Научная статья на тему 'Принципы оперативно-предупредительного воздействия на экономическую преступность'

Принципы оперативно-предупредительного воздействия на экономическую преступность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
484
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арефьев Александр Юрьевич

С позиций теории оперативно-разыскной деятельности исследованы принципы оперативно-предупредительного воздействия на экономическую преступность. Выделены и рассмотрены принципы, прямо позиционированные законодателем. Проанализированы иные принципы, выработанные практикой, обоснованные наукой и вытекающие из норм оперативно-разыскного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of Operative-Preventive Influence on Economical Crimes

Principles of operative-preventive influence on economic crimes are examined from the positions of operative-search theory. The author singled out and studied the principles proposed by the legislator. The other principles offered by practice, promoted by science and norms of operative-search legislation are also analyzed.

Текст научной работы на тему «Принципы оперативно-предупредительного воздействия на экономическую преступность»

о

0

1 &

0 ф &

1

о

А.Ю. Арефьев

Арефьев Александр Юрьевич — доцент кафедры оперативной работы ОВД Нижегородской академии МВД

России, кандидат юридических наук, доцент

E-mail: Arefevnamvdrf@yandex.ru

0

1

8

СО

I

к

S

е

о

о

со

0

1 -О

с;

£

1

I?

&

0

1 CQ

S

ъ

Q.

ф

С

О

с

S

з-

I

S

с:

CQ

-Q

Q.

Принципы оперативно-предупредительного воздействия на экономическую преступность

С позиций теории оперативно-разыскной деятельности исследованы принципы оперативно-предупредительного воздействия на экономическую преступность. Выделены и рассмотрены принципы, прямо позиционированные законодателем. Проанализированы иные принципы, выработанные практикой, обоснованные наукой и вытекающие из норм оперативно-разыскного законодательства.

Principles of operative-preventive influence on economic crimes are examined from the positions of operative-search theory. The author singled out and studied the principles proposed by the legislator. The other principles offered by practice, promoted by science and norms of operative-search legislation are also analyzed.

Вопросам выделения принципов в различных сферах правовой системы общества в настоящее время уделяют внимание практически все ученые-юристы, производящие комплексное изучение той или иной проблемы.

Так, понимание и объяснение государственной политики противодействия преступности в сфере экономики невозможно без знания формирующих ее принципов, ибо последние в концентрированном виде выражают саму политику. Не случайно при определении уголовной политики принципы противодействия преступности ставят на первое место.

По мнению П.Н. Панченко, оптимизация уголовной политики в сфере экономического правопорядка должна осуществляться, прежде всего, с учетом требований приведения правоохранительной деятельности в соответствии с принципами законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости, гуманизма. Отдельные линии уголовной политики, развиваемые в рамках осуществления вышеназванных принципов, должны выражаться в этизации данной политики, то есть в укреплении морально-нравственных основ правоохранительной деятельности, включающей и некоторое усиление ответственности за отдельные виды преступлений, прежде всего, в целях более эффективного обеспечения безопасности человека от преступлений1.

Таким образом, главная линия, стратегические и тактические направления государственной политики противодействия преступлениям в сфере экономики определяются в конечном счете принципами данного противодействия, в соответствии с которыми строится ее система, правовое регулирование. Одновременно они предопределяют различные аспекты функционирования органов, осуществляющих эту деятельность.

Несмотря на то, что вопрос о принципах освещен в литературе достаточно подробно, он все же является дискуссионным.

В теории оперативно-разыскной деятельности существуют различные подходы к тому, что следует понимать под принципами. Например, В.Г. Бобров, рассматривая принципы оперативно-разыскной деятельности, определяет их как «основные концепции ОРД, соблюдение которых обязательно для всех сотрудников оперативных аппаратов в процессе оперативно-служебной деятельности. Ю.С. Блинов понимает их как основной замысел, так и важнейшие правила по организации и ведению борьбы с преступностью преимущественно негласными средствами и методами. В свою очередь, В.А. Шаров, с одной стороны, определяет принципы ОРД как знания о наиболее общих закономерностях и противоречияхоперативно-разыскной работы, с другой — рассматривает их как систему основополагающих идей, важнейших рекомендаций по организации и ведению ОРД»2.

С указанными высказываниями не соглашается В.Ф. Щербаков. По его мнению, система взглядов, то есть концепция, на различные явления и процессы может быть различна, в то время как принципы являются отправной точкой, исходным началом. Спорной является и трактовка Ю.С. Блиновым принципа ОРД как правила, поскольку последнее означает положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких-нибудь явлений. Данная категория чаще используется для обозначения положений, детализирующих содержание принципа,например,правила конспирации. По этим же причинам для В.Ф. Щербакова неприемлема и точка зрения В.А. Шарова3.

Следует подчеркнуть, что под принципами ОРД понимаются основополагающие начала, руководя-

щие идеи, отражающие убеждения и взгляды общества в лице его законодательных и правоохранительных органов на сущность, цели и задачи этой специфической государственно-правовой формы борьбы с преступностью.

Принципы ОРД сформировались в процессе практической деятельности оперативных аппаратов органов внутренних дел, были обобщены и сформулированы теорией ОРД и получили нормативное закрепление в действующем законодательстве и ведомственном правовом регулировании. Принятие Федерального закона «Об оперативно-разыскной деятельности» (далее — Федеральный закон «Об ОРД») придало принципам ОРД статус законодательных норм с соответствующим механизмом их реализации4.

В статье 3 Федерального закона «Об ОРД» закреплены четыре основных принципа оперативно-разыскной деятельности — законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Первым двум из них законодатель дал определение конституционных, то есть основанных на конституционных нормах, развивающих и конкретизирующих их.

Принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина традиционно относят к общеправовым принципам, то есть характерным для всех отраслей права. Их закрепление в законе обусловлено, во-первых, специфичностью правовых основ оперативноразыскной деятельности, до недавнего времени регламентировавшейся только ведомственными нормативными актами, а, во-вторых, тем, что сущность ОРД предполагает некоторые ограничения конституционных прав и свобод при выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений5.

В своих работах видные специалисты в области государственно-правовых наук (В.М. Баранов, В.Н. Карташов, С.В. Поленина и др.) подробно рассматривают принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, избавляя нас от подобного анализа6.

Принципы конспирации и сочетания гласных и негласных методов и средств неизвестны другим отраслям права, поэтому их традиционно относят к специальным (отраслевым) принципам ОРД.

Под конспирацией применительно к ОРД понимается сохранение в тайне ее сил, средств и методов, организационных и тактических аспектов осуществления. Конспирация подразумевает осуществление таких правил поведения, применения таких методов, приемов, способов, при помощи которых обеспечиваются скрытность проводимых оперативно-разыскных мероприятий (ОРМ), действий их субъектов, зашифровка целей и объектов ОРМ, сохранение в тайне отношений конфиденциального сотрудничества, информации (сведений, фактических данных), являющихся результатом (продуктом) такого сотрудничества7.

Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств содержит положения хотя и противоположные, автономные по содержанию, но не взаимоисключающие, а дополняющие друг друга. Выполнение одного не вызывает обязательности исполнения или исключения другого. ОРД в содержательной части предполагает проведение достаточно широкого перечня ОРМ, характер и содержание которых диктуется конкретными условиями и законодательными границами. Их проведение может быть как гласным, открытым для лиц, в отношении которых они проводятся, либо для окружающих, так и негласным, тщательно скрываемым от окружающих и самих объектов ОРМ8. В частности, опрос может носить как гласный, так и негласный характер.

В то же время в оперативно-профилактических операциях аппаратов БЭП при проведении комплекса ОРМ одни из них могут проводиться гласно, другие могут быть негласными. Например, при проведении гласного опроса можно негласно контролировать поведение опрашиваемого, его реакцию на информацию, выдаваемую ему в ходе беседы.

В специальной литературе освещены и другие выработанные оперативно-разыскной практикой и обоснованные наукой принципы:

1. Принцип гуманизма — один из присущих ОРД общеправовых принципов, вытекающий из оперативно-разыскной практики и содержания норм законодательства в области ОРД. Гуманизм оперативно-разыскной деятельности исходит прежде всего из приоритетности мер, принимаемых оперативными подразделениями, направленных на предупреждение преступлений (ст. 2 Федерального закона «Об ОРД»). Кроме того, в оперативной работе запрещено осуществлять действия, унижающие достоинство лица, приводящие к незаконному распространению сведений об обстоятельствах его личной жизни, ставящие под угрозу его жизнь или здоровье, необоснованно причиняющие ему физический ущерб или моральный вред.

2. Принцип равенства прав человека и гражданина перед законом в ОРД проявляется в закреплении в Федеральном законе положения о равенстве всех граждан перед оперативно-разыскным законом независимо от гражданства, национальности, пола, места жительства, имущественного, должностного и социального положения. Указанное положение ставится «во главу угла» при проведении таких оперативно-профилактических операций, как «Мигрант», «Контрафакт», «Иностранец» и некоторых других9.

3. Оперативно-разыскное предупреждение экономической преступности как направление ОРД сопряжено с возможным ограничением конституционных прав и свобод граждан, получением информации, затрагивающей их частную жизнь, и требует контроля и надзора за законодательным порядком ее осуществления, организации и про-

Арефьев А.Ю. Принципы оперативно-предупредительного воздействия на экономическую преступность

с

о

&

с

е

пре

скую

с

е

о

I

8

э

а

I

я

и

тв

с

й

е

зде

о

в

о

I

ь

Й

редит

дупре

еду

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-пре

о-

I

в

тив

а

р

е

п

о

п

и

ц

I

и

При

А

в

е

ь

ф

е

р

А

ведения проверок представителями различных ветвей власти. Принцип подконтрольности и под-надзорности фактически зафиксирован в ст. 20— 22 Федерального закона «Об ОРД»10.

4. Принцип оперативности (наступательности) вытекает из сути оперативно-разыскной практики и содержания норм оперативно-разыскного законодательства, например, ст. 1, абз. 2 ст. 2, п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об ОРД». В оперативности как принципе ОРД отражена защитная функция оперативно-разыскной деятельности, раскрывается ее поисковый предупреждающий характер.

А.Ю. Шумилов отмечает, что этот принцип проявляется в направленности ОРД на опережение:

— умышленного совершения лицами общественно опасного противоправного деяния, то есть на предупреждение совершения преступления, обнаружение его на этапе, называемом в теории уголовного права «голым умыслом»;

— умышленных действий лиц, совершивших неоконченное преступление, то есть пресечение преступления на стадиях приготовления и покушения;

— действий лиц, совершающих длящееся преступление, то есть на недопущение дальнейшего развития проистекающей преступной деятельности11.

Таким образом, предупредительный потенциал оперативности А.Ю. Шумилов рассматривает в предельно широком смысле. Большинство исследователей теории ОРД на основании ст. 30 УК РФ ограничивают оперативно-разыскное предупреждение рамками таких стадий неоконченного преступного посягательства, как приготовление к преступлению и покушение на преступление12.

5. Принцип использования конфидентов. Конфидент — обобщенное название категории физических лиц, участников ОРД, которые вступили на основаниях и в порядке, предусмотренном законодательством в области ОРД, в отношения тайного сотрудничества с оперативно-разыскным органом в лице его представителя для оказания содействия в решении конкретных задач ОРД, в частности предупреждения преступлений. Для оперативных подразделений привлечение отдельных лиц в качестве конфидентов к решению задач ОРД является условием реализации конституционной обязанности государства о соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств13.

6. Принцип соразмерности (адекватности) использования оперативно-разыскных мер решаемым задачам борьбы с преступностью означает, что оперативно-разыскные мероприятия могут проводиться только тогда, когда иным путем достичь поставленной цели невозможно. Данный принцип имеет весьма важное значение, поскольку ОРД по своему содержанию в определенной степени ограничивает конституционные права граждан на неприкосновенность частной жизни.

7. Принцип всесторонности, полноты, объективности производства дел оперативного учета. Всесторонность подразумевает выдвижение всех возможных оперативно-предупредительных вариантов и их последующую реализацию. Полнота означает такую степень глубины превентивных мер, которая позволяет однозначно принять соответствующее обоснованное и мотивированное юридически значимое решение. Под объективностью подразумевается непредвзятый подход к толкованию обстоятельств дела, недопущение однобокости, отсутствие как обвинительного, так и оправдательного уклона в ходе оперативной проверки и разработки. Кроме того, подчеркивает А.Ю. Шумилов, оперативник обязан принять меры к установлению причин и условий совершения общественно опасного деяния, если таковое будет установлено14.

Специалисты в области теории оперативно-разыскной деятельности качестве принципов признают довольно обширное число различных положений. В.Ф. Щербаков отмечает, что ряд авторов, рассматривающих принципы ОРД, включает в их число такие положения, которые фактически предопределяют организацию ОРД (сочетание централизованного руководства и инициативы, специализации, прогнозирования и др.). Например, В.М. Атмажитов является сторонником признания в качестве общего принципа ОРД такой категории, как плановость, полагая, что данная деятельность осуществляется как составная часть всей планируемой работы ОВД в целом. По его мнению, планирование создает основу для надежного взаимодействия и координации действий оперативных и других аппаратов между собой, а также с общественностью.

В.А. Шаров высказывается в пользу существования организационных принципов, которые касаются организации ОРД, обеспечивающей в числе других реализацию оперативными аппаратами ОВД своих функций. Д.В. Гребельский включает в число руководящих начал также элементы ее организации, такие как плановость, взаимодействие, специализация.

Б.Я. Нагиленко выделяет принципы организации оперативно-поисковой деятельности ОРД. Он полагает, что эти принципы отражают закономерности и обобщают практику оперативно-поисковой деятельности (ее руководящие идеи и правила), позволяя определить основы организации последней. К числу принципов оперативно-поисковой деятельности он относит специализацию, централизацию, оптимальное информационное обеспечение, комплексное использование возможностей всех служб, применение в сочетании различных средств, форм и методов ОРД.

Приведенный обзор В.Ф. Щербакова заканчивается выводом о том, что не следует смешивать принципы ОРД с иными ее категориями, и в частности с элементами организации работы, требованиями к ней либо отдельным ее элементам, задачам и т. п.15

ОТРЯСЁЕВЫЕ прявовые проблемы обеспечения экономической безопясиости

Представляется, что с позиций общей теории права критические замечания В.Ф. Щербакова верны лишь в определенной части.

В правоведении выделяются, во-первых, принципы, сформулированные учеными-юристами, которые выступают в виде фундаментальных идей и идеалов, отражающих достижения правовой мысли, практического опыта, объективные закономерности развития общества. Указанные принципы составляют важнейшую часть научного и профессионального правосознания, юридической политики и не являются формально обязательными для субъектов права. Во-вторых, обособляются в виде самостоятельных элементов принципы права, под которыми В.Н. Карташов понимает исходные нормативно-руководящие начала (императивные требования и т. п.), определяющие общую направленность, качество и эффективность правового регулирования общественных отношений. Исходные нормативно-руководящие начала выражают не только сущность права и закономерности его развития, но и в той или иной степени различные элементы и стороны правовой системы общества (правосознания и правовой культуры, юридической практики и т. п.), а также разнообразных сфер общественной жизни (экономическую, политическую, социальную и т. п.), которые они опосредуют16.

Таким образом, в большинстве случаев принцип права выступает в качестве регулятора общественных отношений (при детальном рассмотрении) не как одно (единое) нормативно-правовое предписание, а как система юридических императивов17.

По нашему мнению, принципы оперативнопредупредительного воздействия на экономическую преступность по степени конкретизации следует дифференцировать по двум видам. Во-первых, принципы, прямо позиционированные Федеральным законом «Об ОРД», то есть законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина,конспирации,сочетания гласных и негласных методов и средств. Во-вторых, принципы, выработанные практикой ОРД, обоснованные наукой и вытекающие из норм оперативно-разыскного законодательства, в частности, Федерального закона «Об ОРД»: гуманизм (ст. 2, 3, 5, ч. 2—4 ст. 8; ч. 1 и 3 ст. 10; п. 1 ч. 1 ст. 14); равенство прав человека и гражданина (ч. 1 ст. 8); подконтрольность и поднадзорность (ст. 20—22); оперативность (наступательность) (ст. 1; абз. 2 ст. 2; п. 1 ст. 14); использование конфидентов (ст. 1; п. 2 ч. 1 ст. 15; ст. 17, 18); соразмерность (адекватность) оперативно-разыскных мер (ч. 2, 6 ст. 8); всесторонность, полнота, объективность оперативнопредупредительных мер (ч. 5 ст. 5; ч. 1 ст. 8; ч. 1 ст. 10; п. 1 ст. 14).

Примечания

1. См.: Панченко П.Н. Оптимизация уголовной политики и проблемы правопорядка в экономике: Мо-

нография / Под ред. В.М. Баранова. — Н. Новгород, 2004. — С. 22—23.

2. Цит. по: Сурков К.В. Принципы оперативно-разыскной деятельности и их правовое обеспечение в законодательстве, регламентирующем сыск: Монография. — СПб., 1996. — С. 6—8.

3. См.: Щербаков В.Ф. Принципы государственной политики противодействия преступности в сфере экономики как теоретические основы ее формирования // Российский следователь. — 2005. — № 2. — С. 30.

4. См.: Основы оперативно-разыскной деятельности: Учебное пособие / Под ред. А.Е. Чечетина. — Барнаул, 2003. — С. 17.

5. См.: Левин Я.Г. Права человека и оперативноразыскная профилактика // Права граждан, правоохранительная и правоприменительная деятельность в России и Украине: состояние и перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции: В 2 ч. — Белгород, 2003. — Ч. 2. — С. 108—109.

6. См., например: Баранов В.М. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву: Выступление на круглом столе журнала «Государство и право» // Государство и право. — 1998. — № 7. — С. 20—21, 27—29; Баранов В.М. Система права, система и систематизация законодательства в правовой системе России: Учебное пособие / В.М. Баранов, С.В. Поленина. — Н. Новгород, 2002. — С. 239; Карташов В.Н. Теория правовой системы общества: Учебное пособие: В 2 т. — Ярославль, 2005. — Т. 1. — С. 101 — 118.

7. См.: Теория оперативно-разыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинско-го, Г.К. Синилова. — М., 2006. — С. 30.

8. См. там же. — С. 47.

9. Подробнее об этом см.: Арефьев А.Ю. Обеспечение прав человека в оперативно-разыскной профилактике преступлений, совершаемых в России мигрантами из Средней Азии и Закавказья // Проблемы дискриминации граждан по национальному признаку и деятельность правоохранительных органов в современной России: Материалы Международного научнопрактического семинара / Под ред. В.М. Баранова. — Н. Новгород, 2006. — С. 125—137.

10. См.: Теория оперативно-разыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К. Гаринова, В.С. Овчинско-го, Г.К. Синилова. — М., 2006. — С. 34, 752.

11. См.: Шумилов А.Ю. Курс основ оперативно-разыскной деятельности: Учебник для вузов. — М., 2006. — С. 31.

12. Подробнее об этом см.: Проблемы борьбы с хищениями в регионах России: Монография / А.П. Сев-рюков, П.Г. Пономарев, А.В. Борбат, К.Ш. Уканов. — М., 2003. — С. 169; Исаров О.Б. Оперативно-разыскная профилактика незаконного производства и оборота алкогольной продукции: Автореф. дис... канд. юрид. наук. — М., 2004. — С. 18.

13. См.: Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-разыскной деятельности» с постатей-

Арефьев А.Ю. Принципы оперативно-предупредительного воздействия на экономическую преступность

о

0

1 &

0 ф &

1

о

ш

ным приложением нормативных актов и документов / Авт.-сост. А.Ю. Шумилов. — М., 2004. — С. 25.

14. См.: Шумилов А.Ю. Основы уголовно-разыскного права (правовое регулирование оперативно-разыскной деятельности). Общая часть: Учебное пособие. — М., 2001. — С. 32.

15. См.: Щербаков В.Ф. Указ. соч. — С. 31.

16. См.: Карташов В.Н. Теория правовой системы общества: Учебное пособие: В 2 т. — Ярославль, 2005. — Т. 1. — С. 101—102.

17. См.: Карташов В.Н. Принципы права (некоторые аспекты понимания и классификации) // Юридические записки ЯрГУ им. П.Г. Демидова. — Ярославль, 1999. — Вып. 3. — С. 5.

0

1

8

СО

<3

I

К

S

е

о

ф

о

со

0

1 -0 с;

5

I

I?

6

0

1 со £ ъ Q. ф с о

с

S

з-

I

S

с:

со

-0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Q.

И.Ю. Артемов

Артемов Игорь Юрьевич — преподаватель кафедры экономики и финансов Нижегородской академии МВД

России

E-mail: zigvard@rambler.ru

Деятельность по получению взяток как элемент коррупционной угрозы экономической безопасности

В данной статье рассматривается одна из актуальных проблем, обозначенных Президентом России. Это проблема коррупции. В статье приводится авторская классификация видов противоправной деятельности, связанных с коррупцией (ст. 290 УК РФ). Коррупция рассматривается в качестве существенной угрозы национальной безопасности.

This article clarifies one of the major problems pointed out by the President of Russian Federation — problem of corruption. The article presents author’s classification of various kinds of illegal activity linked to corruption. Corruption is described as an essential threat to National security.

Получение взятки как преступное деяние предусмотрено ст. 290 УК РФ, но как и любое другое преступное деяние экономической направленности, не совершается по единой схеме. В зависимости от различных факторов каждое отдельно взятое преступление будет иметь индивидуальный характер, в связи с чем для его выявления, расследования и документирования необходимо привести комплексную классификацию по различным основаниям. Прежде всего потому, что действия работников правоохранительной системы, наряду с соответствием общему алгоритму действий, будут различны в зависимости от приведенных ниже видов схем преступной деятельности.

Получение взятки практически необходимо классифицировать прежде всего по степени сложности и продуманности схем преступной деятельности — от наиболее упрощенной к наиболее сложной схеме, а именно:

1. Простая (классическая) схема, когда происходит взаимодействие лица, вымогающего взятку, с одной (преступной) стороны, и лица, с которого вымогают взятку, с другой (пострадавшей) стороны. В свою очередь, взаимодействие происходит напрямую от взяткодателя к взяткополучателю. Например, Г.П. Хромеев, являясь должностным лицом, а именно директором Брянской областной филармонии,

получил денежные средства за предоставление помещений в аренду. Органами предварительного следствия действия Хромеева были квалифицированы по ч. 1 ст. 290 УК РФ (уголовное дело № 00118, возбужденное СО при Советском РОВД г. Брянска в 2003 году). На примере четко прослеживается взаимодействие двух сторон — преступника и потерпевшего от его преступных действий.

2. Сложная схема существует на основе классической схемы, но имеет дополнительное звено в цепочке преступной деятельности. В зависимости от имеющего место дополнительного усложняющего звена сложная схема подразделяется на следующие подвиды:

— групповая сложная схема, при которой в осуществлении преступной деятельности по получению денежных средств в качестве взяток задействованы два и более лица, например, в виде посредников при получении денежных средств;

— схема, осложненная мнимым временным отсутствием должностных полномочий у фигуранта, когда события преступления частично или полностью проходят в период временного приостановления должностных полномочий фигуранта по занимаемому должностному положению при наличии соответствующего внутреннего приказа по учреждению, в котором фигурант имеет положение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.