Научная статья на тему 'ОСНОВНАЯ СИСТЕМА МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСНОВНАЯ СИСТЕМА МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
511
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахмедханова Самира Телхатовна

Цель исследования. Основные меры по предупреждению и профилактике коррупции - деятельность, осуществляемая федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по профилактике и борьбе с коррупцией. Присутствие элементов коррумпированности в системе образования способствует снижению качества образовательного процесса, формирует негативное отношение к данному явлению как у взрослых, так и, что страшнее всего, у подрастающего поколения. Основными профилактическими мерами, предложенными в данном исследовании являются: использование средств массовой информации, масс-медиа, с целью формирования в образовательной среде нетерпимого отношения к преступлениям коррупционной направленности, массовой пропаганды антикоррупционной деятельности, проведение в учебных заведениях занятий, направленных на формирование навыков антикоррупционного поведения, привлечение экспертов в антикоррупционную деятельность с целью выявления общего индекса уровня коррумпированности в образовательной среде, и проведение сравнительного анализа между учебными заведениями различных регионов для усиления профилактической работы, разработка программы локальной гласности, направленной на информирование участников образовательного процесса о деятельности наиболее ярких представителей низовой коррупции. Результаты данного исследования способствуют повышению эффективности механизма криминологического контроля коррупции в системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ахмедханова Самира Телхатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF KEY MEASURES FOR COUNTERACTING CRIMES OF CORRUPTION IN EDUCATION

The goal of the study. The key measures for preventing corruption are carried out by the federal bodies of state power, the bodies of state power of the subject of the Russian Federation, the bodies of local governance, the institutes of civil society, organizations and physical persons, acting within their jurisdictions to prevent and counteract corruption. The presence of corruption elements in the system of education leads to a lower quality of the educational process, and a negative attitude to this phenomenon among both adults and, most dangerously, the younger generation. The key prevention measures suggested in this study include: the use of mass media to promote intolerance towards crimes of corruption in the educational environment, mass promotion of anti-corruption activities, special classes at educational establishments aimed at developing anti-corruption behavior patterns, involvement of experts in the anti-corruption activities with the goal of determining the general index of the level of corruption in the educational environment, comparison of educational establishments of different regions to improve prevention work, development of the local transparency program aimed at informing the participants of the educational process of the most blatant cases of low-level corruption. The results of this study will contribute to improving the effectiveness of the mechanism of criminological control over corruption in the system of education.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНАЯ СИСТЕМА МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

ОСОБОЕ МНЕНИЕ SEPARATE OPINION

Научная статья УДК 343 EDN ZHPJNQ

DOI 10.17150/2411-6122.2022.2.79-85

ЕМ]

Основная система мер противодействия коррупционным преступлениям в сфере образования

С.Т. Ахмедханова

Северо-Кавказский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), г. Махачкала, Республика Дагестан, Российская Федерация, cabinaken@mail.ru

Аннотация. Цель исследования. Основные меры по предупреждению и профилактике коррупции — деятельность, осуществляемая федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по профилактике и борьбе с коррупцией. Присутствие элементов коррумпированности в системе образования способствует снижению качества образовательного процесса, формирует негативное отношение к данному явлению как у взрослых, так и, что страшнее всего, у подрастающего поколения. Основными профилактическими мерами, предложенными в данном исследовании являются: использование средств массовой информации, масс-медиа, с целью формирования в образовательной среде нетерпимого отношения к преступлениям коррупционной направленности, массовой пропаганды антикоррупционной деятельности, проведение в учебных заведениях занятий, направленных на формирование навыков антикоррупционного поведения, привлечение экспертов в антикоррупционную деятельность с целью выявления общего индекса уровня коррумпированности в образовательной среде, и проведение сравнительного анализа между учебными заведениями различных регионов для усиления профилактической работы, разработка программы локальной гласности, направленной на информирование участников образовательного процесса о деятельности наиболее ярких представителей низовой коррупции. Результаты данного исследования способствуют повышению эффективности механизма криминологического контроля коррупции в системе образования.

Ключевые слова: коррупция, предупреждение, преступление, профилактика, противодействие.

Для цитирования: Ахмедханова С.Т. Основная система мер противодействия коррупционным преступлениям в сфере образования / С.Т. Ахмедханова. — DOI 10.17150/2411-6122.2022.2.79-85. — EDN ZHPJNQ // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. — 2022. — № 2. — С. 79-85.

Original article

The System of Key Measures for Counteracting Crimes of Corruption in Education

S.T. Akhmedkhanova

North Caucasus Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (Russian Law Academy of the Ministry of Justice of Russia), Makhachkala, the Republic of Dagestan, the Russian Federation, cabinaken@mail.ru

Abstract. The goal of the study. The key measures for preventing corruption are carried out by the federal bodies of state power, the bodies of state power of the

subject of the Russian Federation, the bodies of local governance, the institutes of civil society, organizations and physical persons, acting within their jurisdictions to prevent and counteract corruption. The presence of corruption elements in the system of education leads to a lower quality of the educational process, and a negative attitude to this phenomenon among both adults and, most dangerously, the younger generation. The key prevention measures suggested in this study include: the use of mass media to promote intolerance towards crimes of corruption in the educational environment, mass promotion of anti-corruption activities, special classes at educational establishments aimed at developing anti-corruption behavior patterns, involvement of experts in the anti-corruption activities with the goal of determining the general index of the level of corruption in the educational environment, comparison of educational establishments of different regions to improve prevention work, development of the local transparency program aimed at informing the participants of the educational process of the most blatant cases of low-level corruption. The results of this study will contribute to improving the effectiveness of the mechanism of criminological control over corruption in the system of education.

Keywords: corruption, prevention, crime, counteraction.

For citation: Akhmedkhanova S.T. The System of Key Measures for Counteracting Crimes of Corruption in Education. Sibirskie Ugolovno-Processual'nye i Kriminalisticheskie Chteniya = Siberian Criminal Procedure and Criminalistic Readings, 2022, no. 2, pp. 79-85. (In Russian). EDN: ZHPJNQ. DOI: 10.17150/2411-6122.2022.2.79-85.

Введение

Коррупция в системе образования, к сожалению, проявляется практически на всех ступенях и уровнях — от дошкольного до послевузовского. Самой распространенной формой коррупции является использование бюджетных средств по нецелевому назначению, дача и получение взяток при аккредитации учебных учреждений, незаконное получение официальных документов об образовании, зачисление в учебные заведения вне конкурса, вымогательство со стороны преподавателей' в период сессии (выражается в завышенных требованиях при сдаче экзаменов и зачетов), давление со стороны студентов, которые не желают учить предмет, на преподавателей' (навязывание взятки), давление на преподавателей' со стороны коллег или руководства с целью сдачи студентами экзамена или получения зачета и др.

25 ноября 2020 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил дан-

ные о том, что доля коррупционных взаимоотношений в образовательной' сфере снизилась с 36 % в 2020 г. до 21 % в 2021 г. [1, с. 23-26].

24 марта 2021 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) было выявлено, что действия руководства страны, направленные на борьбу с коррупцией, с годами становятся все более заметны россиянам: так, если в 2015 г. индекс борьбы с коррупцией' составлял — 35 п., то в 2020 г. — 5 п. За последние два года он вырос на 13 п. (с — 8 п. в 2021 г.). Определенные результаты работы властей' в этом направлении сегодня отмечает каждый- второй- россиянин (50 %). Треть опрошенных (33 %) полагают, что ситуация за последний' год никак не изменилась (с 41 % в 2020 г.), и 13 % — что она даже ухудшилась. В топ-5 рейтинга коррумпированных сфер входят ГАИ (25 %) и полиция (22 %), судебная система (18 %). Другие сетовали, что данный- «недуг» постиг медицинскую сферу (14 %), крупный' бизнес (13 %),

ЖКХ (12 %), образование (9 %). Исходя из данных исследований, даже при снижении на протяжении нескольких лет коррупции в образовании, эта сфера остается одной' из самых коррумпированных [2, с. 464-466].

Основные меры по противодействию коррупции

Система противодействия коррупции в любой сфере строится на выявлении, анализе и минимизации детерминантов данного явления. По нашему мнению, основным фактором коррупции в общеобразовательной системе является низкая заработная плата учителей. Сегодня в образовательных учреждениях молодые учителя получают от 5 до 10 тысяч рублей (за эти средства учитель должен быть честным, с радостью приходить в класс, где 30-40 учащихся, и умудрится не упасть в голодный обморок перед школьниками). Низкий уровень заработной платы унижает учителя, приводит к снижению престижности его труда, а также побуждает к поиску дополнительного, чаще всего нечестного заработка.

Следует отметить, что в общеобразовательной системе уже делались попытки исправить ситуацию и начали вводить новую систему оплаты труда. В 2009 г. Министерством образования и науки РФ создан надтарифный фонд в образовательном учреждении для того, чтобы педагоги могли получать повышенную заработную плату за качественные результаты своего труда. Такое новшество осталось на бумаге, на деле заработная плата поднялась только у представителей управленческого аппарата. Поэтому считаем, что отсутствие профессионального удовлетворения педагогов от своей работы и отсутствие удовлетворенности педагогов своим социальным статусом являются

факторами коррупции в образовательной системе.

Фактором коррупции в образовании является его системный характер в сфере образования. Наиболее характерными видами преступлений, связанных с коррупцией в системе образования, являются [3, с. 293-296]:

- взятки за устройство детей в детские сады и специализированные общеобразовательные школы;

- взятки за сдачу Единого государственного экзамена;

- взятки за поступление в высшие учебные заведения;

- взятки за сдачу экзаменов и зачетов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

- продажа дипломов и аттестатов лицам, не прошедшим обучение в образовательном учреждении;

- незаконное решение проблем, связанных с лицензированием и аккредитацией учебных заведений.

На современном этапе по данным ГИАЦ МВД РФ 43 % от общего количества фактов взяточничества в образовательной системе приходится на общеобразовательную школу. По нашему мнению, благодатную почву для коррупции создает система вмешательства чиновников в сферу общего образования. Это — система государственных образовательных стандартов, аттестация и аккредитация образовательных учреждений, лицензирование, осуществление контрольных полномочий, а также повышение квалификации и категории учителей [4, с. 421-423].

Фактором коррупции в общеобразовательной системе является также правовой нигилизм населения. В Российской Федерации население не заинтересовано в качественном образовании. Основной интерес у населения направлен на получение документа об

образовании. С подачи родителей обучение в общеобразовательных учреждениях превращается в легализованную торговлю оценками, результатами Единого государственного экзамена и аттестатами.

Следует отметить, что действующее законодательство является фактором, детерминирующим коррупцию. Е.Р. Павлова в своем исследовании подчеркивает критичность положения нормативно-правовых актов регулирующих порядок привлечения к ответственности за преступления коррупционной направленности [4, с. 421-423]. Так, большие надежды по минимизации коррупции при приеме в вузы возлагались на Единый государственный экзамен. В свою очередь, единый государственный экзамен способствовал только усилению коррупции в общеобразовательной системе. По данным Рособорнадзора, в 2011 г. около половины экзаменационных работ выпускников, набравших на ЕГЭ сто баллов из ста возможных в Республике Дагестан, Республике Ингушетия и в Чеченской Республике не соответствовали таким высоким баллам [5, с. 308-311].

Такое положение подтверждает то, что в рамках Единого государственного экзамена шло активное и необоснованное взяточничество. Отрадно, что в последние годы усилился контроль при проведении единых государственных экзаменов. Но, несмотря на некоторые положительные новшества, по нашему мнению, система Единого государственного экзамена нуждается в серьезном реформировании. Организацией проведения Единого государственного экзамена должны заниматься совершенно независимые экспертные комиссии или следует дать возможность поступить в вуз любому желающему и по окончании первого семестра или перво-

го курса устраивать среди студентов жесточайший отбор. Не стоит забывать, что решение стратегической задачи модернизации российской экономики под силу только инициативным, творчески мыслящим и хорошо обученным людям. Все эти навыки формируются уже в стенах общеобразовательных учреждений [6, с. 65-67].

В целях противодействия коррупции в сфере общего образования важно совершенствовать процедуру аттестации педагогических кадров и развивать деятельность профессиональных педагогических сообществ для повышения статуса педагогов и общеобразовательных учреждений. Но для этого необходимо внести изменения в закон РФ «Об образовании».

Одним из основных способов противодействия коррупции в данной системе является антикоррупционная экспертиза проектов нормативно-правовых актов, разрабатываемых Министерством образования и науки Российской Федерации. Но и совершенствование законодательства не даст положительных результатов, если не изменить коррупционный климат в обществе, не проводить просветительскую работу с общественностью и постепенно не преодолевать коррупционную установку [7, с. 109-119].

Г.В. Мартыненко считает, что при повышение эффективности нормативно-правовых актов предусматривающих ответственность за коррупционные преступления необходимо обратить внимание на взаимодействие норма уголовного и административного права [8, с. 1211-1216].

С.К. Клещев утверждает, что необходимо создать организационный механизм противодействия коррупционным преступлениям внутри хозяйствующих субъектов, что будет способствовать

поддержанию должного уровня деловой репутации и повысит уровень экономической безопасности [9, с. 263-270].

К.А. Копытцева подчеркивает, что коррупция в системе образования способствует потере значимости этой области в сознании людей, уменьшению бюджетного финансирования образовательных учреждений, низкому уровню образованности, потери высококвалифицированных сотрудников и утечке умов за рубеж [10, с. 191-194].

Выводы

В заключение следует отметить, сфера общего образования в Российской Федерации не может быть свободна от коррупции, когда коррупцией заражено целиком все общество (нет конкурентной политической борьбы, честных выборов, честного суда, компетентных чиновников, депутатов) [11, с. 110-121]. Учитывая данное обстоятельство, коррупция в общеобразовательной системе не может быть минимизирована. С коррупцией в Российской Федерации следует бороться комплексно, начиная с верхних эшелонов власти и заканчивая сферой общего образования [12, с. 381-382].

Заключение

Основными общесоциальными мерами предупреждения коррупционных проявлений в системе образования, ко-

торые можно с легкостью распространить на все сферы жизнедеятельности общества, и в которых они будут реали-зовываться в полном объеме являются:

- в системе экономических отношений — необходимо провести экономические преобразования, направленные на пресечение коррупционных преступлений;

- в системе политических отношений — необходимо укрепить государственность, усилить демократическое сильное общество, развивать программу общественного контроля, преобразовать и развивать систему интерактивной обратной связи населения с представителями власти;

- в духовной сфере — необходимо развивать идеи социальной справедливости и внедрить механизмы антикоррупционного воспитания населения;

- в системе интеллектуального развития — необходимо выявить и обобщить все проявления коррупционных преступлений, и постоянно изучать причины и условия, способствующие развитию коррупционных преступлений;

- в правовой системе — необходимо осуществлять строгую законодательную регламентацию всех мер противодействия коррупции, исключить все правовые пробелы, совершенствовать методику проведения антикоррупционной экспертизы всех законопроектов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Абдуллаева Н.Д. Правовая ответственность медицинских работников: проблемы квалификации : учеб. пособие / Н.Д. Абдуллаева. — Москва : ВНИИ МВД РФ, 2012. — 46 с.

2. Ахмедханова С.Т. Коррупция в таможенных органах: причины и возможные методы предупреждения / С.Т. Ахмедханова, М. Саидов. — EDN XZEJRZ // Неделя науки — 2018 : материалы XXXIX итоговой науч.-техн. конф. преподавателей, сотрудников, аспирантов и студентов ДГТУ. — Махачкала, 2018. — С. 464-466.

3. Джамалова Б.Б. Основные причины и условия, порождающие коррупционную преступность в образовательной среде / Б.Б. Джамалова, С.Т. Ахмедханова. — EDN YCEHBY // Проблемы экономики и юридической практики. — 2020. — Т. 16, № 2. — С. 293-296.

4. Павлова Е.Р. Противодействие коррупции в контексте правового воспитания молодежи в системе образования Российской Федерации / Е.Р. Павлова. — EDN ММТЕКВ // Преемственность в образовании. — 2021. — № 28 (3). — С. 421-423.

5. Сурилов М.Н. Коррупция в российской системе образования как угроза инновационному развитию государства / М.Н. Сурилов. — EDN WPWLVD // Проблемы и механизмы оценки эффективности системы государственного и муниципального управления: теория и практика : сб. тез. докл. и статей межд. науч.-практ. конф. — Москва, 2016. — С. 308-311.

6. Дыжова А.А. Взяточничество в системе образования как наиболее опасная форма проявления коррупции / А.А. Дыжова. — EDN ZJUZOL // Научно-технический прогресс: актуальные и перспективные направления будущего : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. — Кемерово, 2018 — С. 65-67.

7. Грибановский С.П. Коррупция в системе высшего образования: опыт социологического анализа / С.П. Грибановский. — EDN JDYPQK // Вестник Могилевского государственного университета продовольствия. — 2017. — № 1 (22). — С. 109-119.

8. Мартыненко Д.Г. Коррупция в системы высшего государственного образования: уголовно-правовые и криминологические аспекты / Д.Г. Мартыненко. — EDN BGSQGQ // Эволюция российского права : материалы XIX междунар. науч. конф., Екатеринбург, 2930 апр. 2021 г. — Екатеринбург, 2021. — С. 1211-1216.

9. Клещев С.К. Механизм противодействия коррупции в системе обеспечения экономической безопасности национальных проектов в области науки и образования / С.К. Клещев. — EDN NJHCBU // Роль налогового планирования и учетно-аналитического обеспечения в безопасности функционирования хозяйствующих субъектов : сб. статей по итогам VII Междунар. межвуз. науч.-практ. конф. — Москва, 2021. — С. 263-270.

10. Копытцева К.А. Обеспечение экономической безопасности в сфере образования / К.А. Копытцева. — EDN GCVAKD // Экономическая безопасность: правовые, экономические, экологические аспекты : сб. науч. тр. VI Междунар. науч.-практ. конф. — Курск, 2021. — С. 191-194.

11. Мельков С.А. Институциональные аспекты противодействия коррупции в сфере образования: участие ФОИВ России / С.А. Мельков, А.Н. Перенджиев. — EDN EDZAIP // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук. — 2020. — № 3 (84). — С. 110-121.

12. Изюмов И.В. Правовые формы противодействия коррупции в системе образования / И.В. Изюмов. — EDN IRYQQD // Евразийский юридический журнал. — 2020. — № 5 (144). — С. 381-382.

REFERENCES

1. Abdullaeva N.D. Legal Responsibility of Healthcare Employees: Problems of Qualification. Moscow, All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs Publ., 2012. 46 p.

2. Ahmedhanova S.T., Saidov M. Corruption in the customs' authorities: causes and possible methods of prevention. The Week of Science — 2018. Materials of the XXXIX Conference. Mahachkala, 2018, pp. 464-466. (In Russian). EDN: XZEJRZ.

3. Dgamalova B.B., Akhmedkhanova S.T. The Main Reasons and Conditions Generating Corruption Offences in the Educational Environment. Problemy jekonomiki i juridicheskoj praktiki = Economic Problems and Legal Practice, 2020, vol. 16, no. 2, pp. 293-296. (In Russian). EDN: YCEHBY.

4. Pavlova E.R. Counteracting corruption in the context of legal education of young people in the educational system of the Russian Federation. Preemstvennost' v obrazovanii = Continuity in Education, 2021, no. 28, pp. 421-423. (In Russian). EDN: MMTEKB.

5. Surilov M.N. Corruption in the Russian system of education as a threat to the innovative development of the state. Problems and mechanisms of assessing the effectiveness of the system of state and municipal governance: theory and practice. Materials of International Scientific and Practical Conference. Moscow, 2016, pp. 308-311. (In Russian). EDN: WPWLVD.

6. Dyzhova A.A. Bribery in the system of education as the most dangerous manifestation of corruption. Technological advances: relevant and prospective future trends. Materials of the VI International Scientific and Practical Conference. Kemerovo, 2018, pp. 65-67. (In Russian). EDN: ZJUZOL.

7. Gribanovsky S.P. Corruption in the System of Higher Education:Sociological Analysisexperience. Vestnik Mogilevskogo gosudarstvennogo universiteta prodovol'stvija = Bulletin ofMogilev State University of Food Technologies, 2017, no. 1, pp. 109-119. (In Russain). EDN: JDYPQK.

8. Martynenkov D.G. Corruption in Higher Public Education: Criminal and Criminological Aspects. Evolution of Russian law. Materials of the XVII International Scientific Conference, Yekaterinburg, April 29-30, 2021. Yekaterinburg, 202 1 6 33ro 1211-1216. (In Russian). EDN: BGSQGQ.

9. Kleshhev S.K. The corruption counteraction mechanism in the system of ensuring economic security of national projects in science and education. The role of tax planning and accounting-analytical support in the security of enterprises' work. The Collection of Materials of the VII International Inter-University Research Conference. Moscow, 2021, pp. 263-270. (In Russian). EDN: NJHCBU.

10. Kopytceva K.A. Ensuring economic security in the sphere of education. Economic security: legal, economic, environmental aspects. Materials of the VI International Scientific and Practical Conference. Kursk, 2021, pp. 191-194. (In Russian). EDN: GCVAKD.

11. Melkov S.A., Perendjyev A.N. Institutional Aspects of Counteraction to Corruption in the Sphere of Education: Participation of FBEP of Russia. Vestnik Tadzhikskogo gosudarstvennogo universitetaprava, biznesa i politiki. Serijagumanitarnyh nauk = Bulletin of Tajik State University of Law, Business and Politics. Series of Humanitarian Sciences, 2020, no. 3, pp. 110-121. (In Russian). EDN: EDZAIP.

12. Izyumov I.V. Legal Forms of Combating Corruption in the Education System. Evraziiskii yuridicheskii zhurnal = Eurasian Law Journal, 2020, no. 5, pp. 381-382. (In Russian). EDN: IRYQQD.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Ахмедханова Самира Телхатовна — кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права, Северо-Кавказский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), г. Махачкала, Республика Дагестан, Российская Федерация, cabinaken@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Samira T. Akhmedkhanova — Ph.D. in Law, Ass. Professor, Department of Criminal Law, North Caucasus Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (Russian Law Academy of the Ministry of Justice of Russia), Makhachkala, the Republic of Dagestan, the Russian Federation, cabinaken@mail.ru.

Поступила в редакцию / Received 24.02.2022

Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 11.04.2022

Принята к публикации / Accepted 27.05.2021

Дата онлайн-размещения / Available online 04.07.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.