Научная статья на тему 'Теоретические аспекты деятельности оперативных подразделений ОВД по профилактике налоговых преступлений'

Теоретические аспекты деятельности оперативных подразделений ОВД по профилактике налоговых преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
365
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мельницын Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты деятельности оперативных подразделений ОВД по профилактике налоговых преступлений»

17. См.: Власова М.В. Право собственности в России: возникновение, юридическое содержание, пути развития: Учебное пособие. — М., 2007. — С. 36.

18. Само содержание присвоения благ в экономике включает в себя производство, обмен и распределение.

19. Следовательно, право частной собственности является абсолютным (неограниченным) в современной России. Законом других государств устанавливается ряд ограничений права собственности. Напри-

мер, еще по Законам XII таблиц собственник земли обязан был через день допускать на свою землю соседа для собирания плодов, упавших с соседнего участка.

20. Заметим, что закона «О собственности в РФ» не существует. Хотя необходимость в нем давно назрела.

21. До сих пор неясно, например, кого можно считать владельцем вещи при сдаче ее в аренду — собственника либо нанимателя.

С.В. Мельницын

Мельницын Сергей Викторович — адъюнкт кафедры оперативной работы ОВД Нижегородской академии МВД

России

Теоретические аспекты деятельности оперативных подразделений ОВД по профилактике налоговых преступлений

Экономическая безопасность является одной из составляющих национальной безопасности Российской Федерации. Важнейшей составной частью в едином комплексе государственных мер, призванных сформировать условия для успешной реализации задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации,является разработка и реализация системы мер по декриминализации экономики.

В современной России масштабы преступности в сфере экономической деятельности достигли критического уровня. Обороты теневой экономики исчисляются миллиардными суммами. Связующим звеном в структуре всей экономической преступности становится налоговая преступность, которая в настоящее время стала более организованной и профессиональной.

В условиях нестабильности экономических отношений всестороннее знание такого общественно опасного явления, как налоговая преступность, должно послужить разработке комплекса оперативно-профилактических мероприятий, что, безусловно, является одним из главных средств воздействия на преступность в налоговой сфере.

Следует сказать, что при изучении вопросов, связанных с профилактикой преступлений, в настоящее время приходится встречаться с бытующим в сфере практических работников мнением о том, что самая лучшая профилактика — это своевременное выявление и раскрытие преступлений. А.П. Исеченко признает, что оперативно-разыскная профилактика никогда не пользовалась популярностью у сыщиков, еще не так давно искренне полагавших, что лучшая профилактика — это раскрытие преступлений1. Обращаясь к личному опыту, применительно к деятельности оперативных

подразделений по налоговым преступлениям МВД России хотелось бы отметить, что далеко не все оперативные работники вообще осуществляли в своей практической деятельности целенаправленные оперативно-профилактические мероприятия в налоговой сфере.

При рассмотрении данного вопроса мы солидарны с позицией В.А. Лукашева, который считает, что предупреждение преступности оперативноразыскными мерами весьма действенное и перспективное направление деятельности органов внутренних дел. Оно позволяет достичь поставленных целей в сжатые сроки, с меньшими материальными потерями, обеспечивает надежное предупреждение вредных последствий, сужает сферу применения мер уголовного наказания2. Поэтому мы считаем, что не говорить об оперативно-разыскной профилактике как объективной необходимости в борьбе с преступностью, в том числе и в налоговой сфере,значит «закрывать глаза на один из неиспользованных резервов профессионального противодействия ей»3.

Предупредительная направленность борьбы с преступностью сегодня присуща оперативно-разведывательным структурам полиции почти всех цивилизованных стран мира. Это выражается главным образом в том, что приоритетные задачи и функции указанных субъектов относятся прежде всего к сфере борьбы с противоправными деяниями, представляющими повышенную опасность, угрожающими жизни, здоровью, правам и свободам граждан, государственным и общественным институтам.

Под профилактикой или предупреждением4 налоговых преступлений мы понимаем целенаправленную деятельность прежде всего государственных органов власти, государственных и не-

>8

Ї

Ш

І

О

Ф

&

со

£

0

1 £ ■©■ О & О

с

§

0 >5

1

Б

О.

§

с

I

со

£

О.

ф

с

о

о

0

1 -о

Й

к

ф

с

о

0)

3

о

&

її

1

2 5Г

I

й

и

е

I

с

е

пре

><

ы

в

гов

о

а

I

ке

тик

к

а

§

ф

о

про

о

п

ВД

О

й

и

I

е

§

а

а

р

одр

п

I

в

тив

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

р

е

п

о

с

о

I

ь

те

к

е

д

к

е

п

с

а

е

кие

с

е

е

р

о

|52

.В.

С.

ц

и

I

ь

е

государственных (общественных) организаций по выявлению причин, порождающих преступность в налоговой сфере, условий, создающих возможность совершения налоговых преступлений, по разработке и осуществлению мер, направленных на устранение данныхпричин и условий (что представляет собой общую профилактику в данной сфере отношений), а также по выявлению конкретных лиц с признаками криминальной активности в налоговой сфере и оказанию на них такого воздействия, которое в состоянии обеспечить их переориентацию на законопослушание (что представляет собой индивидуальную профилактику в данной сфере отношений).

Важное место в системе государственных органов как субъектов профилактической работы занимают органы внутренних дел, а именно их структурные подразделения по налоговым преступлениям, действующие в составе МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации (далее — подразделения НП МВД России). Именно они находятся на переднем крае борьбы с налоговой преступностью, они первыми сталкиваются с фактами преступных действий в налоговой сфере, обстоятельствами и явлениями, которые детерминируют преступное поведение.

Под выявлением причин и условий, способствующих совершению налоговых преступлений, понимается установление их фактического существования в реальной действительности в течение определенного промежутка времени. В этих целях оперативные подразделения НП МВД России используют все имеющиеся в их распоряжении возможности как гласного, так и негласного характера.

Говоря о причинах и условиях совершения налоговых преступлений, необходимо определиться со значениями данных категорий. Причина — это явление, действие которого вызывает другое явление (следствие). Производимое причиной следствие зависит от условий. Однаи та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия (новые явления)5. Таким образом, для того чтобы существующие причины налоговой преступности детерминировали совершение преступлений, нужны определенные условия.

Под условиями, которые создают возможности для совершения преступлений, следует понимать комплекс негативных обстоятельств, факторов, которые наталкивают на противоправные действия. Условия, способствующие совершению преступлений в налоговой сфере, разнообразны и многочисленны.

Общие причины налоговых преступлений связаны с усложнением экономической жизни общества, дисфункции экономики, в результате чего объективно существующие в обществе потребности не удовлетворяются через легальную экономическую деятельность.

Среди обстоятельств общего характера, обусловливающих состояние и тенденции налоговых

преступлений, мы бы хотели выделить следующие факторы:

— неспособность государства обеспечить реформирование экономических отношений и наладить цивилизованную хозяйственную рыночную систему;

— издержки и грубые просчеты в политике рыночного реформирования;

— необоснованная политика государства по отстранению от правового регулирования рыночных механизмов, детерминирующих ухудшение ситуации в сфере налогообложения;

— правовой нигилизм в обществе, неподготовленность населения и хозяйствующих субъектов к законопослушной цивилизованной деятельности;

— недостаточная эффективность налогового контроля. Ресурсы, которые тратятся на налоговые органы, уходят на большое количество мелких, подчас низкорезультативных проверок;

— многочисленные реорганизации правоохранительных структур, осуществляющих непосредственную борьбу с налоговыми преступлениями;

— низкая квалификация сотрудников оперативного и следственного аппарата правоохранительных органов в сфере выявления и пресечения налоговых преступлений;

— целенаправленные действия преступного мира, преследующего в сфере экономики корпоративные интересы; и др.

Важным фактором, определяющим отношения налогоплательщика и сложившейся налоговой ситуации, является степень проработанности и совершенства налогового законодательства. Особое значение имеет недопущение возникновения «налоговых лазеек» (особенно внутренних оффшоров и льготных налоговых режимов). Большое количество налогов, сложность и запущенность налоговых правил — все это ведет к росту налоговых и других преступлений в сфере экономики.

Для выработки предупредительных мер противодействия системным факторам уклонения от уплаты налогов необходимы:

— аналитическая работа по выявлению легальных схем товарно-денежных потоков, позволяющих уходить от уплаты налогов, прогноз развития таких схем и выработка мер их недопущения;

— экспертиза и анализ государственных и ведомственных нормативных актов с точки зрения их возможного использования для уклонения от уплаты налогов;

— структурированный анализ уплаты налогов;

— анализ межотраслевых, межрегиональных товарных и финансовых потоков;

— разработка экономико-математической модели коррупционных процессов в налоговой сфере.

Условия, способствующие совершению преступлений в налоговой сфере, многочисленны и разнообразны по содержанию, что затрудняет их анализ и изучение. Очевидно, что указанные обстоятельства вызывают необходимость в класси-

фикации таких условий. В этой связи мы предлагаем следующую их классификацию.

1. Условия организационного характера:

— отсутствие надлежащего контроля со стороны государства за деятельностью налогоплательщиков;

— отсутствие контроля внутри самих хозяйствующих субъектов;

— недостатки в подборе, расстановке, воспитании кадров и контроле за их деятельностью.

2. Условия, объединяющие в себе недостатки нормативно-правового регулирования:

— несовершенство законодательства, в том числе уголовного, обусловливающее различного рода противоречия при регулировании налоговых правоотношений;

— неэффективность деятельности контролирующих органов.

3. Условия, содержащие в себе недостатки социально-экономического характера:

— неэффективность отечественной налоговой системы, которой свойственна изменчивость, сверхобъемность как по количеству налоговых платежей,так и по высоте налоговых ставок;

— изменение налогооблагаемой базы. На налогооблагаемую базу в совокупности существенно влияет ряд факторов. С одной стороны, это увеличение разрыва между произведенной и реализованной продукцией, неурегулированность взаимных расчетов, снижение рентабельности и рост числа убыточных предприятий, динамика инфляции, с другой стороны — изменение макроэкономических пропорций и форм собственности, имущественные сдвиги и усиливающаяся регионализация экономики6;

— экономическое положение налогоплательщика, обусловливающее мотивы его действий. Иногда люди, совершающие преступления в налоговой сфере, считают оптимальным быть привлеченным к ответственности, но сохранить добытое имущество в результате совершения преступления.

В связи с вышесказанным считаем необходимым отметить, что выявление условий, способствующих совершению налоговых преступлений, является важным компонентом в профилактической работе подразделений НП МВД России. Сущность требований по данному вопросу сводится к комплексному использованию в работе по выявлению негативных обстоятельств всех имеющихся в распоряжении подразделений НП МВД России возможностей при тесном взаимодействии с иными подразделениями органов внутренних дел, государственными учреждениями и организациями.

Отдельно хочется сказать о большом значении применения в профилактике налоговых преступлений оперативно-экономического анализа, результаты которого способствуют направленному изучению закономерностей совершения налоговых преступлений.

Использование оперативно-экономического анализа в деятельности оперативныхподразделе-ний НП МВД России по предупреждению налоговых преступлений позволяет:

— оценить состояние налоговой дисциплины в хозяйствующих субъектах;

— определить условия, которые могут быть использованы для злоупотреблений, а также определить конкретные криминогенные участки и объекты;

— выявить факты и признаки нарушений налогового законодательства, а также лиц, способствующих созданию условий налоговым преступлениям.

Следует также помнить, что оперативному сотруднику подразделений НП МВД России целесообразно выявлять обстоятельства, способствующие совершению налоговых преступлений в процессе:

— информационно-аналитической работы в ходе использования автоматизированных банков данных оперативно-разыскного назначения;

— проведения проверочныхмероприятий в рамках поступивших в подразделения по борьбе с налоговыми преступлениями заявлений и сообщений;

— осуществления оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий;

— изучения оперативныхматериалов и уголовных дел;

— изучения административной практики по привлечению налогоплательщиков к административной ответственности за уклонение от уплаты налогов в целях выявления наиболее злостных неплательщиков налогов;

— изучения нормативно-правовой базы, регулирующей налоговую сферу; и др.

Но необходимо отметить, что информация, получаемая указанными способами, подлежит обязательной проверке и анализу, в результате которого и выявляются условия, способствующие совершению налоговых преступлений. После чего в каждом конкретном случае намечаются определенные мероприятия по устранению условий, способствующих совершению рассматриваемой нами категории преступлений.

Проблемы в осуществлении общих профилактических мероприятий заключаются в том, что сами оперативные подразделения НП МВД России не наделены правами устранения условий совершения налоговых преступлений, они лишь обязаны в пределахсвоей компетенции принимать меры по их устранению. В этих целях оперативные сотрудники НП МВД России могут лишь:

1) использовать возможности печати, радио, телевидения.Так, распространение сообщений о совершении налоговых преступлений через различные телепередачи,опубликование фактов таких преступлений в периодической печати, использование телефона доверия — все это будет содействовать вовлечению населения в борьбу с такими преступлениями;

>8

I

Ш

I

О

&

со

е

0

1

£

£

■©■

О

&

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с

3

0 >5

1

Б

О.

?!

С

I

со

£

о.

ф

с

о

о

0

1 -о

Й

к

ф

с

о

0)

3

о

&

1

2 з-

I

I

Ф

I

О

Ф

&

><

со

е

0

1

£

ЕЕ

<3

§

•О-

О

&

О

с

3

0 >5

1 § Б

<3

О.

?!

С

I

со

ЕЕ

<3

о.

ф

с

о

о

0

1 -о

К

к

ф

ф

с

о

<3

0)

3

о

ф

о.

о

|2

03

б

3-

8

I

ш

2) готовить заинтересованным лицам сообщения и предложения, обеспечивающие принятие эффективных мер по предупреждению налоговых преступлений;

3) проводить комплексные мероприятия, проверки, рейды, операции совместно с различными государственными контролирующими органами;

4) изучать и анализировать состояние преступности в сфере налогообложения. Так, специальные сотрудники службы НП МВД России осуществляют постоянный мониторинг динамики налоговых преступлений, ее криминологических особенностей (статистические данные в динамике, анализ новых способов уклонения от уплаты налогов, личности налогового преступника, причин и условий налоговой преступности)7;

5) обобщать практику применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, разрабатывать предложения по его совершенствованию, подготавливать проекты нормативно-правовых актов, участвовать в разработке международных договоров, касающихся ведения подразделений по борьбе с налоговыми преступлениями.

Другим важным направлением деятельности подразделений НП МВД России по предупреждению налоговых преступлений является индивидуально-профилактическая деятельность.

Актуальность данного вопроса в значительной степени предопределяется тем, что индивидуально-профилактическая деятельность — это одно из сложнейших направлений работы подразделений по борьбе с налоговыми преступлениями. Успешное осуществлений такой деятельности предполагает наличие у оперативных сотрудников подразделений НП МВД России специальных познаний не только в области оперативно-разыскной деятельности, финансовой и налоговой сферах, но и в таких отраслях знаний,как психология и педагогика. Это обусловлено тем, что достаточно трудно оказывать воздействие на лиц, склонных к совершению преступлений в налоговой сфере, без изучения нравственных, психологическихосо-бенностей человека, установления причин индивидуального преступного поведения.

Анализ научной литературы позволяет нам говорить о том, что индивидуально-профилактическая деятельность подразделений НП МВД России представляетсобой основанную на законах и подзаконных нормативных актахсистему мер, осуществляемых во взаимодействии с другими контролирующими органами и направленных на выявление лиц, склонных к совершению налоговых преступлений, а также оказание на них профилактического воздействия с целью недопущения с их стороны совершения уголовно наказуемого деяния и формирования у таких лиц должного уровня правосознания.

Необходимо также иметь в виду, что индивидуально-профилактическая деятельность подразделений НП МВД России по содержанию неразрывно связана с общей профилактикой. А успешное осуще-

ствление деятельности по предупреждению налоговых преступлений может быть достигнуто только при рациональном сочетании обоих направлений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса, касающегося индивидуальной профилактики, следует сказать, что объектами индивидуально-предупредительных мер может являться конкретный налогоплательщик, руководитель или главный бухгалтер организации. Нами предлагается выделить некоторые категории лиц, которые должны стать объектами индивидуально-профилактического воздействия, осуществляемого подразделениями по борьбе с налоговыми преступлениями:

1) лица, допускавшие нарушения налогового законодательства;

2) лица, замышляющие и подготавливающие преступления в налоговой сфере;

3) лица, совмещающие работу в государственных структурах с предпринимательской деятельностью;

4) лица, привлекавшиеся в прошлом к ответственности за различные корыстные или финансовые проступки;

5) лица, обладающие значительными сомнительными капиталами, в том числе используемыми для отмывания денежных средств;

6) лица, поддерживающие дружеские и деловые связи с лицами, состоящими на оперативноразыскных учетах органов внутренних дел, а также с криминальными структурами и др.

Основной задачей подразделений по борьбе с налоговыми преступлениями в рамках индивидуально-профилактической деятельности является перемена ценностныхориентаций личности и устранение условий, создающих благоприятную обстановку для совершения налоговых преступлений. Такие задачи могут быть достигнуты в ходе осуществления мер воспитательного характера. «Меры воздействия представляют собой ядро индивидуальной профилактики; именно они призваны обеспечить устранение дефектов личности профилактируемого и тем самым уберечь ее от совершения преступления»8. Выбор определен-ныхметодов и средств индивидуально-профилактического воздействия на лиц, склонных к совершению преступлений в налоговой сфере, предполагает от оперативных работников НП МВД России творческий подход.

Традиционно в деятельности оперативныхпод-разделений в целях индивидуально-профилактического воздействия применяются два метода: метод убеждения и метод принуждения.

В ходе использования метода убеждения с целью индивидуальной профилактики уклонения от уплаты налогов оперативному работнику следует донести до профилактируемого лица сведения, ставящие своей целью отказ данного лица от совершения преступления в налоговой сфере.

Если по разным причинам метод убеждения не приносит желаемых результатов, оператив-

ным сотрудникам подразделений НП МВД России необходимо от убеждения переходить к принуждению.

Использование метода принуждения оперативными подразделениями по борьбе с налоговыми преступлениями в целях индивидуальной профилактики заключается в создании определенных условий, ограничивающих права и свободы про-филактируемых лиц.

В процессе применения метода принуждения в индивидуальной профилактике налоговых преступлений оперативным сотрудникам подразделений НП МВД России целесообразно использовать следующие меры:

— привлечение профилактируемых лиц к административной ответственности за совершение налоговых правонарушений;

— проведение проверок соблюдения профи-лактируемыми лицами налоговой дисциплины и др.

Если индивидуально-профилактическая деятельность не достигла необходимых результатов, а сведения об уклонении от уплаты налогов поступили в момент реализации умысла на совершение преступления, то оперативный сотрудник подразделения НП МВД России должен направить свои усилия на предотвращение данного налогового преступления.

В завершение хотелось бы указать на то, что эффективная защита экономических интересов нашего государства фактически не может быть достигнута только силами оперативных подразделений НП МВД России. С этой целью необходимы сочетание контрольно-регулирующих и правоохранительных функций государства, координация деятельности экономических и правоохранительных ведомств, расширение возможностей общественного контроля в сфере обеспечения право-

порядка. Это требует усиления роли государства при разработке и реализации системы мер по противодействию и снижению криминогенных факторов, влияющих на состояние экономической преступности в целом.

Примечания

1. См.: Криминология / Под. общ. ред. А.И. Долговой. — М., 1997. — С. 274.

2. См.: Лукашев В.А. Криминалистическое изучение личности при подборе участников следственного действия // Российский следователь. — 1999. — № 3. — С. 8—9.

3. Арефьев А.Ю. Теоретические аспекты оперативно-разыскной профилактики, осуществляемой аппаратами БЭП // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. — 2007. — № 2. — С. 40.

4. В научной литературе вместе с термином «предупреждение» используются и такие категории, как «профилактика» и «предотвращение». По нашему мнению, данные термины могут использоваться как взаимозаменяемые. Сообразно этому они используются в нашей статье.

5. См.: философский энциклопедический словарь. — М., 1983. — С. 89.

6. См.: Чернеева А.М. Основные социально-экономические причины налоговой преступности в современном российском обществе // Следователь. — 2006. — № 7. — С. 32.

7. См.: Саттаров Б.В. Профилактические меры и пути совершенствования применения уголовного закона о налоговых преступлениях // Следователь. — 2007. — № 3. — С. 45.

8. Профилактика преступлений: Учебное пособие. — Минск, 1986. — С. 130.

Ю.Н. Миленин

Миленин Юрий Николаевич — адъюнкт кафедры уголовного процесса Орловского юридического института МВД

России

Значение аудиовидеозаписи в производстве по уголовным делам о преступлениях в сфере экономики

Экономические отношения являются основополагающими для существования любого государства и общества. На современном этапе развития нашего общества данная сфера деятельности приобретает наибольшую актуальность. События, произошедшие в начале 1990-х годов, изменили социально-экономическую и политическую

ситуацию в стране, повлекли за собой криминализацию многих сфер общественной жизни, в том числе и экономических отношений. Продолжающийся рост экономической преступности, наличие механизмов ухода от ответственности, сложности, возникающие при производстве отдельных следственных действий — это лишь малая часть про-

Миленин Ю.Н. Значение аудиовидеозаписи в производстве по уголовным делам о преступлениях в сфере экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.