Арефьев А.Ю. Оперативно-разыскной контроль, осуществляемый подразделениями ЭБиПК в отношении лиц, требующих предупредительного воздействия
А.Ю. Арефьев
Арефьев Александр Юрьевич — доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности ОВД Нижегородской академии
МВД России, кандидат юридических наук, доцент
E-mail: [email protected]
Оперативно-разыскной контроль, осуществляемый подразделениями ЭБиПК в отношении лиц, требующих предупредительного воздействия
В статье кратко проанализирована научная литература по вопросам оперативно-разыскного контроля, применяемого оперативными подразделениями ОВД. Показаны задачи и особенности информационно-поисковой деятельности в криминальной среде. Определена целесообразность сочетания административно-предупредительных и оперативно-предупредительных мер воздействия. Представлена авторская дефиниция оперативно-разыскного контроля, осуществляемого подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции.
The article briefly analyses scientific sources on the issues of operative-and-search control used by operative subunits of the operative department. The article demonstrates tasks and specific aspects of information-and-search activity in the criminal context. The author justifies the wisdom of collaboration of administrative-preventive and operative-preventive measures of influence. The author describes his own definition of operative-search control exercised by the subunits of economic security and fight against corruption.
Понятие оперативно-разыскного контроля фиксирует регулятивное воздействие на конкретный тип личности. Личность преступника, а также обстоятельства, способствующие преступной деятельности, выступают как непосредственные объекты оперативно-разыскного контроля, а сам оперативно-разыскной контроль — как средство воздействия на поведение субъекта. Проблема осуществления оперативно-разыскного контроля, таким образом, непосредственно связана с проблемой оперативно-разыскного обеспечения предупреждения преступлений.
Лица, обстоятельства и факты, составляющие объект оперативно-предупредительной деятельности, отражаются в окружающем мире различными сторонами и свойствами. Однако не все из них находят прямое отражение в действительности. Например, мотивы лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, довольно редко получают такое отражение, но это не значит, что они не могут быть установлены в процессе оперативно-разыскной деятельности. Е.А. Доля отмечает, что возможность познания невидимого, неслышимого заложена в самих событиях объективной действительности, в объективных связях, существующих между явлениями, доступными для непосредственного восприятия органами чувств, и явлениями, недоступными для такого восприятия.
Указанной выше предпосылки недостаточно, чтобы познать отношения и свойства, недоступные непосредственному восприятию органов чувств. Другая предпосылка заложена во взаимосвязи чувств и разума, их принадлежности к человеческому сознанию1.
Познанию в оперативно-разыскной деятельности присущи особенности, отличающие его от дру-
гих видов познавательной деятельности. Подобные особенности проявляются и в области оперативноразыскного контроля.
Во-первых, в ОРД в большей мере осуществляется познание лиц, представляющих оперативный интерес в том реальном времени и пространстве, в котором они существуют и развиваются в действительности. Этой особенностью бытия оперативноразыскной деятельности объясняются наибольшие возможности по предупреждению преступлений по сравнению с аналогичными возможностями уголовно-процессуальной деятельности.
Во-вторых, к особенностям анализируемого познания следует отнести и то обстоятельство, что оно осуществляется в конспиративных условиях, когда сотрудники стремятся к тому, чтобы подлежащие контролю лица не знали о существовании в их отношении оперативного интереса. В отличие от этого познание объекта в уголовно-процессуальной деятельности происходит гласно и в основной массе при активном участии лиц, причастных к преступлению.
В-третьих, значительная часть познания в оперативно-разыскном контроле проходит опосредованно и под существенным влиянием установки. Речь идет о том, что конфиденты инструктируются и ориентируются на восприятие и запоминание информации, имеющей значение для оперативнопредупредительной деятельности. В отличие от этого субъекты уголовно-процессуальной деятельности не могут заранее настроить лиц на восприятие значимых для уголовного дела обстоятельств.
И.А. Климов подчеркивает, что теория ОРД изучает как механизм совершения преступлений, так и действия лиц, замышляющих, подготавливающих и совершающих противоправные деяния, противо-
действующих правоприменительным органам в изобличении преступников2.
При самом общем подходе оперативно-разыскной контроль, осуществляемый оперативными аппаратами, заключается в выявлении и учете лиц, склонных к противоправной деятельности, ведении в отношении их оперативно-профилактического наблюдения и оказания предупредительного воздействия. При этом один из основных этапов этой деятельности — выявление и учет лиц, склонных к совершению преступлений.
Существенным компонентом деятельности по установлению лиц, ведущих криминальный образ жизни, является определение характерных признаков, по которым осуществляется их поиск. В теории ОРД и в практической деятельности указанный поиск ведется по поведенческим признакам, определяемым как гласным, так и негласным путем.
В.Ф. Луговик полагает, что определенные поведенческие признаки следует рассматривать как информационные сигналы о намерениях лиц, склонных к совершению преступлений3. Возможность обнаружения таких сигналов обусловлена тем, что так или иначе преступные замыслы, отрицательные качества личности прослеживаются в высказываниях, поступках, действиях. Учет закономерностей формирования и внешнего проявления этих сигналов служит непременным условием повышения эффективности оперативного поиска лиц, склонных к совершению преступлений.
В.А. Лукин считает, что оперативно- профилактическая деятельность должна осуществляться преимущественно в отношении тех лиц, чье прошлое и настоящее поведение свидетельствует о возможности возникновения умысла на совершение нового преступления, но когда в их действиях нет состава преступления4. Такое утверждение представляется дискуссионным как с правовой, так и с оперативно-тактической точек зрения. Во-первых, наличие лишь умысла без каких-либо непосредственных действий по осуществлению преступного акта не является основанием для проведения в отношении данного лица мер оперативно-разыскного предупреждения. Вместе с тем, действия (как элемент объективной стороны преступного посягательства), в которых нет состава преступления, не могут выступать в качестве объекта предупредительного воздействия.
На практике доминирующим объектом оперативно-разыскного контроля является контингент лиц, стремящихся к совершению преступлений. Их установление осуществляется путем информационного и оперативного поиска.
Информационно-поисковая работа выступает как процесс научного познания фактов и обстоятельств, причинно связанных с преступными событиями, а также в качестве информационной основы для принятия решений по проведению тех или иных мероприятий оперативно-предупредительного характера.
Информационный поиск включает мероприятия по выявлению лиц, склонных к совершению престу-
плений, посредством изучения и обработки имеющейся в органах внутренних дел сведений. Данные об этой категории лиц содержатся в картотечных учетах, АИПС, делах оперативного учета, конфиденциальной информации, заявлениях граждан и других материалах.
Под оперативным поиском понимается комплекс разведывательно-поисковых мероприятий, осуществляемых на криминогенных объектах, с целью выявления лиц, склонных к совершению преступлений, и фактов, представляющих оперативный интерес.
Анализируя такой подход, В.Г. Бирюлькин отмечает, что наиболее важным направлением разведывательной работы является поиск. Последний осуществляется в местах, где наиболее часто фиксируется появление и концентрация членов преступных сообществ; на объектах, где осуществляется их преступная деятельность; в предпринимательских и коммерческих структурах, используемых преступными группами в качестве прикрытия; в сфере семейно-бытовых, родственных отношений любого из членов преступной группы, близкого окружения; по месту проживания членов преступных сообществ; среди лиц, оказывающих содействие осуществлению преступной деятельности, например консультанты, в области рыночных отношений; в среде, обслуживающей бытовые интересы членов преступных формирований; среди членов криминальных структур, отбывающих наказание в ИУ, а также содержащихся в СИЗО, ИВС; в сфере интимных связей лидеров, членов криминальных организаций5.
Близкой к позиции В.Г. Бирюлькина является и точка зрения А.Н. Синяпкина, определяющего объекты и направления поисковой работы применительно к топливно-энергетическому комплексу России6.
По нашему мнению, в дополнение к рассмотренным В.Г Бирюлькиным и А.Н. Синяпкиным направлениям следует отнести и поиск, осуществляемый в конкурентной среде. Конкуренты преступных группировок экономической направленности способны, преимущественно без документального оформления доверительных отношений, предоставить сотрудникам подразделений ЭБиПК искомые сведения. В основе подобного шага конкурентов лежат стремление освободить нужный сегмент рынка, отсрочка вынужденных криминальных отчислений, личные амбиции, неприязненные отношения и др.
Если выявление лиц, склонных к совершению преступлений, мест их концентрации достигается в результате использования широкого спектра оперативно-разыскных возможностей, то для их контроля в криминальной среде предпочтение отдается негласным источникам.
В.Ф. Луговик полагает, что оперативно-профилактическое наблюдение является профилактикой преступлений на индивидуальном уровне с использованием специальных сил, средств и методов. При этом основной целью такого наблюдения является
Арефьев А.Ю. Оперативно-разыскной контроль, осуществляемый подразделениями ЭБиПК в отношении лиц, требующих предупредительного воздействия
Арефьев А.Ю. Оперативно-разыскной контроль, осуществляемый подразделениями ЭБиПК в отношении лиц, требующих предупредительного воздействия
осуществление оперативно-разыскного контроля поведения профилактируемых лиц для обнаружения признаков, свидетельствующих о совершении ими преступлений, установление степени эффективности осуществляемых оперативно-профилактических мероприятий и недопущение активизации их преступной деятельности7.
Такое отождествление оперативно-профилактического наблюдения с профилактикой преступлений на индивидуальном уровне не является противоречивым. Однако индивидуальная профилактика, кроме оперативно-профилактического наблюдения, заключает в себе и активные наступательные действия по предотвращению и пресечению преступных деяний индивида и криминальных образований, в которых он функционирует.
Следует показать, что в прикладном учении прогнозирования индивидуального преступного поведения используется и термин «оперативноразыскная диагностика». A.A. Сергеев под оперативно-разыскной диагностикой криминогенных групп понимает процесс выявления и оценки их признаков с помощью различных возможностей оперативно-разыскной деятельности, которые дают основания классифицировать их по делам, а изучение относительно устойчивых свойств каждого из них позволяет прогнозировать поведение их членов и деятельность групп в целом в определенные периоды времени и различных ситуациях, а также принимать решения о дальнейших направлениях оперативной работы и тактике ее выполнения8.
Оперативно-разыскной контроль не исключает вмешательства, которым достигается задержка в развитии причинной связи, обусловливающей реализацию антиобщественных взглядов в общественно опасном деянии. Выбор способов оперативно- предупредительного воздействия зависит от характерных особенностей профилактируемого лица. При этом следует подчеркнуть, что чем обширнее и глубже проработаны сведения о каком-либо лице, тем больше существует направлений или оперативных комбинаций для позитивного влияния.
Широкий круг мер принудительного воздействия закрепляют нормы административного права.
При осуществлении оперативно-разыскного контроля подразделениями ЭБиПК используются как меры административно-правового принуждения, так и принудительные меры, установленные нормами административного права.
Б.В. Россинский и другие специалисты отмечают, что несмотря на ярко выраженный профилактический характер, административно-предупредительные меры осуществляются в принудительном порядке в процессе односторонней реализации юридически властных полномочий органов исполнительной власти. Административно-предупредительные меры не связаны с совершением правонарушений и нацелены на их предотвращение9.
В деятельности подразделений ЭБиПК по осуществлению оперативно-разыскного контроля целесообразно сочетание административно-пред-
упредительных и оперативно-предупредительных мер. Административно-предупредительные меры, считает И.Е. Бочкарев, это урегулированные диспозициями норм административного права действия и операции (как принудительного, так и непринудительного характера) органов исполнительной власти, иных органов государственного управления, органов местного самоуправления (их должностных лиц), представителей общественных формирований, осуществляемые при наступлении обстоятельств, указанных в законе, применяемые в определенном административно-процессуальном порядке, направленные на предупреждение правонарушений, объективно-противоправных деяний, недопущение их отрицательных последствий, а также предотвращение обстоятельств, угрожающих безопасности личности или нормальной деятельности государственных и муниципальных органов, предприятий, учреждений и общественных объединений10.
В некоторых случаях оправдано применение другой группы мер оперативно-предупредительного воздействия, связанных с задержанием лица за приготовительные к преступлениям действия, либо в момент покушения на совершение преступления.
Уместно вспомнить, что оперативно-предупредительное воздействие на криминальные формирования имеет свою специфику.
Так, одним из тактических приемов разобщения преступных групп, является проведение оперативных комбинаций с целью создания в группе конфликтной ситуации. Прямое воздействие означает непосредственное вмешательство внешних сил в ход конфликта в случае признанной опасности для общества, а также при переходе конфликтных взаимодействий непосредственно участвующих сторон к прямой агрессии по отношению друг к другу11.
Причинами конфликтов служат недовольство распределением криминальных доходов; неудовлетворенность отдельных лиц своим статусом в группе; взаимное недоверие и подозрения в негласном сотрудничестве с органами внутренних дел, личная неприязнь и т. п.
Создание и стимулирование конфликтных ситуаций в криминогенной среде с помощью оперативно-разыскных мер осуществляется в целях разобщения групп.
Представляется, что основные усилия в оперативной работе по разобщению криминальных структур должны направляться на столкновение внутригрупповых интересов. В частности, необходимо:
— формирование объективных факторов, способствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций;
— создание условий для максимализации подобных ситуаций и разрешения их конфликтными способами;
— поощрение субъективно-психологических причин конфликтов;
— разблокирование личностных причин в назревающих конфликтах.
В теории и практике оперативно-разыскной деятельности ОВД одним из эффективных способов разобщения группы признается изоляция лидера и активных членов группы путем привлечения их к уголовной ответственности за приготовление, покушение или совершение преступлений12.
Лидерская компонента является одним из основных консолидирующих элементов функционирования преступной группировки. Поэтому вытеснение и нейтрализация лидера способны существенно повлиять на снижение криминальной активности, а в отдельных случаях — повлечь прекращение деятельности группировки. Возможности оперативно-разыскных сил, средств и методов в переориентации этих групп с криминальной на общественно полезную представляются крайне ограниченными.
В качестве основных задач оперативно-разыскного контроля следует назвать:
— выявление признаков противоправной активности лиц;
— оперативное вмешательство в действия контролируемых лиц с целью недопущения их противоправной деятельности;
— оценка эффективности оперативно-предупредительных мер.
При формулировании таких задач в узком значении возможно применение терминов «криминальная активность», «криминальная деятельность» профилактируемых лиц. Однако такая терминология более характерна для оперативно-разыскного контроля аппаратов уголовного розыска. Специфика деятельности подразделений ЭБиПК допускает более широкое понимание противоправности действий лиц, требующих контроля. Эта особенность оперативно-разыскного контроля связана с тем, что значительная часть экономических преступлений граничит со сферой административных правонарушений. Например, обширная серия деликтов, изложенных в главе 14 КоАП РФ «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности», главе 15 «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг», и преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ) не всегда имеют четкую разграничительную линию.
В специальной литературе выделяют три режима оперативно-разыскного контроля — облегченный, нормальный, усиленный13.
Оперативно-разыскному контролю в облегченном режиме подвергаются лица, не имеющие устойчивой криминальной ориентации, но их противоправная, в первую очередь, административно наказуемая экономическая деятельность, свидетельствует о возможном вовлечении их в преступные группировки.
Нормальный режим характеризуется систематическим осуществлением оперативно-разыскных мер контроля лиц, поведение которых позволяет предполагать возможность их становления на путь совершения экономических преступлений.
В отношении лиц, осуществляющих конкретные действия, направленные на совершения экономических преступлений, следует устанавливать усиленный режим оперативно-разыскного контроля.
Таким образом, с учетом мнений теоретиков и практиков ОРД ОВД, специфики профессиональной деятельности сотрудников ЭБиПК возможно изложить авторскую интерпретацию оперативноразыскного контроля. Оперативно-разыскной контроль в отношении лиц, требующих предупредительного воздействия, заключается в системе мер наблюдения и проверки, с использованием возможностей ОРД, правомерного функционирования ее объектов с целью недопущения с их стороны экономических и иных преступлений, относящихся к компетенции подразделений ЭБиПК.
Прекращение оперативно-разыскного контроля, осуществляемого подразделениями ЭБиПК, возможно по двум основаниям:
— в связи с добровольным отказом лица от совершения преступления;
— предотвращением либо пресечением экономических и иных преступлений, относящихся к компетенции подразделений ЭБиПК.
В заключение следует указать на необходимость совершенствования последующего оперативно-разыскного контроля, нацеленного на решение задач оперативно-разыскного предупреждения рецидива преступлений экономической направленности. Прежде всего, речь идет о лицах, условно осужденных, а также условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания.
К.Е. Игошев отмечает, что эффективность последующего контроля в значительной мере зависит от научной обоснованности, экономической и психологической оправданности нормативных и ненормативных средств воздействия на лицо, нарушающее требования закона14.
Примечания
1. См.: Доля Е.А. Формирование доказательств на основе результатов оперативно-разыскной деятельности: монография. М., 2009. С. 13.
2. См.: Климов И.А. Оперативно-разыскная деятельность органов внутренних дел как процесс познания (проблемы теории и практики): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1995. С. 20.
3. См.: Луговик В.Ф. Оперативный поиск лиц, склонных к совершению краж личного имущества граждан, и оперативно-профилактическое наблюдение за их поведением: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1991. С. 16.
4. См.: Лукин В.А. Теоретико-прикладные основы оперативно-разыскной профилактики преступлений, совершаемых рецидивистами: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2003. С. 16.
5. См.: БирюлькинВ.Г. Оперативное внедрение в сфере борьбы с организованной преступностью: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2000. С. 18.
6. См.: Синяпкин А.Н. Организация и тактика борьбы органов внутренних дел с экономическими преступлени-
Арефьев А.Ю. Оперативно-разыскной контроль, осуществляемый подразделениями ЭБиПК в отношении лиц, требующих предупредительного воздействия
Арефьев А.Ю. Оперативно-разыскной контроль, осуществляемый подразделениями ЭБиПК в отношении лиц, требующих предупредительного воздействия
ями, совершаемыми в сфере оборота нефтепродуктов: дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2009. С. 100.
7. См.: ЛуговикВ.Ф. Указ. соч. С. 19.
8. См.: Сергеев А.А. Оперативно-разыскная профилактика групповой преступности несовершеннолетних и пути ее совершенствования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1992. С. 15.
9. См.: Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник для вузов. 3-е изд., пересм. и доп. М., 2007. С. 522.
10. См.: Бочкарев И.Е. Административно-предупредительные меры, применяемые милицией (по материалам органов внутренних дел Нижегородской области): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 12.
11. См.: Зайцев А.К. Социальный конфликт. 2-е изд. М., 2001. С. 93—94.
12. См.: Кухта А.А. Организация и тактика документирования преступных действий лидера-организатора преступного формирования: автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2002. С. 18.
13. См.: Зеленин Н.И. Оперативно-разыскной контроль криминальной среды в современных условиях (по материалам оперативно-поисковых подразделений ОВД): дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2002. С. 62.
14. См.: Игошев К.Е. Личность преступника и мотивация преступной деятельности. автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Свердловск, 1975. С. 37.
Д.В. Артеменко
Артеменко Дмитрий Викторович — начальник кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях
Нижегородской академии МВД России
E-mail: Paradox [email protected]
Актуальные вопросы оперативно-разыскного обеспечения действий подразделений специального назначения МВД России
Факт существования незаконных вооруженных фор- The criminal armed forces is the threat of the national
мирований является угрозой национальной безопасности. safety. The most topical issues of the operational-investi-B статье рассматриваются наиболее актуальные вопросы gative activity of special forces of the Russian MIA, when оперативно-разыскного обеспечения подразделений they carry out tasks of a counter-terrorist operation, are con-специального назначения МВД России в ходе выполне- sidered in this article. ния ими задач контртеррористической операции.
В директивных документах МВД России отмечено, что, несмотря на принимаемые меры анти-террористического характера и проведение ряда успешных спецопераций по ликвидации членов незаконных вооруженных формирований, остается сложной обстановка в Северо-Кавказском федеральном округе. На его территории совершено более 90% всех преступлений террористического характера. При этом их число выросло более чем на треть, а количество террористических актов — на четверть.
Оперативно-разыскная ситуация настоятельно диктует необходимость совершенствования сил, средств и методов борьбы с бандитизмом и терроризмом.
В ходе проведения специальных операций достижение успеха невозможно без осуществления оперативно-разыскных мероприятий, регламентированных Федеральным законом «Об оперативно-разыскной деятельности» от 12 августа 1995 года № 1441. Оперативные задержания и захваты, а равно и иные оперативно-боевые мероприятия, осуществляемые подразделениями специального
назначения МВД России, включают в себя скрытое наблюдение, выполнение оперативных установок, проведение мероприятий личного сыска.
Необходимо заметить, что апробированные на практике традиционные приемы получения оперативно значимой информации нередко отстают от складывающейся криминальной тактики и не обеспечивают результативного оперативного внедрения в бандитские и террористические группировки с целью их разобщения или подведения под удар подразделений спецназа МВД России.
В современных условиях проведения контртеррористической операции указанные подразделения МВД России значительную часть служебнобоевых задач выполняют вне пределов пунктов постоянной дислокации, посредством проведения целевых или комплексных операций с привлечением взаимодействующих органов и в тесном сотрудничестве с иными субъектами ОРД.
В зоне проведения контртеррористической операции сотрудники сталкиваются с ситуациями, когда им приходится принимать участие в операциях,