УДК 338.24.01
СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
© 2012
К.А. Тимофеева, экономист
ООО «Кварт-М», Тольятти (Россия)
Аннотация: Цель любой экономической деятельности состоит в достижении положительного экономического эффекта в виде абсолютного показателя прибыли или относительного - рентабельности. Тем самым рентабельность выступает главным объектом и целью финансового менеджмента предприятий. Чем больше уделяется внимания рентабельности, тем успешнее функционирует предприятие. В этой связи вопросы научного управления рентабельностью представляют собой актуальную проблему теории и практики предпринимательской деятельности. Главным критерием рентабельности на уровне предприятия является максимизация прибыли на единицу используемых производственных ресурсов. Для получения максимальной прибыли предприятие должно наиболее полно использовать находящиеся в его распоряжении ресурсы, также снижение себестоимости, улучшение уровня организации производства и оптимизация потоковых процессов на предприятии.
Ключевые слова: рентабельность, прибыль, себестоимость, максимизация прибыли.
Цель любой экономической деятельности состоит в достижении положительного экономического эффекта в виде абсолютного показателя прибыли или относительного - рентабельности. Тем самым рентабельность выступает главным объектом и целью финансового менеджмента предприятий. Чем больше уделяется внимания рентабельности, тем успешнее функционирует предприятие. В этой связи вопросы научного управления рентабельностью представляют собой актуальную проблему теории и практики предпринимательской деятельности. Вопросы рентабельности были и будут являются предметом особого внимания ведущих ученых-финансистов, аналитиков и практиков. Им посвящены монографии, многочисленные статьи в периодической печати, специальные разделы и параграфы в учебных пособиях финансовому анализу.
Как известно, непосредственным результатом коммерческой деятельности предприятия служит прибыль, но она часто весьма приблизительно отражает эффективность предпринимательской деятельности. Более точную оценку функционирования организаций дает рентабельность. В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel - доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.[1,с.72]По мнению других авторов, рентабельность - показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.
Рентабельность-это прибыльность или дохода капитала предприятия, ресурсов или продукции.[1,с.34].Так или иначе, рентабельность - относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных и др. ресурсов. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам или потокам, её форми-рующим.Это не просто статистический, расчетный параметр, а сложный комплексный социально-экономический критерий. В отличие от прибыли, он характеризует эффективность финансовой деятельности любого конкретного экономического субъекта, относительно всех других (индивидуальных предпринимателей, организаций, регионов, отдельных стран и мира в целом), независимо от размеров и характера экономической деятельности. Данное качество придает рентабельности форму экономической категории, выражающей экономические отношения между экономическими субъектами по поводу результативности использования факторов капитала. По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способ-
ность предприятия получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса. Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений. Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.
Уровень рентабельности социалистических объединений, предприятий и отраслей производства определяется не законом средней нормы прибыли, а устанавливается государством в плановом порядке с учетом уровня цен и себестоимости продукции, потребностей в денежных средствах для развития производства, экономического стимулирования работников предприятий, объединений. Уровень рентабельности отраслей промышленности находится в прямой зависимости от рентабельности объединений, предприятий. Чем выше рентабельность объединений, предприятий, тем выше уровень рентабельности промышленности и всего народного хозяйства в целом.Общая рентабельность объединений, предприятий определяется отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств и рассчитывается по формуле (1);
р _ П-Ш? _ ПНЮ (] ) Оф+Ог' Оф+Ос'
где:
Р — уровень рентабельности, %;
П — прибыль;
ОФ—среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
Ос — среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств.
Фактическая общая рентабельность определяется отношением балансовой прибыли к фактической среднегодовой стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств, не про кредитованных банком. Фактические остатки нормируемых оборотных средств устанавливаются исходя из их остатка по балансу за вычетом задолженности поставщикам по акцептованным платежным требованиям, срок оплаты которых не наступил, и поставщикам по не отфактурованным поставкам, а также износа малоценных и бы-
строизнашивающихся предметов и резерва на возмещение плановых потерь и предстоящих расходов.Уровень рентабельности зависит не только от суммы прибыли, но и от фондоемкости производства. На предприятиях, объединения тяжелой промышленности с высокой фондоемкостью производства уровень рентабельности по отношению к производственным фондам ниже, чем в объединениях, на предприятиях легкой и особенно пищевой промышленности. С увеличением суммы прибыли и уменьшением стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств рентабельность повышается, и наоборот. Расчетная рентабельность представляет собой отношение балансовой прибыли за вычетом платы за производственные фонды, фиксированных платежей, процентов за банковский кредит, прибыли целевого назначения (прибыль от реализации товаров широкого потребления, новых товаров бытовой химии и т. п.), а также прибыли, полученной по причинам, не зависящим от деятельности объединения, предприятия, к среднегодовой стоимости основных производственных фондов (за вычетом основных фондов, по которым' предоставлены льготы по плате) и нормируемых оборотных средств.
При анализе работы объединений, предприятий, особенно при планировании к оценке рентабельности изделиям, важное значение имеет рентабельности определяемая как отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции. Расчет рентабельности отдельных видов продукции производится по фор11
р _ J-L'-ic:
с
где:
= ^ (2)
нове преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах. Это повышение эффективности использования ресурсов организациями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платеж-ных отношений. [2,с.123]
Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса,рыночного обмена.Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования^ так, основные показатели рентабельности:
Таблица 1- Показатели рентабельности
Р — уровень рентабельности, %;
О — оптовая цена предприятия на изделие;
С — полная себестоимость изделия.
Показатель рентабельности по изделиям отражает эффективность затрат живого и овеществленного труда на производство продукции.В машиностроении и других обрабатывающих отраслях промышленности рентабельность определяют как отношение прибыли к себестоимости за вычетом стоимости использованного сырья, топлива, энергии, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. При этом может быть исполь-
>0IV111'1 (1ил\ Т\ Т Ч ^
А7-м=—,Лг-м = —,(3)
где:
Рс — члРс — м — расчетный норматив рентабельности к себестоимости за вычетом материальных затрат;
Ф— производственные фонды отрасли (под отрасли) промышленности;
РфРф— норматив рентабельности к производственным фондам;
С-М - себестоимость товарной продукции за вычетом прямых материальных затрат.
Использование показателя нормативной расчетной рентабельности в обрабатывающих отраслях промышленности обусловлено высоким удельным весом в себестоимости продукции этих отраслей материальных затрат, значительными их колебаниями в себестоимости отдельных видов изделий и широкими возможностями технологической замены используемого сырья , материалов. При определении норматива расчетнойрентабель-ности к себестоимости продукции за вычетом стоимости использованных материальных затрат исключаются из себестоимости продукции в калькуляционном разрезе только прямые статьи затрат. Так, в машиностроении из себестоимости продукции вычитаются статьи затрат: Сырье и материалы, «Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий», «Топливо и энергия на технологические цели».Рост любого показателя рентабельности зависит от единых экономических явлений и процессов. Это, прежде всего, совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на ос-
Показатель Формула Хар актеристика
1 Рентабельность продукции Ррп = (прибыль отреализации продукции, работ,услуг/Реализация) * 100% Характеризует какую прибыль приносит предприятию рубль вложенных средств
2. Рентабельность основных средств Рос=ЧГГОсновные средства* 100% Характеризует какая сумма чистойприбыли приходится на каждую единицу их
3 .Рентабельность продаж Рп= операцноннаяприбыль-Выручка * 100% Характеризуетдолюприбылив каждом заработанном рубле
-^Рентабельность Рперс. = Чистая прибыль' Ср едне списо чная Характеризует эффективность труда сотрудников б создании прибыли пр е- приятия (организации).
5.Рентабельность Ра= Чистая прибыль Активы * 100% Хар актеризу ет пр иб ыпь, получа емую предприятием с каждого рубля, авансированного на формирование активов. Рент а б е льно сть а ктивов выр ажа ет меру доходности предприятия в данном периоде.
6.Рентабельность Рск= Чистая прибыль'Собственный капитал * 100 % х ар актеризу ет наличие приоыли в р а сч ете на вложенный собственниками данной организации (акционерами) капитал.
7.Рентабельность оборотных активов Роа=Чистая прибыль / Оборотные Хар актеризу ет пр иб ыльно сть об ор о тных активов,то есть, сколько прибыли приносит единица оборотных активов.
S.Рентабельность Рва= Чистая прибыль Долгосрочные Таккак оцениваетсяэффективность внеоборотных активов, то данный коэффициент показывает степень эффективности использования долгосрочных фондов предприятия, таких как здания.
9.Рентабельность инвестиций Ри = Чистая прибыль Собственный капитал+Долгосрочные Хар актеризу ет пр иб ыльно сть пр е д прият ия
10.Чистая рентабельность Рч= Чистая прибыль Выручка от продажи товаров Хар актеризу ет пр иб ыльно с т ь пр а д прият ия по созданию нормы чистойприбыли на 1 рубль реализованной продукции.
11.Валовая Рв= Валоваяпрнбыль Выручка от продажитоваров Характеризует сколько рублей валовой продукции создаетсяна 1 рубль прозаннойи реализованной продукции
12. Рент ао ельно сть затр ат Рз= Прибыль до налогооблажения. Полная себестоимость проданных товаров Характеризует отношение прибыли до налогообложенняксумме затратна производство и реализацию продукции.
Также есть такие показатели рентабельности, как -Рентабельность примененного капитала; -Рентабельность суммарных активов; -Рентабельность активов бизнеса; -Рентабельность чистых активов; -Рентабельность производства; -Рентабельность наценки. [3,с.150] Анализ коэффициентов рентабельности осуществляется с помощью исследования исторической динамики изменения, направленности и темпов. Исходя из сущности повышения уровня рентабельности ее критерием на уровне предприятия является максимизация прибыли на единицу используемых производственных ресурсов.Во-первых, для получения максимальной прибыли предприятие должно наиболее полно использовать находящиеся в его распоряжении ресурсы, и в первую очередь оно должно использовать выявленный резерв по производству на имеющемся у него оборудовании дополнительной продукции. Увеличение выпуска снижает издержки на единицу продукции, т.е. затраты на ее изготовление в расчете на единицу продукции снижаются, а следовательно, снижается себестоимость, что в конечном итоге ведет к увеличению прибыли от реализации продукции. Ну а кроме этого, дополнительное производство рентабельной продукции уже само по себе дает дополнительную прибыль. Таким образом, при увеличении выпуска и, соответственно, реализации рентабельной продукции увеличивается прибыль в расчете на единицу продук-
ции, а также увеличивается количество реализуемой продукции, каждая дополнительная единица которой увеличивает общую сумму прибыли. Вследствие этого, увеличение выпускаемой рентабельной продукции при условии ее реализации дает значительный прирост объема прибыли. [4, с.73]
Снижение себестоимости также значительно может увеличить получаемую предприятием прибыль. Одним из факторов снижения себестоимости является увеличение объема выпускаемой продукции. Другими факторами являются:
- улучшение уровня организации производства, имеющее своей целью свести к минимуму или вообще ликвидировать нерациональные издержки;
- слаженная работа всех составляющих производственного процесса (основного, вспомогательного, обслуживающего производства);
- оптимизация потоковых процессов на предприятии. Немаловажным фактором получения дополнительной прибыли является оптимизация структуры сбыта. При проведении данной оптимизации удельный вес продукции, реализуемой по договорным, более высоким ценам, должен увеличиться до своего максимального уровня, а в идеале - до 100%. [5, с.116]
Соответственно, доля продукции, реализуемой предприятием другим организациям по линии взаимозачетов по более низким ценам должна быть как можно ниже.
Увеличение рентабельности производства можно достигнуть проведя следующие мероприятия:
-увеличение объема выпускаемой продукции; -производство продукции, пользующейся спросом у потребителей (изменение структуры выпускаемой продукции);
-уменьшение затрат на производство за счет снижения затрат на энергоресурсы;
-развитие наиболее прогрессивных отраслей; -применение современные методов организации производства и труда в соответствии с требованиями научно-технического прогресса;
-ускорение внедрения и освоения новой, более прогрессивной техники;
-повышение производительности труда; -усиление режима экономии в расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов и повышение материальной заинтересованности работников в результатах своего труда.
Таким образом, рентабельность является одним из
основных критериев оценки эффективности работы предприятия, повышение рентабельности характеризует цель предприятия любой отрасли в рыночной экономике; рост рентабельности способствует повышению финансовой устойчивости предприятия; для предпринимателей показатель рентабельности характеризует привлекательность бизнеса в данной сфере. [6, с.112]
Показатели рентабельности можно определить в 2 группы:
1)доходность продукции;
-рентабельность продаж;
-рентабельность производства;
2)Доходность имущества и использования капитала организации;
-рентабельность всего капитала;
-рентабельность активов;
-рентабельность внеоборотных активов.
Комплексное использование рассмотренных выше параметров рентабельности является неотъемлемой частью экономического анализа предприятия. Особенно велика его роль на базовом уровне экономики - коммерческом предприятии. При этом важным условием полноценного анализа рентабельности в современных условиях является компьютерная обработка всех социально-экономических и производственных параметров информационного нормативной системы функционирования организаций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности -М.:ИНФРА-М, 2007. 180с.
2. Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия -К.:Эльга, 2005.145с.
3. Шеремят А., Сайфуллин Р. Методика финансового анализа предприятия. -М.: ЮНИ-ГЛОБ, 2010г.215с/
4. Курилов К.Ю. Перспективы развития мировой и российской автомобильной промышленности // Проблемы прогнозирования. 2012. № 5. С. 72-86.
5. Курилов К.Ю. Хеджирование как важная составляющая финансового механизма управления предприятием автомобилестроения в условиях цикличности // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 6. С. 114-122.
6. Курилов К.Ю., Курилова А.А. Формирование системы внутреннего аудита с учетом факторов влияния цикличности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 4. С. 111-114.
© 2012
SCORECARD PROFITABILITY
K.A. Timofeeva, economist
LLC "Quart-M", Togliatti (Russia)
Annotation: The Goal of any economic activity consists in achieving a positive economic effect in the form of an absolute measure of profit or relative - profitability. Thus profitability is the main object and purpose of the financial management of enterprises. The more attention is paid to the profitability, the more successful the company is functioning. In this regard, issues of scientific profitability management represent the actual problem of the theory and practice of business activity. The main criterion of profitability at the enterprise level is the maximization of profit per unit of production resources. To maximize profits of the enterprise should more fully use the resources, also in cost reduction, improvement of the level of organization of production and optimization of stream processes at the enterprise.
Keywords: profitability, profit, cost, profitmaximization.