Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ГОСУДАРСТВЕ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ГОСУДАРСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
111
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / КОРРУПЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахмедханова Самира Телхановна, Балаянц Михаил Сергеевич, Быстрова Юлия Викторовна, Комоско Анна Александровна

В статье рассмотрены основы противодействия коррупционному поведению через призму проведения антикоррупционной политики в государстве. Проанализированы основные составляющие антикоррупционной политики (цели, задачи, принципы), сделаны выводы о необходимости создания отдельного нормативно-правового акта по антикоррупционной политике в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ахмедханова Самира Телхановна, Балаянц Михаил Сергеевич, Быстрова Юлия Викторовна, Комоско Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF ANTI-CORRUPTION POLICY IN THE STATE

The article discusses the basics of countering corrupt behavior through the prism of anti-corruption policy in the state. The main components of the anti-corruption policy (goals, objectives, principles) are analyzed, conclusions are drawn about the need to create a separate regulatory legal act on anti-corruption policy in Russia.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ГОСУДАРСТВЕ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_9_80 УДК 328.185

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ГОСУДАРСТВЕ THEORETICAL ASPECTS OF ANTI-CORRUPTION POLICY IN THE STATE

АХМЕДХАНОВА Самира Телхановна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права Северо-Кавказского института (филиала ) ВГУЮ РПА Минюста России. 367008, Республика Дагестан, г. Махачкала, пр-т Акушинского, 7. E-mail: cabinaken@mail.ru;

БАЛАЯНЦ Михаил Сергеевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, административного и уголовного права Среднерусского института управления-филиала РАНХиГС. 302028,Россия, Орловская обл., г. Орел, б-р Победы, 5А. E-mail: balayani300181@icloud.com;

БЫСТРОВА Юлия Викторовна,

доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного процесса и прокурорского надзора Орловского государственного университета им. И. С. Тургенева. 302026, Россия, Орловская обл., г. Орел, ул. Комсомольская, 95. E-mail: zukova57@mail.ru;

КОМОСКО Анна Александровна,

кандидат юридических наук, доцент,

заведующий кафедрой конституционного, административного и уголовного права Среднерусского института управления-филиала РАНХиГС. 302028,Россия, Орловская обл., г. Орел, б-р Победы, 5А. E-mail: 89103050004@ mail.ru;

AKHMEDKHANOVA Samira Telkhanovna,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Criminal Law of the North Caucasus Institute (branch) VGUY RPA of the Ministry of Justice of Russia. 7 Akushinsky Ave., Makhachkala, Republic of Dagestan, 367008. E-mail: cabinaken@mail.ru;

BALAYANTS Mikhail Sergeevich,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Constitutional, Administrative and Criminal Law Central Russian Institute of Management-branch of RANEPA. 302028,Russia, Orel region, Orel, Pobedy b-r, 5A. E-mail: balayani300181@icloud.com;

BYSTROVA Yulia Viktorovna,

Doctor of Law, Associate Professor, Head of the Department

of Criminal Procedure and Prosecutorial Supervision of I. S. Turgenev Orel State University. 95 Komsomolskaya str., Orel, Oryol region, 302026, Russia. E-mail: zukova57@mail.ru;

KOMOSKO Anna Aleksandrovna,

Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department of Constitutional, Administrative and Criminal Law Central Russian Institute of Management-branch of RANEPA. 302028,Russia, Orel region, Orel, Pobedy b-r, 5A. E-mail: 89103050004@ mail.ru

Краткая аннотация: в статье рассмотрены основы противодействия коррупционному поведению через призму проведения антикоррупционной политики в государстве. Проанализированы основные составляющие антикоррупционной политики (цели, задачи, принципы), сделаны выводы о необходимости создания отдельного нормативно-правового акта по антикоррупционной политике в России.

Abstract: the article discusses the basics of countering corrupt behavior through the prism of anti-corruption policy in the state. The main components of the anti-corruption policy (goals, objectives, principles) are analyzed, conclusions are drawn about the need to create a separate regulatory legal act on anti-corruption policy in Russia.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, коррупционное поведение, антикоррупционная политика.

Keywords: corruption, anti-corruption, corrupt behavior, anti-corruption policy.

Для цитирования: Ахмедханова С.Т., Балаянц М.С., Быстрова Ю.В., Комоско А.А. Теоретические аспекты антикоррупционной политики в государстве // Аграрное и земельное право. 2022. № 9(213). С. 80-82. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_9_80.

For citation: Akhmedkhanova S.T., Balayants M.S., Bystrova Yu.V., Komosko A.A. Theoretical aspects of anti-corruption policy in the state // Agrarian and Land Law. 2022. No. 9(213). pp. 80-82. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_9_80.

Статья поступила в редакцию: 21.07.2022

В настоящее время проблема противодействия коррупционным преступлениям в РФ приобрела широкомасштабный и комплексный характер. Государственное противодействие коррупции должно реализовываться в разных сферах жизни общества, на разных уровнях и с применением различных правовых средств и организационных форм. Чтобы применение таких средств и форм было эффективным, необходимо создание структурированной и строго определенной системы мер и приоритетов борьбы с коррупцией, т.е. создание антикоррупционной политики.

В разных источниках даются различные определения рассматриваемого понятия. К примеру, Н.В. Мамитова предлагает понимать под

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

антикоррупционной политикой научно обоснованную, последовательную и системную деятельность институтов государства и гражданского общества, связанную с профилактикой и сокращением негативного влияния коррупции, а также с устранением причин и условий, способствующих ее возникновению1.

Как и любая деятельность, противодействие коррупции в системе государственного управления имеет определенную цель - это, прежде всего, воздействие на факторы, обеспечивающие существование и устойчивость коррупции. Для достижения поставленной цели необходимо решение нескольких задач. Среди основных задач антикоррупционной деятельности можно выделить2:

1) постепенное, но неуклонное снижение уровня коррупции;

2) обеспечение интересов личности, общества и государства на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина в целях их защиты от угроз, связанных с коррупционными правонарушениями;

3) превенция совершения коррупционных правонарушений;

4) обеспечение ответственности лиц, совершивших коррупционные правонарушения, в соответствии с нормативными правовыми актами, предусматривающими тот или иной вид ответственности за совершение коррупционных действий;

5) возмещение вреда лицам, пострадавшим в результате совершения коррупционных правонарушений;

6) обеспечение доступа к информации о фактах коррупции, а также о коррупционных преступлениях в средствах массовой информации;

7) прогноз роста либо снижения коррупциогенных факторов, оценка эффективности мер антикоррупционной политики;

8) формирование правовой культуры общества и антикоррупционного общественного сознания.

Среди мер, направленных на противодействие коррупции в органах государственной власти можно выделить:

1) меры в области уголовного законодательства. К таковым относят, к примеру, возрождение института конфискации имущества применительно к делам о коррупционных преступлениях, ужесточение применяемых к взяточникам санкций.

2) меры в области административного законодательства. К таким мерам можно отнести, к примеру, модернизацию деятельности правоохранительных органов, обеспечение государственным служащим юридической системы гарантий.

3) меры в области трудового законодательства. Сюда можно отнести разработку мер антикоррупционного воздействия в отношении работников сферы социального обслуживания.

4) меры, применяемые в иных областях. Сюда отнесем, например, проверку доходов и расходов должностных лиц.

В статье 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» закреплены основные принципы противодействия коррупции, проводимого в России в настоящее время. Итак, противодействие коррупции в Российской Федерации основывается

3

на следующих основных принципах :

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Среди основных направлений противодействия коррупции в рамках антикоррупционной политики в РФ можно назвать: коррекция нормативных правовых актов, как в целом, так и в области, касающейся процесса осуществления противодействия коррупции; изменение принципов прохождения государственной службы; укрепление принципа независимости судебной системы; усовершенствование органов правоохранительной системы; осуществление координации антикоррупционной системы и др.

Необходимо понимать, что данные направления должны постоянно подвергаться корректировке, учитывая результаты исследований коррупционных фактов, изучения природы коррупции и исследования ее причин.

Реализация положений антикоррупционной политики осуществляется поэтапно и последовательно, включая в себя несколько стадий реализации политики. Речь идет о том, что основные способы и средства антикорруционной политики реализуются последовательно. По этому

4

критерию антикоррупционную политику разделяют на следующие стадии :

1) формирование антикоррупционных программ,

2) создание плана антикоррупционных мероприятий;

3) исследование состояния коррупции и анализ тенденций в ее развитии;

4) создание законопроектов, регулирующих противодействие коррупции в определенных сферах;

5) детальная антикоррупционная экспертиза законопроектов и проектов подзаконных актов, осуществление также других видов экс-

1 Мамитова, Н.В. Основные направления государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции / Н.В. Мамитова // Право и современные государства. - 2015. - №2. - С. 89.

2 Саттаров, Г.А. Антикоррупционная политика РФ. / Г.А. Саттаров. - М.: Фонд ИНДЕМ, 2004. - С. 93.

3 О противодействии коррупции: федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-Ф3 (ред. от 01.04.2022) // СЗ РФ. - 2008. - № 52. - Ст. 6228; 2022. - № 1. - Ст. 40.

4 Власенко, Н.А. Правовые средства противодействия коррупции: научно-практическое пособие / Н.А. Власенко. - М.: Юриспруденция, 2012. - С. 298.

пертиз;

6) оценка реализации антикоррупционной политики и состояния коррупции;

7) организация надзора за деятельностью государственных органов с целью оценки эффективности их деятельности.

Таким образом, считаем необходимым сделать вывод о том, что нормативное правовое регулирование антикоррупционной деятельности является базовой составляющей антикоррупционной политики. В настоящее время в отечественной правовой системе не создано единой отрасли законодательства, которая смогла бы четко регламентировать процесс осуществления в РФ антикоррупционной политики. Правовые нормы, регулирующие процесс противодействия коррупции хаотично разбросаны по всем отраслям права и находятся в нормативных правовых актах совершенно различного уровня. Именно создание отдельного законодательного акта позволит реализовывать и проводить эффективную антикоррупционную политику.

Библиография:

1. О противодействии коррупции: федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-Ф3 (ред. от 01.04.2022) // СЗ РФ. - 2008. -№ 52. - Ст. 6228; 2022. - № 1. - Ст. 40.

2. Власенко, Н.А. Правовые средства противодействия коррупции: научно-практическое пособие / Н.А. Власенко. - М.: Юриспруденция, 2012.

3. Мамитова, Н.В. Основные направления государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции / Н.В. Мамитова // Право и современные государства. - 2015. - №2. - С. 89-94.

4. Саттаров, Г.А. Антикоррупционная политика РФ. / Г.А. Саттаров. - М.: Фонд ИНДЕМ, 2004.

References:

1. On Combating corruption: Federal Law No. 273-FZ of December 25, 2008 (as amended on 04/01/2022) // SZ RF. - 2008. - No. 52. - St. 6228; 2022. - № 1. - Article 40.

2. Vlasenko, N.A. Legal means of combating corruption: a scientific and practical guide / N.A. Vlasenko. - M.: Jurisprudence, 2012.

3. Mamitova, N.V. The main directions of the state policy of the Russian Federation in the field of combating corruption / N.V. Mamitova // Law and modern States. - 2015. - No. 2. - pp. 89-94.

4. Sattarov, G.A. Anti-corruption policy of the Russian Federation. / G.A. Sattarov. - M.: INDEM Foundation, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.