Научная статья на тему 'Структура способности будущего учителя начальных классов применять технологии начального литературного образования'

Структура способности будущего учителя начальных классов применять технологии начального литературного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STRUCTURE / COMPONENT / PRIMARY LITERARY EDUCATION / PRIMARY SCHOOL TEACHER / СТРУКТУРА / КОМПОНЕНТ / НАЧАЛЬНОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаева Л.А.

В статье нами были определены основные структурные компоненты способности будущего учителя начальных классов применять технологии начального литературного образования в развитии у учащихся начальных классов читательской самостоятельности: когнитивно-знаниевый, нравственно-эмпа-тический, логико-технологический и поведенческо-коммуникативный компонент. Каждый выявленный компонент способности учителя начальных классов применять технологии начального литературного образования, играет не просто предназначенную ему узкую роль, а выступает как звено в цепи, без которого способность учителя не может существовать как единое целое. Сделан вывод о том, что определение структурных компонентов сформированности у учителя начальных классов, подвело нас к анализу содержания самой теории, методики и технологии начального литературного образования, без чего невозможно представить компетентного учителя начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исаева Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF ABILITIES OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS TO USE TECHNOLOGY ELEMENTARY LITERARY EDUCATION

In the article the author identifies the main structural components of the ability of a future primary school teacher to apply the technology of primary literary education in development of primary school students’ reader’s independence: cognitive knowledge, moral and empathic, logical and technological, behavioral and communicative component. Each identified component of the ability of primary school teachers to apply the technology of primary literary education, not only plays a narrow role, but acts as a link in the chain, without which the ability of the teacher cannot exist as a whole. It is concluded that the definition of the structural components of formation in primary school teachers leads to the analysis of the contents of the theory, methodology and technology of primary literary education, without which it is impossible to imagine a competent primary school teacher.

Текст научной работы на тему «Структура способности будущего учителя начальных классов применять технологии начального литературного образования»

УДК 378

Isaeva L.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Primary Education Methods, Chechen State Pedagogical University (Grozny Russia),

E-mail: lora.isaeva.86@mail.ru

THE STRUCTURE OF ABILITIES OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS TO USE TECHNOLOGY ELEMENTARY LITERARY EDUCATION. In the

article the author identifies the main structural components of the ability of a future primary school teacher to apply the technology of primary literary education in development of primary school students' reader's independence: cognitive knowledge, moral and empathic, logical and technological, behavioral and communicative component. Each identified component of the ability of primary school teachers to apply the technology of primary literary education, not only plays a narrow role, but acts as a link in the chain, without which the ability of the teacher cannot exist as a whole. It is concluded that the definition of the structural components of formation in primary school teachers leads to the analysis of the contents of the theory, methodology and technology of primary literary education, without which it is impossible to imagine a competent primary school teacher.

Key words: structure, component, primary literary education, primary school teacher.

Л.А. Исаева, канд. филол. наук, доц. каф. методик начального образования, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет»,

г. Грозный, E-mail: lora.isaeva.86@mail.ru

СТРУКТУРА СПОСОБНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИМЕНЯТЬ ТЕХНОЛОГИИ НАЧАЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье нами были определены основные структурные компоненты способности будущего учителя начальных классов применять технологии начального литературного образования в развитии у учащихся начальных классов читательской самостоятельности: когнитивно-знаниевый, нравственно-эмпа-тический, логико-технологический и поведенческо-коммуникативный компонент. Каждый выявленный компонент способности учителя начальных классов применять технологии начального литературного образования, играет не просто предназначенную ему узкую роль, а выступает как звено в цепи, без которого способность учителя не может существовать как единое целое. Сделан вывод о том, что определение структурных компонентов сформированности у учителя начальных классов, подвело нас к анализу содержания самой теории, методики и технологии начального литературного образования, без чего невозможно представить компетентного учителя начальных классов.

Ключевые слова: структура, компонент, начальное литературное образование, учитель начальных классов.

Формирование читательской самостоятельности младших школьников является очень сложной задачей учителя начальных классов, требующая немалых усилий, умений и способностей. С целью эффективно сформировать у младшего школьника читательскую самостоятельность, учитель начальных классов должен овладеть, еще в вузе, определенными качествами, способностями и компетенциями. Студент в рамках вузовской подготовки должен также знать принципы организации читательской деятельности детей младшего школьного возраста, раскрывать принципы анализа литературного произведения в начальной школе, уметь вооружить учащийся знаниями о формировании школьника-читателя в современной школе, овладеть навыками культурно-социологического, философского, психолого-педагогического прочтения произведений детской литературы и, конечно, знать классификацию жанров детского фольклора, специфику детской литературы.

Структуризация способности будущего учителя применять технологии начального литературного образования в формировании у учащихся начальных классов читательской самостоятельности, было необходимо по причине того, что процесс формирования данной компетенции нами рассматривается как некое целое, но имеющее свои составные части, где каждый элемент выполняет строго свои функции, но при этом, все составляющие взаимосвязаны и взаимообусловлены. Вместе с тем, все выявленные структурные компоненты имеют не только общую цель, но и строгую взаимообусловленностьи взаимовлияние друг на друга. Каждый выявленный компонент способности учителя начальных классов применять технологии начального литературного образования, играет не просто предназначенную ему узкую роль, а выступает как звено в цепи, без которого способность учителя не может существовать как единое целое. Структурно-функциональный подход - один из важнейших исследовательских подходов к изучению педагогических, психологических и социальных явлений [1].

Исходя вышеизложенного, нами были определены основные компоненты способности будущего учителя начальных классов применять технологии начального литературного образования в развитии у учащихся начальных классов читательской самостоятельности:

1. Когнитивно-знаниевый компонент - демонстрация студентом знания классификации жанров детского фольклора, знание специфики детской литературы.

Детский фольклор активно изучается - этнография, фольклористика, педагогика, антропология, возрастная психология и др. Проблема классификации текстов детского фольклора на сегодняшний день до конца не изучена. Разные авторы дают свою собственную интерпретацию классификации детского фольклора - П.А. Бессонов, Г.С. Виноградов, В.А. Василенко, О.И. Капица и др. Отсутствие единой классификации обусловлено тем, что до сих пор не обозначена единое название, единая терминология. К примеру, колыбельные песни иногда называются в текстах «байками», считалки называются «пересчетами» или «ко-наньем».Такие же названия вкладывались и в сами термины. Первые варианты классификации детского фольклора были даны в начале ХХ столетия - в трудах ГС. Виноградова и О.И. Капицы. Продолжая изучать и дополнять разработанную П.А. Бессоновым классификацию детского фольклора в зависимости от возраста

детей, ГС. Виноградова и О.И. Капица подчеркивают существование двух групп носителей фольклорных текстов:

первая группа - это детский фольклор, который можно содержательно отнести к детям с рождения до 5-6 лет. Эта группа фольклорных тестов охотно и адекватно воспринимаются и осмысливаются детьми;

вторую группу фольклорных произведений образуют фольклорные тексты, которые бытуют среди детей, когда они уже способны самостоятельно слушать, выбирать фольклорные тексты.

В.А. Василенко, разработала принцип классификации, который получил название функциональный, суть которого в том, что выделяются группы текстов, где присутствуют обязательно игровые элементы. В.А. Василенко даёт три классификационные группы. Например, колыбельные песни, или байки; тексты, отражающие игровые действия; тексты, которые увлекают и развлекают детей текстами.

Ещё одна классификация, представлена Михаилом Николаевичем М.Н. Мельниковым, который учитывает возрастную особенность детей, обусловленность зарождения фольклора и то, какую функциональную роль выполняет фольклорное произведение. Благодаря данным требованиям, М.Н. Мельников выделяет следующие классификации: материнский фольклор, игровой фольклор и потешный фольклор. К поэзии материнского фольклора М.Н. Мельников отнес - колыбельные песни, потешки, пестушки. Цель материнского фольклора - успокоить ребенка или пробудить ребенка. Игровой фольклор по М.Н. Мельникову - это «разновидности детских ролевых игр - это считалочки, жеребьевочные стихи, приговоры и т. д. И суть потешного фольклора состоит в развлечении, желание развеселить, насмешить себя и своих товарищей - здесь есть голосянки, молчанки, скороговорки» [1, с. 77].

Скороговорки, чистоговорки, загадки, стихи всегда использовались для закрепления звуков и отработки звуков в детской речи, для разработки дикции, силы голоса. Скороговорки - важный жанр фольклора, созданный народами для отработки органов речи, развития способности воспроизводить все звуки родного языка. Таким образом, каждый жанр имеет собственную функцию и назначение, свои приемы исполнения. Тем не менее, все жанры объединяются в одну большую группу, который называется детский фольклор.

2. Нравственно-эмпатический - демонстрация студентом понимания и осознания литературоведческими знаниями сущности, духовно-нравственного назначения художественной литературы как формы отражения богатства и многообразия общественного бытия через искусство слова; умение читать, понимать детскую литературу, уметь «пропускать» через себя литературу для детей и ее своеобразие, уметь встать на позицию автора, прочувствовать авторский замысел; разбираться в особенностях исторической и героической литературы; знать основные механизмы того, как литература для детей воспитывает нравственную культуру ребенка на уроках литературного чтения; стремление студента к созданию собственного нравственного произведения, к написанию собственной сказки, имеющую цель нравственного воспитания, развивающая духовно-душевные качества личности.

М.В. Батеха пишет, что «нравственные ценности «содержатся» в произведениях искусства, и нужно извлечь их, перевести на «свой» язык, сделать своими. Это непростая работа, требующая определенных духовных усилий и умений

от современного учителя, которую он должен уметь организовать на уроках литературного чтения» [2].

Сущность нравственно-эмпатического компонента в умении организовать полноценное восприятие детьми художественной детской литературы, которая заставит их думать над серьезными нравственными проблемами.

3. Логико-технологический компонент - владение студентами технологиями и умением логически выделять тему, идею произведения, понимать литературоведческие основы логики и анализа, уметь анализировать художественные произведения, предназначенные для прочтения детьми младшего школьного возраста; владение студентами навыками и технологиями культурно-социологического, философского, психолого-педагогического прочтения произведений детской литературы; понимание художественного произведения для детей как целого. Содержание логико-технологический компонента предполагает умение студента логически выделять тему, идею произведения, способность к анализу художественного произведения, уметь понять не только то, что хотел сказать в нем автор, но и то, что у него получилось - «сказалось».

Писательский замысел может реализоваться в большей или меньшей степени, но точка зрения автора в оценке героев, событий, поставленных автором проблем и должна быть понята при анализе студентом художественного текста. Для примера можно взять роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Л.Н. Толстой говорил о главных идеях романа, что - это «мысль народная». Основные идеи романа - утверждение того, что народ - главное достояние страны, движущая сила истории. В рамках данного понимания Толстой ведёт главных героев через испытания, к к приобщению к народному мировоззрению, миропониманию, ми-рочувствованию. Так Наташа Ростова становится ближе к народу, чем Элен. Для анализа детского произведения студент использует понятие «идея», под которой понимается как бы ответ на вопрос, который ставится автором. Другими словами - идея литературного произведения, которую должен выделить и понять студент при его анализе - это главная мысль, обобщающая смысловое, образное, эмоциональное содержание литературного произведения.

К примеру, анализ сказки Андерсена ПХ. «Снежная Королева» предполагает понимание того, что это многослойное, многоуровневое сочинение, которая

Библиографический список

представлена и как народная сказка, и как предание, и поверье. Андерсен смог соединить разные жанры - жанр повести и бытового рассказа, басни, романа и драмы, лирики и поучения. Другой анализ русской народной сказки «Морозко», которую нужно отнести к жанру волшебных сказок, рассказ о вечно гонимом положительном герое, который ни в чём не виноват. Почти во всех сказках такому герою на выручку приходит волшебный герой - Морозко, и, конечно, вознаграждает героя за доброту, кротость, скромность, смирение и трудолюбие.

Для того чтобы научиться определить тему и идею детского произведения, студенту нужно понимать, что определение идеи относится к процессу лингвистического анализа текста и в литературе идея - главная мысль произведения, замысел автора или наиболее важная деталь замысла.

4. Поведенческо-коммуникативный компонент предполагает знание студентом поведения и представления о школьнике-читателе в современной школе; владеть принципами организации читательской деятельности детей младшего школьного возраста; знать младшего школьника как читателя и учет в педагогической деятельности его возрастные возможности и особенности восприятия книги ребенком младшего школьного возраста;; умение и навык студента видеть особенности детской книги и выбирать книги при обучении чтению, понимать трудности формирования школьника-читателя, знать виды помощи при обучении детей чтению; уметь характеризовать возрастные возможности и особенности восприятия книги ребенком. Студент должен уметь следовать этапам формирования школьника-читателя и умение помочь младшему школьнику приобрести опыт самостоятельной работы с книгой [3; 4].

Таким образом, определение содержания структурных компонентов сфор-мированности у учителя начальных классов способности применять технологии начального литературного образования в развитии у учащихся начальных классов читательской самостоятельности, подвело нас к анализу содержания самой теории, методики и технологии начального литературного образования, без чего невозможно представить компетентного учителя начальных классов. Данные компоненты, их содержание, активно можно применять при формировании готовности будущего учителя [5] к организации профессиональной педагогической деятельности.

1. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. Москва: Просвещение, 1987.

2. Батеха М.В. Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся средствами литературы. Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся средствами литературы (выступление на XV Городских этических чтениях). 12 - 16 августа 2016.

3. Покладова В.А. Современные требования к профессионально-личностным качествам учителя начальных классов. Мир науки культуры и образования. 2016; 6 (61): 58 - 59.

4. Исаева Л.А. Содержание теории и методики начального литературного образования на современном этапе. Мир науки, культуры, образования. 2018; 6 (73): 11 - 13.

5. Балыкина Т.В., Новичкова Н.М. Медиация в контексте формирования готовности будущего педагога к урегулированию межличностных конфликтов. Мир науки, культуры, образования. 2018; 6 (73): 38 - 41.

References

1. Mel'nikov M.N. Russkijdetskij fol'klor. Moskva: Prosveschenie, 1987.

2. Bateha M.V. Formirovanie duhovno-nravstvennoj kul'tury obuchayuschihsya sredstvami literatury. Formirovanie duhovno-nravstvennoj kul'tury obuchayuschihsya sredstvami literatury (vystuplenie na XV Gorodskih 'eticheskih chteniyah). 12 - 16 avgusta 2016.

3. Pokladova V.A. Sovremennye trebovaniya k professional'no-lichnostnym kachestvam uchitelya nachal'nyh klassov. Mir nauki kul'tury i obrazovaniya. 2016; 6 (61): 58 - 59.

4. Isaeva L.A. Soderzhanie teorii i metodiki nachal'nogo literaturnogo obrazovaniya na sovremennom 'etape. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 6 (73): 11 - 13.

5. Balykina T.V., Novichkova N.M. Mediaciya v kontekste formirovaniya gotovnosti buduschego pedagoga k uregulirovaniyu mezhlichnostnyh konfliktov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 6 (73): 38 - 41.

Статья поступила в редакцию 27.02.19

УДК: 371.3(07.06):53(07.06)

Iskanderov N.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia), E-mail: nailfi@mail.ru

Ponomareva E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia),

E-mail: elena.beloklokova @ mail.ru

Konichenko O.N., senior teacher, Orenburg branch of REU n.a. G.V. Plekhanov (Orenburg, Russia), E-mail: elena.beloklokova @ mail.ru

TO THE QUESTION OF UNDERSTANDING THE MECHANISM OF IMPLICIT INFLUENCE IN THE EDUCATIONAL PROCESS IN PHYSICS. In article questions of understanding of implicit influence in educational process are considered. An implicit component of cognitive processes when training physics is analyzed. The implicit mechanism of "linking of concepts" when forming new knowledge is considered in realization of intersubject communications on physics, at the level of solution of physical tasks. Examples of implicit training in physics at the solution of tasks are given, scheduling of the generalized character on studying of Ministry of Railways, polytechnical objects, studying of the phenomena, application of schedules at the solution of tasks. The use of implicit reception of training "linking of concepts" is offered as implicit reception at implementation. There is an unconscious storing of information for this purpose, it is necessary to use either strong emotion, or a bright image, or associative communications for what it is necessary to connect the formed, reported knowledge with strong positive emotion, association. In the course of reproduction of knowledge, when training in physics, the return procedure of the movement from emotion to information is carried out.

Key words: mechanism of implicit influence, cognitive processes, teaching physics.

Н.Ф. Искандеров, канд. пед. наук, доц., Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург,

E-mail: ebna.beloklokova@mail.ru

Е.А. Пономарева, канд. пед. наук, ст. преп., Оренбургский государственный медицинский университет, г. Оренбург,

E-mail: elena.belokiokova@mail.ru

О.Н. Конюченко, ст. преп., Оренбургский филиал ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Оренбург, E-mail: elena.beloklokova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.