ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ И
РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
С.В. Карпушов, студент С.А. Шевченко, доцент
Волгоградский государственный технический университет (Россия, г. Волгоград)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-3-1-226-229
Аннотация. В данной статье приведены основные теоретические и практические аспекты формирования прибыли и рентабельности предприятия. Сформулированы основные направления максимизации прибыли и рентабельности. Уточнено, что основными факторами, влияющими на прибыль, являются структура спроса на товар на рынке; выполнение хозяйствующим субъектом договорных обязательств по поставкам продукции; ритмичность и сезонность производства и продажи продукции; снижение себестоимости продукции и другие.
Ключевые слова: рынок, факторы прибыли, экономические показатели, хозяйствующий субъект, рентабельность.
Сущность производственной деятельности предприятия состоит в создании экономических благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей общества. В рыночной экономике производство осуществляют те хозяйствующие субъекты, которые желают и способны принять наиболее эффективную организацию и технологию производства, поскольку они обеспечивают им наибольшую прибыль.
Успех или неуспех хозяйствующего субъекта зависит от того, насколько тщательно изучены и определены уровень, характер, структура спроса и тенденции его изменения. Результаты анализа рынка кладутся в основу разработки хозяйственной стратегии и товарного ассортимента предприятия.
Перечень решаемых вопросов весьма многообразен. Анализ призван обеспечить решение этих вопросов на основе уже обработанной и систематизированной информации.
Можно выделить следующие задачи проведения анализа:
- анализ объемов и структуры заказов, оценка выполнения организацией договорных обязательств по поставкам продукции;
- анализ динамики показателей валовой, товарной и реализованной продукции,
расчет среднегодовых темпов прироста выпуска продукции;
- анализ состава и структуры продукции, выявление изменений в ассортименте продукции и определение влияния структурных сдвигов на выпуск продукции в натуральном выражении;
- оценка ритмичности и сезонности производства и продажи продукции и оценка качества производимой и реализованной продукции;
- расчет влияния факторов и выявление резервов увеличения выпуска и продажи продукции [1].
Анализ проводят с позиции оценки выполнения плана по ассортименту по следующим методикам:
1)оценка выполнения плана по способу наименьшего процента;
2)методика оценки выполнения плана по способу среднего процента, при данном методе рассчитывается коэффициент ас-сортиментности путем зачета фактического выпуска продукции в пределах установленного плана, то есть используется «метод зачета» [2].
Целью анализа реализации продукции является нахождение путей увеличения объемов реализации по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей, улучшении ее качест-
ва, изыскании внутренних резервов роста объема выпуска и как результат увеличение прибыли предприятия.
Рост прибыли предприятия непосредственно связан с рентабельностью.
Процесс управления рентабельности представляет собой целостную систему, включающую в себя определение целевых показателей и критериев эффективности и разработку разных моделей управления рентабельностью. Это сложный процесс, состоящий из большого количества этапов и заданий [3].
Управление рентабельностью представляет собой достижение желаемой динамики значений показателей. При управлении рентабельностью необходимо анализировать структуру активов, источников финансирования, а также в процессе текущей хозяйственной деятельности необходимо постоянно искать возможные пути повышения эффективности деятельности предприятия и резервы роста рентабельности. Управление рентабельностью позволяет оптимизировать соотношения между уровнем формированной прибыли и допустимым уровнем риска [4].
Одним из факторов, влияющих на прибыль предприятия является себестоимость продукции.
С экономической позиции значение снижения себестоимости для предприятия состоит в следующем: увеличение прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия; появление больших возможностей материального стимулирования работников и решение некоторых социальных проблем коллектива предприятия; улучшение финансового состояния предприятия и снижение степени риска банкротства; возможность снижения цен реализации на продукцию, которая позволяет повышать конкурентоспособность продукции и увеличить объём продаж [5].
Рентабельность и прибыль относятся к показателям финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта. Рентабельность является относительным показателем прибыльности деятельности и представляет собой отношения прибыли предприятия к себестоимости продукции.
Очевидно, что систематическое снижение себестоимости обеспечивает рост прибыли предприятия.
Одним из главных резервов снижения себестоимости продукции предприятия является сокращение материальных затрат. Сокращение затрат производства и снижение на этой основе себестоимости продукции является одним из главных условий роста прибыли предприятия, повышение рентабельности и эффективности его работы.
Д.С. Кабилова к основным путям роста рентабельности производства относит: развитие наиболее прогрессивных отраслей, рациональное размещение предприятий, повышение удельного веса специализированного производства, применение современных методов организации производства и труда в соответствии с требованиям научно-технического прогресса, ускорение внедрения и освоения новой, более прогрессивной техники, повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции, улучшение её качества, усиление режима экономии в расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов и повышение материальной заинтересованности работников в результатах своего рода [6].
С позиции Н.Н. Селезнёвой, основными путями повышения рентабельности продукции являются:
- снижение затрат на единицу или на 1 руб. продукции;
- улучшение использования производственных ресурсов, формирующих себестоимость (снижение фондоёмкости, материалоёмкости, зарплатоёмкости, аморти-зациоёмкости продукции или повышение обратных им показателей фондоотдачи, материалоотдачи и т. д.);
- рост объёма производства;
- рост цен на продукцию, сопровождаемый улучшением её качества [7].
Одним из резервов роста прибыли является увеличение объёма реализации продукции. Между объёмом реализации и прибылью есть определённая зависимость: чем больше реализуется продукции, тем больше является сумма прибыли, а невыполнение плана по реализации продукции
уменьшает прибыль. При подсчёте резервов увеличения прибыли за счёт роста объёма реализации используют результаты анализа выпуска и реализации продукции. Резервы увеличения сумм рентабельности и прибыли связаны с направлениями хозяйствования предприятия. Для руководителя предприятия, важным моментом является значение масштабов действия, форм контроля и использование наиболее сущностных внешних и внутренних факторов эффективности на разных уровнях управления деятельностью предприятия. Далее необходимо обобщить все выявленные резервы роста прибыли по каждому виду товарной продукции и по предприятию в целом.
Рентабельность как показатель даёт представление о прибыльности или убыточности предприятия в сравнении с другими отдельными величинами, которые влияют на производство и деятельность предприятия в целом.
Библиографический список
1. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: конспект лекций / Кашина Е.В., Шалгинова Л.А., Бочарова Е.В. - Красноярск: СФУ, 2018. -212 с.
2. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: учеб. - 2-е изд., испр. и доп. -Минск: РИГТО, 2019. - 367 с.
3. Войтоловский Н.В. Экономический анализ в 2 ч. Часть 1: учеб. / под ред. Н.В. Войтоловского, А.П. Калининой, И.И. Мазуровой. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2019. - 269 с.
4. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. В 2 ч. Ч. 1: учеб. / О.А. Толпегина, Н.А. Толпегина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2019. -363 с.
5. Мельник М.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Под ред. Мельника М.В. - М.: Форум, 2020. - 192 с.
6. Кабилова Д.С. Реализация продукции — показатель оптимального планирования производства / Д.С. Кабилова, Н.Р. Шеркулова, Г.Г. Базарбаева // Исследования молодых ученых: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2020 г.). - Казань: Молодой ученый, 2020. - С. 15-17.
7. Селезнёва Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: учебное пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 639 с.
Таким образом, можно сделать вывод, что основными факторами, влияющими на прибыль, являются:
- структура спроса на товар и тенденции изменения на рынке;
- выполнение хозяйствующим субъектом договорных обязательств по поставкам продукции;
- ритмичность и сезонность производства и продажи продукции; снижение себестоимости продукции (снижение затрат на единицу или на 1 руб. продукции);
- структура активов и источники их формирования;
- уровень риска; применение современных методов организации производства и труда в соответствии с требованиями научно-технического прогресса;
- повышение качества продукции; эффективность использования трудовых ресурсов предприятия и другие.
THEORETICAL ASPECTS OF FORMATION OF PROFIT AND PROFITABILITY
S.V. Karpushov, Student S.A. Shevchenko, Associate Professor Volgograd State Technical University (Russia, Volgograd)
Abstract. This article presents the main theoretical and practical aspects of the formation of profits and profitability of the enterprise. The main directions of maximizing profit and profitability are formulated. It was clarified that the main factors affecting profit are the structure of demand for a product in the market; fulfillment by an economic entity of contractual obligations for the supply of products; rhythm and seasonality of production and sale of products; reducing the cost of production and others.
Keywords: market, profit factors, economic indicators, business entity, profitability.