекты педагогического процесса: курсанты, командиры-воспитатели, преподаватели, наставники, которые привлекаются для выработки суждений и высказывания мотивированных предложений, позволяющих улучшить качество оцениваемого продукта.

Библиографический список

1. Василькова Т.А., Василькова Ю.В. Социальная педагогика. - М., 2005. - 240 с.

2. Зубкова Т. И. Социализация, социальное воспитание, социальное развитие в теории социальной педагогики // Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности. - Екатеринбург, 2005. - С. 11-19.

3. Клименко Н.Ю. Становление и развитие социально-педагогического образования в России: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2003. - 40 с.

4. Краткий словарь по социологии. - М., 1989. -479 с.

5. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. -М., 2006. - 256 с.

6. МудрикА.В. Социализация человека. - М., 2004. - 304 с.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1990. - 921 с.

8. Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М., 2002. - 368 с.

9. Социальная поддержка ребенка в процессе социализации. - М., 2008. - 292 с.

10. Тимонин А.И. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Кострома, 2009. - 42 с.

11. Философский энциклопедический словарь. - М., 2001. - 576 с.

УДК 378

М.З. Галеева

КЛУБНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР САМОРЕАЛИЗАЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА: СРАВНИТЕЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Раскрыты возможности и перспективы развития студенческой клубной деятельности и ее влияния на подготовку компетентных специалистов. Подчеркнута важность вопроса о статусе и общественном признании внеаудиторной деятельности как важной составляющей образовательного процесса в университете. Дана экспертная оценка основным направлениям и содержанию клубной деятельности студентов в едином образовательном пространстве.

Ключевые слова: студенческие клубы, самореализация, досуговая деятельность, внеучебная активность.

Обращение к проблеме организации клубной деятельности студентов ВУЗов, способствующей их самореализации, и выделение ее в число актуальных направлений развития современной педагогической мысли явилось результатом осознания кризисных явлений в российском образовании, которые обострили социально-воспитательные проблемы, в частности создание равных возмож-

ностей получения молодежью качественного высшего образования, активизация социальной активности, актуализация готовности молодежи к преобразованию общественных процессов, ее самореализации во всех сферах жизни. Все это требует новых подходов к решению проблем социально-профессионального становления будущего конкурентоспособного специалиста в учебной и внеучебной деятельности, обновления тео-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.