УДК 355/359
Петрусевич А.А.1, Жумаханов А.З.2
1Омский государственный педагогический университет, г Омск, Россия
Е-mail: [email protected] 2Военный институт Национальной гвардии Республики Казахстан, г Петропавловск, Казахстан
Е-mail: [email protected]
О СООТНОШЕНИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО И СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО В ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ КУРСАНТОВ
Современная культурно-образовательная среда соединяет в себе личностные ценности учения и социальные ценности обучаемых в военно-профессиональной школе. Органическое единство и взаимная обусловленность категорий личного и социального обусловливают гармонизацию в приобретении социально и личностно значимых ценностей, что свидетельствует о наличии противоречия между общественным характером проектируемых целей и содержания военного образования и индивидуально-личностным способом присвоения его продуктов обучающимся в процессе получения военной профессии. Значимым является соблюдение баланса между личностно-ориентированным и социально-ориентированным образованием как важного условия, обеспечивающего глубокое усвоение образовательных ценностей курсантами военных вузов.
Процесс овладения курсантом военной специальностью сопровождается профессиональным воспитанием, которое является механизмом, способствующим разрешению противоречия между общественными вызовами в проектировании жизненных и профессиональных перспектив и индивидуально-личностными интересами. Происходит формирование у будущих офицеров таких личностных качеств, как активная жизненная позиция, определяющая его целеустремленность, настойчивость, самостоятельность; ответственность в отношении профессионального выбора; субъектная позиция в отношении профессионально-личностного саморазвития и самоопределения в военно-профессиональной деятельности; адекватная самооценка собственных возможностей в профессиональном образовании и построении профессиональных перспектив; моральные качества, требующие умений работы в коллективе, определяющие его как патриота, готового к выполнению поставленных задач.
Образовательный процесс военного вуза имеет все основания считаться личностно-ориентированным, поскольку уже на первоначальном этапе осуществляется активизация деятельности саморазвития через побуждение к формированию у курсанта потребности к самоизменению, самосовершенствованию, самодостраиванию, с целью формирования социально значимых идеалов, составляющих общественную ценность будущего военного профессионала. В военно-профессиональном образовании взаимосвязь личностно-ориентированного и социально-ориентированного довольно четко определяется в механизмах и условиях профессионального воспитания курсантов, где формируются соответствующие ценности, ведущей из которых является ориентация на военную профессию, на поиск путей качественной подготовки к будущей военно-профессиональной деятельности.
Ключевые слова: личностно-ориентированное образование, социально-ориентированное образование, курсант военного вуза, личностные ценности, социальные ценности, военно-профессиональное воспитание.
В последнее время в педагогической науке все чаще ставится вопрос об эффективности уклона в сторону личностно-ориентированного образования в ущерб его социальности. Однако, по мнению некоторых современных авторов педагогических исследований (Д.М. Воронов, А.М. Саганаев, Б.Т. Тухватуллин, и др.), необходим баланс между личностно-ориентированным и социально-ориентированным образованием, поскольку только он обеспечивает глубокое усвоение образовательных ценностей будущими офицерами. Наличие такого баланса, по нашему мнению, отражает социокультурные вызовы современной военно-профессиональной школе и выводит на понимание личностной
и социальной сущности современного образования как образования в особой культурно-образовательной среде, соединяющей в себе личностные ценности учения и социальные ценности обучаемых.
Отталкиваясь от известного теоретического положения о том, что органическое единство, синтез и взаимная обусловленность категорий личного и социального обусловливают гармонизацию в приобретении социально и личностно значимых ценностей, можно предположить о наличии противоречия между общественным характером проектируемых целей и содержания военного образования и индивидуально-личностным способом присвоения его про-
дуктов обучающимися в процессе получения военной профессии. В работах многих авторов современных педагогических исследований [2, с. 14], [4, с. 16], [15, с. 15] и др. отмечается, что основой личностной и общественной направленности человека являются его ценностные ориентации. Именно ценностные ориентации как сложное интегральное и динамическое качество личности выражает индивидуальное и общественное в процессе формирования отношения человека к духовным и материальным ценностям. Отсюда, ориентация на ценности военно-профессионального образования, на духовно-нравственные ценности, приобретаемые курсантами в процессе овладения военной специальностью, в целом отражает определенный тип воспитательной системы военного института.
В воспитательных системах социальной и индивидуально-личностной ориентации [3, с. 64-69] разрешение обозначенного выше противоречия связано с особым свойством этих систем. В системах социально ориентированного плана основной упор делается на формирование и развитие отношений человека с собой, людьми, миром, что дает ему возможность социальной адаптации и социального творчества в различных сферах социального бытия. В воспитательной системе личностно ориентированного типа приоритет строится на творческой индивидуальности человека, его способности к самоосуществлению, раскрытию и реализации индивидуально-творческого потенциала. И в той и другой, ориентация на социальное или личностное - это, по сути, ориентация на общечеловеческие ценности, на желание и стремление быть полезным обществу, государству, на самореализацию своих способностей и возможностей. Все это, в конечном итоге, оформляется в личностном и профессиональном плане курсанта как будущего военного специалиста, как субъекта деятельности в особой сфере жизнедеятельности людей и общества.
Рассматривая особенности взаимодействия личностно и социально ориентированного в образовательной системе военного института, необходимо отметить следующее. Сегодня социокультурная трансформация профессионально-образовательных учреждений охватывает все стороны их жизнедеятельности, поскольку она
обусловлена существенными преобразованиями в социально-экономической сфере общества. В рамках этих преобразований военные институты проектируют свою деятельность как системную инновацию, где содержание военного образования направлено не только на подготовку будущего офицера как военного специалиста, но и на воспитание офицера как культурного человека. Социокультурная трансформация, охватывающая военно-профессиональное образование, создает условия, при которых осуществляется сближение личностного и социального компонентов в профессиональном образовании курсантов. Это особенно заметно, когда анализируются целевые ориентиры курсантов. Они, как правило, отражают взаимосвязь целевых установок, раскрывающихся в содержании жизненных планов, где личностные цели курсантов проектируются на основе социальных вызовов и потребностей обучающихся быть полезными обществу и государству.
Анализ особенностей построения образовательной системы современного военного вуза, проведенный на основе последних диссертационных исследований, показывает, что социокультурные преобразования, тесно связывают личностно-ориентированные и социально-ориентированные компоненты в проектировании жизненных и профессиональных целей курсантов. При этом, в образовательной системе военного вуза все больше внимания уделяется проектированию таких направлений образовательной работы, как планирование будущей личной и профессиональной жизни, нацеленность на самореализацию в будущем, на профессиональную социализацию, на формирование субъектной позиции в достижении поставленных профессиональных целей и нравственных качеств личности. Вместе с тем, военно-профессиональное образование отражает общественный запрос на создание условий профессионально-личностного саморазвития курсантов как процессу, направленному на непрерывное самоизменение, сознательное управление своим развитием, в ходе которого осуществляется самостроительство и направленность на активную деятельность по развитию у себя личностно значимых качеств, выбору целей, путей и средств самосовершенствования сообразно жизненным ценностям.
Петрусевич А.А., Жумаханов А.З._
Очевидно, что в современных условиях построения образовательной системы военного института общественный вызов как основа социально-ориентированного компонента в образовании, служит некоторым ориентиром в проектировании соответствующей воспитательной системы. Однако в этой системе достаточно четко проявляется связь общественного и индивидуального в реализации курсантами жизненных и профессиональных планов. То есть, с одной стороны, обучение в современном военном вузе строится на идеях построения индивидуальных траекторий курсантов в получении военного образования, а с другой, - отражает социальную ориентированность образования как ответ на общественный вызов курсанту, в частности, и образовательной системе в целом.
Утверждая данный тезис, мы исходим из следующего. Выбор военной профессии курсантом, это всегда ориентация на социально значимые ценности в обществе. Именно они, в конечном счете, определяют спектр личностных интересов будущих офицеров. Характер этих личностных интересов в современном военном вузе является результатом организованного профессионального воспитания курсантов на всех ступенях получения военной специальности. То есть, речь идет о воспитательной системе военного вуза, в которой процесс овладения курсантом военной специальностью сопровождается профессиональным воспитанием, где решаются задачи интеграции личностного и общественного в проектировании своего будущего. В этой связи мы можем рассматривать профессиональное воспитание курсантов в военном вузе как механизм, способствующий разрешению противоречия между общественными вызовами в проектировании жизненных и профессиональных перспектив и индивидуально-личностными интересами личности курсантов.
Термин профессиональное воспитание в военном вузе является достаточно новым в педагогической науке и практике. Можно предположить, что если под ним понимать некоторую специфическую систему целей, содержания, средств, форм и методов воспитательной работы с курсантами, то профессиональное воспитание есть часть общего воспитания с той особенностью, что это связано с подготовкой курсантов к проектированию профессиональ-
О соотношении личностно-ориентированного...
ных и личных целей в процессе освоения военных дисциплин и будущей профессиональной деятельности. Поскольку в сфере вопросов, отражающих содержание профессионального воспитания, большинство тех, которые поднимают проблемы построения жизненных и профессиональных перспектив, то профессиональное воспитание курсантов может рассматриваться не только как механизм разрешения названного противоречия, но и как условие, способствующее реализации воспитательных различных задач, в том числе задач духовно-нравственного воспитания, формирования таких качеств личности, как коллективизм, гуманизм, толерантность, нравственный долг, ответственность, дружба и товарищество, чувство чести и достоинства, честности и правдивости, дисциплинированности, скромности и др.
Особое значение в образовательном процессе военного вуза занимает воспитательная работа. Воспитательная работа непосредственно в подразделениях организуется с учетом регламентирующих документов, распоряжений старших командиров и интересов курсантов. Вместе с тем, образовательный процесс военного вуза имеет все основания считаться личностно-ориентированным, поскольку уже на первоначальном этапе военные педагоги, в первую очередь, помогают вчерашнему школьнику в активизации деятельности саморазвития через побуждение к формированию у курсанта потребности к самоизменению, самосовершенствованию, самодостраиванию, с целью формирования социально значимых идеалов в профессионально-военной подготовке [1], [9], [10], [11], [17], [18] и др..
Построение образовательного процесса на основе принципов личностно-ориентированного подхода не исключает различных видов педагогических взаимодействий в процессе профессиональной подготовки. Вместе с тем, при определенных условиях проектирование профессионально-личностного саморазвития курсанта позволяет реализовывать в образовательной деятельности и другие подходы профессиональной подготовки в военном вузе, в зависимости от внешних и внутренних условий. В этой связи, довольно значимыми являются работы Е.В. Бондаревской, Э.Ф. Зеер, И.С. Якиманской и др.
Реализация принципов личностно-ориенти-рованного обучения в образовательном процессе военного вуза обеспечивает поворот к личности, ее проблемам, интересам, творческому развитию. А это и есть отражение новых ценностей и целей образования, которые наилучшим образом соответствуют современным требованиям общества [5], [6], [12], [13], [16] и др.
Вместе с тем, оценивая современное состояние разработанности проблем профессионального воспитания личности в современных военных институтах, нельзя признать, что эта научная и практическая задача полностью решена. В педагогической науке активно исследуются различные подходы, которые могли при определенных условиях стать ключом к формированию важнейших профессиональных, жизненно-нравственных качеств и отношений личности на пути становления самой личности курсанта и подготовки его к будущей жизни и деятельности в военной сфере. В тоже время, в профессиональном воспитании как механизме разрешения противоречия личностного и общественного в процессе овладения военной профессией и как условии, способствующем формированию духовно-нравственных качеств личности будущего офицера, формируются и развиваются такие индивидуально-личностные качества курсанта, которые составляют общественную ценность будущего военного профессионала. К ним можно уверенно отнести:
- активная жизненная позиция личности, определяющая его активность, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, наличие собственной точки зрения;
- ответственность, проявляемая личностью в отношении совершенного профессионального выбора и профессионального будущего;
- субъектная позиция курсанта в отношении профессионально-личностного саморазвития и самоопределения в военно-профессиональной деятельности;
- адекватная самооценка собственных возможностей в профессиональном образовании и построении профессиональных перспектив;
- моральные качества, которые требуют от будущего офицера умений работы в коллективе, в команде и которые определяют его как патриота, готового к выполнению поставленных военных задач.
В заключении необходимо отметить что, представленные качества можно рассматривать как продукты профессионального воспитания курсантов в военном вузе и как результаты интеграции общественного и личностного в подготовке будущего военного профессионала. Отсюда следует, что в рамках социокультурных преобразований военной школы реализация задач профессионального воспитания связана с организацией педагогической деятельности, в которой важное место занимает построение некоторой стратегической линии, направленной в будущее курсанта. Эта линия связана с подготовкой курсанта к будущей продуктивной жизни и деятельности. Её содержание формирует осознание смысла, цели и миссии себя как военного, как защитника, как патриота.
Отмеченные педагогические положения выводят на понимание, что профессиональное воспитание курсантов осуществляется на основе общественных запросов, отражающих социальные ценности и в то же время при учете личностных потенциалов каждого курсанта, его индивидуальных потребностей, мотивов, целей.
Таким образом, взаимосвязь личност-но-ориентированного и социально-ориентированного в военно-профессиональном образовании довольно четко определяется в механизмах и условиях профессионального воспитания курсантов, где формируются соответствующие ценности, ведущей из которых является ориентация на военную профессию, на поиск путей качественной подготовки к будущей военно-профессиональной деятельности.
25.09.2017
Список литературы:
1. Александрова Е.А. Педагогическая поддержка культурного самоопределения как составляющая педагогики Свободы: Монография. - Саратов: Изд-во СГУ, 2003. - 200 с.
2. Ахметгареев Р. А. Интегративные военно-профессиональные задачи в системе подготовки курсантов высших военных учебных заведений: дис. ... канд. пед. наук - Казань, 2000. - 180 с.
Петрусевич А.А., Жумаханов А.З.
О соотношении личностно-ориентированного..
3. Баяхметов С. У Модель формирования профессионально-личностного саморазвития курсантов в военном вузе // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск. - 2016. - № 2. - С. 64-69.
4. Белошицкий А. В. Становление субъектности будущих офицеров в военном вузе: автореф. дис. ... докт. пед. наук - Воронеж, 2009. - 44 с.
5. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного обучения // Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 11-17.
6. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. - 2007. - № 8. - С. 4453.
7. Воронов Д. М. Профессионально-личностное становление курсантов внутренних войск МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук - Саратов, 2006. - 21 с.
8. Губанова М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников // Педагогика. - 2002. -№9. - С. 32-39.
9. Жаксылыков Р.Ф. Особенности организации повышения квалификации офицеров Национальной гвардии Республики Казахстан. // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 16. - С. 226-229.
10. Жаксылыков Р.Ф. Педагогические условия подготовки офицерских кадров для Национальной гвардии. // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 4. - С. 81-85.
11. Жаксылыков Р.Ф. Роль и место военного образования и военной науки в строительстве вооруженных сил государства. // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 4. - С. 108-111.
12. Зеер Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование // Педагогика. - 2002. - № 3. - С. 16-21.
13. Калинникова Н.Г. Личностно-ориентированные технологии в теории и практике педагогического образования // Знание. Понимание. Умения. - 2007. - № 1. - С. 23-31.
14. Саганаев А. М. Формирование личностных качеств у курсантов в процессе обучения в военном учебном заведении: автореф.
... канд. пед. наук - Алматы, 2006. - 28 с.
15. Тухватуллин Б. Т. Инновационное направление в обучении курсантов вузов МВД России // Молодой ученый. - 2012. - № 7.
- С. 324-326.
16. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С.Якиманская. - М: Просвещение, 1996.
- 257 с.
17. Argyle M., Furnham A. and Graham J.A. Social situations. Cambrige: Cambrige University press. - 1980.
18. Harre R. Social Being. - Oxford: Blackwell. - 1979.
Сведения об авторах:
Петрусевич Аркадий Аркадьевич, профессор кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор
Е-шаИ: [email protected] 644099, г. Омск, наб. Тухачевского, 14, каб.109
Жумаханов Акикат Зейнельсафарович, начальник штаба, первый заместитель начальника Военного института Национальной гвардии Республики Казахстан, аспирант Омского государственного педагогического университета
Е-шаП: [email protected], ОЯСЮ 0000-0002-6903-1919 150009, Республика Казахстан, г. Петропавловск, ул. Юбилейная, 6