УДК 377
АКТУАЛЬНОСТЬ SOFT SKILLS В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПЛАНЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
© 2018
Платонова Раиса Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры Адаптивной физической культуры Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (677013, Россия, Якутск, ул. Белинского, 58, e- mail: [email protected]) Михина Галина Борисовна, кандидат педагогических наук, профессор Департамента психологии и образования Дальневосточный федеральный университет (690091, Россия. Владивосток, ул. Суханова, 8, e- mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы формирования soft skills у будущих специалистов в профессиональных учебных заведениях, их роли в профессиональной карьере и личностном развитии. Цель статьи заключается в обзоре и обобщении научно - теоретических исследований, мнения экспертов, руководителей предприятий, обосновывающих востребованность soft skills при трудоустройстве на современном рынке труда, актуальность развития soft skills в процессе подготовки кадров. Обоснована потребность современного рынка труда в специалистах, максимально эффективно использующих не только профессиональные компетенции, но и с высоким уровнем развития жизненно важных навыков, как творческое решение проблемных ситуаций, креативность, критическое мышление, умение работать в команде, стремление к непрерывному образованию, коммуникативная культура, мультиязычность. Федеральные государственные образовательные стандарты, реализуемые в профессиональных учебных заведениях, предоставляют возможность свободно формировать образовательные программы, требуют достижения запланированных результатов обучения, под которыми понимается система сформированных компетенций (общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и т.д.). Но остается проблемой методика контроля и оценивания надпрофессиональных компетенций будущего специалиста как важного фактора успешности в профессиональной и личностной карьере. Актуализируется необходимость новой формы аттестации будущего специалиста как индикатора уровня сформированности надпрофессиональных компетенций на всех этапах освоения образовательной программы или учете на отдельных учебных дисциплинах.
Ключевые слова: надпрофессиональные компетенции, soft skills, hard skills, профессиональный план, будущие кадры рабочих профессий, карьерная стратегия, универсальные компетенции, стратегии преодоления личностных кризисов, мотивы развития навыков, мультиязычность, волонтерство, коммуникационная культура.
SOFT SKILLS ACTUALITY IN THE PROFESSIONAL PLAN OF FUTURE SPECIALISTS
© 2018
Platonova Raisa Ivanovna, doctor of pedagogical sciences, professor of the department of аdaptive physical culture North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov (677013, Russia, Yakutsk, Belinskogo street, 58, e- mail: [email protected]) Mikhina Galina Borisovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of psychology and education Far Eastern Federal University (690091, Russia,Vladivostok, Sukhanov street, 8, e- mail: [email protected])
Abstract. The article is devoted to the study of the problem of soft skills formation in future specialists in professional educational institutions, their role in professional careers and personal development. The purpose of the article is to review and summarize the scientific and theoretical studies, the opinions of experts, managers of enterprises that justify the demand for soft skills in finding a job in the modern labor market, the relevance of the development of soft skills in the training process. The need of the modern labor market in specialists using not only professional competencies but also with a high level of development of vital skills, such as creative solutions to problem situations, creativity, critical thinking, teamwork skills, the desire for continuous education, a communicative culture, multilanguage. Federal state educational standards, implemented in vocational schools, provide an opportunity to freely form educational programs, require the achievement of planned learning outcomes, which are understood as a system of formed competences (general, professional, professional, etc.). But the problem remains the method of monitoring and evaluating the overprofessional competencies of the future specialist as an important factor of success in professional and personal careers. The need for a new form of attestation of the future specialist is being updated as an indicator of the level of the formation of the above-professional competencies at all stages of mastering the educational program or taking into account individual disciplines.
Keywords: professional skills, soft skills, hard skills, professional plan, future cadres of working professions, career strategy, universal competencies, strategies for overcoming personal crises, motives for developing skills, multilingualism, volunteering, communication culture.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Среди актуальных проблем, связанных с изучением человеческих ресурсов, внимание современных исследователей в последнее годы приковано к вопросам профессионального будущего молодежи, его видения и планирования (М.С.Короткова [1], С.И.Сотникова [2], Е.Н.Полянская [3], Т.Н.Харланова [4] и др.). Все это обусловлено тем, что в юношеском возрасте важным моментом является профессиональный выбор: определение уровня и направления будущего профессионального образования, востребованность будущей профессии, ее «выживаемость» и «альтернативность» в высококонкурентной среде меняющегося рынка труда - стиля занятости,
структуры профессиональной деятельности, квалификационных требований к профессиональным компетенциям, системы и структуры компании, формы работы. Молодежь, являясь носителем современной глобальной культуры, традиций будущего общества, «во время профессионального обучения формирует свою карьерную стратегию, в которой отражается все пути, средства и методы достижения профессионального плана и карьерного успеха» [5]. В работах Л.ВНазаровой. находим следующее определение карьерной стратегии: «перспективные ориентации и активность в личностном, профессиональном, должностном и социально-статусном продвижении, спроектированные исходя из индивидуального карьерного потенциала и в предвидении ослож-
Platonova Raisa Ivanovna, Mikhina Galina Borisovna SOFT SKILLS ACTUALITY IN THE PROFESSIONAL ..
нении карьерной реализации в сверхсложных условиях социальной неопределенности, что связано с объективными причинами, обусловленными динамичной трансформацией в обществе, и субъективными, связанными с особенностями мотивационной сферы личности» [6].
Технологическая революция, форсайт прогнозы, глобальные экономические процессы, «новая занятость» на рынке труда, фокус цифровой экономики на универсальные компетенции как одного из «хитов» меняющегося мира создают кардинально другие условия перед молодежью, порождая новые отрасли, новые актуальные профессии, ставят особые требования к прикладным навыкам и академическим знаниям, приобретают особую значимость надпрофессиональные навыки - soft skills в профессиональной деятельности специалиста. По итогам опроса Сбербанка, озвученного на Всемирном экономическом Форуме в Давосе (2017 г.), 92% работодателей считает самыми необходимыми soft skills при наборе специалистов и фактором успешного карьерного продвижения, при этом только 2% от общего бюджета семьи родители тратят на их развитие.
В результате дизайн и композиция профессионального плана молодежи обретает другой вид и назначение, он становится способом познания самоидентичности, формирования стратегии преодоления личностных кризисов, конструирования позитивного «сценария» своего будущего с ориентацией только на собственный потенциал, активность и самостоятельность, где отсутствует патернализм: надежда на опеку государства, социальный пессимизм, отказ от нового.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновываются авторы. Рассматривая профессиональный план молодежи как важный инструмент для самореализации и самосовершенствования личности в соответствии с вызовами глобального общества и требованиями работодателей и рынка труда, где над-профессиональные навыки - soft skills, чем hard skills в профессиональном будущем и росте молодежи, занимают ключевую роль, считаем необходимым провести обзор научно-теоретических и прикладных исследований. Материалы Гарвардского университета тому подтверждение: 85% успешной профессиональной карьеры человека зависит от soft skills. Существует множество версий в определении понятия «надпрофессиональные навыки» и в раскрытии его содержания: некоторыми «soft skills» и «мягкие навыки» трактуются как синоним, или, наоборот; в содержательном смысле - от личностных качеств человека, позволяющих эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, дополнительных знаний, умений и навыков до ключевых жизненных компетенций. В связи с тем возникает необходимость уточнить эти понятия.
Soft skills (в переводе с англ. языка «гибкие навыки») - комплекс неспециализированных надпрофессиональ-ных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе и высокую производительность.
В национальных стандартах научного образования специалисты США отмечают, экономическая продуктивность общества тесным образом связана с научными и технологическими компетенциями рабочих кадров, профессиональное образование которых способствовало развитию жизненно важных навыков, как творческое решение проблемных ситуаций, креативность, критическое мышление, умение работать в команде, стремление к непрерывному образованию [7]. Авторы исследования выявили, что уровень образования и дохода людей связаны с вовлеченностью их в добровольческие дела, например, приводятся такие данные, что в числе волонтеров 18,7% составляют люди с начальным образованием, 70,7% - со специальным профессиональным образованием [8]. Волонтерство, добровольчество, вовлеченность человека в эту деятельность считаются показателями уровня его общей культуры, ценностных
ориентации, духовных проявлении, социальной активности и позиции, которые в какой-то мере составляют базовую, сущностно - смысловую основу надпрофесси-ональных компетенций. Интересны результаты исследования о мотивах современных студентов - волонтеров в участии в добровольческих делах. Именно мотив развития навыков, которые могли бы при трудоустройстве помочь иметь конкурентные преимущества, повысить свой рейтинг и получить возможность продвижения в карьере, был самым высоким у респондентов (79%) [9].
Имеется исследование, в результате которого сделан вывод о том, что уровень профессионального образования влияет на желание человека самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью, созданием собственного бизнеса, открытием своего предприятия и на его реализацию. Основным мотивом людей с высшим образованием для занятия предпринимательством выступают достаточный доход, желание самореализоваться, брать ответственность на себя, стремление к независимости, самостоятельности. А у большинства населения со средним профессиональным образованием собственный бизнес не предпочтителен, выбирает наемную работу, так как боится рисков, считает недостаточными свой жизненный опыт, уровень образования и личностные компетенции [10].
Для специалистов рабочих профессий при ранжировании ценностей после уровня оплаты труда и стабильности выплаты тесное взаимодействие в трудовом коллективе, добрая атмосфера и взаимное уважение между работниками и администрацией оказались важными. Как видно, на рисунке 1 у подавляющего большинства рабочего персонала имеется среднее и средне - специальное образование, но почти каждый четвертый работник с высшим образованием. Эта тенденция отражает картину на мировом уровне - увеличение числа рабочих, имеющих высшее образование, что связано с переходом производства на автоматизацию, внедрением инновационных технологий и реализацией новых образовательных программ [11].
Рисунок 1 - Уровень образования рабочего персонала в регионах РФ
Мультиязычность в Атласе новых профессий указана как одна из важных надпрофессиональных навыков. Процессы глобализации и интеграции, повлиявшие на ускорение межкультурных обменов, ассимиляций во всех сферах жизни общества, с каждым годом все больше повышает роль знания иностранных языков в профессиональной коммуникации. Несмотря на проведенные исследования, результаты которых подтверждают понимание респондентами сложности построения успешной профессиональной карьеры без иностранного языка, рабочие кадры не в полной мере вовлечены и по работе и личной жизни в глобальный мир, что видно на рисунке 2.
По данным WoridSkШs [11] для большей части рабочего персонала, знание английского языка не является преимущественной компетенцией. Только в отдельных случаях для персонала обслуживающей сферы - работ-
ников гостиницы, ресторана, туризма, магазина - английский язык приобретает необходимость знания на базовом уровне. Отмечается еще один интересный факт, что в Москве по сравнению с другими регионами низка доля знающих английский язык на базовом уровне. Возможно, такая ситуация связана с тем, что жители Москвы не идут в рабочие профессии, заполняют рынок труда по рабочим профессиям мигранты из ближнего и дальнего зарубежья, для которых знание русского языка является важной компетенцией, нежели английский.
состоящая из 3 универсальных навыков, которые будут ориентиром в формировании универсальных компетенций у молодежи, которая представлена на рисунке 3.
В современном образовании и на рынке труда происходят активные инновационные изменения в связи с быстрым развитием современных технологий. Динамичный переход на шестой технологический уклад (нанотехнологии) требует информированных, высококвалифицированных выпускников среднего и высшего образования. Как мы знаем, технологический уклад (волна) - совокупность технологий, характерный для определенного уровня развития производства. В связи с научным и технологическим прогрессом происходит переход от более низких укладов к более высоким, прогрессивным. Технологический уклад характеризуется единым техническим уровнем составляющих его производств, связанных потоками качественно однородных ресурсов, опирающихся на общие ресурсы квалифицированной рабочей силы, общий научно - технологический потенциал и другое. Для работы в такой инновационной системе важно будущим специалистам научиться самостоятельно составлять свой будущий профессиональный план и прилагать все усилия для его реализации [13, 14, 15].
Рисунок 2 - Уровень владения английским языком
рабочего персонала по городам и регионам России
По результатам исследования авторы резюмируют, что, несмотря на стабильность спроса производства в рабочих кадрах, сегодня конкуренция на отечественном рынке невысока. Ситуация может измениться при массовом переходе производства на автоматизацию и роботизацию трудовой деятельности. По опыту зарубежных стран в данном случае рабочие профессии переориентируются на контроль производственных процессов, что, следовательно, потребует от соискателей высокопрофессиональных знаний IT-технологий, системного мышления, умения работать удаленно, управлять процессами, сложными автоматизированными комплексами через постоянное совершенствование универсальных и развитие профессиональных компетенций. Как прогнозируют специалисты, цифровизация процессов производства, освобождая работников от решения сложных задач, будет существенно повышать требования к квалификационной характеристике профессий [12]. Традиционный принцип распределения ответственности «1 работник - одна задача» станет другим: команда или один работник отвечают за комплексный процесс или за несколько процессов разных профилей. В связи с масштабным проникновением во все сферы жизнедеятельности человека алгоритмов и компьютерных разработок творческое начало, коммуникационная культура, эмоциональный интеллект, не IQ, а LQ - потенциал любить, умение взаимодействовать с людьми на основе общечеловеческих ценностей станут на рынке труда наиболее конкурентными компетенциями. Требуется создание среды, в которой развитие и самореализация человека, фокусирование образовательных программ не на воспроизводство знаний, а на развитие личностных и метапредметных компетенций являются главным условием. По материалам исследования 91% работодателей отмечает недостаточность прикладных знаний, универсальных компетенций у выпускников, почти 25% трудоустраиваются не по специальности полученного диплома.
Накопилось множество подходов к набору универсальных компетенций - Библиотеки компетенций Lominger, Сбербанка, RosExpert/Korn Ferry, НИУ «Высшая школа экономики», WorldSkills Russia и Global Education Futures - наиболее востребованные для успешной профессиональной карьеры в новом контексте, что затруднял выбор и актуализацию при подготовке будущих специалистов. На основе консенсус - мнения экспертов разработана Целевая модель компетенций 2025,
Рисунок 3 - Целевая модель компетенций 2025
Важно будущим специалистам с первого курса дать разработать индивидуальный план развития, где описываются цели развития, алгоритм действий и различных мероприятий, ведущих к достижению намеченных целей. Проведенное нами пилотажное исследование подтвердило гипотезу о том, что студенты в составлении профессионального плана не всегда предусматривают надпрофессиональные компетенции как важный фактор профессионального и личностного успеха, не отражают их или не представляют какую самостоятельную, постоянную работу над собой, ответственность требуют.
Специалисты считают, «целенаправленная и систематическая» работа по составлению профессионального плана студентов юношеского возраста «может реально снизить социально-экономическую напряженность в регионе благодаря тому, что подростки, которые через пять-шесть лет придут на рынок труда, выберут свою профессию и будут иметь профессиональный план с учетом не только своих интересов, но и требований профессии и рынка труда» [16]. В этой же работе автор приводит данные о планах в профессиональной деятельности молодых людей. На первом месте респонденты ответили, что в будущем себя видят «настоящим специалистом в своем деле», далее следуют такие ответы, как «иметь интересную работу». Здесь важно отметить, что у молодежи изменилось прагматическое отношение к своему профессиональному будущему - «иметь постоянную работу, гарантированное будущее с постоянной зарплатой». Желание «иметь солидное будущее, ответственную руководящую должность» занимает в профессиональных планах современных подростков четвертое место [16]. В работе имеются интересные результаты
Platonova Raisa Ivanovna, Mikhina Galina Borisovna SOFT SKILLS ACTUALITY IN THE PROFESSIONAL ..
о профессиональных планах молодежи: большинство осознают «важность образования как фактора успеха в жизни», усердного и упорного труда. Этот момент доказывает, что современная молодежь понимает, что в достижении успеха в своей профессиональной деятельности нужно рассчитывать только на себя, что достижение успеха в профессиональном плане требует значительного вложения в образование и труд.
Как показывает в реалии жизни, в учебных заведениях не заканчивается формирование личности специалиста, он продолжается всю жизнь в ходе практической деятельности и различных форм непрерывного повышения квалификации выпускника-специалиста. Учебное заведение может проектировать свое воздействие лишь на ближайшую перспективу заданной профессиональной деятельности специалиста, и это должно быть хорошо известно и понятно не только преподавателям, но и выпускникам учебного заведения для того, чтобы предостеречь их от консерватизма и застоя в будущем. С этой точки зрения наиболее прогрессивным методом планирования профессиональной подготовки специалиста, адаптированного к вызовам современного рынка труда, может быть использование метода практико-ориенти-рованного профессионального планирования, учитывающего взаимосвязь различных профильных дисциплин учебного процесса в СПО и ВУЗе.
Например, в образовательных учреждениях могут быть созданы коллаборативные связи между образовательными учреждениями СПО и учебными подразделениями вузов по смежным направлениям подготовки путем разработки и внедрения совместных учебных планов и дисциплин регионального характера, учитывающих особенности региона.
Также при разработке подобных совместных профессиональных планов должны принять активное участие научно-исследовательские и опытно конструкторские организации и производственные предприятия. Федеральные государственные образовательные стандарты, реализуемые в профессиональных учебных заведениях, предоставляют возможность свободно формировать образовательные программы, требуют достижения запланированных результатов обучения, под которыми понимается система сформированных компетенций (общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и т.д.).
Но остается проблемой методика контроля и оценивания надпрофессиональных компетенций будущего специалиста как важного фактора успешности в профессиональной и личностной карьере. Актуализируется необходимость новой формы аттестации будущего специалиста как индикатора уровня сформированно-сти надпрофессиональных компетенций на всех этапах освоения образовательной программы или учете на отдельных учебных дисциплинах.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В настоящее время проблема планирования профессиональной карьеры молодых людей особенно интересна среди российских и иностранных ученых.
По нашему мнению, одна из самых многообещающих областей исследования в этой области - исследование карьеры, планирующей молодых людей, принимая во внимание ее этнокультурные особенности. В первую очередь, это вызвано реформой всех главных сфер общества, а также процессов глобализации и, в то же время, рост этнического самосознания народов, которое влечет за собой изменение в отношении ко многим процессам и явлениям, которые до сих пор остались вне поля зрения исследователей.
Результаты анализа зарубежных и отечественных образовательных практик и исследований свидетельствуют о том, что формирование надпрофессиональных компетенций в условиях среднего профессионального и высшего образования может эффективно осуществлять-
ся на основе действующих ФГОС в рамках учебных дисциплин, модулей, внеаудиторной деятельности и самостоятельной работы студента.
Поиск эффективных средств и методов развития над-профессиональных компетенций будущих специалистов в процессе обучения - актуальная проблема современного профессионального образования: диагностика и развитие уникальных личностных качеств, творческих способностей, ценностных ориентаций и мотивации, формирующих внутренний потенциал молодых специалистов на самореализацию, самосовершенствование и самоорганизацию профессиональной деятельности, жизни, которые позволят принимать решения самостоятельно и активно действовать, опережая меняющиеся условия и вызовы общества.
Сегодня профессиональная компетентность работника, по мнению руководителей крупных компаний, не является первостепенной, так как ее можно получить, повысить через корпоративные образовательные программы.
Креативная экономика будет требовать новый подход к отбору персонала, в котором самым востребованным качеством будет уникальность человека, именно то, что даст ему максимально эффективно проявить себя ради своего благополучия, коллектива и общества в целом.
Социально-экономические изменения, произошедшие в нашей стране за последнее десятилетие, привели к жёсткой конкуренции на рынке труда, которая предъявляет к молодым специалистам всё более высокие требования.
В настоящее время на рынке труда формируется конкурентная среда, в которой способен развиваться и работать с наилучшей отдачей только специалист высокого уровня квалификации.
Данное обстоятельство требует повышенную ответственность образовательных профессиональных учреждений за качество подготовки выпускников, которым предстоит пройти на конкурсной основе жёсткий отбор на рынке труда.
В странах-лидерах идет активная трансформация образовательных систем с концентрацией на развитие когнитивных и универсальных навыков вместо «передачи» знаний, переквалификация национальных трудовых ресурсов, поиск и привлечение лучших специалистов в образовательном процессе, максимально эффективно используя весь потенциал цифровизации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. КоротковаМ.С. Карьерные планы старшекурсников и требования рынка труда: проблема соответствия // Знание. Понимание. Умение. — 2016. - № 3. - С. 328-338.
2. Сотникова С.И., Сотников Н.З. Стратегическое управление карьерой как инструмент достижения конкурентоспособности персонала //Вестник Омского университета. — 2014. - № 1. - С. 60-65.
3. Полянская Е.Н. Карьерные ориентации современной молодежи // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №2. - С. 41-55.
4. Харланова Т.Н. Развитие карьерных ориентаций студенческой молодежи в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. психол. наук. М., 2015. - 261 с.
5. Коваленко К.Ю. Стратегии профессиональной карьеры // Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях. Белгород, Изд.: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2013. - С. 280-288.
6. Назарова Л. В. Карьерные стратегии студенческой молодежи в современном российском обществе: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов-на-Дону, 2011. - 31 с.
7. Masakure O. Education and entrepreneurship in Canada: evidence from (repeated) cross-sectional data. Education Economics. Available at: http: //dx.doi.org /10.1080/0965292.2014.891003.
8. Социально-экономическая эффективность: опыт США. Система саморазвития. М.: Наука, 2000. - С. 132.
9. Шуваева Е.И., Петрова Н.В. Мотивация и вовлеченность студентов в благотворительную деятельность // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2016. - С. 88 -100.
10. Mair J., Robinson J., Hockerts K. SocialEnterreneurship, 2006, 256p.
11. Рынок труда: рабочие профессии. [Электронный ресурс]. URL: https://worldsHunter.pdf. (дата обращения: 20.08.2018).
12. Россия 2025: от кадров к талантам. [Электронный ресурс]. URL: https://worldskills.ru/-175469.pdf (дата обращения: 21.08.2018)
13. Ляхно Н.И. Научно-методические подходы и оценка влияния научно-технологических процессов (НТП) на социально-экономическое развитие //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 1 (6). С. 66-69.
14. Яковлева ЕЛ., Селиверстова Н.С., Григорьева О.В. Концепция электронного кочевника: риски развития цифровой экономики // Актуальные проблемы экономики и права. 2017. Т. 11. № 4 (44). С. 226-241.
15. Сударушкина И.В., Стефанова Н.А. Цифровая экономика // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 182-184.
16. Ховалыг Н.К-К. Профессиональные планы и жизненные ценности молодежи // Академический вестник Института образования взрослых академии образования, 2016. - С. 47.
Статья поступила в редакцию 29.09.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018