цию в небольшом объёме. Поэтому решение проблемы только за счёт роста тарифов может привести к увеличению дебиторской задолженности и сокращению объектов, использующих электроэнергию в коммерческих целях.
Снижение расходов на потери увеличит прибыль организаций на аналогичную сумму и позволит проводить модернизацию основных средств. На фоне экономического кризиса вопрос уменьшения потерь электроэнергии в электрических сетях является основной задачей обеспечения финансовой стабильности организаций электроэнергетической отрасли.
Источники:
1. Адаменко А.А. Применение системы показателей эффективности деятельности экономического субъекта по данным бухгалтерской отчетности / Адаменко А.А., Хорольская Т.Е., Анаников Т.Ш. // Вестник Академии знаний. - 2018. - № 6 (29). - С. 10-14.
2. Адаменко А.А. Финансовая устойчивость организации как показатель стабильности на финансовом рынке / Адаменко А.А., Хорольская Т.Е., Тихих А.А. // В сборнике: Учетно-аналитическое обеспечение системы управления инновационной деятельности: материалы международной научной конференции молодых ученых и преподавателей вузов. - Краснодар, 2019. - С. 229-235.
3. Злобова Е.Г. Формирование и использование прибыли в коммерческой организации / Злобова Е.Г., Юник В.Н., Полонская О.П. // В сборнике: Экономика и общество в условиях модернизации: материалы международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 43-52.
4. Олейник А.Н. Анализ финансовых результатов деятельности коммерческих организаций / Олейник А.Н., Сериков В.В., Тетюхина Е.П. // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2018. - Т.5(83). - № 11. - С.138-144.
5. Олейник А.Н. Исследование финансового состояния организации. / Олейник А.Н., Белослудцева Д.И., Базуева А.Д. // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - № 12 (59). - Киров, изд-во ООО «Интеллект-бизнес-групп», 2017. - С.1256-1259.
6. Сидорчукова Е.В. Методические аспекты оценки платежеспособности организации / Сидорчукова Е.В., Агафонова Н.П., Самсонова Е.А., Богданчикова Д.В. // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. - № 12(59). - С. 1516-1519.
7. Сидорчукова Е.В. Методические подходы оценки финансово-экономического состояния организации / Сидорчукова Е.В., Хут С.Ю., Сотникова В.Е., Слива М.И. // Финансовая экономика. - 2019. - № 1. - С. 818-822.
Sources:
1. Adamenko A.A. Application of the system of performance indicators of the economic entity according to the accounting data / Adamenko A.A., Khorolskaya T.E., Ananikov T.Sh. // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. - № 6 (29). - S. 10-14.
2. Adamenko A.A. Financial stability of an organization as an indicator of stability in the financial market / Adamenko A.A., Khorolskaya I.E., Tikhikh A.A. // In the collection: Accounting and analytical support of the innovation management system: materials of the international scientific conference of young scientists and university professors. - Krasnodar, 2019. - p. 229-235.
3. Zlobova E.G. Formation and use of profit in a commercial organization / Zlobova EG, Yunik V.N., Polonskaya O.P. // In the collection: Economics and society in the context of modernization: materials of the international scientific-practical conference. -2017. - p. 43-52.
4. Oleynik A.N. Analysis of the financial results of the activities of commercial organizations / Oleinik A.N., Serikov V.V., Tetyukhina E.P. // Economics and Management: problems, solutions. - 2018. - Vol.5 (83). - № 11. - P.138-144.
5. Oleynik A.N. Study of the financial condition of the organization. / Oleinik A.N., Belosludtseva D.I., Bazueva A.D. // Competitiveness in the global world: economy, science, technology. - № 12 (59). - Kirov, publishing house LLC "Intellect-business groups", 2017. - P.1256-1259.
6. Sidorchukova E.V. Methodological aspects of the assessment of the solvency of the organization / Sidorchukova EV, Agafonova NP, Samsonova EA, Bogdanchikova DV // Competitiveness in the global world: economy, science, technology. - 2017. -№ 12 (59). - pp. 1516-1519.
7. Sidorchukova E.V. Methodical approaches to assessing the financial and economic state of the organization / Sidorchukova EV, Khut S.Yu., Sotnikova V.E., Sliva M.I. // Financial Economics. - 2019. - № 1. - p. 818-822.
И.П. Ковалева - кэ.н., доцент кафедры «Экономика, финансы и менеджмент», Новороссийского филиала Финуниверситета,, Новороссийск, Россия, \pk28@y&náexxu,
IP. KovaXeva - candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Economics, Finance and Management Department, Novorossiyskbrantín of the FvnanciaX University, Novorossiysk, Russia;
М.С. Стрижак - кэ.н., старший преподаватель кафедры «Экономика, финансы и менеджмент», Новороссийского филиала Финуниверситета, Новороссийск, Россия,
MS. Str'iZnak - candidate of Economic Sciences, Senior Lecturer of Economics, Finance and Management Department, Novorossiyskbrantín of the Financia\ University, Novorossiysk, Russia
РОССИЙСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ RUSSIAN FEATURES ANALYSIS OF THE FINANCIAL RESULTS ACTIVITIES OF THE COMMERCIAL ORGANIZATION
Аннотация. Прибыль и рентабельность занимают центральное место в системе экономических показателей организации. Деятельность любой коммерческих организаций связана с необходимостью привлечения различных ресурсов в производственный процесс и по результатам реализации получение ожидаемого финансового
результата, который выступает индикатором привлекательности организации для партнеров по бизнесу, кредиторов и инвесторов. Основная цель внутреннего анализа в организации финансовых результатов — это выявить резервы роста прибыли и рентабельности финансово-хозяйственной деятельности организации в целях повышения уровня конкурентоспособности и финансовой устойчивости. Соответственно к задачам анализа можно отнести: анализ динамики показателей прибыли и рентабельности; оценка состава и структуры нераспределенной прибыли; оценка изменений прочих доходов и расходов; факторный анализ прибыли от продажи продукции, работ, услуг; факторный анализ показателей рентабельности; проанализировать распределение прибыли и др. Российская практика анализа финансовых результатов существенно отличается от зарубежной практики вследствие доминирования в анализе источников информации, представленных отчетностью составленной по российским стандартам.
Annotation. Profit and profitability occupy a Central place in the system of economic indicators of the organization. The activities of any commercial organizations associated with the need to attract various resources in the production process and the results of the expected financial result, which is an indicator of the attractiveness of the organization for business partners, creditors and investors. The main purpose of internal analysis in the organization of financial results is to identify the reserves of profit growth and profitability of financial and economic activities of the organization in order to improve the level of competitiveness and financial stability. Accordingly, the objectives of the analysis include: analysis of the dynamics of profit and profitability; assessment of the composition and structure of retained earnings; assessment of changes in other income and expenses; factor analysis of profits from the sale of products, works, services; factor analysis of profitability; analyze the distribution of profits, etc.Russian practice of analysis of financial results differs significantly from foreign practice due to the dominance in the analysis of sources of information provided by the reporting compiled according to Russian standards.
Ключевые слова: финансовый результат, доходы организации, расходы организации, прибыль, рентабельность, система показателей рентабельности, факторный анализ, резервы роста, оптимизация бизнес-процессов.
Keywords: financial result, incomes of the organization, expenses of the organization, profit, profitability, system of indicators of profitability, factor analysis, reserves of growth, optimization of business processes.
Финансовый результат деятельности организации состоит из двух частей, первая - это реализационный результат, который получен от реализации продукции (товаров), а также денежных поступлений связанных с выполнением работ и оказанием услуг. Вторая часть - представляет собой доходы и расходы, непосредственно не связанные с процессом реализации продукции (товаров, работ, услуг). Поэтому остановимся на экономической и бухгалтерской сущности доходов и расходов более подробно, обозначая их многофакторность в анализе и разнонаправленность для оптимизационных мероприятий по повышению эффективности деятельности любой коммерческой организации в России [11].
Определение и содержание доходов и расходов раскрыто в ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».
Доходами организации в соответствии с российскими стандартами признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов или погашения обязательств, которое влечет за собой увеличение капитала этой организации, но без роста вкладов собственников. Следует отметить, что к доходам организации не относятся: суммы НДС, акцизов, налога с продаж (иные обязательные платежи), авансы в счет оплаты продукции, задатки, суммы в погашение кредита (займа). Все доходы в зависимости от характера и условий получения, а также направлений деятельности организации подразделяются на: доходы от обычных видов деятельности; прочие поступления. К доходам от обычных видов деятельности относится выручка от продажи продукции (товаров), поступления, связанные с выполнением работ (оказанием услуг). Все остальные доходы, которые отличаются от доходов, полученных от обычной деятельности, считаются прочими поступлениями, в частности: арендная плата; поступления от продажи основных средств; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации; штрафы, пени, неустойки; активы, полученные безвозмездно; поступления в возмещение причиненных организации убытков; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; суммы дооценки активов и прочие доходы [12, с.762].
Расходы организации в российской практике представляют собой уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (например, денежных средств или иного имущества) или возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации, но не за счет уменьшения вкладов по решению участников. Не признается расходами организации выбытие активов: в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.); вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи; по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала; в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов; в погашение кредита, займа, полученных организацией и др. Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на: расходы по обычным видам деятельности; прочие расходы. Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготов-
лением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг. При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты. Расходы отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами. К прочим расходам относятся: арендная плата; расходы, связанные с выбытием, продажей основных средств; расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; проценты, которые уплачивает организация за предоставление ей в пользование денежных средств; штрафы, пени, неустойки; возмещение убытков, причиненных организацией; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; курсовые разницы; суммы долгов, нереальных для взыскания и прочие расходы [5, с.99].
Если за отчетный период организацией была получена прибыль по обычным видам деятельности, то финансовый результат определяется как: сумма прибыли по обычным видам деятельности и прочих доходов за вычетом прочих расходов. В том случае если организация получила убыток по обычным видам деятельности, то финансовый результат определяется как сумма убытка по обычным видам деятельности плюс прочие расходы за вычетом прочих доходов. Величина всех видов прибыли, включая балансовую, налогооблагаемую и чистую зависит от множества количественных и качественных факторов. Ключевое место, из которых, занимает учетная политика, применяемая в анализируемой организации.
Действующая российская нормативно-правовая база позволяет регулировать прибыль организации за счет использования: ускоренной амортизации, различных методов определения стоимости нематериальных активов и способов начисления амортизации по ним; разнообразных способов оценки производственных запасов и методов перенесения затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции и др.
Организации, имеющие право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и использующие упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут признавать выручку в бухгалтерском учете по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков), но при соблюдении определенных условий.
Основная цель анализа доходов и расходов организации в российской практике - выявление тенденций изменения этих показателей и всех элементов их формирования, выявление резервов по оптимизации и повышению финансовых результатов деятельности организации [1, с.16].
Прибыль - важнейшая категория рыночной экономики, которая является основным побудительным мотивом предпринимательской деятельности. Прибыль отражает все многообразные результаты производственно - хозяйственной деятельности организации и представляет собой часть чистого дохода, созданного непосредственно в процессе производства и реализованного в сфере обращения организацией.
Для собственников имущества увеличение прибыли организации определяет не только уровень её благосостояния, но и способствует увеличению фактической стоимости предприятия за счет капитализации части прибыли. Для менеджеров организации рост прибыли — это критерий эффективности управленческой деятельности, который отражается, прежде всего, на уровне заработной платы и карьерном росте. Для остальных работников персонала увеличение прибыли организации является так же стимулирующим фактором их деятельности (например, если работники организации являются держателями акций). Высокий уровень прибыли гарантирует занятость, дополнительное вознаграждение и удовлетворение ряда социальных потребностей (в частности, в тех случаях, когда социальные пакеты гарантий являются основой коллективных или индивидуальных трудовых договоров).
Прибыль - это важнейший источник формирования финансовых ресурсов организации, который обеспечивает её развитие. Чем больший размер прибыли направляется на развитие организации и поддержку её хозяйственной самостоятельности, тем выше уровень самофинансирования и формируется меньшая потребность в дополнительном привлечении внешних средств. А эти все факторы повышают конкурентные позиции организации в рыночных условиях хозяйствования. Следует так же отметить, что прибыль - это постоянно воспроизводимый источник формирования финансовых ресурсов организации, и ее воспроизводство, осуществляется на расширенной основе [9, с.120].
Прибыль выполняет роль защитного механизма, который предохраняет организацию от угрозы банкротства, поскольку нестабильное состояние может возникнуть и в условиях прибыльной финансово-хозяйственной деятельности организации. Например, при привлечении необоснованно высокой доли заемных средств, особенно в аспекте краткосрочных кредитов и займов. Прибыльно работающая организация за счет образованных резервных фондов может повысить достаточно быстро долю собственных средств, укрепляя финансовую устойчивость и платежеспособность. Прибыль является источником погашения части обязательств организации: перед бюджетом, внебюджетными фондами, банками и другими предприятиями, и организациями.
Для коммерческих организаций основной целью предпринимательской деятельности является прибыль, поскольку при стабильных ценах она характеризует уровень эффективности производства. От размера полученной прибыли зависит не только финансовое положение организации, но и возможность формирования и пополнения фондов развития производства, социальной сферы и материального стимулирования персонала.
В бухгалтерской финансовой отчетности основной формой, в которой представлены прибыль (убыток) является отчет о финансовых результатах. Этот отчет характеризует результаты деятельности организации за отчетный период (год, квартал, месяц) и то, каким образом она получила прибыль и убыток (путем сопоставления
доходов и расходов). В отчете о финансовых результатах организация показывает свои доходы за определенный период времени и представляет полный отчет о факторах, оказавших влияние на доходы в течение отчетного периода. Также организация производит увязку доходов с расходами за весь отчетный период и показывает разницу между ними в виде чистого дохода, который именуется чистой прибылью (нераспределенной прибылью) после уплаты налогов [3, с.24].
Как правило, в хорошем финансовом состоянии находятся предприятия, отличающиеся высокой рентабельностью и деловой активностью. Рентабельность - это характеристика экономической эффективности производства на всех управленческих уровнях. Рентабельность - это относительный качественный показатель, в числителе которого берется один из вариантов измерений финансового результата деятельности организации, а в знаменателе - показатель, эффективность которого подлежит изучению. Поэтому, рассматривая систему показателей и факторы рентабельности, следует исходить из структуры данного показателя. По линии числителя для расчета показателей рентабельности используют: валовую прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистую прибыль, прибыль на конкретный вид продукции. По линии знаменателя: себестоимость (производственная, полная, конкретного изделия), имущество (основной капитал, оборотный капитал), капитал (собственный капитал, акционерный капитал, заемный капитал), денежный поток (выручка от реализации продукции, объем конкретного вида продукции), ресурсы (трудовые, материальные, средства труда) [8, с.40].
В большинстве случаев различают и рассчитывают для целей анализа финансово-хозяйственной деятельности рентабельность производства и рентабельность продукции.
Рентабельность производства - один из основных экономических показателей, отражающих эффективность производственной деятельности предприятия в целом. Рентабельность производства представляет собой отношение общей, или балансовой, прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств (денежные средства и средства в расчетах при этом не учитываются). Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, а также нормируемых оборотных средств рассчитывается по формуле средней хронологической. Повышению уровня рентабельности способствует рост суммы прибыли, обеспеченный увеличением объемов производства и реализации продукции (работ, услуг), снижением себестоимости, улучшением использования машин и оборудования, более экономичным использованием сырья и материалов, уменьшением потерь и простоев, а также ростом производительности труда.
В условиях инфляционных процессов особое влияние уделяют показателям рентабельность производства и росту цен на продукцию (работы, услуги). Искусственно завышенные показатели рентабельности за счет роста цен, создают только видимость повышения эффективности работы организации, но этот процесс наносит ущерб обществу, вред организации и приводит к нестабильной финансово-хозяйственной деятельности, которая сопровождается снижением платежеспособности и повышением финансовой зависимости.
Показателем, схожим по содержанию с рентабельностью производства, является норма прибыли на вложенный капитал. Рассчитывается эта норма как отношение прибыли предприятия к совокупности всех средств (капитала), которые носят название активов. Уровень и динамика нормы прибыли на вложенный капитал являются главным объектом аналитической работы в организации, так как именно рентабельность совокупного капитала сочетает в себе структуру и движение всех видов производственных и финансовых ресурсов организации, а также соответствие рыночному спросу изготовленной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг). Параллельно с названным общим показателем могут быть рассчитаны и частные показатели рентабельности по отношению к общей норме прибыли. Для собственников организации важное значение имеет уровень рентабельности собственного капитала, рассчитываемый как отношение чистой прибыли к средней величине остатков собственного капитала. Рентабельность собственного капитала сравнивается с возможными альтернативными вариантами получения дохода (вложение этих средств в другие производства или ценные бумаги). Норма прибыли на вложенный капитал может быть представлена с использованием двух других важнейших показателя эффективности: оборачиваемость или капиталоотдача, характеризующая производительность капитала и доля прибыли в общем объеме реализации организации. Значительная доля прибыли в объеме продаж - это не необязательное свидетельство о высокой рентабельности имеющихся активов. Высокой рентабельности активов должна соответствовать высокая скорость оборачиваемости активов и повышающаяся их производительность [10, с.663].
Показатель рентабельности продукции (работ, услуг) рассчитывается как отношение прибыли к себестоимости продукции. Информативность показателя возрастает, если он исчисляется по отдельным изделиям и их группам. Рентабельными должны быть все виды производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) организации. И только в случае новых, впервые осваиваемых изделий организация может работать с отсутствием прибыли. Длительная убыточность (низкая рентабельность) отдельных изделий формирует потребность в проведении специального анализа и выявления причин негативных тенденций формирования финансовых результатов с разработкой мер по их устранению.
Показатели рентабельности в более полном объеме, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты деятельности, так как их величина отражает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Часто их используют для оценки инвестиционной политики и ценообразования в организации.
Анализируя российскую практику экономического анализа, основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
1. Показатели рентабельности капитала (активов). Первая группа показателей рентабельности отражает
соотношение прибыли с авансированными средствами (которые включают все активы предприятия; акционерный и инвестиционный капитал). Дисбаланс уровней рентабельности по названным показателям отражает степень использования финансовых рычагов в целях повышения доходности организации: долгосрочных кредитов и других заемных средств. Названные показатели имеют специфичный характер, и это отвечает интересам всех контрагентов организации. Например: доходность всех активов интересует администрацию; отдача с инвестируемого капитала - потенциальных инвесторов и кредиторов; доходность акций - собственников и учредителей.
2. Показатели рентабельности продукции (работ, услуг). Показатели рентабельности продукции формируются на основе расчета уровней рентабельности по показателям прибыли по данным отчетности.
3. Показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств. Эта группа показателей формируется аналогично предыдущим двум группам, однако вместо прибыли в расчетах используется чистый приток денежных средств. И эти показатели дают характеристику степени возможности организации расплатиться как с кредиторами, заемщиками, так и с акционерами денежных средств, поскольку имеет место денежный приток.
Альтернативность поиска путей повышения рентабельности определяет многообразие показателей рентабельности. Каждый из исходных показателей может быть разложен в факторную модель с различной степенью детализации, и это обозначает границы выявления и оценки резервов производства [4, с.170].
Показатели рентабельности широко используются при анализе финансово - хозяйственной деятельности организации, в текущем и перспективном финансовом планировании, при разработке управленческих решений, как менеджерами организации, так и потенциальными кредиторами, и инвесторами. Рост уровня рентабельности - это важнейшая характеристика оптимизации работы предприятия и улучшения её эффективности. К основным путям повышения уровня рентабельности можно отнести: увеличение абсолютного размера финансовых результатов, в частности прибыли, а также повышение эффективности использования материальных и трудовых ресурсов организации, основных фондов и оборотных средств. Важнейшими факторами, определяющими уровень показателей рентабельности, являются издержки работы предприятия и прибыль.
Более полно структура системы показателей рентабельности представлена в таблице 1. Данная группировка предложена С.А. Бороненковой и М.В. Мельник. Показатели рентабельности группируются по пяти направлениям: рентабельность доходов; рентабельность расходов; рентабельность имущества (активов); рентабельность капитала (пассивов); эффективность использования производственных ресурсов [2, с. 101].
Таблица 1. Система показателей рентабельности (С.А. Бороненковой и М.В. Мельник)
Вид Подвид Показатель рентабельности
1. Рентабельность доходов Рентабельность продаж Рентабельность реализованной продукции
Операционная рентабельности реализованной продукции
Коэффициент рентабельности продаж, или прибыль на рубль оборота
Норма чистой прибыли на рубль реализованной продукции, чистая рентабельность продаж
Бухгалтерская рентабельность продаж
Коэффициент эксплуатационных затрат
Коэффициент генерирования доходов
Коэффициент покрытия (обеспеченности) процентов (TIE)
2. Рентабельность расходов Рентабельность конкретного вида продукции
Рентабельность затрат на производство реализованной продукции, рентабельность производственной деятельности или окупаемость, доходность затрат на производство
Рентабельность полных затрат, или эффективность затрат производственной и коммер-ческо-сбытовой деятельности
Рентабельность совокупных расходов
3. Рентабельность имущества (активов) организации Рентабельность имущества, или отдача активов организации
Рентабельность основного капитала
Рентабельность оборотного капитала
Рентабельность вложений краткосрочных (КФВ) и долгосрочных (ДФВ) или рентабельность инвестиций Рентабельность финансовых вложений в ценные бумаги в США
Рентабельность инвестированного капитала в зарубежной практике
4. Рентабельность капитала организации Рентабельность собственного капитала
Рентабельность акционерного капитала По выпущенным облигациям определяется коэффициент покрытия процента
Рентабельность акционерного капитала Коэффициент котируемости акций
Рентабельность акционерного капитала Дивидендная доходность
Рентабельность акционерного капитала Дивидендный выход
Рентабельность акционерного капитала Дивидендное покрытие
Рентабельность акционерного капитала Доход в расчете на одну обыкновенную акцию
Рентабельность акционерного капитала Коэффициент устойчивости экономического роста
Рентабельность собственного и приравненного к нему капитала, рентабельность перманентного капитала
5. Эффективность использования производственных ресурсов
Куприянова Л.М. предлагает иную интерпретацию системы показателей рентабельности, представленную в таблице 2 [7, с. 10].
Таблица 2. Система показателей рентабельности (Л.М. Куприяновой)
№ Группы показателей Характеристика показателей рентабельности
1 Показатели, рассчитанные с использованием прибыли Показывают уровень рентабельности (доходности) по величине прибыли (дохода) из данных отчетности организации; прибыльности (доходности) производства и продажи товаров; определяют влияние изменения ценовых факторов и себестоимости на изменение рентабельности товаров
2 Показатели, рассчитанные с использованием производственных активов Показывают уровень рентабельности под влиянием изменений величины и структуры авансированных средств, в том числе в производственные активы организации и акционерный капитал. Например: отношение величины чистой прибыли (дохода) ко среднему значению остатков производственных активов; отношение величины чистой прибыли к инвестированному капиталу в организацию; отношение величины чистой прибыли к акционерному капиталу
3 Показатели, рассчитанные с использованием потоков наличных денежных средств Оценивают чистый поток денежных средств в объеме продаж; рассчитывается доля чистого потока денежных средств в общем капитале; собственном капитале и т.д.; характеризует возможность организации выполнять свои обязательства перед кредиторами, заемщиками и акционерами
Ряд авторов отмечает, что следует различать рентабельность и доходность. Доходность характеризует отношение дохода (выручки от продаж, полученных дивидендов, процентов по депозитным вкладам и займам, прочих доходов и т.п.) к совокупным активам или их элементам; совокупным финансовым ресурсам или их элементам; общей сумме расходов или их элементам. Рассчитанная доходность отражает, какое количество дохода в рублях получила организация на один рубль вложенного капитала, имеющихся активов или осуществленных расходов и т.д. А для анализа рентабельности использовать данные российской бухгалтерской отчетности организации в разрезе:
1) экономическая рентабельность - это соотношение прибыли со среднегодовыми балансовыми остатками активов и их элементов;
2) финансовая рентабельность - это соотношение прибыли и среднегодовых балансовых показателей пассивов и их элементов;
3) рентабельность производства и реализации - это соотношение прибыли с показателями доходов и расходов, представленных в отчете о финансовых результатах.
Шеремет А.Д. и Сайфулин Р.С. отмечают, что финансовые результаты деятельности организации непосредственно отражаются в изменении величины собственного капитала. И положительная динамика величины собственного капитала оценивается положительно. Ефимова О.В. считает, что важнейшим финансовым показателем является превышение доходов над расходами, т.е. прибыль. В работах Ковалева В.В. особое внимание уделяется выявлению факторов, влияющих на величину прибыли и коэффициентов рентабельности (факторному анализу детерминированных моделей) [7, с. 8].
Анализ системы показателей рентабельности является составной частью анализа финансовых результатов и основан на расчете самих показателей рентабельности и оценке влияния рентабельности продаж, эффективности использования основного и оборотного капитала на изменение рентабельности организации в целом.
Резервами повышения показателей рентабельности являются резервы роста прибыли. Теория и практика экономического анализа позволили выявить следующие закономерности роста показателей рентабельности) [6, с.47]:
1) повышение рентабельности продаж осуществляется при наличии роста объема реализации, то есть при росте конкурентоспособности продукции, в основном за счет неценовых факторов (например, качества, сервиса в обслуживании покупателей);
2) повышение рентабельности активов - это характеристика роста эффективности их использования, а также рентабельность активов непосредственно отражает уровень кредитоспособности организации. Уровень кредитоспособности организации возрастает, если темпы роста рентабельности активов организации опережают темпы роста процентов по привлеченным финансовым ресурсам;
3) повышение рентабельности собственного капитала отражает рост инвестиционной привлекательности организации. В данном случае, рентабельность собственного капитала должна опережать отдачу от сделанных вложений с учетом сопоставимого уровня риска. Рентабельность капитала — это показатель с тенденцией к экономическому выравниванию в масштабах всей российской экономики, так как низкое значение показателя, особенно в течение длительного периода времени может быть рассмотрено как непрямой (косвенный) признак искажения (фальсификации) отчетности (например, для фиктивного банкротства);
4) повышение рентабельности инвестированного капитала отражает рост способности организации создавать стоимость, тем самым повышая благосостояние собственников. Рентабельность инвестированного капитала в тенденциях должна превышать средневзвешенную цену капитала организации, рассчитанную с учетом рыночных цен и с использованием источников финансовых ресурсов.
В условиях нестабильности многие компании вынуждены оперативно корректировать краткосрочные и долгосрочные планы развития, с целью оптимизации затрат и сохранения бизнеса, либо, наоборот, использовать возможность для укрепления своего рыночного положения и усиления конкурентных преимуществ. Среди основных и широко используемых российских мер оптимизации затрат можно отметить: сворачивание внутренних и внешних проектов развития; закрытие убыточных направлений; продажа непрофильных или вспомогательных активов; сокращение премий и зарплат сотрудникам; увольнение сотрудников; отказ от аренды; слияние (поглощение) мелкого и среднего бизнеса.
Указанные действия в большинстве случаев носят кратковременный характер, так как организации решают свои проблемы (в частности и проблемы собственников), перекладывая их на сотрудников (сокращая штатное расписание, снижая зарплаты) и клиентов (снижая качество продукции из-за использования дешевого сырья, повышая цены). В результате все вышеперечисленные меры могут привести к «сжатию» бизнеса, сокращению клиентской базы, потере ценных сотрудников и, возможно, самого бизнеса собственниками.
Наиболее приемлемым вариантом в кризисных условиях является сосредоточение усилий на мероприятиях, носящих долгосрочный характер с минимальными текущими потерями. Основными инструментами в данном случае выступает:
1) сокращение необязательных затрат: отказ от лишних офисных площадей; сокращение избыточных компенсационных пакетов; оптимизация представительских расходов; снижение расходов по закупки мебели, офисной техники; экономия расходных материалов и т.п.
2) оптимизация бизнес-процессов: выделение и оптимизация ключевых в условиях кризиса внутренних бизнес-процессов компании; подбор на рынке труда лучших специалистов и оптимизация кадрового состава; ужесточение процессов контроля за расходованием средств; пресечение злоупотреблений и пр.
В зарубежной практике анализ прибыли и формирование системы показателей рентабельности отличается от российской. В частности, прибыль в большинстве европейских стран рассматривают в зависимости от территориальной и отраслевой специфики [13]. А методология анализа показателей рентабельности, тесно связана со стохастическими моделями бизнеса. Наиболее обобщенным и широко используемым является понятие рентабельность инвестиций (ROI), которое отражает инвестиционную выгодность капитала, функционирующего в той или иной форме, объеме, условиях эксплуатации, а также длительности во времени [14]. Так, для кредиторов рентабельность инвестиций будет отождествляться с уровнем процентов, которые оплачивают организации-заемщики, для собственников — это уровень рентабельности собственного (вложенного акционерного) капитала (ROE), для руководства — с рентабельностью активов (ROA), рентабельностью продаж (ROS) или рентабельностью вложенного капитала (ROCE) [15].
Таким образом, основные показатели, характеризующие эффективность использования всех ресурсов организации в российской практике, можно подразделить на две группы: абсолютные и относительные. Абсолютные тесно связаны с уровнем всех видов прибыли (убытка), а относительные в большей степени характеризуются различными показателями рентабельности. Российские теоретики и практики при анализе финансовых результатов организации большое внимание уделяют факторам, влияющим на формирование доходов и расходов, используя результаты факторного анализа как резервы роста. Увеличение доходов и уменьшение расходов положительно сказывается на формировании как прибыли, так и на уровне показателей рентабельности в динамике. Следует отметить, весомое значение уровня прибыли, остающийся в распоряжении после налогообложения прибыли организации, поскольку именно этот показатель определяет процессы воспроизводства и развития.
Источники:
1. Блажевич О.Г., Сафонова Н.С. Управление прибылью предприятия // Научный вестник: Финансы, банки, инвестиции. - 2017. - №4. - С. 14-22.
2. Бороненкова С.А. Комплексный финансовый анализ в управлении предприятием / С.А. Бороненкова, М.В. Мельник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016. - 336 с.
3. Елисеева О.В., Бушева А.Ю. Учет финансовых результатов и порядок формирования показателей отчета о финансовых результатах Мордовпотребсоюза // Вестник российского университета кооперации. - 2018. - №4(34). - С. 22-28.
4. Зубова Л.В., Стапанова Т.В. Методика факторного анализа рентабельности продаж торговых предприятий // KANT. - 2018. - №1(26). - С. 170-172. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-faktornogo-analiza-rentabelnosti-prodazh-torgovyh-predpriyatiy (дата обращения 18.02.2019).
5. Караева А.Р., Ершова К.К. Методика анализа доходов и расходов коммерческой организации // Актуальные вопросы развития современного общества. Сборник научных статей 8-ой Международной научно-практической конференции. Издательство: Закрытое акционерное общество «Университетская книга» (Курск). - 2018. - С. 98-101. - URL: http://naukarus.com/osobennosti-ekonomicheskogo-analiza-dohodov-i-rashodov-kommercheskoy-organizatsii (дата обращения 20.02.2019).
6. Картовенко Д.А. Механизм управления финансовым результатом организации // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. - 2017. - №7. С. 46-49.
7. Куприянова Л.М. Финансовый анализ: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2015. — 157 с.
8. Курлеев В.А. Анализ финансового состояния предприятия: сущность, значение // Карельский научный журнал. -2015. - №4(13). - С. 39-42. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-finansovogo-sostoyaniya-predpriyatiya-suschnost-znachenie (дата обращения 18.02.2019).
9. Кутернега Ю.Е. Пути повышения прибыли предприятия в современных условиях // Международный нвучный журнал «Символ науки». - 2017. - №04-1. С. 119-121.
10. Кыштымова Е.А. Концепция методологии анализа эффективности использования собственного капитала коммерческих организаций // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 12 (часть 3). - С. 662-667.
11. Мухина Е.Р. Современные проблемы управления финансовым результатом корпорации // Электронный научный журнал «Apriori. Серия: гуманитарные науки». - 2015. - №2. - URL: www.apriori-journal.ru (дата обращения 21.02.2019).
12. Щукина К. Е., Егорова М. С. Доходы предприятия и их источники // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 761763. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18234/ (дата обращения: 22.02.2019).
13. Claver E., Molina J. and Tarí J. (2002). Firm and Industry Effects on Firm Profitability : A Spanish Empirical Analysis. European Management 20(3): 321-328.
14. Gallizo J.L., Gargallo P., Saladrigues R. and Salvador, M. 2014 The persistence of abnormal return on assets: an exploratory analysis of the performance of firms by country and sector. Applied Stochastic Models in Business and Industry. DOI: 10.1002/asmb.2034.
15. Pattitoni P., Petracci B. and Spisni M. 2014 Determinants of profitability in the EU-15 area. Applied Financial Economics. DOI: 10.1080/09603107.2014.904488.
Sources:
1. Blazhevich O.G., Safonova N.S. Profit management // scientific Bulletin: Finance, banks, investments. - 2017. - №4. - P.
14-22.
2. Boronenkov, S.A. Comprehensive financial analysis in enterprise management / S. A. Borodenkov, M. V. Miller. - M: FORUM: INFRA-M, 2016. - 336 units.
3. Eliseev O.V., Bushueva A.Yu. Accounting of financial results and the order of formation of indicators of the report on financial results of Mordovpotrebsoyuz // Bulletin of the Russian University of cooperation. - 2018. - №4 (34). - P. 22-28.
4. Zubova L.V., Stepanova T.B. method of factor analysis of profitability of sales of commercial enterprises // Kant. 2018. - №1 (26). - Pp. 170-172. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7metodika-faktornogo-analiza-rentabelnosti-prodazh-torgovyh-predpriyatiy (accessed 18.02.2019).
5. Karaeva A.R., Ershova K.K. Methods of the analysis of income and expenses of the commercial organization // Actual questions of development of modern society. Collection of scientific articles of the 8th International scientific-practical conference. Publisher: closed joint stock company «University book» (Kursk). - 2018. - P. 98-101. - URL: http://naukarus.com/osobennosti-ekonomicheskogo-analiza-dohodov-i-rashodov-kommercheskoy-organizatsii (accessed 20.02.2019).
6. Kartavenko D.A. Mechanism of management of financial result of the organization // Education and science without borders: social Sciences and Humanities. - 2017. - №7. P. 46-49.
7. Kupriyanova L.M. Financial analysis: Studies. benefit. — M.: INFRA-M, 2015. - 157 p.
8. Kuleev V.A. Analysis of the financial condition of an enterprise: the essence, the value // Karelian scientific journal. -2015. - №4 (13). - P. 39-42. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-finansovogo-sostoyaniya-predpriyatiya-suschnost-znachenie (accessed 18.02.2019).
9. Kuternoga Y.E. Ways of increasing the profits of the enterprise in modern conditions // international scientific journal for «Symbol of science». - 2017. - №04-1. P. 119-121.
10. Kyshtymova E.A. the Concept of the methodology of analysis of the efficiency of the use of equity of commercial organizations / / Fundamental research. - 2016. - № 12 (part 3). - P. 662-667.
11. Mukhina E.R. Modern problems of management of financial result of Corporation // Electronic scientific journal «a priori. Series: Humanities». - 2015. - №2. - URL: www.apriori-journal.ru (accessed 21.02.2019).
12. Shchukin K.E., Egorova M.S. enterprise Income and their sources // the Young scientist. - 2015. - №9. - P. 761-763. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18234/ (accessed: 22.02.2019).
13. Claver E., Molina J. and Tarí J. (2002). Firm and Industry Effects on Firm Profitability : A Spanish Empirical Analysis. European Management 20(3): 321-328.
14. Gallizo J.L., Gargallo P., Saladrigues R. and Salvador, M. 2014 The persistence of abnormal return on assets: an exploratory analysis of the performance of firms by country and sector. Applied Stochastic Models in Business and Industry. DOI: 10.1002/asmb.2034.
15. Pattitoni P., Petracci B. and Spisni M. 2014 Determinants of profitability in the EU-15 area. Applied Financial Economics. DOI: 10.1080/09603107.2014.904488.