Научная статья на тему 'Теоретическая модель профессиональной подготовки специалиста физкультурно-спортивной сферы'

Теоретическая модель профессиональной подготовки специалиста физкультурно-спортивной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛИСТ / НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛ / ПОЛНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ЛИЧНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THEORETICAL FRAMEWORK / PROFESSIONAL TRAINING / SPECIALIST / SOFT SKILLS / PROFESSIONAL / COMPETENCE / THE COMPLETE PROFESSIONAL READINESS / PERSONALITY'S AND ACTIVITY'S PROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколовская С.В.

Цель исследования выявление факторов эффективной подготовки специалистов для практической деятельности в сфере физической культуры и спорта, обеспечения их профессионального становления и личностного роста как профессионалов и разработка теоретической модели этой подготовки. Центральной задачей является определение ключевого фактора, способствующего формированию полной психологической и профессиональной готовности специалиста к деятельности. Проведенное исследование показало значительную роль надпрофессиональных компетенций в характеристике субъекта деятельности как профессионала, в отличие от специалиста, компетенции которого определены образовательными стандартами. Психологический анализ надпрофессиональных компетенций помог выявить ключевой фактор, определяющий готовность профессионала, и на этой основе построить теоретическую модель его профессиональной подготовки. В разработке заявленной модели учитываются как общие, так и сугубо специфические факторы профессионального становления личности в физкультурно-спортивном образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколовская С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical framework of professional training for specialist in physical culture and sport sphere

Main goal of research is the search conditions and factors, determined of successful professional training of specialists for activity in the sphere of physical culture and sport, and ensuring theirs professional developing and personality's growth as professionals. Elaboration the framework of this training. The main problem is a search of general factor, determined of the complete psychological and professional readiness. The question is about such degree of readiness, which corresponds to professional's description. So named complete psychological and professional readiness is the basis of professionalism. We are found out essential role of soft skills in professional's description, unlike specialist's readiness, described mainly of standards competences for activity in physical culture and sport sphere. Analysis of soft skills allowed to find general factor of professional's readiness and to construct the framework of his professional training. In elaboration of named theoretical framework it take into account both the general and especially specific factors of personality's professional growth in physical culture and sport educational sphere.

Текст научной работы на тему «Теоретическая модель профессиональной подготовки специалиста физкультурно-спортивной сферы»

УДК 159.352

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СФЕРЫ

С.В. Соколовская

Аннотация. Цель исследования - выявление факторов эффективной подготовки специалистов для практической деятельности в сфере физической культуры и спорта, обеспечения их профессионального становления и личностного роста как профессионалов и разработка теоретической модели этой подготовки. Центральной задачей является определение ключевого фактора, способствующего формированию полной психологической и профессиональной готовности специалиста к деятельности. Проведенное исследование показало значительную роль надпрофессиональных компетенций в характеристике субъекта деятельности как профессионала, в отличие от специалиста, компетенции которого определены образовательными стандартами. Психологический анализ надпрофессиональных компетенций помог выявить ключевой фактор, определяющий готовность профессионала, и на этой основе построить теоретическую модель его профессиональной подготовки. В разработке заявленной модели учитываются как общие, так и сугубо специфические факторы профессионального становления личности в физкультурно-спортивном образовательном пространстве.

Ключевые слова: модель, профессиональная подготовка, специалист, надпрофессиональные компетенции, профессионал, полная профессиональная готовность, профессионализм личности и деятельности.

THEORETICAL FRAMEWORK OF PROFESSIONAL TRAINING FOR SPECIALIST IN PHYSICAL CULTURE AND SPORT SPHERE

S. Sokolovskaia

Abstract. Main goal of research is the search conditions and factors, determined of successful professional training of specialists for activity in the sphere of physical culture and sport, and ensuring theirs professional developing and personality's growth as professionals. Elaboration the framework of this training. The main problem is a search of general factor, determined of the complete psychological and professional readiness. The question is about such degree of readiness, which corresponds to professional's description. So named complete psychological and professional readiness is the basis of professionalism. We are found out essential role of soft skills in professional's description, unlike specialist's readiness, described mainly of standards competences for activity in physical culture and sport sphere. Analysis of soft skills allowed to find general factor of professional's readiness and to construct the framework of his professional training. In elaboration of named theoretical framework it take into account both the general and especially specific factors of personality's professional growth in physical culture and sport educational sphere.

Keywords: theoretical framework, professional training, specialist, soft skills, professional, competence, the complete professional readiness, personality's and activity's professionalism.

Общей целью нашего исследования является определение комплекса условий и факторов эффективной подготовки специалистов к практической образовательно-воспитательной, организационной, спортивной деятельности в сфере физической культуры и спорта (ФКиС), построение на этой основе теоретической модели такой подготовки. Достижение этой цели требует изучения и анализа большой совокупности не только наиболее общих психолого-педагогических факторов образовательного процесса, но и не меньшего числа сугубо специфических особенностей образовательного пространства ФКиС. Однако, ключевой задачей в построении теоретической модели названной подготовки является поиск и нахождение генерального фактора, определяющего полную

(complete), комплексную психологическую и профессиональную готовность специалиста к деятельности. Речь идет о формировании в образовательном процессе основ

«профессионализма деятельности и

профессионализма личности» [4] будущего специалиста - педагога-тренера, спортивного психолога, физиолога, организатора ЗОЖ и физкультурно-спортивной деятельности,

спортсмена, специалистов новых современных профессий. Критерием профессионализма как раз и выступает так называемая полная готовность (психологическая, духовная, профессиональная и др.) К сожалению, в рамках образовательных стандартов, как действующих в настоящее время, так и предстоящих в ближайшем будущем, выявить искомый ключевой фактор и заложить

его «краеугольным камнем» в основание разрабатываемой теоретической модели не представляется возможным.

Задача воспитания профессионала -актуальна во всей истории культуры человеческого общества. Конечно, в каждый период этой истории выдвигаются свои особенные требования к подлинному профессионалу своего дела, обусловленные реалиями рассматриваемого конкретного периода [3;5;11]. Это особенно касается собственно сегодняшнего временного периода с его специфической динамикой и подходами [15]. Тем не менее, важной задачей является поиск инварианта профессионализма. Например, ярким образцом наиболее общего описания особых требований к деятельности и личности врача как профессионала, в отличие от врача как специалиста медицинской сферы, является известная Клятва Гиппократа. Подлинный текст ее, к великому сожалению, вряд ли известен большинству сегодняшних медиков, но сегодняшние ВРАЧИ-профессионалы называют ее «Конституцией для врачебного сообщества» (В. Ларичев [7, с.122]).

Современные условия развития как социально-экономического, так и общественно-политического вызывают к жизни принципиальные изменения подхода к профессионализму и к пониманию факторов его формирования [14]. Разговор не только о расширении понятия профессионализма «за счет переноса акцентов от деятельностного к личностному аспекту» [14, с.153]. Важнейшим аспектом является творческое преобразование самой профессиональной деятельности, развитие и усложнение ее структуры, расширение функций, углубление ее ценностно-смыслового и духовно-нравственного содержания [6;12;13].

Согласно исследованиям в акмеологии [4], «профессионализм представляет собой единство двух подструктур: профессионализма личности и профессионализма деятельности» [4, с.15]. «Под профессионализмом деятельности понимается квалификация и компетентность

(профессиональные навыки, умения, рабочие алгоритмы, способы решения задач, стабильность, продуктивность и т.п.). Профессионализм личности - высокий уровень развития профессионально важных личностно-деловых качеств, креативности, мотивации, ценностных ориентаций, коммуникации и т.д., определяющих прогрессивное развитие и личности, и деятельности». Можно полагать, что профессионализм деятельности - это то, что

предусмотрено образовательными стандартами и подлежит формированию в профессиональном образовании специалиста. Для профессионала нужны еще надпрофессиональные компетенции (soft skills), отвечающие за успешное, творческое участие в деятельности, за общение и взаимодействие с людьми, за служение им, за личностный рост, за любовь и преданность своему делу и т.п. [16] Эти «компетенции» относятся не к «ремесленным», рабочим, а, в большей мере, к жизненным и личностным навыкам, а по А. Маслоу [8], не к дефициентным, а к бытийным факторам (свойствам, качествам) личности. Именно поэтому поиск генерального фактора профессионализма невозможен, как отмечалось выше, в рамках образовательных стандартов, поскольку он (этот самый G-фактор), как мы полагаем, должен быть интегратором профессиональных и надпрофессиональных компетенций.

Таким образом, в качестве исходной для построения заявленной теоретической модели можно принять идею о том, что полная готовность (психологическая, профессиональная, духовно-нравственная и др.) к деятельности, которая характеризует профессионала, в отличие от специалиста, представляет собой «профессионализм деятельности», наполненный «духом личности», то есть дополненный и обогащенный «профессионализмом личности» с ее многочисленными надпрофессиональными компетенциями (soft-skills). Об этом убедительно свидетельствует проведенный нами анализ различий компетентности профессионала и специалиста [14]. С этой точки зрения, искомая теоретическая модель профессиональной подготовки содержит, по крайней мере, два уровня теоретического рассмотрения и практической реализации: уровень подготовки специалиста и уровень подготовки профессионала ФКиС.

Первичным для построения теоретической модели эффективной подготовки профессионала в образовательном пространстве физкультурно-спортивного вуза является определение общих критериев ее эффективности. В наших исследованиях выработаны следующие обобщенные представления о таких критериях:

1. Критерий эффективности. Согласно этому критерию, эффективным может считаться только такой процесс профессиональной подготовки, который, по своей сути, является процессом образования, то есть триединства обучения, воспитания и развития личности. Отсутствие хотя бы одного (любого) элемента этого триединства,

лишает процесс признака образования, и исключает возможность быть эффективным.

2. Критерий продуктивности. Как известно, конечным «продуктом» действительного образования является личность. Рассматривая описанные в литературе уровни организации образовательного процесса и, соответственно, уровни «образовательного» мастерства педагога (по Н.В. Кузьминой), обнаруживаем последовательное возвышение уровня продуктивности образования: от репродуктивного к адаптивному, от него к локальному моделированию знаний, от него к системному моделированию знаний, и, наконец, к системному моделированию личности - конечного «продукта» образования.

3. Критерий коммуникативности. Педагогический процесс (образование) по своей природе является коммуникативным процессом (общение). Можно обоснованно утверждать, что его максимальная эффективность может быть обеспечена столь же высоким уровнем коммуникативности (педагогического общения). При этом высшим уровнем общения, согласно исследованиям М.М. Бахтина, А.А. Бодалева, С.Л. Братченко, М. Бубера, Г.В. Дьяконова и многих других авторов, признается личностно и духовно-нравственно ориентированное диалогическое общение. Таким образом, в соответствии с этим критерием, эффективный образовательный процесс должен быть диалогическим по своей сущности, то есть обеспечивать взаимопонимание, общность, единство и взаимодействие личностных «пространств» участников процесса [2].

4. Критерий креативности. Креативность -одно из наиболее ярких проявлений подлинного профессионализма субъекта деятельности. Профессиональная подготовка как процесс образования не может быть эффективной, если в ней не используются творчески все возможности и резервы личности всех ее участников. Такое использование превращает образовательный процесс в коллективное творчество, существенно увеличивает возможности воспитания и развития креативности и, значит, профессионализма будущего специалиста.

5. Критерий эмоциональности. «Без эмоций никогда не было, нет, и не может быть человеческого искания истины» (Ленин), в том числе, особенно, профессионализма субъекта деятельности. Эффективная профессиональная подготовка должна быть эмоционально насыщенной, вдохновляющей студентов. Важнейшую роль в создании эмоционально-

творческой атмосферы подготовки играют любовь к предмету и увлеченность самого преподавателя, его способность творчески использовать свои эмоциональные ресурсы (эмоциональная креативность) и вдохновлять учащихся. Вдохновение (от корня - дух) - высшая форма эмоциональной креативности [12] и существенный признак профессионализма личности.

6. Критерий экологичности. В работах А. Маслоу [8], посвященных образованию, наряду с креативностью и метамотивацией, подчеркивается значимость психологического, нравственного и духовного здоровья личности для общественного прогресса. Образовательный процесс профессиональной подготовки не может быть эффективным, если в нем «работают» факторы личностного нездоровья участников. Результатом действия этих факторов могут быть хроническая усталость, синдром выгорания, потеря смысла, другие «метапатологии» (по А. Маслоу [8]), «профессиональные деформации личности» (по С.П. Безносову [1]), нервно-психические, физические и другие нарушения здоровья. Экологически благоприятный образовательный процесс, не подверженный действию такого рода факторов, характеризуется постоянно возрастающими интересом, вдохновением, творческим подъемом, «души прекрасными порывами» (Пушкин), способствует воспитанию профессионала.

7. Критерий духовности. Согласно этому критерию, эффективный образовательный процесс профессиональной подготовки призван обогащать (одухотворять) процесс овладения профессиональными компетенциями «личностным духом», или иначе, «личностным фактором, личностным принципом». Как можно видеть, названный здесь фактор (принцип, дух) в значительной мере представлен и в каждом, выше обозначенном критерии. Однако, в действительно эффективной подготовке профессионала среди множества надпрофессиональных компетенций должна быть особенно выделена, обозначена, описана, проанализирована и поставлена «во главу угла» системная характеристика личности (компетенция), выражающая свободу, ответственность, любовь к профессии и к людям, которым профессионал вдохновенно и самоотверженно служит. В многочисленных исследованиях последнего времени [9;12;15] и др., эта системная характеристика («компетенция») личности профессионала названа духовностью личности.

Духовность как системное качество человека

- субъекта труда, его личности и целостной индивидуальности профессионала находит свое выражение:

- в гармонии свободы воли (эту свободу дает профессионалу нравственно ценная ориентация личности, ее деятельности) и свободы действия (ее профессионал получает благодаря высоко квалифицированному, совершенному владению профессиональными компетенциями, образно говоря, своим любимым «ремеслом»);

- в любви к своему «ремеслу», в преданности своему делу, в постоянном стремлении творить через него добро, красоту, истину, любовь, «сеять разумное, доброе, вечное» (Некрасов);

- в принципиально творческом «устройстве» деятельности профессионала - креативности личности;

- в реализации нравственно ценной доминирующей ориентации на модус служения, в отличие от модусов обладания, власти или личных достижений (карьеры);

- в глубокой осмысленности жизни, и столь же «глубокой осознанности предназначения своего «Я»» (В.А. Пономаренко [10]);

- в обогащении (одухотворении) деятельности и стандартного набора профессиональных компетенций специалиста многочисленными надпрофессиональными компетенциями когнитивного, мотивационного, операционального, коммуникативного, эмоционального, ценностного, нравственного, эстетического, творческого, рефлексивного и многих других планов.

Все сказанное о критерии духовности и рассмотрение ее основных проявлений в профессиональной деятельности позволяет говорить об интегрирующей роли духовности (в представленном ее понимании) в формировании компетентности (полной готовности)

профессионала к деятельности и считать ее (духовность, в этом ее понимании) искомым генеральным фактором (О-фактором)

профессионализма субъекта деятельности.

Следующим шагом в построении теоретической модели подготовки профессионала может стать анализ и описание образовательного «пространства» (среды) физкультурно-спортивной профессиональной подготовки. В описании образовательной среды подготовки можно условно выделить:

1. Предметно-содержательное

«пространство».

Во-первых, оно задано системой профессиональных компетенций,

предусмотренных образовательным стандартом

по специальности ФКиС.

Во-вторых, дополнено специфической системой надпрофессиональных компетенций специалиста в самых разнообразных направлениях и профилях физкультурно-спортивной деятельности (спортсмен, педагог-тренер, психолог спорта, физиолог, гигиенист, организатор физкультурно-спортивной

деятельности и здорового образа жизни, фитнес-специалист, массажист, молекулярный диетолог, нутрициолог, юрист, комментатор, историк спорта и т.д. и т.п.).

В-третьих, здесь находит место многообразная по содержанию психолого-педагогическая работа по интеграции компетенций в комплексную (полную) готовность (психологическую, духовно-нравственную, профессиональную и т.п.). Мы полагаем, что сущностное (бытийное) содержание этой работы - обогащение (одухотворение) профессиональной подготовки специалиста (по нормативам образовательных стандартов ФКиС) «духом индивидуальности», духовной культурой личности. Соответствующая программа такой работы - важный структурный компонент модели, кратко обозначенный и описанный ниже.

2. Организационное и коммуникативное «пространство».

Во-первых, речь может идти о разных типах организационной культуры образовательного учреждения ФКиС. При большом разнообразии подходов к пониманию и типологии организационной культуры, проанализированных нами в [6] и [13], наиболее общими ее факторами являются объединяющие ценности организации, поведенческие паттерны (принятые в организации и соответствующие ее ценностям формы поведения) и особенности внутренней интеграции. Наиболее полно эти факторы учтены в типологии организационной культуры учреждения, предлагаемой К. Камероном и Р. Куинном [по 6]. В основу выделения типа организационной культуры положены различия по двум измерениям ценностей и эффективности: а) гибкость и дискретность - стабильность и контроль; б) внутренняя ориентация и интеграция - внешняя ориентация и личностная дифференциация. В результате авторами выделены (теоретически) четыре типа организационной культуры учреждения: клановая, адхократическая, иерархическая и рыночная культура. Разумеется, реальное организационное «устройство» образовательного пространства учреждения ФКиС будет сочетать

черты разных типов в определенном соотношении.

Во-вторых, учитывая обозначенный выше критерий коммуникативности (а в организационной культуре, как можно видеть, отражены не содержательные, а, в большей мере, формальные параметры взаимодействия), необходимо рассмотреть систему

межличностного общения как важнейшей сферы образовательного «пространства» ФКиС. И здесь, наряду с организационной культурой, нами рассмотрена и проанализирована

психологическая культура общения -интегральная характеристика коммуникативного образовательного «пространства» [6;13]. Итогом анализа психологической культуры общения явилось ее определение как фактора подготовки профессионала ФКиС, а также выделение и описание пяти основных ее типов: авторитарно-монологический, индифферентно-

манипулятивный, конформно-рефлексивный, доверительно-альтруистический, диалогический [6;13;14]. Сделан и экспериментально подтвержден вывод, что «диалогический тип... гармонично интегрирует межличностные ориентации, доброжелательность и толерантность клановой организационной культуры; позитивные элементы стабильности и порядка иерархической культуры; целеустремленность и деловитость рыночной культуры; альтруизм, самоотдачу и творческую направленность адхократической культуры», что «позволяет считать диалогическую культуру общения универсальным, оптимальным условием профессионального становления личности будущего специалиста физической культуры и спорта» [6, с.81].

3. Личностно-духовное «пространство». Это специфическое, многомерное и, на наш взгляд, наиболее существенное и значимое

«пространство» профессионального образования кратко описывается взаимосвязанной

совокупностью факторов (параметров, «измерений», направлений и т.п.), составляющих важнейший, описанный выше, духовный критерий эффективности профессиональной подготовки профессионала во взаимодействии с критерием экологичности этого процесса (мотивация; метамотивация; личностное и духовно-нравственное здоровье: патологии, метапатологии; индивидуальность; субъектность; модус жизнедеятельности; ценностные ориентации, жизненные смыслы, духовная культура).

Завершающим этапом построения теоретической модели подготовки

профессионалов ФКиС и, одновременно, этапом ее верификации является этап разработки и реализации собственно рабочей программы подготовки. Он связан с теоретическим обоснованием, структурированием, определением сущностного содержания и предметного наполнения программы психолого-

педагогических «мероприятий», технологий, техник и т.п., проводимых в описанном образовательном пространстве ФКиС на основе вышеописанных принципов и с учетом обозначенных критериев эффективности подготовки.

Названные задачи решаются нами в экспериментальной работе на материале образовательно-воспитательной профессиональной подготовки студентов факультета ФКиС Нижегородского

государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Разработанная нами программа реализована, описана и проанализирована нами [6;13;14], и показала достаточно высокую эффективность.

Литература:

1. Безносов С.П. Профессиональные деформации личности / С.П. Безносов // Вестник Санкт-Петербургского ун-та МВД. - 2012. - № 3. - С. 167-171.

2. Бубер М. Я и Ты / М. Бубер; пер. с нем. - М.: Высшая школа, 1993. - 175 с.

3. Воронцов М.Л. Психологические механизмы формирования профессионализма в подготовке преподавателя-лингвиста: дис ... канд. психол. наук: 19.00.07 / М.Л. Воронцов. - Нижний Новгород. - 2004. -218 с.

4. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала / А.А. Деркач. - М.: Изд-во

Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 751 с.

5. Дружилов С.А. Психология профессионализма: Инженерно-психологический подход / С.А. Дружилов. - 2-е изд. - Харьков: Гуманитарный центр, 2017. - 380 с.

6. Кузьмина С.В. Формирование психологической готовности студентов к профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / С.В. Кузьмина. - Нижний Новгород. - 2010. - 213 с.

7. Ларичев В. Конституция для врачебного сообщества: сб. науч. тр. / В. Ларичев // Актуальные

проблемы науки и гуманитарного образования; под ред. проф. В.В. Рыжова. - М.: Изд-во Русско-американского ун-та, 2014. - С. 122-129.

8. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. - СПб., 2008. - 352 с.

9. Пономаренко В.А. На чьих плечах стоим. М.: Ин-т психологии РАН, 2012.

10. Профессионализм в сфере физической культуры и спорта: учебное пособие / В.Ф. Костюченко, Е.Ф. Орехов, М.Ю. Щенникова, А.А. Германова. - СПб.: НОУ физкультуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, 2014. - 223 с.

11. Рогов Е.И. Психология становления профессионализма / Е.И. Рогов. - Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального ун-та, 2016.

12. Рыжов В.В. Личность: творчество и духовность / В.В. Рыжов. - СПб., 2012. - 489 с.

13. Рыжов В.В., Кузьмина С.В. Психологическая

культура общения как фактор профессиональной подготовки / В.В. Рыжов, С.В. Кузьмина. - М., 2011. -202 с.

14. Рыжов В.В., Кузьмина С.В., Кутасин А.Н. Психологическая культура общения в образовательном процессе и формирование профессионализма будущих специалистов / В.В. Рыжов, С.В. Кузьмина, А.Н. Кутасин // Казанский педагогический журнал. - 2016. -№ 2. - Часть 1. - С. 152-156.

15. Фонарев А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала / А.Р. Фонарев. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005. - 560 с.

16. Шипилов В. Перечень навыков soft skills и способы их развития [Электронный ресурс] / В. Шипилов // Интернет-проект. - Режим доступа: https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml-17.05.2016

Сведения об авторе:

Соколовская Светлана Владимировна (г. Нижний Новгород, Россия), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики прикладных и технических видов спорта Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, e-mail: kuzminasv2013@inbox.ru

Data about the author:

S. Sokolovskaia (Nizhny Novgorod, Russia), Candidate of Psychological Sciences, associate professor, associate professor of the Chair of Theory and methodology of applied and technical sports of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, e-mail: kuzminasv2013@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 23.10.2019 19.00.07 - Педагогическая психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.