Научная статья на тему 'Прогностическая модель деятельности учителя начальных классов в процессе реализации идей госстандартов нового поколения'

Прогностическая модель деятельности учителя начальных классов в процессе реализации идей госстандартов нового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
498
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MODERNIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY / SCHOOLCHILD / УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / TEACHER OF PRIMARY SCHOOL / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGICAL ACTIVITY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / EDUCATIONAL STANDARD / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Екатерина Павловна

В статье раскрывается проблема развития педагогической деятельности учителя начальных классов в процессе реализации идей новых образовательных государственных стандартов. Обосновываются актуальные направления развития педагогической деятельности учителя: модернизация образовательной деятельности, современное образование, профессиональное самообразование; также рассмотрена сущность и содержание структуры инновационной педагогической деятельности учителя, государственный стандарт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова Екатерина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGNOSTIC MODEL OF INITIAL CLASSES TEACHERS ACTIVITY IN THE PROCESS OF IDEAS REALIZATIONS OF NEW GENERATION STATE STANDARDS

The problem of pedagogical activity development of primary school teacher in the course of realization of new educational state standards is revealed in the article. The topical directions of pedagogical activity development of the teacher: modernization of educational activity, modern education, professional self-education are proved; the essence and maintenance of the structure of teachers innovative pedagogical activity, state standard are considered.

Текст научной работы на тему «Прогностическая модель деятельности учителя начальных классов в процессе реализации идей госстандартов нового поколения»

ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ ГОССТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

PROGNOSTIC MODEL OF INITIAL CLASSES TEACHER'S ACTIVITY IN THE PROCESS OF IDEAS REALIZATIONS OF NEW GENERATION STATE STANDARDS

Е. П. Павлова

В статье раскрывается проблема развития педагогической деятельности учителя начальных классов в процессе реализации идей новых образовательных государственных стандартов. Обосновываются актуальные направления развития педагогической деятельности учителя: модернизация образовательной деятельности, современное образование, профессиональное самообразование; также рассмотрена сущность и содержание структуры инновационной педагогической деятельности учителя, государственный стандарт.

Ключевые слова: модернизация образовательной деятельности, младший школьник, учитель начальных классов, педагогическая деятельность, образовательный стандарт, инновационная деятельность.

В Национальной доктрине развития образования в России до 2025 г., Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», являющейся преемницей Концепции модернизации российского образования, ставятся задачи воспитания нового члена общества, характеризующегося как инициативная, динамичная, творческая, ответственная, креативная личность.

Новый социальный заказ предопределяет центральную роль образования в решении важнейших общегосударственных задач, делает необходимым переосмысление с современных позиций целей и ценностей образования, его роли в удовлетворении жизненных устремлений обучающихся; системы образовательных результатов, определяющих качество образования. Эта задача обусловила необходимость разработки нового по духу и букве образовательного стандарта основного образования. Он должен обеспечить переход от догоняющего к опережающей модели общественного развития, построение в нашей стране гражданского общества [1, с. 19]. Так появилась необходимость переосмысления и перестройки педагогической деятельности в контексте современного социального заказа. С этой точки зрения профессиональная деятельность учителя может рассматриваться как инновационная деятельность.

Формирование инновационной деятельности учителя есть процесс многофакторный, потому важно четко представлять ожидаемые результаты и, соответственно, правильно и эффективно построить и реализовать этот процесс. Мы считаем, что логично будет изучить и выявить представление об особенностях и структуре инновационной деятельности учителя начальных классов, ее

E. P. Pavlova

The problem of pedagogical activity development of primary school teacher in the course of realization of new educational state standards is revealed in the article. The topical directions of pedagogical activity development of the teacher: modernization of educational activity, modern education, professional self-education are proved; the essence and maintenance of the structure of teacher's innovative pedagogical activity, state standard are considered.

Keywords: modernization of educational activity, schoolchild, teacher of primary school, pedagogical activity, educational standard, innovative activity.

моделирование. В педагогике многими исследователями предложены модели педагогической деятельности и требования к ней. В связи с этим мы рассмотрели различные работы ученых и педагогов о структурировании педагогической и инновационной деятельности учителя.

Инновационная деятельность учителя в целом складывается из внутренних взаимосвязанных действий, логическая последовательность которых определяет ее структура. Анализ модели инновационной деятельности В. А. Сласте-нина и Л. С. Подымовой [2] привел к выводу о целесообразности ее использования для подготовки будущих специалистов, обучающихся в педагогических образовательных учреждениях. Мы предполагаем, что эта модель может послужить основой формирования и развития деятельности учителей в условиях реализации нового государственного стандарта. В модели учеными рассмотрена структура инновационной деятельности и выделены компоненты с последующей их декомпозицией на действия: мотивационный, креативный, технологический, рефлексивный. По определению авторов концепции инновационной деятельности, педагогический труд направлен на преобразование существующих форм и методов образования, создание новых целей и средств реализации, поэтому является продуктивной творческой деятельностью личности учителя.

Основываясь на трудах Н. В. Немовой, А. И. Пригожина, П. И. Третьякова, Т. И. Шамовой [3], мы выделили в структуре инновационной деятельности следующие действия:

1. Действия, подводящие к осознанию необходимости изменений и появлению потребности в них в профессиональной деятельности педагога.

2. Действия, связанные с проектированием новшества, так как они необходимы как для разрабатываемых инноваций, так и для используемых, то есть уже прошедших апробацию в практике.

3. Действия, связанные непосредственно с освоением педагогических инноваций.

4. Действия, связанные с обобщением опыта.

5. Действия, связанные с распространением и использованием инноваций.

Приведенная типология действий не исчерпывает все возможные их типы, формы проявления. Данный подход к структуре инновационной деятельности может быть использован при разработке программ развития педагогов.

Исследования Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина, Т. И. Шамовой [2; 3] и других ученых позволяют выделить следующие компоненты управления инновационной деятельностью со стороны субъекта, то есть учителя: ценностно-мотивационный, включает в себя ценности, интересы, мотивы - то есть все то, что обеспечивает включение учителя в процесс инновационной деятельности, поддерживает эту активность; содержательно-операционный компонент - система знаний и способов инновационной деятельности; рефлексивный компонент - переосмысление процесса и результата деятельности.

Наличие последнего компонента и взаимосвязь всех между собой обеспечивает самоуправление инновационной деятельностью. Мотивационный компонент инновационной деятельности авторы анализируют в двух направлениях. Во-первых, как профессиональную мотивацию в общей структуре мотивов, во-вторых, через оценку отношения учителя к изменениям, то есть как потребности в педагогических новшествах, их восприимчивости. Это в итоге определяет содержательную сторону творческой направленности профессиональной деятельности.

Творчество как структурный элемент инновационной деятельности рассматривается как доминанта, не оставляющая место репродуктивной деятельности. Исследованием педагогического творчества занимались В. В. Давыдов, В. И. Загвязинский, В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров, Я. А. Пономарев. Важнейшую роль в разработке основ теории педагогического творчества сыграла отечественная психологическая наука, исследовавшая основные закономерности творческого процесса в самых разнообразных видах деятельности. В фундаментальных трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, в работах А. Г. Ковалева, Я. А. Пономарева, Н. С. Лейтеса и др. подвергались исследованию самые различные срезы творческого процесса, помогающие осмыслить его сущность в педагогической деятельности.

Обобщая приведенные определения, можно сделать вывод, что педагогическое творчество характеризуется использованием новых элементов педагогической технологии. Педагогическое творчество связано с модернизацией отдельных методов и средств работы, которая включает в себя следующее: разработка новых методов работы учителя и ученика; выбор интересных средств обучения для отдельных разделов учебного предмета, или в целом; создание новых видов наглядных пособий и дидактиче-

ских материалов; более эффективная работа личности и коллектива, использование нестандартных форм; обновление содержания образования в разных направлениях.

Одним из наиболее значимых в инновационной деятельности учителя является научно-исследовательская работа, компонент гностической единицы педагогической деятельности. Так, можно утверждать, что инновационная деятельность учителя - это совокупность исследовательских действий, то есть педагогического мониторинга, проектировочных, организаторских, гностических, ведущих к активности субъекта познавательной деятельности, результатом которой являются: высокое качество и мобильность знаний, умений; культура общения; достаточный уровень профессиональной направленности личности; желание самоутверждения, самореализации; владение исследовательскими навыками. Основой деятельности учителя начальных классов при этом служат интеграция содержания учебных дисциплин и интенсификация процесса обучения через использование различного рода мнемосхем и т. д., в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной государственным образовательным стандартом.

В контексте проблемы инновационной деятельности особенно важны характеристики поведения учителя, связанные с развитием креативности учащихся, так как в конечном итоге не знания и не отдельные умения обеспечивают развивающий эффект, а их воплощение в реальное поведение.

В условиях инновационной деятельности учителя особую важность приобретают человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе [4].

Принципиально важным в исследовании является изучение и анализ педагогической инновационной деятельности учителя начальной школы. И. П. Подласый говорил: «Известно, учитель, работающий с детьми младшего школьного возраста - это особенный учитель. Педагогическая деятельность учителя начальной школы несравнима по своей значимости с деятельностью учителя-предметника...» [4, с. 378].

А. М. Лобок отмечал, что личностные качества, получившие свое развитие еще в детстве играют значительную роль на протяжении всей его жизни. Данный критерий инновационных школ подразумевает, что реализация инновационных программ сопровождается постоянным мониторингом деятельности ее участников, что позволяет фиксировать качество результатов учебно-воспитательной деятельности не только на административном, но и на детско-ученическом уровне [5].

Особенность инновационной деятельности учителя начальной школы заключается в осуществлении множества видов деятельности, называемых педагогическими функциями. Главной педагогической функцией является управление учебно-воспитательным процессом. На подготовительном этапе управление включает: постановку цели, диагностирование, прогнозирование, проектирование и планирование. На этапе реализации плана учитель выполняет информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции, на завершающем этапе - аналитическую функцию [6].

Инновационные принципы: диагностичность, дифференцированность, оптимальность, технологичность

Деятельность, связанная с саморазвитием и научно-методической работой Деятельность, связанная с учебно-воспитательным процессом

1 т

Методы диагностики: наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности, тесты достижения, мониторинг учебно-воспитательного процесса

Направления педагоги ческой деятел ьности в процессе реализации идей госстандартов нового поколения

Теоретико-методологическая и методическая деятельность Научно-исследовательская, проектировочная деятельность Учебная деятельность Внеурочная деятельность

Формы работы (как инновационный продукт)

семинары; лектории;

- курсы повышения квалификации;

- курсовая переподготовка;

- самостоятельная работа;

- инновационные деловые игры;

- круглые столы и др.

мастер-классы;

- экспериментальные авторские разработки; пакеты оригинальных технологий; открытые занятия;

- программы организации собственной инновационной

профессиональной деятельности;

- стажерские площадки

- уроки;

- консультации; самостоятельная работа;

- учебные экскурсии;

- конференции;

- авторские уроки

- встречи и тематические встречи; беседы; викторины; концерты;

- выставки творческих работ; научно-практические конференции; школа юного исследователя;

- кружки, секции; авторские внеурочные занятия

Методы работы (как инновационный продукт)

- изучение и выборка научных и методических трудов и публикаций; - анализ; - обобщение; - диспуты; - дискуссии и др. - исследовательский метод; - методы проектирования; - методы творческих преобразований и др. - объяснительно-иллюстративный; - репродуктивный; - частично-поисковый; - проблемного изложения; - методы творческих преобразований и др. - методы формирования сознания личности (беседа, рассказ, пример, лекции); - методы организации деятельности и формирования опыта (упражнение, требование, поручение, создание воспитательных ситуаций); - методы стимулирования поведения и деятельности (поощрение, наказание, соревнование)

Рис. Модель деятельности учителя начальных классов в процессе реализации идей госстандартов нового поколения

За последние годы в российском пространстве, включая и нашу республику, увеличилось число начальных школ, занимающихся экспериментальной работой [7]. Это позволило повысить качество начального образования, переводить начальную школу в режим развития, способствовало росту уровня профессионального мастерства учителя, его теоретической подготовки, исследовательской и творческой деятельности.

Функции педагогической деятельности учителя начальных классов отражают как общее назначение учителя, так и тот особый социальный заказ, который обусловлен спецификой начальной школы и современными требованиями к образованию в целом.

Главная особенность педагогической деятельности учителя в начальных классах заключается в формировании базы развития устной и письменной речи ребенка, тем самым готовя его к осознанному усвоению основ наук. Вместе с тем учитель, создавая образовательную среду, готовит младшего школьника к активному участию в жизни общества. Современный учитель начальной школы является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионального и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового. Наряду с учеными, исследовавшими проблему начального образования, мы считаем, что функции профессиональной деятельности учителя младших школьников шире, чем у учителя-предметника, так как его деятельность гармонично сочетает работу классного руководителя и преподавателя большого числа разнопрофильных учебных дисциплин. Следовательно, годы обучения в начальных классах - это период наиболее активного нравственного, интеллектуального, эмоционального, физического и эстетического развития ребенка.

Таким образом, личность учителя в первую очередь отражается в действиях профессиональной деятельности, ее эффективности, что является результатом грамотного самоуправления и самоорганизации. Обобщая результаты анализа научных трудов, нами сделан вывод о том, что при наличии разнообразия моделей деятельности учителя, включающих педагогические способности, профессионально значимые качества педагога, недостаточно раскрыта сторона ее «совместности», то есть совместная деятельность учителя и учащегося, осуществляющаяся общением, и ее особенности. Педагогическая деятельность эффективна, если она совместна, согласованна и направлена на достижение конечной цели - развитие личности учащихся, их обучение и воспитание. Педагогическая деятельность как личностная категория - это созидательный процесс и результат творческой деятельности учителя можно представить как инновационную деятельность.

Преобразование педагогической деятельности в инновационную можно определить методом диагностики. Диагностика инновационной деятельности осуществляется в три этапа:

1) до реализации новшества, включающая в себя констатацию проблем профессиональной готовности, носит преимущественно аналитический характер;

2) во время осуществления инновационной деятельности, то есть имеет конструктивно-преобразующий характер и связан с оперативной доработкой, переструктурированием программы педагогического эксперимента и, соответственно, деятельности учителя;

3) после реализации, внедрения новшества в педагогический процесс, то есть когда происходит сопоставление целей полученных результатов уже реализованного новшества [8, с. 112].

Реализация поставленных целей и задач диагностики инновационной деятельности позволяет планировать не только алгоритм осуществления деятельности учителя, но и прогнозировать определенные последствия в широком контексте с учетом специфики и трудностей внедрения новшеств, что дает возможность заранее подготовиться к появлению различных побочных явлений, конфликтов и противоречий в процессе внедрения.

Инновационная деятельность включает в себя анализ и оценку новшества, формирование цели и концепции будущего действия, реализацию этого плана и его коррекцию, оценку эффективности.

На основе изученных трудов и опыта инновационных образовательных учреждений нами разработана прогностическая модель деятельности учителя начальных классов в процессе реализации идей госстандартов нового поколения (см. рисунок).

В модели мы определили и обозначили содержание педагогической деятельности в процессе реализации идей госстандартов нового поколения. Отметили, что профессиональная деятельность учителя связана с обязательным проектированием педагогических новшеств. Введение педагогического новшества связано с включением новой технологии в образовательный процесс, требует от учителя систематической диагностики полученных результатов с целью проведение рефлексии и дальнейшего проектирования собственной деятельности.

Таким образом, успех реализации ФГОС будет зависеть от учителя, от возложенной на него ответственности, его профессионализма; высокий уровень общей и педагогической культуры, позиция как гражданина и интеллигента, мотивация к постоянному совершенствованию образовательного процесса и собственного мастерства являются залогом решения тех непростых задач, которые поставлены сегодня перед отечественной системой образования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кузнецов А. А. Основные направления деятельности российской академии образования по созданию и внедрению школьных стандартов нового поколения // Педагогика. 2010. № 1. С. 11-15.

2. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. 224 с.

3. Шамова Т. И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для вузов. Барнаул: Барнаул. гос. пед. ун-т, 2000.

4. Подласый И. П. Педагогика начальной школы: учеб. пособие для студентов пед. колледжей. М.: ВЛАДОС, 2000. 400 с.

5. Лобок А. М. Конкурсный отбор инновационных школ // Педагогическая инновация. 2007. № 6. С. 14-29.

6. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П. И. Пид-касистого. М.: Высш. образование, 2007. 430 с.

7. Неустроев Н. Д., Неустроева А. Н. Историография развития начального образования в Якутии: монограф. исследование. М.: МГПУ, 2006. 300 с.

8. Сластенин В. А. [и др.] Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. 4-е изд., стер. М.: Академия, 2005. 576 с.

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

PECULIARITIES OF MODERN APPROACHES TO MODERNIZATION OF PRIMARY EDUCATION

А. В. Неверова, Л. К. Веретенникова

Статья посвящена актуальной проблеме модернизации российского образования. В ней раскрываются особенности современных подходов и совершенствование начального образования в условиях его реформирования.

Ключевые слова: модернизация образования, модель образовательного процесса в начальной школе, творческий потенциал школьника, творческие способности школьника, моделирование педагогического процесса.

A. V. Neverova, L. K. Veretennikova

The article is devoted to the acute problem of modernization of Russian education. In it peculiarities of modern approaches and perfection of elementary education in the conditions of its reforming are revealed.

Keywords: education modernization, model of educational process at elementary school, creative potential of the school, creative abilities of the schoolboy, modeling of pedagogical process.

Современные направления модернизации системы российского образования направлены на повышение качества обучения и предопределяют новое понимание содержания и результатов обучения и развития детей и молодежи.

Образовательный процесс в начальной школе определяется требованиями федерального государственного образовательного стандарта. В процессе обучения реализуются компетентность^ и технологический подходы, ориентация на обеспечение успешности каждым учеником.

В настоящее время одно из первостепенных значений приобретает задача развития творческих способностей личности обучающихся [1].

Проведенные ранее исследования и опыт передовых школ показывает, что поистине важным периодом в становлении и развитии личности ученика, его творческого потенциала является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее сенситивен для воспитания и развития творческих способностей ребенка, являющихся ядром творческого потенциала личности - важнейшей интегральной характеристикой.

Творческие способности и в целом творческий потенциал школьников проявляется в успешности и качественном своеобразии освоения им деятельности.

В современной психолого-педагогической науке разработан прочный методологический фундамент исследования явления «творчество», «творческий потенциал», «творческие способности». Под творческим потенциалом понимается интегральная характеристика личности, воплощающая рад взаимосвязанных компонентов: мотивационный, процессуальный, когнитивный, результативный [2].

Благодарный детский возраст наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, богатству и красоте окружающего мира. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся, создавать ситуацию заинтересованности, включенности в творческий процесс, открытости новому, увлеченности и желания созидать.

Наибольшую актуальность в современной педагогической практике приобретают вопросы развития потребностей у школьников познавать и преобразовывать себя, мир природы и мир людей по законам гармонии и красоты.

Установлено, что эффективным является то обучение, которое ведет за собой развитие, и в том числе, наряду с получением знаний и выработкой умений, - развитие творческих способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.