Арефьев А.Ю. Оперативно-разыскной контроль, осуществляемый подразделениями ЭБиПК в отношении лиц, требующих предупредительного воздействия
ями, совершаемыми в сфере оборота нефтепродуктов: дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2009. С. 100.
7. См.: ЛуговикВ.Ф. Указ. соч. С. 19.
8. См.: Сергеев A.A. Оперативно-разыскная профилактика групповой преступности несовершеннолетних и пути ее совершенствования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1992. С. 15.
9. См.: Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник для вузов. 3-е изд., пересм. и доп. М., 2007. С. 522.
10. См.: Бочкарев И.Е. Административно-предупредительные меры, применяемые милицией (по материалам органов внутренних дел Нижегородской области): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 12.
11. См.: Зайцев A.K. Социальный конфликт. 2-е изд. М., 2001. С. 93—94.
12. См.: Кухта A.A. Организация и тактика документирования преступных действий лидера-организатора преступного формирования: автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2002. С. 18.
13. См.: Зеленин Н.И. Оперативно-разыскной контроль криминальной среды в современных условиях (по материалам оперативно-поисковых подразделений ОВД): дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2002. С. 62.
14. См.: Игошев К.Е. Личность преступника и мотивация преступной деятельности. автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Свердловск, 1975. С. 37.
Д.В. Артеменко
Артеменко Дмитрий Викторович — начальник кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях
Нижегородской академии МВД России
E-mail: Paradox [email protected]
Актуальные вопросы оперативно-разыскного обеспечения действий подразделений специального назначения МВД России
Факт существования незаконных вооруженных фор- The criminal armed forces is the threat of the national
мирований является угрозой национальной безопасности. safety. The most topical issues of the operational-investi-B статье рассматриваются наиболее актуальные вопросы gative activity of special forces of the Russian MIA, when оперативно-разыскного обеспечения подразделений they carry out tasks of a counter-terrorist operation, are con-специального назначения МВД России в ходе выполне- sidered in this article. ния ими задач контртеррористической операции.
В директивных документах МВД России отмечено, что, несмотря на принимаемые меры анти-террористического характера и проведение ряда успешных спецопераций по ликвидации членов незаконных вооруженных формирований, остается сложной обстановка в Северо-Кавказском федеральном округе. На его территории совершено более 90% всех преступлений террористического характера. При этом их число выросло более чем на треть, а количество террористических актов — на четверть.
Оперативно-разыскная ситуация настоятельно диктует необходимость совершенствования сил, средств и методов борьбы с бандитизмом и терроризмом.
В ходе проведения специальных операций достижение успеха невозможно без осуществления оперативно-разыскных мероприятий, регламентированных Федеральным законом «Об оперативно-разыскной деятельности» от 12 августа 1995 года № 1441. Оперативные задержания и захваты, а равно и иные оперативно-боевые мероприятия, осуществляемые подразделениями специального
назначения МВД России, включают в себя скрытое наблюдение, выполнение оперативных установок, проведение мероприятий личного сыска.
Необходимо заметить, что апробированные на практике традиционные приемы получения оперативно значимой информации нередко отстают от складывающейся криминальной тактики и не обеспечивают результативного оперативного внедрения в бандитские и террористические группировки с целью их разобщения или подведения под удар подразделений спецназа МВД России.
В современных условиях проведения контртеррористической операции указанные подразделения МВД России значительную часть служебнобоевых задач выполняют вне пределов пунктов постоянной дислокации, посредством проведения целевых или комплексных операций с привлечением взаимодействующих органов и в тесном сотрудничестве с иными субъектами ОРД.
В зоне проведения контртеррористической операции сотрудники сталкиваются с ситуациями, когда им приходится принимать участие в операциях,
проводимых с привлечением сил и средств внутренних войск и подразделений специального назначения МВД России. В таких случаях на соответствующих сотрудников подразделений местных органов внутренних дел возлагается задача по оперативноразыскному обеспечению данной операции2.
Работа по организации оперативно-разыскного обеспечения специальной операции (далее — ОРОСП) проводится на всех условно определенных этапах ее проведения: в ходе подготовки, непосредственного осуществления и после ее завершения.
В основе мероприятий, осуществляемых на подготовительном этапе, лежат сбор, уточнение и анализ данных об оперативной обстановке в районе планируемой операции. При этом необходимо использовать возможности территориальных органов внутренних дел, военного командования, ФСБ и органов местного самоуправления.
Информационно-аналитический процесс заключается в следующем:
— в обобщении имеющихся данных о незаконных вооруженных формированиях (далее — НВФ), действующих в районе проведения специальной операции, и их возможных пособниках;
— уточнении информации о наличии конфиденциальных источников субъектов ОРД в районе планируемой специальной операции и возможности их использования;
— оценке данных, свидетельствующих о наличии практического опыта участия в подобного рода операцияху сотрудников оперативных подразделений и военнослужащих внутренних войск МВД России, привлекаемых для участия в контртеррористической операции;
— оценке данных об особенностях географических условий в районе планируемых действий;
— определении степени лояльности местного населения к законным органам власти и их отношения к участникам НВФ.
По мнению специалистов, указанные задачи решаются за счет активизации работы негласного аппарата, конкретизации заданий лицам, конфиденциально содействующим оперативно-разыскным органам, имеющим разведывательные возможности в зоне планируемой операции, получения информации через официальные источники.
Существенное значение имеют мероприятия по маскировке действий подразделений спецназа МВД России, дезинформации противника и сохранению в тайне замысла по проведению специальной операции. Основные усилия при проведении таких мероприятий необходимо направлять на дезинформацию участников НВФ посредством комплекса оперативно-разыскных мер относительно сроков, места, форм и методов проведения специальной операции. Кроме того, следует использовать и другие приемы отвлечения внимания, такие как демонстративная «активность» в других районах — сбор информации, облет территорий, «утечка» сведений при опросах местных жителей и т. д. Одновременно должна происходить подготовка
имеющихся негласных источников к участию в планируемой специальной операции и приобретение (по мере необходимости) дополнительных оперативных позиций.
Ряд исследователей считают, что работа с негласными источниками, привлекаемыми к участию в спецоперации, заключается в следующем:
— установлении наличия негласных источников в районе проведения планируемых мероприятий;
— определении направления использования для каждого из негласных источников (опознавате-ли, проводники и т. д.);
— отработке заданий, способов выполнения и линий поведения, а также способов надежной связи с оперативным составом.
Не на должном уровне остается гласное и негласное выявление имеющихся недостатков в боеготовности выделенных подразделений специального назначения и войсковых частей внутренних войск МВД России, проводимое во взаимодействии с органами безопасности в войсках или самостоятельно. Например, участие в подборе военнослужащих внутренних войск, привлекаемых к проведению оперативно-боевых мероприятий. Необходимо отстранить от участия в отдельных мероприятиях или операции в целом военнослужащих, в отношении которых имеются компрометирующие материалы о пособничестве НВФ.
Обращает на себя внимание проблема развертывания и организации работы пункта проверки граждан (ППГ) в районе планируемой специальной операции. Численный и персональный состав оперативной группы органов внутренних дел и других правоохранительных органов в таких случаях ограничен и не всегда подготовлен. Планируются необходимые проверочные мероприятия гласного и негласного характера.
Требует более тщательной подготовки взаимодействие подразделений и служб ОВД с Федеральной службой безопасности и военного командования. Сложность заключается в координации выполнения отдельных пунктов плана оперативноразыскного обеспечения специальной операции руководителем операции, организации общей системы связи, способов оповещения, управления и взаимодействия.
Особо сложными представляются мероприятия, направленные на ослабление НВФ до начала силовых действий, которые проводятся в рамках планируемой операции. Работа на данном направлении должна заключаться в осуществлении комплекса оперативных и оперативно-боевых мероприятий, направленных на захват отдельных членов НВФ, а также их пособников, разобщение НВФ, склонение отдельных участников НВФ к добровольной сдаче правоохранительным органам и выдаче незаконно хранящегося оружия и боеприпасов, понуждение НВФ выйти из труднодоступного района.
До начала силовых действий обязателен инструктаж личного состава подразделений специального назначения и внутренних войск МВД
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2013, № 21
71
Артеменко Д.В. Актуальные вопросы оперативно-разыскного обеспечения действий подразделений специального назначения МВД России
Артеменко Д.В. Актуальные вопросы оперативно-разыскного обеспечения действий подразделений специального назначения МВД России
России, привлекаемых к участию в проведении специальной операции.
Необходимость инструктажа объясняется тем, что к участию в спецоперации нередко привлекаются лица, имеющие недостаточное представление о содержании, целях и задачах ОРД. Поэтому следует акцентировать внимание на таких вопросах, как бдительность и личная безопасность, способы обнаружения тайников и убежищ по демаскирующим признакам, тактика и приемы действий НВФ по отрыву от преследования, типовые ухищрения, используемые при строительстве подземных укрытий, в том числе и минирования подходов к ним, доведение примет и признаков тех лиц, которых необходимо захватить живыми, тактика задержания и доставления подозрительных лиц и доставление их на пункт проверки граждан, порядок документирования противоправной деятельности и сбора вещественных доказательств.
В число мероприятий, осуществляемых в ходе проведения специальной операции, входит постоянное отслеживание и анализ изменений оперативной обстановки и информирование командования. Данная работа должна проводиться на основе работы с негласными источниками (проведение явок, тайниковых операций, сеансов радиосвязи и т. д.) и применения других средств оперативной деятельности. Необходимо подчеркнуть важность проведения ОРМ в отношении членов НВФ и их пособников. Здесь работа оперативного состава должна быть направлена на решение следующих задач:
— вербовка захваченных членов НВФ, а также их пособников;
— компрометация членов НВФ, а также дискредитация форм и методов их деятельности;
— разложение НВФ путем подрыва их экономических основ, организационных и межличностных связей;
— подвод НВФ под удар войсковых подразделений, артиллерии, авиации и т. д.3
В рамках оперативно-боевых мероприятий необходимо тщательно продумать организацию и тактику проведения засад, налетов, захватов и других мероприятий с целью причинения физического, материального и морального ущерба НВФ.
Остается актуальным осуществление неотложных оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий в местах захвата (обнаружения тел) членов НВФ, их пособников, проведение поисковопроверочных мероприятий в отношении лиц, задержанных в районе проведения специальной операции.
В ситуациях оперативного и физического розыска скрывающихся членов НВФ и их пособников по «горячим следам», а также материальных предметов, свидетельствующих о преступной деятельности, выступающих в качестве орудий совершения преступлений, существенное значение приобретает работа с представителями средств массовой информации.
Оперативный состав в ходе такого рода работы должен определять объем и содержание инфор-
мации, передаваемой журналистам для транслирования по теле-, радиоканалам, использовать возможности СМИ в ходе проведения акций по информационно-психологическому воздействию на НВФ и их пособников, а также местного населения.
На завершающем этапе производится анализ и критическая оценка результатов проведения операции. Прежде всего, такая работа должна быть направлена на выявление ошибок и недочетов в планировании специальной операции, организации взаимодействия с другими правоохранительными органами, упущений отдельных сотрудников и т. д. Одновременно продолжаются мероприятия по розыску членов НВФ и их пособников, скрывшихся с места проведения специальной операции, и их задержание. Осуществляется полный комплекс оперативно-разыскных, режимных и войсковых мер, направленных на установление местонахождения объекта розыска и его задержание. Как правило, такая работа строится с применением совместных оперативно-разыскных групп. Выявляются пособники, ранее неизвестные органам внутренних дел, активизируется работа по имеющимся в производстве делам оперативного учета и уголовным делам на основании информации, полученной в процессе работы с захваченными членами НВФ и их пособниками. При этом возможны перспективные оперативные игры с использованием захваченных и завербованных членов НВФ. Укрепляются оперативные позиции в районе проведения специальной операции.
Проведенная операция позволяет выявить неприкрытые в оперативном плане объекты и территории, определить контингент лиц, располагающих оперативно значимой информацией и представляющей интерес для органов внутренних дел, который необходимо рассматривать с точки зрения склонения таких лиц к сотрудничеству.
Далее необходимо организовать продолжение поисково-проверочной работы в отношении лиц, задержанных в ходе проведения специальной операции; участие в планировании и проведении мероприятий по информационно-психологическому воздействию на местное население, а также продолжение работы с представителями СМИ.
Эта работа должна быть, прежде всего, направлена на проведение дезинформационных мероприятий относительно форм и методов воздействия на НВФ, а также результатов проведенной операции с точки зрения перспектив оперативно-разыскной работы.
Примечания
1. Российская газета. 1995. 18 августа.
2. См.: Анищенко А.Ю. Тактико-специальная подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям при чрезвычайных обстоятельствах: учебное пособие. М., 2006. С. 193—198.
3. См.: Селивёрстов С.А. Оперативно-боевая деятельность спецподразделений милиции: монография. М., 2002. С. 560—564.