экономические Бубновская Татьяна Викторовна, Логинова Анастасия Анатольевна, Скалкин Дмитрий Владимирович
науки АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ КАК ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ...
УДК 336.67
АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ КАК ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЭККАУНД-СЕРВИС»
© 2017
Бубновская Татьяна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент Логинова Анастасия Анатольевна, студент Скалкин Дмитрий Владимирович, студент
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014,Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41 e-mail: [email protected]) Аннотация. Финансовые результаты деятельности организаций характеризуются суммой полученной прибыли и рентабельностью, прибыль - это часть чистого дохода, который получают субъекты хозяйствования непосредственно после реализации продукции, товаров, услуг. Финансовый результат деятельности предприятия служит индикатором эффективности и роли в народном хозяйстве страны. В рыночных условиях все предприятия заинтересованы в получении положительного результата своей деятельности, ибо только прибыль даёт возможность расширять мощности, стимулировать персонал материально, выплачивать дивиденды собственникам. Основными источниками анализа объёмов производства и реализации продукции являются плановые, учётные и внеучётные источники информации. Особая роль, при этом, отводится учётным источникам, среди которых можно выделить данные регистров бухгалтерского учёта и статистических форм наблюдения. Для любого предприятия, осуществляющего предпринимательскую деятельность, основной целью является получение максимального размера прибыли, из этого нами выделены следующие задачи относительно управления прибыли: обеспечение роста доходов от реализации, оптимизация производимых затрат и повышение уровня рентабельности продаж.
Ключевые слова: прибыль, финансовые результаты, доходы, затраты, рентабельность, реализация продукции.
ANALYSIS OF FINANCIAL RESULTS AS ESTIMATION OF EFFICIENCY OF THE USE OF RESOURCES OF THE ENTERPRISE LLC «ECKAUND-SERVICE»
© 2017
Bubnovskaya Tatiana Viktorovna, candidate of economic sciences, associate professor Loginova Anastasia Anatolievna, student Skalkin Dmitry Vladimirovich, student
Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogolya st. 41, e-mail: [email protected]) Abstract. Financial results of organizations are characterized by the amount of profit received and profitability, profit is part of the net income that business entities receive directly after the sale of products, goods, services. The financial result of the enterprise's activity serves as an indicator of efficiency and role in the national economy of the country. In a market environment, all enterprises are interested in obtaining a positive result of their activities, because only profit makes it possible to expand capacity, to stimulate personnel financially, to pay dividends to owners. The main sources of analysis of the volume of production and sales of products are planned, accounting and extra-report sources of information. A special role, at the same time, is assigned to accounting sources, among which one can distinguish data from the accounting registers and statistical forms of observation. For any enterprise engaged in entrepreneurial activities, the main goal is to obtain the maximum profit, from which we have identified the following tasks regarding profit management: ensuring the growth of revenues from sales, optimizing the costs incurred and improving the level of profitability of sales. Keywords: profit, financial results, incomes, costs, profitability, sales of products.
Постановка проблемы в общем виде и её связь с важ- полным обоснованием полученных научных результа-ными научными и практическими задачами. Для повы- тов. Изучению финансовых результатов хозяйственной шения своей конкурентоспособности на рынке предпри- деятельности организаций уделяется достаточно внима-ятиям приходится особое внимание уделять вопросам ния со стороны ведущих экономистов в области анализа увеличения прибыли. и финансового менеджмента, однако их подходы к опре-
Анализ последних исследований и публикаций, в ко- делению экономической сущности данной категории торых рассматривались аспекты этой проблемы и имеют различие и разную степень детализации. на которых обосновывается автор; выделение нераз- Так, Герасимова В. Д., под финансовым результа-решённых раньше частей общей проблемы. Среди от- том деятельности организации понимает прибыль, но ечественных учёных и исследователей, занимавшихся отмечает, что «действительно конечный результат тот, вопросами управления финансами, следует назвать: правом распоряжаться которым обладают собственни-В.Н. Белобжецкого, Т.В. Богданову, В.В. Бойцова, Т.М. ки» [1]. В экономической теории под финансовыми ре-Гайноченко, А.К. Гастева, Н.Н. Громова, О.Н. Дунаева, зультатами понимают прирост чистых активов [2, 3, 4]. П.А. Ефимова, С.Н. Живайкина, В.В. Кубичека, По мнению Савицкой Г. В., финансовые результаты
A.В. Курбатову, О.Д. Манжурову, П.В. Метелкина, деятельности организаций характеризуются суммой по-
B.А. Персианова, Д.Ю. Попова, А.В. Рябинина, В.Ю. лученной прибыли и рентабельностью: «прибыль - это Савченко-Бельского, Ю.И. Соколова, Е.М. Солосину, часть чистого дохода, который получают субъекты хо-А.А. Степанова, Р.Т. Суринова, Е.М. Тетцоеву, М.П. зяйствования непосредственно после реализации про-Улицкого, А.А. Фридлянда и других. дукции, товаров, услуг» [5].
Однако в этих работах не отражены в необходимой Бланк И.А. делает акцент на определении балансо-мере вопросы оценки и управления прибылью в долж- вой (совокупной) прибыли - «это один из важнейших ре-ной мере. зультатов финансовой деятельности предприятия» [6]. В
Формирование целей статьи (постановка задания). анализе он выделяет ведущую роль механизму управле-Целью работы является оценка финансовых результатов ния и формирования операционной прибыли. и разработка рекомендаций по их повышению на при- Под операционной прибылью сейчас понимается мере предприятия. прибыль от обычных видов деятельности, под внереа-
Для достижения поставленной цели проанализиро- лизационной прибылью понимается прибыль от прочей ваны финансовые результаты и разработаны меропри- деятельности.
ятия, обеспечивающие повышение прибыльности ООО Балабанов И.Т. в порядке формирования финансо-«Эккаунд-Сервис». вых результатов выделяет и систематизирует статьи,
Изложение основного материала исследования с входящие в Отчёт о финансовых результатах и показы-Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4(21) 121
Bubnovskaya Tatiana Viktorovna, Loginova Anastasia Anatolievna, Skalkin Dmitry Vladimirovich ANALYSIS OF FINANCIAL RESULTS AS ESTIMATION OF EFFICIENCY ...
вает процесс формирования прибыли от валовой до нераспределённой [7].
На наш взгляд наиболее полным есть следующее определение финансового результата - это обобщающий показатель анализа и оценки эффективности ведения хозяйственной деятельности на всех этапах его формирования [1].
Некоторые экономисты отождествляют прибыль и финансовый результат. По определению - прибыль представляет собой конечный финансовый результат деятельности субъекта хозяйствования.
Однако убыток тоже может быть финансовым результатом, а не только прибыль. Таким образом, подчеркнём противоречивость прибыли как обобщающего показателя хозяйственной деятельности.
Финансовый результат деятельности предприятия служит индикатором эффективности и роли в народном хозяйстве страны.
В рыночных условиях все предприятия заинтересованы в получении положительного результата своей деятельности, ибо только прибыль даёт возможность расширять мощности, стимулировать персонал материально, выплачивать дивиденды собственникам, выполнять обязательства субъекта хозяйствования перед бюджетом, банками и другими организациями [8].
В бухгалтерском учёте конечный финансовый результат организации выражается в показателе «прибыль» или «убыток», информация о котором формируется на счёте «Прибыли и убытки» и отражается в бухгалтерской отчётности.
Общий финансовый результат (прибыль или убыток), представляет собой сумму результатов:
- обычной деятельности (доходы и расходы),
- доходов и расходов от прочих операций [9,10].
Отечественная и зарубежная практика показывает,
что рост прибыли может явиться не только следствием эффективной деятельности, но и может быть достигнут с помощью монопольного положения производителя.
Относительная эффективность хозяйственной деятельности выражается рентабельностью. Рентабельность, как экономическая категория, в общем виде выступает как прибыльность или доходность [11, 12].
Другими словами, получение прибыли не позволяет говорить об эффективности предприятия, так как масса прибыли может быть недостаточной. Для этой оценки служат относительные показатели рентабельности. В общем виде они определяются отношением прибыли к затраченным средствам.
Прибыль служит мотиватором организации производства продукции с как можно меньшими индивидуальными затратами. Прибыль также заставляет производить продукцию, которая удовлетворяет потребности в ней общества, имеет спрос.
Таким образом, чем более эффективна хозяйственная деятельность, тем большим является размер прибыли. Прибыль будет служить источником финансирования расширенного воспроизводства, материального поощрения и социального развития [13].
С точки зрения экономической теории, прибыль, как финансовый результат деятельности организации, выражает определённую форму реализации экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования в денежной форме части стоимости прибавочного продукта, сложившихся на определённом этапе развития общества, в определённой экономической системе и реализующихся через созданный в ней хозяйственный механизм [14].
Основными способами приведения показателей в сопоставимый вид являются нейтрализация воздействия стоимостного, объёмного, качественного и структурного факторов путём приведения их к единому базису. Использование средних и относительных величин, поправочных коэффициентов, методов пересчёта и т.д.
Ш!_
122
Объектом исследования в изучении практических аспектов анализа финансовых результатов служило ООО «Эккаунд-Сервис».
Основным видом деятельности данного предприятия является оказание услуг в области бухгалтерского учёта, по проведению финансового аудита, по налоговому консультированию.
Динамика и состав финансовых результатов ООО «Эккаунд-Сервис» приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Формирование финансовых результатов ООО «Эккаунд-Сервис» за 2014-2016 гг. (тыс. руб.)
Отклонения
Показатели 2014 2015 2016 2015 г. от 2014 г. 2016 г. от 2015 г.
Выручка 515 954 1746 439 792
С ей естоныо сть услуг 185 257 339 72 82
Прочие расходы 20 17 183 -3 166
Налог на прибыль 31 52 69 21 17
Чистая прибыль (убыток) 279 625 1155 349 527
Согласно данным, представленным в таблице 1, ООО «Эккаунд-Сервис» работало прибыльно в течение трех последних лет. Это видно из ежегодно увеличивающейся чистой прибыли организации, которая в 2016 году равнялась 1155 тыс. рублей и превышала значение 2015 года на 527 тыс. рублей. Можно определить, какие факторы повлияли на это.
1) Изменение себестоимости услуг. Влияние данного фактора привело к уменьшению чистой прибыли ООО «Эккаунд-Сервис» в 2016 году на 82 тыс. рублей. Влияние фактора определяется как разность между значениями себестоимости услуг в 2016 и 2015 годах.
2) Динамика прочих расходов рассчитывается аналогично предыдущему показателю. В результате влияния данного фактора чистая прибыль организации уменьшилась по сравнению с предыдущим годом на 166 тыс. рублей.
3) Изменение налога на прибыль является прямым показателем увеличения прибыли организации. Так в 2016 году налог на прибыль увеличился на 17 тыс. рублей, что привело к соразмерному уменьшению чистой прибыли ООО «Эккаунд-Сервис».
4) Динамика выручки. Изменение этого фактора напрямую влияет на уровень прибыли организации. В 2016 году по сравнению с 2015 данный показатель увеличился на 792 тыс. рублей.
Суммарное влияние факторов будет равняться:
792-82-166-17 = 527 тыс. рублей.
Таким образом, основным и единственным фактором, влияющим на рост прибыли, является выручка, что связано со спецификой деятельности организации, а именно предоставлением бухгалтерских услуг.
Наибольшее отрицательное влияние на формирование прибыли ООО«Эккаунд-Сервис» оказывает увеличение себестоимости оказываемых услуг. Этот показатель занимает почти 63% в массе факторов, уменьшающих прибыль организации.
Для оценки эффективности использования ресурсов предприятия немаловажным является анализ показателей рентабельности (табл. 2).
Таблица 2 - Анализ рентабельности ООО «Эккаунд-Сервис» за 2014-2016 гг.
Показатели Формула расчёта 2014 2015 2016 Отклонения
2015 г. от 2014 г. 2016 г. от 2015 г.
Рентабельность продаж Income Sales 64,08 73,06 80,58 8,98 7,52
Рентабельность активов Net Income - x Total Assets 99,68 71,99 66,70 -27,69 -5,29
Рентаб ельность деятельности Net Income 54,18 65,51 66,15 11ДЗ 0,64
Где:
Income (Net Income) - прибыль от продаж (чистая прибыль);
Sales - выручка от продаж;
Total Assets - сумма активов;_
Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
экономические науки
Бубновская Татьяна Викторовна, Логинова Анастасия Анатольевна, Скалкин Дмитрий Владимирович АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ КАК ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ...
Динамика показателей рентабельности показана на рисунке 1.
Рисунок 1 - Динамика показателей рентабельности ООО «Эккаунд-Сервис» в 2014-2016 гг.
По представленным данным можно судить о том, что рентабельность продаж ООО «Эккаунд-Сервис» имеет устойчивый растущий тренд с 2014 года. Таким образом, показатель вырос на 16,5% за 2 года. В то время, как официальная статистика показывает среднеотраслевой показатель рентабельности в 0,5 - 0,7%. Рентабельность деятельности организации показывает рост с 2014 по 2015 год, но в 2015 наблюдается стагнация. Показатель остался практически на том же уровне, что и в предыдущем году, то есть на 65%.
Наибольшему изменению подвергся показатель рентабельность активов. С 2014 по 2016 год наблюдается значительное снижение показателя, так за два года он снизился почти на 33%, что говорит о уменьшении эффективности использования имущества организации. Важным является тот факт, что рентабельность активов в России в период с 2014 по 2016 год выросла с 0 до 5,7%.
Поскольку значение рентабельности продаж ООО «Эккаунд-Сервис» находится на отметке 80%, можно утверждать, что у организации высокий уровень развития менеджмента. В связи с таким значительным изменением следует выявить факторы отклонения. Модель рентабельности деятельности имеет вид:
Ли = Пч/В х 100
(1)
где: Пч - чистая прибыль, тыс. руб.; В - выручка от реализации, тыс. руб. Если 2015 год - базовый (б), а 2016 год - отчётный (о), то расчёт влияния факторов будет иметь вид:
л:: = Г-:: 1: 1:: = ^ ::: = :::■■. - рента-
бельность в 2015 году; Дп1 = Пчо/Вб X 100
I = —х 100 = 121,1 %
954
рентабельность условная (с отчётной чистой прибылью);
Япо = Пчо/Во X 100 = ^ X 100 - бб,1 % " рен"
табельность в 2016 году.
Используя эти формулы, можно сделать вывод о том, что рентабельность деятельности в 2016 году по сравнению с 2015 годом выросла на 0,6%, в том числе:
- за счёт изменения чистой прибыли выросла на
121,1 - 65,5 =
- за счёт изменения выручки снизилась на
Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной целью ООО «Эккаунд-Сервис» является получение максимального размера прибыли для увеличения темпов роста рентабельности.
Для увеличения прибыли в ООО «Эккаунд-Сервис»
можно предложить следующие направления:
- обеспечить рост доходов от реализации дополнительных услуг, таких как формирование актов сверки о деятельности организации с контрагентами, выезд собственного специалиста в ИФНС или внебюджетные фонды для урегулирования споров, проведение услуг выездного аудита.
- оптимизировать уровень прочих затрат, к которым относятся курьерские услуги (поездки в ИФНС, ФСС, ПФР и тд.), обучение сотрудников.
Предложенные мероприятия позволят увеличить уровень рентабельности ООО «Эккаунд-Сервис» в перспективе. Рост уровня рентабельности благоприятно сказывается и на общем финансовом состоянии, а дополнительная прибыль может послужить источником дальнейшего развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Герасимова В.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности промышленного предприятия: учебное пособие / В.Д. Герасимова. - М.: КноРус, 2016. - 358 с.
2. Колачева Н.В., Быкова Н.Н. Финансовый результат предприятия как объект оценки и анализа // Вестник НГИЭИ. 2015. № 1 (44). С. 29-36.
3. Атаулов Р.Р. Взаимосвязь качества продукции и финансового результата деятельности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 4. С. 9-11.
4. Лысов И.А. Понятие, сущность и значение финансовых результатов предприятия // Вестник НГИЭИ. 2015. № 3 (46). С. 60-64.
5. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК. Учебник / Г.В. Савицкая. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 526 с.
6. Бланк И.А.Основы финансового менеджмента: Учебник / И.А. Бланк. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 411 с.
7. Балабанов И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика, 2010. - 243 с.
8. Кеменов, А. В. Управление денежными потоками компании: монография / А. В. Кеменов. - М. : Экономическая газета, 2012. - 140 с.
9. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12508/0463b3593 11dddb34a4b799a3a5c57ed0e8098ec/
10. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99. Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6208/1f46b0f67e 50a18030cbc85dd5e34849b2bf2449/
11. Пармакли Д.М. Методические аспекты расчетов эффективности реализованной продукции / Д.М. Пармакли // Вестник НГИЭИ. - 2016. - № 11(54). - С. 75-79.
12. Тимофеева К.А., Павлова Ю.А. Пути повышения рентабельности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 98-102.
13. Медведева И. В. Анализ финансовых результатов организации // Молодой ученый. - 2015. - № 21.2. - С. 85-88.
14. Великая Е. Г., Чурко В. В. Индикаторы оценки эффективности организации // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2. С. 57-61./
15. Кирьянова З. В. Анализ финансовой отчетности / З.В. Кирьянова, Е.И. Седова; Гос. ун-т упр. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Юрайт, 2015. - 428 а
Статья поступила в редакцию 28.09.2017
Статья принята к публикации 26.12.2017
Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4(21)
123