Научная статья на тему 'О соотношении личностно-ориентированного и социально-ориентированного в военно-профессиональном воспитании курсантов'

О соотношении личностно-ориентированного и социально-ориентированного в военно-профессиональном воспитании курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУРСАНТ ВОЕННОГО ВУЗА / ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / PERSONAL-ORIENTED EDUCATION / SOCIALLY-ORIENTED EDUCATION / MILITARY CADET CADET / PERSONAL VALUES / SOCIAL VALUES / MILITARY PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрусевич Аркадий Аркадьевич, Жумаханов Акикат Зейнельсафарович

Современная культурно-образовательная среда соединяет в себе личностные ценности учения и социальные ценности обучаемых в военно-профессиональной школе. Органическое единство и взаимная обусловленность категорий личного и социального обусловливают гармонизацию в приобретении социально и личностно значимых ценностей, что свидетельствует о наличии противоречия между общественным характером проектируемых целей и содержания военного образования и индивидуально-личностным способом присвоения его продуктов обучающимся в процессе получения военной профессии. Значимым является соблюдение баланса между личностно-ориентированным и социально-ориентированным образованием как важного условия, обеспечивающего глубокое усвоение образовательных ценностей курсантами военных вузов. Процесс овладения курсантом военной специальностью сопровождается профессиональным воспитанием, которое является механизмом, способствующим разрешению противоречия между общественными вызовами в проектировании жизненных и профессиональных перспектив и индивидуально-личностными интересами. Происходит формирование у будущих офицеров таких личностных качеств, как активная жизненная позиция, определяющая его целеустремленность, настойчивость, самостоятельность; ответственность в отношении профессионального выбора; субъектная позиция в отношении профессионально-личностного саморазвития и самоопределения в военно-профессиональной деятельности; адекватная самооценка собственных возможностей в профессиональном образовании и построении профессиональных перспектив; моральные качества, требующие умений работы в коллективе, определяющие его как патриота, готового к выполнению поставленных задач. Образовательный процесс военного вуза имеет все основания считаться личностно-ориентированным, поскольку уже на первоначальном этапе осуществляется активизация деятельности саморазвития через побуждение к формированию у курсанта потребности к самоизменению, самосовершенствованию, самодостраиванию, с целью формирования социально значимых идеалов, составляющих общественную ценность будущего военного профессионала. В военно-профессиональном образовании взаимосвязь личностно-ориентированного и социально-ориентированного довольно четко определяется в механизмах и условиях профессионального воспитания курсантов, где формируются соответствующие ценности, ведущей из которых является ориентация на военную профессию, на поиск путей качественной подготовки к будущей военно-профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрусевич Аркадий Аркадьевич, Жумаханов Акикат Зейнельсафарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE RELATION OF THE PERSONALLY-ORIENTED AND SOCIO-ORIENTED IN THE MILITARY-PROFESSIONAL EDUCATION OF THE CADETS

The modern cultural and educational environment combines the personal values of studying and social values of the students in the military professional school. Organic unity and mutual conditioning of the categories of personal and social cause harmonization in the acquisition of socially and personally significant values, which indicates the existence of contradiction between the social nature of the projected goals and the content of military education and the individual-personal way of appropriating its products to the students in the process of obtaining a military profession. Significant is the observance of the balance between the person-oriented and socially-oriented education as an important condition that ensures the profound assimilation of educational values by the cadets of military higher educational institutions. The process of mastering of a military specialty by a cadet is accompanied by a professional upbringing, which is a mechanism that contributes to resolving the contradiction between the social challenges in the projecting of life and professional prospects and individual and personal interests. There is a process of formation in the future officers such personal qualities as an active life position, determining its purposefulness, perseverance, independence; responsibility for professional choice; subjective position with regard to professional-personal self-development and self-determination in military-professional activities; an adequate self-assessment of own abilities in professional education and building of professional perspectives; moral qualities that require skills of work in the team, defining him as a patriot, ready to perform the assigned tasks. The educational process of the military higher educational institution has all reasons to be considered personally-oriented, since at the initial stage the activity of self-development is activated through the motivation to form a need for self-change, self-improvement, self-adjustment for a cadet, with the goal of forming socially significant ideals that make up the social value of the future military professional. In military professional education, the relationship of the person-oriented and socially-oriented is rather clearly defined in the mechanisms and conditions of the professional education of the cadets, where the corresponding values are formed, the leading of which is the orientation toward the military profession, and the search of the ways of qualitative preparation for the future military professional activities.

Текст научной работы на тему «О соотношении личностно-ориентированного и социально-ориентированного в военно-профессиональном воспитании курсантов»

УДК 355/359

Петрусевич А.А.1, Жумаханов А.З.2

1Омский государственный педагогический университет, г Омск, Россия

Е-mail: [email protected] 2Военный институт Национальной гвардии Республики Казахстан, г Петропавловск, Казахстан

Е-mail: [email protected]

О СООТНОШЕНИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО И СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО В ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ КУРСАНТОВ

Современная культурно-образовательная среда соединяет в себе личностные ценности учения и социальные ценности обучаемых в военно-профессиональной школе. Органическое единство и взаимная обусловленность категорий личного и социального обусловливают гармонизацию в приобретении социально и личностно значимых ценностей, что свидетельствует о наличии противоречия между общественным характером проектируемых целей и содержания военного образования и индивидуально-личностным способом присвоения его продуктов обучающимся в процессе получения военной профессии. Значимым является соблюдение баланса между личностно-ориентированным и социально-ориентированным образованием как важного условия, обеспечивающего глубокое усвоение образовательных ценностей курсантами военных вузов.

Процесс овладения курсантом военной специальностью сопровождается профессиональным воспитанием, которое является механизмом, способствующим разрешению противоречия между общественными вызовами в проектировании жизненных и профессиональных перспектив и индивидуально-личностными интересами. Происходит формирование у будущих офицеров таких личностных качеств, как активная жизненная позиция, определяющая его целеустремленность, настойчивость, самостоятельность; ответственность в отношении профессионального выбора; субъектная позиция в отношении профессионально-личностного саморазвития и самоопределения в военно-профессиональной деятельности; адекватная самооценка собственных возможностей в профессиональном образовании и построении профессиональных перспектив; моральные качества, требующие умений работы в коллективе, определяющие его как патриота, готового к выполнению поставленных задач.

Образовательный процесс военного вуза имеет все основания считаться личностно-ориентированным, поскольку уже на первоначальном этапе осуществляется активизация деятельности саморазвития через побуждение к формированию у курсанта потребности к самоизменению, самосовершенствованию, самодостраиванию, с целью формирования социально значимых идеалов, составляющих общественную ценность будущего военного профессионала. В военно-профессиональном образовании взаимосвязь личностно-ориентированного и социально-ориентированного довольно четко определяется в механизмах и условиях профессионального воспитания курсантов, где формируются соответствующие ценности, ведущей из которых является ориентация на военную профессию, на поиск путей качественной подготовки к будущей военно-профессиональной деятельности.

Ключевые слова: личностно-ориентированное образование, социально-ориентированное образование, курсант военного вуза, личностные ценности, социальные ценности, военно-профессиональное воспитание.

В последнее время в педагогической науке все чаще ставится вопрос об эффективности уклона в сторону личностно-ориентированного образования в ущерб его социальности. Однако, по мнению некоторых современных авторов педагогических исследований (Д.М. Воронов, А.М. Саганаев, Б.Т. Тухватуллин, и др.), необходим баланс между личностно-ориентированным и социально-ориентированным образованием, поскольку только он обеспечивает глубокое усвоение образовательных ценностей будущими офицерами. Наличие такого баланса, по нашему мнению, отражает социокультурные вызовы современной военно-профессиональной школе и выводит на понимание личностной

и социальной сущности современного образования как образования в особой культурно-образовательной среде, соединяющей в себе личностные ценности учения и социальные ценности обучаемых.

Отталкиваясь от известного теоретического положения о том, что органическое единство, синтез и взаимная обусловленность категорий личного и социального обусловливают гармонизацию в приобретении социально и личностно значимых ценностей, можно предположить о наличии противоречия между общественным характером проектируемых целей и содержания военного образования и индивидуально-личностным способом присвоения его про-

дуктов обучающимися в процессе получения военной профессии. В работах многих авторов современных педагогических исследований [2, с. 14], [4, с. 16], [15, с. 15] и др. отмечается, что основой личностной и общественной направленности человека являются его ценностные ориентации. Именно ценностные ориентации как сложное интегральное и динамическое качество личности выражает индивидуальное и общественное в процессе формирования отношения человека к духовным и материальным ценностям. Отсюда, ориентация на ценности военно-профессионального образования, на духовно-нравственные ценности, приобретаемые курсантами в процессе овладения военной специальностью, в целом отражает определенный тип воспитательной системы военного института.

В воспитательных системах социальной и индивидуально-личностной ориентации [3, с. 64-69] разрешение обозначенного выше противоречия связано с особым свойством этих систем. В системах социально ориентированного плана основной упор делается на формирование и развитие отношений человека с собой, людьми, миром, что дает ему возможность социальной адаптации и социального творчества в различных сферах социального бытия. В воспитательной системе личностно ориентированного типа приоритет строится на творческой индивидуальности человека, его способности к самоосуществлению, раскрытию и реализации индивидуально-творческого потенциала. И в той и другой, ориентация на социальное или личностное - это, по сути, ориентация на общечеловеческие ценности, на желание и стремление быть полезным обществу, государству, на самореализацию своих способностей и возможностей. Все это, в конечном итоге, оформляется в личностном и профессиональном плане курсанта как будущего военного специалиста, как субъекта деятельности в особой сфере жизнедеятельности людей и общества.

Рассматривая особенности взаимодействия личностно и социально ориентированного в образовательной системе военного института, необходимо отметить следующее. Сегодня социокультурная трансформация профессионально-образовательных учреждений охватывает все стороны их жизнедеятельности, поскольку она

обусловлена существенными преобразованиями в социально-экономической сфере общества. В рамках этих преобразований военные институты проектируют свою деятельность как системную инновацию, где содержание военного образования направлено не только на подготовку будущего офицера как военного специалиста, но и на воспитание офицера как культурного человека. Социокультурная трансформация, охватывающая военно-профессиональное образование, создает условия, при которых осуществляется сближение личностного и социального компонентов в профессиональном образовании курсантов. Это особенно заметно, когда анализируются целевые ориентиры курсантов. Они, как правило, отражают взаимосвязь целевых установок, раскрывающихся в содержании жизненных планов, где личностные цели курсантов проектируются на основе социальных вызовов и потребностей обучающихся быть полезными обществу и государству.

Анализ особенностей построения образовательной системы современного военного вуза, проведенный на основе последних диссертационных исследований, показывает, что социокультурные преобразования, тесно связывают личностно-ориентированные и социально-ориентированные компоненты в проектировании жизненных и профессиональных целей курсантов. При этом, в образовательной системе военного вуза все больше внимания уделяется проектированию таких направлений образовательной работы, как планирование будущей личной и профессиональной жизни, нацеленность на самореализацию в будущем, на профессиональную социализацию, на формирование субъектной позиции в достижении поставленных профессиональных целей и нравственных качеств личности. Вместе с тем, военно-профессиональное образование отражает общественный запрос на создание условий профессионально-личностного саморазвития курсантов как процессу, направленному на непрерывное самоизменение, сознательное управление своим развитием, в ходе которого осуществляется самостроительство и направленность на активную деятельность по развитию у себя личностно значимых качеств, выбору целей, путей и средств самосовершенствования сообразно жизненным ценностям.

Петрусевич А.А., Жумаханов А.З._

Очевидно, что в современных условиях построения образовательной системы военного института общественный вызов как основа социально-ориентированного компонента в образовании, служит некоторым ориентиром в проектировании соответствующей воспитательной системы. Однако в этой системе достаточно четко проявляется связь общественного и индивидуального в реализации курсантами жизненных и профессиональных планов. То есть, с одной стороны, обучение в современном военном вузе строится на идеях построения индивидуальных траекторий курсантов в получении военного образования, а с другой, - отражает социальную ориентированность образования как ответ на общественный вызов курсанту, в частности, и образовательной системе в целом.

Утверждая данный тезис, мы исходим из следующего. Выбор военной профессии курсантом, это всегда ориентация на социально значимые ценности в обществе. Именно они, в конечном счете, определяют спектр личностных интересов будущих офицеров. Характер этих личностных интересов в современном военном вузе является результатом организованного профессионального воспитания курсантов на всех ступенях получения военной специальности. То есть, речь идет о воспитательной системе военного вуза, в которой процесс овладения курсантом военной специальностью сопровождается профессиональным воспитанием, где решаются задачи интеграции личностного и общественного в проектировании своего будущего. В этой связи мы можем рассматривать профессиональное воспитание курсантов в военном вузе как механизм, способствующий разрешению противоречия между общественными вызовами в проектировании жизненных и профессиональных перспектив и индивидуально-личностными интересами личности курсантов.

Термин профессиональное воспитание в военном вузе является достаточно новым в педагогической науке и практике. Можно предположить, что если под ним понимать некоторую специфическую систему целей, содержания, средств, форм и методов воспитательной работы с курсантами, то профессиональное воспитание есть часть общего воспитания с той особенностью, что это связано с подготовкой курсантов к проектированию профессиональ-

О соотношении личностно-ориентированного...

ных и личных целей в процессе освоения военных дисциплин и будущей профессиональной деятельности. Поскольку в сфере вопросов, отражающих содержание профессионального воспитания, большинство тех, которые поднимают проблемы построения жизненных и профессиональных перспектив, то профессиональное воспитание курсантов может рассматриваться не только как механизм разрешения названного противоречия, но и как условие, способствующее реализации воспитательных различных задач, в том числе задач духовно-нравственного воспитания, формирования таких качеств личности, как коллективизм, гуманизм, толерантность, нравственный долг, ответственность, дружба и товарищество, чувство чести и достоинства, честности и правдивости, дисциплинированности, скромности и др.

Особое значение в образовательном процессе военного вуза занимает воспитательная работа. Воспитательная работа непосредственно в подразделениях организуется с учетом регламентирующих документов, распоряжений старших командиров и интересов курсантов. Вместе с тем, образовательный процесс военного вуза имеет все основания считаться личностно-ориентированным, поскольку уже на первоначальном этапе военные педагоги, в первую очередь, помогают вчерашнему школьнику в активизации деятельности саморазвития через побуждение к формированию у курсанта потребности к самоизменению, самосовершенствованию, самодостраиванию, с целью формирования социально значимых идеалов в профессионально-военной подготовке [1], [9], [10], [11], [17], [18] и др..

Построение образовательного процесса на основе принципов личностно-ориентированного подхода не исключает различных видов педагогических взаимодействий в процессе профессиональной подготовки. Вместе с тем, при определенных условиях проектирование профессионально-личностного саморазвития курсанта позволяет реализовывать в образовательной деятельности и другие подходы профессиональной подготовки в военном вузе, в зависимости от внешних и внутренних условий. В этой связи, довольно значимыми являются работы Е.В. Бондаревской, Э.Ф. Зеер, И.С. Якиманской и др.

Реализация принципов личностно-ориенти-рованного обучения в образовательном процессе военного вуза обеспечивает поворот к личности, ее проблемам, интересам, творческому развитию. А это и есть отражение новых ценностей и целей образования, которые наилучшим образом соответствуют современным требованиям общества [5], [6], [12], [13], [16] и др.

Вместе с тем, оценивая современное состояние разработанности проблем профессионального воспитания личности в современных военных институтах, нельзя признать, что эта научная и практическая задача полностью решена. В педагогической науке активно исследуются различные подходы, которые могли при определенных условиях стать ключом к формированию важнейших профессиональных, жизненно-нравственных качеств и отношений личности на пути становления самой личности курсанта и подготовки его к будущей жизни и деятельности в военной сфере. В тоже время, в профессиональном воспитании как механизме разрешения противоречия личностного и общественного в процессе овладения военной профессией и как условии, способствующем формированию духовно-нравственных качеств личности будущего офицера, формируются и развиваются такие индивидуально-личностные качества курсанта, которые составляют общественную ценность будущего военного профессионала. К ним можно уверенно отнести:

- активная жизненная позиция личности, определяющая его активность, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, наличие собственной точки зрения;

- ответственность, проявляемая личностью в отношении совершенного профессионального выбора и профессионального будущего;

- субъектная позиция курсанта в отношении профессионально-личностного саморазвития и самоопределения в военно-профессиональной деятельности;

- адекватная самооценка собственных возможностей в профессиональном образовании и построении профессиональных перспектив;

- моральные качества, которые требуют от будущего офицера умений работы в коллективе, в команде и которые определяют его как патриота, готового к выполнению поставленных военных задач.

В заключении необходимо отметить что, представленные качества можно рассматривать как продукты профессионального воспитания курсантов в военном вузе и как результаты интеграции общественного и личностного в подготовке будущего военного профессионала. Отсюда следует, что в рамках социокультурных преобразований военной школы реализация задач профессионального воспитания связана с организацией педагогической деятельности, в которой важное место занимает построение некоторой стратегической линии, направленной в будущее курсанта. Эта линия связана с подготовкой курсанта к будущей продуктивной жизни и деятельности. Её содержание формирует осознание смысла, цели и миссии себя как военного, как защитника, как патриота.

Отмеченные педагогические положения выводят на понимание, что профессиональное воспитание курсантов осуществляется на основе общественных запросов, отражающих социальные ценности и в то же время при учете личностных потенциалов каждого курсанта, его индивидуальных потребностей, мотивов, целей.

Таким образом, взаимосвязь личност-но-ориентированного и социально-ориентированного в военно-профессиональном образовании довольно четко определяется в механизмах и условиях профессионального воспитания курсантов, где формируются соответствующие ценности, ведущей из которых является ориентация на военную профессию, на поиск путей качественной подготовки к будущей военно-профессиональной деятельности.

25.09.2017

Список литературы:

1. Александрова Е.А. Педагогическая поддержка культурного самоопределения как составляющая педагогики Свободы: Монография. - Саратов: Изд-во СГУ, 2003. - 200 с.

2. Ахметгареев Р. А. Интегративные военно-профессиональные задачи в системе подготовки курсантов высших военных учебных заведений: дис. ... канд. пед. наук - Казань, 2000. - 180 с.

Петрусевич А.А., Жумаханов А.З.

О соотношении личностно-ориентированного..

3. Баяхметов С. У Модель формирования профессионально-личностного саморазвития курсантов в военном вузе // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск. - 2016. - № 2. - С. 64-69.

4. Белошицкий А. В. Становление субъектности будущих офицеров в военном вузе: автореф. дис. ... докт. пед. наук - Воронеж, 2009. - 44 с.

5. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного обучения // Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 11-17.

6. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. - 2007. - № 8. - С. 4453.

7. Воронов Д. М. Профессионально-личностное становление курсантов внутренних войск МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук - Саратов, 2006. - 21 с.

8. Губанова М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников // Педагогика. - 2002. -№9. - С. 32-39.

9. Жаксылыков Р.Ф. Особенности организации повышения квалификации офицеров Национальной гвардии Республики Казахстан. // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 16. - С. 226-229.

10. Жаксылыков Р.Ф. Педагогические условия подготовки офицерских кадров для Национальной гвардии. // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 4. - С. 81-85.

11. Жаксылыков Р.Ф. Роль и место военного образования и военной науки в строительстве вооруженных сил государства. // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 4. - С. 108-111.

12. Зеер Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование // Педагогика. - 2002. - № 3. - С. 16-21.

13. Калинникова Н.Г. Личностно-ориентированные технологии в теории и практике педагогического образования // Знание. Понимание. Умения. - 2007. - № 1. - С. 23-31.

14. Саганаев А. М. Формирование личностных качеств у курсантов в процессе обучения в военном учебном заведении: автореф.

... канд. пед. наук - Алматы, 2006. - 28 с.

15. Тухватуллин Б. Т. Инновационное направление в обучении курсантов вузов МВД России // Молодой ученый. - 2012. - № 7.

- С. 324-326.

16. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С.Якиманская. - М: Просвещение, 1996.

- 257 с.

17. Argyle M., Furnham A. and Graham J.A. Social situations. Cambrige: Cambrige University press. - 1980.

18. Harre R. Social Being. - Oxford: Blackwell. - 1979.

Сведения об авторах:

Петрусевич Аркадий Аркадьевич, профессор кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор

Е-шаИ: [email protected] 644099, г. Омск, наб. Тухачевского, 14, каб.109

Жумаханов Акикат Зейнельсафарович, начальник штаба, первый заместитель начальника Военного института Национальной гвардии Республики Казахстан, аспирант Омского государственного педагогического университета

Е-шаП: [email protected], ОЯСЮ 0000-0002-6903-1919 150009, Республика Казахстан, г. Петропавловск, ул. Юбилейная, 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.