Научная статья на тему 'Факторный анализ финансовых результатов как инструмент управления организацией'

Факторный анализ финансовых результатов как инструмент управления организацией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4028
527
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ПОКАЗАТЕЛИ / ПРИБЫЛЬ / ФАКТОРЫ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / МОДЕЛЬ ДЮПОНА / ФИНАНСОВАЯ ПАУТИНА / FINANCIAL RESULT / ECONOMIC ANALYSIS / INDICATORS / PROFIT / FACTORS / ECONOMIC PROFITABILITY / RETURN ON EQUITY / FACTOR ANALYSIS / DUPONT MODEL / FINANCIAL WEB

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трясцина Нина, Трясцин Никита

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты анализа финансовых результатов деятельности организации, представлены детерминированные модели финансовых результатов, используемые в факторном анализе. Представлена система показателей рентабельности, рассмотрены факторы, влияющие на ресурсные и доходные абсолютные и относительные показатели финансовых результатов, выполнен факторный анализ прибыли от продаж и рентабельности организаций по методике корпорации Du Pont. Рассмотрена методика применения модели «финансовой паутины» в обосновании резервов роста финансовых результатов организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article are considered theoretical and practical aspects of the analysis of the financial results of the organization, presents deterministic models of financial results used in factor analysis. The system of indicators of profitability are presented. Factors influencing resource and income absolute and relative indicators of the financial results are considered. Factor analysis of profit on sales and profitability of organizations are made using to the method of Du Pont Corporation. The method of using the model of the "financial web" in a substantiation of reserves of growth of financial results of organizations are presented.

Текст научной работы на тему «Факторный анализ финансовых результатов как инструмент управления организацией»

Факторный анализ финансовых результатов как инструмент управления

организацией

Ь Л московский

■р ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЛ ЖУРНАЛ

УДК 658.155

Трясцина Н.Ю. Трясцин Н.А.

Tryastsina N.Y. Tryastsin N.A.

Factor analysis of financial results as a management tool of the organization

Аннотация: в статье рассмотрены теоретические и практические аспекты анализа финансовых результатов деятельности организации, представлены детерминированные модели финансовых результатов, используемые в факторном анализе. Представлена система показателей рентабельности, рассмотрены факторы, влияющие на ресурсные и доходные абсолютные и относительные показатели финансовых результатов, выполнен факторный анализ прибыли от продаж и рентабельности организаций по методике корпорации Du Pont. Рассмотрена методика применения модели «финансовой паутины» в обосновании резервов роста финансовых результатов организаций.

Abstract: The article are considered theoretical and practical aspects of the analysis of the financial results of the organization, presents deterministic models of financial results used in factor analysis. The system of indicators of profitability are presented. Factors influencing resource and income absolute and relative indicators of the financial results are considered. Factor analysis of profit on sales and profitability of organizations are made using to the method of Du Pont Corporation. The method of using the model of the "financial web" in a substantiation of reserves of growth of financial results of organizations are presented.

Ключевые слова: финансовый результат, экономический анализ, показатели, прибыль, факторы, рентабельность экономическая, рентабельность собственного капитала, факторный анализ, модель Дюпона, финансовая паутина.

Keywords: financial result, economic analysis, indicators, profit, factors, economic profitability, return on equity, factor analysis, DuPont model, financial web.

Финансовые результаты деятельности коммерческих предприятий характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Причем показатели прибыли являются абсолютными индикаторами эффективности хозяйственной деятельности, а показатели рентабельности - относительными.

Высокие значения финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов обеспечивают укрепление бюджетов различных уровней посредством налоговых платежей,

способствуют росту инвестиционной привлекательности и деловой активности организаций.

С экономической точки зрения прибыль - это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной точки зрения прибыль - это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода. Прибылью считается превышение доходов над расходами [1].

Прибыль от продажи продукции (товаров, работ, услуг) является итоговым показателем основной деятельности. Она определяется как разница между выручкой от продажи в действующих ценах без НДС и акцизов и себестоимостью реализованной продукции. Соотношения прибыли от продаж с другими показателями отчетности дают возможность определить и оценить такие важнейшие показатели, как рентабельность продаж, рентабельность затрат, рентабельность вложений во внеоборотные активы, в материально-производственные запасы и др. [6].

На изменение прибыли (убытка) от продажи продукции непосредственное влияние оказывают объем реализации продукции, структура проданной продукции, уровень среднереализационных цен и себестоимость единицы продукции. Для определения влияния этих факторов целесообразно использовать способ цепной подстановки и детерминированную модель прибыли: ^

где УР1 - объем реализации 1-го вида продукции;

Ц1 - цена реализации единицы продукции;

С/С1 - себестоимость единицы продукции [1].

Выполним факторный анализ прибыли на примере производственного предприятия ООО «Свет». Для этого составим предварительную таблицу исходных данных (таблица 1).

Таблица 1 - Исходные данные для факторного анализа прибыли (убытка) от продажи

основных видов продукции ООО «Свет»

Вщы продукци н Ооьем реализации, ед. Цена 1 ед. продукции, тыс. руо. Сеоестоимс сть 1 ед. продукции, тыс. рус. Выручка от реализации. млн. руо. Себестоимость продукции, млн. рус.

2014 201: 2014 2015 2014 2015 2014 2015 Усл. 2014 2015 Усл.

Плафон «Кем» 92Ш 45 7769 0,:28 0.453 0,323 0,364 48,В2 207,4 241.9 29,81 166.8 147.8

Люстра «Бостон» 56861 24775 5,326 6,612 4,30В 5,505 302,87 163,8 131,9- 273:4 136,4 119,1

Светильн ик «Элы> 26300 23833 1.166 1,003 0,99 7 0,995 30,67 23,95 27,85 26,21 23,76 23,81

Лкстра <Фотон» 3009 1715 10,18 14,304 11,59 17,75 30,63 24,53 17,4-6 34,87 30,44 19,87

Бра «Луч» 1+3 175 5.671 6.383 4.405 6.766 0.311 1.12 0.992 0.63 1.18 0.771

Бра <Летэ» 11 4 1,81? 2,250 1,318 2,250 0,020 0,009 0,007 0,020 0,009 0,00 7

Итсго - - - - - - 413,83 420,86 420,26 364,96 35 8,54 311,35

Методика расчета влияния факторов способом цепной подстановки:

Результаты расчетов факторного анализа прибыли от реализации основных видов продукции в ООО «Свет» в 2014-2015г.г. представим в таблице 2.

Таблица 2 - Факторный анализ прибыли от продажи основных видов продукции

Продукция 2015 года

Показатели 2014 год 2015 год в ценах 2014 года (условная)

Выручка от продажи, тыс. руб. 413&30 420860 420256

Себестоимость проданной продукции, ТЫС. руо. 364960 35&542 311346

Прибыль от продаж, тыс. руб. 46Ё70 6231& 108910

Отклонения в прибыли - всего, тыс. руб. X 13446 X

б том числе за счет изменений:

- объема реализации X 7&2 X

- структуры реализованной продукции X 59259 X

- реализационных цен X 604 X

- себестоимости X -47196 X

На основании проведенного факторного анализа прибыли от продажи продукции можно сделать вывод о том, что в результате влияния всех факторов произошло увеличение прибыли на 13448 тыс. руб. Результаты расчетов показывают, что сумма прибыли возросла преимущественно за счет изменений в структуре товарной продукции (то есть за счет увеличения удельного вида рентабельной продукции - в основном, плафонов). За счет роста себестоимости продукции прибыль снизилась на 47196тыс. руб. Наибольшее влияние на увеличение прибыли оказала структура продукции (13448 тыс. руб.), рост объема реализации привел к увеличению прибыли на 782 тыс. руб. В связи с ростом реализационных цен сумма прибыли увеличилась на 604 тыс. руб.

Под рентабельностью понимается процентное отношение прибыли к формирующим ее ресурсам или потокам. В любом случае в числителе показателя рентабельности будет

какой-либо вид прибыли, а в знаменателе - величина тех затрат или ресурсов, прибыльность которых исследуется [6].

Система показателей рентабельности включает:

1. Расходные показатели (характеризующие доходность понесенных расходов в процессе деятельности: рентабельность реализованной продукции - отношение прибыли от продажи к себестоимости проданной продукции, рентабельность операционной деятельности - отношение финансового результата от операционной деятельности к операционным расходам, коэффициент покрытия производственных расходов - отношение чистого дохода к себестоимости проданной продукции, коэффициент окупаемости - отношение себестоимости проданной продукции к чистому доходу);

2. Ресурсные показатели (характеризующие доходность ресурсов или капитала предприятия: рентабельность активов (капитала) - отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости активов (капитала); рентабельность внеоборотных (оборотных) активов, - отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости внеоборотных (оборотных) активов; рентабельность собственного капитала -отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала, рентабельность чистых активов - отношение прибыли до налогообложения к чистым активам);

3. Доходные показатели (характеризует эффективность коммерческой деятельности: валовая рентабельность продаж - отношение валовой прибыли к выручке, чистая рентабельность продаж - отношение чистой прибыли к выручке, рентабельность продаж по операционной прибыли - отношение прибыли до налогообложения к выручке) [5].

На изменение рентабельности влияет большое количество факторов, которые можно условно объединить в группы:

1. внешние, связанные с воздействием на деятельность предприятия рынка, государства или географического положения;

2. внутренние, производственные, которые непосредственно связаны с основной деятельностью предприятия, а также внепроизводственные, непосредственно не связанные с производством продукции и с основной деятельностью организации [4].

Наиболее значимыми факторами повышения рентабельности являются модернизация основных средств; применение инновационных технологий; улучшение качества продукции; повышение производительности труда работников; автоматизация процессов управления; внедрение инновационных методов продаж; увеличение цен на продукцию и

др.

Ресурсные показатели рентабельности широко применяются в финансовом и инвестиционном анализе, а также в оценке бизнеса. Одним из финансовых коэффициентов

отдачи собственников бизнеса является рентабельность собственного капитала, характеризующая доходность предприятия для его владельцев [3]. В отличие от рентабельности активов, данный показатель характеризует эффективность использования не всего капитала организации, а только той его части, которая принадлежит собственникам предприятия.

Рентабельность активов - финансовый коэффициент, характеризующий отдачу от использования всех активов организации. Этот коэффициент показывает способность организации генерировать прибыль без учета структуры его капитала (финансового левериджа), качество управления активами.

Методология факторного анализа показателей рентабельности предусматривает разложение исходных моделей по характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности деятельности. В экономической литературе рекомендуются различные факторные модели анализа рентабельности, начиная с двухфакторных и заканчивая многофакторными. [1, 2].

Факторный анализ рентабельности собственного капитала и рентабельности активов (экономической рентабельности) целесообразно проводить, используя модель Дюпона. Идея такого анализа была предложена менеджерами компании Du Pont. Методика корпорации «Дюпон» позволяет определить, в какой степени рентабельность собственного капитала зависит от факторов: мультипликатор собственного капитала (коэффициент финансовой зависимости), деловая активность (оборачиваемость активов) и маржа прибыли (рентабельность продаж по чистой прибыли).

Для этого используется трехфакторная модель:

где Рск - рентабельность собственного капитала; Рп - рентабельность продаж по чистой прибыли; Оа - оборачиваемость активов; ФЛ - коэффициент финансового левериджа.

Первый фактор характеризует операционную эффективность предприятия, второй -деловую активность, третий - структуру капитала организации.

Данная факторная модель наглядно показывает, что рентабельность собственного капитала предприятия и его финансовая устойчивость находятся в обратной зависимости: при увеличении собственного капитала снижается его рентабельность, но возрастает финансовая устойчивость организации.

Коэффициент финансовой зависимости (левериджа) отражает рискованность бизнеса. Чем выше его значение, тем выше доля заемного капитала в валюте баланса, тем более рискованной для акционеров, инвесторов и кредиторов является организация. Для выявления влияния факторов на рентабельность активов (экономическую рентабельность) можно использовать, в частности, двухфакторную модель Дюпона:

ЧП ЧП BP

- = - X - = РттХО -

A BP А п

Рентабельность активов зависит от сферы деятельности предприятия. Для капиталоемких отраслей (таких, как железнодорожный транспорт, электроэнергетика, промышленность, сельское хозяйство и др.) этот показатель будет ниже. Для компаний сферы услуг рентабельность активов будет выше.

Рассмотрим факторный анализ рентабельности на примере ООО «Гамма» (таблица 2). Таблица 2. - Динамика показателей рентабельности ООО «Гамма»

Коэффициент 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Абсолютное отклонение 2015г. от 2012г

Рентабельность активов, % 0,26 0,003 0,29 0,75 0,49

Рентабельность собственного капитала, % 0,9 0,009 0,9 2,& 1,9

Рентабельность продаж по прибыли от продаж. % 0,0£ 4,57 11.7 6,1 6,02

Чистая рентабельность продаж, % 0,51 0,007 0,56 1,7 1,19

Валовая рентабельность продаж сократилась вдвое в 2015г по сравнению с предыдущим. Однако, сальдо по прочим операциям возрастало на протяжении рассматриваемого периода, что обусловило рост рентабельности собственного капитала, чистой рентабельности продаж и экономической рентабельности.

Рентабельность активов ООО «Гамма» в 2015г по сравнению с 2014г увеличилась на 0,46пп., рентабельность собственного капитала - на 1,9пп, что следует расценить положительно. Определим размер влияния факторов на это изменение с использованием моделей «Du Pont» способом абсолютных разниц. Исходные данные для анализа представлены в таблице 3.

Таблица 3. - Исходные данные для факторного анализа рентабельностей активов и

собственного капитала

Показатели 2014 т. 2015 г. Абсолютное отклонение Темп роста, %

Чистая

рентабельность 0,0056 0,017 0,0114 303,6

продаж

ОборачиЕ аемость активов 0,511 0,442 -0,069 S6,5

Финансовый леверндж (рычаг) 3,463 3,704 0,241 107

Изменение рентабельности активов за счет замедления их оборачиваемости составило:

Таким образом, за счет сокращения оборачиваемости активов на 0,07 оборота экономическая рентабельность ООО «Гамма» в 2015г снизилась на 0,04пп. по сравнению с 2014г.

Изменение рентабельности активов за счет увеличения чистой рентабельности продаж составило:

За счет увеличения чистой рентабельности продаж экономическая рентабельность возросла на 0,5пп.

Следовательно, рост чистой рентабельности продаж оказал наиболее сильное влияние на изменение экономической рентабельности ООО «Гамма», нивелировав снижение оборачиваемости имущества предприятия.

Изменение рентабельности собственного капитала за счет снижения оборачиваемости имущества ООО «Гамма» составило:

Таким образом, за счет сокращения оборачиваемости активов на 0,07 оборота (снижения деловой активности) рентабельность собственного капитала ООО «Гамма» снизилась на 0,14пп. в 2015г. по сравнению с 2014г.

Изменение рентабельности собственного капитала ООО «Гамма» за счет увеличения финансового левериджа составило:

За счет увеличения финансового левериджа рентабельность собственного капитала возросла на 0,18пп.

Изменение рентабельности собственного капитала за счет увеличения чистой рентабельности продаж составило:

Увеличение чистой рентабельности продаж способствовало росту рентабельности собственного капитала на 1,86пп.

Таким образом, наибольшее влияние на изменение рентабельности собственного капитала ООО «Гамма» в 2015 г. по сравнению с 2014г. оказало увеличение чистой рентабельности продаж. Росту рентабельности собственного капитала способствовало также изменение структуры капитала в сторону увеличения заемных средств и эффективное их использование. Снижение деловой активности организации отрицательно повлияло на рентабельность собственного капитала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты факторного анализа рентабельности собственного капитала ООО «Гамма» представлены на схеме (рис.1).

Рисунок 1. - Влияние факторов на изменение рентабельности собственного капитала ООО «Гамма» в 2015 г. по сравнению с 2014г.

ООО «Гамма» необходимо повысить оборачиваемость активов, обеспечив превышение темпов роста выручки над темпом роста имущества. Для этого следует принять меры по сокращению дебиторской задолженности, изменить порядок продажи в договорах, предусмотрев штрафы за невыполнение условий оплаты, расширить поиск новых клиентов.

Рост выручки в ООО «Гамма» можно достичь благодаря использованию новых методов и технологий в производстве, увеличению объёмов производства и реализации продукции за счет наиболее полного использования производственных мощностей, улучшения качества продукции и услуг, а также сокращению производственных затрат.

Факторы, которые рассматриваются в модели «Du Pont», в несколько ином виде представляются в схеме «финансовой паутины» (рис. 2).

По осям графика откладываются значения выручки, чистой прибыли, собственного капитала и активов. Пересечение линий показывает значение относительных показателей - маржи (отношение прибыли к выручке), рентабельности собственного капитала (отношение прибыли к собственному капиталу), мультипликатора собственного капитала или коэффициента финансовой зависимости (отношение капитала к активам) и оборачиваемости активов (отношение выручки к активам) [1].

«Финансовая паутина» показывает, как коэффициенты чистой рентабельности продаж, оборачиваемости активов и коэффициент финансовой зависимости отражаются на прибыли. В правой стороне схемы представлена чистая прибыль. В нижней части правой стороны - собственный капитал и его рентабельность. На левой стороне схемы отражены активы и коэффициент их оборачиваемости.

Р продаж

прноыль прибыль

Чистая

ФЛ

Сооственный

Рек

капитал

Рисунок 2. - Схема «Финансовой паутины» ООО «Гамма»

«Красный квадрат» показывает данные за отчетный - 2015 год, «синий» - за прошлый. На рисунке видно, что в отчетном году ООО «Гамма» увеличило показатели чистой прибыли, активов и собственного капитала, что благоприятно отразилось на прибыли компании. Однако выручка от продаж в 2015 г. стала меньше.

Данные, указанные на левой стороне «финансовой паутины», могут быть использованы сотрудниками, занимающимися маркетингом с тем, чтобы проанализировать влияние повышения или снижения цен на объем продаж. Бухгалтерия может исследовать статьи расходов и совместно с инженерно-техническим персоналом выбирать оптимальные пути минимизации вложений в разные виды активов. Финансовые работники могут анализировать результаты финансовых стратегий и определять наиболее приемлемое соотношение для фирмы между собственным и привлеченным капиталом, опираясь на заемное финансирование, как на способ увеличения прибыли (использование финансового «рычага»).

Однако стоит учитывать, что ускорение оборачиваемости текущих активов оказывает положительное влияние на прибыль только до определенного предела, диктуемого требованиями сохранения ликвидности. При недостаточном уровне текущих активов и их чрезмерно высокой оборачиваемости возникает реальный риск потери ликвидности организации, дефицит средств для продолжения текущей деятельности, потеря выручки и прибыли. При низкой оборачиваемости текущих активов организация обладает большим объемом средств и, следовательно, минимальным риском потери ликвидности. При этом рентабельность активов снижается, так как организация теряет потенциальную прибыль. При очень высокой оборачиваемости текущих активов их уровень может оказаться недостаточным для поддержания ликвидности, что также увеличивает риск и ведет к потерям прибыли. Поэтому необходимо искать компромисс, обеспечивающий достаточный уровень прибыли при допустимом уровне риска потери ликвидности [5].

Рост привлеченных средств (увеличение коэффициента финансовой зависимости) в определенной степени ведет к увеличению уровня рентабельности собственного капитала. То есть, предприятие за тот финансовый риск, который оно берет на себя вместе с новыми заемными средствами, получает вознаграждение в виде прироста дохода на собственный капитал.

ООО «Гамма» может использовать этот резерв, однако следует помнить, что высокая зависимость от внешних займов может существенно ухудшить финансовое положение в случае замедления темпов реализации продукции. Кроме того, высокий коэффициент финансовой зависимости может привести к затруднениям с получением новых кредитов.

Анализ рентабельности собственного капитала и экономической рентабельности с помощью «финансовой паутины» и модели «Дюпона» позволяет подготовить информационную базу для принятия эффективных управленческих решений по предотвращению влияния негативных тенденций в будущем и наиболее полному использованию выявленных резервов, направленных на развитие организации.

Список литературы

1. Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебник/ В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. - М.: Проспект, 2010. - 424с.

2. Куприянова Л.М. Финансовый анализ: Учебное пособие - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 157 с.

3. Трясцина Н.Ю. Инвестиционный анализ: учебное пособие - М: Изд-во МТИ, 2015. - 301 с.

4. Трясцина Н.Ю. Анализ операционного риска в организациях АПК //Бухучет в сельском хозяйстве. 2015. - № 8. С. 53-58.

5. Трясцина Н.Ю. Факторный анализ рентабельности// Бухучет в сельском хозяйстве. 2015. - №.10. С. 76-82.

6. Экономический анализ: Учебник для вузов /Под ред. Л.Т. Гиляровской. — 2-е изд., доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 615 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.