Научная статья на тему 'Развитие художественно-творческих способностей у младших школьников науроках технологии'

Развитие художественно-творческих способностей у младших школьников науроках технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1786
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / СПОСОБНОСТИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / УРОК ТЕХНОЛОГИИ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ИССЛЕДОВАНИЕ / СПОСОБНОСТЕЙ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ / DEVELOPMENT / ABILITY / YOUNGER STUDENTS / LESSON TECHNOLOGY / ARTISTIC AND CREATIVE SKILLS / STUDY SKILLS / ELEMENTARY SCHOOL / CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышева Елена Ивановна, Нахабенко Наталья Владимировна

На основе анализа литературных источников и практики работы учителей начальных классов выявлены условия развития художественно-творческих способностей у младших школьников науроках технологии. В ходе экспериментального исследования,проведенного на этапе констатирующего эксперимента,был установлен исходный уровень развития художественно-творческих способностей учащихся 4 классов при помощи методик: тестаХ. Зиверта«Определение творческих способностей»,тестаЕ. Торренса«Закончи рисунок» и теста Р.С. Немова «Скульптура». На этапе формирующего эксперимента былапроведенасерия интегрированных творческих уроков направленных наактивизацию художественно-творческой деятельности учащихся, на создание своего собственного, индивидуальных и неповторимых изделий. Обучение осуществлялось с использованием различных методов развития художественно-творческих способностей (проблемный, эвристический,игровой,исследовательский и др.),с использованием творческих заданий, игр и упражнений, требующих художественного подхода. Проведенное исследование подтвердило целесообразность использования предлагаемых условий развития художественно-творческих способностей у младших школьников науроках технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернышева Елена Ивановна, Нахабенко Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of artistic and creative abilities in primary school children in the classroom technology

Based on the analysis of literary sources and practices of primary school teachers identified conditions for the development of artistic and creative abilities in primary school children in the classroom technology. A pilot study conducted at the stage of ascertaining experiment was set initial level of artistic and creative abilities of students 4 classes using techniques: test H. Sievert "creative abilities", test E. Torrens "Finish the picture" and test R.S. Nemov "Sculpture". At the stage of a formative experiment was conducted series of integrated creative lessons and encourage artistic and creative activities of students,to develop their own,individual and unique products. The training was carried out using different methods of artistic and creative abilities (problem, heuristic, games, research and others), using creative activities, games and exercises that require artistic approach. The study confirmed the feasibility of using the proposed conditions for the development of artistic and creative abilities in primary school children in the classroom technology.

Текст научной работы на тему «Развитие художественно-творческих способностей у младших школьников науроках технологии»

УДК 372.8

Е. И. Чернышева, Н. В

пА

Нахабенко

Развитие художественно-творческих способностей у младших школьников на уроках технологии

На основе анализа литературных источников и практики работы учителей начальных классов выявлены условия развития художественно-творческих способностей у младших школьников науроках технологии. В ходе экспериментального исследования,проведенного на этапе констатирующего эксперимента,был установлен исходный уровень развития художественно-творческих способностей учащихся 4 классов при помощи методик: тестаХ. Зиверта«Определение творческих способностей»,тестаЕ. Торренса«Закончи рисунок» и теста Р.С. Немова «Скульптура». На этапе формирующего эксперимента была проведена серия интегрированных творческих уроков направленных на активизацию художественно-творческой деятельности учащихся, на создание своего собственного, индивидуальных и неповторимых изделий. Обучение осуществлялось с использованием различных методов развития художественно-творческих способностей (проблемный, эвристический,игровой, исследовательский и др.), с использованием творческих заданий, игр и упражнений, требующих художественного подхода. Проведенное исследование подтвердило целесообразность использования предлагаемых условий развития художественно-творческих способностей у младших школьников на уроках технологии.

технологии,

Ключевые слова: развитие, способности, младшие школьники, урок

художественно-творческие способности, исследование, способностей, начальная школа, условия развития способностей

E. I. Chernysheva, N. V. Nahabenko

The development of artistic and creative abilities in primary school children in the classroom technology

Based on the analysis of literary sources and practices of primary school teachers identified conditions for the development of artistic and creative abilities in primary school children in the classroom technology. A pilot study conducted at the stage of ascertaining experiment was set initial level of artistic and creative abilities of students 4 classes using techniques: test H. Sievert "creative abilities", test E. Torrens "Jinish the picture' and test R.S. Nemov "Sculpture”. At the stage of a formative experiment was conducted series of integrated creative lessons and encourage artistic and creative activities of students,to develop their own,individual and unique products. The training was carried out using different methods of artistic and creative abilities (problem, heuristic, games, research and others), using creative activities, games and exercises that require artistic approach. The study confirmed the feasibility of using the proposed conditions for the development of artistic and creative abilities in primary school children in the classroom technology.

Keywords: development, ability, younger students, lesson technology, artistic and creative skills,study skills,elementary school, conditions of development of abilities

азвитие художественно-творческих способностей учащихся начальной школы — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Сегодня вопрос о развитии художественно-творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно остро, к личности учащихся начальной школы предъявляются требования к умениям творчески при-

менять знания и умения в новых жизненных ситуациях.

Предметная область «Технология» обладает огромными возможностями в плане художественно-творческого развития и воспитания младших школьников, что обеспечит учащемуся возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования ориентированы на формирование у учащихся умений учиться, познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить творческие решения, а так же на развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств, что подтверждает актуальность рассматриваемой темы [2].

При выполнении выпускной квалификационной работы мы занимались определением условий развития художественно-творческих способностей у младших школьников на уроках технологии и проверке их эффективности. Была сформулирована гипотеза: если разработать и использовать условия развития художественнотворческих способностей у младших школьников на уроках технологии, то данный процесс будет осуществляться эффективно.

Под художественно-творческими способностями мы понимаем вид специальных способностей, которые представляют собой определенные успехи человека в художественно-творческой деятельности, где необходимы особого вида задатки и их развитие, обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. Художественно-творческие способности включают в себя такие качества, как креативность, разносторонность, гибкость, беглость, оригинальность, вариативность и абстрактность мышления, чувство гармонии, независимость и открытость мышления, художественное воображение, чувствительность зрительного анализатора (чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита), сенсомоторные качества

руки [1].

На основе анализа литературы и практики работы учителей начальных классов были выявлены следующие условия развития художественно-творческих способностей у младших школьников на уроках технологии:

- тематическое разнообразие уроков технологии с активизацией художественно-творческой деятельности младших школьников, разработка интегрированных уроков;

- создание творческой среды на уроках технологии, использование различных методов обучения, предоставление учащимся возможности выбора деятельности, чередования дел, способов деятельности;

- приемов активизации самостоятельности учащихся (различного рода групповые и индивидуальные задания, использование разных видов искусства, межпредметных связей, технических средств обучения);

- разработка системы специальных творческих заданий для учащихся по работе с различными материалами.

Экспериментальное исследование проводилось в МКОУ Коршевская СОШ Бобровского

района с учащимися 4 классов и проходило в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На этапе констатирующего эксперимента был установлен исходный уровень развития художественно-творческих способностей учащихся при помощи методик: тест Х. Зи-верта «Определение творческих способностей», тест Е. Торренса «Закончи рисунок» и тест Р.С. Немова «Скульптура». По итогам констатирующего этапа исследования результаты в обоих классах различались незначительно и имели средний уровень. Для эксперимента был выбран более слабый 4 «Б» класс.

На этапе формирующего эксперимента мы применяли на практике, выявленные в первой части работы, условия развития художественнотворческих способностей младших школьников на уроках технологии.

Уроки технологии были тематически разнообразны, направлены на активизацию художественно-творческой деятельности. Деятельность учащихся была направлена на создание своего собственного, индивидуального и неповторимого изделия. Были проведены интересные уроки с пластичными материалами (например, с полимерной глиной).

Была разработана и проведена серия интегрированных творческих уроков. При выборе и разработке таких уроков мы учитывали творческий потенциал заданий, возможности и интересы младших школьников. Например, «На дне морском», «Дом, в котором живет сказка».

Обучение осуществлялось с использованием разных методов развития художественно-творческих способностей, с использованием творческих заданий, требующих художественного подхода. Например, урок «Компот», на котором учащееся выполняли творческие работы в смешанной технике. Помимо традиционных методов обучения, нами были использованы такие методы, как проблемный, эвристический, игровой, исследовательский и др.

На каждом уроке мы старались создать творческую атмосферу. Проявлялся интерес к действиям учеников, признавалось и поощрялось множество вариантов ответов, поощрялось чувство предвосхищения и ожидания. Поддерживались способности учащихся к художественному творчеству, проявлялось сочувствие к неудачам, не подчеркивалось чувство вины после совершения ошибки, всегда находились слова для поддержки новых художественно-творческих начинаний учеников. Учащимся всегда предоставлялась возможность выбора деятельности, чередования дел и способов деятельности.

Кроме этого использовались разнообразные игры и упражнения на развитие художественнотворческих способностей учащихся, на развитие их творческой активности. Например, упражнение «Осязание». Учащимся давался волшебный

pnojournal.wordpress.com

мешок. Опуская руку и не видя фигурки и предметы, учащиеся описывали свои ощущения, а затем лепили или рисовали.

На контрольном этапе мы провели повторное тестирование, изменений уровня развития художественно-творческих способностей учащихся контрольного и экспериментального классов с использованием тех же методик, которые применялись на констатирующем этапе экспери-

мента. Мы могли наблюдать положительные изменения результатов у учащихся экспериментального класса, в контрольном классе особых изменений не произошло.

Проведенное исследование в целом подтвердило целесообразность использования предлагаемых условий развития художественно-творческих способностей у младших школьников на уроках технологии.

ЛИТЕРАТУРА

Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств / А.В. Бакушинский. М, 1925. 240 с.

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2011. 36 с.

Чернышева Е.И., Волокитина Е.П. К вопросу о профильной технологической подготовке учащихся // Перспективы науки и образования. 2013. № 3. С. 227-230.

Чернышева Е.И., Горяйнова Н.М. Педагогические условия организации творческой конструкторской деятельности младших школьников на уроках технологии. Перспективы науки и образования. 2013. № 3. С. 220-226.

Чернышева Е.И., Грабарова А.В. Педагогические условия эмоционально-эстетического воспитания младших школьников на уроках технологии // Перспективы науки и образования. 2013. № 3. С. 231-237.

Чернышева Е.И., Репникова Т.В. Педагогические условия развития самостоятельности у младших школьников на уроках технологии // Перспективы науки и образования. 2013. № 3. С. 238-246.

Чернышева Е.И., Чалых Е.А. формирование познавательных мотивов у младших школьников на уроках технологии // Перспективы науки и образования. 2013. № 3. С. 247-253.

REFERENCES

Bakushinskii A.V. Khudozhestvennoe tvorchestvo i vospitanie. Opyt issledovaniia na materiale prostranstvennykh iskusstv [Artistic creativity and education. The experience of research on the material spatial arts]. Moscow, 1925. 240 p.

Kontseptsiia federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov obshchego obrazovaniia / Pod red. A.M. Kondakova, A.A. Kuznetsova [The concept of the Federal state educational standards for General education / Ed. by A. M. Kondakov, A.A. Kuznetsov]. Moscow, Prosveshchenie, 2011. 36 p.

Chernysheva E.I., Volokitina E.P. To the question about the profile of technological preparation of students. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.3, pp. 227-230 (in Russian).

Chernysheva E.I., Goriainova N.M. Pedagogical conditions of organization of creative engineering activity of younger schoolchildren on the lessons of technology. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.3, pp. 220-226 (in Russian).

Chernysheva E.I., Grabarova A.V. Pedagogical conditions emotionally aesthetic education of the younger schoolchildren in the lessons of technology. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.3, pp. 231-237 (in Russian).

Chernysheva E.I., Repnikova T.V. Pedagogical conditions of the development of autonomy in primary schoolchildren on the lessons of technology. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.3, pp. 238-246 (in Russian).

Chernysheva E.I., Chalykh E.A. The formation of cognitive motives among younger schoolchildren on the lessons of technology. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.3, pp. 247-253 (in Russian).

Информация об авторах Чернышева Елена Ивановна

(Россия, Воронеж)

Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологических и естественнонаучных дисциплин. Воронежский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]

Нахабенко Наталья Владимировна

(Россия, Воронеж)

Студентка 5 курса заочного отделения. Воронежский государственный педагогический университет

Information about the authors

Chernysheva Elena Ivanovna

(Russia, Voronezh)

Associate Professor, Ph.D in Pedagogy Associate Professor of the Department of Technological and Natural Sciences Disciplines. Voronezh State Pedagogical University E-mail: [email protected]

Nahabenko Natal'ja Vladimirovna

(Russia, Voronezh)

5-year student of the Correspondence Department Voronezh State Pedagogical University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.