ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧИТЕЛЯ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Уразова М.Б.1, Вахидова Н.Х.2 Email: [email protected]
'УразоваМарина Батыровна - доктор педагогических наук, доцент;
2Вахидова НарпашаХабибуллаевна — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра методики начального образования, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается проблема формирования подготовленности учителя начальных классов к развитию творческих способностей школьников, которая рассматривается как системное, профессионально-личностное образование; индивидуальная характеристика личности, связанная с формированием установки на педагогические ситуации и задачи; состояние педагога, обеспечивающее успешность и результативность профессии учителя по направлению начального образования. В статье также раскрыт вопрос формирования уровней подготовленности учителей начального образования во время повышения квалификации учителей направления начального образования, в ходе которого им была предоставлена возможность осуществлять подготовку учащихся начальных классов к различным творческим конкурсам, олимпиадам, разрабатывать совместно с ними проекты исследовательского типа; были выявлены педагогические условия формирования подготовленности учителя начальных классов к развитию творческих способностей учащихся начальных классов, это освоение учителем приёмов организации творческой деятельности учащихся; формирование проектной деятельности учителя; создание творчески ориентированной образовательной среды в образовательном учреждении. Ключевые слова: учителя начальных классов, подрастающее поколение, развитие творческих способностей школьников, начальное образование.
THEORETICAL ASPECTS OF FORMATION OF READINESS OF TEACHERS TO THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF PUPILS OF INITIAL CLASSES Urazova M.B.1, Vahidovа N.Kh.2
'UrazovaMarina Batyrovna - Doctor of pedagogical sciences, Associate Professor;
2УакЫ&оуа Narpasha Khabibullaevna — Candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF PRIMARY EDUCATION METHODOLOGY, TASHKENT STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER NIZAMI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article deals with the problem of the formation of a polite teacher of natural classes to the development of creative abilities of students, which is considered as a system of vocational education list; Individual characteristics of the individual, I swear to the formation of attitudes to pedagogical situations and tasks; the state ofpedagogy, providing specifications and the result of the profession of the teacher in the direction of natural education. The article also revealed the issue of formation ofpolite levels of teachers education held during teacher training direction natural formations in which they were predictable opportunity to prepare students in grades naturally to a variety of work agree, the Olympics, to develop, together with them research projects; were identified pedagogical conditions of formation of the friendly teachers course grades to the development of creative abilities ofpupils.
Keywords: primary school teachers, the younger generation, development of creative abilities of schoolchildren, primary education.
УДК 378
На современном этапе реформирование и развитие системы образования Республики Узбекистан актуализирует задачи оптимизации профессиональной подготовки учителей по направлению начального образования, от деятельности которых во многом зависит эффективность и качество обучения и воспитания учащихся начальных классов.
В руководящих документах подчёркивается, что постановка и реализация образовательного направления связана не только с изменением содержательного аспекта, но и процессного, которое сопровождается с использованием методических приемов, обеспечивающих развитие и закрепление у учителей по направлению начального образования внутреннего устремления к постоянному росту педагогического мастерства и компетентности.
В связи с этим особую актуальность приобретает проблема формирования подготовленности учителя начальных классов к развитию творческих способностей школьников в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего образования.
В работах В.С. Безруковой, Н.Г. Винокуровой, С.В. Марихина, К.Е. Романовой, А.С. Турчина, М.А. Холодной, М.Б. Уразовой исследуются механизмы педагогического проектирования и формирования креативности личности, развития её творческого потенциала и креативного мышления; анализируются творческие способности учащихся начальных классов.
Анализ отечественной и зарубежной научной литературы показал, что в исследованиях данных авторов представлена сущность и структура подготовленности учителя по направлению начального образования к разным видам профессиональной деятельности.
Вработах ученых понятие «подготовленность к педагогической деятельности» рассматривается как системное, профессионально-личностное образование; индивидуальная характеристика личности, связанная с формированием установки на педагогические ситуации и задачи; состояние педагога, обеспечивающее успешность и результативность профессии учителя по направлению начального образования [3, с. 56].
Таким образом, можно утверждать, что в теории и практике образования накоплена необходимая совокупность научных знаний, которая может быть рассмотрена как предпосылка для совершенствования процесса формирования готовности учителя к развитию творческих способностей учащихся начальных классов.
Нами установлено, что в процессе «творческой деятельности обучающиеся приобретают умения: рассматривать проблему с различных сторон; инициировать оригинальные идеи, ориентироваться в различных педагогических ситуациях; достигать позитивных результатов в различных видах деятельности» [1, с. 15].
Можно утверждать, что творчество представляет собой целенаправленную деятельность по созиданию новых общественно значимых ценностей и выступает ценностной ориентацией в различные периоды самореализации индивида.
Несмотря на различия в интерпретации понятия «подготовленность», большинство исследователей считают, что оно связано с эффективностью выполняемой деятельности на функциональном и личностном уровнях. Содержательный анализ данного педагогического феномена позволил нам определить «подготовленность учителя начальных классов к развитию творческих способностей обучающихся как сложное личностно-профессиональное образование, выражающееся в единстве мотивационного, когнитивного, и поведенческого компонентов, которое проявляет себя в потребности и профессиональной способности учителя создавать оптимальные условия для развития творческих способностей учащихся начальных классов» [1, с. 15]. Таким образом, формирование исследуемого состояния подготовленности связано с поэтапным возрастанием профессионального мастерства учителя начальных классов.
При проведении исследования мы учитывали квалификационные требования к уровню подготовки учителя начального образования и использовали инновационные приёмы, способствующие развитию у них проективной творческой самостоятельности.
Формирование уровней подготовленности учителей начального образования проходило во время повышения квалификации учителей направления начального образования, в ходе которой им была предоставлена возможность осуществлять подготовку учащихся начальных классов к различным творческим конкурсам, олимпиадам, разрабатывать совместно с ними проекты исследовательского типа.
Особо значима в контексте нашего исследования профессиональная рефлексия, направленная на формирование рефлексивного стиля мышления на всех этапах обучения.
В ходе нашего исследования были выявлены педагогические условия формирования подготовленности учителя начальных классов к развитию творческих способностей учащихся начальных классов, это освоение учителем приёмов организации творческой деятельности учащихся; формирование проектной деятельности учителя; создание творчески ориентированной образовательной среды в образовательном учреждении.
Анализ результатов показывает, что наибольшее количество учителей экспериментальной группы обладают активным типом самостоятельности (59%), вторую позицию занимает
продуктивный тип самостоятельности (22,5%), третью позицию - репродуктивный тип (18,5%); адаптивный тип самостоятельности у учителей начальных классов отсутствует.
Сравнительный анализ количественного распределения учителей начальных классов по типам проективной самостоятельности в контрольной и экспериментальной группах показал, что в экспериментальной группе продуктивный тип самостоятельности повысился на 3,5%, активный тип самостоятельности - на 1,8%; репродуктивный понизился на 5,5%; адаптивный тип самостоятельности у учителей начальных классов отсутствует.
Анализ результатов исследования показал, что в уровневых характеристиках подготовленности учителя начальных классов к развитию творческих способностей обучающихся в экспериментальной и контрольных группах произошли статистически значимые качественные и количественные изменения. Наиболее высокие результаты на контрольном этапе были выявлены в экспериментальной группе, где процесс формирования исследуемого состояния подготовленности учителя строился на основе разработанной и апробированной концептуальной модели.
Таким образом, на основе теоретического анализа научной литературы уточнено понятие «подготовленность учителя начальных классов к развитию творческих способностей обучающихся».
Подготовленность учителя начальных классов к развитию творческих способностей учащихся мы определяем как сложное личностно-профессиональное образование, выражающееся в единстве мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов, которое проявляет себя в потребности и профессиональной подготовленности учителя создавать условия для развития творческих способностей учащихся начальных классов, проектировать этот процесс в ходе педагогической деятельности.
Теоретически обоснована совокупность положений, составляющих основу процесса формирования подготовленности учителя начальных классов к развитию творческих способностей учащихся. Системный и личностно-деятельностный подходы составляют методологическую основу процесса формирования подготовленности учителя начальных классов к развитию творческих способностей учащихся и позволяют теоретически обосновать принципы и педагогические условия, обеспечивающие его эффективную реализацию.
Эмпирические данные, полученные в ходе исследования, показывают позитивную тенденцию к повышению уровня сформированности подготовленности учителя начальных классов к развитию творческих способностей учащихся, результативность внедрения в образовательный процесс концептуальной модели формирования исследуемой подготовленности.
Список литературы / References
1. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей [Текст]. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. 368 с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. М.: Просвещение, 1991. 355 с.
3. Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: Монография, СПб., 2005. 186 с.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ОБУЧЕНИЯ
Ткаченко М.Е. Email: [email protected]
Ткаченко Марина Евгеньевна — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра алгебры и математического анализа, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск
Аннотация: в статье делается обзор, и анализируются технологии обучения, наиболее распространенные сейчас в России. Рассматриваются технологии проблемного обучения. Концептуальные положения проблемного обучения бъти разработаны американским философом, психологом и педагогом Д. Дьюи. Дается небольшой обзор технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. Уделено внимание кластеру технологий развивающего обучения. Более детально уделяется внимание таким авторам как Ж. Пиаже, Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. Ключевые слова: процесс обучения, технологии обучения.