Научная статья на тему 'Некоторые особенности деятельности территориальных органов МВД России регионального уровня по выявлению и раскрытию налоговых преступлений на объектах сферы производства и оборота нефтепродуктов'

Некоторые особенности деятельности территориальных органов МВД России регионального уровня по выявлению и раскрытию налоговых преступлений на объектах сферы производства и оборота нефтепродуктов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА НЕФТЕПРОДУКТОВ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ МВД РОССИИ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ / БОРЬБА С НАЛОГОВЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ / СПОСОБЫ ИХ СОВЕРШЕНИЯ / THE SPHERE OF PRODUCTION AND SALE OF PETROLEUM PRODUCTS / THE TERRITORIAL BODIES OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA OF THE REGIONAL LEVEL / THE FIGHT WITH TAX CRIMES / THE WAYS OF COMMITTING TAX CRIMES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов П.И., Ребров А.А., Лобанов М.А.

В статье рассматриваются некоторые особенности деятельности территориальных органов МВД России регионального уровня по борьбе с налоговыми преступлениями на объектах сферы производства и оборота нефтепродуктов, предлагаются меры по ее совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some features of the activities of territorial bodies of the Russian Ministry of the Interior at the regional level for the identification and detection of tax crimes at the objects of production and sale of petroleum products

Some features of the activities of territorial bodies of the Russian Ministry of the Interior at the regional level for combating tax crimes at the objects of production and sale of petroleum products are considered. The measures for its improvement are proposed.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности деятельности территориальных органов МВД России регионального уровня по выявлению и раскрытию налоговых преступлений на объектах сферы производства и оборота нефтепродуктов»

12. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов / отв. ред. Л.И. Абалкин. М., 1993.

13. Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведеньем. СПб., 1889.

14. Шеслер А.В. Криминологическая характеристика и профилактика профессиональной преступности: учеб. пособ. Тюмень, 2004.

E-mail: rioakmvd-1@yandex.ru

П.И. ИВАНОВ,

профессор кафедры организации оперативно-разыскной деятельности, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор

(Академия управления МВД России)

А.А. РЕБРОВ*, М.А. ЛОБАНОВ**, слушатели II факультета (Академия управления МВД России)

Некоторые особенности деятельности территориальных органов МВД России регионального уровня по выявлению и раскрытию налоговых преступлений на объектах сферы производства и оборота нефтепродуктов

В статье рассматриваются некоторые особенности деятельности территориальных органов МВД России регионального уровня по борьбе с налоговыми преступлениями на объектах сферы производства и оборота нефтепродуктов, предлагаются меры по ее совершенствованию.

сфера производства и оборота нефтепродуктов; территориальные органы МВД России регионального уровня; борьба с налоговыми преступлениями, способы их совершения.

Сфера производства и оборота нефтепродуктов наряду с угледобывающей и энергетической отраслями входит в топливно-энергетический комплекс, который является базовым сектором экономики по добыче, переработке, реализации и транспортировке газа,

* Ранее — начальник отдела по оперативному обслуживанию объектов ТЭК, противодействию организованной преступности и терроризму Управления по налоговым преступлениям УВД по Рязанской области.

** Ранее — начальник Управления по налоговым преступлениям УВД по Рязанской области.

нефти, угля и других энергоносителей, а также обеспечивает жизнедеятельность страны и формирование значительной части ее бюджетных доходов и валютных поступлений.

Сферу производства и оборота нефтепродуктов составляют нефтеперерабатывающие, нефтехимические заводы, организации, осуществляющие хранение нефтепродуктов, предприятия по транспортировке и сбыту нефтепродуктов. По некоторым оценкам, переработкой нефти в нашей стране занимаются 106 предприятий и 20 филиалов, транспортировкой — 112 предприятий и 2 филиала, хранением — 113 предприятий, имеющих 1200 нефтебаз, количество автозаправочных станций в стране приближается к 25 тыс. [10, с. 1].

В указанной сфере действуют 28 крупных нефтеперерабатывающих заводов (мощностью от 1 млн т в год), а также нефтеперерабатывающие мини-заводы и заводы по производству масел. Протяженность магистральных нефтепроводов составляет около 50 тыс. км, нефте-продуктопроводов — 19,3 тыс. км. Россия занимает лидирующие позиции по объему добычи сырой нефти и обеспечивает 12 % от объемов мировой торговли нефтью. Свыше четырех пя-

47

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2011. № 4 (20)

48

тых объема российской нефти экспортируется в страны Европы, доля России на рынках которых составляет около 30 %. Основным направлением экспорта российских нефтепродуктов является европейский рынок [5].

Реализацию нефтепродуктов сопровождают много проблем, что требует от подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции принятия адекватных мер по обеспечению экономической безопасности в этой сфере.

Одним из проблемных вопросов организации деятельности по выявлению и раскрытию налоговых преступлений в сфере производства и оборота нефтепродуктов является четкое определение сущности налогового преступления в сфере производства и оборота нефтепродуктов.

Полагаем, что категорией «налоговых преступлений в сфере производства и оборота нефтепродуктов» должны быть охвачены уголовно наказуемые деяния, предусмотренные ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ либо ст. 159 УК РФ, если инкриминируемые деяния связаны с незаконным возмещением налога на добавленную стоимость, и когда данные деяния совершены одним из руководителей хозяйствующего субъекта, осуществляющего свою деятельность в сфере производства, приобретения, хранения, реализации, транспортировки, экспорта и импорта нефтепродуктов [6, 7].

Как представляется, особенности организации оперативно-разыскной деятельности территориальных органов МВД России регионального уровня по выявлению и раскрытию налоговых преступлений в сфере производства и оборота нефтепродуктов — это совокупность факторов (обстоятельств), влияющих на состояние противодействия налоговой преступности в указанной сфере.

Согласно анализу состояния деятельности по борьбе с налоговыми преступлениями в указанной сфере названная деятельность зачастую организована без должного учета специфических ее особенностей, что, в свою очередь, влияет на конечные результаты. Вследствие этого имеющиеся силы и средства территориальных органов МВД России на региональном уровне нередко используются нерационально.

Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, руководителям территориальных органов МВД России на региональном уровне следует принимать во внимание факторы, негативно влияющие на организацию выявления и раскрытия налоговых преступлений в рассматриваемой сфере.

В общем виде суть названной проблемы заключается в явном несоответствии принимаемых указанными органами мер по выявлению и раскрытию налоговых преступлений в сфере производства и оборота нефтепродук-

тов реально сложившейся криминогенной ситуации.

В статистической отчетности МВД России отдельной строкой выделена лишь преступность в сфере производства нефтепродуктов. Так, в 2010 г. в данной сфере выявлено 30 налоговых преступлений, в 2009 г. — 52, в 2008 г. — 57, в 2007 г. — 97, что свидетельствует, с одной стороны, о снижении уровня налоговой преступности, с другой — об увеличении уровня ее латентности. Криминально активные лица приспособились проводить легальные сделки (операции) с нефтепродуктами таким образом, чтобы извлекать из этого неконтролируемый доход. Подобного рода действия не всегда удается своевременно выявить и изобличить лиц, их совершающих.

Государственная инвестиционная политика в сфере производства и оборота нефтепродуктов предусматривает решение задач наращивания объема инвестиций и изменения их структуры1. Кроме того, меры государственной поддержки инвестиций заключаются в совершенствовании лицензионной политики и развитии лизинговых отношений2.

Инвестиционная политика субъектов Российской Федерации предусматривает поддержку инвестиционных проектов, связанных с производством и транспортировкой энергетических ресурсов, создание специальных экономических условий, обусловливающих рост производства и занятости на территории соответствующего региона.

Следует отметить, что факторами, негативно влияющими на функционирование сферы производства и оборота нефтепродуктов, являются снижение прибыльности и инвестиционной привлекательности большинства хозяйствующих субъектов; возложение инвестиционной нагрузки на собственные средства нефтеперерабатывающих предприятий; преимущественная ориентация предпринимательской активности на быстрое накопление финансового капитала, включая проведение спекулятивных операций в финансовом и торгово-посредническом секторе; нерациональное использование хозяйствующими субъектами инвестиционных ресурсов; высокая степень износа основных фондов, в частности оборудования, требующих капитальных вложений на модернизацию и реконструкцию.

Ведущие позиции в инвестиционном секторе сферы производства и оборота нефтепродуктов занимают вертикально интегрированные нефтя-

1 Ограничение прямого бюджетного финансирования не предусматривает отказа от инвестиций, осуществляемых под контролем государства. Инвестиционные программы развития данной сферы утверждаются Правительством РФ и финансируются из собственных средств организаций и привлеченных средств инвесторов.

2 Вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передача его в лизинг [3].

ные компании3, объединяющие на финансово-экономической основе полный цикл технологически взаимосвязанных производств, включая и внешнеэкономические операции. Следует отметить, что вертикально интегрированные нефтяные компании России представлены прежде всего холдингами4.

Наличие в указанной сфере нефтяных холдингов, с одной стороны, позволяет вести более интенсивную коммерческую деятельность, с другой — делает возможным совершение различных экономических и налоговых преступлений.

В целом, сфера производства и оборота нефтепродуктов России характеризуется наличием субъекта естественных монополий в сфере их транспортировки по магистральным трубопроводам [2, ст. 3]. В отношении указанного субъекта осуществляется повышенный государственный контроль, который накладывает дополнительные ограничения и обязанности по осуществлению финансово-хозяйственной деятельности. Необходимо учитывать, что субъект естественных монополий обязан вести раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности.

Система налогообложения для хозяйствующих субъектов в сфере производства и оборота нефтепродуктов также имеет свои особенности.

В перечень товаров, подлежащих обложению акцизами, в соответствии с пп. 7, 8, 9, 10, ч. 1 ст. 181 Налогового кодекса Российской Федерации входят такие нефтепродукты, как автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей5 и прямогонный бензин6, в связи с чем ряд хозяйствующих субъектов сферы производства и оборота нефтепродуктов являются плательщиками акцизов.

Кроме того, одна из особенностей налогообложения хозяйствующих субъектов сферы производства и оборота нефтепродуктов состоит

3 Правовой статус вертикально интегрированных компаний отдельным федеральным законом не урегулирован, их создание, реорганизация и ликвидация регулируются нормами гражданского законодательства о хозяйственных обществах, включая нормы об основных и дочерних обществах.

4 Холдинговой компанией (холдингом) признается организация любой организационно-правовой формы, в состав активов которой входят контрольные пакеты акций других организаций — по отношению к холдингу они становятся дочерними (в Гражданском кодексе Российской Федерации отсутствует понятие холдинга). Холдинговая компания юридическим лицом и создается, как правило, в форме акционерного общества.

5 Следует отметить, что такие смазочные материалы, как масла гидравлические, индустриальные, трансмиссионные, компрессорные и турбинные, являются самостоятельными видами масел и к подакцизным моторным маслам не относятся [8].

6 Прямогонный бензин — бензиновые фракции, полученные в

результате переработки нефти, газового конденсата, попутного

нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного и продукции нефтехимии [1, п. 10 ч. 1 ст. 181].

в ограничении применения специальных налоговых режимов.

Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных нефтепродуктов, не вправе применять упрощенную систему налогообложения [1, п. 8 ч. 3 ст. 346.12].

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие реализацию подакцизных нефтепродуктов через автозаправочные станции [1, ст. 346.27], а также газа через автогазозаправочные станции7, ведущие предпринимательскую деятельность в части оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование автозаправочных станций и автогазозаправочных станций [1, пп. 5 п. 2.2 ст. 346.26] не имеют права на применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Сфера производства и оборота нефтепродуктов характеризуется возможностью получения хозяйствующим субъектом-инвестором инвестиционного налогового кредита8 при проведении им научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства (в частности, направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами), осуществлении внедренческой или инновационной деятельности (создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, выполнения особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона).

Отметим, что производственная и хозяйственная деятельность в сфере производства и оборота нефтепродуктов в обобщенном виде осуществляется по следующему технологическому циклу: производство — транспортировка (перевозка) — хранение — реализация нефтепродуктов. Организации, осуществляющие реализацию нефтепродуктов, обладают повышенной привлекательностью для применения оптимизации налогообложения, а зачастую и применения различных способов уклонения от уплаты налогов.

К розничной торговле не относится реализация газа, в связи с чем налогообложение предпринимательской деятельности по реализации сжиженного газа с 1 января 2009 г. осуществляется в рамках иного режима налогообложения [4, пп. «е» п. 17 ст. 1].

Инвестиционный налоговый кредит — такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований [1, ст. 67] предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу (не менее чем на 50 %) с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть представлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет.

49

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2011. № 4 (20)

50

Например, руководители организаций, осуществляющих коммерческую деятельность по эксплуатации автозаправочных станций, стремятся занизить налогооблагаемую базу по налогам и сборам. Для достижения своей цели указанные лица регистрируют работников автозаправочной станции в качестве индивидуальных предпринимателей (для этой роли выбираются лица, приближенные к руководителям предприятий, пользующиеся у них большим доверием, либо лица, состоящие с ними в родственных связях) и в качестве системы налогообложения избирают упрощенную систему. Далее автозаправочная станция «на бумаге» передается в аренду данному индивидуальному предпринимателю и реализация нефтепродуктов через эту автозаправочную станцию осуществляется на основании соответствующего договора. Фактически общее руководство продолжает осуществлять руководитель организации — собственник автозаправочной станции, от которого и поступают все указания. По мере работы обороты предприятия доводятся до суммы, приближающейся к предельно допустимой при применении упрощенной системы налогообложения, предусмотренной Налоговым кодексом Российской Федерации, после чего руководители организации принимают решение о замене индивидуального предпринимателя на другого, и указанная схема повторяется.

В данном случае фактически должна применяться обычная система налогообложения вместо упрощенной, которая существенно снижает налогооблагаемую базу. Данная схема может варьироваться с применением договоров комиссии, включать в себя аффилированные организации и иные зависимые лица.

Перечисленные действия налогоплательщика, с одной стороны, можно отнести к налоговой оптимизации, под которой понимается уменьшение размеров налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, заключающихся в полном использовании всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов [9, с. 24]. С другой стороны, как показывает судебная практика, при наличии мнимых гражданско-правовых договоров можно расценить эти действия как уклонение от уплаты налогов, т. е. форму уменьшения налоговых обязательств и других платежей, при которых налогоплательщик умышленно или неосторожно избегает уплаты налогов или уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства [9, с. 19], за что руководители организаций привлекаются к уголовной ответственности.

При возникновении больших налоговых рисков даже при применении способов «оптимизации» налогообложения руководители организаций, осуществляющие реализацию нефтепродуктов, дополнительно используют и явные способы уклонения от уплаты налогов.

При применении хозяйствующим субъектом, осуществляющим реализацию нефтепродуктов, общей системы налогообложения наиболее привлекательной для уклонения от уплаты налогов является сфера исполнения обязанностей по исчислению и уплате налогов на добавленную стоимость и прибыль.

В целях уменьшения налогооблагаемой базы по налогам на добавленную стоимость и прибыль руководители хозяйствующего субъекта используют мнимые сделки на оказание услуг.

Одной из вышеуказанных сделок может являться заключение руководителем организации, осуществляющей реализацию нефтепродуктов, агентского договора, согласно которому она (организация, агент) принимает обязательства перед фиктивной организацией (принципалом) за вознаграждение совершать юридические и иные действия по его поручению. Таким образом, выручка, получаемая от реализации нефтепродуктов, в рамках указанного соглашения принадлежит фиктивной организации. В связи с этим хозяйствующий субъект сферы реализации нефтепродуктов при исчислении налогов на добавленную стоимость и прибыль с таких сделок в базу налогообложения включает лишь суммы агентского вознаграждения.

На основании сведений бухгалтерского учета руководителями предприятий заполняются налоговые декларации по налогам на добавленную стоимость и прибыль за отчетный период, в которых содержатся сведения о взаиморасчетах организации с фирмой-однодневкой по агентскому договору.

Использование фиктивных договоров на оказание услуг распространено и при реализации нефтепродуктов через автозаправочные станции.

Суть указанного способа уклонения от уплаты налогов заключается в том, что все реализуемое через автозаправочные станции топливо по документам значится как взятое на комиссию, и налоговой базой, соответственно, является лишь комиссионное вознаграждение — порядка 500 руб. с каждой реализованной тонны топлива, при этом комитентами выступают фиктивные фирмы. Фактически же топливо приобретается у известных фирм-оптовиков. В результате этой процедуры налогооблагаемая база уменьшается в разы, что, в свою очередь, позволяет автозаправочным станциям держать розничные цены ниже сложившихся на топливо в регионе и постоянно увеличивать оборот

из-за оттока клиентов с других автозаправочных станций.

Однако самым распространенным способом уклонения от уплаты налогов хозяйствующим субъектом, осуществляющим реализацию нефтепродуктов, является заключение договоров поставки по цепочке — от производителя к конечному покупателю. При этом в середине цепочки находятся льготные компании, фирмы из внутренних оффшоров или фирмы-однодневки, на счетах которых и оседает часть оборота и прибыли. Следует отметить, что нефтепродукты, проходя путь от завода-производителя до конечного покупателя (в цепочке может участвовать от двух до десяти и более юридических лиц), теряют свои качественные характеристики в связи с отсутствием должного соблюдения правил хранения, транспортировки и применения неправомерных способов увеличения объема нефтепродуктов.

Проведенный анализ свидетельствует о высокой степени криминализации системы налогообложения в сфере производства и оборота нефтепродуктов и необходимости совершенствования механизма обеспечения ее экономической безопасности, прежде всего территориальными органами МВД России регионального уровня, как одного из основных структурных звеньев МВД России.

Таким образом, сфера производства и оборота нефтепродуктов вследствие осложнения криминогенной ситуации остро нуждается в защите от преступных посягательств. Успешное решение этой задачи предполагает разработку и принятие на основе анализа совокупности факторов территориальным органом МВД России регионального уровня комплекса мер, направленных на совершенствование организации его деятельности на объектах названной сферы.

Список литературы

2. О естественных монополиях: Федеральный закон РФ от 17 августа 2005 г. № 147-ФЗ // Рос. газ. 1995. 24 авг.

3. О финансовой аренде (лизинге): Федеральный закон РФ от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ // Рос. газ. 1998. 5 нояб.

4. О внесении изменений в часть вторую Налогово-

го кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 155—ФЗ // Рос. газ. 2008. 30 июля.

5. Об утверждении Энергетической стратегии Рос-

сии на период до 2030 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября

2009 г. № 1715—р // СЗ РФ. 2009. 30 нояб.

6. Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений: приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 // Рос. газ. 2006. 25 янв.

7. О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности: указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации № 450/85/3 от 28 декабря 2010 г. // СПС КонсультантПлюс.

8. Общероссийский классификатор продукции ОК

005—93: постановление Госстандарта России № 301 от 30 декабря 1993 г. (в ред. от 23 декабря

2010 г.) // СПС КонсультантПлюс.

9. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Нало-

говая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика. М., 2007.

10. Долгачева О.И. Криминалистические основы расследования преступлений в сфере потребительского рынка нефтепродуктов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2010.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс.

E-mail: rioakmvd-1@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.